Боковой порез шины: стоит ли делать ремонт или нужна замена резины
Любой шиномонтажник скажет, что не каждый дефект резины можно починить. Иногда повреждения такие значительные, что дальнейшая эксплуатация невозможна. Тогда встает вопрос, что выбрать — ремонт или замену бескамерной шины с боковым порезом и проколом покрышки. Решение во многом зависит от мастерства специалиста, размера и местоположения проблемы, а также от того, как планируется использовать автомобиль. Если нужно продержаться несколько недель до плановой замены, то заплатка наверняка выдержит.
В статье мы расскажем, всегда ли сервис возьмется отремонтировать повреждение, стоит ли ездить на такой резине и почему это опасно. Также вы узнаете, как исправить неполадку своими силами и какие инструменты для этого понадобятся.
Можно ли заделать боковой порез на шине и как его заклеить
Возможность починить колесо с отверстием сбоку есть, но не всегда это решение целесообразно. Не каждый шиномонтаж возьмется за такую работу, потому что, во-первых, требуется большой опыт и мастерство, во-вторых, выполнить задачу качественно очень сложно даже профессионалу.
Почему возникает эта проблема? Выбоины, камни и другие острые предметы на дорогах — основные причины проколов, чаще всего они бывают на протекторе. Ремонтники хорошо исправляют такие повреждения, но ситуация с боковыми порезами значительно труднее. При подобном дефекте долго эксплуатировать авто нельзя, требуется срочная замена или компетентная помощь.
Как устроена шина
Перед тем как начать решать проблему самостоятельно, необходимо понимать, с чем имеешь дело. Ремонтные работы будут значительно отличаться в зависимости от места прокола, а также разновидности резины.
Покрышка имеет сложное строение. Основную нагрузку на себя берут ребра жесткости. Это два каркаса, каждый из которых помогает правильно распределять нагрузку на все колесо:
Металлический — создается из тончайшей проволоки.
Каркас из капроновых нитей — синтетического материала, отличающегося своей прочностью и легкостью, в его составе присутствуют продукты нефтепереработки.
Если разрезать покрышку поперек, то в сечении она будет образовывать букву «С», которая состоит из многочисленных слоев. Послойное строение способствует износостойкости, прочности, улучшенному сцеплению с дорогой.
Основные элементы автошины:
Кордовый каркас (корд) — скелет, который состоит из переплетения металлических нитей с синтетическими. Чаще всего используется капрон, но иногда это хлопок или вискоза.
Брекер. Дополнительная жесткая прослойка сверху корда, но она располагается только на рабочей поверхности и предназначена для защиты от проколов. Отсутствие брекера стоит учитывать при ремонте бокового повреждения шины.
Протектор. Это толстый слой резины, который располагается снаружи. Он предназначен для непосредственного контакта с дорожным покрытием. Рисунок способствует улучшению сцепления с дорогой, контролю движения во время дождя. Пока производится постепенный и равномерный износ протектора, корд защищен, и основные функции колеса остаются в норме.
Внутреннее устройство кордового каркаса бывает двух типов — радиальное и диагональное, зависит от того, как располагаются между собой нити. Первый вариант предпочтительнее с точки зрения надежности, поэтому сейчас выпускают преимущественно такой тип. Технология предусматривает расположение металлической проволоки и капрона параллельно друг другу, без пересечений по диагонали, как во втором варианте.
При ремонте шины также важно знать ее внешнее устройство:
Борта. Это самый крайний участок покрышки, они отвечают за надежное ее прилегание к диску. Здесь достаточно прочный материал из-за дополнительных силовых колец из металлической проволоки, поэтому естественным путем повредить их очень сложно.
Боковины. Их повреждение нежелательно больше всего, встречается редко, обычно тоже из-за преднамеренного умысла. Это самый объемный по занимаемому пространству элемент колеса. Дополнительный слой резины как раз защищает корд.
Плечи — плавный переход к протектору. Они участвуют во время движения, когда совершаются повороты, а также осуществляется наезд на кочки. В этом случае проколы встречаются регулярно, и ремонтники хорошо знают, как починить боковой порез на плече шины.
Беговая дорожка. Этот фрагмент постоянно соприкасается с дорогой, поэтому для его создания используется самое большое количество слоев. В основном, повреждения происходят именно здесь.
Как отремонтировать проколотое колесо автомобиля
С такой проблемой, как прокол колеса, встречался практически каждый владелец автомобиля. Как можно отремонтировать проколотое колесо самостоятельно? Какие методы его «технической реанимации» более эффективны?
Признаки прокола колеса
Повреждения автомобильного колеса могут быть разными. Ремонт обязательно потребуется, если наблюдается:
- боковой порез от постороннего предмета;
- прямой прокол острым предметом;
- неплотное прилегание борта покрышки к ободу диска;
- золотник или ниппель пропускают воздух;
- колесо долго эксплуатировались без контроля и подкачки.
Причины прокола автомобильного колеса
Автомобильные покрышки — это плотная резино-каучуковая смесь большой прочности и износостойкости, которую повредить или проколоть не так просто. Однако по ряду причин технические характеристики покрышки измениться, и мы попробуем перечислить ситуации, когда колесо может легко получить повреждение.
Износ покрышки
Одна из первых и наиболее частых причин прокола колеса — его сильный износ из-за плохих дорог, неправильно подобранной «резины», агрессивной манеры управления автомобилем или постоянного вождения на больших скоростях, несвоевременного проведения ТО, некорректной установки и регулировки колес, избыточного или недостаточного давления воздуха в колесных камерах, неисправности рулевого управления или ходовой автомобиля.
Остаточная глубина протектора должна составлять не менее 4 миллиметров. Если он будет меньше, сотрудники ДПС могут оштрафовать вас за управление неисправным транспортным средством.
Согласно п. 5.1. ПДД предельный износ шин составляет:
- для легковых авто: летняя резина – 1,6 мм, зимняя – не менее 4,0 мм;
- для грузового транспорта – 1,0 мм;
- для мотоциклов – 0,8 мм.
Обратите внимание!
Рекомендуется обязательно менять изношенную резину с глубиной протектора до 4 мм, чтобы избежать потери управляемости автомобилем при аквапланировании.
Износ покрышки может быть разным — естественным, двусторонним или центральным. Кроме того встречаются износ по окружности, пилообразный, чешуйчатый, односторонний с острыми краями, гребенчатый продольный, износ с эффектом волочения.
Стандартно замена резины происходит каждые 40-50 тыс. километров пробега. Если он возник значительно раньше, следует серьезно заняться ходовой, развал-схождением, рулевым управлением. Также, возможно, вы используете резину непригодную для данного сезона. Если не найти причину, проколоть изношенное колесо можно в любой момент — такая покрышка просто не защищает камеру.
Инородное тело
На дороге всегда много инородных предметов, которые могут врезаться в покрышку и деформировать ее конструкцию. В результате идет цепная реакция — деформация колеса вызывает затруднение в управление машиной, вы прикладываете большее усилие к рулевому колесу, что усиливает нагрузку на колеса.
Травмированная покрышка очень быстро истирается, рвется в протертых местах и быстро выходит из строя и больше не является препятствием для любого острого предмета.
Недокачанное или перекачанное колесо
Рекомендуемое производителем авто давление в передних и задних шинах транспортного средства неодинаковое, и уточнить его можно по табличке, которая находится на лючке бензобака, кузове авто или стойке двери водителя.
Почему важно соблюдать эти рекомендации? Недокачка приводит к потере колесом упругости, сокращает площадь соприкосновения покрышки с дорожным покрытием, создает крен и раскачку машины при входе в поворот. Перекачка влечет сильный износ покрышки из-за ее неплотного прилегания к поверхности дороги.
Если давление в колесе в норме, покрышка может пройти 80-120 тыс. км. Увеличенное давление на 0,5 атмосферы снижает пробег шины до 40-60 тыс. км, а на одну атмосферу — до 25-30 тысяч километров пробега.
Как обнаружить прокол
Для того, чтобы устранить прокол в автомобильной покрышке, его сначала нужно обнаружить. Для этого можно воспользоваться одним из проверенных многолетней практикой способов.
Вода и мыло
Небольшое количество жидкого мыла смешайте с водой, вспеньте раствор и дайте ему отстояться минуту. Затем медленно и равномерно полейте жидкостью покрышку. В месте прокола смесь начнет вспениваться.
Погружение в воду
Погрузите накачанную камеру в воду и отмечайте места, где будут появляться пузырьки воздуха — это и есть место прокола.
Накачивание колеса
Приподнимите авто домкратом, полейте колесо мыльной водой и начинайте подкачивать его насосом. В месте прокола должны появиться пузырьки воздуха.
Что делать если вы прокололи колесо?
Как устранить прокол колеса? Это можно сделать на дороге, либо в условиях шиномонтажной мастерской.
Находясь на трассе, сделайте вынужденную остановку для оценки повреждения и быстрого ремонта, включите аварийку и выставьте знак аварийной остановки.
- Если есть запаска, поменяйте колесо, а проколотую покрышку завезите на СТО.
- Если запаски нет, но есть насос или компрессор, подкачайте пробитое колесо и постарайтесь доехать до ближайшего шиномонтажа.
- Из народных методов: можно вкрутить саморез в обнаруженное место прокола.
- Можно использовать ремкомплект (наложение жгута из сырой резины).
Если ситуация патовая, и повреждение велико, вызовите бригаду технической помощи, которая поможет решить проблему быстро и качественно.
Как избежать прокола колеса?
Прежде всего, следует соблюдать меры безопасности на трассе.
- Не нужно наезжать на посторонние предметы — куски листового железа, прутья, арматуру и осколки стекла.
- Зоной повышенного риска считаются ямы и выбоины, лужи;
- старайтесь не выезжать на обочину — там всегда есть риск наехать на острый
- предмет.
В заключении следует отметить, что прокол колеса — неприятное, но не критичное происшествие, с которым всегда можно справиться своими силами. Всегда возите с собой запаску, домкрат и шиномонтажный ремкомплект — с ними вы сможете устранить прокол быстро.
Запомните и используйте способы обнаружения прокола на резине, которые мы перечислили выше. Это сократит время поиска и устранения повреждения. Если же самостоятельно исправить проблему не получается — всегда есть техническая дорожная помощь и эвакуатор, которые помогут быстро добраться до шиномонтажной мастерской.
Автор: Киселев Я.Л.
Что делать, если пробило колесо: практические советы
Что делать, если пробил колесо, порой не знают даже опытные водители, что уж говорить о начинающих. Само собой, если есть запаска, то решение становится проще – откатил на обочину, поддомкратил, заменил спущенное и дальше по обстоятельствам в зависимости от повреждения.
Что точно нельзя делать, так это ехать на спущенном колесе, как минимум его нужно накачать, прежде чем двигаться дальше. А если спускает слишком быстро, самое время найти телефон эвакуатора – личная безопасность превыше всего и уж точно дороже денег. Подробный алгоритм действий и способы решения задачи, что делать, если пробил колесо, читайте в нашем материале.
Первые действия, если пробил колесо
Первое, что необходимо делать, если пробило колесо, — позаботиться о безопасности: своей и других водителей. Найдите достаточно безопасное место на обочине и припаркуйтесь, включите аварийку и при плохой видимости установите переносной знак аварийной остановки.
Перед тем как припарковаться, внимательно оцените место планируемой остановки. Важно, чтобы было удобно подходить и работать со стороны пробитого колеса. Простор понадобится при ремонте. Большой ошибкой будет остановиться посреди дороги или в месте, где запрещена стоянка. Ремонт пробитого колеса — не задача трех минут, важно позаботиться об удобной и безопасной парковочной площадке. Лучше проехать чуть подальше на спущенном колесе, чем потом обнаружить, что место не подходит.
Если вы пробили колесо ночью или в плохих погодных условиях, не забудьте надеть светоотражающий жилет и выставить знак аварийной остановки. Этого требуют ПДД.
Вы припарковались и выполнили все необходимые действия для удобной и безопасной работы — самое время заняться ремонтом. Вот варианты того, что делать, если пробил колесо на машине.
Первый, самый очевидный, — заменить пробитое на запаску, в надежности которой вы уверены. Поврежденное колесо стоит снять и отвезти в ремонт в шиномонтаж. Так вы гарантированно получите более качественную и надежную работу, чем при самостоятельном ремонте.
Бывает, однако, что вы забыли запаску или ее вовсе нет. Что делать в этом случае? Не переживать. Если есть насос, то вполне реально выиграть немного времени, чтобы добраться до сервиса. Перед этим необходимо найти место утечки воздуха. Чаще всего это неисправный золотник.
Для того чтобы проверить, открутите шинный вентиль и нанесите немного воды (из бутылки или просто смажьте слюной). Есть пузырьки воздуха — утечка найдена. Устранить ее поможет замена детали. Если такой возможности нет, то попробуйте выкрутить и повторно вкрутить его. Способ сработал? Отлично! Но не стоит откладывать посещение мастерской. Вентиль необходимо будет заменить.
Вы проверили, но вентиль герметичен. В таком случае стоит рассмотреть еще один распространенный вариант спуска воздуха в шинах — прокол. Если видимых разрывов нет, то проще всего обнаружить утечку, если поливать шину водой и при этом внимательно осматривать поверхность на предмет воздушных пузырьков.
Если прокол очевиден, например из колеса торчит какой-то предмет, то не стоит его вытаскивать: колесо полностью не спустилось только благодаря тому, что инородный предмет закрывает прокол. Стоит его вытащить, и скорость потери воздуха в шинах в разы увеличится. Лучшим решением будет накачать колесо и посетить ближайший шиномонтаж.
Порой разгерметизация возникает по ободу или из-за деформации вентиля. Несмотря на разность поломок, решение здесь идентично предыдущему: накачиваем колесо и пытаемся добраться до ремонтников. Чаще всего утечка настолько медленная, что хватит времени найти шиномонтажку.
Частой причиной утечки воздуха по ободу служит деформация диска. Такое случается, если машина попала в яму с острыми краями. Данная поломка может не только сказаться на спуске колеса, но и на целостности диска. В таком случае диску может потребоваться правка, а шине — замена.
Каждый раз, когда меняете шины, внимательно осматривайте диски. Это предотвратит проблемы с утечкой воздуха по ободу. Стоит обращать внимание не только на целостность конструкции, но и на следы коррозии. Она также может послужить причиной потери герметичности. Это касается не только стальных, но и легкосплавных дисков. Явным признаком коррозийных процессов является вспучивание краски. При обнаружении подобного стоит обработать бока шин герметиком. Такая профилактика поможет сэкономить бюджет.
Самой неприятной ситуацией с пробитым колесом является та, при которой в проколе нет инородных объектов, а вы на дороге без запаски или ремонтного комплекта. Что делать? Прибегать к народным методам: использовать саморез, чтобы заткнуть прокол. Бывает, что и самореза нет. Это ничего, его можно легко выкрутить из какого-нибудь интерьерного элемента в салоне. Такой ремонт не обеспечит стопроцентную герметичность, но даст достаточно времени, чтобы доехать до ремонтной мастерской.
Рекомендуем
Несколько лайфхаков. При полностью спустившемся колесе лучшее решение — накачивать его без золотника. Это значит, что эту деталь необходимо полностью извлечь, только после этого закачать в шину воздух и вернуть золотник на место.
Прибегать к этому способу стоит в тот момент, когда шина неплотно прилегает к диску. Дело в том, что сам золотник при накачивании оказывает сопротивление компрессору, а значит, мощности автомобильного насоса может быть недостаточно. Убрав золотник, вы увеличите воздушный поток и с большей вероятностью накачаете колесо. Бывает, что и этот способ не работает — мощности не хватает. В таком случае поднимите транспортное средство домкратом для лучшего прилегания шины к диску. И попробуйте еще раз.
Починка пробитого колеса в шиномонтажной мастерской
Вам удалось поставить запаску на пробитое колесо автомобиля, что делать дальше? Ехать в шиномонтаж. Там вам предложат несколько вариантов починки.
Первый — установить жгут. Данный способ является одной из разновидностей временного ремонта, самым простым и дешевым. Однако самым ненадежным, а потому, по мнению многих специалистов по шиномонтажу, недостойным. Однако до сих пор во многих мастерских можно увидеть подобную услугу. Ее стоит выбирать, если важна скорость решения проблемы, а не качество. Для качественного ремонта надо рассмотреть варианты получше. Например, какой-нибудь из указанных ниже.
Второй способ — холодная вулканизация или, по-простому, установка заплатки. При таком ремонте шину снимают, обрабатывают поверхность вокруг прокола специальным абразивом и изнутри заклеивают заплаткой. Лучше всего данный способ работает для боковых проколов. Этот способ качественней, чем установка жгута, однако придется дополнительно оплатить услуги по демонтажу и балансировке.
Третий вариант соединяет в себе особенности предыдущих. Среди шиномонтажников он известен как «зонтик» или «грибок». Такое название данный способ получил из-за внешней схожести: внутрь устанавливается «шляпка» (заплатка из второго способа), «ножкой» выступает жгут, продевающийся через прокол, и лишняя часть его удаляется после установки заплатки. Происходит как бы двухсторонняя герметизация колеса: и изнутри, и снаружи. Минусы у данного варианта такие же, как и у второго, — цена.
Крайний вариант — установка камеры. Данный способ является аварийным и применяется для шин, которые не подлежат ремонту, или тех, прокол в которых настолько серьезный, что необходимы дополнительные меры защиты. Важно помнить, что большинство современных шин — бескамерные, то есть они спроектированы без учета камеры. Это значит, что при ее установке долго ездить на таких колесах не стоит. Необходимо приобрести новую шину, а отремонтированное колесо оставить в качестве запаски.
Дополнительными вариантами ремонта колеса при проколе являются комбинированный (при помощи жгута и заплатки) и горячая вулканизация. Первый вариант применяется для повреждений крайне специфического характера, поэтому встречается достаточно редко. Второй распространен при ремонте боковых порезов шин длиной свыше 1 см либо для восстановления серьезных повреждений протекторной части грузовой шины.
При горячей вулканизации место пореза заполняется резиной и обрабатывается вулканизатором. Из-за особенностей оборудования цена на такой ремонт может доходить до половины стоимости новой шины.
Ремонт пробитого колеса без шиномонтажа
Теперь рассмотрим другие варианты ремонта, когда пробило колесо. Что делать, если запаски нет? Для осуществления ремонта собственными силами вам понадобятся некоторые специальные материалы, которые можно легко приобрести в автомагазине, если их нет с собой.
Самым быстрым и дешевым способом является починка при помощи жгута. Обычно ремонтные жгуты входят в набор, состоящий из абразивного шила, специальной иглы и герметизирующего клеевого состав. Рынок переполнен предложениями. Чтобы выбрать тот ремонтный набор, который стопроцентно справиться с проколом, стоит учесть следующие моменты:
- Шило не должно быть сильно ребристым. Его задача — аккуратно раздвинуть края отверстия, поэтому при излишней остроте зубцов оно может повредить нити корда.
- Клей должен обязательно входить в набор. В противном случае между жгутом и проколом может остаться пространство, через которое будет просачиваться воздух.
- Жгут должен быть укреплен, чтобы его легко можно было протолкнуть в прокол.
Как установить? Первое — при помощи шила расширьте отверстие, для этого пару раз вставьте и извлеките его из места прокола. После этого вставьте жгут в игольное ушко и покройте его клеем. Следующий шаг — поместить жгут в прокол. Для этого вставьте иглу в отверстие и выдерните. Рывок должен быть резким, чтобы игла вышла без жгута. После того как удалось поместить жгут в прокол и вытащить иглу, обрежьте конец жгута максимально близко к поверхности шины и накачайте колесо.
Починка при помощи жгута является легкой, но при этом безопасной и недорогой. Отремонтированное таким образом колесо может прослужить достаточно приличное время. В случае если место прокола, в которое установили жгут, начнет пропускать воздух, то можно провести повторную замену жгута или отвезти машину на шиномонтаж.
К явным минусам такого способа можно отнести вероятность повредить корд при неаккуратной работе или неподходящих инструментах. Плюс по сроку службы он значительно проигрывает полноценному ремонту в мастерской. Помните, что жгут — это временное решение, поэтому при первой возможности стоит обратиться к специалистам.
Существует еще один достаточно быстрый вариант ремонта — жидкие герметики. Алгоритм ремонта прост: извлечь предмет, послуживший причиной прокола, залить герметик и прокрутить колесо, чтобы состав равномерно распределился внутри. После этого необходимо накачать колесо и, сильно не разгоняясь, выехать на дорогу. Важно дать время герметику распределиться по полости шины, для этого первые километры лучше ехать с небольшой скоростью.
Ремонт при помощи герметика намного проще, чем установка жгута. Но при этом он еще менее надежный: чем больше отверстие, тем меньше шанс успеха у такого ремонта. Плюс ко всему это может повлиять на балансировку. Хотя, когда пробило колесо на дороге, то что делать? Приходится выбирать из вариантов, которые есть.
Отзывы автолюбителей про решение проблемы с пробитым колесом
«Позапрошлым летом пробил колесо сбоку. Дыра была такая, что думал, — все, ничего не поможет! Но на шиномонтажке решили все четко и быстро. Поставили заплатку изнутри, «гриб», или еще «зонтик» ее называют. Два лета проездил на ней без проблем»
«Ущерб свой можете оценить сами. В пределах разумного, конечно. Лучше все же свыше двух тысяч. Чтоб не было малозначительности с точки зрения страховщиков. Затраты на шиномонтаж, цену такой же, но новой резины сейчас и нового диска, свежие болты или гайки и так далее. Возможны и скрытые повреждения подвески и автомобиля. Плюс глубокие моральные страдания – диск и колесо вам были очень дороги, их подарил на память умерший прадедушка, вы проплакали всю ночь и оцениваете ущерб от бездушности дорожников тысяч в 10»
Рекомендуем
«Производитель рекомендует сразу оба колеса менять, чтобы торможение у колес было равноэффективным. Все в ущерб и балансировку, и диск, и все остальное.
Ремонт дорог вообще никуда не годится. Если это можно это назвать ремонтом. Есть же у них какая-то полимерная «поливалка», а они все щебень используют. Два часа езды — и все убито»
«Жгут — довольно надежная вещь, мне кажется. Если руки из того места растут и сделать все аккуратно (обрезать очень ровно изнутри), то и колесо нормально будет балансироваться. И на дороге бояться нечего»
«Голову в любом случае нужно включать. Видно же, если прокол или порез не катастрофических размеров. Тут особого умения не надо — заклеил и езди себе, не заморачивайся. Мне столько раз доводилось заклеивать отверстия и порезы в шинах. И ничего. И на ямах, и на кочках нормально себя все вело»
В качестве завершения стоит отметить, что проблемы с пробитыми колесами еще долго будут головной болью наших автолюбителей по известной причине. И каждому водителю необходимо быть готовым решать их при любой поездке. Лучше, чтобы ремонт шин выполнялся на максимально доступном качественном уровне, потому что это связано с безопасностью на дороге.
Источник https://vezikolesa.ru/blog/ekspluataciya-shin/bokovoy-porez-shiny-stoit-li-delat-remont-ili-nuzhna-zamena-reziny/
Источник https://www.driver-helper.ru/text/sovetiy/kak-otremontirovat-prokolotoe-koleso-avtomobilya
Источник https://rad-star.ru/pressroom/articles/chto-delat-esli-probilo-koleso/