Летом лучше не лить воду в омыватель — эксперт объяснил
Давно в зарубежной командировке наблюдал занятную картину. Сотрудник фирмы, с которым мы должны были ехать на производство, неожиданно засуетился. С машиной возникла проблема и надо срочно заехать в магазин!
Оказалось, что у Шкоды опустел бачок омывателя. Я посоветовал налить воду из-под крана — июль же на дворе! Однако он уверенно замотал головой. Инструкция требует специальную жидкость, воду — нельзя!
Большинство автопроизводителей не рекомендуют лить воду. Объясняют, что в ней содержатся соли, способные засорить форсунки стеклоомывателей. Кроме того, обычная вода неважно справляется со следами от насекомых, древесной смолы и капель битума. С последними доводами не поспоришь. Но никакого вреда от воды не случается — проверено на многих иномарках в реальной эксплуатации. Тем более, если этот вариант использовать как запасной.
В фирменных омывайках, помимо воды, содержатся поверхностно-активные вещества — ПАВы. Именно они способствуют удалению жиров и органических элементов.
Чтобы не тратиться на омывайку, многие пытаются улучшить воду, добавляя моющие средства — например, для мытья посуды. В результате на стекле возникает обильная трудноудаляемая пена. И моторчик стеклоомывателя может не справиться с такой жижей.
Иногда применяют кондиционеры для белья. Они могут не полностью раствориться в воде и забить форсунки.
Многие владельцы хвалят различные автошампуни: крышечку долил — и моет замечательно.
Если в магазине все равно, какую омывайку покупать, то возьмите ту, у которой удобный носик. Иначе обязательно хоть немного, да прольете.
Если в магазине все равно, какую омывайку покупать, то возьмите ту, у которой удобный носик. Иначе обязательно хоть немного, да прольете.
Дистиллированная вода
Самое неожиданное «нельзя» донеслось из подразделения Volkswagen Passenger Cars. В немецких вариантах руководства по эксплуатации указывалось, что при разведении концентрата стеклоочистителя запрещается использовать… дистиллированную воду! Чистую можно, дистиллированную — нет.
Вода из лужи
Понятно, что грязная вода — это нехорошо. Но в крайнем случае сойдет. Только нужно учесть один нюанс: на некоторых старых моторчиках стеклоомывателей (например, у ВАЗ-2110) нет грязезащитных сеточек на входе. На более современных насосах для Весты они есть. Попадет ли мусор в жиклеры стеклоомывателей и забьет ли он их, зависит как раз от наличия такой сеточки. И как очищать от грязи бачок, расположенный где-то внизу моторного отсека — тоже вопрос.
Водка
Во-первых, это чисто зимняя жидкость, и такая незамерзайка получается дорогой. Во-вторых, не самая лучшая — на стекле остается мутная пленка.
Но основной недостаток — запах. Если вас остановит экипаж ДПС, будете долго объясняться. И не удивляйтесь, если еще и предложат проехать на экспертизу.
Технические жидкости
Заливать в здравом уме ацетон никто не станет, а вот по ошибке — запросто. Мол, стоит в гараже бутылка с химическим запахом — дай-ка залью… Кончится это плохо.
Анекдотичный случай произошел с одним знакомым. Купив новый автомобиль, он решил долить в него моторное масло. Но перепутал горловины и вылил масло в бачок омывателя!
Самое смешное, что ошибку он понял только спустя неделю! В бачке еще оставалась омывающая жидкость, а моторное масло, как более легкое, всплыло над ней верхним слоем. Как бедолага потом чистил свое стеклоомывающее хозяйство — отдельная история.
Заливную горловину бачка омывателя, казалось бы, трудно перепутать с масляной: даже фонтанчик нарисован. Но некоторые все-таки путают.
Заливную горловину бачка омывателя, казалось бы, трудно перепутать с масляной: даже фонтанчик нарисован. Но некоторые все-таки путают.
Мнение эксперта
Много лет заливаю омывайки, приобретенные на АЗС. По сравнению со стоимостью заправки любой ценник на канистре с такой жидкостью кажется смешным. На супердорогие бренды не смотрю — смысла не вижу. Но воду заливать давно перестал.
Можно ли летом использовать вместо омывающей жидкости обычную воду и чем это опасно для автомобиля
На улице лето, а значит пора путешествий. Большинство отправляются на дальние расстояния или просто на свой приусадебный участок. Множество насекомых кружит вокруг автомобиля и лобовое стекло вмиг покрывается следами от них. И вдруг оказывается, что омывающая жидкость закончилась. Можно ли ее заменить обычной водой, ведь на улице не зима, она не превратится в лед, да и стоит ли тратить свои заработанные деньги на специальные жидкости.
В экстренных случаях, когда надо дальше ехать, а специальных жидкостьей под рукой нет, то можно залить и воду. Но стоит учитывать, что вода хуже смывает следы от насекомых, смолы и бутумных капель. А значит на лобовом стекле остаются разводы, которые в светлое время суток будут особо не заметны, а вот в вечернее создадут отчетливые блики и будут серьезно мешать движению.
Кроме того, обычная вода из-за своего состава может легко засорить форсунки омывателей.
А если попробовать добавить в обычную воду немного специальной жидкости. К примеру я знаю примеры, когда для экономии семейного бюджета в бачок с водой добавляют средства для мытья посуды или кондиционер для белья и после этого человек экспертным методом заявляет, что она справится с любыми загрязнениями. Но это не так. Если добавить даже пару колпачков средства для мытья посуды на весь объем бачка, это будет слишком маленькая концентрация не позволяющая правильно ему работать. А если перелить, то на лобовом стекле окажется много пены, а сам моторчик может не справиться с обилием образовавшейся жижи и попросту сломается. Кроме того, полностью не растворенные жидкости могут забить форсунки.
В интернете можно увидеть чудо средство в таблетках. Закинул одну такую на целый бачок воды и у тебя омывающая жидкость в неограниченных количествах. Но данное средство никогда не сравнится с полноценной омывающей жидкостью и в лучшем случае будет действовать как обычная вода, а в худшем еще и забьет форсунки. А при агрессивной концентрации содержащейся в одной таблетке может пострадать еще и пластик и лакокрасочное покрытие вашего автомобиля.
В дополнение к всему сказанному, после средства для мытья посуды могут оставаться не очищенные участки, а само средство будет оставлять слегка заметную пленку. И в светлое время суток она будет почти не заметна, но при высыхании и сумерках она будет создавать сильные разводы.
Все же правильно использовать специализированные омывающие жидкости рекомендованные производителем автомобиля. И конечно же это дорого.
Обычную воду лить в бачок стоит лишь в крайнем случае, когда под рукой нет специальных жидкостей. В лучшем случае вы отделаетесь промывкой системы омывающей жидкости, а в худшем можно попасть на засор системы. При бездумном добавлении ПАВ, средства для мыться посуды или кондиционера можно попасть на сгоревший электродвигатель бачка омывающей жидкости или поврежденное ЛКП.
Утоли мои печали: как впрыск воды повышает мощность мотора
Уже более ста лет автомобильные инженеры работают над повышением отдачи мотора. Поначалу все было просто: больше литраж, больше цилиндров, больше мощности! Но довольно быстро стало понятно, что replacement for displacement все-таки необходим: в ход пошли компрессоры, турбины, усложнение ГРМ с многоклапанными конструкциями и регулируемыми фазами, распределенный и непосредственный впрыск, облегчение поршневой группы… Теперь, когда к ДВС все чаще в компанию стали добавлять электромоторы, кажется, что предел форсирования обычного мотора достигнут. Но нет – вы забыли про впрыск воды! Разберемся, зачем это делается и почему до сих пор не применяется в массовом автомобилестроении.
О быватель при упоминании системы впрыска воды в цилиндр скептически хмыкнет: если двигатель автомобиля получит гидроудар, ничего хорошего из этого не выйдет. Но одно дело, когда при проезде глубокой лужи в двигатель через впускной тракт попадает большое количество воды, которую пытается сжать поршень – это приводит к разрушению шатунно-поршневой группы… Совсем другое – точечный впрыск специальной смеси в камеру сгорания.
Как это работает?
Система впрыска воды чаще всего используется на высокофорсированных двигателях для улучшения их характеристик. Откуда получается дополнительная мощность? Существует сразу несколько вариаций системы, различающиеся только точками установки. Для этого во впускном коллекторе устанавливается специальная форсунка, подающая во впускной тракт водометанольную смесь, которая смешивается с топливной смесью, подаваемой в камеру сгорания.
Почему именно смесь воды со спиртом? Во-первых, такая жидкость замерзает при более низких температурах, а во-вторых, вода со спиртом обладает лучшим рассеиванием, из-за чего образуется более равномерная смесь и уменьшается температура во впускном коллекторе. За счет мелкодисперсных капель смесь охлаждается, что позволяет повысить степень сжатия, а также уменьшить скорость горения смеси в цилиндрах, а это снижает возможность детонации. Также снижение температуры горения топливно-водяной смеси влияет на химические процессы в камере сгорания, что уменьшает концентрацию вредных выбросов азота и углекислых газов.
Опыты российских конструкторов на дизельных двигателях с экспериментальными системами показали снижение выбросов оксидов азота в три-четыре раза, а выбросов СО2 – в 1,2 раза.
Казалось бы, одни плюсы! Но, как и все в мире, идеальных вещей не бывает. В отработавших газах увеличивается концентрация несгоревших углеводородов, что немного увеличивает расход топлива автомобиля. На малой скорости или полностью открытой дроссельной заслонке двигатель может работать неустойчиво.
Одной из ключевых причин является неравномерное распределение жидкости по цилиндрам – в некоторых из них неизбежно создается обедненная смесь. Обычно такую проблему можно решить, установив систему с индивидуальными форсунками на каждый из цилиндров, управляемых компьютером.
Кроме того, пользователи часто забывают, что в систему необходимо заливать только дистиллированную воду. Ведь растворенные в обычной воде соли могут привести к образованию нагара в камерах сгорания, и, как следствие, уменьшить ресурс двигателя. Посмотрите на накипь в чайнике – вы же не хотите, чтобы подобная гадость была и внутри цилиндров?
С чего все началось?
Впервые в мировой практике впрыск воды в цилиндры двигателя применил венгерский инженер Bcnki в начале XX века. Еще спустя несколько лет профессор Хопкинсон из Англии успешно применил экспериментальную систему впрыска воды для улучшения характеристик промышленных двигателей. А наибольший вклад внес Гарри Рикардо, создатель одноименной марки, занимающейся выпуском автомобильных комплектующих. На его счету – многочисленные исследования, несколько патентов и даже монография High-Speed Internal Combustion Engine, в которых подробно описаны методы и испытания двигателей с впрыском воды.
В результате всех испытаний Рикардо представил двигатель, оснащенный системой впрыска смеси воды с метанолом, благодаря которой удалось добиться увеличения характеристик мотора почти что двукратно! Широкое применение водометанольные смеси нашли во время Второй мировой войны. Первую скрипку сыграли авиаторы, которые в погоне за скоростями и высотой искали любые ухищрения, чтобы выжать максимум мощности из поршневых двигателей, которых к концу войны все равно заменили реактивной авиацией.
В 1942 году на вооружение ВВС Германии поступил иcтребитель Focke-Wulf 190 D-9, оснащенный системой впрыска водометанольной смеси во время форсажа. Причем он был не единственным в своем роде в Люфтваффе. Похожей системой впрыска оснащались двигатели Daimler-Benz 605 и BMW 801D для Messerschmidt Bf-109, а также Junkers Jumo 213A-1. Стоит отметить, что авиационные двигатели того времени уже имели системы турбонаддува, и впрыск воды, по сути, играл роль интеркулера. Водометанольная смесь MW-50 впрыскивалась во впускной тракт авиационного двигателя, где смешивалась с топливной смесью, устремляясь в камеру сгорания. В результате контакта с раскаленными стенками цилиндров вода превращалась в пар, который, расширяясь, создавал в цилиндре избыточное давление, а предварительное охлаждение топливной смеси на впуске способствовало увеличению ее объема в цилиндре и улучшало эффективность сгорания топлива. В результате мощность немецких моторов кратковременно увеличивалась на 20-30 процентов, что давало последним преимущества по набору высоты и максимальной скорости.
На фото: Messerschmitt Bf-109
Собственные системы впрыска воды разработали и союзники. Так, американская компания Pratt & Whitney в своем двигателе J57 для бомбардировщика В-29 установила похожую систему для повышения характеристик двигателя на малых и средних высотах. Похожую систему с успехом применяли и на истребителях. В 1943 году по приказу НКАП моторный завод №45 должен был разработать документацию на советскую систему впрыска воды для двигателей АМ-38Ф. Опытная партия из пяти самолетов Ил-2, оснащенных двигателем с впрыском воды, была построена на заводе №18, однако после испытаний система была признана слишком дорогой и сложной в настройке.
На каких автомобилях применялось?
С развитием в конце войны реактивных двигателей работы по увеличению мощности поршневых агрегатов были практически свернуты, и богатый опыт форсировки отошел на задний план. Но о системах вспомнили автомобильные компании. Первым впрыск водометанольной смеси на серийном автомобиле стали применять американцы из General Motors, которым такая система оказалась нужна для повышения детонационной стойкости турбомотора Oldsmobile F-85 Jetfire. Что из этого получилось, мы уже рассказывали вам ранее.
На фото: Oldsmobile F-85 Jetfire Hardtop Coupe 1963
Еще одним производителем, вспомнившем о полезных свойствах водометанольной смеси, стал шведский Saab, где до начала 1980-х годов устанавливали систему впрыска воды на Saab 99 Turbo S. Правда, с появлением интеркулеров, охлаждающих воздух во впускном тракте, такие системы на серийных автомобилях плавно сошли на нет, но не были забыты в автоспорте.
В 1983 году команды Формулы-1 Renault и Ferrari установили на свои болиды системы впрыска воды, позволившие итальянцам в итоге занять первое место в кубке конструкторов. На машинах были установлены баки объемом 12 литров для хранения смеси спирта и воды, регулятор давления и водяной насос, однако впоследствии подобные системы были запрещены регламентом.
На фото: Renault RE40 ‘1983
Похожие системы пытались внедрить в середине 1990-х в WRC, но и там они получили запрет через недолгое время, как и на ле-мановских спортпротипах. Очень широкое распространение баки с водой получили у американских гонщиков на ¼ мили. Могучие американские «восьмерки» дрегстеров, снабженные механическими нагнетателями, требовали серьезного охлаждения, а интеркулеры еще не получили широкое распространение. Тогда некоторые светлые головы и вспомнили о полезных свойствах водно-спиртовой смеси, подаваемой в двигатель. Так, суперкар Porsche 911, доработанный фирмой 9ff, в 2005 году установил рекорд скорости 388 км/ч для автомобилей, официально сертифицированных для дорог общего пользования. Его оппозитная «шестерка» с двумя турбокомпрессорами на пару с обычными интеркулерами была также оснащена системой впрыска воды.
Впрыск воды, наши дни
На некоторое время интерес к системам от производителей угас, но в 2015 году про технологии вспомнили мотористы BMW, решившие применить впрыск воды уже не для повышения мощности, а для снижения расхода бензина. Первым автомобилем, опробовавшем систему впрыска воды с метанолом, стал пейс-кар BMW M4, участвующий в гонках MotoGP. Но если там была установлена обычная форсунка, подающая смесь во впускной коллектор, то на опытном трехцилиндровом турбомоторе рабочим объемом 1,5 литра система стала более продвинутой.
Вода смешивается с топливной смесью с помощью топливного насоса высокого давления Bosch, срабатывающему только на оборотах мотора свыше 4 000. Водно-топливная смесь через форсунку впрыскивается в саму камеру сгорания. В результате мощность 201-сильного двигателя увеличилась на 14 л. с., возросла детонационная стойкость двигателя, что позволило поднять степень сжатия с 9.5:1 до 11,0:1 и в целом улучшить отдачу мотора на низких и средних оборотах. Объем водяного бака с подогревом – 7 литров, а в обычных условиях автомобиль расходует около 1,5 литра воды на 100 км пути, что означает необходимость пополнения системы почти каждые 500 километров.
На фото: BMW M4 Coupé MotoGP Safety Car (F82) ‘2015
Однако инженеры BMW предусмотрели и другие способы добычи воды: при работе кондиционера конденсат из системы автоматически сливается в бак. Все эти ухищрения позволяют экономить почти 8% топлива на 100 км пути в смешанном цикле, а особенно эффективно система может работать в паре с гибридным приводом. Правда, о таких гибридах в БМВ пока молчат.
Серийный выпуск двигателей с водометанольной системой впрыска по планам должен начаться уже в конце этого года, причем поставляться такие БМВ будут и в Россию. На наше счастье, из-за повышенной стойкости к детонации эти машины будут менее требовательны к октановому числу – заправляться можно будет обычным Аи-95.
Можно ли поставить такую систему себе на машину?
Если очень хочется, то можно. Начитавшись интернета, умельцы делают самодельные системы, используя в качестве элементов капельницы, медицинские шприцы и прочие изделия, устанавливают во впускном коллекторе за дроссельной заслонкой и. такие системы работают.
Впрочем, все плюсы от повышенной мощности или крутящего момента перечеркиваются одним жирным минусом. Ведь по сути такой самопал просто льет огромное количество воды в коллектор, не распыляя ее, в результате чего водяная взвесь поступает во все цилиндры неравномерно. О последствиях мы уже говорили выше – в некоторых цилиндрах воды больше, чем в остальных, что приводит к обеднению смеси в отдельных цилиндрах и неравномерную работу мотора. В худшем случае количество воды, поступаемой в цилиндр, так велико, что приводит к шансу получить тот самый пресловутый гидроудар.
Для тех, у кого есть чуть больше денег, продавцы тюнинг-аксессуаров предлагают комплект из насоса высокого (около 5-10 бар) давления, электронного блока управления насосом, форсунок для впрыска смеси и, естественно, бачка для воды. В самых дорогих системах применяется клапан, регулирующий давление и количество поступаемой воды.
Принцип работы такой системы прост: блок управления, подключенный к датчику расхода воздуха двигателя, анализирует полученную информацию и рассчитывает подачу воды, дав команду насосу.
Несмотря на кажущуюся простоту, и здесь возникают определенные сложности. Впрыск воды происходит только на определенных режимах работы двигателя, обычно подобные системы работают при оборотах двигателя свыше 3 000 об/мин. К тому же система почти не контролирует подачу смеси, а только подает команду на включение/выключение насоса. Основным ограничением на количество впрыскиваемой воды становится только производительность самой форсунки.
Кстати, пока блок даст команду насосу на запуск, пока насос включается и начинает перекачивать воду, происходит задержка между отправкой команд на впрыск топлива и впрыск воды, что неминуемо снижает эффективность всей системы.
Главными спецами по системам впрыска воды для автомобильных двигателей были признаны конструкторы британской фирмы Aquamist, в 1990-е поставлявшие комплекты для болидов WRC, пока их не запретили. И цена на тюнинг-киты колеблется в районе 3 000 долларов. В общем, пока впрыск воды остается довольно экзотическим, недешевым и, положа руку на сердце, не таким уж эффективным средством форсировки.
Источник https://www.zr.ru/content/articles/935538-chto-zalit-v-bachok-stekloomyva/
Источник https://www.ixbt.com/live/car/mozhno-li-letom-ispolzovat-vmesto-omyvayuschey-zhidkosti-obychnuyu-vodu-i-chem-eto-opasno-dlya-avtomobilya.html
Источник https://www.kolesa.ru/article/utoli-moi-pechali-kak-vprysk-vody-povyshaet-moshhnost-motora