Доплата за ремонт после ДТП: с кого взыскать деньги — новости

Содержание

Должен ли виновник ДТП доплачивать потерпевшему из своего кармана?

Потерпевший сразу обратился в страховую и договорился урегулировать убытки без технической экспертизы. По соглашению он получил 120 000 Р , а через полгода написал, что потратил на ремонт 210 000 Р и долго ждал, пока машину восстановят. Просит, чтобы я возместил ему разницу в 90 000 Р и расходы на такси по чекам из приложения.

Ситуация кажется мне несправедливой. Потерпевший сам договорился на маленькую выплату и выбрал медленный автосервис. Он показал мне сомнительный заказ-наряд от какого-то ИП — я почти уверен, что там не все работы связаны с ДТП. К тому же машине потерпевшего 15 лет. Разве я должен платить за новые детали взамен сильно изношенных? Да и на такси он ездил ради личного комфорта, в нашем городе есть автобусы.

Подскажите, должен ли я доплачивать? Разве потерпевший не решает все денежные вопросы со страховой компанией? Я не хочу судебных разбирательств и предпочел бы заплатить, но только если действительно должен по закону.

Вы правы: именно страховая компенсирует потерпевшему расходы на ремонт авто. Но полис ОСАГО покрывает не всю вашу ответственность. Если ремонт стоил больше, чем заплатила страховая компания, потерпевший может взыскать деньги с вас: он понес убытки, а по закону их должны возместить полностью.

Но вы точно должны не 90 000 Р и можете не компенсировать расходы на такси. Объясню, как страховые рассчитывают стоимость ремонта и на какую сумму договориться с потерпевшим.

Как страховые компании возмещают ущерб по ОСАГО

В случае ДТП страховая компания обязана в приоритетном порядке направить потерпевшего на ремонт. Запчасти и работы она оплачивает напрямую СТО — это называют натуральным возмещением.

В некоторых случаях страховая может предложить потерпевшему деньги: до 400 000 Р на восстановительный ремонт и до 500 000 Р на возмещение ущерба здоровью. Бывает, что потерпевший не видит перспектив ремонта по направлению от страховой и настаивает на выплате.

Под восстановительным ремонтом понимают расходы на запчасти и работы по их замене. При этом стоимость запчастей рассчитывают с учетом степени износа по единой методике Банка России, чтобы владелец мог привести машину в состояние, в каком она была до аварии.

По закону максимальный износ деталей — 50%. То есть страховщик не может возместить меньше половины их рыночной стоимости. Чем меньше износ, тем больше компенсация. Страховая по-разному рассчитает сумму ремонта двух идентичных автомобилей с одинаковыми повреждениями, но разного года выпуска. Для более нового авто компенсация будет выше.

Если после ДТП потерпевший получил от страховой деньги и будет ремонтировать машину самостоятельно, есть риск, что ему придется доплачивать в мастерской из своих денег. Так случится, если страховая посчитает износ максимальным и выплатит половину стоимости деталей, а владелец автомобиля не найдет их за эти деньги даже на разборке или сразу решит ставить новые.

Скидка 35% на все курсы Учебника

Что произошло в вашем случае

По закону страховая компания виновника обязана осмотреть машину потерпевшего и зафиксировать повреждения. Дальше есть два пути:

  1. страховщик выдает потерпевшему направление на ремонт в конкретную организацию и потом напрямую оплачивает часть ремонта с учетом износа. Недостающую сумму придется доплатить потерпевшему;
  2. страховая предлагает денежную выплату, и потерпевший письменно на нее соглашается. Если нет разногласий по поводу повреждений машины и стоимости ремонта, экспертизу могут не проводить. В будущем оспорить сумму компенсации можно будет, только если в автомобиле найдут скрытые повреждения, которых нет в акте осмотра.

Если стороны не могут договориться о сумме выплаты, страховщик организует независимую техническую экспертизу и оценку, чтобы определить стоимость восстановительного ремонта.

В вашей ситуации потерпевший решил быстрее получить деньги от страховой, поэтому согласился на предложенную сумму и отказался от экспертизы. Скорее всего, по результатам независимой оценки он получил бы больше, но уже не может ничего требовать со страховой компании: она исполнила свои обязательства.

Чтобы компенсировать разницу между расходами на ремонт и страховой выплатой, потерпевший решил взыскать деньги с вас.

Должны ли вы доплачивать потерпевшему

С одной стороны, второй участник ДТП мог получить больше денег, если бы согласился на экспертизу. Однако выплата все равно была бы меньше фактических расходов, так как реальную стоимость запчастей страховая снижает на степень износа. Машине потерпевшего 15 лет, поэтому износ, скорее всего, сочли бы максимальным.

В этой ситуации вам придется компенсировать потерпевшему часть расходов на ремонт авто. Вот почему.

Во-первых, об этом говорит гражданский кодекс. По закону тот, чье право нарушили, может требовать от виновника полностью возместить убытки — в вашем случае расходы на ремонт авто.

Читать статью  Кузовной ремонт по ОСАГО СК Согласие — BMW X3, 3.0 л, 2017 года на DRIVE2

Если виновник застраховал свою гражданскую ответственность в пользу потерпевшего, он должен возместить разницу между фактическим размером ущерба и страховым возмещением, если его недостаточно, чтобы компенсировать причиненный вред.

Кроме того, так постановил Конституционный суд. До 2017 года в случаях, когда страховой выплаты на ремонт авто не хватало, взыскать деньги с виновника нельзя было даже через суд. Считалось, что ущерб от ДТП рассчитывается по методике Банка России, то есть с учетом износа, а значит, выплат по ОСАГО достаточно.

По обращению нескольких автовладельцев в вопросе разобрался Конституционный суд. Он пояснил, что страховая действительно должна учитывать степень износа, когда рассчитывает компенсацию. Но реальный ущерб может быть выше, и потерпевший вправе требовать разницу с виновника.

Судебная практика подтверждает, что вам лучше заплатить потерпевшему.

Например, в Крыму женщина получила от страховой виновника ДТП 51 000 Р на ремонт и потребовала с него еще 58 000 Р , чтобы полностью восстановить авто.

Три судебные инстанции ей отказали, так как сочли, что общая сумма ремонта не превышает страховой лимит в 400 000 Р . Значит, требовать доплаты нужно со страховой компании, а не с виновника ДТП.

Однако Верховный суд РФ пояснил, что страховая справедливо рассчитала выплату с учетом износа и выполнила свои обязательства. А убытки потерпевшего — это все расходы на ремонт автомобиля. Их нужно рассчитывать по рыночным ценам без учета износа, а доплачивать должен виновник.

Определение Верховного суда от 18.05.2021 № 127-КГ21-5-К4 PDF, 522 КБ

Нужно ли компенсировать расходы на такси

Платить за такси в вашем случае не придется. Если потерпевший захочет взыскать эти расходы через суд, ему нужно будет подтвердить их размер и необходимость передвигаться на такси вместо общественного транспорта. Как правило, это сложно.

На практике суды взыскивают деньги за такси в редких случаях. Например, если человек серьезно пострадал в ДТП и не мог добраться до больницы иначе.

Так, в Липецкой области женщина ездила на такси в больницу к пострадавшему в аварии сыну. Она потребовала взыскать 12 500 Р компенсации, но не смогла доказать, что поездки в принципе были нужны. А тем более на такси. Суд ей отказал.

В похожей ситуации житель Ростова требовал 83 000 Р . Он пострадал в ДТП, долго лежал в больнице далеко от дома, ходил на костылях и не мог пользоваться общественным транспортом.

Суд согласился взыскать только 32 800 Р за поездки пострадавшего в больницу и обратно, к ортопеду и на УЗИ. Еще в сумму включили расходы на такси, на котором жена привезла в больницу костыли и ортопедические подушки. Остальные поездки жены суд не учел — даже те, когда она привозила еду и лекарства.

В вашей ситуации потерпевший мог пользоваться общественным транспортом: в ДТП он не пострадал. Маловероятно, что суд согласится взыскать расходы на такси.

Аргумент, что машину долго ремонтировали, не имеет значения. Если бы потерпевший отдал ее страховой для ремонта, а не забрал деньги, по закону ему бы вернули автомобиль через 30 рабочих дней. Но потерпевший получил деньги на руки и отдал машину на СТО, которую выбрал сам. Вы не отвечаете за последствия его решения.

О какой сумме договариваться с потерпевшим

Сейчас второй участник ДТП требует заплатить разницу между страховой выплатой и реальными расходами на ремонт. Однако вы должны компенсировать только разницу между среднерыночными затратами на ремонт без учета износа и стоимостью ремонта с учетом износа: страховая ее не рассчитывала.

Если бы потерпевший решил проводить оценку, то получил бы от страховой компании деньги на ремонт с учетом износа, а возникшую в связи с износом разницу мог бы требовать с вас. Но он согласился на предложенную выплату, то есть понимал, что может получить меньше денег. Так что вы должны ему меньше, чем он просит.

Автомобиль старый, и не исключено, что независимая экспертиза могла признать полную гибель транспортного средства — в случае, если ремонт оказался бы дороже рыночной стоимости машины. При тотале компенсацию считают иначе: пострадавшему выплачивают разницу между рыночной стоимостью авто и стоимостью годных остатков. Эта сумма могла оказаться как раз в пределах 120 000 Р , и потерпевший не смог бы потребовать с вас деньги на ремонт.

Автосервис мог завысить стоимость работ. Заказ-наряд доказывает, что потерпевший заплатил за ремонт 210 000 Р конкретному ИП. Но неясно, насколько эти цены обоснованны. Может быть, они вдвое выше средних по городу.

Я рекомендую договариваться на половину требований потерпевшего — 45 000 Р . Примерно столько он сможет получить, если обратится в суд.

Перед тем как предложить конкретную сумму, удостоверьтесь, что потерпевший не пытается получить лишнее:

  1. Запросите у него копию акта осмотра и фотографии с него — их можно получить в страховой. Также понадобится справка о ДТП — ее можно запросить в ГИБДД.
  2. Сравните повреждения машины по акту осмотра, справке о ДТП и заказ-наряду, по которому потерпевший оплачивал ремонт. Обратите внимание, как именно ремонтировали машину. Может оказаться, что на фото с осмотра дверь поцарапана и ее просто покрасили, а в заказ-наряде написали, что заменили.
  3. На всякий случай проверьте машину потерпевшего по VIN на сайте ГИБДД. Если она попадала в ДТП и получала похожие повреждения, потерпевший может включить в сумму ремонта запчасти, которые вышли из строя еще до вашего ДТП.
Читать статью  Подшипник компрессора кондиционера — диагностика ремонт запчасти — DRIVE2

Передавайте деньги по расписке. Пусть потерпевший укажет свои паспортные данные, место и дату, а также напишет, что не имеет к вам претензий по ДТП.

Что делать, если потерпевший не согласится с суммой

Объясните потерпевшему, что вам обоим невыгодно идти в суд. Вы можете заплатить ему прямо сейчас, а в суде оба потеряете время и деньги.

Вот аргументы, которые вы можете привести:

  1. Если потерпевший решит идти в суд, ему придется заплатить за экспертное заключение, чтобы обосновать требования чем-то более весомым, чем заказ-наряд от СТО. Эксперт рассчитает стоимость восстановительного ремонта автомобиля по рыночным ценам и с учетом износа, а также выяснит рыночную стоимость машины на момент аварии. Если экспертизу назначит суд, выйдет значительно дороже: за каждый вопрос эксперту потерпевший заплатит 5000—10 000 Р . Чтобы вернуть деньги, нужно выиграть суд — тогда расходы компенсируете вы.
  2. Эксперт может признать полную гибель авто, если выяснится, что стоимость ремонта с учетом износа дороже или равна стоимости машины. В таком случае размер ущерба придется считать не по разнице стоимости ремонта с износом и без него, а по разнице между стоимостью авто до ДТП и стоимостью оставшихся от машины деталей. В этом случае суд сочтет требования к вам необоснованными и откажет потерпевшему в иске. Вам не придется возмещать ущерб и расходы на экспертизу и даже получится компенсировать собственные затраты на юриста.
  3. Если экспертиза выяснит, что средняя стоимость ремонта ниже, чем по заказ-наряду потерпевшего, он получит еще меньше денег.
  4. Неясно, в каком состоянии машина была до ДТП и как она могла пострадать с момента аварии до ремонта на СТО. Чтобы выяснить, какие повреждения авто относились к вашему ДТП, понадобится трасологическая экспертиза — она стоит от 20 000 Р .
  5. Неизвестно, в чью пользу суд примет решение. Потерпевший рискует остаться в минусе.

Что в итоге

Полис ОСАГО покрывает не всю вашу ответственность, а только в пределах 400 000 Р за каждую поврежденную машину и только с учетом износа авто потерпевшего. Если выплаты по ОСАГО не хватит для восстановления автомобиля, виновник компенсирует разницу самостоятельно.

Виновник ДТП также должен доплачивать потерпевшему разницу между стоимостью ремонта без учета и с учетом износа. Даже если полная стоимость ремонта меньше 400 000 Р .

Вам не стоит соглашаться со всеми требованиями потерпевшего — договаривайтесь на половину суммы: примерно столько он сможет получить в суде. Расходы на такси можно не компенсировать: потерпевший вряд ли сможет доказать их целесообразность.

Если другой участник ДТП не согласится с предложенной суммой, объясните ему, почему вам обоим невыгодно судиться.

Доплата за ремонт после ДТП: с кого взыскать деньги

Доплата за ремонт после ДТП: с кого взыскать деньги

После ДТП водитель получила в своей страховой 50 000 на ремонт машины. Но на СТО пришлось заплатить в два раза больше. Разницу женщина хотела взыскать с виновника ДТП. Но три инстанции решили, что доплачивать должен не нарушитель, а его страховая. Верховный суд считает иначе. Плюс такого подхода в том, что потерпевший не ограничен лимитом ОСАГО в 400 000 руб., объясняет один юрист. А другой считает, что по закону пострадавший может полностью компенсировать ущерб и через свою страховую.

Ремонт вышел дороже

В декабре 2017-го в Hyundai Solaris Надежды Бурковой* въехал грузовик Scania, который принадлежал обществу «Каштак». Оказалось, что в ДТП виноват водитель грузовика.

Страховая компания «Согласие», где Буркова оформляла ОСАГО, выплатила ей 51 000 руб. на ремонт машины. При расчете этой суммы учли износ поврежденных деталей, как это позволяет сделать единая методика Центробанка. Но на ремонт Буркова потратила намного больше – почти 110 000 руб. Разницу в 59 000 руб. женщина решила получить с «Каштака», ведь в аварии виноват его водитель. Добровольно компания платить деньги не стала. Если ущерб не превышает 400 000 руб., его должна возместить страховая компания, решило общество.

Буркова подала иск в Сакский районный суд Крыма. Но тот подтвердил позицию «Каштака». Недоплаченную сумму страхового возмещения нужно взыскивать со страховой компании причинителя вреда, разъяснила первая инстанция (дело № 2-1141/2019). Апелляция и первая кассация согласились с этим. Тогда Буркова обратилась в Верховный суд.

ВС: доплачивает виновник ДТП

В Верховном суде спор рассмотрела «тройка» под председательством Александра Киселева. Если страховой выплаты не хватает на ремонт, потерпевший может взыскать разницу с виновника ДТП, решили судьи (дело № 127-КГ21-5-К4).

Размер ущерба для выплаты страхового возмещения по договору ОСАГО и размер ущерба, который возмещает причинитель вреда, определяются по разным правилам, напомнил ВС.

Во-первых, страховая учитывает износ деталей. Из-за этого потерпевший получает меньше денег. А во-вторых, отличаются и цены. Единая методика Центробанка при взыскании ущерба напрямую с виновника ДТП не применяется. В этом случае по ОСАГО должна платить страховая потерпевшего, а не виновника аварии. Но она не может дать больше, чем позволяет единая методика.

Разницу между страховым возмещением и рыночной ценой ремонта нужно взыскивать с виновника ДТП, считает ВС.

ВС Республики Крым, куда гражданская коллегия вернула спор на новое рассмотрение, отменила решение первой инстанции и удовлетворила иск – но акт апелляционного суда еще не опубликован (№ 33-6021/2021).

А точно ли не платит страховая?

Потерпевший может взыскать разницу с виновника ДТП, но только если получил от страховой 400 000 руб. – максимально возможную сумму, считает Александр Домнин из Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Федеральный рейтинг. × . Но если бы вред компенсировали так, как этого требует закон об ОСАГО, потерпевший получил бы полностью отремонтированный новыми деталями автомобиль, подчеркивает юрист. И все это за счет страховой.

Читать статью  Перевертыш спустя год, как это было, решение восстанавливать, куча философии и предостережений, часть 1 — LADA 2114, 1.6 л, 2011 года на DRIVE2

Вред легковым машинам, которые принадлежат россиянам и зарегистрированы в РФ, по общему правилу возмещается не деньгами, а ремонтом. Его оплачивает страховая, используются только новые детали.

Если страховая не дает направление на ремонт, нужно обращаться не к виновнику ДТП, а через суд требовать от страховой либо это направление, либо компенсацию деньгами.Стоимость ремонта страховая оплачивает без учета износа запчастей.

Ольга Туренко из Бородин и Партнеры Бородин и Партнеры Федеральный рейтинг. группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции × видит в позиции ВС и полезный акцент. Суд подчеркнул, что размер ущерба для выплаты по ОСАГО и размер ущерба, который возмещает виновник ДТП, определяются по-разному. Во втором случае потерпевший не ограничен лимитами и может претендовать на полное возмещение вреда, объясняет она.

Но есть проблема, добавляет Домнин. При экспертизе стоимости восстановительного ремонта практически все оценщики используют единую методику Центробанка, говорит эксперт. И если размер ущерба определен исходя из фактических затрат на ремонт, у суда может возникнуть вопрос, почему эти затраты больше стоимости, рассчитанной по средним ценам региона в соответствии с единой методикой. Судья может решить, что потерпевший злоупотребляет своим правом. А значит, есть риск отказа в иске.

Взыскание стоимости восстановительного ремонта автомобиля

Подборка наиболее важных документов по запросу Взыскание стоимости восстановительного ремонта автомобиля (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов: Взыскание стоимости восстановительного ремонта автомобиля

Судебная практика: Взыскание стоимости восстановительного ремонта автомобиля

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 12.1 «Независимая техническая экспертиза транспортного средства» Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»
(ООО юридическая фирма «ЮРИНФОРМ ВМ») Отказывая во взыскании стоимости оценки восстановительного ремонта транспортного средства, суд в порядке пункта 1 статьи 12.1, пункта 1 статьи 14.1 ФЗ от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», пункта 99 Постановления Пленума ВС РФ от 26.12.2017 N 58 установил, что доказательств того, что ответчик после получения сообщения о наступлении страхового случая не исполнил свою обязанность, уклонился от производства осмотра транспортного средства и назначения экспертизы (оценки), истец не представил, в свою очередь последний не направил страховой компании заявление о несогласии с произведенной страховой выплатой и требованием о проведении повторной экспертизы с предоставлением спорного транспортного средства, в связи с чем утратил право на переоценку стоимости поврежденного транспортного средства, потому заявленные расходы на проведение оценки не связаны с нарушением страховщиком обязанности по проведению независимой экспертизы поврежденного транспортного средства.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 14.1 «Прямое возмещение убытков» Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»
(ООО юридическая фирма «ЮРИНФОРМ ВМ») Принимая решение о взыскании недоплаченного страхового возмещения, частично неустойки, суд, применив положения статьи 7, части 2 статьи 13, пункта 4 статьи 14.1 ФЗ от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», пунктов 39, 40 Постановления Пленума ВС РФ от 26.12.2017 N 58, установил, что в результате ДТП наступила полная гибель принадлежащего истцу автомобиля, в связи с чем подлежит взысканию не стоимость восстановительного ремонта автомобиля, а действительная стоимость транспортного средства, при этом представленный истцом отчет об оценке стоимости годных остатков автомобиля после ДТП, аналогичного неповрежденного автомобиля, в отличие от представленных ответчиком заключений о стоимости ремонта транспортного средства и об определении доаварийной цены ТС и размере годных остатков, мотивирован, содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате выводы.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Взыскание стоимости восстановительного ремонта автомобиля

Путеводитель по судебной практике. Подряд. Общие положения Признав доказанным эксплуатационный характер выявленного дефекта, а также надлежащее выполнение истцом обязательств по договору от 01.01.2015 N 30-15, суды пришли к выводу о правомерности требования истца о взыскании с ответчика стоимости восстановительного ремонта автомобиля в размере 77 100 рублей 55 копеек. «

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Готовое решение: Как возмещается ущерб (имущественный вред), причиненный в результате ДТП
(КонсультантПлюс, 2022) 2.1.1. Можно ли взыскать с виновника ДТП стоимость восстановительного ремонта без учета износа деталей

Нормативные акты: Взыскание стоимости восстановительного ремонта автомобиля

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 58
«О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» По общему правилу, за исключением осуществления страхового возмещения в случаях, предусмотренных пунктом 15.1 статьи 12 Закона об ОСАГО, если стоимость восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства выше размера страховой выплаты, определенной с учетом износа комплектующих изделий, подлежащих замене при восстановительном ремонте, потерпевший производит станции технического обслуживания доплату соответствующей разницы между страховой выплатой и стоимостью восстановительного ремонта.

«Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018)»
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018)
(ред. от 01.06.2022) Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 10 марта 2017 г. N 6-П указал, что положения ст. 15, п. 1 ст. 1064, ст. 1072 и п. 1 ст. 1079 ГК РФ — по их конституционно-правовому смыслу в системе мер защиты права собственности, основанной на требованиях ч. 1 ст. 7, чч. 1 и 3 ст. 17, чч. 1 и 2 ст. 19, ч. 1 ст. 35, ч. 1 ст. 46 и ст. 52 Конституции Российской Федерации, и вытекающих из них гарантий полного возмещения потерпевшему вреда, — не предполагают, что правила, предназначенные исключительно для целей обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, распространяются и на деликтные отношения, урегулированные указанными законоположениями.

Источник https://journal.tinkoff.ru/vinovnik-zaplatit/

Источник https://pravo.ru/auto/story/233012/

Источник http://www.consultant.ru/law/podborki/vzyskanie_stoimosti_vosstanovitelnogo_remonta_avtomobilya/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: