Ремонт коробки переключения передач (КПП)
Устранение отдельных дефектов коробки передач связано с ее частичной или полной разборкой. При разборке выполняют следующие основные операции:
- отъединяют компрессор (при его наличии) от картера коробки передач;
- снимают верхнюю крышку с механизмом переключения передач;
- отвертывают болты, снимают переднюю крышку и извлекают ведущий вал с подшипником;
- отвертывают заднюю крышку и извлекают ведомый вал с подшипником;
- вынимают из картера коробки шестерни ведомого вала, ось и вилку включения заднего хода;
- снимают стопорную пластину оси заднего хода и оси промежуточного вала и выбивают оси (у автомобилей ЗИС-5 и ЗИС-150 отвертывают крышки подшипников промежуточного вала);
- вынимают из картера шестерни заднего хода и промежуточный вал или блок шестерен.
Ремонт зубьев шестерен, шлицев и валов
Зубья шестерен подвергаются нормальному износу в результате трения, а ускоренному — в результате неправильного ударного переключения передач, неполного зацепления зубьев, рывков или недоброкачественной смазки. При этом зубья скалываются, выкрашиваются, а иногда и ломаются.
Состояние зубьед контролируют внешним осмотром, шаблоном или измерением толщины их штангензубомером по начальной окружности шестерни.
Зубья шестерен, имеющие заусенцы и небольшую выработку, зачищают абразивными брусками (оселком). Шестерни, имеющие выкрошенные или сломанные зубья, заменяют новыми. Для получения правильного зацепления зубьев необходимо сопряженные шестерни (пару) заменять одновременно. Замена одной шестерни допускается при постановке не новой, а уже работавшей шестерни, которая но своему износу может быть допущена к дальнейшей эксплуатации.
При необходимости изношенные и выкрошенные зубья можно восстановить наплавкой металла с последующей термической и механической обработкой. Наплавку зубьев газовой сваркой производят сормайтом № 2 (твердый сплав) или стержнями, изготовленными из выбракованных шатунных болтов и клапанных пружин.
Рис. Установка шестерен при наплавке зубьев:
а — при наплавке торцевой поверхности; б — при наплавке боковой поверхности.
При наплавке торцевой поверхности зубьев производят следующие операции:
- Устанавливают шестерню в ванну с водой так, чтобы зубья были погружены в воду на 1/3—1/2 своей длины (рис. а).
- Нагревают поверхность зуба ацетилено-кислородной горелкой до потения (не доводя металл до плавления), наносят флюс (буру) и каплями наносят сормайт до заполнения изношенной части зуба. После наплавки всех изношенных поверхностей шестерню оставляют в ванне до остывания. При наплавке стержнями из шатунных болтов и клапанных пружин зубья закаливают путем опускания шестерни в ванну. Зачищают наплавленные зубья абразивным бруском.
- При наплавке боковой поверхности зубьев шестерню помещают в ванну с водой на стержне вертикально (рис. б) и наплавляют второй зуб, считая от поверхности воды. Когда наплавленный зуб остынет до вишневого цвета, его погружают в воду поворотом шестерни, затем наплавляют следующий зуб и т.д.
По окончании наплавки всех зубьев их зачищают. Изношенные шлицы шестерен ремонтируют редко, так как шестерни выбраковываются обычно ранее из-за износа зубьев. Шлицы можно ремонтировать также наплавкой металла. Изношенные шлицы на валах иногда восстанавливают раздачей с последующей механической обработкой. Помимо износа шлицев, валы коробки передач могут иметь погнутость и изношенные места посадки шариковых и роликовых подшипников.
Вал проверяют на биение индикатором в центрах токарного станка.
Погнутый вал выправляют без нагрева под прессом.
Изношенные места посадки подшипников на валах восстанавливают наплавкой металла сваркой, хромированием, металлизацией или протачиванием шеек с последующей напрессовкой стальных втулок.
Ремонт механизма переключения передач
Дефектами деталей механизма переключения передач являются:
- погнутость или износ вилок;
- износ ползунов;
- износ замков и стопоров;
- износ рычага переключения передач.
Эти дефекты вызывают самопроизвольное выключение передач, одновременное включение двух передач, неполное зацепление шестерен и выход рычага из гнезда вилок.
При разборке механизма переключения коробки передач необходимо:
- расшплинтовать и вывернуть болты крепления вилок;
- вынуть ползун первой и второй передач, а также замок и стопор (остальные ползуны должны находиться в нейтральном положении);
- удалить ползун заднего хода, стопор и замок;
- вынуть ползун третьей и четвертой передач и его стопор;
- отвернуть колпак или стопорный болт крышки и вынуть рычаг с пружиной вверх (автомобиль ГАЗ-51) или вниз (автомобиль ЗИС-150).
Погнутость вилки определяют на проверочной плите, а правят ее в холодном состоянии под прессом. После правки и вторичной проверки вилку тщательно осматривают и при обнаружении трещин заменяют новой.
Изношенные щечки вилки (охватывающие каретку шестерни) и гнездо для шарового конца рычага переключения передач восстанавливают, наплавляя металл сваркой. Наплавленные места обрабатывают на фрезерном станке.
Изношенные выемки на ползунах под стопоры и замки исправляют абразивным бруском. При этом необходимо следить, чтобы не был смещен центр выемки.
Изношенные шарики стопоров и замков, а также ослабевшие пружины заменяют.
Сборка и испытание коробки передач
Рис. Коробка передач автомобиля ГАЗ-51:
1 — распорная втулка; 2 и 6 — роликовый цилиндрический подшипник; 3 — ось блока шестерен; 4 — ведущий вал; 5 — крышка подшипника ведущего вала; 7 — задняя крышка ведомого вала; 3 — ведомый вал; 9 — фланец; 10 — шестерня спидометра; 11 — шариковый подшипник; 12 — стопорная пластинка; 13 — каретка с шестернями заднего хода.
При сборке четырехступенчатой коробки передач (автомобиль ГАЗ-51) необходимо:
- опустить в картер коробки каретку с шестернями заднего хода 13 и вставить ее ось;
- установить в блок шестерен роликовый цилиндрический подшипник 2, распорную втулку 1 и второй роликовый цилиндрический подшипник;
- опустить блок шестерен в картер, пропустить ось 3 блока шестерен и закрепить ее стопорной пластинкой 12 вместе с осью заднего хода;
- на ведущий вал 4 напрессовать шариковый подшипник и закрепить его стопорным кольцом;
- вставить в гнездо картера упорное кольцо подшипника и установить ведущий вал;
- надеть на ведущий вал крышку 5 подшипника с прокладкой и привернуть ее болтами к картеру;
- установить в выточку ведущего вала роликовый цилиндрический подшипник 6 и вставить ведомый вал 8, на передний конец которого надеть упорное кольцо, а на задний — упорное кольцо, маслоотражатель, шариковый подшипник 11 и шестерню спидометра 10; при установке ведомого вала одновременно следует надевать на него каретки с шестернями первой и второй, третьей и четвертой передач;
- установить прокладку и привернуть заднюю крышку 7 ведомого вала;
- собрать механизм переключения передач (в обратной последовательности разборки), установить крышку с прокладкой на картер, вводя вилки в соответствующие каретки шестерен, и привернуть ее болтами к картеру.
Рис. Коробка передач автомобиля ЗИС-150:
1 — люк шестерни отбора мощности; 2 и 7 — гайки; 3 — упорная шайба; 4 и 6 — замочные шайбы; 5 — шестерня отбора мощности; 8 — шестерня четвертой передачи; 9 — муфта легкого включения четвертой и пятой передач; 10 — шестерня пятой передачи; 11 — шестерня третьей передачи; 12 — шестерня второй передачи с внутренними зубьями для третьей передачи; 13 — шестерня первой передачи и заднего хода; 14 — упорное кольцо шарикоподшипника; 15 — шестерня спидометра; 16 — роликовые цилиндрические подшипники; 17 — блок шестерен заднего хода; 18 — люк блока шестерен заднего хода.
При сборке пятиступенчатой коробки передач автомобиля ЗИС-150 надо:
- установить в пазы промежуточного вала шпонки и напрессовать шестерни третьей и пятой передач, шестерню для коробки отбора мощности и шестерню постоянного зацепления с ведущим валом (шестерни первой, второй передач и заднего хода откованы с валом);
- на передний конец промежуточного вала надеть упорную шайбу 3, роликовый цилиндрический подшипник, замочную шайбу 4, завернуть гайку 2 и отогнуть шайбу на гайку;
- установить в картер наружное кольцо роликового подшипника;
- опустить промежуточный вал в картер, на задний конец напрессовать шариковый подшипник с упорным кольцом, надеть замочную шайбу, завинтить гайку и отогнуть на нее шайбу;
- приподнять промежуточный вал, установить его в гнезда картера и привернуть крышки с прокладками;
- установить в блок шестерен заднего хода 17 два роликовых цилиндрических подшипника 16, вставить блок с левой стороны через люк 18 в картер большей шестерней вперед и пропустить ось, которую закрепить стопорной пластиной с болтом; привернуть крышку люка;
- напрессовать на задний конец ведомого вала шариковый подшипник с упорным кольцом 14 и шестерню спидометра 15;
- опустить в картер коробки шестерню первой передачи и заднего хода 13, второй и третьей передач 12 и пропустить через них ведомый вал; затем на вал надеть упорную шайбу, шестерню третьей передачи 11 (постоянного зацепления) венчиком назад, вставить в нее ролики (42 шт.), надеть упорную шайбу, шестерню пятой передачи 10 с бронзовой втулкой, зубчатую ступицу, муфту легкого включения 9, замочную шайбу 6, завернуть гайку 7 и отогнуть на нее шайбу. На переднюю шейку вала надеть упорное кольцо и роликовый цилиндрический подшипник;
- напрессовать на ведущий вал шариковый подшипник с упорным кольцом, надеть замочную шайбу, завернуть гайку и отогнуть на нее шайбу;
- вставить ведущий вал в гнездо картера, надеть крышку подшипника с прокладкой и привинтить ее болтами;
- вставить ведомый вал в выточку ведущего вала и привинтить болтами заднюю крышку с прокладкой;
- собрать механизм переключения передач, установить крышку с прокладкой на картер коробки, ввести вилки в каретки шестерен и привернуть крышку болтами.
Обкатка коробки передач
После ремонта деталей и сборки коробки передач ее обкатывают на стенде для приработки деталей и для определения легкости переключения шестерен, отсутствия шума, стуков, нагрева и течи масла.
Ремонт коробки перемены передач
Основные неисправности коробки перемены передач и проверка ее технического состояния
Основными признаками неисправностей коробки перемены передач (КПП) являются шум в работе, затрудненное переключение передач, самопроизвольное выключение передач, подтекание масла. Причиной шума при работе КПП часто является отсутствие масла в картере или изнашивание зубьев шестерен и подшипников валов.
Для устранения неисправности надо проверить уровень масла в картере, который должен быть вблизи нижней кромки бокового наливного отверстия, при необходимости масло долить. Если шум не прекратится, следует снять коробку передач с автомобиля, разобрать ее и заменить изношенные детали.
Затрудненное переключение передач наблюдается при использовании масла с повышенной вязкостью, неисправности синхронизаторов, деформации вилок переключения передач, а также при нарушении нормальной работы механизма переключения передач или механизма управления переключением передач вследствие ослабления креплений, деформации или изнашивания деталей, а также нарушения регулировок.
Ремонт КПП включает в себя снятие ее с автомобиля, разборку, контроль и замену изношенных деталей, приработку и испытание коробки передач после ремонта и ее установку на автомобиль. Перед снятием КПП необходимо слить из нее масло.
Снятие коробки передач переднеприводных автомобилей производится в следующей последовательности:
- • отсоединить приводные валы;
- • отсоединить рычаги механизма управления переключением передач;
- • отсоединить гибкий вал спидометра;
- • отвернуть крепление и снять коробку передач в сборе с картером сцепления.
Снятие КПП автомобилей с классической схемой компоновки производится после отсоединения от КПП карданной передачи, гибкого вала спидометра, задней опоры двигателя и снятия поперечины задней опоры.
Дальнейшие работы по снятию КПП производятся в соответствии с конструктивными особенностями конкретной модели ремонтируемого автомобиля и инструкциями завода-производителя.
На переднеприводных автомобилях в зависимости от расположения двигателя применяются трансмиссии двух типов. Схемы передачи крутящего момента трансмиссиями с поперечным и продольным расположением двигателя приведены на рис. 16.9. Коробка передач, главная передача и дифференциал конструктивно объединены и размещаются в одном блоке.
Первичный вал 1 коробки передач через сцепление 2 и маховик 3 связан с коленчатым валом 4 двигателя автомобиля. Приводной вал (полуось) 5, связанный через шарнир 8 со ступицей 9 переднего ве-
Рис. 16.9. Переднеприводные трансмиссии с поперечным (а) и продольным (б) расположением двигателя:
- 1 — ведущий вал КПП; 2 — сцепление; 3 — маховик; 4 — коленчатый вал; 5 — приводной вал (полуось); 6 — колеса механизма главной передачи;
- 7 — ведомый вал КПП; 8 — шарнир дущего колеса, получает вращение от шестерен 6 главной передачи и вторичного вала 7коробки передач. Последняя предназначена для изменения крутящего момента, передаваемого от коленчатого вала двигателя к передним ведущим колесам, по величине и направлению путем зацепления шестерен различного диаметра, а также для длительного отключения двигателя от трансмиссии. Число ступеней коробки передач зависит от числа пар шестерен, вводимых в зацепление в определенных сочетаниях. На отечественных автомобилях устанавливается двухвальная трехходовая пятиступенчатая коробка передач с шестернями постоянного зацепления.
Главная передача передает крутящий момент от вторичного вала коробки передач через дифференциал на валы привода ведущих колес. Она представляет собой зубчатую пару, включающую в себя размещенную на вторичном валу коробки передач ведущую шестерню и прикрепленную к коробке дифференциала ведомую шестерню.
Дифференциал распределяет подводимый к нему крутящий момент поровну между полуосями и позволяет ведущим колесам вращаться с неодинаковыми скоростями. Необходимость вращения ведущих колес с разной скоростью на поворотах и при движении по неровностям дороги объясняется тем, что колеса в этих условиях проходят неодинаковый путь.
Главная передача отечественных автомобилей состоит из пары косозубых цилиндрических шестерен. Ведущая шестерня изготавливается вместе с вторичным валом коробки передач, а ведомая крепится болтами к коробке дифференциала.
Главная передача автомобилей обычно гипоидная, состоит из двух конических шестерен со спиральными зубьями. Ведущая шестерня смещена относительно оси ведомого зубчатого колеса, что позволяет расположить ведущий вал коробки передач над коробкой дифференциала и снизить центр масс автомобиля.
Разборка-сборка коробки перемены передач производится при необходимости замены изношенных деталей, а работы по разборке- сборке являются весьма трудоемкими и сложными. Для качественного их выполнения требуются специальные съемники, оправки, прессовые приспособления, а также специальные контрольные приспособления и контрольно-измерительные приборы. Поэтому ремонт КПП, связанный с их разборкой-сборкой, выполняется обычно на специализированных постах или участках АРП, укомплектованных соответствующими стендами, приспособлениями и приборами. Последовательность разборки-сборки КПП определяется конкретной ее конструкцией. Процесс разборки-сборки коробки передач рассмотрим на примере КПП переднеприводного легкового автомобиля среднего класса.
Сборку коробки передач выполняют на специальном стенде с поворотной плитой (рис. 16.10) с помощью специальных ключей и оправок.
Перед сборкой коробки передач все детали тщательно промывают, удаляют остатки смазки, очищают шлицевые поверхности и отверстия в деталях. Подшипники продувают сжатым воздухом, при этом не допуская чрезмерно быстрого вращения колец. Техническое состояние поступивших на сборку деталей тщательно контролируют и, если необходимо, проводят контрольные замеры базовых поверхностей.
Для сборки картер коробки передач устанавливают на стенд или деревянную подставку и фиксируют на поворотной плите 2 с помощью рычагов 1.
Последовательность сборки коробки передач определяется конкретной конструкцией. При ремонте трансмиссии последовательность разборки агрегата — обратная сборке.
В переднеприводных автомобилях блок цилиндров двигателя, картеры сцепления, главной передачи, коробки передач и ее крышка образуют единый агрегат с тремя опорами.
В нише на дне картера главной передачи при сборке устанавливают магнит для удаления из масла металлических частиц и продуктов износа. Магнит зафиксирован выступом на фланце картера коробки передач.
При соединении картеров главной передачи и коробки передач необходимо проверить состояние поверхности оси сателлитов, по-
Рис. 16.10. Стенд для сборки КПП переднеприводного автомобиля:
- 1 — рычаги для фиксации КПП;
- 2 — поворотная плита луосевых шестерен и шестерен главной передачи, сателлитов и посадочных поверхностей под подшипники.
Перед сборкой картеров коробки передач, редуктора главной передачи и крышки следует убедиться, что на этих деталях нет трещин, сколов; на поверхностях расточек для подшипников и штоков — глубоких рисок и повреждений. На поверхностях их сопряжений не должно быть забоин, приводящих к потере герметичности стыков и появлению несоосности валов. Незначительные повреждения торцов привалочных поверхностей следует устранить притиркой на плите. Если детали сильно повреждены, их необходимо заменить новыми.
В связи с тем что картер главной передачи и картер коробки передач для получения соосности и перпендикулярности осей главных отверстий обрабатываются совместно и составляют комплект, разукомплектовывать их не допускается.
Для определения пригодности картеров к сборке надо помимо прочих общих проверок выполнить контроль параллельности, перекоса и перпендикулярности осей главных отверстий (рис. 16.11) с помощью специальных калибров-скалок (рис. 16.12).
Контроль перекоса осей главных отверстий картеров показан на рис. 16.11, а, параллельности осей — рис. 16.11, б, перпендикулярности — на рис. 16.11, в. Конструктивное исполнение калибров- скалок следующее: 1 — шейки для замеров; 2 — базовые пояски на съемных втулках; 3 — базовый поясок на скалке для ведущей шестерни главной передачи; 4 — базовый поясок на скалке под ось дифференциала; 5 — базовый поясок на скалке для первичного
Рис. 16.11. Контроль перекоса (а), параллельности (б), перпендикулярности (в) и межцентрового расстояния (г) осей главных отверстий картера вала; 6 — выемка для прохождения скалки для контроля оси дифференциала.
Контроль межцентрового расстояния между осями главных отверстий картеров производится по скалкам с помощью микрометра (рис. 16.11, г).
Рис. 16.12. Калибры-скалки для контроля перекоса, параллельности, перпендикулярности и межцентрового расстояния осей главных отверстий
- 1 — шейки для замеров; 2 — базовые пояски на съемных втулках;
- 3 —базовый поясок скалки для ведущего колеса механизма главной передачи; 4 — базовый поясок скалки под ось дифференциала;
- 5 — базовый поясок скалки для ведущего вала; 6 — выемка для прохождения скалки, контролирующей ось дифференциала
Картеры, входящие в комплект, маркируются на днище общей цифровой меткой.
Перед сборкой картеров необходимо проверить наличие штифтов 3 в картере главной передачи, используемых для установки по ним картера коробки передач (рис. 16.13).
Рис. 16.13. Установка картера КПП на картер механизма главной пердачи:
/ — картер КПП; 2 — картер механизма главной передачи; 3 — штифт для центрирования картеров
При сборке коробки передач следует руководствоваться следующими общими указаниями завода — изготовителя автомобиля:
• детали, предназначенные для сборки, должны быть тщательно промыты;
- • подшипники распаковывать непосредственно перед установкой в узел. При их установке не следует удалять с них смазку завода- производителя;
- • запрессовку подшипников необходимо производить плавно под прессом с упором оправки в напрессовываемое кольцо и в вал или корпус в зоне прессования во избежание повреждения колец. Применение молотка для напрессовки подшипников не допускается. Подшипники со съемными и разъемными кольцами разукомплектовывать и менять местами кольца при сборке не допускается;
- • уплотнительные прокладки во избежание течи масла по разъемам рекомендуется покрыть тонким слоем смазки ЛИТОЛ-24, ГОСТ 21150-95. подтяжку болтов и гаек крепления картерных деталей производить постепенно (крест-накрест);
- • крепежные детали следует затягивать, руководствуясь величинами моментов, рекомендуемых заводом-изготовителем.
Сборку синхронизаторов необходимо производить с применением специальных приспособлений. Раздача торцов пальцев производится способом радиальной клепки на специальных станках. Иной способ клепки недопустим, так как при этом деформируются кольца и не обеспечивается плотное закрепление пальцев в гнездах.
Установка синхронизатора 2 в специальное приспособление для радиальной клепки торцов пальцев 5 (при этом пальцы должны упираться в основание 3 приспособления) показана на рис. 16.14. Втулка 1 используется для базирования в приспособлении верхнего кольца синхронизатора, а движок 4 — для фиксации пальцев синхронизатора. После расклепки блокирующие пальцы должны плотно, без люфтов удерживаться на кольцах. Торцы пальцев не должны выступать над поверхностью колец, а кольца не должны иметь остаточной деформации. Усилие перемещения муфты из нейтрального положения во включенное должно быть в пределах 100. 140 Н. Муфта в ней-
Рис. 16.14. Установка синхронизатора в специальное приспособление для раздачи торцов пальцев:
1 — втулка базирования верхнего кольца синхронизатора в приспособлении; 2 — верхнее кольцо; 3 — основание приспособления; 4 — движок для фиксации пальцев синхронизатора; 5 — пальцы синхронизатора тральном положении должна свободно перемещаться в радиальных направлениях относительно блокирующих пальцев.
При сборке синхронизаторов коробки передач используются специальные щипцы для монтажа пружины синхронизатора (рис. 16.15).
Рис. 16.15. Сжатие пружины синхронизатора при монтаже:
- 1 — щипцы; 2 — муфта;
- 3 — стопорное кольцо; 4 — пальцы (их хвостовики)
Пружина заводится в муфту 2, радиальным перемещением вводится в паз муфты, сжимается щипцами / и устанавливается внутри пальцев 4 надвиганием муфты на пальцы до стопорного кольца 3.
При установке игольчатых подшипников на валы шейки последних смазывают моторным маслом. Сами подшипники следует устанавливать только их осевым перемещением со стороны торцов валов, передвигая поверх шеек вала увеличенного диаметра с раскрытым замком сепаратора, не допуская излишней деформации сепараторов. Смонтированные подшипники должны размещаться на шейках валов и при замкнутом замке свободно вращаться. Шестерни должны легко и плавно вращаться на подшипниках.
Запрессовку колец подшипников, шестерен и ступиц, устанавливаемых на валы с натягом, следует производить на прессе (для всех деталей аналогично) в соответствии с рис. 16.16, где показана запрессовка ступицы синхронизатора 2 на первичный вал 4, закрепленный в призматической опоре 5. Оправка пресса 1 перемещает ступицу 2 до упора в ведущее колесо 3.
Рис. 16.16. Запрессовка ступицы синхронизатора на ведущий вал:
- 1 — оправка пресса; 2 — ступица; 3 — ведущее колесо 3-й передачи;
- 4 —ведущий вал; 5 — призматическая опора
Установку стопорных колец для осевой фиксации на валах шестерен и ступиц производят специальными щипцами и оправкой, преодолевая усилие пружинной шайбы и не допуская при этом излишней деформации колец. Необходимо при этом следить, чтобы кольца входили в кольцевые канавки валов, а примыкающие к ступицам шестерни не задевали поверхностью отверстий за стопорные кольца.
Шпонки шестерен должны плотно входить в пазы вала.
При установке свободно вращающихся зубчатых колес необходимо измерять щупом их осевой зазор в окончательно смонтированном на валу положении (рис. 16.17, а), который должен быть не менее 0,1 мм. Кроме того, следует проверять и осевой свободный ход синхронизатора в сборе на валу (рис. 16.17, б), который для синхронизаторов первой—четвертой передач должен быть не менее 1,3 мм, а для синхронизатора пятой передачи — не менее 0,8 мм.
Рис. 16.17. Контроль осевого зазора свободно вращающегося зубчатого колеса на валу (а) и проверка осевого свободного хода синхронизатора (б)
При сборке картера коробки передач во избежание повреждения задних подшипников валов и гнезд под штоки в картере осуществляют центровку валов и штоков по соответствующим гнездам картера. При сборке необходимо следить за тем, чтобы первичный вал, упираясь в технологический упор, находился в рабочем положении в осевом направлении.
После предварительной подсборки картер коробки передач закрепляется болтами на картере главной передачи и в него устанавливаются шарики-фиксаторы, пружины и крышка фиксаторов штоков с последующей затяжкой крепежных болтов.
Затем на первичный и вторичный валы устанавливаются втулки и кольца, примыкающие к шестерням пятой передачи. Ведомая и ведущая шестерни пятой передачи монтируются на соответствующих валах таким образом, чтобы ведущая шестерня легко и плавно вращалась на втулке, а ведомая шестерня была запрессована на вторичный вал. Используя специальные ключи, затягивают самоконт- рящуюся гайку вторичного вала (рис. 16.18, а), а после запрессовки на первичный вал ступицы с синхронизатором и установки вилки затягивают болт крепления первичного вала с последующей фиксацией его от отворачивания.
После завершения операции сборки с помощью индикаторного приспособления 2 проверяется осевой свободный ход первичного 3 и вторичного 1 валов (рис. 16.18, б).
Предварительно собрав механизм переключения передач и проверив взаимодействие переключателя передач с плунжерами, крышку картера устанавливают на коробку передач, у которой предварительно включают четвертую передачу.
Рис. 16.18. Затягивание динамометрическими ключами болта крепления ведущего вала (а) и проверка осевого свободного хода ведущего и ведомого валов (б):
1,2 — динамометрические ключи; 3 — муфта синхронизатора; 4 — вилка ведомого вала; 5 — индикаторный прибор; 6 — болт крепления ведущего
При разборке-сборке коробок передач автомобилей (КПП) для повышения производительности и качества разборочных работ широко применяются стенды, съемники и приспособления.
Ведомый вал выпрессовывают с помощью специальной бронзовой оправки, устанавливаемой в торец его переднего конца до упора шестерни первой передачи в стенку картера, после чего съемником из набора ПИМ- 192В снимают задний подшипник с вала.
При разборке ведомого вала КПП замочное кольцо крепления шестерен четвертой и второй передач снимают с помощью двух отверток, а передний подшипник и шестерни с промежуточного вала — приспособлением (рис. 16.19), состоящим из двух полуцилиндричес- ких половин.
Рис. 16.19. Приспособление для разборки ведомого вала КПП: а — установка промежуточного вала в приспособление; б — снятие зубчатых колес постоянного зацепления с вала
При сборке КПП используют различные приспособления. Так, замочные кольца шестерни постоянного зацепления на промежуточном и ведомом валах устанавливают с помощью пустотелых оправок; для запрессовки сальников 2 в крышку 1 применяют оправку 3 (рис. 16.20), а ведущего вала — специальное приспособление для пресса.
Рис. 16.20. Конструкция приспособления для запрессовки сальника в крышку:
1 — крышка; 2 — сальник; 3 — оправка
Для выявления дефектов сборки у собранных коробок передач проверяют следующие параметры.
Наличие нейтрального положения — в коробке передач, находящейся на «нейтрали», первичный и вторичный валы должны быть разъединены. При заторможенном вторичном вале первичный вал должен легко и без заеданий прокручиваться рукой. Необходимо выполнить не менее четырех оборотов. Момент торможения не должен превышать 29 Н • см.
Усилие избирания, включения передач, шумность работы на передаче, отсутствие течи, отсутствие перегрева, надежность блокировки заднего хода при включении пятой передачи. Испытание проводится на специальном безнагрузочном стенде 1, который обеспечивает вращение коробки передач 2 за первичный вал (рис. 16.21).
Рис. 16.21. Испытание КПП на безнагрузочном стенде: 1 — стенд; 2 — КПП
Разборка и ремонт коробки передач
Подробная пошаговая инструкция по разборке и сборке коробки передач автомобиля ВАЗ 2110 и её ремонт. Смотрите видео и фотоматериалы процедуры.Подробная пошаговая инструкция по разборке и сборке коробки передач автомобиля ВАЗ 2110 и её ремонт. Смотрите видео и фотоматериалы процедуры.
Приступая к разборке коробки передач, надо отметить, что если в коробке передач, когда её ремонтировали, были заменены одна из деталей: подшипники или корпус дифференциала, картер сцепления, тогда необходимо произвести замену регулировочного кольца подшипников дифференциала. А затем уж приступать к разборке самой коробки.
Мы производили разборку и ремонт коробки передач автомобиля ВАЗ 2110.
Пошаговая инструкция по разборке коробке передач:
1. Коробу передач снять с машины, почистить её от различных загрязнений и помыть с наружной стороны.
2. Указатель, который показывает уровень масла, необходимо вынуть из коробки передач.
3. Коробку передач поставить в вертикальном положении на картер сцепления и открутить болтик под номером 1 с плоской шайбой, и две гайки под номером 3 с пружинной шайбой, которые крепят кронштейн троса сцепления. Этот кронштейн, открутив все болтики, снять с коробки передач.
4. На крышке, которая находится сзади, открутить все оставшиеся болтики крепления (их четыре штуки).
5. Снять эту крышку. Для этого, с помощью отвёртки надо приподнять прилив, находящийся на крышке.
6. Болт с пружинной шайбой, который держит вилку для пятой передачи, следует открутить.
7. Затем надо валы коробки передачи предотвратить от прокручивания. Для этого их нужно зафиксировать: муфту синхронизатора и вилку передвинуть вниз на включённой пятой передаче так, чтобы шестерня и шлицы муфты соединились, после этого включить третью или четвертую передачу, сделав перемещение штока выбора передач.
8. Необходимо гайку крепления первичного вала расконтрить и открутить. Это нужно постараться, потому что гайка очень туго закручена.
9. Затем проделать тоже самое с вторичным валом, как и с первичным.
10. В пятой передаче приподнять с помощью отвёрток ведомую шестерню (делая это, спрессовывается ступица синхронизатора с вала). Совместно с шестерней надо снять синхронизатор и вилку вторичного вала. Но обязательно нужно проследить, чтобы муфта синхронизатора не съехала и осталась на ступице, так как шарики, которые фиксируют синхронизатор, могут рассыпаться.
11. Сверху в синхронизаторе снять упорную пластину, и потом в самом синхронизаторе в пазе муфты достать вилку.
12. С синхронизатора также должна быть снята шестерня пятой передачи и блокирующее кольцо (1). Надо пронумеровать блокирующее кольцо (1) и муфту (2), и снять кольцо. Это надо сделать, чтобы поставить кольцо в таком же положении, как и было, потому, что при работе зубья муфты и кольца уже приработались друг к другу. Если нет причин разбирать синхронизатор, тогда его надо чем-нибудь связать, для того, чтобы он не развалился.
13. На вторичном вале снять втулку.
14. На первичном вале находится ведущая шестерня пятой передачи. Её сначала надо снять и запомнить, как она стояла.
15. Снять пластину подшипников (1). Для этого взять ударную отвёртку и открутить четыре болтика с пружинными шайбами на креплении пластины подшипников. На вторичном вале снять шайбу упорную (2).
16. Приподнять два вала рукой и снять с них стопорные кольца подшипников.
17. Открутить фиксаторы и вынуть оттуда шарики вместе с пружинами.
18. Затем открутить фиксатор заднего хода, снять кольцо для уплотнения, и вынуть пружину фиксатора.
19. Достать шарик фиксатора, наклонив для этого коробку.
20. На креплении картеров коробки передачи открутить двенадцать гаек и болтик с пружинными шайбами. Запомнить место для держателя (1) и рым (2). Технологическая заглушка (3) также должна быть снята.
21. Вдоль картеров находятся три специальных паза. Вставить туда отвёртку и отсоединить картер сцепления от картера коробки передач.
22. Приподнимая картер коробки передач, повернуть его влево до той поры, пока картер не выйдет из-под шестерни. Затем произвести снятие картера коробки передач с картера сцепления.
23. На креплении вилок первой, второй, третьей и четвертой передач открутить болтики.24. Приподнимая шток переключения для первой и второй передачи, проследить, когда он выйдет из опоры (3), и тогда повернуть его влево до той поры, когда головка (1) перестанет цепляться за блокировочную скобу (2). Снять шток с вилкой, для этого вынуть вилку штока (4) из паза муфты синхронизатора. Если снимать вилку со штоков нет нужды, то и не надо, так как можно потом перепутать их.
25. Головку штока переключения третьей и четвертой передачи необходимо отсоединить от рычага выбора передач, повернув шток. Дальше приподнять шток, чтобы он не имел опоры, и снять шток с вилкой, вынув их из паза муфты синхронизатора.
26. Шток включения пятой передачи вынуть из опоры, повернув его, и достав головку, которая соединялась с блокировочной скобой.
27. Произвести снятие оси промежуточных шестерён заднего хода.
28. Промежуточную шестерню снять. Чтобы это сделать, надо промежуточную шестерню заднего хода сдвинуть до механизма выбора передач, повернуть на 30-40 градусов и вывести из-под шестерён вала.
29. Произвести снятие первичного и вторичного валов одновременно, немного раскачивая их.
30. В картере сцепления снять дифференциал.
31. На креплении в механизме выбора передач открутить три болтика с пружинными шайбами и снять тот механизм.
32. В картере сцепления вынуть магнит.
33. На корпусе привода спидометра с ведомой шестерней открутить гайку и снять сам корпус. Если у уплотнительного кольца корпуса нет упругости, или оно порвано, его надо заменить.
34. Под выключателем света заднего хода есть место металлического уплотнительного кольца, поэтому выключатель открутить. Он находится в картере коробки передач.
35. Затем выпрессовать подшипник вторичного вала специальным съёмником или отвёрткой.
36. Маслосборник, который находится под подшипником, снять.
37. Выпрессовать подшипник первичного вала специальным съёмником. Если такого не имеется, тогда необходимо согнуть проволоку в форме крючка, вставить её в паз картера и крючок поместить под подшипник. Отвёрткой выпрессовать подшипник из картера, подложив под отвёртку деревянный брус и стучать по отвёртке молотком, переставляя крючок в пазах.
38. В картере сцепления, взяв подходящую оправку, запрессовать до самого упора новые подшипники передние.
39. Сдвинуть кромку в защитном чехле штока выбора передач с помощью отвёртки. Кромку сдвигать вместе с опорной втулкой штока.
40. Сдвинуть шток, открутив болтик на креплении рычага выбора передач, и снять этот рычаг. Затем в картере сцепления вынуть шток выбора передач.
41. При необходимости заменить шарнир штока, надо защитный чехол на нем отодвинуть и открутить болтик на креплении шарнира. На болтик для прочности был нанесён клей ТБ-1324. Поэтому перед сборкой болтик почистить и нанести этот клей. Если чехол защитный в шарнире штока потрёпан или не эластичный, то его надо заменить.
42. Заменить картер сцепления. Для этого с катера снять вилку выключения сцепления и подшипник, затем выпрессовать сальники.
43. В картере сцепления и коробки передач необходимо проверить все поверхности крышку заднюю. Если есть небольшие повреждения, их можно зачистить шлифовальной шкуркой, а при значительных повреждениях, какой-нибудь части, таких как трещины, сколы, вмятины, её следует заменить.
44. Затем проверить картеры сцепления и коробки передач на их целостность. В случае каких-либо изъянов картер подлежит замене.
45. Проверить роликовые подшипники. Если ролики, дорожка качения или сепаратор повреждены, то их надо заменить и установить на вал, учитывая, что при замере радиального зазора, его величина должна быть не более 0,07 мм. Если существует люфт в подшипнике, то его также необходимо заменить.
46. При проверке штоков переключения передач, заменить их, если они согнуты, имеются заусеницы или задиры, лунки под фиксаторы отработали свой срок или есть неровности. Также заменить вилки при их дефекте (например, изношены лапки или вилки согнуты).
47. Проверить сальники полуосей. Если имеются какие-нибудь надрывы, они имеют плохой вид, кромка неровная или с вырванными частями, с наплывами резины, пружина растянута или сломана, то сальники поменять.
48. Стоит также произвести проверку и, если надо, замену сальника штока выбора передач и сальника первичного вала.
49. При проверке магнита, если он целый, то его просто почистить от загрязнений, а если есть небольшие трещинки или он уже плохо магнитит, то его стоит заменить.
50. Поверхности картеров коробки передач и сцепления, а также заднюю крышку очень хорошо почистить от герметика.
51. Зубья шестерён должны войти в зацепление и установлены в картер сцепления, а затем уж установить валы.
52. При установке вилок на штоки переключения передач, необходимо знать: 1 – шток вместе с вилкой переключения для первой и второй передач, а 2 – шток вместе с вилкой переключения для третьей и четвертой передач.
53. Все детали, которые вращаются, необходимо хорошенько смазать с помощью трансмиссионного масла.
54. Поместить магнит на своё место.
55. Необходимо установить картер коробки передач на картер сцепления, при этом надо обязательно все соприкасающиеся поверхности смазать герметикам для лучшего соединения друг с другом. Также смазать герметикам соприкасающиеся поверхности, когда будете соединять заднюю крышку с картером коробки передач.
Видео по разборке КПП ВАЗ 2109:
Источник https://ustroistvo-avtomobilya.ru/to-i-tr/remont-korobki-peredach/
Источник https://studref.com/609867/tehnika/remont_korobki_peremeny_peredach
Источник https://fastmb.ru/autoremont/73-razborka-i-remont-korobki-peredach.html