Федеральный закон от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ
В целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, настоящим Федеральным законом определяются правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — обязательное страхование), а также осуществляемого на территории Российской Федерации страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, участником которых является профессиональное объединение страховщиков, действующее в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее — международные системы страхования). (В редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 223-ФЗ)
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: (В редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 331-ФЗ)
транспортное средство — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем;
использование транспортного средства — эксплуатация транспортного средства, связанная с его движением в пределах дорог (дорожном движении), а также на прилегающих к ним и предназначенных для движения транспортных средств территориях (во дворах, в жилых массивах, на стоянках транспортных средств, заправочных станциях и других территориях). Эксплуатация оборудования, установленного на транспортном средстве и непосредственно не связанного с участием транспортного средства в дорожном движении, не является использованием транспортного средства;
владелец транспортного средства — собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и тому подобное). Не является владельцем транспортного средства лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства;
водитель — лицо, управляющее транспортным средством. При обучении управлению транспортным средством водителем считается обучающее лицо;
потерпевший — лицо, жизни, здоровью или имуществу которого был причинен вред при использовании транспортного средства иным лицом, в том числе пешеход, водитель транспортного средства, которым причинен вред, и пассажир транспортного средства — участник дорожно-транспортного происшествия (за исключением лица, признаваемого потерпевшим в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном»); (В редакции Федеральных законов от 01.12.2007 № 306-ФЗ; от 14.06.2012 № 78-ФЗ)
место жительства (место нахождения) потерпевшего — определенное в соответствии с гражданским законодательством место жительства гражданина или место нахождения юридического лица, признаваемых потерпевшими;
договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — договор обязательного страхования) — договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховое возмещение в форме страховой выплаты или путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы). Договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, правилами обязательного страхования, и является публичным; (В редакции федеральных законов от 28.03.2017 № 49-ФЗ, от 01.05.2019 № 88-ФЗ)
страхователь — лицо, заключившее со страховщиком договор обязательного страхования;
страховщик — страховая организация и иностранная страховая организация, которые вправе осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с разрешением (лицензией), выданным в установленном законодательством Российской Федерации порядке; (В редакции федеральных законов от 23.07.2013 № 251-ФЗ, от 02.07.2021 № 343-ФЗ)
страховой случай — наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, влекущее за собой в соответствии с договором обязательного страхования обязанность страховщика осуществить страховое возмещение; (В редакции Федеральных законов от 01.12.2007 № 306-ФЗ; от 28.03.2017 № 49-ФЗ)
страховые тарифы — ценовые ставки, установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом, применяемые страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования и состоящие из базовых ставок и коэффициентов;
компенсационные выплаты — платежи, которые осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом в случаях, если страховое возмещение по договору обязательного страхования или возмещение страховщику, осуществившему прямое возмещение убытков в соответствии с соглашением о прямом возмещении убытков, заключенным в соответствии со статьей 261 настоящего Федерального закона, в счет страхового возмещения не могут быть осуществлены; (В редакции Федеральных законов от 21.07.2014 № 223-ФЗ; от 28.03.2017 № 49-ФЗ)
представитель страховщика в субъекте Российской Федерации (далее — представитель страховщика) — обособленное подразделение страховщика в субъекте Российской Федерации, выполняющее полномочия страховщика по рассмотрению требований потерпевших о страховом возмещении, прямом возмещении убытков, по организации осмотра и (или) независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) поврежденного имущества или его остатков, по организации восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства на станции технического обслуживания, а также по осуществлению страхового возмещения, прямого возмещения убытков, или другой страховщик, наделенный всеми или частью указанных полномочий и присоединившийся к соглашению о прямом возмещении убытков; (В редакции Федерального закона от 01.05.2019 № 88-ФЗ)
прямое возмещение убытков — возмещение вреда имуществу потерпевшего, осуществляемое в соответствии с настоящим Федеральным законом страховщиком, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего — владельца транспортного средства; (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 01.12.2007 № 306-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 01.02.2010 № 3-ФЗ)
направление на ремонт — документ, подтверждающий право потерпевшего на восстановительный ремонт его транспортного средства на определенной в соответствии с настоящим Федеральным законом станции технического обслуживания; (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 21.07.2014 № 223-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 28.03.2017 № 49-ФЗ)
урегулирование требований, возникающих в связи со страхованием в рамках международных систем страхования, — рассмотрение требований потерпевших, национальных объединений страховых организаций других стран и иных участников международных систем страхования о страховом возмещении причиненного в результате дорожно-транспортных происшествий вреда владельцами транспортных средств, ответственность которых застрахована в рамках международных систем страхования, и, если в результате такого рассмотрения не принято решение об отказе, осуществление страховой выплаты, а также возмещение расходов лицу или лицам, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом, требованиями международных систем страхования, правилами профессиональной деятельности профессионального объединения страховщиков осуществили данную страховую выплату; (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 21.07.2014 № 223-ФЗ)
договор на организацию восстановительного ремонта — договор, заключенный между страховщиком и станцией технического обслуживания и устанавливающий в том числе обязанность станции технического обслуживания провести восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства потерпевшего и обязанность страховщика оплатить такой ремонт в счет страхового возмещения в соответствии с настоящим Федеральным законом. (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 28.03.2017 № 49-ФЗ)
2. Понятия, указанные в настоящей статье, могут быть уточнены в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации». (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 02.07.2021 № 331-ФЗ)
Статья 2. Законодательство Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
1. Законодательство Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и издаваемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных актов Центрального банка Российской Федерации (далее — Банк России). (В редакции Федерального закона от 01.05.2019 № 88-ФЗ)
2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.
3. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 08.12.2020 № 429-ФЗ)
4. В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» в области обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств может быть установлено специальное регулирование, отличающееся от регулирования, предусмотренного положениями настоящего Федерального закона. Такое специальное регулирование устанавливается программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утвержденной в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации». Положения данной программы, устанавливающие условия экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, могут изменять или исключать действие положений настоящего Федерального закона в случае, если это прямо предусмотрено настоящим Федеральным законом. (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 02.07.2021 № 331-ФЗ)
Статья 3. Основные принципы обязательного страхования
Основными принципами обязательного страхования являются:
гарантия возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в пределах, установленных настоящим Федеральным законом;
всеобщность и обязательность страхования гражданской ответственности владельцами транспортных средств;
недопустимость использования на территории Российской Федерации транспортных средств, владельцы которых не исполнили установленную настоящим Федеральным законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности;
экономическая заинтересованность владельцев транспортных средств в повышении безопасности дорожного движения.
Глава II. Условия и порядок осуществления обязательного страхования
Статья 4. Обязанность владельцев транспортных средств по страхованию гражданской ответственности
1. Владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств. (В редакции Федерального закона от 01.12.2007 № 306-ФЗ)
Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев всех используемых на территории Российской Федерации транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.
Владелец транспортного средства, зарегистрированного в иностранном государстве и въезжающего на территорию Российской Федерации, обязан иметь договор страхования гражданской ответственности, заключенный на условиях настоящего Федерального закона или в рамках международных систем страхования. (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 01.05.2019 № 88-ФЗ)
2. При возникновении права владения транспортным средством (приобретении его в собственность, получении в хозяйственное ведение или оперативное управление и тому подобном) владелец транспортного средства обязан застраховать свою гражданскую ответственность до совершения регистрационных действий, связанных со сменой владельца транспортного средства, но не позднее чем через десять дней после возникновения права владения им. (В редакции федеральных законов от 01.07.2011 № 170-ФЗ, от 03.08.2018 № 283-ФЗ)
3. Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельцев:
а) транспортных средств, максимальная конструктивная скорость которых составляет не более 20 километров в час;
б) транспортных средств, которые не предназначены для движения по автомобильным дорогам общего пользования и (или) не подлежат государственной регистрации; (В редакции Федерального закона от 01.05.2019 № 88-ФЗ)
в) транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба, за исключением автобусов, легковых автомобилей и прицепов к ним, иных транспортных средств, используемых для обеспечения хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов; (В редакции Федерального закона от 23.06.2003 № 77-ФЗ)
г) транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах, если гражданская ответственность владельцев таких транспортных средств застрахована в рамках международных систем страхования; (В редакции Федеральных законов от 01.12.2007 № 306-ФЗ; от 21.07.2014 № 223-ФЗ)
д) принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям; (Дополнение подпунктом — Федеральный закон от 01.12.2007 № 306-ФЗ)
е) транспортных средств, не имеющих колесных движителей (транспортных средств, в конструкции которых применены гусеничные, полугусеничные, санные и иные неколесные движители), и прицепов к ним. (Дополнение подпунктом — Федеральный закон от 21.07.2014 № 223-ФЗ)
4. Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельца транспортного средства, риск ответственности которого застрахован в соответствии с настоящим Федеральным законом иным лицом (страхователем).
5. Владельцы транспортных средств, застраховавшие свою гражданскую ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом, могут дополнительно в добровольной форме осуществлять страхование на случай недостаточности страховых сумм, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона, для полного возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, а также на случай наступления ответственности, не относящейся к страховому риску по обязательному страхованию (пункт 2 статьи 6 настоящего Федерального закона). (В редакции Федерального закона от 28.03.2017 № 49-ФЗ)
6. Владельцы транспортных средств, риск ответственности которых не застрахован в форме обязательного и (или) добровольного страхования, возмещают вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в соответствии с гражданским законодательством. При этом вред, причиненный жизни или здоровью потерпевших, подлежит возмещению в размерах не менее чем размеры, определяемые в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, и по правилам указанной статьи. (В редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 223-ФЗ)
Лица, нарушившие установленные настоящим Федеральным законом требования об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7. Обязанность по страхованию гражданской ответственности владельцев прицепов к транспортным средствам, за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям, исполняется посредством заключения договора обязательного страхования, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему, информация о чем вносится в страховой полис обязательного страхования. (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 21.07.2014 № 223-ФЗ)
Статья 5. Правила обязательного страхования
1. Порядок реализации определенных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами прав и обязанностей сторон по договору обязательного страхования устанавливается Банком России в правилах обязательного страхования. (В редакции федеральных законов от 23.07.2013 № 251-ФЗ, от 01.05.2019 № 88-ФЗ)
2. Правила обязательного страхования наряду с другими положениями включают в себя следующие положения:
Федеральный закон «Об ОСАГО»
- Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 — 3)
- Статья 1. Основные понятия
- Статья 2. Законодательство Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
- Статья 3. Основные принципы обязательного страхования
- Статья 4. Обязанность владельцев транспортных средств по страхованию гражданской ответственности
- Статья 5. Правила обязательного страхования
- Статья 6. Объект обязательного страхования и страховой риск
- Статья 7. Страховая сумма
- Статья 8. Регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию
- Статья 9. Базовые ставки и коэффициенты страховых тарифов
- Статья 10. Срок действия договора обязательного страхования
- Статья 11. Действия страхователей и потерпевших при наступлении страхового случая
- Статья 11.1. Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции
- Статья 12. Порядок осуществления страхового возмещения причиненного потерпевшему вреда
- Статья 12.1. Независимая техническая экспертиза транспортного средства
- Статья 13 (утратила силу)
- Статья 14. Право регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред
- Статья 14.1 Прямое возмещение убытков
- Статья 15. Порядок осуществления обязательного страхования
- Статья 16. Обязательное страхование при ограниченном использовании транспортных средств
- Статья 16.1. Особенности рассмотрения споров по договорам обязательного страхования
- Статья 17. Компенсации страховых премий по договору обязательного страхования
- Статья 18. Право на получение компенсационных выплат
- Статья 19. Осуществление компенсационных выплат
- Статья 20. Взыскание сумм компенсационных выплат
- Статья 21. Страховщики
- Статья 21.1. Перестраховочный пул
- Статья 22. Особенности осуществления страховщиками операций по обязательному страхованию
- Статья 23. (утратила силу)
- Статья 24. Профессиональное объединение страховщиков
- Статья 25. Функции и полномочия профессионального объединения страховщиков
- Статья 26. Правила профессиональной деятельности
- Статья 26.1 Соглашение о прямом возмещении убытков
- Статья 27. Обязанность профессионального объединения по осуществлению компенсационных выплат
- Статья 28. Имущество профессионального объединения страховщиков
- Статья 29. Взносы и иные обязательные платежи членов профессионального объединения
- Статья 30. Информационное взаимодействие
- Статья 31. Международные системы страхования
- Статья 32. Контроль за исполнением владельцами транспортных средств обязанности по страхованию
- Статья 33. О вступлении в силу настоящего Федерального закона
- Статья 34. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ
«Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»С изменениями и дополнениями от:
24 декабря 2002 г., 23 июня 2003 г., 29 декабря 2004 г., 21 июля 2005 г., 25 ноября, 30 декабря 2006 г., 1 декабря 2007 г., 16 мая, 24 июня, 23 июля, 25, 30 декабря 2008 г., 28 февраля, 27 декабря 2009 г., 1 февраля, 22 апреля, 28 декабря 2010 г., 7 февраля, 1, 11 июля, 30 ноября 2011 г., 14 июня, 28 июля 2012 г., 7 мая 2013 г., 21 июля, 4 ноября 2014 г., 28 ноября 2015 г., 23 мая, 23 июня, 3 июля 2016 г., 28 марта, 26 июля, 29 декабря 2017 г., 4 июня, 3 августа, 18 декабря 2018 г., 1 мая, 6 июня, 30 июля, 2 декабря 2019 г., 1, 24 апреля, 25 мая, 20 июля, 8 декабря 2020 г., 11 июня, 2 июля, 6 декабря 2021 г., 1 апреля, 28 июня, 14 июля 2022 г.
Принят Государственной Думой 3 апреля 2002 года
Одобрен Советом Федерации 10 апреля 2002 года
ГАРАНТ:
См. Энциклопедию решений Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО)
См. комментарии к настоящему Федеральному закону
См. Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 22 июня 2016 г.
О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств см. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 декабря 2017 г. N 58
Информация об изменениях:
Преамбула изменена с 1 сентября 2014 г. — Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 223-ФЗ
ГАРАНТ:
См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона
В целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, настоящим Федеральным законом определяются правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — обязательное страхование), а также осуществляемого на территории Российской Федерации страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, участником которых является профессиональное объединение страховщиков, действующее в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее — международные системы страхования).
Президент Российской Федерации
25 апреля 2002 г.
Законом определяются правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Одним из центральных положений закона является предоставление потерпевшим гарантий возмещения вреда, причиненного их жизни или здоровью, а также обеспечение возмещения вреда имуществу. Указанные гарантии реализуются за счет совмещения двух механизмов — обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств и осуществления компенсационных выплат в счет возмещения вреда жизни и здоровью, производимых профессиональным объединением страховщиков. В рамках первого из указанных механизмов потерпевшие смогут получить возмещение от страховой организации в виде страховой выплаты по обязательному страхованию. Второй же механизм обеспечит права потерпевших в тех случаях, когда причинитель вреда не исполнил своей обязанности по страхованию, либо неизвестен, либо скрылся с места ДТП.
Определены минимальные страховые суммы отдельно по возмещению вреда жизни или здоровью, а также имущественному вреду. Предельная величина страховой выплаты составляет 400 тысяч рублей, а именно: в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью нескольких потерпевших, — 240 тысяч рублей, одного потерпевшего — не более 160 тысяч рублей; в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, — 160 тысяч рублей, одного потерпевшего — не более 120 тысяч рублей.
Обязательное страхование должно осуществляться в соответствии с едиными страховыми тарифами, утверждаемыми Правительством РФ. При этом страховой тариф определяется с учетом объекта страхования и характера страхового риска. Разделение тарифов по категориям учитывает ряд факторов: региональные особенности; характеристики транспортного средства и характер его использования (юридическими лицами, гражданами в личном пользовании и т.п.); характеристики владельца транспортного средства, в том числе совершение им грубых нарушений правил дорожного движения или ДТП, повлекших осуществление страховой выплаты в предшествующий период страхования.
Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2003 года, за исключением положений, для которых предусмотрены иные сроки вступления в силу. Положения о создании профессионального объединения страховщиков и условиях выдачи страховщикам разрешений (лицензий) на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств вступают в силу со дня официального опубликования Федерального закона.
Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2003 г. Положения, предусмотренные в отношении создания профессионального объединения страховщиков и условий выдачи страховщикам разрешений (лицензий) на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, вступают в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона. Пункты 1 и 2 статьи 21 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июля 2003 г. Глава III и статья 27 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июля 2004 г.
Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 7 мая 2002 г. N 80, в «Парламентской газете» от 14 мая 2002 г. N 86, в Собрании законодательства Российской Федерации от 6 мая 2002 г. N 18 ст. 1720
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 327-ФЗ
Изменения вступают в силу с 15 июля 2023 г. и с 1 января 2025 г.
См. будущие редакции настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ
Федеральный закон от 28 июня 2022 г. N 190-ФЗ
Изменения вступают в силу с 28 июня 2022 г.
Федеральный закон от 1 апреля 2022 г. N 81-ФЗ
Изменения вступают в силу с 12 апреля 2022 г.
Федеральный закон от 6 декабря 2021 г. N 409-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2022 г.
Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 343-ФЗ
Изменения вступают в силу с 22 августа 2021 г.
Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 331-ФЗ
Изменения вступают в силу с 2 июля 2021 г.
Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2021 г.
Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 429-ФЗ
Изменения вступают в силу с 8 декабря 2020 г.
Федеральный закон от 20 июля 2020 г. N 212-ФЗ
Изменения вступают в силу с 19 октября 2020 г.
Федеральный закон от 25 мая 2020 г. N 161-ФЗ
Изменения вступают в силу с 25 мая 2020 г., за исключением статьи 1 изменений, вступающей в силу с 24 августа 2020 г.
Действие подпункта «и» пункта 1 статьи 14 и подпункта «е» пункта 3 статьи 15 настоящего Федерального закона приостановлено до 30 сентября 2020 г. включительно в части отношений, возникших при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, с 1 марта 2020 г.
Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. N 149-ФЗ
Изменения вступают в силу с 24 июля 2020 г.
Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. N 147-ФЗ
Изменения вступают в силу с 5 мая 2020 г.
Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 408-ФЗ
Изменения вступают в силу с 13 декабря 2019 г.
Федеральный закон от 6 июня 2019 г. N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 1 апреля 2020 г. N 98-ФЗ)
Изменения вступают в силу с 1 марта 2021 г.
Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 88-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 мая, 1 июня, 1 сентября, 1 и 29 октября 2019 г.
Федеральный закон от 18 декабря 2018 г. N 473-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.
Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 283-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 июля 2019 г. N 256-ФЗ)
Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.
Федеральный закон от 4 июня 2018 г. N 133-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июня 2019 г.
Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 448-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июня 2018 г.
Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 197-ФЗ
Изменения вступают в силу с 26 августа 2017 г.
Федеральный закон от 28 марта 2017 г. N 49-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением подпункта «а» пункта 12 статьи 1 изменений, вступающих в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона и применяются к договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заключенным после дня вступления в силу названного Федерального закона
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 360-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 214-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением пункта 1 статьи 1 изменений, вступающего в силу с 1 сентября 2016 г., и пунктов 3, 4, 6, 7 статьи 1 изменений, вступающих в силу с 1 января 2017 г.
Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 146-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 349-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 344-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 223-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 сентября 2014 г., за исключением изменений, вступающих в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного Федерального закона, с 1 октября 2014 г., 1 апреля и 1 июля 2015 г., 1 октября 2019 г.
Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.
Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 25 декабря 2012 г. N 267-ФЗ
Действие пунктов 7 и 9 статьи 15 настоящего Федерального закона приостановлено с 1 января 2013 г. до 30 июня 2014 г.
Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 131-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 130-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в подпункт «е» пункта 3 статьи 15 настоящего Федерального закона, вступающих в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 14 июня 2012 г. N 78-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.
Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 170-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 362-ФЗ, в редакции Федерального закона от 25 декабря 2012 г. N 267-ФЗ)
Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г., за исключением дополнения статьи 15 пунктом 10.1, вступающим в силу с 1 июля 2014 г.
Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 марта 2011 г.
Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 392-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 22 апреля 2010 г. N 65-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 1 февраля 2010 г. N 3-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 362-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 344-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона и применяются до 31 декабря 2011 г. включительно
Федеральный закон от 28 февраля 2009 г. N 30-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.
Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.
Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 306-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24 июня 2008 г. N 94-ФЗ)
Изменения вступают в силу с 1 марта 2009 г.
Федеральный закон от 16 мая 2008 г. N 73-ФЗ
Действие абзаца второго пункта 1 статьи 32 настоящего Федерального закона приостановлено до 31 декабря 2008 г.
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 306-ФЗ
Изменения вступают в силу в соответствии со статьей 3 названного Федерального закона
Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 266-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.
Федеральный закон от 25 ноября 2006 г. N 192-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 103-ФЗ
Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.
Федеральный закон от 23 июня 2003 г. N 77-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.
Федеральный закон от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ
Действие отдельных норм настоящего Федерального закона было приостановлено с 1 июля по 31 декабря 2003 г.
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Правила страхования ОСАГО
Полис ОСАГО страхования подразумевает обязанность владельца автомобиля или другого транспортного средства отвечать за возможное нанесение убытков или ущерба лицам, пострадавшим в ДТП или аварии.
Если в ДТП пострадает имущество, здоровье водителя или пассажира, платить будет не виновник случившегося, а компания-страховщик – таковы условия ОСАГО.
Законодательством определены правила автострахования, на основании которых пострадавшее лицо имеет возможность получить оплату от компании за нанесенный ущерб — например, при ДТП.
Объект ОСАГО — это имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим в случае причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации. Если виновник ДТП не имеет действующего полиса, согласно правилам, возмещать ущерб ему придется из своего кармана.
Правилами обязательного страхования определяются:
- срок оформления договора,
- государственные тарифы,
- коэффициенты и ставки, применяемые для страхования автомобиля, условия их расчета,
- возможные риски,
- порядок действий — оформление протокола, вызов спецслужб, обращение в компанию, возмещение ущерба,
- страхование, применяемое при использовании автомобиля на территории других стран,
- работа организаций, осуществляющих страхование.
Условия страхования ОСАГО
Полис, выданный при оформлении, является документом, гарантирующим, что в случае ДТП пострадавшему компенсируют ущерб.
Размер суммы выплаты составляет:
- до 500 000 рублей за причинение вреда жизни и здоровью — каждому потерпевшему,
- до 400 000 рублей за поврежденное имущество — каждому пострадавшему.
Срок, на который заключается договор о страховании, в большинстве случаев составляет 12 месяцев. Но он может изменяться с учетом ситуации. Например, если автомобиль зарегистрирован в другой стране и им временно пользуются на территории России, оформляется транзитный полис на срок от 5 дней.
Правила страхования также определяют: если автовладелец планирует пользоваться транспортом не целый год, то ему необходимо указать период использования — и оформить полис по сниженному тарифу — не менее, чем на 6 месяцев.
Также на время транзита авто к месту постоянной регистрации владельца необходимо воспользоваться специальным полисом — сроком на 20 дней.
Согласно правилам обязательного страхования, есть два варианта оформления полиса:
- с ограничением количества лиц, допущенных к управлению авто,
- без ограничения.
В первом случае управлять автомобилем (разумеется, при наличии водительского удостоверения), имеют право только занесенные в полис граждане. Во втором случае транспортным средством может управлять любой человек с водительским удостоверением. Данный вид страхования часто используют компании, предоставляющие автомобили в аренду или таксопарки.
Возникновение страхового случая
Если таковой случается, страховая компания берет на себя возмещение ущерба, причиненного автовладельцем пострадавшему — в соответствии с оценкой причиненного ущерба. Сумма выплаты лимитирована — она указывается в договоре.
Компания, выдавшая полис, тщательно разбирается в каждом, предусмотренном договором, страховом случае. По закону они имеют право и отказать в возмещении — например, если потерпевший признает себя виновным в ДТП. Или если сумма возмещения причиненного ущерба несоразмерно завышена.
Правило расчета премии и порядок выплаты
Премия по ОСАГО — обязанность выплаты оговоренной в договоре суммы (оплата за страховку, внесенная страхователем). Ее можно внести единовременно, либо двумя частями, оформляя полис на полгода, каждый раз продлевая договор. В этом случае итоговая сумма получится на порядок выше.
Согласно Закону об ОСАГО, тарификация страхования состоит из двух факторов, влияющих на итоговую сумму взноса — базовых ставок и коэффициентов. В соответствии с правилами, базовые ставки рассчитываются с учетом технических характеристик транспорта, цели его использования и особенностей конструкции.
- территории, на которой используется транспортное средство — она определяется по месту постоянной регистрации автовладельца,
- историю владельца автотранспортного средства — учитываются произведенные ранее выплаты по тому или иному случаю,
- возраст и водительский стаж — тех, кого вносят в полис,
- особенности эксплуатации автомобиля в разные сезоны.
Дополнительные коэффициенты имеют место, если:
- владелец авто предоставил недостоверную информацию о ДТП, что повлияло на размер выплаты,
- автовладелец осознанно способствовал возникновению ДТП — чтобы получить возмещение ущерба,
- к автовладельцу можно предъявить регрессивное требование — запрос о компенсации затрат после выплаты материального возмещения потерпевшему.
Ситуации, когда можно предъявить требования регресса:
- доказано намеренное совершения ДТП виновником,
- виновник произошедшего дорожно-транспортного происшествия или аварии управлял авто в состоянии опьянения — алкогольного или наркотического,
- на момент аварии виновный не имел права управлять авто,
- устроивший ДТП скрылся с места аварии,
- в момент совершения ДТП срок действия договора завершился,
- виновник аварии не известил компанию о произошедшем,
- при заключении договора автовладелец умышленно скрыл какую-то информацию.
К слову, если компания на доказательства случая регресса затратила определенные усилия и средства, то по правилам это также может быть внесено в сумму обратных требований.
Срок действия договора ОСАГО
Максимальный срок действия договора по ОСАГО фиксирован — один год, но может быть и меньше. Например, при:
- транспортировке автомобиля к месту постоянной регистрации владельца,
- использование авто, зарегистрированного вне территории РФ,
- непостоянной и/или сезонной эксплуатации машины.
При транзите автомобиля от места приобретения к месту постоянной регистрации, автовладелец обязан оформить временный полис сроком до 20 дней – таковы правила. Владелец имеет право оформить соответствующий документ и при покупке – но только при условии, что компания имеет право работать на территории его региона.
В случае, если в Россию нужно транспортировать авто, зарегистрированное в другой стране (например, при туристической поездке на автомобиле), владелец обязан заключить соответствующий договор ОСАГО. По правилам и в соответствии с законодательством, соглашение заключается на срок от 5 дней. Если время пребывания на территории Российской Федерации увеличивается, можно продлить договор.
Следует учитывать, что годовое оформление полиса дешевле, чем по месяцам. Стоимость такого полиса остается неизменной на протяжении всего срока действия договора. При оформлении полиса по месяцам сумма может индексироваться. Если тарифы вырастут, при следующем продлении оплата увеличится.
Порядок продления и досрочного погашения – правила ОСАГО
При истечении срока автовладелец имеет право продлить договор на сходных условиях — при пересчете тарифа и изменении данных, обусловленных коэффициентами начисления. При необходимости автовладелец может отказаться от продления договора и воспользоваться услугами другой компании.
Досрочное прекращение действия полиса возможно по ряду причин. В зависимости от ситуации, компания может возместить средства за неиспользованные месяцы договора.
- смерть автовладельца или лица, вписанного в полис,
- ликвидация компании,
- утрата (гибель) транспортного средства,
- отзыв лицензии компании,
- смена владельца авто,
- другие случаи, предусмотренные законодательством РФ.
Нововведения ОСАГО в 2022 году
В 2022 году условия ОСАГО несколько изменились — нововведения касаются тарифной политики и начисления коэффициентов, а также прохождения техосмотра.
Как рассчитываются коэффициенты? Правила по ОСАГО определяют, что базовые тарифы и методику расчета устанавливает Центробанк. Эта финансовая организация определяет максимум и минимум выплат по тому или иному случаю.
В 2022 году тарифный коридор (границы минимального и максимального значения базовой ставки) расширился на 10%.
С апреля 2019 года начал действовать КБМ (коэффициент бонус-малус). Данный коэффициент учитывает нарушения автовладельца и возникновение соответствующих ситуаций по его вине.
Данный коэффициент ОСАГО считают следующим образом. Берутся за основу данные прошлых лет.
Если водитель виновен виновен в трех и более ДТП в течение одного года, то с апреля 2022 года тариф будет умножаться на 3,92. Зато КБМ за десять лет езды без ДТП снизится до 0,46.
Новичок, у которого нет истории КБМ, теперь будет получать первый коэффициент 1,17 вместо 1.
То есть, если вы аккуратный и дисциплинированный водитель и по вашей вине никогда не случалось аварии, вы сэкономите на полисе еще больше, чем раньше. Все справедливо.
С 2022 года водители могут оформлять полис ОСАГО без необходимости прохождения техосмотра.
А вот новые тарифы и условия ОСАГО, вступившие в силу в 2022 году
Минимальный тариф Максимальный тариф Мотоциклы и мопеды 438 рублей 2 013 рублей Легковые авто для юрлиц 1 152 рублей 4 541 рублей Легковые авто для физ лиц и ИП 2 224 рублей 5 980 рублей Легковые авто – такси 2 014 рублей 12 505 рублей Грузовики (до 16 т) 1 572 рублей 7 884 рублей Автобусы (до 16 мест) 1 494 рублей 5 415 рублей Автобусы (более 16 мест) 1 867 рублей 6 767 рублей К слову, компании по-прежнему сохранили за собой право назначать базовую ставку самостоятельно — в пределах определенных законом границ.
Максимальное повышение цен распространяется на водителей, использующих транспортное средство в качестве такси.
Кроме того, в 2022 году увеличился тарифный план ОСАГО для полиса, оформленного без ограничений. В случае допуска к вождению автомобиля неограниченному числу лиц, компания испытывает повышенные риски возникновения предусмотренной договором ситуации. Теперь ограничивающий коэффициент для физических лиц равен 2,32.
С 2019 года на стоимость полиса ОСАГО влияет возраст и водительский стаж автовладельца: чем старше и опытнее водитель, тем дешевле будет для него полис.
И еще один момент. Стоимость полиса ОСАГО также зависит от региона и мощности двигателя авто. Чем больше лошадиных сил, тем полис дороже.
Дополнительно на стоимость ОСАГО влияет, насколько часто используется автомобиль. Бывает, автовладелец вспоминает, что у него есть машина, только летом — если его работа предполагает долгие отлучки (вахтовый метод или длительные командировки). В таких случаях автовладелец обязан уведомлять о сроках эксплуатации своего автомобиля, указав время использования.
Договор в таком случаев составят с учетом этих временных рамок. Минимальный срок использования полиса ОСАГО — 6 месяцев.
На частоту использования транспорта напрямую влияют и особенности климата того или иного региона. Например, коэффициент для москвичей – 1,8. В столице автомобилем пользуются часто. Для жителей Омска – 1,48. Для жителей Чукотки – 0,76.
Чтобы узнать ваш коэффициент, обратите внимание на строку «Расчет размера страховой премии» в полисе.
К каким изменениям ОСАГО готовятся
Для того чтобы обеспечить безопасность на дорогах, а также максимально приблизиться к передовым европейским стандартам, в настоящее время на рассмотрении находятся несколько законопроектов об улучшении работы данной системы. А именно:
- переход на электронное страхование,
- фиксация нарушений устройствами видеонаблюдения,
- повышение штрафов за отсутствие полиса.
Переход на электронный полис
Для российских компаний стало доступно использование СМЭВ (системы межведомственного электронного взаимодействия) — в связи с этим упростилось использование е-ПТС.
Преимущества электронного паспорта — возможность хранить больше информации. В е-ПТС содержится полные данные о всех владельцах конкретного автомобиля, сведения о дорожно-транспортных происшествиях, проведенном техобслуживании, о сроках и полисах КАСКО и ОСАГО, прописаны правила их использования.
Обязательное страхование — как контролировать
В ряде регионов РФ установлены специальные фиксирующие приборы (на основе видеокамер), которые анализируют информацию и выявляют автомобили, чьи владельцы решили сэкономить.
Повышение штрафов за отсутствие полиса
- при наличии полиса страхование выполнено с нарушениями — 500 рублей,
- отсутствие полиса — 800 рублей;
- езда с поддельным полисом — до 80 тыс. рублей.
При каждом повторном правонарушении штрафные санкции будут увеличиваться.
Источник http://www.kremlin.ru/acts/bank/18025
Источник https://base.garant.ru/184404/
Источник https://www.vbr.ru/strahovanie/help/osago/pravila-strahovaniya-osago/