Техническое обслуживание смазочной системы.

Техническое обслуживание смазочной системы заключается в проверке уровня масла и доведении его до нормы, проверке герметичности соединений, очистке и промывке системы вентиляции картера, своевременной замене масла и полнопоточного масляного фильтра (обычно одновременно с заменой масляного фильтра заменяют также воздушный фильтр).

Ежедневно необходимо проверять уровень масла в картере при помощи маслоизмерительного стержня с двумя метками: нижняя — «MIN» — соответствует минимально допустимому уровню масла в картере, а верхняя — «МАХ» — максимальному уровню. При эксплуатации двигателя уровень масла должен находиться между этими метками.

Через 10 000. 15000 км пробега необходимо заменить масло в двигателе (при использовании высококачественных, особенно синтетических импортных масел возможно увеличение периодичности замены масла, однако при этом необходим контроль его качества).

Замена масла в двигателе производится в следующем порядке.

1. Сразу же после работы двигателя, пока масло имеет рабочую температуру, снять крышку маслозаливной горловины, вывернуть пробку сливного отверстия в поддоне картера и слить в посуду отработавшее масло (для полного слива масла необходимо не менее 10 мин). Заменить фильтрующий элемент масляного фильтра (на двигателе УЗАМ-412) или масляный фильтр в сборе (на остальных двигателях) и завернуть пробку сливного отверстия.

2. Залить в картер свежее масло до верхней метки маслоизмерительного стержня, закрыть крышку горловины.

3. Пустить двигатель, дать ему поработать 3. 5 мин и заглушить. Через 10 мин снова проверить уровень и при необходимости долить масло до верхней метки маслоизмерительного стержня.

Через 20 000. 30 000 км пробега при очередной замене масла следует проверить систему вентиляции картера крепления деталей и прочистить и промыть бензином ее детали: шланги, патрубки на корпусе воздушного фильтра и карбюратора, маслоотделитель, пламегаситель, золотник, регулирующий подачу картерных газов в карбюраторе, а также промыть смазочную систему.

Промывка смазочной системы может производиться и ранее вышеуказанного срока в том случае, если при снятии крышки клапанов будут обнаружены липкие смолистые отложения на деталях клапанного механизма и крышке распределительного вала, либо при сильной загрязненности отработавшего масла после большого (более 15 000 км) пробега автомобиля без смены масла. Для промывки применяют специальные моющие масла ВНИИНП-ФД, МСП-1 или МПТ-2М. Для этого после слива отработавшего масла заливают в систему моющее масло до метки «MIN» на маслоизмерительном стержне. Затем пускают двигатель и дают ему поработать с малой частотой вращения коленчатого вала в течение 10. 15 мин. Потом сливают моющее масло, заменяют полнопоточный фильтр и заливают свежее масло.

Для смазки двигателей применяются специальные моторные масла.

Маркировка отечественных моторных масел включает в себя: букву «М» (обозначающую моторное масло), цифровое обозначение класса масла по его кинематической вязкости с буквой «з» в индексе (указывающей на наличие загущающих полимерных присадок во всесезонном масле), буквенное обозначение группы масла по его назначению и эксплуатационным свойствам (буквы А, Б, В, Г обозначают группы масел, предназначенных соответственно для нефорсированных, мало-, средне- и высокофорсированных двигателей, Д — для высокофорсированных дизелей с наддувом и Е — для лубрикаторных смазочных систем дизелей, работающих на топливе с высоким содержанием серы), а также цифры или в индексе у буквенных обозначений групп масел Б, В и Г, указывающие, что масло предназначено соответственно только для карбюраторных или только для дизельных двигателей (отсутствие цифрового индекса означает, что масло является универсальным и предназначено как для дизельных, так и для карбюраторных двигателей).

В марке всесезонного масла класс его вязкости указывается дробью, в числителе которой приводится цифровое обозначение класса вязкости масла, характеризующее его кинематическую вязкость при -18 0 С, а в знаменателе — при 100 0 С. Например, марка моторного масла М-5з/10-Г! означает, что масло моторное (М), всесезонное, имеющее кинематическую вязкость при температуре -18 0 С 6000 мм 2/с (класс вязкости 5), а при температуре 100 0 С — 9,5. 11,5 мм 2/с (класс вязкости 10) с загущающими присадками (индекс з), предназначенное для высокофорсированных (Г), карбюраторных (индекс 1) двигателей.

Маркировка зарубежных моторных масел осуществляется в соответствии с классификациями Американского нефтяного института (API) и Общества инженеров-автомобилистов (SAE).

Классификация API предусматривает подразделение моторных масел на группы, обозначаемые двумя латинскими буквами, первая из которых показывает назначение масла (S — для бензиновых двигателей, С — для дизельных), а вторая характеризует степень форсирования двигателей, в которых масло используется, а также его свойства, и включает в себя следующие основные группы:

SD — масло для среднефорсированных бензиновых двигателей зарубежных автомобилей, выпущенных в 1968-197] гг. (соответствует группе В1 по отечественной классификации);

СВ — масло для среднефорсированных дизелей (соответствует группе В2);

SD/CB — универсальное масло для среднефорсированных дизельных и бензиновых двигателей (соответствует группе В);

SE — масло для высокофорсированных бензиновых двигателей зарубежных автомобилей, выпущенных в 1972-1979 гг., с высокими антиокислительными, моющими, противоизносными и др. свойствами (соответствует группе Г1);

СС — масло для высокофорсированных дизелей без наддува (соответствует группе Г2);

СЕ/СС — универсальное масло для высокофорсирванных бензиновых и дизельных двигателей (соответствует группе Г);

SF — масло для высокофорсированных бензиновых двигателей зарубежных автомобилей, выпускаемых в 1980-1988 гг., с особо высокими антиокислительными и противоизносными и высокими прочими свойствами;

CD — масло для высокофорсированных дизелей с наддувом (соответствует группе Д);

СЕ — масло для турбонаддувных дизелей выпуска после 1983 г.

Наиболее современные и высококачественные масла для бензиновых двигателей имеют маркировку SG и SH.

Классификация SAE предусматривает цифровое обозначение класса моторного масла, характеризующее его вязкость при температуре 100 0 С, а у зимних и всесезонных масел, у которых в цифровом обозначении класса имеется буква W (Winter — зима), класс масла характеризуется также его динамической вязкостью при отрицательных температурах и предельной температурой прокачиваемости.

Классификацией SAE предусмотрены следующие обозначения классов вязкости моторных масел:

OW — класс вязкости масла с параметрами кинематической и динамической вязкости соответственно не менее 3,8 мм 2/с при 100 0 С и не более 3250 МПа • с при -30 0 С и температурой прокачиваемости не выше -35 0 С;

5W — класс вязкости масла с параметрами соответственно не менее 3,8 мм:/с при 100 0 С и не более 3500 МПа • с при -25 0 С и не выше -30 0 С;

10W — класс вязкости масла с параметрами соответственно не менее 4,1 мм/с при 100 0 С и не более 3500 МПа-с при -20 0 С и не выше -25 0 С;

15W — класс вязкости масла с параметрами соответственно не менее 5,6 мм/с при 100 0 С и не более 3500 МПа • с при -15 0 С и не выше -20 0 С;

20W — класс вязкости масла с параметрами соответственно не менее 5,6 мм 2/с при 100 0 С и не более 4500 МПа • с при -10 0 С и не выше -15 0 С;

25W — класс вязкости масла с параметрами соответственно не менее 9,3 мм 2/с при 100 0 С и не более 6000 МПа • с при -5 0 С и не выше -10 0 С;

20, 30, 40 и 50 — классы вязкости моторных масел, имеющих кинематическую вязкость при 100 0 С в пределах соответственно 5,6. 9,3, 9,3. 12,5, 12,5. 1б,3 и 16,3. 21,9 мм 2/с.

В маркировке всесезонных моторных масел по классификации SAE аналогично маркировке наших отечественных масел. Цифровое обозначение класса масла состоит из двух частей: первая часть с индексом W характеризует вязкость масла при отрицательных температурах, а вторая — при 100 0 С. Например, маркировка моторного масла SAE 10W-30 означает, что данное масло является всесезонным и имеет динамическую вязкость не более 3500 МПа • с при -20 0 С, температуру прокачиваемости не выше -25 0 С и кинематическую вязкость в пределах 9,3. 12,5 мм 2/с.

Для отечественных легковых автомобилей рекомендуется использовать моторные масла, имеющие маркировку M-53 /10-Г1, М-63/10-Г1 и М-63/12-Г1, или соответствующую маркировку по API SE и SF и по SAE 15W-30, 15W-40, 10W-30 и 10W-40 отечественного производства («Ангрол», «ВЕЛО, «НОРСИ», «Спектрол» и др.) или выпускаемые зарубежными фирмами (ВР, Castrol, ELF, Mobil, Shell и др.) в соответствии с рекомендациями заводов-изготовителей автомобилей.

Смешивать моторные масла различных марок (особенно импортные с отечественными) при доливе масла в двигатель не рекомендуется, так как они могут существенно различаться по составу и в результате химического взаимодействия их компонентов свойства такой смеси могут оказаться значительно хуже, чем у каждого из смешиваемых масел по отдельности.

Ремонт и техническое обслуживание смазочной системы

Основными неисправностями смазочной системы являются:
1) подтекание масла в соединениях;
2) повышенное или пониженное давление масла в смазочной системе либо полное его отсутствие;
3) повышенный расход масла;
4) нарушение работы вентиляции картера двигателя.

Подтекание масла можно обнаружить при внешнем осмотре двигателя, а также по масленым пятнам на месте стоянки автомобиля. Эта неисправность устраняется подтягиванием крепежных элементов соединений.
Повышенное давление масла может быть следствием применения несоответствующего масла, которое имеет большую вязкость. Кроме того повышенное давление может возникнуть вследствие загрязнения маслопровода и заедания редукционного клапана в закрытом положении. Нормальное давление масла в прогретом двигателе должно составлять примерно 0,35-0,45 МПа. Давление контролируется при помощи указателя и контрольной красной лампы, расположенных на щитке приборов.

Читать статью  Ебанько – Машина: слушать, скачать, видео, минус, текст и аккорды песни группы EBAN’KO

Пониженное давление масла может быть следствием разжижения масла. Кроме этого пониженное давление может быть вызвано износом коренных и шатунных подшипников коленчатого вала и шестерен насоса, а также неплотным закрытием редукционного клапана или его заеданием в открытом положении. При появлении пониженного давления масла необходимо сразу определить его причину и произвести ее устранение.
Отсутствие давления масла может быть вызвано неисправностью масляного насоса или его привода. В некоторых случаях причиной прекращения работы масляного насоса является нарушение шлицевого соединения вала привода насоса и шестерни привода по причине их изнашивания.

При резком снижении давления масла до полного его отсутствия необходимо немедленно заглушить двигатель и проверить уровень масла. Если уровень масла соответствует норме, то нужно извлечь датчик давления масла и прокрутить стартером коленчатый вал двигателя. Если при вращении происходит выбивание наружу масляной струи, то это значит, что датчик давления масла неисправен, и его необходимо заменить. Если струя масла отсутствует, то это говорит о неисправности масляного насоса или его привода.

При отсутствии давления масла или при горящей контрольной лампе давления масла допускается продолжать движение автомобиля только в том случае, если точно установлено, что такие показания контрольно-измерительных приборов вызваны их неисправностью. Если причину понижения давления масла не удается выявить, то необходимо прекратить движение автомобиля и отбуксировать его на станцию технического обслуживания для устранения неисправности. Необходимо учитывать, что даже кратковременное движение автомобиля при отсутствии давления масла может привести к серьезным поломкам двигателя.

Повышенный расход масла может быть следствием его подтекания в соединениях. Кроме этого повышенный расход масла может быть вызван его попаданием в камеры сгорания из-за изнашивания маслоотражательных колпачков клапанов, износом деталей цилиндропоршневой группы, а также результатом повышенного уровня масла в результате его перелива. Кроме того, повышенный расход масла наблюдается в период обкатки нового автомобиля в первые 5000 км пробега.

Нарушение работы системы вентиляции картера двигателя происходит в результате попадания грязи в нее. Наиболее опасным является загрязнение маслоотражателя, трубок откоса картерных узлов, золотникового устройства карбюратора. Нарушение работы системы вентиляции проявляется в повышенном расходе масла, в повышении давления масла, а также в попадании масла в воздушный фильтр и карбюратор. Для того чтобы устранить нарушение системы вентиляции картера, необходимо прочистить, промыть и продуть сжатым воздухом маслоотделитель, золотниковое устройство карбюратора, трубки отсоса картерных газов.

Техническое обслуживание и ремонт системы смазки автомобиля

Система смазки автомобиля (рис. 20) должна обеспечивать бесперебойную подачу масла к трущимся поверхностям для снижения потерь мощности на трение, уменьшения износа деталей, защиты их от коррозии, отвода продуктов износа от трущихся поверхностей и тепла.

20

Рис. 20.
Система смазки автомобиля:
1 — пробка; 2 — прокладка (если нужно — заменяем); 3 — щуп уровня масла; 4 — прокладки (если нужно — заменяем); 5 — масляные выключатели; 6 — держатели масляного фильтра; 7 — масляный фильтр; 8 — корпус масляного насоса; 9 — шестерни; 10 — прокладка картера (если нужно — заменяем, следим за правильностью положения); 11 — прокладка (если нужно — заменяем); 12 — сливная пробка; 13 — всасывающий патрубок; 14 — кольцо круглого сечения (если нужно — заменяем); 15 — крышка маслонасоса с редукционным клапаном

От исправного состояния системы смазки, своевременного проведения технического обслуживания и устранения неисправностей в процессе эксплуатации автомобиля в огромной степени зависит надежность работы двигателя (рис. 21). В процессе эксплуатации автомобиля необходимо периодически проверять уровень и состояние масла в картере двигателя, своевременно менять масло, очищать и промывать фильтры, менять фильтрующий элемент тонкой очистки, следить за давлением масла в системе смазки, не допускать подтекания масла из фильтров, картера двигателя, соединений маслопроводов и масляного радиатора.

21

Рис. 21.
Принципиальная схема устройства и работы системы смазки двигателя:
1 — поддон картера; 2 — маслоприемник с сетчатым фильтром; 3 — масляный насос; 4 — редукционный клапан; 5 — полнопоточный фильтр; 6 — перепускной клапан; 7 — датчик указателя давления масла; 8 — главная магистраль; 9 — канал подачи масла к коренному подшипнику; 10 — оси коромысел; 11 — распредвал; 12 — коромысло привода клапана; 13 — канал подачи масла к механизму газораспределения; 14 — сверления в шейках и щеках вала

После пробега первых 5 тыс. и 15 тыс. км масло в двигателе автомобиля необходимо заменить. Затем замену следует производить через каждые 15 тыс. км. Масло меняют чаще при эксплуатации автомобиля с районах с холодным климатом, в горной местности, по плохим дорогам, в сельской местности. Одновременно со сменой масла меняют масляный фильтр, для снятия которого можно воспользоваться зубчатым кожухом или кожаным ремнем или просто надев рукавицы. При снятии фильтра масло вытекает, поэтому нужно подставить емкость. При установке фильтр заворачивают вручную, руководствуясь указаниями по его сборке и разборке. Фланец фильтра промывают бензином, резиновое уплотнение слегка смазывают маслом, затем в картер заливают чистое масло.

В случае неполадок в работе системы смазки прежде всего необходимо проверить уровень масла, затем его вязкость, правильность работы приборов контроля, исправность масляного насоса.

Во время эксплуатации автомобиля наиболее часто встречаются следующие неисправности системы смазки: снижение уровня масла, повышение или понижение его давления в системе, загрязнение масла, нарушение работы вентиляции картера двигателя, повышенный расход масла.

Снижение уровня масла может быть вызвано износом сальников, выгоранием масла, недостаточным уплотнением коленчатого вала, негерметичностью масляного картера.

Повышение давления в системе смазки может происходить из-за загрязнения каналов системы и масляного фильтра, из-за применения масла повышенной вязкости, отказа датчика давления масла, неисправности редукционного клапана.

Причинами пониженного давления могут быть недостаточный уровень масла в картере, заедание редукционного клапана в открытом канале, засорение маслоприемника, износ деталей масляного насоса, подшипников коленчатого вала и распределительного вала. При пониженном давлении масла в системе смазки на холостом ходу при прогретом двигателе необходимо в первую очередь проверить уровень масла в поддоне картера.

Проверяют уровень масла в поддоне картера при помощи щупа не ранее, чем через 7 минут после остановки двигателя. Для проверки необходимо вынуть щуп, протереть его ветошью и снова вставить в гнездо до отказа. Затем вновь вынуть щуп. След масла на нем показывает уровень масла в поддоне. Нормальный уровень масла находится между верхней и нижней метками на щупе.

Причинами быстрого изнашивания двигателя и его интенсивного старения могут быть длительная работа в режимах, отличающихся от номинальных (температура охлаждающей жидкости менее 60°С или более 100°С), попадание в масло охлаждающей жидкости, значительный износ деталей цилиндро-поршневой группы, применение несоответствующего масла.

Повышенный расход масла (падение уровня масла от номинального до отметки «MIN» на маслоизмерительном щупе при пробеге 1000 км ) проявляется при утечках масла, износе поршневых колец и поршней или цилиндров двигателя, поломке поршневых колец, закоксовывании прорезей в маслосъемных кольцах либо канавок поршней, износе или повреждении маслоотражательных колпачков клапанов, износе стержней клапанов либо направляющих втулок, нарушении работы системы вентиляции картера.

При внимательном осмотре можно найти течь масла, вызванную прокладками. Необходимо осмотреть крышки привода распределительного вала, крышки клапанного механизма, блока цилиндров, фильтра очистки масла, а также пробку заливного отверстия, штуцер датчика указателя давления, крышку маслоотделителя и уплотнитель маслокзмерительного щупа. Если обнаружены даже небольшие подтеки масла, значит, была нарушена герметичность системы смазки из-за поврежденных прокладок, сальников, ослабления креплений. Если протекает прокладка поддона картера двигателя, нужно снять картер и заменить прокладку. Для замены прокладки в большинстве дизельных автомобилей, а также в «Москвиче» и «Таврии» необходимо из двигателя слить масло, отвернуть все винты крепления нижней части поддона картера и снять ее, затем отвернуть все винты крепления верхней части поддона картера и также ее снять.

Для того, чтобы снять и установить поддон картера бензиновых двигателей зарубежных автомобилей и автомобилей ВАЗ, необходимо автомобиль поднять. Для различных автомобилей последовательность операций по снятию масляного поддона картера различна. Так, для того, чтобы снять и установить поддон на автомобиле «Опель Вектра», необходимо сначала снять переднюю выхлопную трубу, затем слить масло из двигателя и сразу же ввернуть в отверстие винт. Затем, если имеется кабель динамического контроля масла в ванне, его отсоединить. Далее отвернуть винты крепления крышки на коробке передач, потом все винты крепления поддона картера, снять его, а также снять крепления заборного патрубка и щиток. Снять картер, удалить остатки уплотнительной прокладки на стыковочной плоскости поддона, затянуть болты крепления всасывающей масляной трубы, герметиком покрыть стык.

После выполнения этих операций поставить новую прокладку и покрыть герметиком уплотняющие поверхности на закруглениях, установить поддон картера и закрепить его болтами, сильно не затягивая, чтобы не выдавить прокладку. Далее установка выполняется в последовательности, обратной снятию. После установки заливают масло, совершают пробную поездку, чтобы проверить, нет ли утечек в соединениях, и при необходимости подтягивают крепления. Подтягивать болты, винты и гайки крепления поддона картера и крышек необходимо осторожно, чтобы не сорвать резьбу. Для того, чтобы облегчить поиск возможной утечки, перед поездкой места стыков и уплотнений на двигателе снаружи посыпают тальком.

Вязкость масла снижается, если масло долго не меняется, а также в случае неисправностей в системе вентиляции картера. Вязкость масла (т.е. пригодность его для того или иного климата и времени года) обозначают на этикетке цифрами после букв SAE. Большая или маленькая буква W ставится в обозначении зимних марок: SAE 5 W, SAE 10 W. У летних марок никакой буквы не ставится: SAE 30. В маркировке вязкости всесезонных сортов сначала следует зимний показатель, затем — летний: SAE 10 W-50, SAE 15 W 50, SAE 10/W 30.

Читать статью  Шесть лучших сервисов Екатеринбурга для спортивных и повседневных автомобилей — DRIVE2

Необходимо своевременно производить очистку и промывку деталей системы вентиляции картера.

Нарушение работы системы вентиляции картера двигателя возникает при загрязнении маслоотражателя, золотникового устройства карбюратора, трубок отсоса картерных газов, проявляется оно в повышении давления в системе смазки, в попадании масла в воздушный фильтр и карбюратор, повышенном расходе масла.

Нормальная ли вязкость масла, можно определить на ощупь, растирая его между пальцами. Наличие значительных крупинок и ощущения тепла свидетельствует о том, что масло некачественно. Охлаждающую жидкость — воду в масле можно обнаружить, если слить стакан масла из поддона картера и в течение часа дать ему отстояться.

Появление охлаждающей жидкости в масле служит признаком того, что необходимо заменить прокладку головки блока цилиндров. Кроме того, разжижение масла может происходить за счет части бензина, которая не сгорает при отказе одного из цилиндров двигателя или при работе двигателя на переобогащенной смеси. Такое масло подлежит замене. Причину неисправности необходимо устранить.

Техническое обслуживание масляного насоса

После длительной эксплуатации автомобиля или при недостаточной производительности масляный насос снимают и разбирают. Все детали насоса промывают в керосине и продувают сжатым воздухом. Если есть трещины на крышке или в корпусе насоса эти детали заменяют новыми. После осмотра ведущей и ведомой шестерни насоса в случае их износа их также заменяют новыми. При проверке обе шестерни, установленные в корпусе насоса, должны легко вращаться рукой при прикладывании усилия к ведущему валику. В шестеренчатых насосах с наружным зацеплением шестерен щупом проверяют зазор между наружным диаметром ведомой шестерни и расточкой в корпусе насосе. В зависимости от модели двигателя предельно допустимый зазор составляет 0,22—0,25 мм, номинальный — 0,105—0, 175 мм (рис. 22, 23).

22

Рис. 22.
Измерение зазора между наружным диаметром ведомой шестерни и корпусом насоса (насос с внутренним зацеплением шестерен)

23

Рис. 23.
Измерение зазора между корпусом насоса и зубьями шестерен (насос с наружным зацеплением шестерен): 1 — щуп; 2 — ведущая шестерня; 3 — корпус насоса; 4 — ведомая шестерня

Кроме того, проверяют зазор между зубьями шестерен, он не должен превышать 0,20 мм. Линейкой и щупом измеряют зазор между торцами шестерен и плоскостью корпуса насоса. В зависимости от модели двигателя предельный зазор составляет 0,25 мм, номинальный — 0,140-0,215 мм. У шестеренчатых насосов измеряют диаметр шестерен и определяют зазор между осью и ведомой шестерней. Он должен находиться в пределах 0,017—0,057 мм, предельно допустимый зазор равен 0,1 мм. Зазор между валиком насоса и отверстием в корпусе должен находиться в пределах 0,016—0,055 мм.

Крышка насоса в зоне прилегания шестерен не должна иметь уступов. В случае необходимости ее фрезеруют или шлифуют. Максимальная толщина снимаемого слоя не должна превышать 0,2 мм.

Ремонтируя насосы с шестеренчатым приводом от распределительного вала, необходимо произвести дополнительные измерения. Так, определить износ зубьев ведомой шестерни привода насоса можно путем измерения толщины ее зубьев зубомером, Шестерню заменяют, если толщина ее уменьшена более чем на 0,15 мм по сравнению с номинальным размером. Определяют зазор между опорной шайбой и торцой корпуса привода, который не должен превышать 0,25 мм.

Если насосы имеют прокладку между крышкой и корпусом, то при ремонте насоса прокладка, изготовленная из паронита или картона толщиной 0,3 мм, заменяется новой. При установке прокладки не разрешается применять лак, краску или другие герметики, не допускается и установка более толстой прокладки, так как из-за этого снижается производительность насоса.

Если в двигателе установлен привод масляного насоса типа вал—шестерня, проверяют овальность втулок вала, их запрессовку в гнездах, а также совпадение смазочного отверстия во втулке с каналом в блоке цилиндров. Втулки в блоке цилиндров проворачивать нельзя. Измеряют также диаметры втулок и валика и определяют зазор между ними. Если зазор больше 0,15 мм, а также если имеются повреждения поверхностей этих деталей, втулки выбраковывают. После запрессовки втулок их обрабатывают развертками до получения надлежащего диаметра.

При осмотре вал привода насоса не должен иметь повреждений опорных шеек, а шестерня вала не должна иметь заметного износа и выкрашивания зубьев. Внутренняя поверхность втулки должна быть без задиров. Ослабление запрессовки и овальность втулки шестерни привода масляного насоса и распределителя зажигания не допускаются.

При ремонте масляного насоса разбирают редукционный клапан и промывают его гнезда растворителем. На клапане и гнезде не должно быть продольных рисок. Небольшие сколы и царапины плунжерных клапанов шлифуют наждачной бумагой. Во время проверки упругости пружины клапана при нажатии на пружину ее длина не должна уменьшиться более чем на 11—13 мм. Проверку работоспособности редукционного клапана производят также и нажатием на пружину или шарик, плунжер прутком из мягкого металла. Пружина или шарик, плунжер должны перемещаться без помех с некоторым сопротивлением.

В процессе эксплуатации автомобиля система вентиляции масляного насоса двигателя засоряется продуктами неполного сгорания топливно-воздушной смеси — картерными газами. При ремонте двигателя отсоединяют шланги, снимают и разбирают пламегаситель, маслоотделитель, сетку и промывают их в растворителе, бензине или керосине.

Техническое обслуживание датчика давления масла

По принципу действия датчик давления масла является включателем с нормально замкнутыми контактами. Если двигатель не работает и включено зажигание, напряжение от аккумулятора подается на контрольную лампу аварийного давления масла, которая расположена на панели приборов. После запуска двигателя создаваемое масляным насосом давление масла воздействует на мембрану датчика, которая, прогибаясь, размыкает контакты и прерывает цепь питания контрольной лампы.

Методика проверки датчика заключается в следующем. Необходимо отсоединить разъем от датчика и с помощью омметра проверить наличие контакта между выводом датчика и «массой». При неработающем двигателе и включенном зажигании цепь должна быть замкнута, т.е. омметр должен показывать нулевое сопротивление, а при работающем двигателе цепь должна быть разомкнута, т.е. омметр показывает «бесконечное» сопротивление.

При снятом датчике его работоспособность можно проверить таким образом: к выводу датчика и его корпусу подсоединяют омметр, в масляное отверстие датчика вставляют отрезок проволоки и слегка надавливают на мембрану. При нажатии цепь должна прерываться. Давление можно создать и сжатым воздухом, однако оно не должно быть слишком высоким, иначе возможно повреждение мембраны.

Замена масла

После ремонта системы смазки ее необходимо заполнить свежим маслом, подходящим для данного двигателя. Масло меняют на двигателе, разогретом до рабочей температуры (температура охлаждающей жидкости около 80°С). При смене масла под автомобиль необходимо подставить сосуд для сбора отработанного масла, открыть пробку заливного патрубка, затем вывернуть сливную пробку из поддона картера, которая находится в самой нижней точке картера, и полностью слить масло. Для этого необходимо выждать не менее 10 минут после открытия сливного отверстия. Затем нужно завернуть пробку, установив новую прокладку.

При замене масла меняют и масляный фильтр. Это делается не только из-за его загрязненности, но и в связи с тем, что в фильтре остается до 0,5 л загрязненного масла. Через одну замену масляного фильтра необходимо заменять и воздушный фильтр. При установке фильтр завертывают вручную.

При замене масла после 30 тыс. км пробега или раньше, если на корпусе подшипников распределительного вала обнаруживаются липкие смолистые отложения, рекомендуется промыть смазочную систему.

Для промывки смазочной системы необходимо: после остановки двигателя слить отработанное масло и, не снимая масляного фильтра, залить промывочное масло до отметки «MIN» на указателе уровня масла; запустить двигатель и дать ему поработать на этом масле 10-15 минут при минимальной частоте вращения коленчатого вала на холостом ходу; полностью слить промывочное масло и снять старый масляный фильтр; поставить новый масляный фильтр, залить масло, соответствующее сезону в руководстве по эксплуатации. Перед заменой масляного фильтра необходимо протереть чистой тряпкой место его установки и смазать резиновую прокладку фильтра свежим моторным маслом.

Заменив фильтр, в двигатель заливают свежее масло до середины между отметками «MIN» и «МАХ». Затем запускают двигатель и оставляют его работать на минимальных оборотах 1—2 минуты. Затем двигатель выключают; через пару минут, после того, как все масло стечет в масляный картер, проверяют уровень масла и при необходимости доливают.

Раз в 3 года или ранее, если на корпусе подшипников распределительного вала появляются липкие смолистые отложения, систему смазки промывают маслом ВНИИНП-ФД. При отсутствии такого масла можно использовать смесь, состоящую из 50% моторного масла и 50% дизельного топлива, или маловязкое масло типа веретенного, однако качество промывки при этом будет хуже. Промывать также можно и свежим моторным маслом. В дальнейшем после отстоя в течение суток его можно использовать при заливке.

Моторные масла типов CD и СЕ, предназначенные для дизельных двигателей, нельзя применять для бензиновых. Для современных бензиновых двигателей допускается применение только масел SG и SH. Масло самого высокого качества — SH для бензиновых и СЕ для дизельных двигателей.

При эксплуатации автомобиля необходимо использовать только те масла, которые рекомендованы руководством по эксплуатации автомашины.

Масла для двигателей

От качества и свойств применяемых смазочных материалов в большой степени зависят ресурс, надежность и безопасность автомобилей. Масла, предназначенные для поршневых двигателей внутреннего сгорания, являются моторными маслами. Их применяют для: уменьшения трения и износа деталей двигателя, а также для охлаждения поршней, подшипников коленчатого вала и других деталей; предотвращения прорыва газов из надпоршневого пространства в картер путем уплотнения лабиринта поршневых колец и обеспечения неподвижности; для защиты двигателя от коррозии и во время длительной стоянки; предотвращения образования нагара и отложений, нарушающих теплоотвод от поршней и подвижность поршневых колец.

Читать статью  Ремонт компрессора грузовых автомобилей

Кроме того, моторные масла применяют для предотвращения выпадения осадков в картере, маслопроводах, на сетке маслоприемника, под крышкой механизма газораспределения, крышкой привода агрегатов; нейтрализации кислот, образующихся при окислении масла и сгорании топлива; обеспечения быстрого увеличения давления в смазываемых узлах при холодном пуске двигателя.

Моторные масла должны быть совместимыми с материалами уплотнителей, например, резинами, и катализаторами нейтрализатора отработавших газов, они не должны оказывать отрицательного влияния на работоспособность свечей зажигания и вызывать преждевременное воспламенение рабочей смеси из-за образования зольных отложений в камерах сгорания.

Различают три типа моторных масел: минеральные, частично синтетические и полностью синтетические. В высокофорсированных современных двигателях работоспособны только легированные масла. Легированные масла содержат присадки — синтетические добавки к базовому маслу, которые придают маслу необходимые свойства или усиливают природные свойства базового масла. Содержание присадок может быть до 15% от общего объема моторного масла.

Масла, полученные путем очистки соответствующих фракций нефти от нежелательных веществ называют минеральными. Минеральные масла состоят из сложных смесей углеводородов, содержащихся в нефти. Синтетические базовые масла получают путем целенаправленных химических реакций, в результате которых образуются органические соединения с желательными свойствами. Это могут быть углеводородные жидкости, такие как алкилбензолы или эфиры. Они обладают низкой температурой застывания, стойки к окислению, меньше расходуются на угар.

Основным достоинством синтетического масла является его способность становиться более жидким при низких температурах и густым при высоких. Синтетические масла дороже минеральных в несколько раз. Из-за высокой их стоимости применяют частично синтетические масла, в которых основой является смесь высококачественного минерального базового масла и синтетических базовых компонентов.

Эксплуатационные свойства моторного масла и пробег автомобиля, в течение которого масло остается работоспособным, зависят от содержания в масле присадок и их эффективности, качества базового масла и его совместимости с присадками. Способность моторного масла выполнять различные функции проверяют путем испытаний в двигателях на стендах, методами лабораторных испытаний ряда физико-химических свойств и испытаниями во время эксплуатации двигателя автомобиля.

Главное свойство моторного масла — это его вязкость при определенных температурах. Вязкость является свойством масла оказывать сопротивление взаимному перемещению соседних слоев масла. Чем выше вязкость, тем гуще масло, и наоборот. Вязкость различают динамическую и кинетическую. В основу российского стандарта 17479.1—85 на маркировку автомобильных масел положены эксплуатационные свойства и кинематическая вязкость при 100 и — 18°С. Этот стандарт применяется и в некоторых странах СНГ.

По степени форсирования и типу двигателей, для которых эти масла предназначены, установлено 6 групп масел. Группа А предназначена для нефорсированных, группа Б — для малофорсированных, В — среднефорсированных и Г — высокофорсированных двигателей. Имеется еще и группа Д, предназначенная для высокофорсированных дизелей, и группа Е — для судовых и стационарных дизелей, работающих на топливе с большим содержанием серы. Масла групп Б, В и Г дополнительно подразделяют на карбюраторные (индекс 1) и дизельные (индекс 2). Отсутствие индекса говорит о том, что масло предназначено как для дизельных, так и бензиновых двигателей данной группы.

От вязкости масла зависят скорость его прохождения по системе смазки, легкость и быстрота пуска двигателя, уплотнение поршневых колец в цилиндре, степень очистки масла в фильтрах, расход масла и топлива, а также охлаждение трущихся деталей двигателя.

Вязкость масла зависит (при одинаковой температуре и давлении) от химического состава и структуры углеводородов, из которых оно состоит. Самой низкой вязкостью обладают парафиновые углеводороды, самой высокой — полициклические ароматические.

Лучшими вязкостно-температурными свойствами обладают парафиновые углеводороды. При увеличении температуры вязкость понижается, а при увеличении давления — возрастает. Масло с большей вязкостью лучше уплотняет поршневые кольца в цилиндрах и уменьшает прорыв газов из камеры сгорания в картер двигателя, что способствует наименьшему попаданию масла в камеру сгорания, что уменьшает расход масла и нагарообразование. Масло с большей вязкостью в меньшей степени подтекает через сальники и уплотнительные прокладки крышек картеров.

Повышение вязкости масла ухудшает его циркуляцию в системе смазки, охлаждение деталей и очистку поверхностей трения от загрязнений и продуктов изнашивания. Очень вязкое масло не обеспечивает жидкостного трения из-за затрудненного поступления к трущимся поверхностям. Меньшая вязкость масла требуется при относительно высоких скоростях перемещения трущихся деталей, поэтому для быстроходных двигателей применяют масло с меньшей вязкостью, чем для тихоходных. Если нагрузки на детали уменьшаются, вязкость снижают, при увеличении зазоров между деталями вязкость увеличивают.

Масла для двигателей обозначают буквой М и в зависимости от вязкости делят на классы. Условно масла можно разделить на зимние и летние. Обычно зимние масла применяют при температуре ниже — 5°, а летние — выше 20°С.

Летними маслами для двигателей легковых автомобилей считают масла повышенной вязкости типа М12Г, зимними — М8Г. Маркируя масло, применяют следующие обозначения: М — моторное масло; цифры после буквы М (4, 5, 6, 8, 10, 12, и т.д.) обозначают класс кинематической вязкости. Так, класс 6 означает, что при температуре 100°С масло имеет среднюю вязкость 6 сСт (в сантистоксах).

Иногда после цифры может применяться нижний индекс «з», что говорит об использовании в данном масле загущающей присадки, при этом масло имеет и определенную вязкость при -18°С. Такое масло является всесезонным и имеет двойное цифровое обозначение через косую черту. Буквы после цифр (А, Б, В, Г, Д, Е) обозначают принадлежность масла к определенной группе эксплуатационных свойств. Нижний индекс после букв: 1 — масло предназначено только для бензиновых двигателей; 2 — масло предназначено только для дизельных двигателей; отсутствие индекса означает, что масло унифицировано и может применяться как для бензиновых, так и для дизельных двигателей.

Например, приведенные обозначения моторных масел означают: М-8Г1—моторное масло имеет при температуре 100°С вязкость 8 мм 2 /С, по эксплуатационным свойствам относится к группе Г, предназначено для высокофорсированных двигателей; М—10Г2—моторное масло имеет при температуре 100°С вязкость 10 мм 2 /С, по эксплуатационным свойствам относится к группе Г и предназначено для высокофорсированных дизельных двигателей; М—6з/10Г1 — моторное масло имеет при температуре 100°С имеет вязкость 10мм 2 /С, по эксплуатационным свойствам относится к группе Г и предназначено для высокофорсированных бензиновых двигателей; М—10Г означает универсальное масло, предназначенное как для бензиновых, так и дизельных двигателей.

В наше время имеется большое разнообразие легковых автомобилей с разными условиями эксплуатации, поэтому моторные масла отечественных и зарубежных производителей классифицируют по трем основным признакам: вязкостнотемпературные свойства; область применения и уровень эксплуатационных свойств; наличие или отсутствие энергосберегающих свойств.

Вязкостно-температурные свойства моторных масел характеризуют зависимость вязкости масла от температуры холодного пуска двигателя при безгаражной стоянке автомобиля зимой до максимальной температуры масла в двигателе, работающем с максимальной нагрузкой. Вязкостно-температурные свойства классифицируют по системе SAE (Общество автомобильных инженеров). В настоящее время общепринятой стала классификация SAE J300. Согласно этой таблице моторные масла подразделяют на шесть зимних классов — W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25 W и пять летних — 20, 30, 40, 50, 60. Буква W означает, что масло зимнее. В этих обозначениях большим числам соответствует большая вязкость масла. Всесезонные масла, пригодные для круглогодичного применения обозначают сдвоенными номерами, один из которых указывает на зимний, а другой — летний класс: SAE5W—30, SAE 10W-40, SAE 20W—50 и т.д.

Для зимних масел установлены максимальные значения динамической вязкости при низких температурах и минимальные значения кинематической вязкости при 100°С.

Для летних масел установлены пределы кинематической вязкости при 100°С и минимальные значения динамической вязкости при 150°С. Каждый класс зимнего или всесезонного масла характеризуется двумя значениями динамической вязкости при температурах, различающихся на 10°. Таким образом, классификация по SAE информирует о диапазоне температуры окружающей среды, в котором масло обеспечит проворачивание коленчатого вала двигателя стартером, прокачивание масла насосом по системе смазки двигателя при холодном пуске и надежное смазывание летом при длительной работе на максимальном скоростном и нагрузочном режимах. Выбор вязкостно-температурных свойств моторных масел зависит от климатических условий, в которых эксплуатируется автомобиль.

Уникальными вязкостно-температурными свойствами и широким температурным диапазоном работоспособности обладают синтетические масла класса SAE 5W—50 и SAE 10W—60. Такие масла рекомендуют применять в регионах с резко континентальным климатом, в областях низких и высоких температур, в горных регионах.

Классификация SAE распространяется только на вязкостно-температурные свойства моторных масел. Для классификации масел по области применения и уровню качества предложена система API (Американский нефтяной институт), согласно которой моторные масла подразделяют на две категории: S (service), предназначенные для бензиновых двигателей, и С (commercial) — для дизельных. К категории S относят масла для четырехтактных бензиновых двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов, пикапов, к категории С — масла для дизельных двигателей. Масло может быть использовано как для бензинового, так и для дизельного двигателя, в таком случае оно имеет обозначение S/C.

Российские масла классов А1-96 и А2-96 различаются только тем, что масла А1-96 являются энергосберегающими. То же относится к маслам В1-96 и В2-96.

Источник https://studfile.net/preview/2014435/page:6/

Источник https://avtokriminalist.ru/poleznoe/ustroystvo-avto/96-tekhnicheskoe-obsluzhivanie-i-remont-dvigatelya/994-remont-i-tekhnicheskoe-obsluzhivanie-smazochnoj-sistemy

Источник https://tepka.ru/avtomehanik/17.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: