Снегоуборочный поезд: виды и способы применения железнодорожных снегоочистителей
Очистка полотна железной дороги от снега, в том числе трамвайных путей – это обязательное требование безопасности.
Ведь слой снега толщиной 10 см представляет серьезную угрозу пассажирам, стоящим на:
Если же толщина снега превысит 20 см, это может привести к полному прекращению движения.
В этой статье мы расскажем о различных средствах, которые применяют для борьбы со снегом на железнодорожных и трамвайных путях.
Средства для борьбы со снегом на железнодорожных и трамвайных путях
На железнодорожных и трамвайных путях используют три вида техники:
- колесную и гусеничную снегоуборочную технику;
- снегоуборщики на базе локомотивов, вагонов или самоходных платформ;
- навесное оборудование для стандартных вагонов или локомотивов.
Колесная и гусеничная техника
Колесная и гусеничная техника мало чем отличается от той, о которой вы можете прочитать в статье о КДМ.
Эту технику изготавливают на шасси:
- грузовиков;
- тракторов.
Основное отличие заключается в комплектации.
Ведь для очистки ж/д и трамвайных путей не требуются машины со скоростными отвалами.
Поэтому вместо скоростных отвалов устанавливают оборудование, которое больше подходит к той или иной ситуации.
Также очень востребованы:
- погрузочная техника (о ней мы писали тут (погрузочная техника));
- самосвалы для вывоза снега.
Более подробную информацию о них вы найдете в статье (Техника для вывоза снега).
Варианты снегоуборщиков
Снегоуборщики для железнодорожных и трамвайных путей бывают:
- самоходными;
- несамоходными.
Их делают на базе:
- маневровых локомотивов;
- небольших колесных платформ.
Даже когда снегоочиститель делают на базе вагона или пустой колесной платформы, установка двигателя превращает ее в самоходную снегоуборочную машину, не уступающую по эффективности борьбы со снегом иному тепловозу.
Спектр решаемых такой машиной задач зависит от комплектации навесного оборудования.
Преимущество такого снегоуборщика в том, что он может доставлять к проблемным участкам дорожных рабочих, которые выполняют работы, недоступные технике.
К примеру, могут:
- очищать путевые стрелки после удаления снега с помощью отвала;
- прокладывать путь в тоннелях.
Тем не менее железнодорожные снегоуборщики не пользуются большим спросом.
Ведь они могут выполнять лишь небольшое количество задач, связанное с очисткой путей от снега.
Исключением являются машины, которые можно использовать и в другое время года для ремонта или обслуживания путей.
Из-за высокой цены их покупают лишь некоторые предприятия, занимающиеся обслуживанием/содержанием железных дорог и станций.
Гораздо более востребованы навесные устройства, превращающие обычный локомотив или вагон в мощный снегоуборочный поезд.
Навесное оборудование
Навесное снегоуборочное железнодорожное оборудование – это устройства следующих классов:
- плужные;
- шнекороторные;
- щеточные;
- пневмообдувочные.
Плужные
Плужные устройства – это отвалы различных:
Они аналогичны тем, которые устанавливают на дорожную технику. Подробней о плужной технике читайте тут (плужное навесное оборудование).
Они предназначены для очистки рельс от снега глубиной до 2 метров.
Прямые и косые отвалы применяют для:
- патрульной очистки;
- прокладки колеи
на железных дорогах с двумя и более путями.
Можно использовать эти устройства и на однопутных дорогах. Однако в этом случае более эффективны двухсторонние отвалы.
Прямые и косые отвалы откидывают снег в одну сторону. Поэтому их поворачивают так, чтобы снег отбрасывало вправо. Отброс снега влево возможен лишь на однопутных участках железных дорог, при условии, что снег будет падать в обрыв.
Шнекороторные
Шнекороторные устройства работают по тому же принципу, что и навесное оборудование для дорожной техники, о котором мы рассказывали в этой статье (Шнекороторные устройства и их модификации).
Эти устройства перемалывают снежную массу и отбрасывают ее от путей в наиболее удобную сторону.
Скорость движения при очистке железной дороги с помощью шнекороторного агрегата значительно ниже, чем при работе с плужным устройством.
Однако роторный агрегат способен справиться со снежным покровом глубиной 4 метра, что не под силу никакому отвалу. Поэтому есть смысл применять роторный локомотив снегоочиститель в особо тяжелых ситуациях.
В большинстве случаев шнекороторное снегоуборочное устройство работает от мощного электродвигателя, подключенного к бортовой сети:
- локомотива;
- самоходной платформы.
Щеточные
Щеточные устройства, применяемые для очистки железнодорожного полотна, аналогичны тем, о которых мы говорили в этой статье (Щеточное навесное оборудование) по своему:
- принципу работы;
- конструкции.
Они не предназначены для:
- пробивки колеи;
- борьбы с глубоким снегом.
Их основное назначение:
- борьба со свежевыпавшим снегом;
- очистка стрелочных переводов.
Ведь забившийся между стрелок снег ставит под угрозу безопасность движения, потому что энергии сервопривода может не хватить для перевода стрелки в правильное положение.
Очистка перевода от свежего и, что более важно, слежавшегося снега, позволяет сервоприводу:
- нормально переключать стрелку;
- направлять поезда по нужным путям.
Пневмообдувочные
Пневмообдувочные устройства применяют для очистки от снега путевых переводов.
В зависимости от конструкции, они создают поток холодного или горячего воздуха.
Горячий воздух более эффективен, ведь он не только сдувает снег, но и обеспечивает таяние льда, благодаря чему очистка перевода более эффективна.
Горячий воздух необходимо использовать, если перед снегопадом был сильный дождь и на переводе образовалось много снега.
В таких условиях пневмообдувочное оборудование по эффективности превосходит даже щеточные устройства, которые не могут справиться с толстой наледью.
Практически любое перечисленное навесное оборудование превращает обычный тепловоз в мощный и эффективный железнодорожный снегоочиститель.
Хотите сдать в металлолом черный металл, но не знаете куда? Ознакомьтесь с пунктами приема чермета. Не знаете, какой металл выгоднее сдавать? Прочитайте эту статью. Если вам просто интересно, как происходит переработка черного металла, то у нас есть очень интересная статья https://rcycle.net/metally/chernye/kak-proishodit-pereplavka-na-zavode
Современное оборудование
Многие предприятия до сих пор используют технику, изготовленную во второй половине ХХ века. Ведь покупка нового снегоочистительного оборудования для железных дорог требует немалых затрат.
Новое оборудование:
- превосходит старое по надежности;
- более производительное и универсальное.
Вот таблица, в которой вы найдете различные образцы современной техники, предназначенной для очистки ЖД и трамвайных путей от снега.
Модель | Тип | Назначение | Краткое описание | Сайт производителя или дилера |
ПОМ-1 | Путевая очистительная машина | Очищает ж/д пути от снега, грязи и песка | ПОМ-1 предназначена для борьбы со снегом глубиной до 30 см. Оснащена дизельным двигателем и электрогенератором. Благодаря поворотной платформе чистит снег с любой стороны. Может двигаться в составе поезда. | omega.by |
УПМ-1М | Универсальная путевая машина | Выполняет широкий спектр работ | Универсальная машина на базе трактора Т-158 (ХТА 200) предназначена для различных работ, которые зависят от установленного комплекта навесного оборудования. После подключения шнекороторного снегоуборщика может очищать ж/д и трамвайные пути от снега, а также чистить прилегающие территории. | www.promglobal.ru |
СДП-М2 | Снегоочиститель на базе четырехосного вагона | Используется в сцепке с локомотивом, очищает ж/д пути от снега глубиной до 1 м | СДП-М2 оснащен плугами как спереди, так и сзади. Поэтому его можно ставить спереди или сзади локомотива, обладающего достаточной мощностью. Рабочая скорость до 70 км/ч, транспортная до 90 км/ч. | zheldorsnab.ru |
СМ-7Н | Снегоуборочный поезд | Очищает ж/д пути от снега глубиной до 0,8 м | При движении вперед, СМ-7Н собирает лежащий перед ним снег и с помощью транспортера передает его в концевой полувагон. Когда полувагон заполнен, снег выбрасывают влево или вправо на 5-10 м. Зимой поезд снегоочиститель применяют для очистки от снега станций, стрелочных переводов и горловин. Летом его используют для очистки путей от грязи. | ttzh.kz |
УПМ1-8 | Навесное оборудование | Шнекороторный снегоочиститель для путевой машины УПМ-1М | Навесной агрегат для очистки трамвайных и ж/д путей от снега. | spezkran.com |
СС-1М | Струг | Предназначен для очистки ж/д путей от снега и проведения земляных работ | Зимой струг применяют для очистки ж/д путей и станций от снега глубиной до 2 м. Экипаж струга 2 человека. Для работы необходим локомотив. Летом струг используют для проведения земельных работ. | roctok.ru |
РВ-3 | Навесное снегоуборочное оборудование | Многофункциональный отвал | Отвал предназначен для установки на любое шасси (вагон, локомотив, локомобиль) подходящее по грузоподъемности. Его применяют для очистки железнодорожных путей от снега глубиной до 1,1 м. Летом отвал можно использовать для расчистки путей от грязи после селевых сходов и наводнений. | broddway.ru |
Цена такого оборудования зависит от:
- комплектации;
- дополнительных пожеланий заказчика.
Поэтому конечную стоимость необходимо узнавать у:
Особенности применения спецтехники и безопасность выполнения работ
Во время очистки железнодорожных и трамвайных путей необходимо не только убирать снег, мешающий продвижению поездов или трамваев, но и перемещать его так, чтобы он не попал на проходящие рядом пути.
Поэтому процедура использования спецтехники, равно как и последовательность действий при очистке железных дорог, подробно описаны в различных документах.
Вот некоторые из них:
- Инструкция по организации снегоборьбы ОАО Российские Железные Дороги (РЖД) от 22 октября 2013 года – tdesant.ru.
- ЦП-751 Инструкция по снегоборьбе на железных дорогах Российской Федерации разработанная ВНИИЖТ МПС – snipov.net.
- Инструкция по снегоборьбе на железных дорогах Российской Федерации от 25 апреля 2000 года – docs.cntd.ru.
- Распоряжение ОАО РЖД от 18 ноября 2014 года об утверждении временной методики оценки трудозатрат по работам на очистке элементов верхнего строения железнодорожного пути от снега – jd-doc.ru.
- ПОТ РО-32-ЦП-652-99 – Правила по охране труда при содержании и ремонте железнодорожного пути и сооружений (утв. МПС РФ 24.02.1999) – sudact.ru.
Очистку трамвайных путей от снега регулируют те же нормативные акты, в которых прописана процедура очистки городских улиц от снега. Ссылки на эти документы вы найдете в этой статье (ГК).
Вывод
Правильное использование специальной техники является залогом того, что железнодорожное и трамвайное сообщение будет функционировать без перерывов.
Внимательно прочитав эту статью, вы узнали:
- какое оборудование используют для очистки ж/д и трамвайных путей;
- в каких нормативных документах прописана процедура использования этих устройств;
- какие правила техники безопасности необходимо соблюдать.
В данном видео вы можете увидеть, как работает железнодорожный снегоочиститель:
Снегоуборочная машина СМ-2 — незаменимый помощник железнодорожников
На железной дороге к чистоте путей относятся со всем вниманием – ведь от этого зависит безопасность перевозок. И особенно приходится потрудиться зимой – иначе рельсы закроет слой снега и льда. Снегоуборочный поезд СМ-2, который во время снегопадов работает постоянно, не позволяет этому случиться.
Снегоуборочная машина СМ-2
Выпускаться снегопоезд (сокращенно его называют именно так) стал с 1958 года. Основное предприятие-изготовитель – это ОАО «Трансмаш», расположенное в городе Энгельсе Саратовской области и созданное еще в 1893 году. До 1984 года в числе производителей был также завод тяжелых путевых машин из Тихорецка.
Устройство состоит из четырех вагонов, которые сами двигаться не могут – требуется локомотив (с которым можно связаться по внутреннему телефону). Первый вагон является головным, на нем располагаются все приспособления для уборки снега и скалывания льда. Здесь же начинается транспортер, передающий снежную массу на конвейеры, которыми оснащены все вагоны. Конец последнего транспортера оснащен специальным механизмом для боковой разгрузки снега. Он разбрасывает массу до 6 метров.
Головной вагон оснащен дизельной электростанцией, дающей энергию нескольким двигателям. Еще в нем имеется компрессор, питающий пневматические цилиндры рабочих механизмов. Также в первом и последних вагонах размещаются органы управления. Обслуживать поезд, согласно правилам, должна бригада из трех человек. Это механик, дорожный мастер и дизелист.
Зимой машину используют для уборки от снежной массы и льда рельсов, стрелочных стыков и станционных путей. Это необходимо для нормального функционирования железнодорожного транспорта, а также для возможности работать монтерам пути, проверяющим крепления и устраняющим неполадки.
Однако и в летнее время снегоуборочный поезд тоже не стоит без работы. С его помощью можно очистить железную дорогу от мусора и образовавшейся грязи. Во время передвижения снегопоезда его скорость зависит от толщины убираемой массы – она может колебаться от 0,6 до 10 километров в час.
Фото снегоуборочной машины СМ-2
Устройство
Начнем с головного вагона. Его основой является крепкая рама на двух тележках с двумя осями каждая. Раму эту специально сделали удлиненной, чтобы поместить спереди уборочные механизмы. Это боковые крылья на шарнирах и питающий щеточный ротор, управляемые отдельными воздушными цилиндрами подъема и поворота, а также подрезной нож. В центральной передней части рамы располагаются три устройства для скалывания льда (боковые и центральное). Они тоже управляются с помощью отдельных цилиндров.
Также на переднем вагоне имеется транспортер, оснащенный электродвигателем и устройством для подъема носовой части (для чего служит особый цилиндр). По бокам рамы закреплены две щетки, которые сметают мусор или снег с поверхности между путями. Когда машина идет обратным ходом, они забрасывают эту массу на путь. В рабочем положении они опущены и повернуты на 45 градусов относительно хода движения. Поднимаются и опускаются они пневмоцилиндром, а держатся на цепях.
В состав пневмооборудования входят: краны, воздушная магистраль, обратный клапан, запорные устройства резервуаров с воздухом, а также контрольные приборы (манометры). Кроме того, имеются воздушные цилиндры – для каждого рабочего органа свой.
В комплект дизельной электростанции входят ДВС мощностью 300 лошадиных сил, а также генератор на 200 кВт.
Промежуточные вагоны устроены просто. Внутри них движутся транспортеры (управляемые отдельными электромоторами), передающие снег дальше. В конечном вагоне имеются принимающий транспортер разгрузочного типа, а также накопительный и питающий конвейеры, отличающиеся разной скоростью движения. Все они оснащены отдельными электродвигателями.
Схема снегопоезда СМ-2
1 —крыло с ротационной щеткой; 2—рама ходовая; 3—питатель с механизмом подъема; 4—конвейер; 5—кабина управления; 6—электрооборудование; 7—пневматическое оборудование; 8—ручной тормоз; 9—кабина электростанции; 10—электростанция; 11—льдоскалывающее устройство.
Принцип работы
Во время передвижения снегоуборочной машины СМ 2 начинает крутиться барабан щеточного типа, имеющий поперечное положение по отношению к рельсам. Он забрасывает снег на загрузочный транспортер, откуда масса движется дальше, отправляясь на накопительный пластинчатый конвейер, движение которого вдесятеро медленнее, чем загрузочного. За счет такой разницы средние вагоны постепенно наполняются снегом на большую высоту – до двух метров.
Если снег плотный или его чересчур много, то барабан поднимают, опустив подрезной нож. Вновь опускают питающий ротор лишь тогда, когда надо забросить срезанную массу на конвейер. Ото льда избавляются за два или три прохода – во время первого из них пользуются скалывателем, подняв ротор. Затем опять работает щеточный барабан.
Боковые крылья, оснащенные подкрылками, увеличивают убираемое пространство с 2,45 до 5,1 метра. При транспортировке они поднимаются и укладываются параллельно раме. Также их складывают, чтобы случайно не повредить, когда кончается перегон и вблизи видна станция.
Снежная или мусорная масса, накопившаяся в промежуточных вагонов, в конце концов разгружается в определенном месте. При этом начинает работать механизм разгрузочного конвейера, который можно настроить для выбрасывания снега в левую или правую сторону. К слову, это возможно делать не только на стоянке, но и во время хода поезда.
Технические характеристики
Технические характеристики снегоуборочной машины СМ2:
Характеристики | Показатели | Ед. измерения |
Тип поезда | несамоходный | |
Количество снега, убранного за час | 1200 | м3 |
Размер колеи | 1,52 | м |
Ширина очистки при уборке с крыльями | 5,1 | м |
Ширина очистки при уборке без крыльев | 2,45 | м |
Высота убираемого сугроба (максимум) | 0,8 | м |
Скорость при работе (максимум) | 10 | км/час |
Вместимость (с одним средним вагоном) | 215 | м3 |
Вместимость (с двумя средними вагонами) | 340 | м3 |
Для головного агрегата: | ||
Силовая установка типа | У-14, У-36М | |
Общая мощность силового агрегата | 200 | кВт |
Мощность привода питающего ротора | 40 | кВт |
Мощность транспортерного привода | 55 | кВт |
Ширина транспортера | 2,33 | м |
Длина питающего ротора | 2,5 | м |
Диаметр питающего ротора (по щеткам) | 1,4 | м |
Диаметр щеток | 0,7 | м |
Скорость питающего ротора | 10 | м/с |
Скорость боковых щеток | 8 | м/с |
Скорость транспортерной ленты | 1 | м/с |
Вес машины | 72 | т |
Высота | 5,25 | м |
Длина между осями автосцепок | 20,27 | м |
Ширина (по краям рамы) | 3,11 | м |
Для промежуточного полувагона: | ||
Высота | 4,91 | м |
Длина (между осями автосцепок) | 24,54 | м |
Ширина (по краям рамы) | 3,08 | м |
Объем кузова | 125 | м3 |
Вес | 38 | т |
Мощность двигателя транспортера-накопителя | 16 | кВт |
Грузоподъемность | 44 | т |
Для конечного полувагона: | ||
Высота | 5,25 | м |
Длина (между осями автосцепок) | 24,54 | м |
Ширина (по краям рамы) | 3,08 | м |
Объем кузова | 90 | м3 |
Вес | 47 | т |
Мощность мотора разгрузочного транспортера | 20 | кВт |
Грузоподъемность | 28 | т |
Модификации
Наиболее распространенными вариантами являются вариации СМ-2Б и СМ-2М Последняя, имеющая вдвое меньший бак для топлива, более современная. Именно эту модель сейчас выпускает ЗАО «Трансмаш» в Энгельсе. В отличие от базового устройства и СМ-2Б, она оснащена усовершенствованной системой автосцепки, позволяющей транспортировать поезд, прицепляя его за головной вагон. Ранее это было опасно, так как возникала опасность расцепления. И снегопоезда перемещали, цепляя только сзади.
Фото снегоуборочной машины СМ-2Б
Технические характеристики модификаций машины СМ2:
Характеристики | Показатели | Ед. измерения |
Для модели СМ-2М: | ||
Ширина очистки при уборке с крыльями | 5,3 | м |
Транспортная скорость на порожнем ходу | 100 | км/ч |
Транспортная скорость при загрузке | 50 | км/час |
Объем бака для горючего | 2200 | л |
Общая длина поезда | до 93, 958 | м |
Ширина (по выступам) | 3,3 | м |
Высота (максимум) | 5,3 | м |
Вес (общий) | до 188,6 | т |
Грузоподъемность (полная) | до 122 | т |
Для модели СМ-2Б: | ||
Ширина очистки при уборке с крыльями | 4,9 | м |
Объем бака для горючего | 4200 | л |
Транспортная скорость | до 50 | км/ч |
Общая длина | до 93,8 | м |
Вес (общий) | до 195 | т |
Грузоподъемность (полная) | 116 | т |
На видео принцип работы снегоуборщика СМ-2:
Снегоуборочная машина СМ-2: модификации, технические характеристики, устройство, фото
Снегоуборочная машина СМ-2 — незаменимый помощник железнодорожников
На железной дороге к чистоте путей относятся со всем вниманием – ведь от этого зависит безопасность перевозок. И особенно приходится потрудиться зимой – иначе рельсы закроет слой снега и льда. Снегоуборочный поезд СМ-2, который во время снегопадов работает постоянно, не позволяет этому случиться.
Снегоуборочная машина СМ-2
Выпускаться снегопоезд (сокращенно его называют именно так) стал с 1958 года. Основное предприятие-изготовитель – это ОАО «Трансмаш», расположенное в городе Энгельсе Саратовской области и созданное еще в 1893 году. До 1984 года в числе производителей был также завод тяжелых путевых машин из Тихорецка.
Устройство состоит из четырех вагонов, которые сами двигаться не могут – требуется локомотив (с которым можно связаться по внутреннему телефону). Первый вагон является головным, на нем располагаются все приспособления для уборки снега и скалывания льда. Здесь же начинается транспортер, передающий снежную массу на конвейеры, которыми оснащены все вагоны. Конец последнего транспортера оснащен специальным механизмом для боковой разгрузки снега. Он разбрасывает массу до 6 метров.
Головной вагон оснащен дизельной электростанцией, дающей энергию нескольким двигателям. Еще в нем имеется компрессор, питающий пневматические цилиндры рабочих механизмов. Также в первом и последних вагонах размещаются органы управления. Обслуживать поезд, согласно правилам, должна бригада из трех человек. Это механик, дорожный мастер и дизелист.
Зимой машину используют для уборки от снежной массы и льда рельсов, стрелочных стыков и станционных путей. Это необходимо для нормального функционирования железнодорожного транспорта, а также для возможности работать монтерам пути, проверяющим крепления и устраняющим неполадки.
Однако и в летнее время снегоуборочный поезд тоже не стоит без работы. С его помощью можно очистить железную дорогу от мусора и образовавшейся грязи. Во время передвижения снегопоезда его скорость зависит от толщины убираемой массы – она может колебаться от 0,6 до 10 километров в час.
Фото снегоуборочной машины СМ-2
Устройство
Начнем с головного вагона. Его основой является крепкая рама на двух тележках с двумя осями каждая. Раму эту специально сделали удлиненной, чтобы поместить спереди уборочные механизмы. Это боковые крылья на шарнирах и питающий щеточный ротор, управляемые отдельными воздушными цилиндрами подъема и поворота, а также подрезной нож. В центральной передней части рамы располагаются три устройства для скалывания льда (боковые и центральное). Они тоже управляются с помощью отдельных цилиндров.
Также на переднем вагоне имеется транспортер, оснащенный электродвигателем и устройством для подъема носовой части (для чего служит особый цилиндр). По бокам рамы закреплены две щетки, которые сметают мусор или снег с поверхности между путями. Когда машина идет обратным ходом, они забрасывают эту массу на путь. В рабочем положении они опущены и повернуты на 45 градусов относительно хода движения. Поднимаются и опускаются они пневмоцилиндром, а держатся на цепях.
В состав пневмооборудования входят: краны, воздушная магистраль, обратный клапан, запорные устройства резервуаров с воздухом, а также контрольные приборы (манометры). Кроме того, имеются воздушные цилиндры – для каждого рабочего органа свой.
В комплект дизельной электростанции входят ДВС мощностью 300 лошадиных сил, а также генератор на 200 кВт.
Промежуточные вагоны устроены просто. Внутри них движутся транспортеры (управляемые отдельными электромоторами), передающие снег дальше. В конечном вагоне имеются принимающий транспортер разгрузочного типа, а также накопительный и питающий конвейеры, отличающиеся разной скоростью движения. Все они оснащены отдельными электродвигателями.
Схема снегопоезда СМ-2
1 —крыло с ротационной щеткой; 2—рама ходовая; 3—питатель с механизмом подъема; 4—конвейер; 5—кабина управления; 6—электрооборудование; 7—пневматическое оборудование; 8—ручной тормоз; 9—кабина электростанции; 10—электростанция; 11—льдоскалывающее устройство.
Принцип работы
Во время передвижения снегоуборочной машины СМ 2 начинает крутиться барабан щеточного типа, имеющий поперечное положение по отношению к рельсам. Он забрасывает снег на загрузочный транспортер, откуда масса движется дальше, отправляясь на накопительный пластинчатый конвейер, движение которого вдесятеро медленнее, чем загрузочного. За счет такой разницы средние вагоны постепенно наполняются снегом на большую высоту – до двух метров.
Если снег плотный или его чересчур много, то барабан поднимают, опустив подрезной нож. Вновь опускают питающий ротор лишь тогда, когда надо забросить срезанную массу на конвейер. Ото льда избавляются за два или три прохода – во время первого из них пользуются скалывателем, подняв ротор. Затем опять работает щеточный барабан.
Боковые крылья, оснащенные подкрылками, увеличивают убираемое пространство с 2,45 до 5,1 метра. При транспортировке они поднимаются и укладываются параллельно раме. Также их складывают, чтобы случайно не повредить, когда кончается перегон и вблизи видна станция.
Снежная или мусорная масса, накопившаяся в промежуточных вагонов, в конце концов разгружается в определенном месте. При этом начинает работать механизм разгрузочного конвейера, который можно настроить для выбрасывания снега в левую или правую сторону. К слову, это возможно делать не только на стоянке, но и во время хода поезда.
Технические характеристики
Технические характеристики снегоуборочной машины СМ2:
Характеристики | Показатели | Ед. измерения |
Тип поезда | несамоходный | |
Количество снега, убранного за час | 1200 | м3 |
Размер колеи | 1,52 | м |
Ширина очистки при уборке с крыльями | 5,1 | м |
Ширина очистки при уборке без крыльев | 2,45 | м |
Высота убираемого сугроба (максимум) | 0,8 | м |
Скорость при работе (максимум) | 10 | км/час |
Вместимость (с одним средним вагоном) | 215 | м3 |
Вместимость (с двумя средними вагонами) | 340 | м3 |
Для головного агрегата: | ||
Силовая установка типа | У-14, У-36М | |
Общая мощность силового агрегата | 200 | кВт |
Мощность привода питающего ротора | 40 | кВт |
Мощность транспортерного привода | 55 | кВт |
Ширина транспортера | 2,33 | м |
Длина питающего ротора | 2,5 | м |
Диаметр питающего ротора (по щеткам) | 1,4 | м |
Диаметр щеток | 0,7 | м |
Скорость питающего ротора | 10 | м/с |
Скорость боковых щеток | 8 | м/с |
Скорость транспортерной ленты | 1 | м/с |
Вес машины | 72 | т |
Высота | 5,25 | м |
Длина между осями автосцепок | 20,27 | м |
Ширина (по краям рамы) | 3,11 | м |
Для промежуточного полувагона: | ||
Высота | 4,91 | м |
Длина (между осями автосцепок) | 24,54 | м |
Ширина (по краям рамы) | 3,08 | м |
Объем кузова | 125 | м3 |
Вес | 38 | т |
Мощность двигателя транспортера-накопителя | 16 | кВт |
Грузоподъемность | 44 | т |
Для конечного полувагона: | ||
Высота | 5,25 | м |
Длина (между осями автосцепок) | 24,54 | м |
Ширина (по краям рамы) | 3,08 | м |
Объем кузова | 90 | м3 |
Вес | 47 | т |
Мощность мотора разгрузочного транспортера | 20 | кВт |
Грузоподъемность | 28 | т |
Модификации
Наиболее распространенными вариантами являются вариации СМ-2Б и СМ-2М Последняя, имеющая вдвое меньший бак для топлива, более современная. Именно эту модель сейчас выпускает ЗАО «Трансмаш» в Энгельсе. В отличие от базового устройства и СМ-2Б, она оснащена усовершенствованной системой автосцепки, позволяющей транспортировать поезд, прицепляя его за головной вагон. Ранее это было опасно, так как возникала опасность расцепления. И снегопоезда перемещали, цепляя только сзади.
Фото снегоуборочной машины СМ-2Б
Технические характеристики модификаций машины СМ2:
Снегоуборочная машина СМ-2: модификации, технические характеристики, устройство, фото
Глава 3 СНЕГОУБОРОЧНЫЕ И ПУТЕВЫЕ УБОРОЧНЫЕ МАШИНЫ
8. Снегоуборочный поезд с головной машиной СМ-2
Общие сведения. Снегоуборочные машины погружают убираемый с пути снег в специальный подвижной состав, перевозят к месту разгрузки и выгружают. Все типы снегоуборочных машин оснащены щеточным заборным органом-питателем, который позволяет убирать с пути не только снег, но и засорители, поэтому эти машины работают и зимой, и летом. Путевые уборочные машины, кроме очистки пути от снега и засорителей, могут вырезать балласт с междупутья. К таким машинам относятся путевые уборочные машины конструкции В. X. Балашенко.
Снегоуборочный поезд с головной машиной СМ-2 зимой убирает снег и лед на станционных путях, стрелочных улицах и горловинах, а летом очищает пути от мусора и других засорителей, погружает их в специальные полувагоны (входят в состав снегоуборочного поезда), перевозит к месту разгрузки и выгружает. Снегоуборочный поезд несамоходный: для его передвижения используется маневровый или магистральный локомотив. Поезд состоит из головной машины СМ-2 (в настоящее время выпускается головная машина серии СМ-2Б), двух промежуточных и одного концевого полувагона.
Головная машина очищает путь, собирает снег или мусор, скалывает уплотненный снег или лед, загружает снегом или мусором прицепленные к ней полувагоны. Разгружается снегоуборочный поезд разгрузочным устройством концевого полувагона при движении или на стоянке, в правую или левую сторону от оси пути. Рабочие механизмы снегопоезда получают электроэнергию от дизель-электростанции, установленной на головной машине.
Головная машина СМ-2Б (рис. 51) снегоуборочного поезда состоит из ходовой рамы 2, крыльев 1 с боковыми щетками и механизмами поворота и подъема, питателя с механизмом подъема 3, ленточного конвейера ( В технической литературе и инструкциях по эксплуатации снегопоезда применяется термин «транспортер».) 4, льдоскалывающего устройства 11, кабины управления 5, кабины электростанции 9, пневматического оборудования 7, электрического оборудования 6 (на машинах первых выпусков боковые щетки не совмещены с крыльями, а установлены на раме отдельно). Кинематическая схема головной машины СМ-2Б дана на рис. 52.
Все узлы и агрегаты смонтированы на ходовой раме, которая воспринимает нагрузки и усилия, действующие на машину во время работы и транспортирования. Особенность конструкции ходовой рамы машины — увеличенная длина передней консольной части. Это необходимо для размещения спереди машины заборных рабочих органов: боковых крыльев, питателя, носовой части конвейера. Обычная конструкция автосцепки на передней консоли рамы не могла бы обеспечить проход машины по кривым малого радиуса (менее 200 м) из-за ограниченного угла поворота головки автосцепки. Поэтому автосцепка вместе с поглощающим аппаратом
установлена на специальной поворотной балке 5 (водиле). Поворотная балка 5 (рис. 53) вертикальным пальцем 4 шарнирно закреплена на носовой части рамы. Увеличенная длина передней консоли вызывает значительные вертикальные перемещения головки автосцепки при движении машины во время транспортирования, что может привести к саморасцепу. Поэтому серийные снегоуборочные машины СМ-2Б не разрешается транспортировать на дальние расстояния (в составе поезда) с прицепкой за головную автосцепку. Эта автосцепка используется только при маневровых передвижениях.
Рис 51 Головная машина СМ-2
1—крыло с ротационной щеткой, 2—рама ходовая, 3—питатель с механизмом подъема,
4—конвейер, 5—кабина управления, 6—электрооборудование, 7—пневматическое оборудование, 8—ручной тормоз, 9—кабина электростанции, 10—электростанция, 11—льдоскалывающее устройство
Рис 53 Автосцепка
1—головка, 2—розетка, 3 —хомут с поглощающим аппаратом, 4—палец, 5—поворотная балка, 6—центрирующая балочка, 7—крюк, 8—болт, 9—ганка
Снегоуборочная машина СМ-2 — незаменимый помощник железнодорожников
На железной дороге к чистоте путей относятся со всем вниманием – ведь от этого зависит безопасность перевозок. И особенно приходится потрудиться зимой – иначе рельсы закроет слой снега и льда. Снегоуборочный поезд СМ-2, который во время снегопадов работает постоянно, не позволяет этому случиться.
Снегоуборочная машина СМ-2
Выпускаться снегопоезд (сокращенно его называют именно так) стал с 1958 года. Основное предприятие-изготовитель – это ОАО «Трансмаш», расположенное в городе Энгельсе Саратовской области и созданное еще в 1893 году. До 1984 года в числе производителей был также завод тяжелых путевых машин из Тихорецка.
Устройство состоит из четырех вагонов, которые сами двигаться не могут – требуется локомотив (с которым можно связаться по внутреннему телефону). Первый вагон является головным, на нем располагаются все приспособления для уборки снега и скалывания льда. Здесь же начинается транспортер, передающий снежную массу на конвейеры, которыми оснащены все вагоны. Конец последнего транспортера оснащен специальным механизмом для боковой разгрузки снега. Он разбрасывает массу до 6 метров.
Головной вагон оснащен дизельной электростанцией, дающей энергию нескольким двигателям. Еще в нем имеется компрессор, питающий пневматические цилиндры рабочих механизмов. Также в первом и последних вагонах размещаются органы управления. Обслуживать поезд, согласно правилам, должна бригада из трех человек. Это механик, дорожный мастер и дизелист.
Однако и в летнее время снегоуборочный поезд тоже не стоит без работы. С его помощью можно очистить железную дорогу от мусора и образовавшейся грязи. Во время передвижения снегопоезда его скорость зависит от толщины убираемой массы – она может колебаться от 0,6 до 10 километров в час.
Фото снегоуборочной машины СМ-2
Устройство
Начнем с головного вагона. Его основой является крепкая рама на двух тележках с двумя осями каждая. Раму эту специально сделали удлиненной, чтобы поместить спереди уборочные механизмы. Это боковые крылья на шарнирах и питающий щеточный ротор, управляемые отдельными воздушными цилиндрами подъема и поворота, а также подрезной нож. В центральной передней части рамы располагаются три устройства для скалывания льда (боковые и центральное). Они тоже управляются с помощью отдельных цилиндров.
Также на переднем вагоне имеется транспортер, оснащенный электродвигателем и устройством для подъема носовой части (для чего служит особый цилиндр). По бокам рамы закреплены две щетки, которые сметают мусор или снег с поверхности между путями. Когда машина идет обратным ходом, они забрасывают эту массу на путь. В рабочем положении они опущены и повернуты на 45 градусов относительно хода движения. Поднимаются и опускаются они пневмоцилиндром, а держатся на цепях.
В состав пневмооборудования входят: краны, воздушная магистраль, обратный клапан, запорные устройства резервуаров с воздухом, а также контрольные приборы (манометры). Кроме того, имеются воздушные цилиндры – для каждого рабочего органа свой.
Промежуточные вагоны устроены просто. Внутри них движутся транспортеры (управляемые отдельными электромоторами), передающие снег дальше. В конечном вагоне имеются принимающий транспортер разгрузочного типа, а также накопительный и питающий конвейеры, отличающиеся разной скоростью движения. Все они оснащены отдельными электродвигателями.
Схема снегопоезда СМ-2
1 —крыло с ротационной щеткой; 2—рама ходовая; 3—питатель с механизмом подъема; 4—конвейер; 5—кабина управления; 6—электрооборудование; 7—пневматическое оборудование; 8—ручной тормоз; 9—кабина электростанции; 10—электростанция; 11—льдоскалывающее устройство.
Принцип работы
Во время передвижения снегоуборочной машины СМ 2 начинает крутиться барабан щеточного типа, имеющий поперечное положение по отношению к рельсам. Он забрасывает снег на загрузочный транспортер, откуда масса движется дальше, отправляясь на накопительный пластинчатый конвейер, движение которого вдесятеро медленнее, чем загрузочного. За счет такой разницы средние вагоны постепенно наполняются снегом на большую высоту – до двух метров.
Если снег плотный или его чересчур много, то барабан поднимают, опустив подрезной нож. Вновь опускают питающий ротор лишь тогда, когда надо забросить срезанную массу на конвейер. Ото льда избавляются за два или три прохода – во время первого из них пользуются скалывателем, подняв ротор. Затем опять работает щеточный барабан.
Снежная или мусорная масса, накопившаяся в промежуточных вагонов, в конце концов разгружается в определенном месте. При этом начинает работать механизм разгрузочного конвейера, который можно настроить для выбрасывания снега в левую или правую сторону. К слову, это возможно делать не только на стоянке, но и во время хода поезда.
Технические характеристики
Технические характеристики снегоуборочной машины СМ2:
Характеристики | Показатели | Ед. измерения |
Тип поезда | несамоходный | |
Количество снега, убранного за час | 1200 | м3 |
Размер колеи | 1,52 | м |
Ширина очистки при уборке с крыльями | 5,1 | м |
Ширина очистки при уборке без крыльев | 2,45 | м |
Высота убираемого сугроба (максимум) | 0,8 | м |
Скорость при работе (максимум) | 10 | км/час |
Вместимость (с одним средним вагоном) | 215 | м3 |
Вместимость (с двумя средними вагонами) | 340 | м3 |
Для головного агрегата: | ||
Силовая установка типа | У-14, У-36М | |
Общая мощность силового агрегата | 200 | кВт |
Мощность привода питающего ротора | 40 | кВт |
Мощность транспортерного привода | 55 | кВт |
Ширина транспортера | 2,33 | м |
Длина питающего ротора | 2,5 | м |
Диаметр питающего ротора (по щеткам) | 1,4 | м |
Диаметр щеток | 0,7 | м |
Скорость питающего ротора | 10 | м/с |
Скорость боковых щеток | 8 | м/с |
Скорость транспортерной ленты | 1 | м/с |
Вес машины | 72 | т |
Высота | 5,25 | м |
Длина между осями автосцепок | 20,27 | м |
Ширина (по краям рамы) | 3,11 | м |
Для промежуточного полувагона: | ||
Высота | 4,91 | м |
Длина (между осями автосцепок) | 24,54 | м |
Ширина (по краям рамы) | 3,08 | м |
Объем кузова | 125 | м3 |
Вес | 38 | т |
Мощность двигателя транспортера-накопителя | 16 | кВт |
Грузоподъемность | 44 | т |
Для конечного полувагона: | ||
Высота | 5,25 | м |
Длина (между осями автосцепок) | 24,54 | м |
Ширина (по краям рамы) | 3,08 | м |
Объем кузова | 90 | м3 |
Вес | 47 | т |
Мощность мотора разгрузочного транспортера | 20 | кВт |
Грузоподъемность | 28 | т |
Модификации
Наиболее распространенными вариантами являются вариации СМ-2Б и СМ-2М Последняя, имеющая вдвое меньший бак для топлива, более современная. Именно эту модель сейчас выпускает ЗАО «Трансмаш» в Энгельсе. В отличие от базового устройства и СМ-2Б, она оснащена усовершенствованной системой автосцепки, позволяющей транспортировать поезд, прицепляя его за головной вагон. Ранее это было опасно, так как возникала опасность расцепления. И снегопоезда перемещали, цепляя только сзади.
Фото снегоуборочной машины СМ-2Б
Технические характеристики модификаций машины СМ2:
Характеристики | Показатели | Ед. измерения |
Для модели СМ-2М: | ||
Ширина очистки при уборке с крыльями | 5,3 | м |
Транспортная скорость на порожнем ходу | 100 | км/ч |
Транспортная скорость при загрузке | 50 | км/час |
Объем бака для горючего | 2200 | л |
Общая длина поезда | до 93, 958 | м |
Ширина (по выступам) | 3,3 | м |
Высота (максимум) | 5,3 | м |
Вес (общий) | до 188,6 | т |
Грузоподъемность (полная) | до 122 | т |
Для модели СМ-2Б: | ||
Ширина очистки при уборке с крыльями | 4,9 | м |
Объем бака для горючего | 4200 | л |
Транспортная скорость | до 50 | км/ч |
Общая длина | до 93,8 | м |
Вес (общий) | до 195 | т |
Грузоподъемность (полная) | 116 | т |
На видео принцип работы снегоуборщика СМ-2:
Снегоуборочная машина типа СМ-2. Укладочный кран УК-25СП. Выправочно-подбивочно-рихтовочная машина для стрелок ВПРС-02
Страницы работы
Содержание работы
1 СНЕГОУБОРОЧНАЯ МАШИНА ТИПА СМ-2
Снегоуборочная машина СМ-2 ( рис. 1) служит головной машиной снегоуборочного поезда. Емкость снегоуборочного поезда, в состав которого, кроме головной машины, входят два промежуточных и один концевой полувагоны, составляет около 400 м 3 .
Рисунок 1- Снегоуборочная машина СМ-2
Снегоуборочная машина СМ-2 (рис. 2) представляет собой специальный четырехосный вагон без торцовых стенок. На раме 1 вагона, опирающейся на две двухосные тележки 2, впереди смонтирован комбинированный рабочий орган — заборно- очистительное устройство, состоящее из щеточного барабана-питателя 16 и подрезного ножа 14. Совместное или раздельное применение этих рабочих органов позволяет наиболее рационально и на разных скоростях очищать станционные пути от небольшого и глубокого снега.
На глубоком снегу обычно работают с подрезным ножом, который при перемещении машины подобно лопате врезается наклонной плоскостью в лежащий на пути снег и поднимает его на себя под напором впереди находящейся массы снег сбрасывается на продольный транспортер, который перемещает его дальше в полувагоны. Неглубокий снег забирается и подается на транспортер щетками. Оба очистительных устройства могут работать одновременно.
На раме 1 размещены также два боковых крыла 19 с цилиндрами подъема 21 и поворота 20, защитный козырек 17 щеточного барабана-питателя 16, механизм 18 подъема козырька, механизм 15 подъема-питателя, ленточный транспортер 11 с электроприводом 25 и цилиндром 12 подъема носовой части транспортера, подрезной нож 14, боковые щетки 4 с цилиндрами подъема и поворота, средний 9 и два боковых 7 льдоскалывающих устройства с цилиндрами 8 и 10 подъема и 6 поворота, пневматическое оборудование с кранами управления 22, дизельная электростанция 3 с пультом управления, кузов машинного помещения 24 и кабина управления 23.
Рисунок 2 – Схема снегоуборочной машины СМ-2
1 — рама; 2 — двухосная тележка; 3— дизельная электростанция; 4 —боковые щетки;: 5— электропривод боковых щеток; 6 — цилиндр поворота льдоскалывателя; 7 —боковые льдоскалыватели; 8 — цилиндр подъема льдоскалывателя; 9 — средний льдоскалыватель; 10-цилиндр подъема льдоскалывателя; 11— ленточный транспортер; 12 — цилиндр подъема носовой части транспортера; 13 — цилиндр подъема ножа; 14 — подрезной нож; 15-цилиндр подъема щеточного питателя; 16 — щеточный барабан-питатель; 17 — защитный козырек; 18 — цилиндр подъема козырька; 19—боковые крылья; 20 и 21—цилиндры поворота и подъема боковых крыльев; 22 — пневматические краны управления; 23 — кабина управления; 24 — кузов машинного помещения; 25 — электропривод ленточного транспортера
Рама 1 машины состоит из сваренных между собой продольных и поперечных балок. Она выполнена из двух поясов (верхнего и нижнего), несущих всю нагрузку машины. Верхний и нижний пояса основной рамы связаны рядом вертикальных стоек и раскосов, образующих каркас машины. Поверху боковые стороны каркаса соединены обвязочным поясом, на котором смонтирована кабина управления 23, а на нижней основной раме 1 под ленточным транспортером 11 размещен кузов машинного помещения 24. Нижняя основная рама 1 опирается через пятники на ходовые тележки 2 вагонного типа. В передней части рамы вварены четыре стойки, служащие направляющими для траверсы щеточного питателя. В задней части рамы приварены швеллера, на которые опираются кронштейны рамы транспортера.
Передняя консольная часть рамы оборудована паровозной автосцепкой, задний буферный брус оборудован автосцепкой вагонного типа и буферами.
Таблица 1 – техническая характеристика СМ-2
Тема 2. Снегоуборочные поезда СМ-2, СМ-2М
Назначение, техническая характеристика, общее устройство снегоуборочного поезда с головной машиной СМ-2. Общие сведения о различных модификациях машин.
Головная машина; ее назначение и устройство, ходовые части. Особенности рамы и передней автосцепки. Боковые крылья. Щеточный питатель; его назначение и устройство.
Конвейер с подрезным ножом; его назначение и устройство. Льдоскалывающее устройство. Боковые щетки. Кабина управления и дизельное помещение.
Дизель-генератор У-14ГС и У-36М. Промежуточные полувагоны. Приемная воронка. Концевой полувагон. Конвейер-накопитель. Рыхлитель. Разгрузочный конвейер.
Пневматическая рабочая и тормозная системы снегоуборочного поезда. Принцип работы и основные элементы автоматического тормоза. Модернизация машины.
Снегоуборочный поезд с головной машиной СМ-2 зимой убирает снег и лед на станционных путях, стрелочных улицах и горловинах, а летом очищает пути от мусора и других засорителей, погружает их в специальные полувагоны, перевозят к месту разгрузки и выгружает. Снегоуборочный поезд состоит из головной машины СМ-2, двух промежуточных и одного концевого полувагона.
Головная машина очищает путь, собирает снег или мусор, скалывает уплотненный снег или лед, загружает снегом или мусором прицепленные к ней полувагоны. Разгружается снегоуборочный поезд разгрузочным устройством концевого полувагона при движении или на стоянке, в правую или левую сторону от оси пути. Рабочие механизмы снегопоезда получают электроэнергию от дизель-электростанции, установленной на головной машине.
Головная машина предназначена непосредственно для очистки путей. Она оборудована крыльями с боковыми щетками, питателем для забора снега, льдоскалывателями. Промежуточные полувагоны служат емкостями для сбора снега и загрязнителей. Перемещение снега и загрязнителей вдоль поезда производится ленточными и пластинчатыми транспортерами.
Рис. 6. Головная машина СМ-2:
/—крыло с ротационной щеткой; 2—рама ходовая; 3—питатель с механизмом подъема; 4—конвейер; 5—кабина управления; 6—электрооборудование; 7—пневматическое оборудование; 8—ручной тормоз; 9—кабина электростанции; 10—электростанция; 11—льдоскалывающее устройство
Концевой полувагон служит для выгрузки снега и засорителей поперечным выбросным транспортером с роторами-метателями. Разгрузка может производиться в обе стороны от оси пути на расстоянии 5-10 м в пределах станции или вне нее, в движении или на стоянке.
Управление рабочими органами поезда осуществляется из кабин управления головной машины и концевого полувагона.
Для передвижения поезда применяется локомотив любой серии. Между локомотивом и снегопоездом устанавливается телефонная связь.
При необходимости возможна эксплуатация поезда из трех единиц: головной машины, одного промежуточного полувагона и концевого полувагона.
Головная машина СМ-2 (рис.6) снегоуборочного поезда состоит из ходовой рамы 2, крыльев 1 с боковыми щетками и механизмами подъема 3, ленточного транспортёра 4, льдоскалывающего устройства 11, кабины управления 5, кабины электростанции 9, пневматического оборудования 7, электрического оборудования 6.
Все узлы и агрегаты смонтированы на ходовой раме, которая воспринимает нагрузки и усилия, действующие на машину во время работы и транспортирования. Особенность конструкции ходовой рамы машины – увеличенная длина передней консольной части. Это необходимо для размещения спереди машины заборных рабочих органов: боковых крыльев, питателя, носовой части конвейера. Обычная конструкция автосцепки на передней консоли рамы не могла бы обеспечить проход машины по кривым малого радиуса (менее 200 м) из-за ограниченного угла поворота головки автосцепки. Поэтому автосцепка вместе с поглощающим аппаратом установлена на специальной поворотной балке (водиле). Поворотная балка 5 (рис.7) вертикальным пальцем 4 шарнирно закреплена на носовой части рамы. Увеличенная длина передней консоли вызывает значительные вертикальные перемещения головки автосцепки при движении машины во время транспортирования, что может привести к саморасцепу. Поэтому серийные снегоуборочные машины СМ-2Б не разрешается транспортировать на дальние расстояния (в составе поезда) с прицепкой за головную автосцепку.
Рис. 7. Автосцепка:
1—головка; 2—розетка; 3—хомут с поглощающим аппаратом; 4—палец; 5—поворотная балка; 6—центрирующая балочка; 7—крюк; 8—болт; 9—гайка.
В этой конструкции используется автосцепка СА-3М, допускающая увеличенную разность высот осей сцепляемых головок. Отличительная особенность автосцепки СА-3М – наличие кронштейна-ограничителя на малом зубе головки, головка автосцепки опирается на подпружиненную центрирующую балочку 6. Если автосцепка СА-3 допускает взаимное перемещение осей сцепленных головок до 180 мм, то при сцеплении двух автосцепок СА-3М их головки могут перемещаться на расстояние до 250 мм. Для предотвращения саморасцепа, при сцеплении автосцепок разного типа, на головке автосцепки СА-3М устанавливают ограничитель вертикальных перемещений, который препятствует выходу смежных автосцепок при движении ее вверх. Ограничитель состоит из крюка 7 (вставлен в отверстие головки автосцепки), болта 8 и гайки 9.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 9227 – | 7344 – или читать все.
Снегоуборщик. Назначение, виды, характеристики и выбор
Осадки в виде больших объемов снега доставляют массу хлопот жителям частных домов, владельцам дач и загородных участков.
С уборкой сугробов помогает справиться современный агрегат, под названием снегоуборщик (снегоочиститель).
С помощью этого устройства можно легко и быстро очистить дорожки, подъездные пути, сад, двор, и любые другие территории.
Некоторые модификации этого инструмента специально созданы для работы в сложных климатических условиях, но обо всем по порядку.
Назначение снегоуборщиков
Каждая модель снегоуборщика рассчитана на выполнение определенного объема работы.
Назначение этого инструмента состоит в расчистке территорий от снега, где нет возможности использовать полноразмерную специализированную дорожную технику.
Снегоуборщики используют как владельцы частных домов и приусадебных участков, так и специализированные дорожные и коммунальные службы, в том числе и бригады МЧС.
Устройство, характеристики и принцип действия
Классическая снегоуборочная машина состоит из следующих основных частей:
- Корпус – несущая часть всей конструкции, выполняющая роль силовой рамы и защиты для смонтированного на ней оборудования.
- Двигатель – находится внутри корпуса, отвечает за работу всех узлов и устройств. На современные модели устанавливаются как электрические варианты, так и ДВС. В последнем случае снегоуборщик имеет значительные размеры и вес, устанавливается на колесный ход, и приводится в движение непосредственно мотором. Особо мощные и габаритные модели для повышения проходимости собираются на гусеничном ходу.
- Шнек – рабочий элемент снегоочистителя, предназначен для захвата снега, устанавливается в так называемом ковше (кожухе).
- Желоб – чаще всего имеет вид раструба, предназначен для выброса собранной снежной массы в сторону.
- Управляющие элементы.
- Вспомогательное оборудование. Сюда относится, например, фара, позволяющая работать при отсутствии дневного света, система подогрева ручек управления и др.
Для запуска двигателя внутреннего сгорания на снегоуборщик обязательно устанавливается стартер:
- Ручной. Запуск происходит посредством пускового шнура или тросика. Некоторые модели оснащаются дополнительно праймером, облегчающим запуск двигателя. Задача праймера заключается в подкачке топлива и его впрыске в цилиндры.
- Электрический – устанавливается преимущественно на тяжелых снегоуборщиках, способен запустить холодный мотор даже в сильный мороз. В зависимости от типа, электростартер может работать от 220 В (подключается к бытовой электросети) или от 12 В постоянного тока (от аккумулятора). Последний вариант предпочтительнее, если планируется использовать технику в местах на большом удалении от розеток.
Принцип работы снегоуборщика заключается в захвате снега винтовым шнеком при движении машины, с последующим его выбросом на некоторое расстояние в сторону через раструб.
Система шнеков
Шнек – основа системы забора снега, выбирается в зависимости от структуры снега:
- Гладкий – используется для уборки свежих пушистых сугробов небольшой высоты. В зависимости от материала изготовления допускается работа с мокрым снегом.
- Зубчатый – справляется со снегом любой структуры. Шнеки с зазубринами способны перемалывать даже куски льда.
Конструктивно система забора бывает трех типов:
- Одноступенчатая – простейшая конструкция, представляет собой один шнек, который, вращаясь с большой скоростью, одновременно и собирает снег, и подает его в желоб. Устанавливается на несамоходных аппаратах.
- Двухступенчатая. В основе, кроме шнека, лежит вращающийся ротор (крыльчатка) с 3 – 4 лопастями, которые измельчают снег, и подают его в систему выброса.
- Трехступенчатая – обладает наибольшей производительностью и эффективностью, так как способна справится с большими сугробами в непродолжительный период времени. Рабочие механизмы: центральный шнек для измельчения снежной массы и подачи ее в раструб выброса, и два боковых шнека для загребания.
Материал корпуса и шнеков
Рама снегоуборщиков может изготавливаться из различных металлов, например, алюминия.
Рабочие механизмы защищаются ударопрочным ABS – пластиком, что намного снижает вес конструкции.
Вместо пластика иногда используется и металл, но крайне редко, так как на сам корпус даже при активной работе не прилагается никаких нагрузок.
При изготовлении выпускного желоба используется как листовой металл, так и пластик, имеющий достаточные прочностные характеристики.
Материал производитель выбирает в зависимости от предполагаемой нагрузки, то есть от скорости выброса и объема проходящей снежной массы.
Пластик дешевле, но при работе в условиях сильного мороза он может попросту треснуть и затем полностью сломаться.
Шнек – самая нагруженная часть снегоуборщика, бывает:
- Пластиковый – имеет гладкую поверхность, способен работать только с пушистым снегом.
- Металлический. Для уборки свежего и мокрого снега применяются варианты, “обутые” в резину.
- Резиновый полностью выполнен из специализированной резины.
Обледеневшие сугробы убираются только зубчатым шнеком.
Размеры и вес снегоуборочных машин
По массе снегоуборщики условно делятся на:
- Легкие – массой до 40 кг. Большая их часть – это несамоходные модели.
- Средние — до 90 кг.
- Тяжелые – свыше 90 кг.
Каждая модель снегоуборщика, в зависимости от конструктивных особенностей, имеет индивидуальные габаритные размеры.
Ширина загребного ковша несамоходных вариантов составляет 0,4 – 0,9 м, а для самоходных – не менее 0,7 м в большинстве случаев.
Диаметр шнека зависит от высоты загребного ковша, составляющей 40 – 50 см, и мощности двигателя.
Чем он больше, тем меньше скорость вращения.
Для электрических машин это в среднем 15 см, а для бензиновых — 30 см и более.
Мощность
На снегоуборщиках может быть установлен двигатель одного из следующих типов:
• Электрический с питанием от электросети или аккумуляторной батареи. Мощность таких двигателей крайне редко превышает 2 кВт, что равняется 2,7 л.с. Сетевые модели имеют ограниченный радиус работы, зависящий от длины кабеля. Аккумуляторные же не зависят от наличия электросети, и способны на одном заряде функционировать на протяжении 2 – 3 часов. Следует отметить, что во время простоя, например, летом, аккумулятор требует периодической подзарядки. В противном случае он потеряет свою емкость. Снегоуборщик с любым из этих двигателей достаточно легкий, но аккумуляторные модели при этом значительно дороже, что привело к их непопулярности.
• Бензиновый. Это может быть двухтактный или четырехтактный мотор. По мощности снегоуборочные машины с ДВС делятся на: маломощные – не выше 4 л.с., средней мощности – до 7 л.с., большой мощности – более 7 л.с. При этом мощность напрямую влияет на размеры и вес снегоуборщика. Именно бензиновые варианты занимают большую часть рынка. Они автономны, и мобильны, но требуют обслуживания и заправки топливом. По сравнению с электрическим двигателем, ресурс ДВС выше больше, чем в пять раз.
Количество скоростей
Почти все самоходные снегоуборщики оборудованы механической коробкой передач.
Она может иметь одну или несколько скоростей.
Их количество влияет на эффективность работы в различных условиях.
Так, например, небольшой снежный покров легко убирается на максимальной скорости, в то время как высокие обледеневшие сугробы требуют пониженной скорости.
Одновременно с этим трансмиссия снегоуборщика имеет и задний ход.
Отдельные модели оснащаются вариатором для плавного переключения скоростей, которых у большинства моделей всего две.
Снегоуборщики, их виды, особенности и цена
Снегоуборщик, а точнее – снегоотбрасыватель бывает:
Механический или ручной
Самый простой вариант, который работает от физической силы человека, толкающего механическое устройство руками впереди себя.
Есть варианты с простым отвалом или скребком, которые называются скрепер.
Более модными и современными считаются модели со шнеками, которые приводятся в действие за счет давления на них снежной массы, собираемой в желобе.
Вращаясь шнеки передвигают собранный сугроб в сторону, где боковая стенка желоба выполнена под определенным углом в виде трамплина, по которому снег отбрасывается на небольшое расстояние.
Стоимость таких вариантов в пределах трех тысяч рублей.
Несамоходный
В своем преимуществе это модели с электродвигателем.
При работе их необходимо немного подталкивать вперед, так как движение осуществляется за счет вращения шнека.
Изменение направления выполняется силой оператора, что создает некий дискомфорт, так как толкать устройство бывает трудно по скользкой дорожке.
С другой стороны, такой снегоуборщик лучше подходит для уборки небольшого количества свежего снега, например, при расчистке дорожек во дворе.
Самоходный
Тут почти всегда установлен ДВС с приводом не только на шнек, но и на колеса или гусеницы.
Такая машина имеет расширенный функционал, зачастую она оснащена металлическим шнеком, и предназначена для уборки больших территорий.
Вместе с увеличенной дальностью выброса имеет широкий загребной ковш.
По типу двигателя, как уже говорилось выше, снегоуборщик бывает:
Электрический
Подходит для очистки территорий от небольшого объема легкого снега на площадях до 100 кв.м.
Подобные устройства удобно хранить из-за малых размеров, однако, они обладают меньшей мощностью, не требуют особого обслуживания.
Сетевой снегоуборщик больше подходит для расчистки площади вокруг дома, в то время как аккумуляторным удобно формировать длинные пешеходные дорожки.
Некоторые модели могут оборудоваться бесщеточным мотором, который по сравнению с коллекторными вариантами экономичнее, надежнее и компактнее.
Средняя стоимость находится в пределах 7 – 13 тыс. рублей.
Бензиновый
Без труда справляется с большим объемом снега, подходит для уборки плотных снежных покровов.
Такая снегоуборочная машина требует регулярных затрат на обслуживание и топливо, но вместе с тем не зависит от электричества.
Конструкцией предусмотрены металлические шнеки.
Имеет коробку передач, реверс и панель управления.
Профессиональные аппараты способны выбрасывать снег на расстояние 15 и более метров, расчищают площади от 2,5 тыс. кв.м.
Бюджетные модели обойдутся в 25 – 50 тыс. рублей. За аппарат среднего ценового сегмента придется отдать до 100 тыс. рублей.
Цена премиальных вариантов превышает 200 тыс. рублей.
Снегоуборочная приставка
Выступает в роли навесного оборудования для мотоблока, а потому использует мощность его двигателя, так как собственного не имеет.
Навесной снегоуборщик, как правило, изготавливается под конкретную модель (ряд моделей) мотоблока.
Перед покупкой необходимо всегда уточнять совместимость.
Как и полноценные снегоуборочные машины, насадка-снегоуборщик может иметь несколько вариантов исполнения загребной части.
Так шнековый аппарат аналогичен одноступенчатому, иначе говоря, шнек отвечает и за измельчение, и за выброс снега.
Роторный же вариант исполнения работает по двухступенчатой схеме: шнек измельчает, роторная крыльчатка выбрасывает.
Это так называемый двухконтурный снегоуборщик, где дальность выброса зависит от скорости вращения ротора.
Следует отметить, что самоходный садовый снегоуборщик можно получить путем использования снегоотбрасывающей насадки не только в паре с мотоблоком, но и навесив ее на садовый трактор.
Стоимость – от 10 до 20 тыс. рублей.
Как выбрать снегоуборщик?
Выбор снегоочистителя осуществляется на основе приведенных ниже критериев:
- Двигатель и вес. Несамоходные малогабаритные электрические модели годятся исключительно для уборки небольших объемов снега. Бензиновые снегоуборщики среднего и тяжелого класса позволят справиться с сугробами на площади более 1 тыс. кв. м. Если требуется высокая проходимость снегоуборщика по рельефной местности, лучше приобрести модель на гусеничном ходу.
- Размер ковша. Большинство моделей имеют высоту ковша в районе 40 – 50 мм, что позволяет справляться с достаточно высокими снежными массивами. От его ширины зависит производительность снегоуборщика. Так если планируется чистить только дорожки на дачном участке, достаточно будет 50 см.
- Выброс снега. Мощные модели обязательно должны оснащаться металлическим желобом с подвижным дефлектором. Изменение угла последнего позволит настроить дальность выброса снежной массы. Предпочтительно, чтобы изменение направления выброса и угла наклона дефлектора выполнялось без необходимости отпускать органы управления.
- Система шнеков. Если предполагается уборка снега на декоративном покрытии, которое легко повредить (тротуарная плитка), выбирается снегоуборщик с пластиковыми или металлическими прорезиненными шнеками. Шнекороторный механизм же больше подходит для серьезной работы по уборке прессованного снега с намерзшим льдом, с последующим выбросом его на большую дистанцию.
- Маневренность. Если с несамоходными моделями все очевидно, то тяжелая бензиновая техника обязательно должна иметь функцию разблокировки гусениц или колес, что позволит поворачивать машину одним нажатием на курок.
- Редуктор — служит для передачи усилия от двигателя к шнеку или ротору, понижая обороты последних. Следует помнить, что он бывает обслуживаемым и необслуживаемым. Первый предпочтительнее, так как имеет высокий эксплуатационный срок, хотя и требует периодической замены смазки. Второй же в обслуживании не нуждается, но при выходе из строя не подлежит ремонту.
- Габариты. В первую очередь они определяют удобство хранения снегоуборочной машины. Также следует учитывать, что на придомовой территории с множеством труднодоступных мест габаритными аппаратами работать будет крайне неудобно.
- Дополнительные функции – их отсутствие не повлияет на работоспособность машины, но повысит комфорт оператора. Речь идет о фаре, подогреве ручек, электростартере, зимнем протекторе шин. Также некоторые модели оснащаются подметательной щеткой для очистки территории от мусора.
Кроме прочего, электрические снегоочистители должны иметь защиту от перегрева, что убережет поломку электродвигателя при работе под высокими нагрузками.
Выбирая бензиновую модель, не лишним будет выяснить объемы топливного бака. Очевидно, что с возрастанием мощности двигателя повышается и расход топлива.
Например, 8,5-сильный мотор будет потреблять до 2,2 л. бензина в час, что приведет к ежечасной заправке при 2-литровом баке, а это не всегда удобно.
Что нужно знать о снегоуборщиках?
После покупки бензинового снегоуборщика требуется сразу же провести его первое техническое обслуживание.
Оно позволит убедиться в исправности аппарата, либо же сразу обнаружить поломку.
После распаковки проверяется комплектация, выполняется внешний осмотр на предмет повреждений, согнутых под углом тросиков, оборванных проводов и т.п.
Техническое обслуживание выполняется согласно инструкции.
В случае обнаружения дефектов товар следует вернуть продавцу, который обязан заменить его на аналогичный, либо возместить его полную стоимость.
Источник https://rcycle.net/sneg-i-led/snegouborochnaya-tehnika/promyshlennaya-i-kommunalnaya/kak-rabotayut-zheleznodorozhnye-snegoochistiteli
Источник http://allspectech.com/kommunalnaya/snegouborochnye-mashiny/zheleznodorozhnye/sm-2.html
Источник https://motokot.ru/specztehnika/snegouborochnaya-mashina-sm-2-modifikaczii-tehnicheskie-harakteristiki-ustrojstvo-foto