Электропогрузчики и штабелеры в составе основных средств предприятия. Нюансы учета и налоговые последствия
Электропогрузчики и штабелеры — «складская» самоходная техника, обязательный атрибут любого современного склада. Для целей бухгалтерского и налогового учета, в соответствии с ПБУ 6/01 и Налоговым кодексом РФ, данная техника является амортизируемым имуществом и относится к объектам основных средств организаций.
Особенности учета и налогообложения самоходной техники вызывают множество вопросов у бухгалтеров. В каких случаях следует регистрировать технику в государственных органах? Платить или не платить транспортный налог? Каковы налоговые последствия отсутствия государственной регистрации самоходной техники?
В данной статье мы постараемся ответить на самые важные из этих вопросов.
1. Выбор амортизационной группы для электропогрузчиков и штабелеров
При введении в эксплуатацию объектов основных средств (далее — ОС), в соответствии со ст. 258 Налогового Кодекса и с учетом классификации ОС (утверждена Постановлением Правительства РФ №1 от 01.01.2002г.), налогоплательщик самостоятельно устанавливает срок полезного использования (далее — СПИ) объекта. В соответствии с установленным СПИ определяется амортизационная группа ОС.
На наш взгляд, при установлении СПИ для «складской техники» можно использовать следующие коды:
- для штабелеров — код ОКОФ 14 2921030 /3/ «машины и оборудование погрузочно-разгрузочное, транспортное, оборудование лабораторное для сельского хозяйства», соответствующий коду 14 2921030 классификации ОС раздела «Машины и оборудование» и третьей амортизационной группе (имущество с СПИ свыше 3 лет до 5 лет включительно);
- для электропогрузчиков – код ОКОФ 15 3599030 /9/ «средства транспортные внутриобъектовые на электрической тяге (электокары, электропогрузчики, электротележки и прочие), соответствующий коду 15 3599301 «электропогрузчики» классификации ОС раздела «Средства транспортные» и третьей амортизационной группе (имущество с СПИ свыше 3 лет до 5 лет включительно).
2. Порядок регистрации самоходной техники в государственных органах
Так какая же техника подлежит регистрации в государственных органах? Обратимся к действующему законодательству.
Постановлением Правительства РФ №938 от 12.08.1994г. (далее – Постановление №938) установлено, что государственной регистрации на территории РФ подлежат самоходные дорожно-строительные машины и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб.см. или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, принадлежащие юридическим и физическим лицам (выдержка из п. 1 Постановления №938).
Таким образом, мы должны обратиться к технической документации на самоходную технику и выяснить мощность электродвигателя каждой единицы техники.
К сожалению, не редки случаи, когда в бухгалтерии нет никаких документов на оборудование, кроме накладной и счета-фактуры. Как же быть? Необходимо сделать запрос о предоставлении технического паспорта на оборудование в отдел, ответственный за хранение и эксплуатацию самоходной техники. В случае утери этого документа придется обращаться за его восстановлением к заводу-изготовителю. Так же, необходимую информацию о мощности оборудования компании может предоставить поставщик оборудования, если техника приобреталась через торговую организацию, а не на заводе.
Итак, мы выяснили мощность нашей самоходной техники. Дальше речь пойдет только о том оборудовании, которое подлежит государственной регистрации, т.е. мощность которого превышает 4 кВт.
Какой орган государственной власти осуществляет регистрацию самоходной техники, мощность которой превышает 4 кВт?
В соответствии с п. 2 Постановления №938, регистрацию самоходной техники осуществляют органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ (далее – органы гостехнадзора).
На зарегистрированную самоходную технику органами гостехнадзора выдаются документы, подтверждающие прохождение государственной регистрации самоходных машин, а так же государственные регистрационные знаки.
Сроки прохождения государственной регистрации собственниками самоходных машин.
Владельцы самоходных машин должны зарегистрировать их в органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или в течение пяти суток после приобретения, таможенного оформления самоходной техники (выдержка из п. 3 Постановления №938).
Обратите внимание: юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю транспортными средствами в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке, не регистрируют транспортные средства, предназначенные для продажи.
Регистрация самоходных машин в органе гостехнадзора производится на основании паспортов самоходных машин, а также заключенных договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на оборудование и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории РФ (выдержка из п. 4 Постановления №938).
Паспорта самоходных машин, произведенных на территории РФ, выдаются предприятиями-изготовителями (п. 2 Постановления Правительства РФ №460 от 15.05.1995г.)
Паспорта самоходных машин, ввозимых на территорию РФ выдаются таможенными органами с 01.09.2001г. (Письмо ФТС РФ №01-11/37386от 11.09.2008г.)
3. Транспортный налог
Должна ли организация, зарегистрировавшая в установленном порядке самоходную технику в органах гостехнадзора, уплачивать транспортный налог? Да, должна. В соответствии с п. 1 ст. 358 гл. 28 «Транспортный налог» Налогового Кодекса РФ, объектом налогообложения признаются самоходные машины и другие транспортные средства (далее в настоящей главе — транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Такого же мнения придерживается Минфин РФ. В соответствии с Письмом Министерства Финансов РФ от 25.08.2009 №03-05-05-04/09
«…следует учитывать, что понятие «транспортное средство» для целей применения гл. 28 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) определено ст. 358 Кодекса. В соответствии с указанной статьей Кодекса транспортными средствами, признаваемыми объектом налогообложения транспортным налогом, в частности, являются самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, самоходные машины и механизмы на пневматическом или гусеничном ходу, зарегистрированные в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, на которые выданы паспорта самоходных транспортных средств, являются объектом обложения транспортным налогом».
Для определения налоговой ставки, по которой будет рассчитываться транспортный налог, воспользуемся ставкой, предназначенной для категории «другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы)» в соответствии с п.1 ст.361 Налогового Кодекса РФ.
В Налоговом Кодексе она установлена в размере 2.5 рубля на одну лошадиную силу (одна лошадиная сила равна 735,5 Вт или 0,7355 кВт).
Обратите внимание: конкретный размер ставки налога утверждается законами субъектов РФ.
4. Налоговые и административные последствия
Пришло время разобраться, какие же налоговые и административные последствия влечет за собой отсутствие регистрации самоходных машин в органах гостехнадзора.
В случае несвоевременной регистрации самоходной техники в органах гостехнадзора, в соответствии с п.1 ст. 12.1 КоАП РФ на организацию может быть наложен административный штраф в размере от трехсот до восьмисот рублей.
Пока ничего страшного? Но есть и более серьезные риски. Их мы рассмотрим подробно.
Отсутствие государственной регистрации самоходной техники противоречит нормам действующего законодательства. Соответственно, при проведении налоговой проверки, инспекция может прийти к выводу, что организация, не зарегистрировавшая самоходную технику в установленном порядке и нарушившая требования закона, не вправе учесть расходы в виде амортизационных отчислений с данной техники для целей налога на прибыль.
Есть ли у налоговых инспекторов основания для подобных выводов? Если внимательно ознакомиться с положениями Налогового кодекса РФ и других нормативных актов, то можно сделать однозначный вывод – да, такие основания есть.
Рассмотрим подробнее положения Налогового Кодекса РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 252 гл. 25 Налогового Кодекса РФ, налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании п. 1 ст. 256 Налогового Кодекса РФ, амортизируемым имуществом в целях настоящей главы признается имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности, используется им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации.
На основании п. 1 ст. 258 Налогового Кодекса РФ, амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика.
Какие выводы можно сделать по прочтении этих выдержек из Налогового Кодекса?
Имущество, стоимость которого мы собираемся погашать путем начисления амортизации, должно принадлежать организации и использоваться в производственных и коммерческих целях. При этом не следует забывать, что использование самоходной техники четко регламентировано.
Так, налогоплательщику следует обратить внимание на п. 2.15 «Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ» который гласит, что эксплуатация машин без свидетельства о регистрации запрещается.
Кроме того, Постановлением Правительства РФ №460 от 15.05.1995г., в целях упорядочения регистрации, учета, допуска к эксплуатации и предотвращения фактов хищения на территории РФ тракторов, прицепов и полуприцепов, самоходных дорожно-строительных и иных машин, введены с 01.09.1995г. паспорта на самоходные машины и другие виды техники.
На основании п. 1 Постановления №460, наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации этих машин и допуска их к эксплуатации.
Таким образом, организация не имеет права использовать в целях своей деятельности самоходную технику, государственная регистрация которой не проведена в порядке, установленном действующим законодательством.
Соответственно, такая техника не отвечает понятиям «основные средства организации» и «амортизируемое имущество организации», т.к. одним из условий признания объекта основным средством для бухгалтерского учета и амортизируемым имуществом в целях налогового учета, является возможность его использования в целях производственной деятельности предприятия.
Это значит, что организация не может учесть начисленную амортизацию по такой самоходной технике для целей налогового учета по налогу на прибыль.
Такую точку зрения подтверждает и арбитражная практика.
Так, например, в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 18.06.2010г. по делу №А27-19317/2009, налоговая инспекция привлекла к ответственности налогоплательщика за совершение налогового правонарушения в части неполной уплаты суммы налога на прибыль, с доначислением налога и соответствующих сумм пени.
Основанием доначисления налога на прибыль послужил вывод инспекции о неправомерном отнесении обществом в состав расходов, связанных с производством и реализацией, суммы амортизационных отчислений по транспортному средству (фронтальный погрузчик L-34).
При этом, проверяющие руководствовались следующим:
«…По мнению инспекции, общество, как собственник, имеет право использовать транспортное средство в производственных целях при наличии допуска к эксплуатации, и срок полезного использования в целях применения статьи 258 Налогового кодекса РФ не может начинаться ранее даты, с которой налогоплательщик вправе реализовать право пользования транспортным средством, то есть срок полезного использования не может начинаться ранее даты регистрации транспортного средства в органах Гостехнадзора.
…Не согласившись с решением инспекции, общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований по рассматриваемому эпизоду, суды, руководствуясь положениями статей 247, 252, 256, 258 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, Приказом Минфина Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств ПБУ 6/01», признали законным и обоснованным вывод налогового органа о неправомерности отнесения налогоплательщиком в состав расходов, связанных с производством и реализацией, спорной суммы амортизационных отчислений.
Суд кассационной инстанции поддерживает выводы судов.
… Таким образом, как правильно указано судами, с учетом изложенных норм, наличие регистрации является в данном случае необходимымусловием для эксплуатации обществом транспортного средства».
Справедливости ради, необходимо отметить, что арбитражная практика по схожим спорным ситуациям различна. Есть решения судов, которые поддерживают налогоплательщиков.
Так, например, Постановление ФАС Московского округа от 07.09.2010г., по делу №А40-152876/09-13-1221.
Налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании недействительным решения ИФНС о привлечении его к ответственности в части:
- взыскания налога на прибыль, соответствующих пеней и штрафа;
- налога на добавленную стоимость и соответствующих пеней.
«….Довод инспекции о том, что амортизация по катку должна начисляться не ранее государственной регистрации катка, правомерно отклонен судебными инстанциями как не основанный на нормах налогового законодательства.
Суды обоснованно указали, что в 2006 году порядок начала начисления амортизации по основным средствам регламентировался п. 2 ст.259 НК РФ, в соответствии с которым предусмотрено, что начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суды правильно применили нормы материального права и правомерно исходили из того, что права на транспортные средства не подлежат обязательной государственной регистрации, в ГИБДД (Гостехнадзоре) подлежат регистрации сами транспортные средства, что является специальной регистрацией и носит исключительно информационный (учетный) характер; амортизация по катку — 84ДТ подлежит начислению начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию, что и было соблюдено заявителем».
Тем не менее, считаем необходимым обратить внимание налогоплательщика, что при возникновении спорных ситуаций в части признания начисленной амортизации для целей налога на прибыль организаций, свою позицию предприятию, скорее всего, придется доказывать в суде.
5. Выводы и рекомендации
Обобщая вышесказанное, мы приходим к следующим выводам.
Бухгалтеру необходимо контролировать приобретение организацией самоходных машин и своевременно запрашивать техническую документацию, подтверждающую их мощность.
Срок полезного использования самоходной техники, подлежащей государственной регистрации, должен быть установлен с учетом ПБУ 6/01, статьи 258 Налогового кодекса РФ, учетной политики. При этом необходимо учитывать положения «Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ».
Во избежание налоговых рисков по налогу на прибыль организаций, следует придерживаться норм действующего законодательства, руководствуясь Постановлением №938 своевременно регистрировать самоходные машины, максимальная мощность электродвигателя которых превышает 4 кВт, в органах гостехнадзора.
Предоставление налоговой декларации по транспортному налогу и уплата транспортного налога на самоходные машины, максимальная мощность электродвигателя которых превышает 4 кВт, обязательна в соответствии со ст. 358 Налогового Кодекса РФ.
Выражаю надежду, что этот материал поможет налогоплательщикам избежать неприятных налоговых последствий.
Екатерина Анненкова, аудитор, аттестованный Минфином РФ, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению ИА «Клерк.Ру»
Регистрация погрузчиков в Гостехнадзоре
Регистрация погрузчика в Гостехнадзоре — это обязательное условие, если двигатель машины более 50 кубов или у нее установлен электромотор мощностью от 4 кВт. Не все понимают важность этой процедуры. Есть мнение, что поскольку погрузчики не участвуют в движении на дорогах общего пользования, регистрировать их не нужно. На деле это не так. Состояние этой техники, как и любой другой, необходимо контролировать, чтобы не возникали какие-то опасные ситуации. По этой причине постановка на учет погрузчика в Гостехнадзоре обязательна — а за ее отсутствие предусмотрена вполне конкретная ответственность.
Что будет, если не зарегистрировать погрузчик
Обычно первое нарушение не предполагает наложение штрафа — проверяющие ограничиваются предупреждением. Но в следующий раз нарушителю уже придется заплатить. Физлицу выписывают счет на 1—1,5 тыс. рублей, юрлицу — на 5—10 тыс. рублей, а должностному лицу — на 2—3,5 тыс. рублей. После оплаты штрафа вопрос о том, нужно ли ставить на учет вилочный погрузчик, не снимается — предполагается, что владелец все равно решит этот вопрос и как можно скорее.
Важно! Сдерживающим фактором для ответственных лиц является не только штраф. Если незарегистрированная техника станет причиной нарушения норм безопасности, из-за чего пострадают люди, то проблемы могут быть куда серьезнее.
Что требуется для регистрации погрузчика: документы, пошлины
Документы для постановки на учет погрузчика в Гостехнадзоре включают:
- Оригинал ПСМ (паспорта самоходной машины).
- Договор лизинга, купли-продажи или другие официальные бумаги, отражающие право собственности.
- Полис ОСАГО для тех транспортных средств, которые двигаются со скоростью более 20 км/ч.
- Доверенность, если оформлением занимается не владелец, а доверенное лицо.
- Заявление, заполненное по установленной форме.
- Дополнительные документы для юридического лица: ОГРН, ИНН, устав и др.
Регистрация погрузчика в Гостехнадзоре через “Госуслуги” сильно упрощает процесс, потому что на сайте можно записаться в нужное отделение и на выбранную дату. Также через него можно заплатить пошлину.
Госпошлина за регистрацию погрузчика в Гостехнадзоре зависит от ситуации. Само свидетельство стоит 350 рублей, а номерные знаки — 2 тысячи. Для каждого случая лучше уточнять эту информацию отдельно.
По каким причинам могут отказать в регистрации
Постановка на учет фронтального погрузчика — это несложный процесс, если с документами все в порядке. Но есть ситуации, когда обратившимся отказывают в услуге. Это случается, если не хватает каких-то документов, нет полиса ОСАГО, просрочен ПСМ. Не стоит говорить и о таких ситуациях, как подделка документов, перебитые номера — это влечет за собой не только отказ в регистрации, но и дополнительные разбирательства вплоть до уголовной ответственности.
Поскольку ошибки в этой сфере встречаются, отнестись к оформлению документов нужно со всей серьезностью и ответственностью.
Профессиональная помощь для тех, кто хочет упростить задачу
Если вам нужно поставить на учет погрузчик в Гостехнадзоре, но вы не можете разобраться с документами или просто хотите сэкономить время, обратитесь к нам. Мы работаем для того, чтобы вы экономили время и силы, но неизменно получали нужный результат. Мы оказываем помощь в ГИБДД и с консультациями, и с решением конкретных задач. И все это на выгодных условиях — без высоких цен и переплат. Когда нужно поставить на учет мини-погрузчик или любой другой транспорт, лучшее решение трудно найти. Звоните, пишите — мы всегда рады помочь!
Постановка на учёт вилочных погрузчиков
Покупка вилочного погрузчика. Для всех сотрудников компании это отличное событие. Работники склада будут радоваться больше всех, так как не придётся перевозить тяжёлые грузы на механической тележке. Руководители рады поменьше – ведь пришлось потратить крупную сумму денег на приобретение техники. Зато теперь работники не будут жаловаться на тяжёлые условия труда.
Но покупкой дело не заканчивается. Для того, чтобы погрузчик можно было эксплуатировать, необходимо пройти процедуру его регистрации. Нет, не в ГИБДД. Для постановки на учёт спецтехники необходимо обратиться в Гостехнадзор.
Требования законодательства России к регистрации вилочных погрузчиков
Требования постановки на учёт тракторов, бульдозеров, фронтальных и вилочных погрузчиков и другой спецтехники прописано в Правилах государственной регистрации Гостехнадзора. Этот закон действует с 16.01.1995 года.
Кроме этого, есть ещё один документ, регламентирующий регистрацию спецтехники: Постановление Правительства № 938. В этом документе, принятом 12 августа 1994 года, говорится о необходимости ставить на учёт технику с определёнными характеристиками:
Технику с меньшими показателями можно не регистрировать.
В какие сроки необходимо уложиться и что грозит за несвоевременную регистрацию?
Для процедуры регистрации погрузчика государство даёт 10 дней. Обычно этого достаточно.
Если по каким-то причинам выйти за временные рамки регистрации, отведённые законом, собственника техники ждёт неприятный сюрприз в виде штрафных санкций. Размеры штрафов прописаны в статье 19.22 КоАП РФ и зависят от юридического статуса владельца техники:
- физические лица – 1 000 – 1 500 рублей;
- должностные лица – 2 000 – 3 500 рублей;
- юридические лица – 5 000 – 10 000 рублей.
Если пренебречь процедурой регистрации и не сообщать в Гостехнадзор о покупке техники, можно навлечь на себя гораздо более тяжёлые последствия, чем штраф. Особенно если с участием незарегистрированной техники произошёл несчастный случай.
Перечень необходимых документов
Те, кто не планирует уклоняться от закона, для регистрации вилочного погрузчика должны собрать обязательный перечень документов.
- Оригинал ПТС.
- Документы, подтверждающие законность приобретения погрузчика.
- Если по документам техника развивает более 20 км/час, необходимо оформить полис ОСАГО.
- Акты приёма-передачи техники.
- Паспорт собственника (для физлиц), учредительные документы (для юрлиц).
- Доверенность.
- Заявление с подписью и печатью из военкомата.
- Если техника в лизинге – договор лизинга.
Пошлины
На сайте Гостехнадзора предоставлен подробный список государственных пошлин и их размеры на все случаи – от выдачи лицензий на обучение операторов погрузчиков, до утери регистрационных номеров на технику.
Например, для получения государственных номеров необходимо оплатить 1 500 рублей; выдача ПТС обойдётся в 800 рублей; а за документ о прохождении техосмотра нужно заплатить 400 рублей.
С полным списком государственных пошлин Гостехнадзора вы можете ознакомиться по этой ссылке.
Процедура регистрации погрузчика
После сбора всех необходимых документов и оплаты пошлины можно приступать к регистрации техники.
Постановка на учёт спецтехники не сильно отличается от регистрации обычных автомобилей, поэтому особых сложностей здесь нет.
Все документы предоставляются в местное отделение Гостехнадзора. На приём предварительно можно записаться онлайн через портал Госуслуг.
Законодательных ограничений по статусу владельца техники нет: им может быть ИП, ОАО, ООО или обычный гражданин. Разница будет только в требованиях к документам на регистрацию.
Для физических лиц погрузчик регистрируется по месту прописки, для юридических – по юридическому адресу компании.
После подачи документов, представителем Гостехнадзора будет произведена сверка номеров техники и её агрегатов с теми номерами, которые указаны в документах.
Причины, по которым могут отказать в регистрации
На одном из этапов регистрации погрузчика можно получить отказ от Гостехнадзора. Причин отказа в регистрации может быть несколько:
- неполный пакет документов для регистрации;
- часть документов недействительны или имеют истекший срок действия;
- неверно заполненные или поддельные документы;
- несовпадение данных в предоставленных документах с номерами на технике.
Отказ Гостехнадзора можно обжаловать в течение 15 рабочих дней.
Если заниматься сбором документов и хождением по инстанциям вам некогда, можно обратиться в одно из специализированных агентств. Это избавит вас от головной боли по правильному заполнению всей документации и сэкономит много времени и нервов.
За ваши деньги с удовольствием всю работу сделают специально обученные люди. Но такие услуги стоят недёшево, так что подумайте, что для вас важнее – экономия или время.
Источник https://www.klerk.ru/buh/articles/250587/
Источник https://serves-gibdd.ru/registraciya-pogruzchikov-v-gostehnadzore/
Источник https://www.forklift.blog/blog/postanovka-na-uchjot-pogruzchika-nuzhna-li-registratsiya-spetstekhniki