Ремонт автомобиля своими силами
В небольших организациях, где используются несколько автомобилей и нецелесообразно вводить в штатное расписание единицу слесаря по ремонту автомобилей, ремонт автомобиля, закрепленного за водителем, нередко осуществляется силами самого водителя. В данной статье мы рассмотрим, в каких случаях можно привлекать водителя к работам по ремонту закрепленного за ним автомобиля и как это правильно оформить.
По условиям выполняемой работы водители должны владеть слесарным делом в объеме, достаточном для самостоятельного устранения неполадок текущего характера, возникающих в процессе работы транспортных средств, и принимать участие в ремонте. В квалификационных характеристиках водителей приведены виды ремонтных работ.
Так, в тарифно-квалификационную характеристику профессии «Водитель автомобиля» в раздел «Характеристика работ» включены следующие работы:
– устранение возникших во время работы на маршруте движения мелких технических неисправностей автомобиля, не требующих разборки механизмов;
– выполнение регулировочных работ в дорожных условиях.
Отметим, что для бюджетных организаций законодательством предусмотрена специальная норма: в организациях с небольшим количеством автомобилей, где нет необходимости содержать специальный штат ремонтных и обслуживающих рабочих, водители полностью осуществляют работы по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей в свое рабочее время. Это, как правило, делается, если не представляется возможным выполнить эти работы на станции обслуживания или транспортном предприятии. Оплата труда водителей за время выполнения ремонтных работ производится как водителям автомобилей, в т.ч. с выплатой надбавки за классность и доплатой за особый характер работы (подп. 1.9 п. 1 Условий оплаты труда).
Объем слесарных работ, выполняемых водителем
Характер ремонтных работ, выполняемых водителем, зависит от его квалификации.
Так, водитель 3-го класса обязан устранить возникшие во время работы на линии мелкие эксплуатационные неисправности механических транспортных средств, не требующие разборки механизмов.
Водители 1-го и 2-го классов должны устранить возникшие во время работы на линии эксплуатационные неисправности (подвижного состава), требующие разборки механизмов, а также выполнить регулировочные работы в полевых условиях при отсутствии технической помощи.
Объем знаний слесарного дела для водителя указан в квалификационной характеристике:
– водитель 3-го класса должен владеть слесарным делом в объеме знаний слесаря 2-го разряда;
– водитель 2-го класса – слесаря 3-го разряда;
– водитель 1-го класса – слесаря 4-го разряда.
Следовательно, водители обязаны владеть не всеми видами слесарных работ, а лишь теми из них, которые указаны в их квалификационной характеристике, и в объеме, предусмотренном тарифно-квалификационной характеристикой слесаря соответствующего разряда.
Участие водителей в ремонте транспортного средства допускается при соответствии их квалификации и квалификационной характеристики выполняемых работ (п. 980 Межотраслевых правил).
ЭТО ВАЖНО! В раздел «Характеристика работ» ЕТКС включено описание только основных, наиболее часто встречающихся работ. Содержание, объем и порядок выполнения работ на каждом рабочем месте определяются ЛНПА нанимателя и устанавливаются технологическими картами, рабочими инструкциями и другими документами. Поэтому выполнение определенных видов работ нанимателю следует отразить в рабочей инструкции, с которой необходимо ознакомить водителя при приеме на работу.
Ремонтные работы необходимо производить в объеме, предусмотренном рабочей инструкцией водителя, разработанной на основе ЕТКС. Водитель не только вправе, но и обязан выполнить ремонт закрепленного за ним автомобиля, поскольку такие работы он выполняет в рамках своей основной трудовой функции (т.е. в качестве водителя) без дополнительного оформления и дополнительной оплаты.
Справочно:
порядок присвоения квалификационного разряда по профессии установлен Общими положениями ЕТКС.
Рассмотрим, при каких условиях наниматель может поручить водителю выполнение работ в большем объеме, чем предусмотрено его рабочей инструкцией (например, водителю 3-го класса поручено выполнение ремонтных работ, виды которых предусмотрены тарифно-квалификационной характеристикой слесаря 4-го разряда).
Какую работу можно поручить водителю?
Если же устранение поломки автомобиля требует выполнения работ, не предусмотренных характеристикой работ водителя автомобиля соответствующего класса и выходящих за рамки его трудовой функции, для привлечения водителя автомобиля к ремонту необходимо:
1) наличие у него соответствующей для выполнения работ квалификации;
2) надлежащее оформление.
Для водителя автомобиля подтверждением права на выполнение слесарных работ является наличие присвоенного ему в установленном порядке квалификационного разряда по профессии «слесарь по ремонту автомобиля». Квалификация слесаря по ремонту автомобиля должна подтверждаться наличием свидетельства о присвоении разряда по указанной профессии либо соответствующей записью в трудовой книжке о присвоении квалификационного разряда в установленном порядке.
Оформить привлечение водителя автомобиля к ремонту согласно законодательству можно несколькими способами:
1) установить в качестве трудовой функции работу по двум профессиям, закрепив обязанности слесаря по ремонту автомобилей в рабочей инструкции водителя автомобиля;
2) установить для водителя автомобиля совмещение обязанностей слесаря по ремонту автомобилей;
3) при необходимости осуществлять временный перевод водителя автомобиля на работу по профессии слесаря по ремонту автомобилей.
ЭТО ВАЖНО! Если работник выполняет дополнительную работу по профессии слесаря наряду с работой по основной профессии (водитель), то можно установить совмещение, за которое полагается доплата (часть первая и вторая ст. 67 ТК).
Образец приказа об установлении водителю легкового автомобиля совмещения обязанностей слесаря по ремонту автомобиля смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 24 журнала.
Оформляем временный перевод
Законодательством определено, что наниматель не вправе требовать от работника выполнение работы, не предусмотренной в трудовом договоре. Однако работнику может быть поручено выполнение работы по другой профессии в рамках перевода (например, в случае временного отсутствия работы по профессии, установленной трудовым договором).
Условием временного перевода в связи с простоем (например, в случае поломки автомобиля, закрепленного за работником) является наличие у водителя соответствующей квалификации по профес-сии слесаря, т.е. у данного работника должен быть ранее присвоенный в установленном порядке соответствующий разряд по профессии слесаря.
Временный перевод водителя оформляется приказом (распоряжением) с указанием причин перевода. При этом нанимателю не требуется согласия водителя на такой перевод, поскольку он обусловлен простоем.
Основанием для оформления приказа о переводе может являться, например, докладная записка непосредственного руководителя.
При оформлении временного перевода нанимателю и работнику необходимо выполнить ряд иных действий. При отсутствии в штатном расписании профессии слесаря ее необходимо ввести. Следует помнить, что работа, на которую переводится работник, не должна быть противопоказана ему по состоянию здоровья.
Справочно:
запись о временном переводе в трудовую книжку работника не вносится.
Кроме того, нанимателю нужно своевременно ознакомить работника с приказом о переводе, а также провести его стажировку по охране труда, оформить протокол проверки знаний и произвести запись в журнале регистрации инструктажей по охране труда о допуске к работе и т.д.
Временный перевод можно не оформлять
Можно обойтись и без временного перевода водителя на работу по профессии слесаря по ремонту автомобилей. Поскольку в трудовом договоре в качестве обязательного условия указывается трудовая функция работника, а согласно действующему законодательству она может осуществляться по одной или нескольким профессиям.
Во избежание оформления многочисленных документов можно при приеме на работу оформить трудовой договор на работу сразу по двум профессиям, если у работника есть соответствующая квалификация, которая подтверждается документом об образовании или иным документом об обучении.
При этом возможны 2 варианта такого оформления в зависимости от объема работ, выполняемых работником по одной и другой профессии:
– установить наименование профессии по наибольшему удельному весу выполняемых работ (например, «водитель автомобиля 2-го класса»);
– указать 2 наименования профессии через запятую («водитель автомобиля 2-го класса, слесарь по ремонту автомобилей 4-го разряда»).
В случае если работник получил вторую профессию, уже работая у нанимателя водителем, то это необходимо отразить в трудовой книжке с указанием разряда по полученной профессии.
Итак, если сложность выполняемых ремонтных работ соответствует квалификационной характеристике водителя, рабочей инструкции и трудовому договору, то оформлять временный перевод водителя на работу слесарем не нужно.
Однако, если ремонт необходимо произвести в объеме большем, чем предусмотрено этими документами, и если водителю в установленном порядке присваивалась соответствующая квалификация по профессии слесаря, наниматель может оформить:
– сочетание трудовых функций по 2 профессиям в трудовом договоре.
Последний вариант позволит сэкономить денежные средства и уменьшить количество оформляемых документов.
Образец приказа о временном переводе водителя на работу по профессии слесаря по ремонту автомобиля смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 23 журнала.
Документы:
Условия оплаты труда, общие для работников организаций, установлены в приложении 1
к постановлению Минтруда Республики Беларусь от 21.01.2000 № 6 (Условия оплаты труда).
Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном и городском электрическом транспорте, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь и Минтранса Республики Беларусь от 04.12.2008 № 180/128 (Межотраслевые правила).
Мелкий ремонт автомобиля водителем
Привлекаем водителей к ремонту и техническому обслуживанию автомобилей
Ремонт и техническое обслуживание автомобилей могут осуществляться не только слесарями по ремонту автомобилей, но и самими водителями, которые ими управляют. В каких случаях допускается такая ситуация, какие варианты привлечения к работе существуют, а также как при этом оплачивается труд, читайте ниже.
Согласно тарифно-квалификационной характеристике водителя автомобиля (выпуск 52 ЕТКС) в его обязанности входят устранение возникших во время работы на маршруте движения мелких технических неисправностей автомобиля, не требующих разборки механизмов, и выполнение регулировочных работ в дорожных условиях.
Документ:
выпуск 52 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденный постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 25.11.2003 № 147 (далее – выпуск 52 ЕТКС).
Кроме того, водитель автомобиля должен знать:
• назначение, принцип действия агрегатов, механизмов, приборов и оборудования, установленных на управляемом автомобиле;
• причины неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации автомобиля, и способы их обнаружения и устранения;
• правила эксплуатации аккумуляторных батарей, правила эксплуатации и нормы износа шин, принцип действия и порядок работы с техническими средствами диспетчерской связи и других систем;
• особенности технического обслуживания и ремонта автомобиля в дорожных условиях.
Техническое обслуживание и текущий ремонт автомобилей, как правило, должны осуществляться без привлечения водителей к выполнению этих работ. При постановке закрепленных за водителями автомобилей на ремонт или техническое обслуживание они должны быть обеспечены нанимателями работой по специальности на других автомобилях.
Однако на практике нередки случаи, когда наниматели привлекают водителей к участию в ремонте или техническом обслуживании автомобиля. Для того чтобы наниматель мог это сделать, водитель автомобиля должен иметь профессию слесаря по ремонту автомобилей с соответствующей квалификацией (как правило, это 3-й или 4-й разряд).
Полный текст читайте в журнале «Нормирование и тарификация труда», № 10/ 2018.
Полный текст статьи доступен для подписчиков журнала
Активируйте бесплатную подписку и читайте эту и еще 1576 статей без ограничений через минуту!
Мелкий ремонт автомобиля «висит» на водителе.
Средняя зарплата водителя на легковом автомобиле работодателя в Москве сегодня составляет 30 159 рублей в месяц. Наибольший интерес работодатели проявляют к шоферам с большим стажем работы.
От 20 000 рублей получают сегодня водители, которых работодатели не слишком высоко ценят. Требования на минимальную зарплату – опыт работы от полугода, отсутствие нареканий со стороны работодателя во время испытательного срока.
Большими считаются зарплаты водителей от 40 000 рублей в месяц. Их платят людям с опытом работы от 3 лет, с хорошим знанием города.
Работодатели говорят, что сейчас им есть среди кого выбирать на рынке труда. Именно поэтому они довольно разборчивы. Так, наибольшей популярностью пользуются водители, работавшие по трудовой книжке на такой же должности на предыдущем месте работы. Важным требованием является отсутствие судимостей и проблем с ГИБДД. Некоторые работодатели выдвигают более жесткие требования, принимая на работу только граждан Российской Федерации, отслуживших в рядах Вооруженных cил Российской Федерации, проживающих и имеющих постоянную регистрацию в Москве и ближайшем Подмосковье, без фактов лишения водительских прав.
Есть категория работодателей, среди которых востребованы экономные водители, расходующие топливо с умом и по минимуму. Ценится умение объезжать пробки и доставлять вовремя товары к месту назначения. Пунктуальность стоит на первом месте на тех вакансиях, где речь идет о доставке скоропортящихся продуктов.
В личных беседах работодатели говорят, что ценят порядочных шоферов, которым можно доверять материальные ценности, деньги. Опыт экспедирования грузов является важным преимуществом при трудоустройстве на работу в торговые организации.
Иногда работодатели выдвигают требование о знании шофером автомобиля. Это означает, что мелкий ремонт машины водитель должен взять на себя, если это конечно не тюнинг автомобилей. Иногда устранение мелких технических неисправностей входит в обязанности по должностной инструкции.
Зачастую большие споры вызывает совмещение водителем роли грузчика. Например, если шофер развозит по торговым точкам продукты, то иногда ему в обязанности вменяют разгружать машину. Согласие производить погрузочно-разгрузочные работы может повлиять на зарплату в сторону ее увеличения.
Больше всего зарабатывают водители, которые уверенно себя чувствуют за рулем любого автомобиля – отечественного и импортного, старого и нового. Ценится также возможность работать ночью.
Соц. пакет предлагают водителям 23% работодателей, но, по сообщению кадровых служб, сами шоферы предпочитают получать все деньгами, а не услугами. Оформление по ТК РФ гарантируется в каждом третьем объявлении, но часть расходов все равно возмещается водителям неофициально. Питание фигурирует в 14% объявлений, но реально их количество еще меньше.
Прописка/регистрация нужна в 36% случаев, а гражданство РФ – в 23%, но трудоустройство приезжих вполне возможно. Знание города фигурирует в 27% объявлений, но реально все работодатели хотят, чтобы шофер знал столицу как свои пять пальцев.
Источник https://www.spok.by/izdaniya/ya-spok/remont-avtomobilya-svoimi-silami_0000000
Источник https://www.nitt.by/izdaniya/nitt/privlekaem-voditelei-k-remontu-i-tekhnic_0000000
Источник http://www.vacansia.ru/info/melkij_remont_avtomobilja_visit_na_voditele.html