Особенности эксплуатации автомобиля — Brutal s

Какие условия эксплуатации автомобиля считать тяжелыми?

«Автодилеры часто употребляют фразу «автомобиль адаптирован к тяжелым условиям эксплуатации», при этом намекая, что в Европе совсем не так, но не объясняют, что это за условия. Там автомобили не по дорогам ездят или по воздуху летают? Почему интервалы замены «расходников» могут отличаться в два раза? Неужели из-за этих особенно тяжелых условий? Что это словосочетание вообще значит?»

Думаю, следует начать с разъяснения последнего вопроса, так как ответы на остальные будут вытекать как раз из него. Прежде всего нужно упомянуть тот факт, что каждый автопроизводитель сам определяет термин «тяжелые условия эксплуатации», в соответствии с которым дает рекомендации дилерам относительно планового обслуживания на каждом из рынков.

Простой пример — нашумевшая история с рекомендацией дилера по замене масла в дизельной Toyota Land Cruiser каждые 5000-7500 км! Если вспомнить количество масла в моторе этого автомобиля, эксплуатация получается «золотой» даже для тех, кто может позволить себе Land Cruiser. Однако позиция японцев была простой: качество дизтоплива на постсоветском пространстве не позволяет увеличить интервал «масляного ТО». Получается, что автомобили у нас ездят не по таким дорогам и заправляются «не таким» топливом, поэтому завод-производитель вправе сокращать интервалы ТО, чтобы гарантировать надежную работу узлов и агрегатов.

Некоторые идут другим путем: интервалы ТО остаются такими же, как в «развитых» странах, и иногда составляют до 20-30 тыс. км. Однако даже в Европе все чаще слышны голоса сервисменов, которые утверждают: данный интервал не более чем маркетинговый ход. И увеличенные межсервисные интервалы, даже с применением качественных смазочных материалов, ведут к износу двигателя к пробегу 150-200 тыс. км. Об этом хорошо известно нашим покупателям «бэушки»: изношенные распредвалы и т.д. и т.п. Истина, как всегда, где-то рядом — менять масло каждые 5000 км накладно, а межсервисный интервал 10.000 км является оптимальным в наших условиях эксплуатации.

У каждого дилера есть список, определяющий тяжелые условия эксплуатации. Приведем типичные пункты, по которым условия эксплуатации могут быть отнесены к тяжелым:

1. Движение по дорогам без покрытия, по грязным дорогам (то есть при сильной запыленности окружающего воздуха), по дорогам, которые подвергаются обработке противообледенительными средствами.

2. Длительные периоды работы двигателя в режиме холостого хода или продолжительное движение в интенсивном транспортном потоке с частыми разгонами и торможениями.

3. Эксплуатация автомобиля при среднемесячной температуре окружающего воздуха ниже -30°С и/или выше +30°С.

4. Движение с частыми интенсивными торможениями.

5. Буксировка прицепа, перевозка грузов на верхнем багажнике, постоянное использование автомобиля в горной местности.

6. Эксплуатация автомобиля в режиме такси, прокатного автомобиля или использование в любых других коммерческих целях.

7. Эксплуатация автомобиля более 50% времени в режиме движения со скоростью более 120 км/ч.

8. Эксплуатация автомобиля в качестве транспортного средства специальных и оперативных служб.

Нужно, однако, понимать, что этот список чисто условный и не относится к конкретной марке или модели. Описание тяжелых условий эксплуатации зачастую содержится в сервисной книге автомобиля. Если же модель разрабатывалась с прицелом на конкретный рынок, к примеру, российский, словосочетание «адаптирован к тяжелым условиям эксплуатации» подразумевает, например, стартер, генератор и аккумулятор повышенной мощности и т.д. Очень часто встречаются машины в «северном» исполнении: обогревы всего и вся и т.д. Поэтому «адаптация к тяжелым условиям эксплуатации» бывает разной, но обычно не влияет на межсервисные интервалы.

И не следует уповать на эту саму адаптацию как на манну небесную: попутешествовали с прицепом или прохватили пару-тройку сотен километров по гравийкам — посетите СТО, дабы продлить жизнь автомобилю. Если ездили по пыльным дорогам — посмотрите воздушный фильтр. Машина долго стояла в воде — проверьте масло в коробке передач и смазку в других узлах. И так далее.

Читать статью  Ремонт и техническое обслуживание Шевроле Шевроле Нива. Chevrolet Chevrolet-Niva

В большинстве случаев достаточно соблюдать интервал ТО, «прописанный» дилером, — в наших условиях это «усредненные» 10-15 тысяч км.

Алексей ХВОЩИНСКИЙ
ABW.BY

У вас есть вопросы? У нас еcть ответы. Интересующие вас темы квалифицированно прокомментируют либо специалисты, либо наши авторы — результат вы увидите на сайте abw.by. Присылайте вопросы на адрес vopros@abw.by и следите за сайтом.

Особенности эксплуатации автомобиля

Начинающего водителя интересуют тонкости эксплуатации автомобиля и его состояние в зависимости от неё. И новичкам, и опытным автомобилистам полезно будет узнать, как определяются эти самые условия использования машины любого типа и какие из них считаются тяжёлыми.

  • Что такое эксплуатация автомобиля
  • Правила эксплуатации автомобиля
  • Условия эксплуатации
    • Тяжёлые условия
    • Контроль за состоянием автомобиля при жёстких условия
    • В летний период
    • В зимний период

    Что такое эксплуатация автомобиля

    Под эксплуатацией автомобиля понимают его использование в качестве транспортного средства, техническое обслуживание, ремонт и хранение. В зависимости от пробега машины она разделяется на умеренную и интенсивную.
    Интенсивная эксплуатация авто подразумевает значительное увеличение его пробега. В результате техническое состояние ТС ухудшается.

    Знаете ли вы? Первый автомобиль работал на паровом двигателе, изобретённом в 1768 году.

    Правила эксплуатации автомобиля

    Чтобы автомобиль служил долго и не часто ломался, необходимо знать основные правила его использования:

    Условия эксплуатации

    Условия эксплуатации разделяются на:

    Знаете ли вы? Франсуа Исаак де Рива в 1807 году изобрёл автомобиль с двигателем внутреннего сгорания. Он работал на газе.

    Тяжёлые условия

    В зависимости от того, при каких условиях использовалась машина, тяжёлых или нормальных, необходимо увеличивать или уменьшать частоту сервисного обслуживания и замены масла.

    Тяжёлые условия эксплуатации определяются по одному или нескольким действиям:

    • вождение при критических температурах воздуха;
    • движение в пыли или грязи;
    • езда в пробках;
    • движение по горным и плохим дорогам;
    • вождение на высокой скорости;
    • использование низкосортного топлива;
    • езда на короткие дистанции;
    • движение без разогрева мотора;
    • продолжительная работа двигателя на холостом ходу;
    • перевозка грузов;
    • работа такси;
    • нерегулярное использование автомобиля;
    • вакуумная замена масла;
    • превышение пробега после замены масла.

    222aaf13e7b45eaa4c00900ad0be1cab

    Контроль за состоянием автомобиля при жёстких условия

    Если транспортное средство используется в жёстких условиях, необходимо чаще проверять техническое состояние ТС и его агрегатов.
    Знаете ли вы? Шансы погибнуть в автомобильной аварии составляют 1:5000, а в авиакатастрофе1:55000.

    Поэтому стоит обратить внимание на:

    • состояние тормозной системы (проверить диски, накладки, колодки);
    • чистоту замочных скважин (смазать механизмы);
    • заряженность аккумулятора и уровень электролита;
    • визуальную работу всех агрегатов авто и их целостность;
    • работу вентиляции салона и замену необходимых элементов;
    • состояние приводных ремней.

    e1604cd381436da08433ad327239e958

    Особенности эксплуатации легковых и грузовых автомобилей

    В любой период существуют особенности, на которые следует обращать внимание при эксплуатации авто. Для легковых и грузовых транспортных средств они идентичны. Правда, проверку грузового ТС следует проводить детальнее перед каждым длительным рейсом и быть готовым к ряду проблем, которые могут возникнуть при эксплуатации в различных природных условиях.

    Рекомендуем для прочтения:

    • Какой срок эксплуатации автомобилей и как его рассчитать
    • Запрет на эксплуатацию автомобиля
    • Эксплуатация транспортного средства с неисправностями
    • В чем особенности эксплуатации типтроника?

    В летний период

    Подготовка автомобиля к летнему периоду предполагает:

    6b5abbb125224366e1f0edee0803d7a0

    Проверяя работу охладительной системы, необходимо обратить внимание на:

    • целостность всех составляющих (радиатора, расширительного бачка, патрубков, герметичность прокладок);
    • уровень охлаждающей жидкости и её состояние;
    • работу вентилятора (возможные посторонние звуки и не включение);
    • работу помпы (возможные посторонние шумы);
    • исправность температурного датчика жидкости.

    Важно! Чтобы быстро проветрить салон машины, нужно полностью открыть окно с одной стороны и несколько раз открыть и закрыть дверь с противоположной стороны.

    С эксплуатацией грузового автомобиль во время длительных рейсов в летний период может возникнуть ряд трудностей:

    • мотор теряет мощность при повышенных температурах;
    • масло окисляется;
    • охлаждающая жидкость выкипает;
    • под воздействием пыли увеличивается износ всех элементов;
    • резиновые элементы теряют упругость.

    a9d482f34b5ec970ea123217e0ebeb3c

    Эксплуатируя машину в летний период, следует не перегревать её на солнце во время стоянки, посещать мойку по необходимости, но не реже 2 раз в месяц, использовать размеренный стиль езды. Эти советы помогут продлить срок использования ТС, защитят кузов от коррозии и улучшат качество передвижения.
    Знаете ли вы? Карл Бенц в 1886 году создал автомобиль с четырёхтактным двигателем внутреннего сгорания.

    В зимний период

    Использовать автомобиль зимой гораздо сложнее, чем летом. Это связано с температурным режимом, возрастанием вероятности ДТП, снижением управляемости и манёвренности авто.

    Подготовка автомобиля к зимнему периоду предполагает:

    16b09503a53fe585aaa4560d1bfdd95b

    Эксплуатация грузовой машины при низких температурах может привести к ряду трудностей:

    • покрышки теряют эластичность;
    • густеет масло;
    • топливо плохо поступает через топливные шланги;
    • ухудшается работа системы тормозов;
    • обледенение конденсата во внутренних элементах машины.

    Важно! Зимой дорожная разметка и трамвайные пути ввиду гладкой поверхности покрываются льдом. Поэтому такие участки лучше объехать во избежание ДТП.

    Как определяются условия эксплуатации автомобиля

    Условия эксплуатации влияют на техническое состояние автомобиля и его агрегатов. В результате, чтобы обеспечить бесперебойную работу транспортного средства, необходимо больше трудовых и материальных ресурсов. Это следует учитывать при планировании процессов использования машины. Сначала рассматривается режим работы авто и выявляются факторы, которые влияют на техническое состояние. К ним относятся тип дорожного покрытия и тип рельефа эксплуатируемой местности. Также учитываются условия движения — за пределами города, в малых городах и больших.

    Также на работу транспортного средства влияют:

    • природно-климатические условия;
    • возраст автомобиля;
    • тип транспортного средства.

    e3dfcb33fd2a4818de4b61b12a921ddb

    Учитывая все факторы и их вес, для эксплуатации выбирается автомобиль, наиболее подходящий для перевозки соответствующих грузов или пассажиров.
    Каждый водитель должен правильно использовать транспортное средство и следить за его состоянием, учитывая все правила эксплуатации. Необходимо помнить, что профилактические меры всегда менее трудоёмки и менее затратные, а от правильного использования авто зависит не только качество езды, но и жизнь участников движения.

    Что же такое «тяжелые условия» эксплуатации авто?

    2412466s 100

    Как ни странно – это совсем не то, что себе представляют очень многие автолюбители. Не вдаваясь особо в физику и химию процессов, которые происходят в двигателе, можно выделить основные режимы эксплуатации, которые являются «тяжелыми» для двигателя и существенно сокращают срок эксплуатации моторного масла. Итак «тяжелыми» условиями являются:

    1. Нерегулярное использование автомобиля или значительные перерывы в эксплуатации. Помните народную пословицу – «машина должна ездить каждый день!»? Именно так оно и есть. Двигатель, который заводится раз в неделю или, к примеру, вообще не заводится зимой, требует к себе гораздо большего внимания, более частой замены моторного масла и скорее всего проживет меньше, чем такой же, но работающий каждый день.

    Именно так, и связано это с конденсатом, который образуется внутри двигателя при длительных простоях. Смешиваясь с продуктами сгорания бензина или дизельного топлива, этот конденсат представляет собой достаточно эффективную кислоту, разъедающую мотор изнутри. Так что рассказы продавцов с авторынка насчет того, что на машине ездил дедушка супермаркет раз в неделю – на самом деле очень сомнительная реклама с точки зрения состояния автомобиля. Но поскольку в 99% случаев это все равно неправда, прикрывающая беспардонно скрученный пробег – сильно переживать на этот счет не стоит.

    2. Регулярные поездки на короткие расстояния. Сколько километров от Вашего дома до работы? Вы никогда не обращали внимание, какую часть пути Вы утром (и соответственно вечером) едете на непрогретом до рабочей температуры двигателе? Другими словами, Вы уверены, что Ваш двигатель вообще успевает полностью прогреться за время поездки до работы? Это опять про конденсат со всеми вытекающими. Особенно актуально зимой.

    3. Пробки и режим «старт-стоп». Если Вы помните школьный курс кинематики, то должны понимать, что максимальная нагрузка на двигатель достигается при трогании с места. Именно в эти моменты масло сильнее греется и масло наиболее интенсивно теряет свои свойства.

    4. Езда в холмистой местности, буксирование прицепа, а также постоянная езда на загруженном автомобиле. Снова повышенная нагрузка на двигатель, которая приводит к преждевременному окислению и сгущению моторного масла.

    5. Эксплуатация автомобиля в условиях запыленного или загрязненного воздуха. Вы никогда не обращали внимания на то, что в любой цивилизованной стране туфли такие же чистые вечером, как и утром? Думаете, там меньше пыли? Наверное да, но главное то, что там моют улицы! Регулярно, в любое время года. И именно для этих чистых улиц, на которых очень мало пыли и грязи, европейские автопроизводители и рассчитывают интервал времени, за который моторное масло попросту загрязняется и полностью теряет свои свойства. Именно для этих улиц разрабатываются воздушные фильтры, которые Вы меняете вместе с моторным маслом. И именно поэтому в сервисных книжках к иномаркам частенько записано, что воздушный фильтр меняется раз в 60 тысяч км!

    6. Низкое качество топлива. Ну тут вроде все понятно – все, что не сгорает в цилиндрах, оседает в моторном масле и существенно снижает его эффективность. Поэтому следует понимать, что рекомендации по интервалам замены моторного масла и расходных материалов европейских автомобилей написаны исходя из европейского качества топлива. Что доливает в резервуар заправщик Федя, который только что выкачал оттуда канистру бензина для своих Жигулей – немцам в страшном сне не приснится. Да и заводское качество топлива на выходе очень разное в Европе и у нас – это нужно признать.

    7. Пробки и холостая работа двигателя. Во время простоя с заведенным мотором существенно падает эффективность системы охлаждения, масло греется.

    Таким образом, очевидно, что идеальными условиями эксплуатации автомобиля являются регулярные дальние поездки в пустом автомобиле с умеренными скоростями по чистым Европейским дорогам, да еще к тому же на европейском топливе. Если Ваши условия отличаются от этого – Вам необходимо скорректировать рекомендации производителя автомобиля относительно того, как часто нужно менять моторное масло. Разумеется, в сторону уменьшения.

    Автопроизводителям давно уже не выгодно выпускать машины, которые не ломаются на протяжении десятков лет, ибо им нужно как то содержать свои развитые сервисные инфраструктуры, а также стимулировать потребителей к покупке новых авто.

    Поэтому производитель автомобиля при вычислении рекомендованного интервала замены масла, как ни странно, совершенно не заботится о долгожительстве двигателя в долгосрочной перспективе. Для автопроизводителя важно, как будет работать двигатель в период заводской гарантии, и абсолютно не существенно, что с двигателем будет дальше. Более того, производителю как раз выгодно, чтобы после окончания гарантийного срока владелец автомобиля почаще посещал фирменный сервис либо поскорее задумался о покупке нового автомобиля.

    Итак, для автопроизводителя сервисный интервал – понятие маркетинговое, и главная задача при его расчете – обеспечить минимальные затраты на гарантийное обслуживание при максимальной привлекательности автомобиля для потенциального потребителя. Именно длинные интервалы замены масла в последнее время стали дополнительными аргументами для привлечения покупателей.

    Насколько оправдано это в условиях СНГ — судите сами, как часто менять масло в Вашем двигателе — решать Вам. Главная мысль этой статьи — рекомендованный автопроизводителем сервисный интервал — далеко не всегда идеальный план обслуживания автомобиля.

    Все индивидуально, и зависит от условий эксплуатации именно Вашего автомобиля, а также от качества масла, которое Вы покупаете. В любом случае, если хотя бы пять из семи вышеприведенных факторов, которые снижают долговечность моторного масла подходят к Вашим условиям – смело делите рекомендованный интервал пополам.

    Для тяжелых условии подходит масла с допуском ACEA A3/B4 SAE 0W-40/5W-30/40, масло для тяжёлых условий эксплуатации японских и американских внедорожников, также в США заливается в евро моторы легковых машин.

    Источник https://www.abw.by/novosti/rb/141304

    Источник https://brutals.ru/hobbi/transport/osobennosti-eksplyatacii-avtomobilya/

    Источник https://www.drive2.ru/b/2631673/