Безопасность дорожного движения на грузовом автомобиле
Данный документ включен в перечень НПА, на которые не распространяется требование об отмене с 01.01.2021, установленное ФЗ от 31.07.2020 N 247-ФЗ.
Постановлением Совета Министров —
Правительства Российской Федерации
от 23 октября 1993 г. N 1090
ПДД РФ, ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ПО ДОПУСКУ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ К ЭКСПЛУАТАЦИИ
И ОБЯЗАННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ
БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Список изменяющих документов
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 21.04.2000 N 370,
от 24.01.2001 N 67, от 21.02.2002 N 127, от 07.05.2003 N 265,
от 25.09.2003 N 595, от 14.12.2005 N 767, от 28.02.2006 N 109,
от 16.02.2008 N 84, от 19.04.2008 N 287, от 27.01.2009 N 28,
от 24.02.2010 N 87, от 10.05.2010 N 316, от 28.03.2012 N 254,
от 19.07.2012 N 727, от 12.11.2012 N 1156, от 30.01.2013 N 64,
от 15.07.2013 N 588, от 22.03.2014 N 221, от 24.10.2014 N 1097,
от 20.04.2015 N 374, от 24.03.2017 N 333, от 24.11.2018 N 1414,
1. Механические транспортные средства (кроме мопедов) и прицепы должны быть зарегистрированы в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации, в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или 10 суток после их приобретения или таможенного оформления.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 21.04.2000 N 370, от 12.11.2012 N 1156, от 22.03.2014 N 221)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. На механических транспортных средствах (кроме мопедов, трамваев и троллейбусов) и прицепах должны быть установлены на предусмотренных для этого местах регистрационные знаки соответствующего образца, а на автомобилях и автобусах, кроме того, размещается в правом нижнем углу ветрового стекла в установленных случаях лицензионная карточка.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.01.2001 N 67, от 07.05.2003 N 265, от 19.04.2008 N 287, от 28.03.2012 N 254, от 22.03.2014 N 221)
(см. текст в предыдущей редакции)
Абзац исключен с 1 июля 2008 года. — Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 N 84.
(см. текст в предыдущей редакции)
На трамваях и троллейбусах наносятся регистрационные номера, присваиваемые соответствующими ведомствами.
3. Техническое состояние и оборудование участвующих в дорожном движении транспортных средств в части, относящейся к безопасности дорожного движения и охране окружающей среды, должно отвечать требованиям соответствующих стандартов, правил и руководств по их технической эксплуатации.
4. Грузовой автомобиль с бортовой платформой, используемый для перевозки людей, должен быть оборудован сиденьями, закрепленными на высоте 0,3 — 0,5 м от пола и не менее 0,3 м от верхнего края борта.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 84)
(см. текст в предыдущей редакции)
Сиденья, расположенные вдоль заднего или бокового борта, должны иметь прочные спинки.
4.1. В автобусах, используемых для перевозки пассажиров в междугородном сообщении, места для сидения должны быть оборудованы ремнями безопасности.
(п. 4.1 введен Постановлением Правительства РФ от 24.02.2010 N 87)
5. Механическое транспортное средство, используемое для обучения вождению, должно быть оборудовано дополнительными педалями привода сцепления (кроме транспортных средств с автоматической трансмиссией) и тормоза, зеркалом заднего вида для обучающего и опознавательным знаком «Учебное транспортное средство» в соответствии с пунктом 8 настоящих Основных положений.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 25.09.2003 N 595, от 14.12.2005 N 767)
(см. текст в предыдущей редакции)
5(1). Транспортное средство, используемое в качестве легкового такси, должно быть оборудовано таксометром, иметь на кузове (боковых поверхностях кузова) цветографическую схему, представляющую собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке, и на крыше — опознавательный фонарь оранжевого цвета.
(п. 5(1) введен Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 N 254)
6. Велосипед должен иметь исправные тормоз, руль и звуковой сигнал, быть оборудован спереди световозвращателем и фонарем или фарой (для движения в темное время суток и в условиях недостаточной видимости) белого цвета, сзади — световозвращателем или фонарем красного цвета, а с каждой боковой стороны — световозвращателем оранжевого или красного цвета.
7. Гужевая повозка должна иметь предусмотренные конструкцией исправное стояночное тормозное устройство и противооткатные упоры, быть оборудована спереди двумя световозвращателями и фонарем белого цвета (для движения в темное время суток и в условиях недостаточной видимости), сзади — двумя световозвращателями и фонарем красного цвета.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. На транспортных средствах должны быть установлены опознавательные знаки:
«Автопоезд» — в виде трех фонарей оранжевого цвета, расположенных горизонтально на крыше кабины с промежутками между ними от 150 до 300 мм — на грузовых автомобилях и колесных тракторах (класса 1,4 т и выше) с прицепами, а также на сочлененных автобусах и троллейбусах;
абзац утратил силу. — Постановление Правительства РФ от 24.11.2018 N 1414;
(см. текст в предыдущей редакции)
«Перевозка детей» — в виде квадрата желтого цвета с каймой красного цвета (ширина каймы — 1/10 стороны), с черным изображением символа дорожного знака 1.23 (сторона квадрата опознавательного знака, расположенного спереди транспортного средства, должна быть не менее 250 мм, сзади — 400 мм);
(в ред. Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 84)
(см. текст в предыдущей редакции)
«Глухой водитель» — в виде желтого круга диаметром 160 мм с нанесенными внутри тремя черными кружками диаметром 40 мм, расположенными по углам воображаемого равностороннего треугольника, вершина которого обращена вниз, — спереди и сзади механических транспортных средств, управляемых глухонемыми или глухими водителями;
«Учебное транспортное средство» — в виде равностороннего треугольника белого цвета вершиной вверх с каймой красного цвета, в который вписана буква «У» черного цвета (сторона не менее 200 мм, ширина каймы — 1/10 стороны), — спереди и сзади механических транспортных средств, используемых для обучения вождению (допускается установка двустороннего знака на крыше легкового автомобиля);
«Ограничение скорости» — в виде уменьшенного цветного изображения дорожного знака 3.24 с указанием разрешенной скорости (диаметр знака — не менее 160 мм, ширина каймы — 1/10 диаметра) — на задней стороне кузова слева у механических транспортных средств, осуществляющих организованные перевозки групп детей, у тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств, транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов, а также в случаях, когда максимальная скорость транспортного средства по технической характеристике ниже определенной пунктами 10.3 и 10.4 Правил дорожного движения Российской Федерации;
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.01.2001 N 67, от 26.03.2020 N 341)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.09.2003 N 595)
(см. текст в предыдущей редакции)
при осуществлении международных перевозок опасных грузов — в виде прямоугольника размером 400 х 300 мм, имеющего световозвращающее покрытие оранжевого цвета с каймой черного цвета шириной не более 15 мм, — спереди и сзади транспортных средств, на боковых сторонах цистерн, а также в установленных случаях — на боковых сторонах транспортных средств и контейнеров;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.09.2003 N 595)
(см. текст в предыдущей редакции)
при осуществлении иных перевозок опасных грузов — в виде прямоугольника размером 690 х 300 мм, правая часть которого размером 400 х 300 мм окрашена в оранжевый, а левая — в белый цвет с каймой черного цвета шириной 15 мм, — спереди и сзади транспортных средств.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.09.2003 N 595)
(см. текст в предыдущей редакции)
На опознавательный знак наносятся обозначения, характеризующие опасные свойства перевозимого груза;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.09.2003 N 595)
(см. текст в предыдущей редакции)
«Крупногабаритный груз» — в виде щитка размером 400 x 400 мм с нанесенными по диагонали красными и белыми чередующимися полосами шириной 50 мм со световозвращающей поверхностью;
«Тихоходное транспортное средство» — в виде равностороннего треугольника с флюоресцирующим покрытием красного цвета и со световозвращающей каймой желтого или красного цвета (длина стороны треугольника от 350 до 365 мм, ширина каймы от 45 до 48 мм) — сзади механических транспортных средств, для которых предприятием-изготовителем установлена максимальная скорость не более 30 км/ч;
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 24.01.2001 N 67)
«Длинномерное транспортное средство» — в виде прямоугольника размером не менее 1200 x 200 мм желтого цвета с каймой красного цвета (ширина 40 мм), имеющего световозвращающую поверхность, — сзади транспортных средств, длина которых с грузом или без груза более 20 м, и автопоездов с двумя и более прицепами. При невозможности размещения знака указанного размера допускается установка двух одинаковых знаков размером не менее 600 x 200 мм симметрично оси транспортного средства.
«Начинающий водитель» — в виде квадрата желтого цвета (сторона 150 мм) с изображением восклицательного знака черного цвета высотой 110 мм — сзади механических транспортных средств (за исключением тракторов, самоходных машин, мотоциклов и мопедов), управляемых водителями, имеющими право на управление указанными транспортными средствами менее 2 лет.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 27.01.2009 N 28; в ред. Постановления Правительства РФ от 24.03.2017 N 333)
(см. текст в предыдущей редакции)
По желанию водителя могут быть установлены опознавательные знаки:
«Врач» — в виде квадрата синего цвета (сторона 140 мм) с вписанным белым кругом (диаметр 125 мм), на который нанесен красный крест (высота 90 мм, ширина штриха 25 мм), — спереди и сзади автомобилей, управляемых водителями-врачами;
«Инвалид» — в виде квадрата желтого цвета со стороной 150 мм и изображением символа дорожного знака 8.17 черного цвета — спереди или сзади механических транспортных средств, управляемых инвалидами, перевозящих инвалидов, в том числе детей-инвалидов.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.11.2018 N 1414)
(см. текст в предыдущей редакции)
На транспортных средствах может быть установлен опознавательный знак «Федеральная служба охраны Российской Федерации», являющийся условным опознавательным знаком, в виде двух фонарей с огнями синего цвета, работающих в мигающем режиме, расположенных не выше фар ближнего света в передней части транспортного средства, используемого для обеспечения безопасности объектов государственной охраны.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 84, в ред. Постановления Правительства РФ от 19.07.2012 N 727)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Предупредительные устройства для обозначения гибких связующих звеньев при буксировке механических транспортных средств должны выполняться в виде флажков или щитков размером 200 x 200 мм с нанесенными по диагонали красными и белыми чередующимися полосами шириной 50 мм со световозвращающей поверхностью.
На гибкое связующее звено должно устанавливаться не менее двух предупредительных устройств.
10. Конструкция жесткого буксирующего устройства должна соответствовать требованиям ГОСТа 25907-89.
11. Запрещается эксплуатация:
автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов и других самоходных машин, если их техническое состояние и оборудование не отвечают требованиям Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (согласно приложению);
троллейбусов и трамваев при наличии хотя бы одной неисправности по соответствующим Правилам технической эксплуатации;
транспортных средств, не прошедших в установленном порядке государственный технический осмотр или технический осмотр;
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.01.2001 N 67, от 28.03.2012 N 254)
(см. текст в предыдущей редакции)
Примечание исключено. — Постановление Правительства РФ от 28.03.2012 N 254.
(см. текст в предыдущей редакции)
транспортных средств, оборудованных без соответствующего разрешения опознавательным знаком «Федеральная служба охраны Российской Федерации», проблесковыми маячками и (или) специальными звуковыми сигналами, с нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами, надписями и обозначениями, не соответствующими государственным стандартам Российской Федерации, без укрепленных на установленных местах регистрационных знаков, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или регистрационные знаки;
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 21.04.2000 N 370, от 16.02.2008 N 84)
(см. текст в предыдущей редакции)
транспортных средств, владельцы которых не застраховали свою гражданскую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации;
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 25.09.2003 N 595)
транспортных средств, имеющих на кузове (боковых поверхностях кузова) цветографическую схему легкового такси и (или) на крыше — опознавательный фонарь легкового такси, в случае отсутствия у водителя такого транспортного средства выданного в установленном порядке разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси;
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 N 254)
транспортных средств, оборудованных проблесковыми маячками желтого или оранжевого цвета, не зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации (за исключением крупногабаритных транспортных средств и транспортных средств, перевозящих взрывчатые, легковоспламеняющиеся, радиоактивные вещества и ядовитые вещества высокой степени опасности).
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 20.04.2015 N 374; в ред. Постановления Правительства РФ от 26.03.2020 N 341)
(см. текст в предыдущей редакции)
12. Должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается:
выпускать на линию транспортные средства, имеющие неисправности, с которыми запрещается их эксплуатация, или переоборудованные без соответствующего разрешения, или не зарегистрированные в установленном порядке, или не прошедшие государственный технический осмотр или технический осмотр;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.03.2012 N 254)
(см. текст в предыдущей редакции)
допускать к управлению транспортными средствами водителей, находящихся в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения, не имеющих страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом, или лиц, не имеющих права управления транспортным средством данной категории или подкатегории;
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 07.05.2003 N 265, от 24.10.2014 N 1097)
(см. текст в предыдущей редакции)
направлять для движения по дорогам с асфальто- и цементно-бетонным покрытием тракторы и другие самоходные машины на гусеничном ходу.
13. Должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны:
содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.01.2001 N 67)
(см. текст в предыдущей редакции)
информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации;
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 24.01.2001 N 67)
принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
14. Должностные и иные лица, ответственные за производство работ на дорогах, обязаны обеспечивать безопасность движения в местах проведения работ. Эти места, а также неработающие дорожные машины, строительные материалы, конструкции и тому подобное, которые не могут быть убраны за пределы дороги, должны быть обозначены соответствующими дорожными знаками, направляющими и ограждающими устройствами, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости — дополнительно красными или желтыми сигнальными огнями.
По окончании работ на дороге должно быть обеспечено безопасное передвижение транспортных средств и пешеходов.
15. Соответствующие должностные и иные лица в случаях, предусмотренных действующим законодательством, в установленном порядке согласовывают:
проекты организации дорожного движения в городах и на автомобильных дорогах, оборудование дорог техническими средствами организации движения;
проекты строительства, реконструкции и ремонта дорог, дорожных сооружений;
установку в непосредственной близости от дороги киосков, транспарантов, плакатов, рекламных щитов и тому подобного, ухудшающих видимость или затрудняющих движение пешеходов;
маршруты движения и расположение мест остановки маршрутных транспортных средств;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.09.2003 N 595)
(см. текст в предыдущей редакции)
проведение на дорогах массовых, спортивных и иных мероприятий;
внесение изменений в конструкцию зарегистрированных транспортных средств, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.01.2001 N 67)
(см. текст в предыдущей редакции)
движение тяжеловесных транспортных средств, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на 2 процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, а также крупногабаритных транспортных средств и транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.03.2020 N 341)
(см. текст в предыдущей редакции)
движение автопоездов общей длиной более 20 м или автопоездов с двумя и более прицепами;
программы подготовки специалистов по безопасности дорожного движения, инструкторов по вождению и водителей;
перечень дорог, на которых запрещается учебная езда;
производство любых работ на дороге, создающих помехи движению транспортных средств или пешеходов.
Примечание. В тексте настоящего документа использована специальная терминология, установленная Правилами дорожного движения Российской Федерации.
16. Проблесковые маячки желтого или оранжевого цвета устанавливаются:
на транспортных средствах, выполняющих работы по строительству, ремонту или содержанию дорог, погрузке поврежденных, неисправных и перемещаемых транспортных средств;
на крупногабаритных транспортных средствах и транспортных средствах, осуществляющих перевозки взрывчатых, легковоспламеняющихся, радиоактивных веществ и ядовитых веществ высокой степени опасности;
на транспортных средствах, осуществляющих сопровождение тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств, а также на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов;
на транспортных средствах, осуществляющих сопровождение организованных групп велосипедистов при проведении тренировочных мероприятий на автомобильных дорогах общего пользования.
(п. 16 в ред. Постановления Правительства РФ от 26.03.2020 N 341)
(см. текст в предыдущей редакции)
17. Проблесковые маячки бело-лунного цвета и специальные звуковые сигналы могут устанавливаться на транспортных средствах организаций федеральной почтовой связи, имеющих на боковой поверхности белую диагональную полосу на синем фоне, и на транспортных средствах, перевозящих денежную выручку и (или) ценные грузы и имеющих специальные цветографические схемы, нанесенные на наружные поверхности в соответствии с государственным стандартом Российской Федерации, за исключением транспортных средств оперативных служб.
(п. 17 введен Постановлением Правительства РФ от 21.04.2000 N 370)
18. Выдача разрешений на оборудование соответствующих транспортных средств опознавательными знаками «Федеральная служба охраны Российской Федерации», проблесковыми маячками и (или) специальными звуковыми сигналами производится в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации.
(п. 18 введен Постановлением Правительства РФ от 21.04.2000 N 370, в ред. Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 84)
(см. текст в предыдущей редакции)
19. Транспортные средства, не имеющие специальных цветографических схем, нанесенных на наружные поверхности в соответствии с государственными стандартами Российской Федерации, могут быть в установленных случаях оборудованы специальным звуковым сигналом и одним проблесковым маячком синего цвета высотой не более 230 мм и с диаметром основания корпуса не более 200 мм.
(п. 19 введен Постановлением Правительства РФ от 21.04.2000 N 370)
20. Проблесковые маячки всех цветов устанавливаются на крышу транспортного средства или над ней. Способы крепления должны обеспечивать надежность установки на всех режимах движения транспортного средства. При этом должна быть обеспечена видимость светового сигнала на угол 360 градусов в горизонтальной плоскости.
Для транспортных средств Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и Военной автомобильной инспекции, сопровождающих колонны транспортных средств, и грузовых автомобилей допускается уменьшение угла видимости проблескового маячка до 180 градусов при условии видимости его со стороны передней части транспортного средства.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 25.09.2003 N 595)
(п. 20 введен Постановлением Правительства РФ от 21.04.2000 N 370)
21. Сведения об оборудовании транспортных средств опознавательным знаком «Федеральная служба охраны Российской Федерации», проблесковыми маячками красного и (или) синего цветов и специальными звуковыми сигналами должны быть занесены в регистрационные документы на транспортные средства.
Правила для грузовиков категории B
В этой статье речь пойдет о правилах дорожного движения для грузовых автомобилей категории B, которые отличаются от правил для легковых автомобилей.
В данном случае начать следует с того, что далеко не все водители видят разницу между легковыми автомобилями категории B и грузовиками категории В.
И действительно, если поставить рядом внедорожник и пикап какого-нибудь производителя, то они могут быть весьма похожи. Однако различить их можно по записи в графе «Наименование (тип ТС)» ПТС.
Многие водители, которые покупают небольшие грузовые машины, не обращают внимание на записи в документах и продолжают ездить на них, как на легковых. Однако есть несколько пунктов правил, которые отличаются от правил для легковых машин:
Выбор полосы движения
Третий абзац пункта 9.4 ПДД распространяется только на грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 2,5 тонны:
Однако на любых дорогах, имеющих для движения в данном направлении три полосы и более, занимать крайнюю левую полосу разрешается только при интенсивном движении, когда заняты другие полосы, а также для поворота налево или разворота, а грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 2,5 т – только для поворота налево или разворота. Выезд на левую полосу дорог с односторонним движением для остановки и стоянки осуществляется в соответствии с пунктом 12.1 Правил.
Он говорит о том, что если в данном направлении есть хотя бы 3 полосы, то выезжать в крайнюю левую можно только для поворота налево или разворота:
На рисунке выше белый автомобиль проезжает по крайней левой полосе через перекресток в прямом направлении, однако это запрещено правилами.
Примечание. Данное требование распространяется не только на перекрестки, но и на прямые участки дорог. Например, на МКАД грузовик тяжелее 2,5 тонн не может ехать по левой полосе.
Стоянка на краю тротуара
Рассмотрим пункт 12.2 Правил дорожного движения:
Стоянка на краю тротуара, граничащего с проезжей частью, разрешается только легковым автомобилям, мотоциклам, мопедам и велосипедам в местах, обозначенных знаком 6.4 с одной из табличек 8.4.7, 8.6.2, 8.6.3, 8.6.6 — 8.6.9.
8.6.2 — 8.6.9 указывают способ постановки легковых автомобилей и мотоциклов на околотротуарной стоянке.
Грузовики категории В не могут быть поставлены на стоянку на тротуаре или рядом с тротуаром, т.к. приведенные выше таблички на них не распространяются:
Примечание. В отличие от перечисленных выше, табличка 8.6.1 распространяется на все транспортные средства, в том числе и на грузовики категории B:
Перевозка детей в автомобиле
Рассмотрим второй абзац пункта 22.9 ПДД:
Перевозка детей в возрасте от 7 до 11 лет (включительно) в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка, или с использованием ремней безопасности, а на переднем сиденье легкового автомобиля — только с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.
Из этого пункта можно сделать вывод о том, что на переднем сиденье пикапа (или другого грузовика) ребенок от 7 до 11 лет может ездить пристегнувшись стандартными ремнями безопасности. В то время как в легковом автомобиле ребенок такого же возраста должен ехать в детском удерживающем устройстве.
Перевозка прицепа
Рассмотрим дорожный знак 3.7, который распространяется только на грузовики с прицепом:
3.7 «Движение с прицепом запрещено». Запрещается движение грузовых автомобилей и тракторов с прицепами любого типа, а также буксировка механических транспортных средств.
То есть при наличии знака 3.7 грузовик категории В проехать под него не может:
Однако если на том же участке дороги окажется легковая машина такой же массы с точно таким же прицепом, то ее движение не будет нарушением.
Экологические знаки для грузовиков
Также в правилах существуют экологические дорожные знаки 5.36 и 5.38, которые в том числе распространяются на грузовики категории В и не распространяются на легковые машины:
5.36 «Зона с ограничением экологического класса грузовых автомобилей». Место, с которого начинается территория (участок дороги), где запрещено движение грузовых автомобилей, тракторов и самоходных машин:
5.38 «Конец зоны с ограничением экологического класса грузовых автомобилей».
В остальном правила для грузовых машин категории В аналогичны правилам для легковых автомобилей.
Удачи на дорогах!
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
Новые правила ПДД с 2020 года для водителей грузовиков и автобусов: за рулем – не более 4.5 часов
Регламентированием труда и отдыха водителей- дальнобойщиков и водителей автобусов займется новый пункт 26 ПДД
В Правила дорожного движения внесены важные поправки, закрепляющие количество часов, в течение которых за рулем могут находиться водители грузовых автомобилей и автобусов. Соответствующие поправки подписал председатель правительства Дмитрий Медведев.
Речь идет о давно обсуждаемом внесении в ПДД уточняющего раздела для водителей-профессионалов, в котором будут прописаны нормы времени управления транспортным средством и отдыха, которое должны соблюдать физические лица, осуществляющие эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг, а также автобусов.
С официальным текстом постановления от 20 декабря 2019 года № 1733 можно ознакомиться здесь
Что именно меняется для водителей большегрузов и автобусов? Как теперь нужно будет отдыхать и сколько ехать? Давайте разберемся с этими насущными вопросами, изучив документ, вносящий изменения в Правила дорожного движения.
Вопрос/Ответ
Какие изменения вносятся в ПДД?
Несмотря на то что в Законе «О безопасности дорожного движения» прописаны требования для водителей соблюдать режим труда и отдыха, а соответствующие транспортные средства оборудуются приборами, отслеживающими данный вид нарушений, – так называемыми тахографами, четкой инструкции, прописывающей режим труда и отдыха, не было.
Напомним, что с 1 ноября 2019 года устанавливать тахографы на свои грузовики будут обязаны физические лица (сейчас это распространяется на юрлиц и ИП). А через год, с начала июля 2020, тахографы, в том числе, будут ставить и на городские автобусы.
По крайней мере, достаточно конкретно для того, чтобы и водители понимали, когда уже хватит крутить руль, и контролирующие органы имели более четкий и проработанный инструментарий и основания для проверок. Напомним, что тахографы, в частности, имеют право проверять сотрудники ДПС.
Почему эти изменения вносят именно в ПДД?
Конечно, их можно было бы закрепить в одном из многочисленных приказов или инструкций, но изменение настолько важно для безопасности на дорогах, что законодатель решил его прописать не где-нибудь, а в самом главном документе для всех водителей – Правилах дорожного движения. Разночтений по поводу нарушения установленных правил в этом варианте не будет, и им придется следовать четко: от и до.
А чтобы при обучении в автошколе и поисках в Правилах нормы водителям-профессионалам было легче ориентироваться, в ПДД тема выделяется отдельным пунктом под номером 26. Что еще раз подчеркивает всю важность внесенной нормы.
Сколько согласно новым правилам может находиться за рулем водитель?
Итак, пункт 26 Правил предписывает:
управлять ТС без остановки на отдых не более 4 часов 30 минут с момента начала управления транспортным средством;
далее обязательно должен следовать 45-минутный отдых. При этом заметим, что перерыв на отдых должен быть не менее этого периода времени. Все это будет отражаться в записи тахографа, поэтому несоблюдение норм, являющееся нарушением, может быть легко выявлено и выписан штраф.
Перерыв на отдых отсчитывается с момента начала управления транспортным средством или с момента начала очередного периода управления транспортным средством;
Законодатель также предусмотрел, что 45-минутный период можно разбить на части. То есть в течение 4.5 часов можно будет остановиться один раз минимум на 15 минут, а после первого периода движения остановка должна продлиться не менее 30 минут.
Для того чтобы не было разночтений, в постановлении прописано следующее:
«Указанный перерыв для отдыха может быть разделен на 2 части или более, первая из которых должна составлять не менее 15 минут, а последняя – не менее 30 минут».
Какое время можно управлять автомобилем водителю-профессионалу?
Время управления транспортным средством не должно превышать:
9 часов в сутки;
56 часов в течение календарной недели;
90 часов в течение 2 календарных недель.
Возможно ли проехать за рулем более 9 часов без штрафа?
Это допускается – за рулем можно находиться до 10 часов, но делать так можно не более 2 раз в течение календарной недели. Законодатель понимает, что нормальное и безопасное место для стоянки дальнобойщики могут найти не всегда, поэтому дали определенный коридор для действий. А чтобы этой преференцией водители не пользовались на постоянной основе, ограничили их в течение недели.
Что если не получается найти место для стоянки?
И еще пару слов о поисках стоянки. При отсутствии места стоянки для отдыха водитель вправе увеличить период управления транспортным средством на время, необходимое для движения, с соблюдением необходимых мер предосторожности до ближайшего места стоянки для отдыха.
Период превышения времени нахождения за рулем при поисках стоянки после 4.5 часов в дороге составляет 1 час;
Если после 9 часов управления в сутки отыскать место для стоянки не получается, для поисков предусмотрено 2 часа.
Сколько положено отдыхать, и как это закреплено в новом пункте ПДД?
Водитель должен отдыхать от управления ТС не менее 11 часов в сутки (ежедневный отдых) и не менее 45 часов в течение 6 суток (еженедельный отдых).
Можно ли отдыхать меньше?
Допускается сокращение ежедневного отдыха до 9 часов, «но не более 3 раз в течение периода, не превышающего шести 24-часовых периодов с момента завершения еженедельного отдыха».
Недельный отдых можно сократить до 24 часов, но делать это можно не чаще одного раза в две недели.
Более того, сэкономленное на отдых время должно быть отгуляно в течение последующих трех недель.
Какой предусмотрен штраф за нарушение?
В соответствии с частью 3 статьи 11.23 КоАП за нарушение периода труда и отдыха установлены следующие штрафы:
На водителя – в размере от 1.5 тысяч до 2 тысяч рублей;
на должностных лиц — от 7 тысяч до 10 тысяч рублей;
на ИП – от 15 тысяч до 25 тысяч рублей;
на юридических лиц – от 20 тысяч до 50 тысяч рублей
Отметим, что за превышение лимитов режима труда, а также отсутствие тахографов или их неисправность на грузовых автомобилях будут наказывать, в том числе, ИП (индивидуальных предпринимателей) и юридических лиц (компании), а не только водителей, как было раньше.
Как будет проходить проверка, если на автомобиле свыше 3.5 тонн не установлено тахографа?
В теории, должностное лицо может использовать любые фактические данные (свидетельские показания, показания камер видеонаблюдения). Но такое вряд ли будет происходить – слишком велика вероятность ошибки и судебных тяжб для уполномоченных следить за безопасностью дорожного движения сотрудников.
Когда постановление вступает в силу?
С января 2020 года.
Настоящие положения применяются к физическим лицам, осуществляющим эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3.5 тонны, и автобусов.
Источник http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2709/6d8c7fbd95f0b2f282a790182c6d28e791f15e51/
Источник https://pddmaster.ru/pdd/gruzoviki-b.html
Источник https://1gai.ru/publ/524123-novye-pravila-pdd-s-2020-goda-dlja-voditelej-gruzovikov-i-avtobusov-za-rulem-ne-bolee-45-chasov.html