Пожарная безопасность стоянки автомобилей и паркинга: требования

Содержание

Пожарная безопасность подземных автостоянок — на что обратить внимание перед проверкой

Купить квартиру в новостройке с собственным паркингом — для многих это если не американская мечта, то точно признак стабильного среднего класса. Однако подземная стоянка — не только надежная защита семейного автомобиля от непогоды и хулиганов, но и потенциальная угроза пожара.

Бензин, большое скопление машин и замкнутое пространство вполне способны спалить весь ЖК, поэтому правила пожарной безопасности в паркинге многоквартирного дома заслуживают особого внимания инспектора МЧС и ответственного за ПБ. Конечно, в первую очередь требования касаются застройщиков и руководства ЖК, но и обычным автолюбителям нужно быть начеку.

Виды стоянок

Автостоянка — специализированный строительный объект для хранения транспорта. К сожалению, в нормативный перечень не попали велосипеды, но скутеры и мотоциклы могут находиться на подобных площадках наравне с автомобилями.

Стоянки бывают нескольких типов: открытые, подземные и встроенные.

Открытые

Используются как для временного, так и для постоянного хранения транспорта. Они могут быть общественными, внутридворовыми, объектовыми и перехватывающими.

Если с первыми все понятно, то о последних нужно немного рассказать.

Объектовые стоянки предназначены для транспорта на предприятиях, а также для складского оборудования.

Перехватывающие парковки располагаются у станций метрополитена, железных дорог и городского наземного электротранспорта. Благодаря им люди могут пересесть с одного вида транспорта на другой и быстро добраться до центра города.

Кроме того, открытые стоянки бывают:

  • платными или нет;
  • под охраной и безнадзорными;
  • огражденные и со свободным доступом;
  • без навесов и крытые;
  • заглубленные — половина высоты сооружения находится ниже уровня земли.

Подземные

К этому виду относятся все помещения для хранения транспорта, пол которых располагается более чем на 50% ниже уровня земли.

Подземный паркинг бывает:

  • одноэтажным или нет;
  • водитель сам выбирает парковочное место, или парковка производится с помощью механизмов.

Также машина может стоять в общем пространстве с внутренним выездом на каждый этаж, либо помещаться в отдельный бокс, имеющий выезд на улицу.

Встроенные

правила пожарной безопасности в паркинге многоквартирного дома

Могут быть как открытыми, так и закрытыми. Главное отличие — такие паркинги встраиваются в объекты, предназначенные для других целей. Например, жилой комплекс имеет собственный паркинг, подобные стоянки бывают и в бизнес-центрах или же в гипермаркетах.

Поскольку в этом случае парковка является пристройкой, она регламентирована строгими нормативами и должна согласовываться на этапе проектирования всего здания.

Стоянки автомобилей: требования пожарной безопасности к каждому виду

подземные автостоянки требования пожарной безопасности

Все правила и нормативы регламентируются документами:

  • ТР о требованиях ПБ от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ;
  • Правилами противопожарного режима в Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390;
  • «СП 113.13330.2016. Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99*»;
  • «СП 154.13130.2013. Встроенные подземные автостоянки. Требования пожарной безопасности»;
  • «СП 300.1325800.2017. Системы струйной вентиляции и дымоудаления подземных и крытых автостоянок. Правила проектирования»;
  • «СП 5.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»;
  • СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» от 25 сентября 2007 года № 74.

От документов перейдем к более понятным описаниям. Перед тем как рассказать о правилах к каждому типу парковок, необходимо обозначить, что запрещено на любой автостоянке:

  1. Нарушение принятого плана расстановки машин, а также допущение загруженности паркинга сверх регламента.
  2. Перекрытие проездов, загромождение ворот.
  3. Пожароопасные работы на парковке: сварка, резка металла, термообработка, покраска, использование легковоспламеняющихся жидкостей.
  4. Хранение емкостей с горючими веществами в неплотно закрытой таре, а также их утечка.
  5. Подзарядка АКБ без съема с автомобиля, кроме электромобилей и гибридных моделей.
  6. Использование открытого огня на территории паркинга с любыми целями.
  7. Парковка транспорта, который перевозит топливо или горючие газы.

Требования пожарной безопасности для открытых стоянок

Согласно действующим регламентам, на подобном паркинге запрещено хранить мусор, топливо, иные горючие материалы.

В полосе противопожарного разрыва между соседними зданиями нужно постоянно убирать любой мусор, в том числе косить траву и сгребать листву.

Площадь паркинга должна соответствовать строительным нормам населенного пункта.

Требования пожарной безопасности для подземных автостоянок

Этот тип паркинга особенно опасен при возгорании: помещение быстро заполнится дымом и токсичными газами. Поэтому он обязательно оборудуется пожарной сигнализацией, средствами дымоудаления и стационарной системой пожаротушения.

Требования ПБ для встроенных подземных автостоянок

Могут быть не более пяти этажей. От основного здания должны обязательно огораживаться противопожарными стенами, а также иметь специальные перекрытия.

Эвакуационные пути

класс функциональной пожарной опасности стоянки автомобилей

В многоэтажных подземных и наземных паркингах на каждом этаже должно быть не менее двух выходов, если подземная стоянка занимает один этаж — эвакуация допускается через лестничную клетку либо отдельный выход на улицу.

При этом ширина лестницы должна быть не менее 1 метра. Расстояние между выходами может составлять 40 м, в тупике — 20 м. Для наземного паркинга 60 м и 25 м соответственно.

Как и на других объектах, на стоянке должен быть план эвакуации с обозначением местонахождения средств пожаротушения. На протяжении всего аварийного маршрута необходимо разместить светодиодные указатели и запасное освещение.

Противопожарный водопровод

встроенные подземные автостоянки требования пожарной безопасности

Характеристики и расположение водопровода для автостоянок прописаны в отдельном «СП 10.13130.2009». Для внутреннего пожаротушения закрытых стоянок число струй воды и ее расход определяется площадью помещения: от 0,5 м до 5000 м2 требуется две струи по 2,5 л/с, а более 5000 м2 — две струи по 5 л/с.

Если стоянка имеет не более двух этажей с выходами на улицу и функционирует по боксовому типу, то наличие водопровода необязательно.

В подземных многоэтажных паркингах водопровод должен иметь наружные патрубки, чтобы при необходимости присоединить передвижную противопожарную станцию. В подобных сооружениях пол оснащается водоотведением в ливневую канализацию, а пожарный водопровод устанавливается отдельно от обычных систем водоснабжения.

Вентиляция и дымоудаление

стоянки автомобилей требования пожарной безопасности

22 февраля 2018 года был введен в действие новый свод правил «СП 300.1325800.2017». Согласно ему, в подземных и закрытых наземных автостоянках должна быть система дымоудаления и вентиляция.

При этом сама система обязательно состоит из частей:

  • приточно-вытяжной — отвечает за удаление загрязненного воздуха и подачу свежего;
  • противодымной;
  • струйной.

Строение вентиляции и состав ее комплектующих выбирают исходя из проектных документов помещения, его особенностей и пожарного риска.

хранение шин в паркинге пожарная безопасность

Регламенты для систем автоматического пожаротушения (АУПТ) и автоматической пожарной сигнализации (АУПС) приведены в «СП 5.13130.2009».

Исходя из этого документа, АУПТ обязательно для:

  • закрытых наземных парковок в два и более этажа;
  • одноэтажных наземных парковок 1–3 степени огнестойкости (более 7000 м2), 4 степени (более 3600 м2);
  • одноэтажных наземных парковок класса конструктивной пожарной опасности С1 (более 2000 м2), С2 и С3 от 1000 м2.

Все подземные паркинги должны оборудоваться АУПТ в обязательном порядке.

АУПС монтируют на одноэтажных закрытых наземных стоянках площадью менее 1000 м 2 или с количеством машино-мест до 25 единиц, либо в отдельных автомобильных боксах.

В многоэтажных наземных закрытых стоянках до 100 машин должны быть установлены системы оповещения и управления эвакуацией людей (СОУЭ) первого типа, а на стоянках, вмещающих более 100 автомобилей — второго.

Подземные паркинги вместимостью до 50 машин оборудуются СОУЭ 2-го типа, от 50 до 200 — третьего, более 200 — четвертого.

Какие требования ПБ при хранении велосипедов в паркинге?

Как говорилось в начале статьи, велосипед не входит в перечень транспорта, который можно хранить на автостоянке.

Прямого запрета не существует, однако двухколесный друг загромождает проходы, в том числе может стать препятствием на эвакуационном пути. Вопреки сложившемуся мнению, собственное парковочное место не означает, что водитель может хранить на нем все, что пожелает.

Бунтари получат предупреждение от администрации, а особо упрямые — штраф, и, возможно, отказ в паркоместе.

Какие требования ПБ при хранении колес, шин в паркинге?

Хранению даже одного сезонного комплекта покрышек ни администрация, ни проверяющие органы рады точно не будут. Резина — легковоспламеняемый материал, увеличивающий пожароопасность стоянки в несколько раз.

Поэтому по нормам пожарной безопасности хранение шин в паркинге запрещено.

Допускается ли установка ящиков для различных предметов?

Прямого запрета на размещение шкафа или стеллажа нет, на это смотрят намного лояльнее, чем на шины. Однако есть запрет на хранение промасленной ветоши и горючих материалов, даже если они находятся в металлической таре.

К сожалению, не все пользователи парковок изучают требования ПБ и беспрекословно следуют им. Поэтому перед визитом инспектора МЧС, советуем провести пожарный аудит. Сотрудник «ПожСистемСтрой» до официальной проверки оценит состояние паркинга и выявит все нарушения, которые вы успеет устранить и не получите штраф из-за недобросовестных автолюбителей!

Выезд инженера в удобный вам день недели. Чтобы получить бесплатную консультацию или заказать услугу, просто заполните форму обратной связи.

Пожарная безопасность автостоянки (паркинга и стоянки автомобилей)

Статистика происшествий показывает, что угоны, поджоги, вандализм в отношении автомобилей, принадлежащих гражданам, являются ежедневными событиями. Учитывая стоимость автомобилей, затраты на ремонт после противоправных действий злоумышленников, важной проблемой становится безопасное хранение транспортных средств.

Читать статью  Статья 20. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам при эксплуатации транспортных средств КонсультантПлюс

Для владельцев автомашин, проживающих в многоквартирных домах, существует два варианта решения этой задачи:

  • Приобретение индивидуального гаражного бокса.
  • Хранение автомобиля на автостоянке, в здании паркинга, отвечающих требованиям строительных норм и противопожарных правил.

Открытая автостоянка

Виды автостоянок

По определению СП 113.13330.2016, автостоянками, называемыми также парковками, паркингами, гаражами-стоянками, считают строительные объекты, а также их выделенные части, пожарные отсеки, помещения; или оборудованные открытые площадки, что специально предназначены для хранения легковых автомашин, микроавтобусов, других видов транспорта с мотором/двигателем – мотороллеров, мотоциклов, мотоколясок, мопедов, скутеров.

Следует отметить, что велосипеды, за возможность невозбранного хранения которых на автостоянках, в зданиях паркингов, наравне с вышеперечисленными транспортными средствами, ратуют многие граждане-владельцы, в этот нормативно утвержденный список не попали.

Согласно указаниям свода правил хранение легковых автомашин, другого личного транспорта на автостоянках, в паркингах, на закрепленных за каждым владельцем местах, может быть постоянным, длительностью больше 12 часов; или временным – на стоянках общественного, платного пользования.

Среди многообразия разновидностей стоянок для хранения автомобилей выделяют три основных вида, включающих все типы, зависящие от места размещения, обустройства, строительного исполнения, способов заезда, расстановки личного транспорта.

Открытые

Стоянки открытого типа для временной парковки, длительного хранения легкового автотранспорта бывают следующих типов:

  • Внутри дворовыми – для жителей многоквартирных зданий, гостей, посетителей.
  • Общественными, расположенными в административной, общественно-деловой части населенного пункта.
  • Объектовыми, обустраиваемыми для хранения легкового автотранспорта работников производственных предприятий, складских комплексов.
  • Перехватывающими – для временного размещения автомобилей граждан, следующих в центры крупных городов, что обустраивают вблизи станций метрополитена, железной дороги, остановок наземного городского электротранспорта.

ognetushitel v avtomobil

Открытые автостоянки, паркинги также могут быть:

  • Платными, обустроенными, постоянно обслуживаемыми организациями, оказывающими такой вид услуг населению, или общественными – бесплатными.
  • Охраняемыми и без организации охраны.
  • Имеющими ограждение для ограничения свободного доступа помимо ворот, калиток, как правило, в виде легко просматриваемых металлических конструкций, сеток, или без него.
  • Обвалованными – наземными или заглубленными автостоянками с обвалованием грунтом, выступающим больше чем на 50% от уровня земли.
  • Открытыми стоянками, обустраиваемыми на эксплуатируемых кровлях строительных объектов, без установки навесов.

Кроме того, СП 113.13330, к наземным стоянкам открытого типа относит автостоянки, размещаемые в строительных объектах, в которых не меньше 50% поверхности наружного ограждения на любом этаже/ярусе составляют открытые проемы, без какого-либо заполнения, а остальное – парапеты.

А также, как в гаражах автопредприятий, гаражах-стоянках организаций, на территории открытых стоянок допускается размещение постов технического сервиса, текущего ремонта легковых автомобилей.

Пожарная безопасность открытых автостоянок в основном обеспечивается:

  • Наличием, не захламлением, запретом хранения сгораемых материалов, своевременной уборкой растительного мусора в противопожарных разрывах до жилых, общественных, производственных строительных объектов.
  • Обеспечением сквозных основных поездов по территории, в том числе для свободного следования, подъезда автотехники пожарных подразделений к месту возгорания.
  • Строгим соблюдением противопожарного режима, в том числе категорическим запретом курения, сливо-наливных операций с горючими жидкостями.
  • Регулярным обходом территории на охраняемых автостоянках.
  • Обязательным оборудованием территории автостоянок переносными, передвижными огнетушителями, с организацией хранения в холодный период в отапливаемых помещениях.

Подземные

Такими стоянками считают строительные объекты, в которых все этажи имеют отметку пола помещений для расстановки, хранения легкового автотранспорта больше, чем на 50% высоты, ниже планировки отметки земли вокруг сооружения.

Подземные паркинги строятся как одно-, так многоэтажными, в зависимости от потребностей населения, рельефа местности, качества геологических пород, наличия грунтовых вод в местах возведения.

Существуют как традиционные подземные автостоянки, где владельцы легкового транспорта сами маневрируют, размещают машины на выделенных местах, так и автоматизированные, полумеханизированные паркинги, в которых транспортировка осуществляется водителем с помощью устройств, механизмов, или вовсе без его участия.

Подземная парковка

Подземная парковка Фотограф: Jaymantri

В подземных паркингах допускается:

  • Манежное хранение автомашин, когда они размещаются в общем помещении, имея свободный выезд на внутренний проезд каждого этажа.
  • Боксовое хранение легковых автомашин, когда они находятся в отдельных боксах, обеспеченных выездом наружу, во внутренний проезд.

Боксовое хранение, с разделением машиномест даже противопожарными перегородками, не допускается требованиями пункта 5.2.6 СП 154.13130.2013 во встроенных подземных автостоянках.

Допустимо устройство сетчатого ограждения, выполняемого из негорючих материалов, веществ, чтобы выделять места постоянного хранения автомобилей.

Пожарная опасность подземного паркинга обусловлена как высоким уровнем пожарной нагрузки на единицу площади, так и коротким периодом заполнения токсичными летучими продуктами горения всех помещений, что снижает вероятность безопасной эвакуации людей, находящихся на этажах, сильно затрудняет разведку места возникновения очага возгорания, тушение пожара.

Для успешного преодоления этих серьезных проблем подземные паркинги для размещения личного автотранспорта должны в обязательном порядке оборудоваться стационарными системами пожаротушения, дымоудаления, оповещения людей.

Встроенные

Такие автостоянки, что встраиваются или пристраиваются к строительным объектам другого функционального назначения могут быть как подземными, так и надземными сооружениями.

Требования пожарной безопасности к таким автостоянкам специфические, довольно жесткие как в части проектных решений по строительным конструкциям, объему, планировкам, так и к инженерным системам таких объектов.

Это не удивительно, так как встроенно-пристроенные автостоянки являются частью жилых многоквартирных домов, общественных объектов с массовым нахождением покупателей, посетителей.

Встроенная автостоянка

Требования пожарной безопасности

«ППР в РФ» запрещает на открытых автостоянках, под навесами для хранения транспорта, в помещениях паркинга, гаража-стоянки:

  • Размещать автотранспорт в количестве, что превышает предусмотренное проектными решениями для данного защищаемого объекта, нарушать план расстановки, в том числе уменьшая расстояния между автомашинами.
  • Допускать загромождение ворот, проездов.
  • Выполнять огнеопасные работы, связанные с термической обработкой, сваркой, резкой металлов, столярные, малярные виды работ; промывать детали, используя горючие, легко воспламеняемые жидкости.
  • Допускать утечку, проливы топлива, смазочных масел, не закрытие горловин топливных баков.
  • Сливоналивные работы с топливом.
  • Хранение любых нефтепродуктов, а также тары из-под топлива, смазочных материалов.
  • Производить подзарядку аккумуляторных батарей, не снимая с автомобилей, так как при этом выделяются горючие газы. Исключение – гибридные и электромобили.
  • Разогревать двигатели, пользоваться для освещения любыми источниками открытого огня.
  • Устанавливать автотранспорт, что предназначен для транспортировки горючих газов, жидкостей, ЛВЖ.

Кроме того, для каждого основного вида автостоянок, паркингов существуют отдельные требования:

  • СП 113.13330, СП 154.13130. о правилах проектирования струйной вентиляции, систем дымоудаления из крытых, подземных стоянок для хранения автомобилей. о методиках испытаний противодымной защиты строительных объектов при сдаче-приемке, периодическом обслуживании.

Открытого паркинга

Стоянки автомобилей открытого вида проектируют в части определения размера земельных участков по требованиям СП 42.13330.2016 о планировке, застройке населенных пунктов, а противопожарные разрывы до зданий жилого, общественного назначения принимают по указаниям СП 4.13130.2013 об ограничении развития пожаров на защищаемых объектах.

Подземной стоянки

По указаниям СП 5.13130.2009 о проектировании установок сигнализации о пожаре, систем пожаротушения:

  • Подземные, надземные автостоянки этажностью от 2 этажей, независимо от суммарных площадей, а также здания автоматизированных, механизированных паркингов, независимо от количества этажей, общей площади, оборудуются автоматическими установками пожаротушения.
  • Надземные одноэтажные автостоянки закрытого типа I–III степеней стойкости к огню защищаются системами тушения пожаров, если общая площадь строительных объектов больше 7 тыс. м 2 , установками сигнализации о пожаре с датчиками дыма, если меньше 7 тыс. м 2 .

Встроенной автостоянки

Как подземные, так и надземные автостоянки, что пристраиваются к строительным объектам иного назначения, должны отделяться противопожарными стенами 1 типа.

Встраиваемые подземные паркинги не могут иметь больше 5 подземных этажей, при этом отделяются от пожарных отсеков строительных объектов противопожарными перекрытиями, стенами 1 типа.

В многоквартирных домах:

  • Встроенные подземные паркинги допустимо отделять от жилых помещений техническим этажом, выделяемым противопожарными перекрытиями 2 типа.
  • Следует предусматривать встроенные стоянки для легкового автотранспорта исключительно для индивидуальных владельцев, закрепляя постоянные места.

В одноквартирных жилых домах, включая таунхаусы, возможно встраивать автостоянки независимо от степени стойкости к огню, класса пожарной опасности строительного конструктива объекта, при этом выделяя гараж противопожарными преградами с пределом стойкости EI 45.

Во встроенных подземных паркингах категорически запрещена стоянка, хранение легковых автомобилей, микроавтобусов с двигателями, что работают на сжатом природном, сжиженном нефтяном газе.

Методические рекомендации по проектированию инженерных систем стоянок автомобилей (Минстрой России) доступны по кнопке Скачать после статьи.

В методических рекомендациях рассмотрены принципы построения инженерных систем стоянок автомобилей (в том числе систем противопожарной защиты). Рекомендации предназначены для трактовки различных вариантов применения инженерных систем стоянок автомобилей с использованием проектных решений, прошедших экспертные согласования.

Разработаны в соответствии с федеральными законами от 30 декабря 2009 г. №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Ответы на вопросы

Хранение велосипедов

Какие требования ПБ при хранении велосипедов в паркинге?

Никаких, так как велосипеды не входят в нормативно утвержденный список транспорта, хранящегося на автостоянках, в паркингах.

Bezopasnost na lichnom avtotransporte.1

Вопреки мнению многих владельцев, считающих выделенное место для хранения автомобиля своей «крепостью», пункт 5.2.6 СП 154.13130 категорически запрещает там хранение горючих, легко воспламеняемых жидкостей, авторезины; других видов горючих предметов, а также негорючих – в сгораемой упаковке.

Под определение этих запрещенных предметов вполне попадают велосипеды, принадлежащие владельцам машиномест во встроенных подземных паркингах.

Прямого же запрета на хранение велосипедов на открытых автостоянках, в отдельно расположенных надземных, подземных паркингах в противопожарных нормативных документах не существует.

Однако учитывая, что подобными действиями загромождаются проходы на местах стоянки – между, вокруг автомобилей, где и так, как правило, немного свободного пространства, то ни правлением, ни общими собраниями собственников автостоянок, требования владельцев велосипедов обычно не поддерживаются.

Читать статью  Требования безопасности при эксплуатации пожарного автомобиля общего применения. — Студопедия

Хранение резины и шин

Какие требования ПБ при хранении колес, шин (резины) в паркинге?

Строго запретительные, на основании требований 5.2.6 СП 154.13130 в отношении хранения авторезины во встроенных подземных автостоянках.

Обычно администрация, правление, общие собрания собственников любых видов таких объектов, прекрасно понимая, что при массовом хранении как минимум сезонных комплектов шин резко увеличится пожарная нагрузка; не в восторге будут представители любых проверяющих органов, включая сотрудников федерального пожарного надзора, на корню пресекают такие желания.

Установка ящиков

Допускается ли установка ящиков (шкафов, включая металлические) для хранения различных предметов?

Прямого запрета в противопожарных нормах нет. Единственное исключение – это запрет на хранение в металлических ящиках, шкафах горючих материалов, в том числе все тех же автошин, тары с ГЖ, ЛВЖ.

«Встроенные подземные автостоянки требования пожарной безопасности»

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации, правила применения сводов правил установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Применение настоящего свода правил обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности к подземным помещениям для стоянки (хранения) легковых автомобилей, встроенным в здания другого функционального назначения независимо от форм собственности, установленных Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Сведения о своде правил

1. Разработан и внесен Федеральным государственным учреждением «Всероссийский ордена «Знак почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны» (ФГБУ ВНИИПО МЧС России).

2. Утвержден и введен в действие Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) от 21 февраля 2013 г. N 117.

3. Зарегисрирован Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии 22 марта 2013 года.

4. Введен впервые.

Информация об изменениях к настоящему своду правил публикуется разработчиком в его официальных печатных изданиях и размещается в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме. В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация и уведомления размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет.

1. Область применения

Настоящий свод правил применяется при проектировании и строительстве вновь строящихся и реконструируемых подземных помещений для стоянки (хранения) легковых автомобилей, встроенных в здания другого функционального назначения, и содержит специфические для данных объектов защиты требования пожарной безопасности к объемно-планировочным, конструктивным решениям и инженерному оборудованию данных объектов.

При проектировании встроенных подземных автостоянок наряду с положениями настоящего свода правил следует руководствоваться другими действующими нормативными документами по пожарной безопасности.

2. Нормативные ссылки

В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие стандарты и своды правил:

ГОСТ Р 12.2.143-2009 Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля

ГОСТ Р 53296-2009 Установка лифтов для пожарных в зданиях и сооружениях. Требования пожарной безопасности

СП 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы

СП 2.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты

СП 3.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности

СП 4.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям

СП 5.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования

СП 6.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности

СП 7.13130.2009 Отопление, вентиляция и кондиционирование. Противопожарные требования

СП 8.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности

СП 10.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности

СП 12.13130.2009 Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности.

Примечание. При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных стандартов, сводов правил и классификаторов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3. Термины и определения

В настоящем своде правил применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1. стоянка для автомобилей (автостоянка): Здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенная только для стоянки (хранения) автомобилей.

3.2. подземная автостоянка: Автостоянка, имеющая все этажи при отметке пола помещений ниже планировочной отметки земли более чем на половину высоты помещений.

3.3. автостоянки с пандусами (рампами): Автостоянки, которые используют ряд постоянно повышающихся (понижающихся) полов или ряд соединительных пандусов между полами, которые позволяют автомашине на своей тяге перемещаться с и на уровень земли.

3.4. механизированная автостоянка: Автостоянка, в которой транспортировка автомобилей в места (ячейки) хранения осуществляется специальными механизированными устройствами без участия водителей.

3.5. автостоянка с полумеханизированной парковкой: Автостоянка, в которой транспортировка автомобилей в места хранения осуществляется с участием водителей с использованием специальных механизированных устройств.

3.6. встроенная автостоянка: Автостоянка, располагаемая в пределах части высоты или ширины здания другого функционального назначения и выделенная противопожарными преградами.

4. Размещение встроенных подземных автостоянок

Подземные автостоянки допускается встраивать в здания другого функционального назначения I и II степеней огнестойкости класса С0 и С1, за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф4.1, а также Ф5 категорий А и Б. Не допускается также располагать подземные встроенные автостоянки под пожарными отсеками данных классов функциональной пожарной опасности.

В здания класса Ф1.3 допускается встраивать автостоянки легковых автомобилей только с постоянно закрепленными местами для индивидуальных владельцев.

В здания класса Ф1.4 автостоянки допускается встраивать независимо от степени их огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности. При этом автостоянка выделяется противопожарными преградами с пределом огнестойкости EI45.

5. Объемно-планировочные и конструктивные решения

5.1. Общие требования

5.1.1. Парковка автомобилей может осуществляться:

— с участием водителей — по пандусам (рампам) или с использованием грузовых лифтов (автостоянки без механизированной парковки и с полумеханизированной парковкой);

— без участия водителей — механизированными устройствами (механизированные автостоянки).

5.1.2. В автостоянках с полумеханизированной парковкой допускается осуществлять хранение автомобилей в два уровня.

5.1.3. Категории помещений для хранения автомобилей по взрывопожарной и пожарной опасности следует определять в соответствии с требованиями СП 12.13130. Помещения для хранения автомобилей при отсутствии расчетов следует относить к категории В1, пожарного отсека автостоянок — к категории В.

5.1.4. Стоянка (хранение) автомобилей, предназначенных для перевозки горюче-смазочных материалов, взрывчатых, ядовитых, инфицирующих и радиоактивных веществ, а также автомобилей с двигателями, работающими на сжатом природном газе и сжиженном нефтяном газе, в подземных встроенных автостоянках не допускается.

5.2. Автостоянки без механизированной парковки и с полумеханизированной парковкой

5.2.1. Встроенные подземные автостоянки могут иметь не более пяти подземных этажей.

5.2.2. Подземные автостоянки должны отделяться от пожарных отсеков другого функционального назначения противопожарными стенами и перекрытиями 1-го типа.

В зданиях класса Ф1.3 встроенную подземную автостоянку допускается отделять от жилых этажей техническим этажом, выделенным противопожарными перекрытиями 2-го типа.

5.2.3. Требуемую степень огнестойкости, допустимые этажность и площадь этажа автостоянок в пределах пожарного отсека следует принимать по СП 2.13130 (таблица 6.5). При этом степень огнестойкости автостоянки должна быть не менее степени огнестойкости здания, в которое она встраивается.

Автостоянки с двухуровневым хранением автомобилей следует предусматривать не ниже I степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности С0, с междуэтажными перекрытиями с пределом огнестойкости не менее REI120.

5.2.4. Сообщение между пожарным отсеком для хранения автомобилей и смежным пожарным отсеком другого класса функциональной пожарной опасности следует предусматривать через проемы с выполнением тамбур-шлюзов 1-го типа с подпором воздуха при пожаре.

5.2.5. Сообщение между смежными пожарными отсеками для хранения автомобилей следует предусматривать через проемы с заполнением противопожарными воротами (дверями) 1-го типа с пределом огнестойкости не менее EI60.

5.2.6. В подземных автостоянках не допускается разделение машиномест перегородками на отдельные боксы.

В помещениях хранения легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, для выделения постоянно закрепленных мест допускается применение сетчатого ограждения из негорючих материалов. При этом запрещается хранить ЛВЖ, ГЖ, авторезину, горючие вещества и материалы, а также негорючие вещества в сгораемой упаковке.

5.2.7. Размещение во встроенных подземных автостоянках помещений категорий А и Б не допускается.

5.2.8. В подземных встроенных автостоянках допускается предусматривать: служебные помещения для обслуживающего и дежурного персонала (контрольные и кассовые пункты, диспетчерская, охрана), технического назначения (для инженерного оборудования), санитарные узлы.

Устройство в подземной встроенной автостоянке помещений для сервисного обслуживания автомобилей (постов технического обслуживания и текущего ремонта, диагностирования и регулировочных работ и т.п.) не допускается, за исключением помещений мойки. Помещения мойки должны быть отделены от помещений хранения автомобилей противопожарными преградами с пределом огнестойкости (R)EI45 и соответствующим заполнением проемов.

Размещение торговых помещений, лотков, киосков, ларьков в пожарных отсеках для хранения автомобилей не допускается.

5.2.9. Служебные помещения дежурного и обслуживающего персонала, насосные пожаротушения и водоснабжения, трансформаторные подстанции (только с сухими трансформаторами), помещение мойки допускается размещать не ниже первого подземного (верхнего) этажа встроенной подземной автостоянки.

Читать статью  Тесты Euro NCAP показали разницу между пятью и пятью звёздами — ДРАЙВ

5.2.10. В подземных встроенных автостоянках для обеспечения их сообщения с частями здания другого назначения допускается использовать лифты и лестничные клетки, соединяющие этажи автостоянки с вестибюлем при входе в здание, предусматривая на всех уровнях подземных этажей автостоянки устройство тамбур-шлюзов 1-го типа с подпором воздуха при пожаре.

При необходимости обеспечения функциональной связи автостоянки со всеми этажами здания на всех уровнях подземных этажей автостоянки помимо устройства тамбур-шлюзов 1-го типа с подпором воздуха при пожаре на всех уровнях подземных этажей автостоянки необходимо предусматривать также подпор воздуха в объем общих лестничных клеток и лифтовых шахт.

5.2.11. В автостоянках, имеющих три подземных этажа и более, следует предусматривать в каждом пожарном отсеке лифт для транспортирования пожарных подразделений, соответствующий требованиям ГОСТ Р 53296.

5.2.12. Для перемещения автомобилей следует предусматривать рампы (пандусы), наклонные междуэтажные перекрытия или грузовые лифты.

5.2.13. Лифты автостоянок, кроме имеющих режим работы «для транспортирования пожарных подразделений», оборудуются автоматическими устройствами, обеспечивающими их подъем (опускание) при пожаре на основной посадочный этаж, открывание дверей с последующим отключением.

5.2.14. В подземных автостоянках выходы из подземных этажей в лестничные клетки и выходы (выезды) из лифтовых шахт должны предусматриваться через поэтажные тамбур-шлюзы 1-го типа с подпором воздуха при пожаре.

5.2.15. При использовании конструкций, имеющих непрерывный спиральный пол, каждый полный виток следует рассматривать как ярус (этаж).

Для многоэтажных автостоянок с полуэтажами общее число этажей определяется как число полуэтажей, деленное на два, площадь этажа определяется как сумма двух смежных полуэтажей.

5.2.16. Выезд (въезд) из подземной встроенной автостоянки, а также выезд (въезд) из лифта для транспортировки автомобилей в подземную автостоянку следует предусматривать непосредственно наружу или через автостоянку на первом или цокольном этаже.

5.2.17. В автостоянках общие для всех подземных этажей рампы, а также пандусы, соединяющие этажи автостоянки, должны отделяться (быть изолированы) на каждом этаже от помещений для хранения автомобилей противопожарными преградами и тамбур-шлюзами 1-го типа с подпором воздуха при пожаре глубиной, обеспечивающей открывание ворот, но не менее 1,5 м.

В автостоянках с одним подземным этажом перед рампами (пандусами) тамбур-шлюзы допускается не предусматривать, за исключением случая, когда выезд (въезд) из подземного этажа автостоянки осуществляется через зону хранения автомобилей на первом или цокольном этаже.

Допускается взамен тамбур-шлюзов перед въездом в изолированные рампы с этажей предусматривать устройство противопожарных ворот первого типа с воздушной завесой над ними со стороны помещения хранения автомобилей, посредством настильных воздушных струй от сопловых аппаратов со скоростью истечения воздуха не менее 10 м/с при начальной толщине струи не менее 0,03 м и ширине струи не менее ширины защищаемого проема, при условии что рампу не предусматривается использовать в качестве пути эвакуации людей при пожаре.

5.2.18. С каждого этажа пожарного отсека автостоянок должно быть предусмотрено не менее двух рассредоточенных эвакуационных выходов непосредственно наружу или в незадымляемые лестничные клетки типа Н3, имеющие выход непосредственно наружу.

В одноэтажных подземных стоянках для эвакуации предусматриваются обычные лестничные клетки с выходом непосредственно наружу.

5.2.19. Допускается один из эвакуационных выходов из автостоянки предусматривать на изолированную рампу. При этом с одной стороны рампы устраивается тротуар шириной не менее 0,8 м.

5.2.20. Проход по тротуарам в пандусах на полуэтаж в лестничную клетку допускается считать эвакуационным.

5.2.21. Эвакуационные выходы из помещений, указанных в 5.2.8, допускается предусматривать через помещения для хранения автомобилей.

5.2.22. Допустимое расстояние от наиболее удаленного места хранения до ближайшего эвакуационного выхода следует принимать согласно СП 1.13130 (таблица 33).

5.2.23. Лестницы, используемые в качестве путей эвакуации, должны иметь ширину не менее 1 м.

5.2.24. Для выхода на рампу или в смежный пожарный отсек следует предусматривать вблизи ворот или в воротах противопожарную дверь (калитку) шириной не менее 0,8 м с высотой порога не более 0,15 м.

5.2.25. В помещениях для хранения автомобилей в местах выезда (въезда) на рампу или в смежный пожарный отсек должны предусматриваться мероприятия по предотвращению возможного растекания топлива при пожаре. Уклоны полов каждого этажа, а также размещение трапов и лотков должны предусматриваться так, чтобы исключалось попадание жидкостей на рампу и этажи, расположенные ниже.

5.2.26. Отделка стен и потолков автостоянки должна быть выполнена из негорючих материалов.

Покрытие полов автостоянки должно быть стойким к воздействию нефтепродуктов и рассчитано на сухую (в том числе механизированную) уборку помещений.

Покрытие рамп и пешеходных дорожек на них должно исключать скольжение.

Покрытие полов следует предусматривать из материалов, обеспечивающих группу распространения пламени по такому покрытию не ниже РП1.

5.2.27. В местах проезда и хранения автомобилей высота помещений и ворот от пола до низа выступающих конструкций и подвесного оборудования должна превышать не менее чем на 0,2 м наибольшую высоту автомобиля и должна быть не менее 2,0 м.

5.2.28. В подземных автостоянках следует предусматривать устройства для отвода воды в случае тушения пожара.

5.3. Механизированные автостоянки

5.3.1. Помещения механизированных автостоянок могут предусматриваться подземными в отдельном пожарном отсеке, выделенном противопожарными стенами и перекрытиями 1-го типа вместимостью не более 100 машиномест.

5.3.2. Выезд (въезд) из подземной встроенной механизированной автостоянки, а также выезд (въезд) из парковочного устройства для транспортировки автомобилей следует предусматривать непосредственно наружу или через автостоянку на первом или цокольном этаже.

При организации выезда (въезда) через первый или цокольный этаж парковочное устройство следует отделять противопожарными преградами и тамбур-шлюзом 1-го типа с подпором воздуха при пожаре глубиной, обеспечивающей открывание ворот, но не менее 1,5 м.

5.3.3. С каждого уровня хранения механизированной автостоянки для эвакуации ремонтного и обслуживающего персонала необходимо предусмотреть не менее двух рассредоточенных выходов. При этом один из выходов должен быть эвакуационным, второй выход допускается предусматривать по лестницам из негорючих материалов через люк размером не менее 0,6 x 0,8 м. Уклон лестниц не нормируется.

6. Требования к инженерным системам

6.1. Общие требования

6.1.1. Инженерные системы автостоянок и их инженерное оборудование следует предусматривать с учетом требований нормативных документов по пожарной безопасности СП 5.13130, СП 6.13130, СП 7.13130, СП 8.13130, СП 10.13130, кроме случаев, специально оговоренных настоящим сводом правил.

6.1.2. Участки инженерных коммуникаций и кабельных сетей, проходящие через противопожарные преграды, должны прокладываться в коробах (нишах) с пределом огнестойкости не менее предела огнестойкости пересекаемых ограждающих конструкций.

6.1.3. Инженерные системы автостоянок должны быть автономными от инженерных систем пожарных отсеков другого класса функциональной пожарной опасности.

6.2. Требования к противопожарному водопроводу

6.2.1. Внутренний противопожарный водопровод следует предусматривать в соответствии с требованиями СП 10.13130.

6.2.2. В подземных автостоянках с двумя этажами и более внутренний противопожарный водопровод должен выполняться отдельно от других систем внутреннего водопровода.

6.2.3. В подземных автостоянках внутренний противопожарный водопровод и автоматические установки пожаротушения должны иметь выведенные наружу патрубки с соединительными головками, оборудованные вентилями и обратными клапанами, для подключения передвижной пожарной техники.

6.3. Отопление, вентиляция и противодымная защита

6.3.1. Системы отопления, общеобменной вентиляции и противодымной защиты подземных автостоянок следует предусматривать в соответствии с требованиями СП 7.13130.

6.3.2. Для возмещения объемов удаляемых продуктов горения в нижние части защищаемых помещений необходимо предусматривать рассредоточенную подачу наружного воздуха: с расходом, обеспечивающим дисбаланс не более 30%, на уровне не выше 1,2 м от уровня пола защищаемого помещения и со скоростью истечения не более 1,0 м/с.

6.3.3. Все системы приточно-вытяжной противодымной вентиляции следует предусматривать с механическим побуждением тяги.

6.3.4. Требуемые расходы дымоудаления, число шахт и противопожарных клапанов определяются расчетом.

В подземных автостоянках к одной дымовой шахте допускается присоединять дымовые зоны общей площадью не более 3000 м2 на каждом подземном этаже. Количество ответвлений воздуховодов от одной дымовой шахты не нормируется.

6.4. Электротехнические устройства

6.4.1. Электротехнические устройства автостоянок должны предусматриваться в соответствии с требованиями [1].

6.4.2. По обеспечению надежности электроснабжения потребители следует относить к следующим категориям:

— 1 категория — электроприемники систем автоматического контроля воздушной среды, инженерные системы и оборудование систем противопожарной защиты;

— 2 категория — электроприводы лифтов, электроприводы механизмов открывания ворот без ручного привода;

— 3 категория — все остальные электропотребители технологического оборудования.

6.4.3. К сети аварийного (эвакуационного) освещения должны быть подключены световые указатели:

— эвакуационных выходов на каждом этаже;

— путей движения автомобилей;

— мест установки соединительных головок для подключения пожарной техники;

— мест установки внутренних пожарных кранов и огнетушителей;

— мест расположения наружных гидрантов (на фасаде сооружения).

6.4.4. Светильники, указывающие направление движения, устанавливаются у поворотов, в местах изменения уклонов, на рампах, въездах на этажи, входах и выходах на этажах и в лестничные клетки.

Указатели направления движения устанавливаются на высоте 2 м и 0,5 м от пола в пределах прямой видимости из любой точки на путях эвакуации и проездов для автомобилей.

6.4.5. Использование зарядных и пусковых электроприборов и устройств автономного и стационарного исполнения в помещениях подземных автостоянок запрещается.

6.4.6. В подземных автостоянках следует применять электрокабели с оболочкой, не распространяющей горение.

6.5. Автоматическое пожаротушение, автоматическая пожарная сигнализация, оповещение и управление эвакуацией людей при пожаре

6.5.1. В подземных автостоянках в помещениях хранения автомобилей следует предусматривать автоматическое пожаротушение независимо от этажности или вместимости (за исключением индивидуальных жилых домов).

6.5.2. Установки автоматического пожаротушения и сигнализации, применяемые в автостоянках, должны соответствовать требованиям СП 5.13130.

6.5.3. В автостоянках с двухуровневым хранением автомобилей расход огнетушащих средств следует предусматривать увеличенным в два раза по отношению к требованиям СП 5.13130.

6.5.4. При использовании в многоуровневых автостоянках установок автоматического водяного пожаротушения размещение оросителей должно обеспечивать орошение автомобилей на каждом уровне хранения.

6.5.5. Подземные автостоянки (за исключением встроенных в здания класса Ф1.4) вместимостью до 200 машино-мест включительно должны оборудоваться системой оповещения и управления эвакуацией 3-го типа, более 200 — 4-го типа.

6.5.6. В подземных автостоянках в помещениях хранения автомобилей следует предусматривать установку ручных пожарных извещателей вблизи эвакуационных выходов и шкафов пожарных кранов.

Источник https://pozhsystems.ru/stoyanki-avtomobiley-trebovaniya-pozharnoy-bezopasnosti/

Источник https://fireman.club/statyi-polzovateley/pozharnaya-bezopasnost-avtostoyanki-avtomobiley-i-parkinga/

Источник https://www.mchs.gov.ru/dokumenty/svody-pravil/567

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: