Как правильно копать экскаватором-погрузчиком

Чтобы выкопать траншею или яму экскаватором-погрузчиком нужно правильно использовать манипуляционный рычаг. Ручка имеет несколько положений, отвечающих за определенное действие. Как правильно копать экскаватором-погрузчиком: основные позиции рычага управления. Правильное копание экскаватором-погрузчиком.

Погрузчик с экскаваторным ковшом часто используется для прокладки траншей, рытья небольших котлованов и других видов работ. Нужно знать, как правильно копать экскаватором-погрузчиком, чтобы повысить производительность спецтехники и быстро решить производственные задачи.

Панель управления экскаваторным оборудованием

Все манипуляции со стрелой выполняются одним рычагом с дополнительной кнопкой на рукоятке. Перед началом копания необходимо нажать на кнопку для отсоединения трансмиссии от силовой установки. После нажатия вся мощность мотора направится на работу ковшевой лопаты. Рычаг имеет стандартную схему движения вперед-назад и вправо-влево. Манипуляции ковшом выполняются комбинацией основных направлений. Все схемы указаны на таблице-бирке, закрепленной рядом с прибором управления.

Как научиться работать на экскаваторе

Как научиться работать на экскаваторе

После того как я окончательно решил стать экскаваторщиком, мне предстояло пройти довольно интересный и долгий путь к этой цели. Первым пунктом, на этом пути было пройти обучение на машиниста экскаватора. О том как проходило мое обучение на экскаваторщика, с чем столкнулся в процессе учебы и как в итоге получил удостоверение машиниста экскаватора 5-го разряда, поведаю вам сегодня.

Как уже говорил ранее, автошколу я нашел через поиск в интернете. Рекламировать кого-то, а может даже и дискредитировать, некоторыми своими высказываниями, я не собираюсь, поэтому название автошколы умолчу. Тем более, планирую еще раз пройти обучение там и получить категорию «Е».

Сколько стоит обучение на экскаваторщика.

Это, пожалуй, самый важный вопрос. В среднем, в зависимости от автошколы, курсы обучения на экскаваторщика стоит в районе 10 тысяч рублей. Но это только теория, без практики. Ниже приведу скрин прайса автошколы в которой я проходил обучение. К сумме обучения необходимо приплюсовать стоимость медспарвки, это та же самая справка что нужная для получения обычного водительского удостоверения, делал в платной клинике и обошлась она в 3000 руб. А так же госпошлины — за экзамен 54 руб + за удостоверение 500 руб.

img 5dd7fa3552195

Судя по прайсу, чтобы стать экскаваторщиком 4-го разряда, мне предстояло выложить 26500 руб и ходить на занятия 4 месяца. Но на деле все оказалось гораздо проще и привлекательнее. Так как у меня уже было удостоверение тракториста, то в автошколе заверили что обучение будет длиться всего месяц и по окончании мне выдадут корочку не с 4-ым, а сразу 5-ым разрядом. Такой поворот событий радовал на протяжении всего процесса обучения до наступления практики. Практика же существенно меня расстроила, жаба размером с экскаватор, душит за нее по сей день, но об этом расскажу позже.

Как проходило обучение на экскаваторщика.

После того как я заплатил положенную сумму и подписал договор, мне сразу же выдали зачетку со списком предметов которые предстояло сдать и отправили в пустую аудиторию. В аудитории включили проектор, где два последующих часа я смотрел нудное видео о технике пожарной безопасности и законодательстве в сфере охраны труда. Как итог, через два часа я знал что не нужно баловаться спичками и в моей зачетке красовались первые две отметки — сдал. Оставалось добить 8 предметов: ДВС, ГСМ, рабочее оборудование, ходовая часть экскаваторов, гидравлика, первая помощь при ДТП и психология. Последующие занятия проходили по одной простой схеме — преподаватель смотрел какие зачеты еще не сданы, выдавал брошюрку по теме предмета и давалось 3-4 часа на изучение, после чего мной решался тест из 10 вопросов где допускалось делать 2 ошибки и всё — зачет в кармане. Таким образом в день я сдавал по зачету. Исключением были только занятия по медицине и психологии. Там нужно было посетить три лекции по 4 часа каждая и оживить манекен. В общем, вся эта катавасия с обучением продлилась всего 2 недели вместо обещанного месяца. Следующим этапом шли практика и внутренний экзамен по билетам гостехнадзора. Билеты, честно скажу, пустяковые. На их изучение я потратил от силы два дня. В одном билете всего 10 вопросов, допускается делать 2 ошибки. Ниже пример одно из вопросов — выбираем ответ тот что подлиннее.

img 5dd7fa3764c12

Практика.
Практика, за которую я отвалил 14 тысяч рублей, длилась 2 (!), мать его, дня по часу от силы. Экскаватор в глаза не видел, кроме «петушка» на базе ЮМЗ. Адская техника я вам скажу, даже не представляю как на такой работать. Почти пол часа его заводили, КПП отдельная история — если поймешь как нужную скорость включить, то в «битве экстрасенсов» в финал должны без очереди брать. Ведущий только задний мост, а так как сзади навешен ковш то передок без противовесов задирается, колеса не цепляются за грунт и трактор едет куда сам пожелает. Да и ковшом мне не показали как управлять, только езда из бокса в бокс — то что нужно сдать на экзамене в гостехнадзоре. Вторая техника на которой я катался, это был прикольный японский мини-трактор с косилкой. Таким управлять одно удовольствие: маленький, юркий, удобный — ничего лишнего, с таким и ребенок справится. Кстати, на нем потом и сдавал экзамен, а езда на «петушке» и не нужна была вовсе.

Читать статью  Замена двигателя на мотокультиваторе Крот на импортный: выбор и установка, какой двигатель можно поставить на крота

Экзамен.

Сдав все внутренние экзамены, оплатив все пошлины и собрав пакет документов, настала очередь экзамена на экскаваторщика в гостехнадзоре. Экзамен в гостехнадзоре, по моему второму опыту (первый был в средней школе 12 лет назад), вообще не представляет каких-либо трудностей. Экзамен, как правило выездной. То есть, 12 лет назад, к нам в сельскую школу приезжал инспектор чтобы принять экзамен, и сейчас инспектор приехал на полигон автошколы.

Первым этапом сдавали теоретический экзамен по билетам, о которых я говорил ранее. Сдавало экзамен всего 5 человек, а так как билеты просты и без подковырок, то сдали все.

img 5dd7fa379128e

Следующим этапом было вождение. В зависимости от категории которую каждый из нас получал, ездили на соответствующей технике. Так как у меня уже была категория «С», то сдавал я на минитракторе чтобы получить категорию «В». Об управлении экскаватора вообще речи не шло и не упоминалось. Скажу так, в школе сдать зачет было очень просто, но при этом «сложнее» чем на этом экзамене. 12 лет назад, чтобы сдать вождение, перед нами ставили задачу подъехать задним ходом к имитации сцепного устройства телеги и воткнуть в него «серьгу». А в этот раз нам нужно было всего лишь выехать и заехать в «боксы», границы которых обозначали покрышки. Сначала въехать передом в один, а потом задним ходом во второй. Задача не сбить покрышки. Ниже, нарисовал схемку для наглядности. Думаю не стоит говорить, что даже без подготовки, выполнить эти простейшие манипуляции без ошибок, не представляет никакой трудности.

На этом экзамен был закончен, нам выдали свидетельства о прохождении обучения и заполненные экзаменационные карты, которые приложили к пакету документов. С эти пакетом документов нам нужно было отправиться в гостехнадзор в обозначенные дни и получить новые удостоверения.

diplome%60kskavatorshhika

Получение удостоверения экскаваторщика.

Одним из дней, когда можно было получить удостоверение, был следующий день после экзамена, так что договорившись мы всей «гурьбой» явились с утра в гостехнадозор, создав тем самым целую очередь из 5 человек ? Само получение удостоверения заняло не более полу часа. Сначала сдаешь пакет документов. Инспектор просматривает комплектность документов, наличие чеков госпошлины, затем заполняет удостоверение, вклеивает фотографию и отправляет тебя с неламинированным листком к главному инспектору гостехнадзора, где тот ставит печать и подпись. Возвращаешься в первый кабинет и удостоверение ламинируется. Данные о номере и дате выдачи удостоверения прописываются инспектором в свидетельстве об обучении. Вы можете увидеть это на предыдущей иллюстрации. И все, теперь я стал квалифицированным машинистом экскаватора.

А вот так выглядит моя «корочка экскаваторщика».

img 5dd7fa38518f1

Что дальше?

Теперь у меня было удостоверение экскаваторщика, но не было даже малейшего представления как работает экскаватор и как им управлять. Одна теория, никакой практики. О том чтобы найти работы с наличием одного лишь удостоверения, речи быть не могло. Нужно было хотя бы пройти стажировку экскаваторщиком, научиться управлять и обслуживать технику. О том как нашел место для стажировки и как собственно она проходила, расскажу в своей следующей статье.

img 5dd7fa396fe22

В кабине экскаватора! От первого лица.

Типы экскаваторов и способы их применения для разработки грунта

Рытье траншеи экскаватором

Разработка (рытье) траншеи экскаватором – процесс выемки грунтовых масс с их последующей выгрузкой. Работы крайне востребованы в промышленном и жилищном строительстве, коммунальном хозяйстве, при обустройстве гидротехнических объектов, в ходе проведения геодезических изысканий и разработке месторождений в добывающей промышленности.

Часто работы также предполагают устройство дна и откосов в соответствии с проектной документацией. Цена за куб отработанного грунта зависит от его типа (насыпной, песок, супесь, суглинок, глина), особенностей объекта и типа используемой спецтехники. Что же касается производственных возможностей, то они впечатляют: большой экскаватор за смену выкапывает траншею длиной 1 200 метров и более. Однако на производительность техники оказывают существенное влияние тип грунта, требования проекта и габариты объекта.

Методы разработки грунта и типы экскаваторов

Технология разработки напрямую зависит от типа спецтехники, которая будет задействована на объекте. Ее вид определяется на стадии подготовки проектной документации.

Экскаватор

Рассмотрим особенности эксплуатации экскаваторов с ковшами непрерывного действия, а также модели спецтехники с обратной лопатой, механизмами вида «драглайн» и «грейфер».

Читать статью  Румянцев Е. К. Гидравлические системы зерноуборочных комбайнов

Спецтехника с обратной лопатой

Востребованы при взаимодействии с грунтом, находящимся ниже уровня стоянки техники, а также при создании котлованов несущественных габаритов и траншей с резкими откосами. Спецтехника данного типа находит применение в строительстве, а также при создании гидротехнических объектов.

Возможна аренда спецтехники в Сочи. Спецтехника регулярно проходит ТО. Предоставляется возможность аренды с водителем и без и на короткий и длительный срок.

Разработка грунта проходит путем копки «на себя», при котором стрела направляется вверх и вниз в момент каждого черпания. Взаимодействие проводится лобовым либо боковым забоем. В первой ситуации экскаватор проходит по оси выемки, попутно отсыпая грунт на обустроенные отвалы или вспомогательный транспорт. В ситуации с боковым забоем лопата идет сбоку от выемки, по ходу отсыпая содержимое.

Рабочие механизмы вида «драглайн»

Применяется при взаимодействии с грунтами, располагающимися ниже уровня стоянки техники, в частности, при копке котлованов, траншей и работе с подводными массивами. Модели этого типа часто используют и при чистке откосов, разравнивании строительных площадок. Важное достоинство драглайнов заключается во внушительном рабочем радиусе (до 10-ти метров) и в существенной глубине рытья (до 12-ти метров).

Ковш подвешивается на гибкой основе, потому поперечно-челночный и продольно-челночный методы копки становятся максимально эффективными. Первый способ предполагает прохождение самосвала к зоне загрузки по дну выемки и загрузку поочередным черпанием в обе стороны относительно кузова. Продольно-челночный метод предполагает забор грунта у задней стенки кузова и его разгрузку над поверхностью машины.

Эксплуатация экскаваторов вида «грейфер»

Эта спецтехника используется при копке колодцев, котлованов и траншей. Ее применение актуально при взаимодействии с массивами, находящимися ниже расположения грунтовых вод. Особенность рытья предполагает достижение глубины меньше установленных проектом параметров, в результате чего остается недобор.

Его слой обычно составляет 5-10 см. Он необходим для недопущения переборов и повреждения грунтового основания. В целях обеспечения эффективности эксплуатации экскаваторов-грейферов используются скребковые ножи, которые помогают автоматизировать процесс очистки дна и обеспечить его максимальную точность.

Применение техники непрерывного действия

Самые распространенные виды спецтехники данного сегмента – машины продольного копания, востребованные при копке траншей. Рабочим механизмом выступают ковшевой ротор или ковшовая цепь. При этом на ковши ротора монтируют откосники, которые наполняются грунтом по ходу движения вверх и опустошаются при опрокидывании.

Эксплуатация экскаваторов с ковшовой цепью актуальна при копке траншей глубиной до 3.5 м, а с рабочим инструментом в виде ротора для рытья траншей глубиной до 2.5 м. Отработанный грунт чаще всего направляют на ленточный конвейер, который транспортирует его до отвала или вспомогательного транспортного средства. Отвалы, как правило, располагаются с одной стороны относительно выемки.

Разработка котлована экскаватором

Работы данного типа можно наблюдать практически на всех объектах в областях промышленного и жилищного строительства. Разработка котлована экскаватором особенно актуальна при проведении широкого перечня строительных мероприятий. В зависимости от типа спецтехники могут применяться разные технологии рытья. Стандартная разработка котлована под фундамент проводится в 7 этапов:

  1. Проведение геологической экспертизы, анализ участка.
  2. Разработка проектной документации.
  3. Подбор оптимальной спецтехники.
  4. Организационно-подготовительные мероприятия.
  5. Разработка грунта, последовательное снятие слоев.
  6. Укрепление или обработка стенок котлована.
  7. Приемка работ заказчиком.

Ковш

Копка котлована на всех этапах контролируется геодезистами. На площадке организуется соблюдение требований техники безопасности. Земляные работы проводятся в полном соответствии с требованиями проектной документации, которая составляется на основе инженерных изысканий.

Типовая технологическая карта (ТТК)

Типовая технологическая карта регламентирует процесс разработки грунта в траншеях при помощи одноковшового экскаватора в ходе прокладки трубопровода. Положения документа представлены в сокращении. Нормативную базу составляют следующие акты:

  • СНиП_12-01-2004;
  • СНиП_3.02.01-87;
  • СНиП_12-04-2002;
  • СНиП_3.05.04-85;
  • СНиП_12-03-2001;
  • СНиП_III-42-80.

Технология проведения работ предполагает получение разрешения в ГАТИ и последующие организационно-подготовительные мероприятия, в ходе которых назначается ответственное лицо, проводится установка информационных щитов, принимается разбивочная основа и получается рабочий проект с планом готовящегося к прокладке трубопровода.

Помимо этого, необходимо получить рабочую технологическую карту, провести инструктаж рабочих, создать подъездные пути и установить инвентарные сооружения в соответствии с генеральным строительным планом.

Далее осуществляется подготовка техники и необходимого оборудования, рабочие получают инструменты и средства индивидуальной защиты, создаются места для складирования инвентаря, зона проведения работ ограждается, обеспечивается связь, строительная площадка оснащается сигнализациями и противопожарным оборудованием. Только после этого составляется акт о готовности объекта к проведению работ.

Строительные работы

В процессе разработки траншеи необходимо проведение следующих строительных работ:

  1. Разработка грунта, с его последующим выбросом в отвал, до достижения необходимой ширины траншеи в соответствии с проектом.
  2. Рытье приямков в зонах стыков труб.
  3. Монтаж крепления откосов и водоотлива (если требуются).

Далее проводится геодезическая разбивка траншеи в горизонтальной и вертикальной плоскостях, требования к работам регламентированы положениями СНиП_3.01.03-84 и СНиП_3.02.01-87. До рытья траншеи необходимо расчистить территорию, провести уборку деревьев, выкорчевывание пней, перенос коммуникаций и другие необходимые работы.

Важно обеспечить и проектный уклон поверхности при помощи ее планировки бульдозером – возможно перемещение грунтового массива и срезка неровностей высотой до 15 см.

Читать статью  Замена двигателя мотоблока МТЗ — особенности, подводные камни

Разработка грунта экскаватором

Схема организации работ по рытью траншеи устанавливается проектом. В данной технологической карте рассматривается разработка грунта экскаватором с обратной лопатой. Она происходит в процессе перемещения техники по оси траншеи, резка при этом проходит «на себя» с копанием ниже уровня стоянки. Отвалы обустраивают на одной стороне траншеи на расстоянии минимум 50 см от бровки. Разработанный грунт впоследствии вывозится и может использоваться для:

  • организации резервных отвалов;
  • засыпки пазух;
  • засыпки невостребованной траншеи.

Непригодный для дальнейшего использования грунт вывозят на городские свалки.

В ходе разработки одноковшовым экскаватором сохранение прочности грунта обеспечивается за счет недобора. Его ненамеренные переборы компенсируются заполнением выемки идентичным местным грунтом, который подсыпается до проектной отметки. Степень уплотнения при этом не должна опускаться ниже коэффициента 0.95.

Расчет размеров траншеи

Расчет размеров траншеи выполняется в соответствии с требованиями к прокладке трубопровода. Так, при диаметре трубы в 1 метр и при глубине выемки грунта 3 метра ширина траншеи составит порядка 2 метров (внешний диаметр трубы + 1 метр), а в случае глубины выемки более 3 метров к ширине траншеи добавляется по 20 см на каждый дополнительный метр глубины.

Траншея

При расположении траншеи ниже подошвы насыпь ее профиль может иметь трапециевидную, прямоугольную или смешанную форму зависимо от гидрогеологического состояния местности. При устойчивом грунте без избыточной влажности возможно рытье каналов с вертикальными стенками без устройства креплений. Глубина будет напрямую зависеть от установленного типа грунта:

  1. Насыпные песчаные, гравелистые – максимум 1 метр.
  2. Супесчаные, суглинистые – до 1.25 метра.
  3. Глинистые – до 1.5 метра.

При выемке грунта на значительные глубины стоит обеспечить трапециевидные профиль стенок. В любом случае он рассчитывается на стадии проектирования с учетом всех установленных инженерных изысканий.

Как правильно копать траншею с откосами?

Откосы или укрепление стенок необходимо при взаимодействии с влажным грунтом. Если крепления проектом не предусмотрены, то крутизна откосов должна соответствовать следующим параметрам:

Тип грунта Крутизна откоса при максимальной глубине
Не более 3-х метров Более 3-х метров
Песок и насыпной грунт 1:1.25 1:1.5
Супесь 1:0.67 1:1
Суглинок 1:0.67 1:075
Глина 1:0.5 1:0.67

Правильно копать траншею с откосами можно только при соблюдении требований проекта. Так для выемки глубиной более 3-х метров необходимо проводить крепление по индивидуальному плану. Важно также учитывать возможность протаскивания трубы вдоль траншеи, уровень влажности. От последнего зависит вид актуального крепления.

Особенности приемки работ

Контроль качества земляных работ проводится на основании СНиП 3.02.01-87, 12-01-2004, 3.05.04-86 и III-42-80. Оценку осуществляют специалисты или уполномоченные службы, располагающие необходимыми ресурсами, инструментами, квалифицированными кадрами и техническим оснащением.

Работы предполагают входной контроль документации, материалов и качества произведенных мероприятий. Помимо этого, проводится оценка отдельных процессов и приемочный контроль. Выявленные характеристики фиксируются в журнале учета, который создается и ведется в соответствии с положениями ГОСТ 24297-87.

Операционный контроль предполагает проверку следующих аспектов:

  • корректности переноса оси траншеи, ее соответствие установленному проектом расположению;
  • профиля дна с проведением измерения глубины и установкой местоположения отметок, а также замер ширины;
  • откосов согласно проектной структуре грунта;
  • толщины слоя подсыпок и присыпок;
  • слоев засыпки и обвалования трубы;
  • изменения полученных радиусов кривизны на поворотных участках.

Приемочный контроль требует выборочной или полной проверки со стороны заказчика и может проводиться на любой стадии хода работ. Его результаты в обязательном порядке заносятся в общий журнал. После завершения рытья траншеи заказчик проводит освидетельствование объекта и обеспечивает документальное оформление процедуры с подготовкой соответствующих актов с исполнительной геодезической схемой и лабораторными заключениями.

Видео: правильная разработка, копка траншеи с откосами экскаватором под трубопровод.

Техника безопасности при рытье траншеи экскаватором

Требования безопасности установлены положениями СНиП 12-03-2001 и 12-04-2002. Охрана труда рабочих обеспечивается за счет предоставления средств индивидуальной защиты, проведения мероприятий по коллективной защите и устройства санитарно-бытовых помещений. Необходимо также обеспечить соответствие условий труда действующим нормам. До начала работ проводятся основные мероприятия, направленные на обеспечение их безопасности:

  1. Персонал проходит обучение и инструктаж.
  2. Комиссией принимаются зачеты по правилам безопасности труда.
  3. Выдаются средства индивидуальной защиты.
  4. Объект оборудуются средствами пожаротушения.

Ответственность за данные мероприятия возлагается на назначенных приказом руководителей. До рытья траншеи устанавливаются бытовые помещения, вывозится строительный мусор, зоны отдыха оснащаются аптечками и средствами оказания первой помощи, рабочие обеспечиваются питьевой водой.

Спецтехника размещается на площадке таким образом, что остается достаточное пространство для маневрирования на безопасном расстоянии и достаточный обзор рабочей зоны. Составляется и соблюдается график движения техники по объекту. Исправность машин проверяется перед началом каждой смены.

Машинистам экскаватора запрещено:

  • работать на неисправной машине;
  • устранять неполадки во время работы;
  • покидать машину с работающим двигателем;
  • допускать в кабину экскаватора посторонних лиц.

Во время работы экскаватора на площадке не допускается проведение других работ со стороны забоя, рабочие должны находиться на расстоянии не ближе 5-ти метров от радиуса действия машины. Если на площадке одновременно работают два бульдозера, то расстояние между ними должна составлять не менее 10-ти метров.

Источник https://www.spectehnika-val.ru/articles/kak-pravilno-kopat-ehkskavatorom-pogruzchikom.html

Источник https://mtz-80.ru/bez-rubriki/kak-nauchitsya-rabotat-na-ekskavatore

Источник https://daraja.ru/ryite-transhei-ekskavatorom/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: