Подбираем правильные (и недорогие) шины — инструкция «За рулем»

Вы знали, что комплект шин большого диаметра и при этом нестандартного размера потянет по нынешним ценам на 80–120 тысяч рублей и более? Рассказываем, как не «попасть» на дорогие и дефицитные шины.

Шины — самый дорогой из автомобильных расходников. Меняют их редко, и это часто играет с нами злую шутку. Мы просто не задумываемся, в какие деньги обойдется новый комплект. Речь не только о премиальных и спортивных машинах на ультранизком профиле и не только о разноразмерных шинах спереди и сзади.

Неприятные исключения

Не стоит думать, что колеса на компактные машины всегда дешевы. Вот примеры.

  • На «малыша» Smart ставят покрышки посадочным диаметром до 17 дюймов. Комплект может легко потянуть на ту же сумму, что и для бизнес-седана. А зимние шины еще надо поискать.
  • На Renault Logan первого поколения ставятся шины размерности 165/80 R14. Таких было не найти ни в период выпуска этой модели, ни сейчас. К счастью, есть допускаемые заводом альтернативы, как 14, так и на 15 дюймов, которые штатно шли на дорогие комплектации Логана — но придется раскошелиться и на большие диски.
  • Еще сложнее жизнь у владельцев некоторых праворулек. Так, для популярного на Дальнем Востоке универсала Toyota Probox на момент подготовки статьи ни в одном из крупных интернет-магазинов Москвы не было ни одной покрышки 155/80 R14. Ни летней, ни зимней. В местах типичного обитания этой машины в России с шинами немногим лучше.
  • Самый распространенный размер — 205/55 R16. А на Peugeot 407 поставили шины 205/60 R16, на Peugeot 308 — 215/55 R16. Сейчас ассортимент подобных размерностей есть, а в пору молодости этих машин такие покрышки встречались гораздо реже и были дороже.
  • Лада Веста сертифицирована на шинах 185/65 R15 вместо более популярных 195‑й ширины и на 195/55 R16 вместо 205‑х.
  • Та же история с Рио и Солярисом.
  • Чуть отличаются размеры, но в целом всё то же самое с Поло и Рапидом.
  • Кросс-версиям Весты вовсе положены исключительно колеса 205/50 R17. Такой диаметр в В‑классе больше никто не имеет. Схожий расклад с Иксреем.

Наглядно покажет разницу между шинами и дисками разных размеров шинный калькулятор. Единых правил нет, но считается, что менять ширину и высоту стоит не более чем на 10 мм. Для кроссоверов и внедорожников — до 20 мм. Но понятно, что каждый случай индивидуален.

Наглядно покажет разницу между шинами и дисками разных размеров шинный калькулятор. Единых правил нет, но считается, что менять ширину и высоту стоит не более чем на 10 мм. Для кроссоверов и внедорожников — до 20 мм. Но понятно, что каждый случай индивидуален.

РАЗНЫЙ РАЗМЕР

Продавцы взяли моду отказывать под разными предлогами, если вам нужен не полный комплект шин. Покупка одного колеса взамен пробитого превращается в квест. Как быть, если у вас машина с конструктивно предусмотренными разными парами покрышек на передней и задней оси?

Несведущий продавец, скорее всего, заведет песню о том, что продаст только четыре шины одного размера. Но большинство в курсе, какие размерности продаются попарно, а не по четыре штуки. Причем в курсе настолько, что одну пару тоже порой не продают, впаривая к ней вторую другого размера. Нарушение закона налицо, и можно попробовать отстоять свои права.

Как выкручиваться по закону?

Любую проблему разумнее избежать, чем потом решать. Сейчас точно не та ситуация, когда стоит гнаться за машиной, которая выглядит особо привлекательно благодаря большим колесам.

Нестандартный размер — не всегда синоним дефицита. Но почти всегда цена непопулярных шин выше, причем зависимость цены от размера не прямая.

Так, дважды выбирая новый комплект для редакционной Весты, мы обнаруживали, что шины 195/55 R16 дороже, чем 205/55 R16 той же модели. Хотя, казалось бы, материалов на ее изготовление пошло меньше.

Очевидный выход — подбирать другие шины. Путь в строгом соответствии с законом подразумевает, что вы можете рассматривать альтернативы только из числа прописанных в инструкции по эксплуатации или одобрении типа транспортного средства (ОТТС). В течение выпуска модели разрешенный перечень нередко пересматривается. Поэтому, если заморачиваться всерьез, нужно пересмотреть все версии ОТТС за жизненный цикл машины. И заглянуть в мануал, приложенный не к вашему автомобилю, а в его последнее издание.

Иные размерности, кроме прописанных в официальных документах, недопустимы. Машина проходила цикл испытаний с определенным составом комплектующих. За иную спецификацию производитель ответственности не несет. Но будем честны: если рассматривать вообще все расходники и запчасти, то спецификацию игнорируют если не все автомобилисты, то подавляющее большинство.

Обязательный техосмотр для частных машин оставили только при смене владельца. Поэтому недопустимые колеса могут доставить вам неприятности лишь при остановке внимательным и дотошным инспектором. Параметры дисков скрыты от глаз, а вот на боковине шины всё написано крупно. Правда, полицейскому должно очень хотеться придраться к вам, чтобы он начал всматриваться в колеса. И должно быть налицо явное несоответствие. Например, «восемнадцатые» колеса на Гранте. А иномарки, у которых огромная номенклатура шин и дисков в зависимости от комплектации, подловить очень сложно.

ДВА КОЛЕСА И ЧЕТЫРЕ

Мотошины стоят заметно дороже автомобильных. Комплект из двух мотоциклетных шин равен по цене четырем автомобильным! В сегодняшних реалиях одна только задняя 16‑дюймовая покрышка на крупный мотоцикл потянет на 30 тысяч рублей. Причем, к примеру, на тяжелом туринге Honda GoldWing ее ресурс составляет всего 10–15 тысяч км.

Читать статью  Аварийный герметик для колес — стоит ли использовать? — Сообщество «Безопасность на дорогах» на DRIVE2

Мотоциклисты давно нашли вариант сэкономить и ставят назад автомобильную шину 195/55 R16. Выходит дешевле в 2–4 раза, ресурс выше. Да еще и полезный для мотоцикла в дальнем путешествии не боящийся проколов Run-flat можно найти. Конечно, возникают нюансы по управляемости. На трайки и «колясычи», которые в поворотах не кренятся, поставить автомобильные покрышки — в порядке вещей.

Лайфхаки

Для пресловутой кросс-версии Весты заводом разрешены только 17‑дюймовые шины. Однако диаметр тормозов у нее такой же, как на обычном седане. Значит, встанут 15‑и 16‑дюймовые колеса.

У массовых моделей тормозные механизмы обычно единые для всех модификаций. Поэтому, купив машину в дорогой комплектации, вы можете поставить на нее колеса поменьше — из числа рекомендованных заводом. Так, Mazda 6 на родных 19‑дюймовых колесах выглядит круто, но на зиму вполне можно поставить 17‑дюймовые — такие шины намного дешевле. Конечно, нужно иметь для этого хотя бы комплект штампованных стальных колес, даже бэушных. С премиальными европейскими автомобилями такое может не пройти. Мощный двигатель или какой-нибудь спортпакет нередко подразумевают увеличение тормозов.

Выбрать другой диаметр — это хорошо, но придется купить вдобавок и комплект дисков. А это недешево. Экономнее поиграть размерностью шины в рамках одного посадочного диаметра. Тут возникает нюанс: другая ширина и высота колеса могут привести к тому, что при повороте оно станет задевать за подкрылки или за компоненты подвески. Лучше не проверять на личном опыте (дорого заплатите), а поискать заранее отзывы в интернете.

С большой долей вероятности шина 195‑й ширины безболезненно встанет вместо 185‑миллиметровой, а 205‑я — вместо 195‑й. Последнее, например, проверяли на редакционной Весте. Заодно слегка увеличите клиренс машины. При родном размере 205/60 R16 или 215/55 R16 ситуация обратная. Более популярная шина 205/55 R16, конечно, встанет — она компактнее. Но и дорожный просвет уменьшится, а он у машин с подобной размерностью обычно и так невелик.

Порой случаются курьезные ситуации. Знаю пример, когда владелец ошибся при заказе шин. Вместо легковой размерности 225/55 R17 на седан заказал кроссоверную 225/65 R17. И она встала без проблем, хотя «неправильная» шина на 45 мм выше. Непорядок с точки зрения официальных допусков, режет глаз, сильно врет спидометр — зато ход мягче и клиренс больше. Но, конечно, до такой степени экспериментировать не стоит.

Когда мы покупаем новый автомобиль, красота порою затмевает разум. Но вас может неприятно удивить, что комплект одних только шин большого диаметра да еще нестандартного размера потянет по нынешним ценам на 80–120 тысяч рублей и более. Подумайте над будущими расходами заранее, на этапе выбора машины.

Всё о шинах

f05efc8s 100

Автомобильная шина — не просто «резина» одетая на диск колеса, а сложная, многофункциональная конструкция. Основное назначение шины — смягчить толчки и удары, передаваемые на подвеску автомобиля, обеспечить надежное сцепление колеса с дорожным покрытием, управляемость, передать на дорогу тяговые и тормозные силы. В значительной степени от шины зависит коэффициент сцепления, проходимость в различных дорожных условиях, расход топлива и шум, создаваемый автомобилем во время движения. Кроме того, шина должна обеспечить заданную грузоподъемность, надежность и долговечность.

• в зависимости от конструкции каркаса- на диагональные и радиальные;
• по способу герметизации внутреннего объема- на камерные и бескамерные;
• по типу рисунка беговой дорожки- дорожные (летние, всесезонные), универсальные, зимние, повышенной проходимости;
• по профилю поперечного сечения.

Диагональные шины. Вам, скорее всего, не придется выбирать шины по этому признаку, так как диагональные уже почти полностью вытеснены с рынка радиальными. Конструкция диагональных шин устарела, но их продолжают выпускать в небольших количествах потому, что они относительно дешевы в производстве. Единственное преимущество этих шин заключается в том, что у них прочнее боковина. Диагональная шина имеет каркас из одной или нескольких пар кордных слоев, расположенных так, что нити соседних слоев перекрещиваются.

Корд — обрезиненный слой ткани, состоящий из частых прочных нитей основы и редких тонких нитей утка, которые обеспечивают хорошее обрезинивание нитей корда, высокую гибкость и прочность. Корд изготавливается из хлопкового, вискозного или капронового волокна. В настоящее время большее применение находит металлокорд, имеющий нити, свитые из стальной проволоки, толщиной около 0,15 мм. Есть и более дорогие материалы, напр. кевлар, которые не могут получить массового распространения по причине своей дороговизны.

Радиальные шины. В радиальной шине корд каркаса натянут от одного борта к другому без перехлеста нитей. Направление натяжения нитей явствует из названия. Тонкая мягкая оболочка каркаса по наружной поверхности обтянута мощным гибким брекером — поясом из высокопрочного нерастяжимого корда, как правило, стального. Поэтому к надписи radial (радиальная) на боковинах шин часто добавляют belted (опоясанная) или steel belted (опоясанная сталью). Такое расположение слоев корда снижает напряжение в нитях, что позволяет уменьшить число слоев, придает каркасу эластичность, снижает теплообразование и сопротивление качению.

Каркас — важнейшая силовая часть шины, обеспечивающая ее прочность, воспринимающая внутреннее давление воздуха и передающая нагрузки от внешних сил, действующих со стороны дороги, на колесо. Каркас состоит из одного или нескольких, наложенных друг на друга слоев обрезиненного корда. В зависимости от конструкции каркаса, размеров, допустимой нагрузки и давления воздуха в шине число слоев корда в каркасе может изменяться от1 (в легковой) до 16 и более (в грузовых, сельхоз.шинах и пр).

Брекер — часть шины, состоящая из слоев корда и расположенная между каркасом и протектором шины. Он служит для улучшения связей каркаса с протектором, предотвращает его отслоение под действием внешних и центробежных сил, амортизирует ударные нагрузки и повышает сопротивление каркаса механическим повреждениям. В брекере нити корда в смежных слоях пересекаются друг с другом и с нитями корда соприкасающегося слоя каркаса, т.е. расположены диагонально, независимо от конструкции шины. Брекер в радиальных шинах более жесткий, усиленный и малорастяжимый по сравнению с брекером диагональных шин, т.к. он в основном определяет прочностные показатели шин.

Читать статью  Виды и марки грузовых автомобилей (грузовиков). Каталог грузовых автомобилей (грузовиков), производители, описание

Протектор — массивный слой высокопрочной резины, соприкасающийся с дорогой при качении колеса. По наружной поверхности он имеет рельефный рисунок в виде выступов и канавок между ними, так называемую «беговую дорожку». Протектор предохраняет каркас от механических повреждений, от него зависит износостойкость шины и сцепление колеса с дорогой, а также уровень шума и вибраций. Рисунок рельефной части определяет приспособленность шины для работы в различных дорожных условиях. По типу рисунка протектора шины делятся на четыре основные группы: дорожные (летние, всесезонные), универсальные, зимние, повышенной проходимости.

Плечевая зона — часть протектора, расположенная между беговой дорожкой и боковиной шины. Она увеличивает боковую жесткость шины, воспринимает часть боковых нагрузок, передаваемых беговой дорожкой и улучшает соединение протектора с каркасом.

Боковины — часть шины, расположенная между плечевой зоной и бортом, представляющая собой относительно тонкий слой эластичной резины, являющийся продолжением протектора на боковых стенках каркаса и предохраняющий его от влаги и механических повреждений. На боковинах нанесены обозначения и маркировки шин.

Борт — жесткая часть шины, служащая для ее крепления и герметизации (в случае бескамерной) на ободе колеса. Основой борта является нерастяжимое кольцо, сплетенное из стальной обрезиненной проволоки. Состоит из слоя корда каркаса, завернутого вокруг проволочного кольца, и круглого или профилированного резинового наполнительного шнура. Стальное кольцо придает борту необходимую жесткость и прочность, а наполнительный шнур — монолитность и эластичный переход от жесткого кольца к резине боковины. С наружной стороны борта расположена бортовая лента из прорезиненной ткани, или корда, предохраняющая борт от истирания об обод и повреждения при монтаже и демонтаже.

Особенности бескамерной шины

Бескамерную резину можно устанавливать только на диски, имеющие «хампы» — специальные выступы на ободе.

Бескамерная резина гораздо более безопаснее на скорости, т.к. она спускает постепенно.

Бескамерная автомобильная шина до того, как начнет спускать держит, как правило, не один, а несколько проколов.

Не стоит без особой необходимости, вставлять в бескамерную шину камеру. Если в камерной шине воздух, попадающий между камерой и шиной, выходит в атмосферу через сосок или негерметичный обод, то в бескамерной шине он остается плоскими пузырями, которые здорово затрудняют теплоотдачу колеса, и оно часто перегревается в жару при больших скоростях, это чревато.

Обозначение и маркировка шин, выпускаемых в Европе, соответствует Евростандарту, а в США — требованиями Транспортного управления этой страны. Следует отметить, что обозначения и маркировка отечественных и импортных шин по отдельным позициям совпадают, хотя среди них имеются характерные различия. Прежде всего рассмотрим маркировки шин, действующих в Европе:

Пример: 185/65 R15 87Т — размер шины и ее техническая характеристика:

• 185 — ширина профиля шины в мм.;
• 65 — отношение высоты профиля к ее ширине, выраженное в процентах;
• R — радиальная конструкция шины;
• 15 — посадочный диаметр обода в дюймах;
• 87 — индекс грузоподъемности. Ряд зарубежных фирм указывают максимальную нагрузку (MAX LOAD) в кг и английских фунтах;
• Т — индекс максимальной скорости, на которую рассчитана шина;
• надпись «Radial» — указывает на радиальную конструкцию шины;
• «Tubeless» — маркировка бескамерной шины. Камерная шина обозначается «TUBE TYPE»;
• «M+S» (Mud+Snow -грязь+снег) — тип рисунка протектора. Маркировка обозначает, что шина предназначена для эксплуатации в зимний период года и по грязи;
• цифры 379 — дата выпуска шины: изготовлена на 37-й неделе 2009 года;
• знак Е одним цифровым индексом (на других шинах может быть двухцифровой индекс) указывает, что шина проверена на соответствие европейскому стандарту безопасности. Индекс в кружке — условный номер страны, где назначенная правительством комиссия провела проверку. Например, Е — проверено в Швеции. Пятизначный (может быть и шестизначный) индекс, нанесенный рядом с кружком, означает номер сертификата, свидетельствующий о положительных результатах проверки, и выданного страной, осуществлявшей проверку.

Как правильно подобрать шины для автомобиля

shiny

С тем, как правильно подобрать диски для автомобиля, мы уже разобрались. Теперь наша задача – подобрать шины. Маркировок на боковине шин, пожалуй, не меньше, чем параметров у диска, но в целом подобрать шину несколько проще. Выясним, что значат цифры вроде «185/70 R14 88H», и как с ними совладать.

Нужно правильно подобрать шину для диска с указанными параметрами или конкретного автомобиля.

Выбирая шины, нужно учесть следующие параметры:

  • сезонность;
  • тип протектора;
  • тип конструкции шины – камерная или бескамерная;
  • тип конструкции корда;
  • монтажный (или посадочный) диаметр;
  • ширина шины;
  • высота профиля;
  • индекс нагрузки;
  • индекс скорости.

Как и в случае с выбором дисков, оговоримся сразу: если на этом этапе вам расхотелось разбираться в цифрах и индексах, вы можете просто воспользоваться шинным калькулятором любого крупного интернет-магазина или онлайн-сервиса, где можно будет моментально подобрать шины, указав модель вашего автомобиля или характеристики имеющихся дисков.

Однако если вы продолжаете читать, то вам уже сейчас стало понятно, что на деле вышеприведенный список параметров быстро сокращается до двух-трех пунктов, поскольку большая часть из них – очевидные или субъективные характеристики. Пойдем по порядку.

new tires for car

Сезонность – очевидный параметр: на момент выбора резины вы прекрасно понимаете, зимние или летние шины вам нужны. Вопрос выбора так называемой «всесезонной» резины и ее применимости в условиях круглогодичной эксплуатации – тема для отдельного разговора, так же, как и выбор грязевой или «универсальной». Здесь лишь стоит сказать, что зимние шины должны иметь маркировку значком «снежинки» или буквами «M+S» или «M.S».

Читать статью  Проверка владельца автомобиля по госномеру онлайн | АвтоПроверка

В целом протектор по строению рисунка бывает симметричным или асимметричным, а также направленным или ненаправленным. Симметричный ненаправленный протектор – самый простой базовый тип рисунка: такие шины наиболее распространены и недороги. Направленность протектора прежде всего повышает его способность к эффективному водоотведению из пятна контакта – это снижает риск аквапланирования. Ну а асимметричный рисунок протектора призван сочетать в себе хорошее водоотведение и курсовую устойчивость. Вопрос выбора рисунка проектора тоже заслуживает отдельного разговора.

Tire stack background

По своей конструкции шины бывают предназначены для использования с камерой или без нее. Однако в современных условиях вопрос выбора конструкции шины практически предопределен: практически все современные легковые шины – бескамерные. Маркируются такие шины надписью « Tubeless » (что означает «бескамерная») или « TL ».

Тип конструкции корда – силовой части шины, ее «скелета» – тоже характеристика, не требующая большого внимания при выборе современных шин: практически все они сегодня – радиальные. Этот факт обозначается той самой буквой « R » в маркировке шины: например, пометка «185/70 R 14 88 H » означает, что это радиальная шина с посадочным диаметром 14 дюймов, а не «радиусом» 14 дюймов, как часто ошибочно говорят и считают.

Это тоже простой параметр, если у вас уже есть диски, для которых вы выбираете шины: посадочный диаметр шины обязательно должен совпадать с диаметром диска. Если же вы выбираете диски вместе с шинами, нужно уточнить в руководстве по эксплуатации, диски какого диаметра допустимы для использования на вашей модели, и уже затем подобрать к ним шины того же размера.

Ширина шины – первый цифровой индекс, отражаемый в маркировке шины. Указывается он в миллиметрах: шина 185/70 R 14 имеет ширину 185 миллиметров. Это, пожалуй, первый параметр из нашего списка, который может варьироваться при выборе шины для определенного диска или автомобиля.

Дело здесь в том, что диск тоже может иметь разную ширину, а шина должна сидеть на диске правильно. Слишком узкая шина будет сидеть на диске «домиком», что недопустимо из-за высокого риска самопроизвольного разбортирования, а слишком широкая – «грибом», что также недопустимо. Отдельные направления тюнинга вроде stance считают посадку «домиком» красивой и выносят ее в отдельный стилевой элемент, однако с точки зрения гражданской эксплуатации она не оправдана и неправильна.

Каждая модель автомобиля имеет несколько вариантов диаметра диска и размерности резины, пригодных для эксплуатации. Все эти варианты, рекомендуемые производителем, перечисляются в руководстве по эксплуатации автомобиля: из этих данных и стоит выбирать. В свою очередь, диск определенной ширины имеет несколько допустимых вариантов шин. Здесь выбор стоит производить в зависимости от желаемых характеристик.

Во-первых, более широкая резина обычно обеспечивает большее пятно контакта с дорогой и, соответственно, лучшее сцепление с поверхностью. Во-вторых, при условии одинакового диаметра, шины большей ширины имеют меньший профиль – о нем поговорим чуть ниже. В-третьих, шины большей ширины имеют большую массу, что слегка отразится на динамике автомобиля и расходе топлива. Ну а в-четвертых, с ростом ширины шин растет их склонность к аквапланированию. Кроме того, шины разной ширины имеют разную конечную стоимость – как правило, за дополнительные миллиметры придется доплатить и несколько дополнительных сотен рублей. Таким образом, ширину шин нужно выбирать с учетом допустимого производителем диапазона и желаемых характеристик.

Высота профиля, или серия – второй индекс, отражаемый в маркировке шины. Указывается он в процентах от ширины шины: то есть, это отношение высоты профиля к ширине в процентах. Например, шина 185/70 R 14 88 H имеет высоту профиля в 70% от ее ширины. Посчитать высоту в миллиметрах несложно: нужно помножить ширину на профиль и разделить на 100 – для наших шин этот показатель составляет 129,5 миллиметров.

Tire change closeup

Высота профиля влияет на характеристики шины. Во-первых, более высокий профиль обеспечивает лучший комфорт и устойчивость к пробоям. Более низкопрофильные шины, соответственно, лучше передают профиль дороги на подвеску и кузов, а также более склонны к повреждениям при попадании в дефекты дорожного полотна. Во-вторых, более низкий профиль обеспечивает лучшую управляемость, а более высокий – напротив, большую «валкость» автомобиля. В-третьих, как уже было сказано выше, при условии одинакового диаметра шины большей ширины имеют меньший профиль – это нужно учитывать при выборе в соответствии с желаемыми характеристиками.

Индекс нагрузки – параметр, отражающий максимально допустимую нагрузку на шину при ее эксплуатации. Обозначается цифровым индексом, указывается после геометрических параметров шины: например, наша условная шина 185/70 R 14 88 H имеет индекс нагрузки 88. Расшифровку индекса можно посмотреть в таблице, приводимой производителем шин – в нашем случае индекс 88 означает допустимую нагрузку в 560 килограммов. При выборе же покрышек стоит учитывать, что максимальная разрешенная масса автомобиля, соответственно, не должна превышать показатель максимальной нагрузки, помноженный на 4 — по числу шин на автомобиле.

Индекс скорости – параметр, отражающий максимально допустимую скорость, при которой шина сохраняет свои эксплуатационные характеристики. Это буквенный индекс, расшифровку которого тоже нужно уточнять в таблице, приводимой производителем. Шины одного диаметра могут иметь разный индекс скорости в зависимости от других параметров – ширины, профиля, состава резиновой смеси и, соответственно, цены. Если параметр максимально допустимой скорости эксплуатации важен для вас, то вам нужно выбирать шины высокой ценовой категории с лучшими потребительскими качествами.

Источник https://www.zr.ru/content/articles/935026-podbor-shin-podrobnaya-instrukciya/

Источник https://www.drive2.ru/b/671386/

Источник https://www.kolesa.ru/article/kak-pravilno-podobrat-shiny-dlya-avtomobilya

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: