Диагностика тормозной системы своими силами — DRIVE2

Содержание

Диагностика тормозной системы своими силами

Регулярная самостоятельная диагностика тормозной системы поможет избежать опасных неприятностей на дороге.

Тормозная система автомобиля — ключевой элемент безопасности водителя, и ее состоянию необходимо уделять максимум внимания. Пока не произошла поломка, водителю не обязательно прибегать к услугам СТО, так как существуют стандартные процедуры диагностики работоспособности тормозов, которые водитель может проделать сам.

Как проводить осмотр тормозной системы

Для детального осмотра системы тормозов придется воспользоваться смотровой ямой или эстакадой, так как многие элементы тормозной системы находятся в местах, не позволяющих производить визуальный осмотр. Поэтому процедуру осмотра следует разбить на этапы и проводить в гараже, оборудованном ямой.
Диагностика из салона

Первый этап осмотра проводится, не выходя из салона автомобиля. Для этого нужно при заглушенном двигателе нажать на педаль тормоза. Педаль должна останавливаться почти сразу и при дальнейших попытках дожать вперед не двигаться. При этом не должно создаваться впечатления заклинивания.

Если педаль «встает колом» при малейшем нажатии, это означает, что у нее либо слишком короткий ход (то есть она не имеет возможности вернуться до конца назад), либо перекрыто компенсационное отверстие в главном тормозном цилиндре.

Если педаль имеет большой свободный ход, то нужно несколько раз активно нажать на нее, и если она перестала прожиматься и стала упругой, значит, в системе находятся пузырьки воздуха. В этом случае нужно искать место утечки, ремонтировать систему и прокачивать тормоза.

Для проверки состояния вакуумного усилителя тормозов следует несколько раз нажать на педаль тормоза и, оставив ногу на педали, завести двигатель. Если усилитель тормозов исправен, педаль тормоза должна «провалиться» на некоторое расстояние. Если этого не произошло, а вместо этого в салоне слышно шипение, то вакуумный усилитель необходимо заменить.

Далее следует проверить действие ручного тормоза, для чего поднять его рычаг вверх, сосчитав при этом количество щелчков. При правильно отрегулированном ручном тормозе ручка поднимается на 3-4 щелчка. Если ручка поднимается слишком высоко, нужно регулировать трос привода ручного тормоза. Попутно следует обратить внимание на загорание контрольной лампы на щитке приборов при поднятии ручки ручного тормоза.

Затем, оставив ручку тормоза в поднятом положении, нужно поставить нейтральную передачу, выйти из автомобиля и попытаться продвинуть машину. Если автомобиль остается неподвижным, а трос отрегулирован, нужно менять колодки ручного тормоза.

На этом проверка элементов тормозной системы из салона закончена, и можно, открыв замок капота, переходить к внешнему осмотру.
Осмотр элементов, находящихся в моторном отсеке

Подняв капот, нужно проверить наличие и уровень тормозной жидкости в расширительном бачке тормозной системы. Жидкость должна быть чистой и залита до границы верхнего уровня.

Если бачок расположен отдельно от главного тормозного цилиндра и соединен с ним шлангом (или шлангами, если бачок с двумя отсеками), то нужно убедиться что шланги не подтекают и не имеют следов повреждений. Если бачок с тормозной жидкостью расположен на теле главного цилиндра тормозов, следует осмотреть резиновые уплотнения в месте присоединения.

Перед тем как продолжить дальнейший осмотр системы тормозов, нужно отвинтить крышку бачка с тормозной жидкостью и опустить расположенный на ней поплавок, что будет имитировать падение уровня жидкости. Для проведения дальнейших действий понадобится помощник — он будет смотреть на щиток приборов, на котором должна загореться лампочка, сигнализирующая о недостаточном уровне тормозной жидкости. Если лампочка не реагирует на опускание поплавка, то можно соединить между собой провода, подключенные к разъему на крышке бачка — лампа должна загореться.

Если лампа не горит и в этом случае, следует отправиться в сервис, чтобы специалисты нашли место разрыва в проводке или заменили лампу.

Если лампа срабатывает, можно продолжить диагностику и осмотреть главный тормозной цилиндр в месте присоединения тормозных трубок.Корпус цилиндра и трубки должны быть сухими.

Далее нужно осмотреть корпус вакуумного усилителя тормозов, он также должен быть сухим и не иметь следов ржавчины. Попутно проверить вакуумный шланг и место его присоединения к штуцеру впускного коллектора.

Наружный осмотр колес

При визуальном осмотре все колеса автомобиля должны быть абсолютно сухими с внешней и внутренней стороны. Особое внимание следует уделить внутренней стороне колес, осмотрев их из ямы. Любые следы прозрачной маслянистой жидкости могут свидетельствовать о течи в рабочем цилиндре тормозной системы.
Осмотр шлангов и рабочих цилиндров

При дальнейшем осмотре следует визуально оценить состояние тормозных шлангов, цилиндров тормозных механизмов и видимую часть тормозных трубок. Поверхность шлангов должна быть сухой и без трещин. На цилиндрах не должно быть следов запотевания или течи. Трубки не должны быть ржавыми. На штуцерах для прокачки тормозов должны быть надеты защитные колпачки. Если имеется кронштейн крепления тормозного шланга к подвеске, шланг должен быть зафиксирован в этом кронштейне.

Осмотр состояния тормозных дисков, барабанов и колодок

Износ тормозных колодок можно увидеть лишь после поэтапного снятия колес, что не входит в типовую процедуру диагностики своими силами. Сделать это удобнее всего в момент смены колес на шиномонтаже или на плановом ТО в сервисе.

Проверка тормозов в движении

После визуального осмотра необходимо сделать пробный заезд для проверки эффективности действия тормозов. При торможении цилиндры обоих контуров должны срабатывать одновременно и машину не должно уводить в сторону.

На многих машинах выявляются проблемы с тормозами на задней оси, но, прежде чем менять рабочие цилиндры, следует проверить работу регулятора тормозного усилия на заднем мосту.

Проверка действия тормозов автомобиля: признаки неисправности

Проверка действия тормозов автомобиля: признаки неисправности

Тормозная система автомобиля определенно является одной из важнейших, и она требует регулярной проверки. Если водитель не будет обращать внимания на явные знаки, сигнализирующие о неисправности в системе, он может в результате поплатиться жизнью. Это объясняет, как важно вовремя проводить в автомобиле проверку действия тормозов.

5 признаков, указывающих на необходимость проверки действия тормозов автомобиля

На необходимость ремонта тормозной системы в первую очередь указывают такие признаки, как аварийная сигнализация индикатора ABS или сигнал ошибки тормозной системы на приборной панели, посторонний скрежет при езде, свист или скрип при торможении и субъективное ощущение слишком большого тормозного пути. Многие из этих причин являются основанием для обязательного и незамедлительного визита в сервис-центр с целью проверки тормозов автомобиля. Но, помимо упомянутых явных признаков, существуют и косвенные, так или иначе указывающие на неисправность.

Разберем пять основных признаков, своевременные действия по выявлению которых надолго сохранят тормозную систему в работоспособном состоянии и, возможно, уберегут автомобиль от серьезных аварий.

Признак №1: слышен скрежет при торможении, а затем и при движении автомобиля.

Рано или поздно тормозные колодки изнашиваются, при этом ухудшается качество торможения, в автомобиле появляются посторонние шумы. Износ колодок легко проверяется – чаще всего достаточно оценить их толщину визуально через отверстия в колесных дисках. Иногда для осмотра необходимо снять колесо.

6519 3

Обычно не требуется проводить проверку колодок после каждой поездки. Современные колодки снабжаются специальным стальным язычком, при износе он трется о тормозной диск, производя этим действием характерный скрежет. По звукам и можно определить о необходимости замены колодок. Как только колодка начинает изнашиваться и еще имеет некоторый запас толщины, скрежет раздается только при торможении. Язычок при этом касается диска лишь в процессе прижима колодок к диску. Дальнейший износ приведет к тому, что скрежет будет слышен практически постоянно во время движения.

При игнорировании действия язычка на колодку он в конце концов отломится, скрежет прекратится, и колодкой некоторое время еще можно будет пользоваться. Но затем появится уже другой неприятный звук, отличающийся от звука трения язычка о тормозной диск. Это говорит о том, что колодка полностью износилась, и уже сама стальная основа трется о диск. Значит, наступил крайний случай, при котором продолжать поездки без замены колодки настоятельно не рекомендуется, несмотря на то, что автомобиль еще будет тормозить оставшимися целыми колодками на других колесах.

Читать статью  Как прокачать тормоза своими руками — порядок прокачки тормозов — Mitsubishi Carisma, 1.6 л, 2003 года на DRIVE2
Признак №2: глухой шум и скрежет при торможении.

6519 4

Издавать посторонний шум тормоза могут и из-за попадания инородного предмета в пространство между тормозным диском и колодкой. Таким предметом может быть обычный камешек. Поэтому при проверке действия тормозов нужно сперва внимательно осмотреть колодки на предмет износа. Возможно, и менять их не придется, если причиной скрежета служит такой мелкий камешек. Чтобы убедиться в наличии постороннего тела между колодкой и диском и удалить его, чаще всего необходимо отсоединить тормозной суппорт.

Признак №3: при торможении машину тянет в сторону.

6519 5

Если прямо движущуюся машину вдруг повело в сторону, это может говорить о проблемах в тормозной системе. Скорее всего, проблема заключена в заклинивании суппорта, так как при этом возникает сильное трение на одном из колес, в результате чего это колесо начинает тормозить машину и уводить ее в сторону – остальные 3 колеса при этом движутся свободно.

Машину ведет в сторону не только в процессе торможения, значит, причина может быть скрыта и в других системах автомобиля. В данном случае проверка действия тормозов заметно усложняется. Можно попытаться определить источник неисправности по поведению машины. Если в сторону уводит именно рулевое колесо, вероятнее всего, неисправны передние тормоза.

Другие две причины увода машины с прямолинейной траектории, связанные с подтормаживанием одного колеса: свернутый тормозной шланг, вынуждающий суппорты двигаться неравномерно при торможении; разная степень износа тормозных колодок, с разной силой оказывающих действие на тормозные диски.

6519 6

Еще одна причина увода автомобиля может быть связана с шинами, их неравномерной накаченностью или изношенностью. Подвеска автомобиля также потребует проверки.

Признак №4: ощущается вибрация при торможении.

Вибрация педали тормоза обычно сигнализирует о деформации тормозных дисков. Неровности на их поверхности заставляют вибрировать суппорт, который передает действие на педаль. Вибрировать может и рулевое колесо, в особенности при деформировании передних тормозных дисков.

6519 7

Как правило, диски гнутся в результате действия повышенных температурных нагрузок на них в течение продолжительного времени. Характерный пример: перегрев дисков в процессе длительного торможения и затем проезд машины по луже, вода которой резко охлаждает поверхности дисков. Деформация может возникнуть не только при сильном перепаде температур, но и в результате перегрева, который может возникнуть по причине заклинившего суппорта. Признаком перегрева является синеватая окраска поверхности диска.

Вибрация отдельных элементов может проявиться не только при торможении автомобиля, поэтому причина данного явления может скрываться и в разбалансировке колес, и в их деформировании. Прежде чем проводить проверку действия тормозов, следует сначала проверить другие узлы и системы.

Признак № 5: педаль тормоза проваливается при нажатии или, наоборот, тормоза срабатывают от малейшего касания педали.

6519 8

Проваливающаяся педаль перед торможением в редких случаях говорит об износе, но чаще всего проблема заключается в неисправности гидравлической системы. Обычно проблема связана с утечкой тормозной жидкости, иногда это происходит и при попадании воздуха в систему. Проверку возможной утечки проводят, оставляя под машиной на стоянке кусок белого картона или бумаги. После длительной стоянки по пятнам на материале можно определить, была ли утечка.

Другой крайностью является сверхчувствительность педали тормоза, когда машина тормозит при малейшем действии ногой на педаль. В данном случае можно говорить и о неравномерном износе тормозного диска, и о загрязнении тормозной жидкости под влиянием влаги. Решить эту проблему можно самостоятельно, заменив тормозную жидкость по невысокой цене.

Порядок проверки действия тормозов автомобиля

При торможении автомобиля задействуется множество элементов тормозной системы. Визуальная проверка действия многих из них недоступна, для этого придется снимать часть автомобильного оборудования. Но выполнять эти действия необходимо лишь в крайних случаях, когда в тормозной системе появилось действительно серьезное повреждение.

Предотвратить неисправности поможет регулярная проверка тормозной системы в дилерском сервисном центре. Можно при этом и самостоятельно проверять тормоза, для чего необходимо:

    При наличии системы ABS убедиться в ее исправности.

Это действие легко проделать с помощью соответствующего диагностического индикатора, размещенного на приборной панели автомобиля. Данный индикатор сам укажет, исправна ли антиблокировочная система.

6519 9

Кратковременное загорание и затухание светового индикатора будет означать, что система ABS просканирована электронным блоком управления и неисправности не выявлены. Когда индикатор горит постоянно либо если он вообще не загорается, это можно считать тревожным симптомом и поводом для скорейшей проверки действия ABS.

Проверка действия вакуумного усилителя осуществляется путем многократного нажатия на педаль тормоза и удержания ее при запуске двигателя.

6519 10

Если усилитель исправен, педаль тормоза утапливается не до пола. В противном случае появляется характерное шипение. Это сигнал, что вакуумный усилитель нуждается в срочной замене.

Проверка осуществляется несложными действиями – нужно лишь несколько раз нажать на педаль тормоза. Исправная система ответит сопротивлением при нажатии на педаль, увеличивающимся с каждым нажатием. Если сопротивление педали не меняется и тем более если оно падает, с герметичностью системы есть проблемы.

6519 11 6IBw9Pi

Для проверки необходимо открыть капот, отыскать емкость с жидкостью и визуально определить ее уровень. Он не должен располагаться выше максимальной и ниже минимальной отметок, обозначенных на емкости.

6519 12 Pam9n0c

Во время осмотра нужно обратить внимание и на запах. Пригодная тормозная жидкость не должна пахнуть гарью. Помимо прочего, следует проверить систему на предмет разгерметизации, которую легко обнаружить по стремительно убывающей из емкости жидкости.

Это важное действие, в результате которого определяется степень изношенности данных элементов. Некоторые модели колодок сегодня оснащаются датчиками, дающими необходимую информацию по износу. Если датчики отсутствуют, степень износа колодок определяется визуально по толщине фрикционной накладки – в норме ее толщина составляет не менее 1-2 мм. Вместе с колодками проверку проходят и диски.

Экспресс-проверка действия тормозов

  • Проверка колес.

6519 13

При осмотре колес убедитесь в отсутствии влаги как внутри них, так и снаружи. Особо тщательно проверьте все поверхности внутри колес, воспользовавшись для этого смотровой ямой. Наличие даже малых капель масла будет говорить о возможном протекании цилиндра тормозной системы.

6519 14

В процессе проверки действия тормозов не следует забывать и о ручном тормозе как неотъемлемой части всей тормозной системы. Качественно работающий стояночный тормоз должен обеспечивать неподвижность машины при уклоне дороги 23 %. Проверяя ручной тормоз, определите количество щелчков в процессе поднятия рукоятки до момента полного срабатывания тормоза. В идеале автомобиль должен стать неподвижным после 3-4 щелчков ручного тормоза.

По завершении визуальной проверки тормозной системы следует проверить ее в действии. Разгоните автомобиль на прямом участке дороги примерно до 50–60 км/ч и затем резко нажмите на тормоз. Оцените торможение – если тормоза полностью исправны, одностороннего заноса быть не должно.

Обратите внимание, что такая проверка допустима только в случае подтвержденной исправности всех элементов тормозной системы!

На длину тормозного пути особо ориентироваться не стоит, она может быть разной в зависимости от конкретной модели автомобиля и его параметров (масса автомобиля, используемые шины), от состояния покрытия дороги и от других факторов.

Важно отметить, что если машина укомплектована системой ABS, характер торможения в процессе проверки будет другим. Резкое нажатие на педаль тормоза повлечет за собой характерную отдачу в виде вибрации. А при наличии в автомобиле системы курсовой устойчивости данное действие приведет к загоранию на приборной панели соответствующего индикатора, сигнализирующего о том, что система активна.

В заключение можно сказать, что вся тормозная система вашего автомобиля может быть легко проверена на специализированном диагностическом стенде. В результате вы получите исчерпывающую информацию о ее текущем состоянии.

Как проверить тормоза автомобиля

Проверка тормозов автомобиля подразумевает диагностику состояния тормозных колодок, тормозных дисков, работу ручного (стояночного) и горного (при его наличии) тормозов, уровня тормозной жидкости в системе, а также степень износа отдельных узлов, входящих в состав тормозной системы и эффективность ее работы в целом.

Как проверить тормоза автомобиля

В большинстве случаев соответствующую диагностику автовладелец может выполнить самостоятельно, не обращаясь за помощью в автосервис.

Признаки износа тормозной системы

От эффективности работы тормозов зависит безопасность дорожного движения. Поэтому тормозную систему необходимо проверять не только при выявлении снижения эффективности ее работы, но и периодически, по мере увеличения пробега автомобиля. Регулярность общей проверки того или иного узла зависит от требований производителя, которые прямо указывается в мануале (регламентном техобслуживании) автомобиля. Однако внепланово проверить тормоза автомобиля нужно обязательно выполнять при появлении хотя бы одного из перечисленных ниже факторов:

%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%BA%D0%B8

  • Скрежет при торможении. Чаще всего посторонние звуки указывают на износ тормозных колодок и/или дисков (барабанов). Зачастую на современные дисковые колодки устанавливают так называемые «пискуны» — специальные устройства предназначенные для производства пищащих звуков, свидетельствующих о критическом износе колодки. Правда бывают и другие причины по которым колодки скрипят при торможении.
  • Глухой шум при торможении. Такой шум или скрежет указывает на то, что в пространство между колодкой и тормозным диском попал посторонний предмет (камешек, мусор) либо от колодки идет много тормозной пыли. Естественно, что это не только снижает эффективность торможения, но и дополнительно изнашивает диск и саму колодку.
  • В процессе торможения машину тянет в сторону. Причиной такого поведения автомобиля является заклинивший тормозной суппорт. Реже проблемы заключаются в разной степени изношенности тормозных колодок и/или тормозных дисков.
  • Ощущается вибрация при торможении. Как правило это происходит при неравномерном износе на рабочей плоскости одного (или нескольких) тормозных дисков. Исключением может стать ситуация, когда автомобиль оснащен системой антиблокировки (АБС), поскольку при ее работе ощущается небольшая вибрация и отдача в педаль тормоза.
  • Неадекватное поведение педали тормоза. В частности, при ее нажатии она может быть тугой либо сильно проваливается вниз, или же тормоз срабатывает даже при незначительном нажатии.
Читать статью  Ремонт тормозной системы VW Golf 2 — ч.1. Задние барабанные тормозные механизмы. — Volkswagen Golf, 1.6 л, 1990 года на DRIVE2

Ну и конечно же, тормозную систему необходимо обязательно проверить просто при снижении эффективности ее работы, когда увеличивается тормозной путь даже при незначительных скоростях движения.

Обратите внимание, что если в результате торможения машина сильно «клюет носом», то у нее значительно изношены передние амортизаторы, что в свою очередь приводит. к увеличению тормозного пути. Соответственно, желательно проверить состояние амортизаторов проверить состояние амортизаторов и при необходимости заменить их, а не искать причину в неисправности тормозов.

Проверка тормозной системы — что и как проверяется

Перед тем как перейти к более детальному анализу отдельных деталей тормозной системы, нужно выполнить несколько простейших действий, направленных на выяснение эффективности и исправности её работы.

%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B0

    . При запущенном двигателе в обездвиженном автомобиле необходимо нажать на педаль тормоза до упора и удерживать ее в течение 20…30 секунд. Если педаль нормально доходит до упора, но после этого начинает проваливаться дальше — скорее всего, неисправен главный тормозной цилиндр (чаще всего уплотнения поршня главного тормозного цилиндра негерметичны). Аналогично педаль не должна сразу же проваливаться в пол, и не должна иметь слишком малый ход.
  • Проверка обратного клапана вакуумного усилителя тормозов. На работающем двигателе необходимо нажать педаль тормоза до упора, а затем заглушить мотор но не отпускать педаль еще в течение 20…30 секунд. В идеале педаль тормоза не должна обратно «выталкивать» ногу вверх. Если же педаль стремится занять свое исходное положение, вероятно, неисправен обратный клапан вакуумного усилителя тормозов.
  • Проверка вакуумного усилителя тормозов. Работоспособность также проверяется при работающем двигателе, но прежде нужно прокачать педалью пока он заглушен. Необходимо несколько раз нажать и отпустить педаль тормоза с тем, чтобы выровнять давление в вакуумном усилителе тормозов. При этом будут слышны звуки, сопровождающие выходящий из него воздух. Так нажатия повторять, пока такой звук не прекратятся, а педаль не станет более упругой. Далее при нажатой педали тормоза необходимо запустить двигатель включив нейтральное положение КПП. При этом педаль должна немного опуститься вниз, однако не настолько чтобы провалиться в пол или вовсе остаться неподвижной. В случае, если педаль тормоза после запуска двигателя осталась на том же уровне и никак «не дернулась», то, вероятно, у автомобиля неисправен вакуумный усилитель тормозов.

Заметьте, что при торможении машины на небольшой скорости не должно сопровождаться заносом иначе это может свидетельствовать о разном усилии срабатывания тормозов на правой и левой сторонах, тогда нужна дополнительная проверка передних и задних тормозов.

Когда подклинивает суппорт в зажатом положении при движении машины, то автомобиль может тянуть в сторону не только при торможении, но и при обычной езде и при разгоне. Однако тут нужна дополнительная диагностика, поскольку машину в сторону может «тянуть» и по другим причинам. В любом случае, после поездки нужно проверить состояние дисков. Если один из них сильно перегрет, а остальные нет, что, скорее всего, проблема в зажатом тормозном суппорте.

Проверка педали тормоза

%D0%9F%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%BB%D1%8C

Для проверки хода педали тормоза двигатель автомобиля можно и не включать. Так, для проверки нужно просто нажимать на педаль несколько раз подряд. Если он проваливается вниз, а при последующих нажатиях приподнимается выше, то это значит, что в гидросистему тормозов попал воздух. Воздушные пузырьки удаляются из системы путем прокачки тормозов. Однако сначала желательно выполнить диагностику системы на предмет разгерметизации поискав место подтека тормозной жидкости.

В случае же, если после нажатия педаль медленно проседает к полу, то это означает, что неисправен главный тормозной цилиндр. Чаще всего уплотнительная манжета на поршне перепускает жидкость под чехольчик штока, ну а далее — в полость вакуумного усилителя.

Бывает и другая ситуация… Например, после длительного перерыва между поездками педаль не пружинит так, как это бывает при попадании воздуха в гидросистему тормозов, но тем не менее, при первом нажатии она проваливается слишком глубоко, а при втором и последующих нажатиях уже работает в нормальном режиме. Причиной однократной просадки может быть низкий уровень тормозной жидкости в расширительном бачке главного тормозного цилиндра.

На автомобилях, оборудованных барабанными тормозами, подобная ситуация может возникнуть в результате значительного износа тормозных колодок и барабанов, а также в связи с заклиниванием устройства автоматической регулировки подвода накладок с барабану.

В таблице приведены значения усилий и хода тормозной педали и рычага стояночного тормоза для легковых автомобилей.

УправлениеВид тормозной системыМаксимально допустимое усилие на педали либо рычаге, НьютонМаксимально допустимый ход педали либо рычага, мм
НожноеРабочая, запасная500150
Стояночная700180
РучноеЗапасная, стояночная400160

Как проверить тормоза

Более детальная проверка исправности тормозов на машине подразумевает осмотр ее отдельных частей и оценку эффективности их работы. Но прежде всего убедитесь в наличии необходимого уровня тормозной жидкости и надлежащем ее качестве.

Проверка тормозной жидкости

Тормозная жидкость не должна быть черной (даже темно серой) и в ней не допускается посторонний мусор или осадок. Также важно, чтобы от жидкости не исходил запах гари. Если уровень незначительно упал, но течи не заметно, то допускается доливка, при этом нужно учитывать факт совместимости старой и новой жидкости.

Обратите внимание, что большинство автопроизводителей рекомендует менять тормозную жидкость с периодичностью 30…60 тысяч километров пробега или раз в два года независимо от ее состояния.

Тормозная жидкость имеет ограниченный срок годности и использования и со временем сильно теряет свои свойства (напитывается влагой), что прямо сказывается на эффективности работы тормозной системы. Процент влаги измеряют специальным который оценивает ее электропроводность. При критическом содержании воды, ТЖ может закипеть, а педаль провалится во время экстренного торможения.

Проверка тормозных колодок

0

Проверка тормозов видео

В первую очередь необходимо проверить толщину тормозных накладок которые непосредственно соприкасаются с тормозным диском или барабаном. Минимально допустимая толщина фрикционной накладки должна составлять не менее 2-3 мм (зависит от конкретной марки колодки и автомобиля в целом).

Для контроля допустимой рабочей толщины тормозной колодки на большинстве дисковых тормозах контролируется скрипуном либо электронным датчиком износа. Проверяя передние либо задние дисковые тормоза смотрите чтобы такой контроллер износа не тер об диск. Трение металлической основы так и вовсе недопустимо, тогда вы фактически лишаетесь тормозов!

При минимально допустимом износе от колодок при торможении будет идти писк либо на приборной панели гореть лампочка колодок.

Также при визуальном осмотре нужно убедиться, что износ на колодках одной оси автомобиля приблизительно одинаков. В противном случае имеет место подклинивание направляющих тормозного суппорта, либо неисправен главный тормозной цилиндр.

Проверка тормозных дисков

%D0%94%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%B8

То, что трещины на диске не допустимы это знают, но кроме фактических повреждений нужно осматривать общий внешний вид и его износ. Обязательно нужно проверить наличие и размер бортика по краю тормозного диска. Со временем он стирается, и даже если колодки будут относительно новыми, то изношенный диск будет не в состоянии обеспечить эффективное торможение. Размер бортика должен быть не более 1 мм. Если это произошло, то необходимо менять как диски так и колодки либо как минимум проточить сами диски.

Уменьшение толщины тормозного диска легкового автомобиля примерно на 2 мм означает износ на 100%. Номинальная толщина зачастую указывается на торцевой части по окружности. Что касается величины торцевого биения, то его критическое значение составляет не более 0,05 мм.

Нежелательны на диске следы перегрева и деформации. Их легко определить по изменению цвета поверхности, а именно наличию синеватых пятен. Причиной перегрева тормозных дисков может быть как сам стиль вождения, так и подклинивание суппортов.

Проверка барабанных тормозов

%D0%91%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D1%8B

При проверке барабанных тормозов необходимо проверить толщину фрикционных накладок, герметичность уплотнений колесного тормозного цилиндра и подвижность его поршней, также целостность и усилие стягивающей пружины, остаточную толщину.

На многих барабанных тормозах имеется специальное смотровое окно, с помощью которого можно визуально оценить состояние тормозной колодки. Однако на практике без снятия колеса через него ничего не видно, поэтому колесо лучше предварительно снять.

Оценка состояния самих барабанов происходит по их внутреннему диаметру. Если он увеличился более чем на 1 миллиметр, то это означает что барабан нужно заменить на новый.

Читать статью  Как Прокачать Тормоза (3 Главные Ошибки Прокачки Тормозов)

Как проверить ручной тормоз

Проверка стояночного тормоза — обязательная процедура при проверке тормозов автомобиля. Проверять ручник нужно каждые 30 тысяч километров пробега. Делается это либо, установив машину под уклоном, либо просто при попытке тронуться с включенным ручным тормозом или же пытаться провернуть колесо руками.

%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B0%20%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D0%BD%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%BE%D0%B7%D0%B0

Так, для проверки эффективности работы ручного тормоза нужен ровный уклон, относительное значение угла которого требуется подбирать в соответствии с правилами. По правилам ручной тормоз должен держать легковой автомобиль с полной нагрузкой при уклоне, равным 16%. В снаряженном состоянии — уклон 25% (такому углу соответствует пандус либо подъем эстакады высотой 1,25 м при длине въезда 5 м). Для грузовых автомобилей и автопоездов относительный угол наклона должен составлять 31%.

После чего загнать туда автомобиль и включить ручной тормоз, а затем попытаться его сдвинуть с места. Так, он будет считаться исправным, если автомобиль останется неподвижным через 2…8 щелчков рычагом тормоза (чем меньше — тем лучше). Оптимальным будет вариант, когда ручник надежно удерживает машину после поднятия на 3…4 щелчка вверх. Если приходится поднимать на максимум, то лучше подтянуть тросик либо проверить механизм регулировки разведения колодок ведь он часто закисает и не выполняет своей функции.

Проверка стояночного тормоза по второму способу (прокручивание колеса и трогание с поднятым рычагом) будет выполняться по следующему алгоритму:

%D0%A0%D1%83%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%BA

  • автомобиль устанавливается на ровную площадку;
  • рычаг ручного тормоза поднимется вверх на два-три щелчка;
  • вывесить поочередно правое и левое заднее колесо с помощью домкрата;
  • если ручник более-менее исправен, то вручную нельзя будет провернуть поочередно испытуемые колеса.

Быстрее всего проверка стояночного тормоза производится, если на ровной дороге поднять до упора вверх его рычаг, запустить двигатель, и в таком состоянии попытаться тронуться с места на первой передаче. В случае исправности ручника — машина попросту не сможет тронуться с места, и двигатель заглохнет. Если же машина смогла тронуться — нужна регулировка стояночного тормоза. В более редких случаях в том, что не держит ручной тормоз, «виноваты» задние тормозные колодки.

Как проверить горный тормоз

Горный тормоз или ретардер, предназначен для ограничения движения транспортного средства без задействования основной тормозной системы. Данные устройства, как правило, устанавливают на большегрузные автомобили (тягачи, самосвалы). Они бывают электродинамическими и гидродинамическими. В зависимости от этого отличаются и их неисправности.

Причинами выхода горного тормоза из строя бывают неисправности следующих узлов:

%D0%96%D0%B8%D0%B4%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C

  • датчик скорости;
  • проводка CAN (возможно возникновение короткого замыкания либо обрыв);
  • датчик температуры воздуха либо охлаждающей жидкости;
  • вентилятор охлаждения;
  • электронный блок управления (ЭБУ).
  • недостаточное количество охлаждающей жидкости в горном тормозе;
  • проблемы в электропроводке.

Первое, что можно сделать автовладельцу — проверить уровень охлаждающей жидкости и при необходимости пополнить ее уровень. Следующее — выполнить диагностику состояния проводки. Дальнейшая диагностика является достаточно сложной, поэтому за помощью лучше обратиться к специалистам в автосервис.

Главный тормозной цилиндр

При неисправном главном тормозном цилиндре износ тормозных колодок будет неравномерным. Если на машине используется диагональная тормозная система, то на левом переднем и заднем правом колесе будет один износ, а на правом переднем и левом заднем другой. Если же на автомобиле используется параллельная система, то износ будет разным на передней и задней осях машины.

Также при неисправной работе ГТЦ будет западать педаль тормоза. Самый простой способ его проверить — немного открутить от вакуумного усилителя и посмотреть, не подтекает ли оттуда жидкость, либо снять его полностью и проверить не попала ли жидкость в вакуумный усилитель (можно взять тряпочку и поместить ее во внутрь). Правда, полной картины состояния главного тормозного цилиндра этот способ не покажет, а даст лишь информацию о целостности манжеты низкого давления, в то время как кроме нее еще могут быть повреждены другие рабочие манжеты. Так что нужны еще дополнительные проверки.

%D0%93%D0%A2%D0%A6

При проверке тормозов желательно выполнить и проверку работы главного тормозного цилиндра. Самый простой метод сделать ее когда один человек сев за руль прокачивает тормоза запустив двигатель (нажимая и отпуская педаль установив нейтральную скорость), а второй, в это время, осматривает содержимое расширительного бачка с тормозной жидкостью. В идеале в бачке не должно формироваться воздушных пузырьков либо завихрений. Соответственно, если на поверхность жидкости поднимаются пузырьки воздуха, то это означает, что главный тормозной цилиндр частично вышел из строя, и его нужно разбирать для дополнительной проверки.

В гаражных условиях также можно проверить состояние ГТЦ, если просто вместо его отходящих трубок установить заглушки. После этого необходимо нажать на педаль тормоза. В идеале она не должна нажиматься. Если же педаль можно нажать, значит главный тормозной цилиндр не герметичен и пропускает жидкость, а соответственно нуждается в ремонте.

Если автомобиль оснащен антиблокировочной системой (АБС), то проверку цилиндра необходимо выполнять так… В первую очередь необходимо отключить ABS и проверить тормоза без нее. Также желательно отключить вакуумный усилитель тормозов. В процессе проверки педаль не должна проваливаться, а система накачиваться. Если давление накачивается, а в нажатом состоянии педаль не проваливается, значит, с главным цилиндром все в порядке. Если же давление в системе при нажатой педали стравливается, то значит, цилиндр не держит, и тормозная жидкость уходит обратно в расширительный бачок (систему).

Тормозная магистраль

%D0%9C%D0%B0%D0%B3%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C

При наличии утечек тормозной жидкости необходимо осмотреть состояния тормозной магистрали. Места повреждений стоит искать на старых шлангах, уплотнениях, местах соединений. Как правило, подтекания жидкости происходят в районе суппортов либо главного тормозного цилиндра, в местах уплотнений и соединений.

Для выявления подтеков тормозной жидкости можно подкладывать под тормозные суппорта на время стоянки автомобиля белую чистую бумагу. Конечно, поверхность, на которой стоит автомобиль, должна быть чистой и сухой. Аналогично листок бумаги можно подложить под подкапотное пространство в районе расположения расширительного бачка тормозной жидкости.

Обратите внимание, что уровень тормозной жидкости даже при исправной системе будет постепенно снижаться по мере износа тормозных колодок или наоборот вырастет после установки новых колодок, да еще и в паре с новыми тормозными дисками.

Как проверить тормоза с АБС

ABS

На автомобилях с АБС в педаль идет вибрация, что свидетельствует о работе данной системы при экстренном торможении. Вообще, полную проверку тормозов с системой антиблокировки желательно проводить в специализированном сервисе. Однако самую простую проверку тормозов с ABS можно сделать где-нибудь на пустом автопаркинге с гладкой и ровной площадкой.

Система антиблокировки тормозов не должна срабатывать на скорости менее 5 км/ч, поэтому если АБС включается в работу даже при небольшом движении стоит искать причину в датчиках. Также осмотреть состояние датчиков, целостность их проводки или венца ступицы необходимо если на приборной панели загорается лампочка ABS.

Проще всего понять отрабатывает ли антиблокировка тормозов если разогнаться на авто до 50-60 км/ч и резко нажать на по тормозам. В педаль должна отчетливо идти вибрация, а кроме того была возможность менять траекторию движения, а сама машина при этом не должна идти юзом.

При запуске двигателя на приборной панели кратковременно загорается и тухнет лампочка ABS. Если она не загорается вовсе либо горит постоянно — это указывает на неисправность в системе антиблокировки тормозов.

Проверка тормозной системы на специализированном стенде

%D0%A1%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B4

Хоть самостоятельная диагностика и не занимает много времени и усилий, но в некоторых случаях лучше обратиться за помощью в автосервис. Обычно там имеются специальные стенды для проверки работы тормозной системы. Самый важный параметр, который может выявить стенд — разница тормозных сил на правом и левом колесе на одной оси. Большая разница соответствующих усилий может привести к потере стабильности машины при торможении. Для полноприводных машин существуют аналогичные, но специальные стенды, которые учитывают еще и особенности полноприводной трансмиссии.

Как проводится проверка тормозов на стенде

Для автовладельца процедура сводится лишь к тому, чтобы загнать машину на диагностический стенд. Большинство стендов барабанного типа, они имитируют скорость движения машины, равную 5 км/ч. Далее проверяется каждое колесо, которое получает вращающие движения от валков стенда. В процессе проверке педаль тормоза нажимается до упора, и тем самым валок фиксирует усилие тормозной системе на каждом колесе. Большинство автоматизированных стендов имеют специальное программное обеспечение, вносящие коррективы в полученные данные.

Заключение

Зачастую эффективность работы, а также состояние отдельных элементов тормозной системы автомобиля можно выполнить, просто сев за руль машины и выполнив соответствующие действия. Этих манипуляций бывает достаточно для выявления проблем в системе. Более детальная диагностика подразумевает осмотр отдельных частей.

Источник https://www.drive2.ru/b/1361406/

Источник https://autoservice-ap.ru/blog/proverka-deistviya-tormozov/

Источник https://etlib.ru/blog/1212-kak-proverit-tormoza-avtomobilya