Как проверить АКПП. Как проверить АКПП при покупке автомобиля.
По аналогии с проверкой двигателя, проверку коробки переключения передач следует проводить полностью остывшей после эксплуатации и до её полного прогрева, так как многие болячки, особенно в зачаточном состоянии, проявляются именно «на холодную», пока коробка не прогрета, а некоторые – наоборот только «на горячую».
Статья полностью повторяет текстовый материал видеоролика, но в видеоролике больше иллюстраций.
Начните с визуального осмотра самой коробки переключения передач на предмет течей прокладок и сальников. Осмотрите коробку сверху в подкапотном пространстве, а также постарайтесь заглянуть снизу. В идеале – вся коробка, со всех сторон должна быть сухая, без масляного запотевания и течей трансмиссионного масла.
Если «потеет» прокладка поддона автоматической коробки переключения передач (АКПП), То можно отделаться стоимостью замены трансмиссионного масла и прокладки, но если течь обнаруживается у коренного сальника, на стыке двигателя и коробки, проблема может оказаться серьезнее, чем на первый взгляд.
Выработавшее свой ресурс масло (ATF жидкость) густеет и теряет свои рабочие свойства, поэтому особенно при холодном старте АКПП работает с масляным голоданием, что может привести к выдавливанию сальника втулки гидротрансформатора из корпуса насоса.
Это становится причиной течи в районе стыка двигателя и АКПП, что влечет дорогостоящий ремонт со снятием коробки. Проблема может быть и в заднем сальнике коленвала двигателя.
Если коробка имеет щуп или пробку, позволяющую получить доступ к маслу, проконтролируйте уровень и качество масла. Это очень важная часть диагностики. Масло не должно быть черным, слишком густым, не должно иметь абразивных вкраплений или иметь запах гари. Нормальный рабочий цвет трансмиссионного масла – от красного к светло-коричневому.
Запах гари может свидетельствовать о том, что подгорели накладки фрикционных дисков. Не вдаваясь в подробности, ненужные при «уличной диагностике», можно сравнить группы фрикционных дисков в АКПП со сцеплением на механической коробке переключения передач (МКПП), они выполняют примерно такую же роль.
При переключении передачи в АКПП одна группа фрикционных дисков разжимается, переставая передавать крутящий момент, а другая группа сжимается, включается другая передача. Потеря давления в АКПП, из-за загустевшего масла, недостаточного уровня масла или из-за неисправных соленоидов влечет недожимание фрикционов и их повышенное трение. Если провести аналогию с МКПП, это примерно тоже самое, что постоянная езда с полунажатым сцеплением – сцепление сгорает.
Из-за повышенного трения и недостаточного охлаждения фрикционные накладки, выполненные чаще всего из целлюлозы, начинают обугливаться. Это запускает необратимый процесс выхода из строя АКПП, нанося критический вред качеству самого трансмиссионного масла, когда температура трения достигает температуры вспышки масла. Здесь и появляется запах гари у трансмиссионного масла.
Обугленные фрикционные накладки не впитывают достаточно масла для охлаждения и начинают разрушаться, тем более, что подгоревшее масло уже не выполняет свои функции полностью. Разрушенные части фрикционов и их клеевая основа разносятся по узким каналам АКПП, забивая их, что опять же снижает проходимость каналов для трансмиссионного масла и еще больше усугубляет проблему.
Сперва проскальзывание фрикционных дисков проявляется также, как проскальзывание сцепления на МКПП – когда на включенной передаче вы набираете обороты, а автомобиль не набирает скорость. Крутящий момент не передается от двигателя на колёса. В запущенном состоянии абразив от разрушенных фрикционных накладок разносится по всей коробке, создавая повышенную выработку всех её узлов, что может привести к крупному ремонту или замене АКПП.
Кроме того, замена горелого масла на новое может вовсе не решить проблему, а только усугубить ее. Новое, жидкое масло, придя на смену густой жиже, своими моющими свойствами будет способствовать отслаиванию поврежденных фрикционных накладок, которые еще больше будут забивать каналы гидроблока и фильтр, а сами подгоревшие фрикционы начнут проскальзывать еще охотнее.
Думаю, вы уже поняли, на сколько велика роль трансмиссионного масла и как важно проверить его уровень и состояние. Повторюсь, если качество масла вызывает серьезные опасения, в нем обнаруживаются посторонние вкрапления, оно чёрное и имеет запах гари – не рассматривайте этот автомобиль для покупки.
Садитесь за руль автомобиля и, удерживая педаль тормоза, проведите проверку работы всех режимов АКПП, просто переключая их из режима P (парковка) к режиму R (реверс), D (драйв) и обратно. Попробуйте выполнять переключения медленно, а затем быстро. При переключении может ощущаться лёгкий толчок. Именно легкий! Но если легкие толчки уже стали ударами или весьма ощутимыми пинками, то это может быть причиной целого ряда проблем – от банальной необходимости сменить трансмиссионное масло и фильтр, до более серьезных, требующих дорогостоящего ремонта.
Но если контроль качества масла показывает его удовлетворительное состояние, то скорее всего, проблему «толчков» коробки уже не решить просто заменив масло. Возможно, владелец автомобиля уже поменял масло с надеждой, что это решит проблему с пинками коробки, но это не помогло, что и стало причиной продажи автомобиля.
Если при включённом режиме Драйв ощущается сильная вибрация, то проблема не обязательно может заключаться в самой коробке передач. А причиной может оказаться частичный или полный износ подушек двигателя или опор коробки передач. Казалось бы — проблема не велика, но замена подушек может ощутимо потянуть за карман.
Появление вибрации при движении автомобиля на скорости от 50 км/ч может быть симптомом неисправности гидротрансформатора (ГДТ). Другие неисправности ГДТ могут проявляться как пробуксовка коробки при начале движения, потеря динамики разгона автомобиля, из-за неисправности обгонной муфты или посторонние звуки при работе автомобиля.
Механический шум, при переключении передач, который пропадает с увеличением скорости автомобиля или шуршащий звук, на заведенном автомобиле — может говорить о проблемах с различными подшипниками ГДТ. Если автомобиль глохнет, при переключении передач или режимов работы – виной этому тоже гидротрасформатор, а скорее всего — его электроника управления. Гидротрансформатор является ключевым звеном, передающим крутящий момент от двигателя к АКПП, по сути является аналогом сцепления.
Обязательно проведите проверку работы АКПП в движении. Проверяйте все режимы работы – задний ход, очень медленный набор скорости, нормальный набор скорости, интенсивный набор скорости («тапок в пол»), удержание высокой скорости и сброс скорости, то есть переключения передач от самой высокой к первой, просто отпустив педаль акселератора. Исправный автомат во всех режимах должен работать без подёргиваний и провалов, при наборе скорости, а также без больших задержек, посторонних звуков, сильных толчков и, тем более, без ощутимых ударов, при переключении передач.
Немаловажно выполнить такую проверку – разогнаться, бросить газ, продолжить ускорение, резко сбросить скорость торможением, затем снова начать ускорение. Опять же, не должно возникнуть никаких подёргиваний и провалов. Встречаются симптомы, которые проявляются в таком режиме и, как правило, это говорит о проблемах с гидроблоком или электромагнитными клапанами АКПП (соленоидами).
При интенсивном разгоне обратите внимание на соотношение интенсивности подъема оборотов и набора скорости – обороты и скорость должны расти пропорционально. Если обороты интенсивно растут, а набор скорости отстаёт – возможно проскальзывают изношенные или недожатые фрикционные диски, которые должны быть плотно сжаты, другими словами — автомат буксует. Конечно же, если ваша цель – приобретение исправного автомобиля, этот вариант вам не подходит. Включение режима Drive, Reverese, а также переключение передач в движении должны происходить без ощутимых задержек, в противном случае можно подозревать наличие факта подклинивания соленоида, плунжера или поршней сжимающих фрикционные диски.
Причиной сильных толчков АКПП, что часто называют «коробка пинается», при включении режима Драйв, Реверс или при переключении передач в движении, могут быть как некорректно работающие фрикционы, так и соленоиды, плунжеры, гидроблок и прочие сопряженные с ними детали. Чаще всего проблема в их работе вызвана засорением и износом, что вызывает подклинивание. Несвоевременная замена масла (жидкости ATF) – чаще всего является корнем всех проблем, и запускает необратимые процессы повышенного износа практически всех частей АКПП.
Соленоид в АКПП — это электромеханический клапан, который в ответ на электрический импульс от электронного блока управления АКПП, открывает или закрывает каналы в гидроблоке, таким образом управляя потоками трансмиссионного масла (ATF жидкости). Разные соленоиды открывают одни и закрывают другие каналы, таким образом давление передается на соответствующие поршни, которые сжимают или разжимают разные группы фрикционных дисков, отвечающие за разные передачи – так и происходит переключение передач.
Также проверьте сброс скорости торможением до полной остановки, обороты не должны сильно проседать и уж тем более мотор не должен глохнуть, что может говорить о неисправности гидротрансформатора, так называемого — бублика. О нём я упоминал выше.
Для тест-драйва выбирайте подходящую дорогу, где можно разогнаться достаточно, чтобы проконтролировать включение всех передач автомата. Ведь, буксовать или пинаться автомат может не на всех передачах, а только на тех, соответствующие которым соленоиды и группы фрикционов неисправны. Отдельные передачи могут вообще не включаться, что является поводом просто посчитать количество всех переключений от первой до максимальной передачи.
Конечно, причиной сильных толчков коробки могут быть не только сами соленоиды или фрикционы, но при выборе автомобиля, нам достаточно наличия данных негативных симптомов, чтобы отказаться от покупки.
Советы по выбору автомобиля с автоматической коробкой передач
Большинство моделей на авторынке предлагается с автоматической коробкой передач, а потому многие водители задаются вопросом, какой из вариантов данного типа трансмиссии окажется надежным и не требующим больших затрат.
Качество и надежность — главные критерии, которым должна соответствовать АКПП, а каждый из ее типов имеет свои особенности и недостатки, которые следует учитывать.
Гидротрансформатор. Стандартной или классической автоматической коробкой передач считается 4-ступенчатая гидротрансформаторная. Сейчас есть и более технологичные типы трансмиссии, но все они используют принцип работы именно данного типа коробки. Чаще всего подобное устройство можно встретить во внедорожниках, так как оно обладает сразу несколькими преимущесмтвами:
- Надежность. Такая АКПП будет служить долго в любых условиях эксплуатации
- Выносливость. Она способна выносить большие нагрузки, за счет чего считается самой качественной
Вариатор. Такой тип АКПП как вариатор, давно завоевал популярность и признание, так как он идеально подходит для езды по городским дорогам. В нем нет четких скоростей для переключения, а потому автомобиль едет плавно, ровно, без рывков. По размерам вариаторы компактнее своего предшественника, а потому их устанавливают в малогабаритные двигатели.
Такой тип трансмиссии помогает экономить топливо, за счет чего широко применяется в сфере автомобилестроения.
Советы по выбору автоматической коробки передач. Если автомобиль планируется эксплуатировать не только в городской среде, то более удобным окажется гидротрансформатор. Он не требует регулярной замены масла высокого качества, в отличие от вариатора, а также не требователен к стилю вождения.
В случае с вариатором следует учитывать, что он не подходит для резких стартов и буксировки транспортных средств, а также буксования в снегу или грязи. Если не соблюдать правила эксплуатации, коробка передач быстро потребует ремонта.
Гидротрансформаторные коробки тоже требуют некоторого ухода, так как при резких регулярных стартах АКПП не выдержит и потребуется ее замена. Тем не менее, они не настолько «превередливы», как вариаторы.
В любом случае при выборе АКПП стоит ориентироваться на условия эксплуатации автомобиля и стиль вождения водителя. Для любителей загородных поездок лучше подойдет гидротрансформаторная коробка, тогда как в городских условиях — вариатор.
Итог. Многие водители становятся перед выбором по типам АКПП, а основным параметром остается надежность конструкции и качество. На самом деле, чтобы коробка передач служила долго, нужно проводить регулярный осмотр и ремонт, а также обращать внимание на стиль вождения владельца авто.
Спецпроект ABW.BY. Покупаем хорошую «бэушку» по цене новой Lada Granta. Часть 1. Фильтруй базар!
Все по-честному и по-настоящему: знакомая ищет автомобиль и обратилась за помощью. Основные требования таковы: бензиновый двигатель объемом 1,4-2,0 л, расторопный «автомат» (чтобы немного «ехала»), в оснащении — кондиционер и Isofix (есть маленький ребенок). Год выпуска не старше 2008-го, цена до 8500$. Бюджет можно увеличить до 10.500$, но для автомобилей не старше 2015 года.
Действовать будем следующим образом. Сначала определим список моделей, которые в принципе соответствуют заявленным требованиям. Затем посмотрим, какие предложения вообще есть на рынке, и далее предложим их заказчице. Когда она определится со списком конкретных вариантов, устроим их осмотр со специалистом, а затем несколько самых интересных вариантов проверим на СТО.
«Бюджетники» не предлагать!
На первый взгляд под озвученные выше требования подходит довольно много моделей. И вариантов может быть немало. Вводим в поля поисковика базы объявлений ABW.BY нужные параметры — получаем без малого 800 предложений! Впрочем, далеко не все из них нам будут интересны.
Взять пресловутые «бюджетники»: до 8500$ вполне можно найти Polo, Rio или Accent / Solaris 2013-2014 г.в. с пробегом до 100 тыс. км. Но у заказчицы есть дополнительные ограничения: желательно не седан и вообще что-то поинтереснее и побольше «российского» В-класса.
И не российского тоже! Ведь в наш бюджет вписываются, к примеру, Nissan Note 2012-2014 г.в. и Honda Jazz / Fit 2009-2011 г.в. Обе модели, несмотря на скромные размеры, имеют довольно вместительный салон. Что не менее важно, они надежны. А еще по сравнению с автомобилями гольф-класса они будут иметь более свежий год выпуска и в целом чуть более низкие эксплуатационные затраты.
Но и эти варианты знакомую не совсем устраивают — слишком малы. Жаль, предложение по Note выглядит довольно интересным. Вообще, изучая объявления, стоит обращать внимание и на фотографии (машина все еще на учете или на «транзитах», соответствует ли внешний вид описанию и т.д.), и на сам текст (как подается история автомобиля и его эксплуатации, какая заявлена причина продажи и т.д.).
Понятно, верить всему, что написано и изображено на картинке, нельзя, но хотя бы первое впечатление о предложении составить можно. Также можно сопоставить текст и картинку, обратить внимание на дату подачи объявления. В данном случае автомобиль продается с мая прошлого года. Возможно, есть какие-то нюансы. А возможно, цена просто не соответствует рынку. Но нам в этом уже разбираться не надо, так что идем дальше.
Снова гольф-класс
Не так давно, отвечая на вопрос читателя о выборе автомобиля за 8-10 тыс. долларов с бензиновым двигателем и «автоматом», мы посоветовали обратить внимание на свежие модели гольф-класса. В данном случае вновь обращаемся к этому сегменту. Правда, учитывая бюджет (всего лишь до 8500$), за некоторым исключением скорее рассчитываем на 2008-2012 г.в. Стоп, а как же готовность покупательницы увеличить бюджет до 10.500$? Ключевое условие — для автомобилей от 2015 г.в.! По большому счету в эти рамки вписываются разве что пригнанные из США Chevrolet Cruze 2015-2016 г.в., возможно, американские Ford Focus 1.0 EcoBoost. Остальные модели из тех, что могут быть интересны, как правило, значительно дороже.
Вообще, ситуация с Cruze показательная. На вторичном рынке предлагаются либо «американцы» с двигателем 1.4 Turbo, либо европейские версии с моторами 1.4, 1.6 или 1.8. Причем последние, как правило, не были пригнаны из Европы, а изначально были куплены новыми в Беларуси или России. Особенно это касается экземпляров 2013-2014 г.в., которые активно тянули из-за интересных цен во время «российского хапуна». Сейчас они как раз вписываются в рамки 8-9 тыс. долларов.
Оба варианта условно прозрачны. Американский можно пробить по VIN, чтобы понять, с каким характером повреждений автомобиль приобретался в США. А «местные» машины могли обслуживаться у дилеров и иметь подтвержденную сервисную историю. Но какова бы ни была легенда, требуется проверка технического состояния. Если автомобиль из США, необходимо, чтобы специалист определил качество восстановительного ремонта. А если машина имеет российское прошлое, не помешает и юридическая проверка, не был ли автомобиль в залоге.
Что же касается технического аспекта, то двигатель 1.4Т интереснее с точки зрения тяги и динамики, а атмосферные варианты 1.6 и 1.8 более простые и дешевые в обслуживании. А вот «автомат» склонен к перегревам, гидроблок чувствителен к чистоте масла. После «наездника» такой автомобиль лучше не брать, но если предыдущий владелец был аккуратным и не затягивал с заменой масла, коробка может прожить долго.
Все вышесказанное относится и к Opel Astra J 2010-2011 г.в. с теми же моторами и АКПП. Скорее всего, автомобиль будет из России (был куплен там новым или подержанным), но в случае с 1,4-литровым двигателем может быть и вариант из Европы.
Похожая история с Ford Focus: автомобили с моторами 1.6 и 2.0 новыми или б/у прибыли из России, с 1,0-литровыми — из Европы или США. Что выбрать, экономичный, но «навороченный» литровый EcoBoost, или «прожорливые», но более простые и ремонтопригодные «атмосферники», скорее вопрос веры. Куда больше вопросов к роботизированной коробке Getrag 6DCT250: рывки при переключениях, ранний износ «сухих» сцеплений и прочие прелести — таковы претензии к работе ранних версий этого «робота». Считается, что после рестайлинга 2014 года часть вопросов была решена, к тому же у бензиновых версий вместо «робота» появился «автомат». Но в наш бюджет вписываются как раз автомобили 2011-2013 г.в., а значит, коробка — фактор риска.
С «роботами» засада и в случае с моделями VAG. И не только! В наш бюджет вписываются Audi A3, VW Golf, Skoda Octaiva 2010-2013 г.в. с «чудным» сочетанием двигателя 1.4 TSI и 7-ступенчатой DSG (DQ200) — на долю этого мотора и коробки приходится наибольшее число «страшилок»! Как показывает практика, с этим можно жить: агрегаты модернизировались, при аккуратном обращении и своевременном обслуживании серьезных проблем можно избежать. Но в любом случае ухо лучше держать востро. Или отдать предпочтение более простому сочетанию атмосферного двигателя 1.6 и «автомата» Aisin. Впрочем, моделям VAG наша заказчица также дала от ворот поворот: слишком скучные!
Нам же спокойнее. Но в запасе не так уж много вариантов. Например, неплохо бы было найти Honda Civic с 1,8-литровым двигателем R18A. Цепной привод выдерживает 250-300 тыс. км, сам мотор — раза в полтора-два больше. Но надежный «автомат» вместо капризного «робота» хэтчбек получил лишь после модернизации 2009 года, с предложениями нынче туго, тем более в нашем бюджете, — куда больше предложений по более старым экземплярам.
Toyota Corolla /Auris тоже сменила «робот» на «автомат» лишь в 2010 году, но данная модель в принципе была забракована нашей покупательницей. А самые дешевые на рынке экземпляры Mitsubishi ASX и Nissan Qashqai с вариаторами и сами ей не предлагали…
Остается Mazda3 серии BL 2008-2010 г.в. Есть версия с 1,6-литровым мотором и 4-ступенчатым «автоматом», но куда интереснее 2,0-литровая с 5-ступенчатой коробкой — она намного резвее без потерь по части надежности. И с кузовом уже вроде не все так печально, как у предшественницы. Одна беда — автомобили стоимостью до 8500$ уже в возрасте. К тому же, откуда бы ни прибыла «тройка» в Беларусь (из Америки, Европы или России), она уже наверняка хорошо побегала по нашим дорогам. Хорошо, если ее пригнал нынешний владелец, который может показать и подтвердить сервисную историю за последние годы.
Теория и практика
Но можно рассуждать сколь угодно долго, а реальность преподнесет свои сюрпризы. Так, в список «полуфиналистов» помимо Chevrolet Cruze, Opel Astra и Mazda3 неожиданно попала еще и Mazda6 (нашелся потенциально интересный вариант). А еще в числе кандидатов — FIAT 500L, который «зацепил» нашу потенциальную покупательницу, и она сама предложила к рассмотрению этот вариант.
Несколько экземпляров итальянского компактвэна действительно попадают в рамки техзадания. И сам автомобиль яркий, тут не поспоришь. Но специалистов по марке в стране не так много, чего ждать от 1,4-литрового турбомотора и коробки («автомата» или «робота» в зависимости от версии и рынка), толком неизвестно.
Как бы то ни было, список кандидатов составлен: мы отобрали наиболее интересные, на наш взгляд, экземпляры из тех, что вписываются в бюджет и прочие требования. Теперь предстоит обзвон продавцов и первичный осмотр машин, который мы проведем вместе со специалистом по подбору автомобилей. Как все прошло, расскажем в следующем материале. Следите за сайтом!
Иван КРИШКЕВИЧ
ABW.BY
Более 77.000 предложений о продаже новых и подержанных авто в нашей базе объявлений.
Источник https://www.drive2.ru/b/560773196349965447/
Источник https://car.ru/news/automobili/48292-sovetyi-po-vyiboru-avtomobilya-s-avtomaticheskoy-korobkoy-peredach/
Источник https://www.abw.by/novosti/automarket/208827