Государственная программа утилизации автомобилей
Подборка наиболее важных документов по запросу Государственная программа утилизации автомобилей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Государственная программа утилизации автомобилей
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Ситуация: Как утилизировать автомобиль?
(«Электронный журнал «Азбука права», 2022) Ранее в РФ в целях стимулирования приобретения гражданами новых автомобилей взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию действовала государственная программа утилизации автомобилей.
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Транспортный налог — 2021
(«Практическая бухгалтерия», 2021, N 2) Сейчас такая госпрограмма не действует, но водители могут сдать в автосалон старое авто. Тогда его передадут на утилизацию, а автомобилист купит новое со скидкой. При этом владелец должен соблюсти следующие условия:
Нормативные акты: Государственная программа утилизации автомобилей
Постановление Правительства РФ от 20.06.2013 N 520
(ред. от 25.05.2016)
«Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям и индивидуальным предпринимателям на возмещение затрат в связи с осуществлением ими деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты колесными транспортными средствами и шасси, в отношении которых уплачен утилизационный сбор, своих потребительских свойств, в том числе части этих затрат, связанных с созданием мощностей и инфраструктуры, которые необходимы для осуществления такой деятельности в рамках подпрограммы «Автомобильная промышленность» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» 1. Настоящие Правила устанавливают порядок предоставления субсидий из федерального бюджета организациям и индивидуальным предпринимателям на возмещение затрат в связи с осуществлением ими деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты колесными транспортными средствами и шасси, в отношении которых уплачен утилизационный сбор, своих потребительских свойств, в том числе части этих затрат, связанных с созданием мощностей и инфраструктуры, которые необходимы для осуществления такой деятельности в рамках подпрограммы «Автомобильная промышленность» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (далее соответственно — субсидия, транспортные средства, утилизация).
Утилизация автомобилей в 2022 году
Машина, на которой вы проездили больше десяти лет, стала не надежна. Здесь сгнили пороги, половины дна нет уже пару лет, двигатель стукнул – как бы грустно не звучало, настал момент расставания. Встает выбор, куда ее деть, ведь на рынке она стоит копейки, да и кто ее купит в таком состоянии. Одно время проблему можно было решить программой утилизации автомобилей. На руки владельцу выдавали соответствующий сертификат на покупку нового «железного коня».
Однако на 2022 год программа утилизации автомобилей прекращена. Чиновники решили, что уже достаточно поддержали дилеров, автоконцерны и водителей. Ежегодно к обсуждению этой меры поддержки пытаются вернуться, но до высоких кабинетов инициатива не доходит. Отметим, что программа утилизации автомобилей была свернута не вмиг. За пару лет до этого планомерно обсуждали ее закрытие, пока в 2019 году ее не прекратили окончательно.
Для чего была введена программа утилизации автомобилей
Впервые в России проект реализовали в 2010 году и с каждым годом его продлевали. Утилизация автомобилей направлена на достижение сразу нескольких целей. Первая – это повышение безопасности дорожного движения, ведь на старых машинах очень небезопасно ездить. Вторая – стимулировать рынок отечественного автопрома и поддерживать отечественного производителя. Третья – улучшить экологическую обстановку в стране, во-первых, старые автомобили наносят больше ущерба воздуху, нежели новые, а во-вторых, нужно ведь куда-то девать старую машину, а не перегонять на мусорный полигон.
Суть проекта заключается в том, что автовладелец, имеющий автомобиль старше 10 лет, после сдачи ее на утилизацию получал специальный сертификат на сумму 50 000-350 000 рублей.
Условия программы утилизации автомобилей
Для того, чтобы сдать машину в утиль и получить компенсацию, необходимо было собрать пакет документов. Проводилась утилизация в двух форматах: программа Trade-in (когда ваша старая машина ремонтируется и продается) и программа утилизации старых автомобилей.
Для участия в госпрограмме подходила не каждая машина, к ним тоже были определенные требования. Автомобиль любой марки, года выпуска и страны происхождения, но он должен иметь полное техническое соответствие.
Происходило это следующим образом:
- Владелец автомобиля передает машину дилеру;
- Затем заключает с ним договор и оформляет на него соответствующую доверенность;
- Оплачивает услуги дилера (сумма варьируется в зависимости от договора, в среднем по регионам России составляла 10 000 рублей);
- Затем выдается свидетельство утилизации старого автомобиля, и вы получаете документы на субсидии, чтобы приобрести новую машину;
- Заключительный шаг – оформление договора приобретения нового транспортного средства.
Необходимые документы
Для процедуры утилизации нужны были следующие документы:
- на право владения автомобилем;
- подтверждающие владением автомобилем собственником на протяжении последних 6 месяцев;
- копии паспорта ТС с отметками об акте сдачи авто в утиль и снятии с государственного учета.
Список автомобилей
На полученные деньги разрешалось купить только автомобили, собранные на территории России. В этот список входили как отечественные, так и иномарки.
По информации на официальных сайтах дилерских центров РФ по программе можно было приобрести:
- Лада (50 000 руб.);
- УАЗ (Patriot и Hunter – 90 000 руб., Pickup и Cargo – 120 000 руб.).
- ГАЗ (коммерческое ТС — 175000 руб., грузовое авто – 350 000 руб.).
- Opel (Meriva, Corsa, Insignia — 40000 руб., Astra – 80 000 руб., Mokka – 100 000 руб., Antara – 140 000 руб.).
- Peugeot (Boxer, 408 и 4008 — 50000 руб.).
- Renault (Logan, Sandero — 25000 руб., Duster, Fluence и Koleos — 50000 руб.).
- Hyundai (Solaris, Creta — 50000 руб.);
- Nissan (Terrano — 50000 руб., Almera — 60000 руб., Teana — 100000 руб.).
- Skoda (Fabia — 60000 руб.; Rapid — 80000 руб., Octavia, Yeti — 90000 руб.).
- Volkswagen (Jetta, Polo — 50000 руб.).
- Citroen (C4 — 50000 руб.).
- Mitsubishi (Outlander — 40000 руб., Pajero Sport — 75000 руб.).
- Ford (Focus, S-Max, Galaxy, Mondeo — 50000 руб., Kuga AWD, Ecosport AWD — 90000 руб.).
Размер скидки
Размер скидки зависел от автомобиля, который вы хотите утилизировать.
Если это легковой автомобиль, то скидка была от 50 000 до 175 000 рублей; среднетоннажные грузовики – от 90 000 до 350 000, автобусы от 100 000 до 300 000, внедорожники от 90 000 до 140 000, специальная техника от 100000 до 350000, любые модели АвтоВАЗА – 50 000 рублей.
Сроки проведения
Программа утилизации автомобилей в России на 2022 год прекратила свое существование. Возможно, увидев запрос бизнеса на поддержку, правительство решит возобновить ее работу.
Где происходит утилизация автомобилей по госпрограмме
Процесс переработки автомобилей на территории России выполняли несколько крупных компаний и десятки небольших.
Сдать машину на утилизацию возможно было по выбору автовладельца:
- в государственном пункте приема автомобилей (любую и абсолютно бесплатно);
- в частной компании (за работу берут от 10 000 рублей, но сертификат на скидку по госпрограмме уже не дают).
Также машину можно сдать в ближайший пункт приема металлолома, но денег это принесет немного.
Самостоятельную утилизацию или разборку с последующей продажей запчастей тоже никто не отменял. Автомобиль разбирается, а его компоненты выставляются на сайтах продажи запчастей. Суммарная прибыль может значительно превысить реальную стоимость машины.
Советы экспертов
Комментирует адвокат Роман Петров:
– Процесс утилизации автомобиля нужно всегда доводить до конца. Как только на руки вы получите справку, что машина сдана в утиль, обязательно нужно поехать в МРЭО ГИБДД и поставить отметку, что автомобиль сдан в утиль. Если вы этого не сделаете, машина все еще будет числиться на вас, налоги также будут приходить. Однажды обратился гражданин, у него как раз такая ситуация произошла. Прошло уже довольно много времени, и в ГИБДД ему отказывали в снятии с учета машины. Этот вопрос пришлось решать через суд. Других подводных камней нет, это единственное, на что стоит обратить внимание.
Утилизируем автомобиль правильно: пошаговая инструкция
Если старое авто пришло в негодность, то собственник может его утилизировать и получить скидку при покупке новой машины. Для этого ему нужно найти утилизирующую организацию, заключить с ней договор и передать транспортное средство для уничтожения. Если владелец не хочет приобретать новую машину, то получит компенсацию за металлолом. Но иногда автомобилисты встречаются с недобросовестными компаниями, которые не избавляются от авто, из-за чего возникают проблемы с начислением транспортного налога или штрафов от ГИБДД. Есть вариант еще проще — сдать старую машину в автосалон по программе trade-in, если не хочется определять судьбу этого авто самому.
Вариант с trade-in
Чтобы увеличить спрос и повысить продажи, автопроизводители вводят программы утилизации или трейд-ин, по условиям которой собственники могут сдать свои старые авто, а новые получить со значительной скидкой (от 50 000 руб. до 350 000 руб. в зависимости от характеристик машины) в соответствии с условиями акции и специальными предложениями.
В 2010-2011 гг. водители, в собственности которых находилось авто больше года, могли сдать его и получить скидку 50 000 руб. на новую машину. При этом возраст авто должен быть более 10 лет, а его масса – до 3,5 т, согласно правилам из Постановления Правительства от 31.12.2009 № 1194.
Сейчас такая госпрограмма не действует, но водители могут сдать в автосалон старое авто. Тогда его передадут на утилизацию или перепродадут, а автомобилист купит новое со скидкой. Подобная система называется trade-in. За границей она существует давно, а в России стала активно распространяться лишь в последние десять лет. При этом владелец должен соблюсти следующие условия:
- машина находилась в собственности не менее 1 года;
- возраст автомобиля – более 6 лет, иначе его можно только продать;
- в транспортном средстве есть все детали для его передвижения, при этом водитель вправе снять магнитолу, навигатор и другую электронику.
Более подробно с условиями trade-in можно ознакомиться на сайтах автопроизводителей или в салонах официальных дилеров. В автосалонах Nissan по такой системе можно выбрать скидку 30 000 руб. на новое авто, снижение цены КАСКО за 1 год или до минус 2% годовых по кредиту. А производители KIA «сбросят» в цене 80 000 руб., если водитель отдаст им старую машину и купит новую.
Именно утилизацию старых машин предлагает Skoda, у которой скидки по такой программе варьируются от 40 000 руб. до 115 000 руб. — в зависимости от марки авто.
При этом адвокат и автоюрист Сергей Радько советует не продавать автомобиль различного рода перекупщикам, обещающим его самостоятельно утилизировать. По его словам, зачастую такие авто восстанавливаются и продаются, либо документы на них используются для легализации другой машины: угнанной или нерастаможенной. В таких случаях машина продолжает числиться на продавце, гарантируя ему неприятности: начисление транспортного налога, штрафов или материальной ответственности при ДТП.
Самостоятельна утилизация
Если автомобилист желает самостоятельно утилизировать машину, не покупая новую, то ему следует придерживаться инструкции ниже.
Какие спорные ситуации могут возникать при утилизации автомобиля
Как правило, собственники утилизированных авто идут в суды, если им продолжают начислять транспортный налог на уже несуществующий автомобиль или из-за неверно проведенной утилизации и невозможности снять машину с учета в ГИБДД.
Так, Иван Попов* обратился в Калининский районный суд города Уфы Республики Башкортостан с иском о признании акта об утилизации действительным и снятии с учета автомобиля к АО «Башвтормет» и ГИБДД . Попов пояснил, что попал в ДТП, сильно разбив машину, решил ее утилизировать. Этим занимался его сын. Он обратился к сотруднику АО «Башвтормет», который принял машину как черный лом, уничтожил и выдал приемо-сдаточный акт. Впоследствии Попов выяснил, что его родственнику помогал не работник утилизирующей организации, а предприниматель, который выдал недействительный документ. По этой причине сотрудники ГИБДД отказались снимать авто с учета. Кроме этого, Попову пришлось оплатить транспортный налог, а также он не получил компенсацию за сдачу машины в утиль. Потому истец просил взыскать с ответчиков возмещение в сумме 38 049 руб., компенсацию морального вреда, который он оценил в 25 000 руб.
В судебном заседании судья Оксана Бикчурина изучила два оригинала приемо-сдаточных акта (истца и ответчика) и нашла в них отличия. Так, документ Попова составлен с нарушением требований ГОСТ 2787-75. В нем неверно указан процент загрязненности металла (9% вместо 50%), нет VIN автомобиля, потому определить, что именно машина Попова была утилизирована, невозможно. В акте ответчика вовсе не было описания авто. Поэтому этих актов было недостаточно для снятия транспортного средства с учета, и суд отказал Попову. Решение обжаловано не было (дело № 2-642/2020).
В другом деле МИФНС России № 13 по Ростовской области обратилась в Новочеркасский городской суд Ростовской области с иском о взыскании с Дмитрия Лунева* транспортного налога, который он не оплачивает с 2014 года. В судебном заседании ответчик настаивал, что машину утилизировал еще в 2010 году и снял с учета в ГИБДД, поэтому задолженности по налогам у него нет.
Судья Ольга Власова запросила сведения о регистрации авто Лунева. По карточке учета транспортное средство до сих пор зарегистрировано за истцом, а документы, номера и ПТС авто в ГИБДД после якобы утилизации Лунев не сдал. Суд взыскал с истца долг по налогу. Он не обжаловал решение, согласившись с ним (дело № 2а-493/2020).
Рубрика «Вопрос-ответ»
Адвокат и автоюрист Сергей Радько пояснил, что бывший собственник может снять с учета авто по справке об утилизации или из-за его продажи. Новый владелец вправе совершить эти действия от имени продавца по доверенности. Но он не сумеет зарегистрировать автомобиль на себя, так как машина уничтожена и осмотреть в ГИБДД ее не получится, добавляет эксперт.
Адвокат и автоюрист Сергей Радько отвечает, что для снятия с учета машины по утилизации нужна справка об ее реальном уничтожении. Если бывшему владельцу все-таки удалось получить этот фактически поддельный документ, то утилизация была незаконной. Но вероятнее всего, прежний собственник прекратил регистрацию авто из-за его продажи. Тогда водителю нужно подать заявление о возобновлении учета, приложив ПТС, договор-купли продажи, страховку.
Адвокат и автоюрист Сергей Радько говорит, что собственник не сможет возобновить учет после утилизации. Лучше обратиться в суд с новым иском о взыскании с бывшего супруга стоимости уничтоженного автомобиля. Ведь фактически использовать машину по прямому назначению невозможно, так как для этого нужен госучет.
Адвокат и автоюрист Сергей Радько пояснил, что просто так снять авто с учета по утилизации нельзя – нужно его реально уничтожить. В этом случае требуется обратиться в ГИБДД с заявлением о прекращении учета машины из-за ее продажи. Тогда бывший собственник не будет получать транспортный налог и штрафы от ГИБДД, добавляет эксперт.
Источник http://www.consultant.ru/law/podborki/gosudarstvennaya_programma_utilizacii_avtomobilej/
Источник https://www.kp.ru/expert/avto/utilizatsiya-avtomobilej/
Источник https://pravo.ru/auto/story/227986/