Тугая педаль сцепления
Некоторые узлы автомобиля нагружаются сильнее остальных, в транспорте с механической КПП это сцепление. Оно соединяет первичный вал коробки передач с коленчатым валом двигателя, позволяя переключать передачи. Управление механизмом отдано педали, находящейся в салоне. При большом сроке эксплуатации появляется проблема – тугая педаль механизма сцепления, которую нужно решить.
Виды привода сцепления
Сцепление – это не одна деталь автомобиля, оно состоит из нескольких деталей. Среди них: ведущий/ведомый диски, выжимной подшипник, муфта выключения, вилка, привод, корзина сцепления. Из-за большого количества составляющих, блок быстрее выходит из строя, но зависимость также есть от его вида:
- Тросовый – является механическим, педаль с вилкой соединены тросом, который приводится в действие нажатием ноги. Вилка жмет на подшипник, размыкающий диски.
- Гидравлический – нажим подшипника регулируется жидкостью. Педаль подключена к гидравлическому контуру, при ее нажатии в нем создается давление. Оно влияет на гидравлику выжимного подшипника, что размыкает диски.
Тросовый механизм проще по устройству, но и ломается он чаще из-за составных деталей. Там может перетереться трос, сломаться кронштейн.
Внимание! Даже небольшая поломка тросового узла приведет к ухудшению нажатия. Если не обращать на это внимания – проблема усугубится, перерастет в серьезную неисправность.
Признаки неисправности сцепления
Люди, регулярно управляющие автомобилем, сразу понимают, что с ним что-то не так и педаль стала туже. Кроме этого можно определить неполадки по другим факторам:
- при нажатии педали появляются резкие скрежещущие звуки, нехарактерные для нормальной работы системы;
- рычаг нажимается с рывками, нет плавности хода;
- свободный ход педали приходится часто регулировать;
- при ослаблении нажатия сцепление включается рывками;
- сцепление буксует – об этом может сказать запах перегорающих фрикционов, увеличение расхода топлива.
При этом для некоторых автомобилей тугая педаль – норма, касается это старых отечественных моделей – «классики». Но если тугость возникает в сравнительно новых машинах, как российского производства, так и зарубежного – это повод провести диагностику.
Почему педаль сцепления стала тугой
Поскольку тросовые системы наиболее подвержены неисправностям, сначала рассмотрим, почему может стать тугой педаль в таких условиях:
- увеличенная жесткость лепестков диафрагменной пружины – к этому приводит постепенный износ детали и ее деформация;
- заедание выжимного подшипника, сопряженное с увеличенным усилием для поворота вилки, подвергают трос сцепления повышенным нагрузкам;
- разрыв проволок троса – они сцепляются с металлической оплеткой, увеличивая сопротивление тугой педали.
Чаще встречается первая причина, виной этому – компоновка лепестков корзины. Центральная часть, имеющая выжимной подшипник, становится выше плоскости пружины, для преодоления этого возвышения требуются дополнительный нажим.
Чтобы диафрагменная пружина была более прочной, производители увеличивают жесткость лепестков искусственно. Особенно часто это происходит с китайскими подделками под известные фирмы. Несмотря на ожидания, тугая педаль не изменится с установкой такого элемента.
С пробегом от 150 000 километров проблемы появляются и с выжимным подшипником, который постепенно разбалтывается на лепестках, давая перекосы. Выжимная вилка, подвергающаяся нагрузкам больше всего, со временем также деформируется, заклинивает в крайних положениях.
Гидравлический тип также имеет свои характерные неполадки, приводящие к тугости педали:
- Утечка жидкости из контура.
- Завоздушивание системы.
- Поломка направляющего элемента в выжимном подшипнике.
- Выход из строя гидравлического поршня.
- Поломка корзины (чаще всего пружины).
- Повреждение манжет в рабочем цилиндре.
Как устранить проблему
Зная о неисправности системы, нужно принимать меры по ее ремонту. Для начала следует определить поломку, ведь вполне вероятно, что сломалась только одна деталь.
Лучше сменить «сцепу» полностью, это хоть и обойдется дороже, но вся система будет работать эффективно.
Не желая тратиться, незначительные проблемы можно решить самостоятельно:
- смазкой или заменой подшипника муфты выключения;
- замену жидкости в гидроприводе с последующей прокачкой;
- сменой колодок ведомого диска или пружин, если элементы изношены, ослаблены, либо деформированы;
- заменой корзины и всех деталей на новую сборку, рекомендованную изготовителем автомобиля.
Даже если эти действия произведены, тугость все еще может оставаться. Тогда нужно попробовать заменить тросик, очистить его рубашку от грязи и коррозии, а также смазать ее машинным маслом. У гидравлических систем также могут быть неисправности цилиндров, что также достаточно серьезно.
Лопнул тросик сцепления
В любом случае, наиболее точную диагностику могут провести в сервисах, где узлы разбирают и определяют их пригодность к использованию. Там же автомобиль приведут в порядок и исправят тугость рычага, которая мешает комфортному вождению.
Основные ошибки при ремонте сцепления
Наиболее эффективный ремонт возможен в условиях СТО, где мастера произведут диагностику, починят сломанные узлы и настроят систему по заводским параметрам. Самостоятельный ремонт, как и тюнинг, нежелательны, ведь ведут к ряду ошибок:
- Заливка тормозной жидкости или WD-40 в рубашку троса – они не смягчат движение, но послужат разрушающими факторами для защитной оболочки.
- Замена всей корзины, за исключением вилки – новая корзина создаст слишком сильное сопротивление, из-за которого уставшая вилка сломается. Тугой рычаг попросту перестанет работать.
- Использование дешевых аналогов деталей – желая удешевить ремонт сцепления, водители часто выбирают китайские альтернативы.
Интересно! На деле подделки либо не дают эффекта, либо ломаются достаточно быстро, что требует новых денежных вливаний.
Если педаль сцепления на автомобиле стала туго нажиматься, это означает появление проблем с соответствующей системой. Необходимо проверить корзину сцепления, тросы и вилки, либо манжеты, если речь о гидравлическом варианте, заменить все проблемные узлы.
Для этого лучше всего обратиться к профессиональным мастерам, они проведут диагностику и ремонт. Пытаясь починить самостоятельно, можно не учесть нюансов, спровоцировать еще большие поломки, требующие значительных трат.
Тугая и скрипучая педаль сцепления
Летом сталкивался с проблемой тугого и скрипучего сцепления. еще давным давно читал, где то в интернете что высыхает смазка со временем на вилке. хм…решил попробовать посмотреть промазать.
вобщем в интернете было написано, что нужно открыть аккуратно этот пластиковый колпачок, и залить туда через шприц моторное масло, что бы там смазалось, мол одного шприца хватает. или если у вас не получается снять, то прям через нее иголкой зашприцевать.
по моему опыту немного по другому…как помогло это мне:
Борьба со скрипом
находится это под термостатом, откидываем воздуха, и открываем этот колпачок аккуратно отверткой, у меня получилось это сразу.
залив через шприц один раз моторное масло, и тщательно прокачав педаль сцепления, убирается немного скрипов и далеко не сразу. залил я еще туда целый шприц моторного масла ( на сцепление это никак не попадет! ) посмотрел внимательно, что кто то до меня туда уже литола набухал, а он просто весь высох, вобщем взял литол и нафигачил туда литола. сразу все перестало скрипеть. и таким образом от скрипа полностью избавились. опять же на какое то долгое время. но педаль по прежнему была тугой, хоть и теперь ходила лучше… я не мог понять в чем может быть причина, если трос, вилка и сцепления были заменены два года назад…думал уже что LUKовское сцепление бракованое попалось или выжимной…вобщем что только не думал. кроме одного.
Борьба с тугой педалью
решил просто попробовать поменять трос сцепления. хотя тот который покупал когда то вроде как стоил 400 рублей, и был синего цвета, продавец тогда говорил, что можешь за него не беспокоиться, проживет долго…прожил он 1,5 года пока не стал тугим. сейчас же купил оригинал обычный, который вроде 210 рублей стоит. после этого, педаль стала настолько мягкой, что даже казалось а правда ли должно быть так…
вот так это просто
Тугая педаль сцепления: причины неисправности
Сцепление – один из наиболее нагруженных механизмов, предназначенный для соединения первичного вала КПП с маховиком коленчатого вала ДВС. Включение и выключение сцепления осуществляется посредством педали сцепления, которая может быть «подключена» к выжимному подшипнику механическим либо гидравлическим способом.
Одной из распространенных неисправностей на авто с МКПП является тугая педаль сцепления, когда водителю нужно прилагать заметное усилие при нажатии. При этом причин того, почему тугое сцепление, может быть несколько: крепление самой педали, неполадки привода сцепления, неисправности механизма сцепления и т.п. Далее мы рассмотрим признаки, указывающие на то, что жесткая педаль сцепления является симптомом неисправности, а также причины тугого сцепления.
Устройство и виды сцепления: особенности подключения привода
Перед тем, как перейти к неполадкам и тугой педали, необходимо отдельно уделить внимание устройству сцепления. Стандартное сцепление, установленное на автомобиль с механической трансмиссией, включает в себя:
- ;
- ведомый диск сцепления;
- выжимной подшипник;
- муфту выключения и вилку сцепления;
- привод сцепления;
- корзину сцепления.
Существует несколько разновидностей сцепления:
- однодисковое, двухдисковое или многодисковое (по количеству ведомых дисков);
- сухое или мокрое (тип рабочей среды);
- с механическим или гидравлическим приводом.
На машинах с МКПП наиболее распространено сегодня однодисковое сухое сцепление с гидравлическим или механическим приводом. Способы подключения педали сцепления также могут отличаться.
Механический способ подключения педали к выжимному подшипнику осуществляется посредством тросика, подключенного к вилке сцепления, которая механическим способом нажимает на выжимной подшипник, который размыкает диски сцепления.
В случае с гидравлическим способом управление нажимом выжимного подшипника осуществляется посредством жидкости. В этом случае при нажатии на педаль сцепления в гидравлическом контуре создается избыточное давления, которое, в свою очередь, воздействуя на гидравлическую часть выжимного подшипника, который размыкает диски сцепления.
Корректная работа сцепления должна сопровождаться четким включением и выключением передач при выжиме педали сцепления. Передача крутящего момента от ДВС на КПП должна быть плавной, без разрывов в тяге, посторонних шумов. Сама работа педали должна быть плавной, умеренно легкой, без ощутимых вибраций.
Также необходимо акцентировать внимание на том, что правильно отрегулированная педаль сцепления (если предусмотрены регулировки на конкретной модели) должна иметь свободный ход.
Признаки неисправности сцепления
Неполадки сцепления могут отразиться на общем техническом состоянии автомобиля и повлиять на безопасность движения как самого транспортного средства, так и других участников дорожного движения.
- появление нехарактерных звуков при нажатии на педаль сцепления; ;
- необходимость в частых регулировках свободного хода педали сцепления;
- прерывистое включение сцепления при отпускании педали сцепления;
- пробуксовка сцепления (появление запаха горения фрикционных накладок ведомого диска, повышенный расход топлива).
Рекомендуем также прочитать статью о том, почему педаль сцепления стала мягкой. Из этой статьи вы узнаете, по каким причинам педаль сцепления мягкая, а также что делать в этом случае.
Если тугая педаль сцепления с механическим приводом, тогда причины следующие:
- неисправности в механизме крепления педали сцепления;
- выход из строя механического привода включения сцепления;
- деформация вилки сцепления;
- выход из строя выжимного подшипника;
- выход из строя втулок крепления вилки;
- износ или деформация лепестков пружины корзины сцепления;
- заклинивание или заедание тросика в оплетке.
Жесткая педаль сцепления с гидравлическим приводом, причины:
- утечка жидкости из гидравлического контура либо наличие воздуха в системе;
- выход из строя направляющей выжимного подшипника;
- выход из строя гидравлического поршня выжимного подшипника;
- неисправность корзины сцепления (деформация либо износ пружины);
- выход из строя рабочего цилиндра (повреждение манжет).
Устранение неисправностей в приводе сцепления
Как правило, при появлении одного из признаков неисправностей привода сцепления нужно точно определить неисправность. Если дело в механизме сцепления, лучше менять полностью комплект сцепления, а не ограничиваться только той деталью, которая вышла из строя.
Также необходимо учитывать и дороговизну ремонтных работ, поскольку зачастую необходимо снимать не только самого сцепление, но и коробку переключения передач.
Методы устранения некоторых неисправностей сцепления:
- неисправность подшипника муфты выключения сцепления устраняется смазкой либо заменой подшипника;
- проблемы с гидроприводом предполагают замену жидкости с прокачкой сцепления;
- износ или загрязнение накладок ведомых дисков, износ либо ослабление нажимных пружин устраняется путем регулировки свободного хода педали, а также путем замены колодок ведомого диска или деформированных пружин.
Рекомендуем также прочитать статью о том, как выполняется регулировка педали сцепления. Из этой статьи вы узнаете, когда нужно регулировать сцепление, а также как отрегулировать педаль сцепления.
Если проблемы в работе и тугая педаль сцепления после ремонта остаются, можно выделить еще ряд причин, почему тугое сцепление. Среди них можно отметить:
- износ троса сцепления;
- грязь, коррозия в рубашке троса;
- отсутствие смазки на валу вилки включения привода сцепления.
Если речь идет о гидравлическом приводе сцепления, то причины могут быть в неисправности главного или рабочего цилиндров сцепления.
Еще добавим, что важно вилку выключения сцепления при ее деформации или износе менять в полном комплекте с узлом сцепления. Если этого не сделать, вилка в процессе эксплуатации может лопнуть или погнуться.
Подведем итоги
С учетом приведенной выше информации становится понятно, что причин, по которым педаль сцепления тугая или сцепление жесткое, достаточно много. В процессе поиска неисправности следует пошагово проверять сам механизм педали, после чего переходить к элементам сцепления, тросам, тягам и т.д.
Напоследок отметим, что часто перед тем, как педаль сцепления становится тугой, на появившиеся проблемы указывают характерные признаки (передачи хуже включаются, пропадает тяга, появляются рывки, вибрации, шумы и т.д.). По этой причине при появлении первых признаков неисправностей сцепления необходима полная диагностика всех его элементов.
Игнорирование данного правила часто приводит к тому, что тугая либо жесткая педаль сцепления может стать неожиданностью для водителя прямо в дороге. Еще педаль сцепления проваливается, сцепление может не «схватывать» и т.п. Чтобы избежать таких непредвиденных поломок, качество работы сцепления нужно проверять на каждом плановом ТО.
Как отрегулировать педаль сцепления, для чего нужна регулировка: функции сцепления, регулировка педали сцепления (свободный ход и общий ход).
Как выполняется прокачка сцепления, для чего необходимо выполнять процедуру. Когда нужно прокачивать сцепление: признаки. Как самому прокачать сцепление.
Сцепление автомобиля: назначение, виды, устройство, принцип работы. Частые неисправности сцепления в устройстве трансмиссии автомобиля, признаки неполадок.
Виды привода сцепления. Если падает педаль сцепления, сцепление стало мягким, возникли проблемы со сцеплением: причины и ремонт основных неисправностей.
Упала педаль сцепления: почему так происходит. Основные причины, по которым проваливается педаль сцепления, что делать водителю, если пропало сцепление.
Сцепление автомобиля и обзор конструкции: нажимной диск сцепления, ведомый диск, выжимной подшипник. Виды приводов сцепления на МКПП и коробках-робот РКПП.
Источник https://nahybride.ru/transmissiya/tugaya-pedal-stsepleniya
Источник https://www.drive2.ru/l/8060140/
Источник http://krutimotor.ru/tugaya-pedal-stsepleniya-prichiny-remont/