Сломалась коробка передач механика что делать?

Типичные неисправности механической коробки передач

Статья о типичных неисправностях МКПП и способах их устранения. В конце статьи — видео о поломках «механики». Статья о типичных неисправностях МКПП и способах их устранения. В конце статьи — видео о поломках «механики».

В случае, когда дело касается АКПП, диагностировать неполадки можно только при помощи специального оборудования и непосредственного участия специалистов: сложный узел автомобиля проще эксплуатировать и обслуживать в соответствии с рекомендациями изготовителя — это поможет избежать множества проблем и возможных поломок.

Когда дело касается МКПП – механического варианта трансмиссии, устранить большую часть неполадок возможно самостоятельно. Испытывая в процессе эксплуатации значительные нагрузки, механическая трансмиссия подвергается различным видам неисправностей, однако это случается гораздо реже, чем возникают проблемы у АКПП, вариаторов и других КПП. Разберемся, какие могут возникнуть дефекты и как с ними можно бороться.

МКПП: что это и почему ее до сих пор используют

Недостатком любого двигателя внутреннего сгорания является узкий диапазон оборотов, в котором достигается оптимальное значение мощности и крутящего момента. МКПП играет роль редуктора, регулируя величину оборотов, мощность и крутящий момент ДВС на входе и выходе из него.

Механическая коробка передач состоит из следующих элементов:

    Валы: первичный, промежуточный, вторичный и шестерни;

Механический узел ПП;

  • Рычаг ПП.
  • Преимуществ у механической трансмиссии много, поэтому она популярней, чем «автомат»:

      Стоимость МКПП на порядок меньше: при покупке авто с механической коробкой экономия составляет от 50 до 100 тысяч рублей.

    Экономичный расход топлива.

    Простота ремонта и обслуживания.

    Дешевизна запасных частей и расходников.

    Высокая надежность и прочность узлов и элементов механической трансмиссии.

  • Адаптированность к высоким крутящим моментам и температурам.
  • Эти особенности делают МКПП популярным вариантом для грузового и легкового транспорта. Одинаковая конструкция предполагает ряд схожих проблем для всех видов транспорта, оснащенных МКПП.

    Диагностика неисправностей МКПП

    Основные неисправности МКПП можно определить аудиально и визуально: шумы, стуки, вибрации под нагрузкой, масляные потеки, дефекты (трещины) на корпусе. Также в процессе эксплуатации можно заметить затрудненное включение передачи или провалы. Возможен перегрев корпуса коробки, самовыключение или плохое переключение передач.

    Данные неисправности могут стать следствием как несвоевременного или некачественного технического обслуживания трансмиссии, так и следствием износа деталей узла.

    Виды неисправностей, причины и методы устранения поломок МКПП

    Первый и самый популярный дефект, с которым можно встретиться в процессе эксплуатации авто с МКПП – повышенный уровень шума на нейтральной передаче, характерный скрип при переключении скорости. Часто возникновение данного дефекта связано с недостаточным уровнем трансмиссионного масла или его отсутствием в МКПП.

    Рассмотрим частные случаи, когда можно встретить посторонний шум или увеличение его уровня в процессе эксплуатации автомобиля:

      На нейтральной передаче при работающем моторе уровень шума заметно возрастает.

    Основная причина – недостаточный уровень масла в МКПП или плохое качество трансмиссионной жидкости (выработка, износ, загрязнение). Часто данная неисправность возникает при попадании грязи или воды. При устранении данных дефектов сохраняется уровень шума? Значит, проблема вызвана износом одного или нескольких узлов механической коробки передач.

    Это может быть выработка посадочных мест или контактных частей подвижных элементов, износ в процессе эксплуатации, появление задиров, неровностей, потертостей в выжимном подшипнике, ведущей шестерне, одном из валов (ведущем, ведомом, промежуточном), разрушение шестерней дифференциала в автомобилях с передним приводом. Необходимо разобрать МКПП и заменить изношенные детали на новые запчасти.

    При работающем моторе уровень шума заметно превышает привычный независимо от передачи.

    Причины аналогичны предыдущему случаю: износ в результате эксплуатации одной или нескольких деталей механической трансмиссии. Также может быть диагностирована несоосность картеров сцепления и двигателя.

    Необходимо заменить изношенные части – в первом случае. Во втором — отцентровать картер сцепления относительно двигателя или заменить его на новый, но сделать это самостоятельно довольно сложно. Лучше обратиться в специализированный сервис.

  • При работающем моторе уровень шума заметно превышает привычный на одной из передач.
  • Частой причиной бывает износ или поломка зубьев синхронизатора.

    Вторым по распространённости дефектом является хруст в процессе эксплуатации или проблемы с переключением передач. Первой и основной причиной является износ или поломка синхронизатора, однако перед съемом и разбором МКПП необходимо проверить следующие узлы:

      рычаг переключения передач на предмет наличия люфта в кулисе;

    тросик привода на предмет обрыва или утечку жидкости;

    регулировку механизма выбора скоростей;

    исправность корзины и диска сцепления;

    качество крепления МКПП к кузову транспортного средства;

  • уровень и качество трансмиссионной жидкости в МКПП.
  • При обнаружении и устранении данных дефектов можно избежать хруста при переключении, невозможности переключить передачу или самопроизвольного переключения.

    Если дефекты устранены, но проблема осталась, следует разобрать МКПП и заменить изношенные или сломанные синхронизаторы. При разборе нужно обратить внимание на наличие дефектов на следующих элементах:

  • исправность муфт и шестерней.
  • Кольцо шестерни-синхронизатора имеет особой формы зубья, которые в момент переключения скорости зацепляются с муфтой. При их истирании передачи начинают самопроизвольно выключаться. Поэтому при разборе МКПП следует заменить неисправные детали. Также самопроизвольное выбивание скорости происходит при дефектах следующих узлов:

      выработка штока, вилки переключения скоростей;

    обрыв или заедание троса;

    выработка подшипника вала;

    смещение МКПП в результате износа подушки;

  • ослабленное крепление МКПП к корпусу транспортного средства.
  • Для проведения ремонтных работ можно воспользоваться инструкцией по эксплуатации транспортного средства ли обратиться в специализированный автосервис для устранения данных дефектов и неисправностей.

    Третьей, самой распространенной причиной неисправности на «механике» является подтекание масла. Возникает она при износе уплотнителей (сальников) штока выбора скоростей, неплотном прилегании поддона механической КПП, ослабленных креплениях контрольного отверстия, забитии дыхательного клапана МКПП.

    Избавиться от шумов в коробке часто можно посредством доведения уровня масла через дыхательный клапан или контрольное отверстие до минимально допустимого (оптимальным является показатель не ниже 3-7 мм от контрольного отверстия).

    Как минимизировать риски поломки МКПП

    Механическая коробка передач хотя объективно и является более надежной, чем АКПП, но тоже нуждается в соблюдении правил эксплуатации. Это позволит увеличить срок службы агрегата и бесперебойную работу в течение продолжительного времени. Основные правила, которые следует соблюдать:

      Стиль вождения. Ускорение рывками на запредельных оборотах мотора ведет к выходу из стоя не только МКПП, но и двигателя транспортного средства. Необходимо обеспечивать комфортное и динамичное изменение и передачу крутящего момента от мотора к колесам. Переключение передач должно быть плавным и соответствовать скорости — это уменьшает нагрузку и износ мотора транспортного средства и КПП.

    Своевременное обслуживание МКПП. Интервал замены трансмиссионной жидкости составляет не более 3 лет или каждые 40 – 50 тысяч пробега (для отдельных марок допустим более длительный интервал). Срок замены масла регламентирован производителем и указан в Руководстве по эксплуатации для каждой отдельной марки автотранспортного средства.

    Качество трансмиссионных жидкостей и запчастей. Так как замена масла и ремонт МКПП – дело нечастое, не стоит экономить на покупке соответствующих разрешенных производителем транспортного средства жидкостей и оригинальных комплектующих.

  • Своевременное ТО. Желательно каждые полгода или 15 тыс. км пробега проверять уровень масла в механической коробке передач и при необходимости – доливать до нужного уровня. Частота может быть увеличена при интенсивной эксплуатации, агрессивном стиле вождения или тяжелых условиях эксплуатации.
  • Соблюдение этих простых правил позволит механической коробке передач работать долгое время, ведь МКПП надежна и, в отличие от АКПП, не столь требовательна в уходе и обслуживании.

    Видео о поломках «механики»:

    Сломалась коробка передач. Что делать? 09:00, 3 декабря 2018 Версия для печати

    Если есть подозрение, что коробка передач сломана (например, водитель услышал характерный хруст), самое главное – немедленно остановиться и не пытаться продолжать движение. Такой совет дает Павел Валерьевич Тринкаль, ведущий специалист компании «Трак-агрегат».

    Шансы на восстановление сломанной коробки передач в этом случае резко возрастают. В противном случае стоимость ремонта может вырасти в разы, вплоть до той суммы, когда ремонт коробки становится экономически невыгодным.

    — Павел, здравствуйте! В прошлый раз вы рассказали читателям сайта «АвтоТрансИнфо» о том, как уберечь КПП и редуктор от преждевременного ремонта. А что делать, если все же водитель во время движения понял, что с коробкой передач что-то случилось?

    — Мой совет – немедленно прекратить движение. Следующий шаг – обратиться за консультацией к специалисту, подробно рассказав ему, что произошло и были ли какие-то симптомы «болезни» КПП до этого. Затем необходимо обязательно демонтировать карданный вал в полном соответствии с напоминанием на бирке, имеющейся в кабине любого современного грузовика. И вызвать эвакуатор.

    Читайте также  Лада калина 8 клапанная замена ремня ГРМ

    — Практика показывает, что не все действуют по инструкции, а некоторым водителям даже удается добраться до СТО самостоятельно.

    — Бывают всякие случаи. Мы уже 10 лет специализируемся на ремонте трансмиссий, и нас трудно удивить. Был случай, когда из-под Воронежа до нас доехал грузовик, преодолев 1200 километров, со сломанной коробкой передач. Когда он к нам приехал, у него в коробке оставалось 2 литра масла, остальное вылилось. Но коробка передач была, что удивительно, цела и потребовала только незначительного ремонта. Но это исключительный случай. А в другой раз водитель грузовика после того, как у него сломалась коробка передач, завелся с толкача, проехал 200 метров – и встал намертво. Восстановлению после этих 200 метров КПП уже не подлежала. Хотя, если бы он вовремя остановился и не стал экспериментировать, сэкономил бы себе немало денег.

    — Кстати о деньгах. Сколько стоит в среднем ремонт КПП?

    — Лучше не ориентировать читателей вашего сайта на заведомо приблизительные суммы. Пока не разберешь сломанный агрегат, не узнаешь, что именно там внутри сломалось. Скажем, в КПП ZF 152 детали, и сломаться может любая. Мы тут же после разборки меняем комплект прокладок и комплект подшипников. Это около 25 000 – 30 000 рублей. А что еще подлежит замене можно узнать только после вскрытия и изучения поломки.

    — Обязательно ли менять комплект подшипников? Замена комплекта прокладок – это понятно, но зачем нужна замена подшипников? Может, они еще поработают?

    — Подшипники отвечают за регулировку первичного, вторичного и промежуточного валов коробки передач. Износ синхронизаторов и нарушение регулировки валов КПП вследствие износа подшипников – это основная причина выхода из строя коробки. При низком уровне масла происходит масляное голодание подшипников. Стандартная картина: в первую очередь выходит из строя подшипник между первичным и вторичным валом, что приводит к «завариванию» валов между собой и невозможности выключения передач. Износ синхронизаторов проявляется посторонними звуками при включении передач. Дальнейшая работа КПП с изношенными синхронизаторами приводит к износу муфты синхронизатора и далее к самопроизвольному выключению передач. Общее правило – при ремонте коробки в обязательном порядке менять комплект подшипников. Это в интересах самого клиента.

    — Понятно. Какие еще поломки КПП чаще всего встречались в вашей практике?

    — Все остальные поломки не укладываются в общую картину. Из нескольких десятков деталей сломаться может каждая, и какая поломка будет в этот раз – не угадаешь. Может отколоться зуб, болтаются пальцы делителя… А может случится и так, что внутри КПП все сгорело.

    — Наверное, тогда большого смысла в ремонте нет? Сколько стоит б/у коробка?

    — Да, если ремонт дороже покупки б/у коробки, лучше приобрести уже отремонтированную. У нас в среднем за наличный расчет можно приобрести такую коробку с полностью замененными компонентами за 240 000 рублей.

    — Какие компоненты коробки во время ремонта вы используете?

    — Мы используем только компоненты итальянского производителя Euroricambi, который производит запасные части к коробкам передач и дифференциалам для грузовых автомобилей, автобусов, микроавтобусов, таких как: Mercedes Benz , ZF, Volvo, Scania, RVI (Renault Trucks), MAN, DAF, Iveco. Прошлой осенью по приглашению этой компании я был на их производстве в пригороде Болоньи и своими глазами увидел, как производится продукция с использованием новейших технологических процессов и в полном соответствии с современными критериям качества. Этой продукции можно доверять.

    — Что пожелаете нашим читателям?

    — Повторюсь, что предупредить проблему иногда легче, чем ее потом лечить. Но если уж беда случилась, действуйте расчетливо, с холодной головой. Звоните нам, мы бесплатно проконсультируем вас и в итоге поможем решить проблему быстро и за разумные деньги.

    — Быстро – это как?

    — Как правило, если утром грузовик у нас, вечером его можно забирать.

    — Павел, спасибо за ваш рассказ. Надеюсь, читатели нашего сайта прислушаются к вашим советам, и будут знать, куда обратиться в случае неприятности с коробкой передач.

    г. Подольск, Промышленная улица, 3
    8 (925) 442-28-85
    8 (925) 442-28-80
    Тел. 8 (968) 877-77-31

    Неисправности механической коробки передач: выявление и возможности устранения

    Механическая коробка передач и трансмиссия в целом — одна из наиболее нагруженных систем автомобиля, работающая в сложных условиях, поэтому для нее очень высока вероятность поломок. О том, какие неисправности характерны для механической КПП, как их диагностировать и устранить, а также об эксплуатации и обслуживании трансмиссии читайте в данной статье.

    Основные неисправности МКПП и их причины

    Трансмиссия предназначена для изменения и передачи крутящего момента от двигателя на колеса, то есть — это одна из главных систем автомобиля, определяющая его динамические и скоростные характеристики. Ключевую роль в трансмиссии играет коробка переключения передач (КПП, или просто коробка передач, КП), при выходе из строя которой автомобиль теряет свои ходовые качества, или вовсе не может двигаться.

    Как известно, на сегодняшний день в мире существует два основных типа трансмиссии — ручная (механическая) и автоматическая. Эти трансмиссии имеют разное устройство и принцип действия, поэтому для них характерны разные неисправности. Здесь мы поговорим только о неисправностях механической коробки передач, о проблемах автоматической коробки передач читайте в отдельной статье.

    Для механической коробки переключения передач (МКПП) характерны следующие неисправности:

    • Шум во время работы и при переключении передач;
    • Невозможность включения какой-либо передачи или всех передач;
    • Затрудненное включение передач;
    • Самопроизвольное выключение передач;
    • Утечка масла из коробки передач.

    Эти неисправности могут возникать вследствие износа шестерен, валов, подшипников, муфт синхронизаторов, шлицевых соединений, из-за потери герметичности сальников, вследствие самопроизвольного отворачивания болтов и гаек, при поломках в механизме привода и т.д.

    Износ и поломки, в свою очередь, вызываются целым рядом причин:

    • Естественный износ или выработка ресурса деталей;
    • Использование некачественного трансмиссионного масла, или масла, отличного от рекомендованного производителем;
    • Применение во время ремонта неоригинальных запчастей низкого качества;
    • Нерегулярное техническое обслуживание или его отсутствие;
    • Неквалифицированное обслуживание трансмиссии;
    • Опасные и сложные для коробки передач режимы работы при спортивном и просто агрессивном стиле вождения.

    Каждая неисправность трансмиссии проявляется теми или иными внешними признаками, однако для точного выявления проблемы необходимо провести диагностику.

    Самостоятельная диагностика механической коробки передач

    Проблема самостоятельной диагностики МКПП заключается в том, что обойтись здесь без ее снятия и разбора невозможно. Дело в том, что большинство неисправностей «механики» так или иначе происходит из-за износа деталей, а выявить и заменить изношенную шестерню или другую деталь можно только после разбора всей коробки. И только проблемы с приводом переключения передач можно решить без снятия коробки — для этого достаточно провести визуальный осмотр частей привода (рычагов, тяг, тросов, шарниров и т.д.), попробовать их работу и при необходимости заменить.

    Порядок снятия механической коробки передач примерно одинаков для всех автомобилей:

    • Поддомкратить или подвесить автомобиль (его переднюю часть) и коробку передач — это застрахует от падения и повреждения коробки после ее отсоединения от двигателя;
    • Отсоединить от коробки все элементы управления, провода и все, что мешает ее демонтажу;
    • Слить масло из коробки;
    • На заднеприводном автомобиле — отсоединить карданный вал;
    • На переднеприводном автомобиле — снять колеса, отсоединить ШРУСы и некоторые детали подвески;
    • Открутить болты, удерживающие КПП на двигателе;
    • Демонтировать крепления подвесных опорных подушек;
    • Снять коробку передач;
    • Разобрать коробку передач и провести диагностику.

    При разборке КПП проверяется состояние шестерен, муфт синхронизаторов, шлицевых соединений валов, подшипников и других деталей, целостность всех уплотнителей и т.д. При выявлении неисправной детали производится ее замена, после чего коробка устанавливается на двигатель и заполняется трансмиссионным маслом.

    Далеко не каждый из нас может или имеет желание самостоятельно снять, разобрать и проверить коробку передач, поэтому при неуверенности в своих силах лучше обратиться в сервис. И, конечно, в сервис обязательно нужно обращаться владельцам новых автомобилей, у которых еще не истек срок гарантии.

    Неисправности механической коробки передач и их устранение

    Для всех неисправностей коробки передач характерны те или иные внешние признаки — именно по этим проявлениям можно судить о характере поломки. Однако многие неисправности проявляются одинаково, поэтому в представленной здесь таблице все поломки МКПП сгруппированы по их внешним признакам.

    Неисправность МКПП Причина неисправности
    Коробка шумит при работающем двигателе и нейтральном положении рычага переключения передач Падение уровня масла в КПП
    Загрязнение или попадание воды в трансмиссионное масло
    Повреждение подшипника ведущей шестерни
    Износ или разрушение подшипника ведущего вала
    Шум при работающем двигателе на одной из передач Поломка или износ синхронизатора
    Разрушение, износ или поломка зубьев шестерни данной передачи
    Шум при работающем двигателе при включении всех передач Те же причины, вызывающие шум на нейтральной передаче
    Износ или разрушение подшипника выходного вала или подшипника ведомой шестерни
    Картер сцепления и коленчатый вал двигателя не соосны
    Шум в момент переключения передачи Не до конца выключенное сцепление, неисправности сцепления
    Износ или поломка муфт синхронизаторов
    Поломка блокирующего устройства или его деформация
    Самопроизвольное отворачивание болтов крепления коробки к двигателю
    Вибрации при работающем двигателе Нарушение режима работы двигателя на холостом ходу
    Самопроизвольное отворачивание болтов крепления коробки передач к двигателю или двигателя к кузову, разрушение опор крепления КПП и двигателя
    Утечка масла из коробки Износ или повреждение масляных уплотнительных колец, сальников, пробок
    Самопроизвольное отворачивание болтов крепления КПП к двигателю
    Чрезмерное количество масла в коробке
    Поломка или загрязнение сапуна
    Нарушение геометрии привалочных поверхностей КПП и картера сцепления (появление вмятин, забоев или трещин в результате ударов)
    Затрудненное или невозможное переключение передач Не до конца выключено сцепление
    Поломка или износ муфт синхронизаторов, появление на их внутренних сторонах задиров или заусенцев
    Просадка или поломка пружин синхронизаторов
    Заклинивание шестерен
    Нарушение в работе привода переключения передач (разрушение рычагов или тяг, поломка шарниров, заклинивание элементов и другие неисправности)
    Поломка блокирующего устройства
    Самопроизвольное отворачивание стопорных болтов на вилках
    Низкий уровень масла
    Загрязненное масло, попадание воды в масло
    Залито трансмиссионное масло, не соответствующее рекомендациям производителя
    Самопроизвольное выключение одной или нескольких передач Износ или повреждение синхронизаторов
    Износ или поломка шестерен
    Износ желобков на штоках вилок, шариков или пружин
    Самопроизвольное отворачивание болтов крепления КПП к двигателю или двигателя к кузову
    Износ или разрушение подшипников промежуточного или ведомого вала
    Потеря эластичности уплотнения рычага переключения передач
    Поломки в приводе переключения передач
    Отворачивание фиксатора подшипника на ведущей оси, поломка фиксатора этого же подшипника
    Износ шлицев на муфтах синхронизаторов
    Разрушение или износ вилки или штока переключения
    Просадка или повреждение пружин фиксаторов
    Читайте также  Как выбрать покрышки для автомобиля?

    В данной таблице не указаны способы устранения неисправностей, так как они, в большинстве своем, требуют высокой квалификации и навыков ремонта автомобилей. Лишь некоторые операции может провести даже неподготовленный автовладелец — это замена и заливка масла, а также замена деталей привода включения передач. При обнаружении других неисправностей МКПП имеет смысл обратиться в автосервис.

    Рекомендации по эксплуатации и обслуживанию МКПП

    Долговечность и качество работы трансмиссии во многом зависит от того, как эксплуатируется коробка передач и сцепление. Продлить срок службы КПП, а значит — повысить комфорт, управляемость и безопасность автомобиля, несложно, для этого достаточно соблюдать несколько простых рекомендаций.

    Главное в эксплуатации МКПП — плавное переключение передач с полным выжимом педали сцепления. Ни в коем случае не допускается переключение передач с неполным выключением сцепления, так как это приводит к ускоренному износу шестерен и повышает вероятность их поломки. Также очень важно двигаться на той передаче, которая наилучшим образом соответствует текущей скорости, а по возможности переключаться на прямую (обычно четвертую) передачу — в этом случае в передаче момента занято минимальное количество шестерен и два вала (в обход промежуточного), поэтому уменьшается износ деталей КПП.

    При переключении на пониженную передачу следует снижать скорость автомобиля, что также необходимо для снижения нагрузок на детали КПП и самого мотора. Ни в коем случае нельзя включать заднюю передачу даже при незначительной скорости движения автомобиля вперед — это обязательно приведет к повреждению КПП. И, наконец, если первая скорость не включилась сразу, то нужно сначала выжать сцепление (можно дважды), и лишь потом снова включить первую передачу. Далее переключение передач нужно выполнять плавно и с обязательной паузой между переключениями.

    Механическая коробка передач имеет и особенности эксплуатации, о которых многие люди даже не догадываются. Например, в зимнее время года, особенно при значительных отрицательных температурах, не рекомендуется ставить автомобиль на стоянку с включенной передачей — в этом случае велик риск смерзания кольца синхронизатора, и при последующем пуске двигателя даже после выключения передачи автомобиль может тронуться. Также это чревато некоторыми неисправностями.

    Большое значение для надежной работы коробки передач имеет и ее обслуживание. Во-первых, периодически после длительных и активных поездок нужно осматривать коробку передач на предмет появления потеков масла. Обычно потеки могут появляться в области заливной и сливной пробок, по периметру стыковки коробки к двигателю, между картером и крышкой КПП, а также (в случае зеднеприводного автомобиля) на фланце выходящего их коробка карданного вала.

    Во-вторых, следует проверять уровень масла и при необходимости доливать его. Обычно проверка уровня масла проводится каждые 10-15 тысяч км пробега, а полная замена масла производится каждые 50-75 тысяч км пробега. Межсервисный интервал зависит от возраста автомобиля, в большинстве новых автомобилей в первые два-три года (а то и первые пять лет) масло вовсе не доливается, но далее проверку и долив масла нужно производить не реже, чем через каждые 20 тысяч км пробега (то есть, не реже одного раза в год).

    Очень важно использовать рекомендованное производителем КПП трансмиссионное масло, и нельзя смешивать масла с разными характеристиками. В противном случае возможен интенсивный износ деталей коробки и ее выход из строя.

    При правильной эксплуатации и грамотном обслуживании механическая трансмиссия будет работать долго и надежно, не доставляя проблем водителю.

    Неисправности механической коробки передач

    Каждому автовладельцу известно стремление сохранить свой автомобиль в идеальном состоянии. Однако это практически невозможно, ведь необходимость его эксплуатации при любой погоде, а также при самых разных условиях влечет постоянный износ узлов и деталей машины, а также периодические поломки, которые требуется оперативно устранять.

    Виды неисправностей механической трансмиссии автомобилей

    Внутренне строение механизма механического переключения передач имеют свои особенности, при этом его неисправности могут делиться как на поломки самой коробки, так и на неисправности механизма трансмиссии.

    Чтобы при возникновении любого вида неисправностей суметь восстановить работу автомобиля, следует вовремя обнаружить их и знать основные приемы по их устранению. Особенно это важно, если поломка настигла на трассе, в дороге, – тогда будет важно возобновить работу машины до момента визита к специалисту по ремонту.

    Перечислим основные проявления неисправностей.

    Как обнаружить неисправность?

    К наиболее распространенным проявлениям неполадок в действии МКПП следует отнести следующие:

    • Возникновение посторонних шумов при расположении рукоятки на нейтрали;
    • Шумы во включенном состоянии, а также при начале работы;
    • Затруднения при переключении скоростей;
    • Выключение передачи происходит без воздействия на рычаг переключения;
    • Наблюдается подтекание масла из трансмиссии.

    МКПП: причины появления основных неисправностей и способы их устранения

    Изучим более подробно основные виды неисправностей как самой коробки, так и механизма трансмиссии, а также оказание автомобилю «скорой помощи» в этих случаях.

    Шум при положении рычага переключения в нейтральной позиции переключателя скоростей. Причина его появления чаще всего состоит в увеличении износа подшипников, расположенных в ведущем вале автомобиля, а также вследствие критически пониженного уровня масла в самой коробке передач. Также масло в трансмиссии может уже иметь слишком низкий уровень качества.

    Устранить данное проявление можно проверкой уровня масла, последующей заменой изношенного подшипника. Если же трансмиссионное масло действительно давно не менялось, следует слить старое, затем заменить его на новое, которое будет соответствовать автомобилю. Старое масло рекомендуется проверить на наличие металлических посторонних частиц, воды, что является недопустимым.

    Если же посторонние шумы слышны при переключении скоростей, то причиной этого может также одна из перечисленных выше причин либо деформация и повышенная степень износа блокирующего элемента, а также недостаточная устойчивость резьбовых соединений, неисправность синхронизаторов и не до конца выполненное выключение сцепления.

    Устранение постороннего шума в момент включения передач:

    • Следует в первую очередь проверить полную исправность сцепления;
    • При неисправности синхронизаторов измерить величину зазора между шестернями и расположенным здесь же блокирующим кольцом, а также проверить шестерни на наличие повреждений;

    Замер зазора между шестерней и кольцом

    Когда шум слышен в процессе работы коробки, причиной этого может быть высокий износ шестерен, муфт синхронизаторов, подшипников, а также недостаточность уровня масла в трансмиссии.

    Устранение шума может произойти при доливании масла, если уровень его ниже критического. Это можно обнаружить по наличию следов подтекания масла из трансмиссии, а профилактически следует заменять масло в автомобиле любой модификации каждые 10 000 км. Также необходимо проверить состояние муфт на предмет изношенности синхронизаторов и при необходимости их заменить.

    Вот так выглядит изношенная шестерня с синхронизатором

    Если же переключение передач осуществляется с затруднениями, здесь возможно ослабление крепления троса привода или его повреждение, не полностью выключенное сцепление, а также повреждение или сильный износ штока переключения скоростей.

    Для лучшего переключения скоростей в МКПП следует в первую очередь проверить полноту отключения сцепления, проверить уровень масла и его качество (при непригодности для дальнейшего использования заменить на новое), а также проверить, не заедают ли шестерни и произвести тщательный осмотр на предмет наличия повреждений в системе рычагов переключения передач.

    Не забываем проверять уровень масла

    Рычаг переключения передач с трудом меняет положение, приходится прилагать определенные усилия для переключения скоростей. Причина здесь в первую очередь в недостаточном уровне масла в трансмиссии, ведь именно оно во многом отвечает за плавность всех движений, связанных с трансмиссией.

    Для устранения этой неисправности следует проверить уровень масла в трансмиссии, а в случае необходимости его долить до установленного уровня.

    В случае, когда передачи самопроизвольно переключаются, возможно, произошло уменьшение прочности резьбового соединения в креплении самой коробки, заел трос привода, либо излишне увеличился износ шестерен, достигла предела изношенность муфт синхронизаторов, а также шлицевых соединений, штока или вилки переключения передач.

    Селектор передач с тросовым приводом

    Для устранения этой неисправности необходимо почистить от загрязнений расстояние между корпусом двигателя и расположенным здесь же рычагом сцепления, внимательно осмотреть резьбовые соединения трансмиссии, при необходимости их подтянуть, а также при излишнем износе синхронизаторов либо шлицевых соединений произвести их полную замену.

    Когда в механизме коробки переключения начинает подтекать масло, это видно даже невооруженным глазом. Причиной подтекания может стать недостаточность соединения самой трансмиссии либо изношенность сальников. Сальники при необходимости требуется заменить, резьбовые соединения же проверить и подтянуть.

    Перечисленные выше рекомендации по устранению неисправностей как самой коробки передач, так и механизма трансмиссии не исключают, а скорее обязывают владельца показать свой автомобиль специалисту и провести необходимые ремонтные работы в условиях автомастерской.

    Неисправности любой из систем или отдельных узлов могут возникнуть в любой машине. Однако для предотвращения их появления следует соблюдать простые, но достаточно эффективные правила, касающиеся эксплуатации автомобиля. Их простота не означает неэффективность, ведь и здесь применимо правило, что любое заболевание легче и быстрее предотвратить, чем потом лечить.

    По поводу автомобиля можно сказать, что легче, а также проще произвести профилактический осмотр, чем потом – дорогой ремонт.

    Итак, приведем основные советы по предотвращению появления основных неисправностей автомобиля.

    Рекомендации по сохранению здоровья механической трансмиссии

    Как для начинающих автовладельцев, так и для имеющих солидный стаж езды, перечисленные ниже правила помогут как можно дольше избежать серьезных поломок механической коробки и быть уверенным к надежности своего автомобиля.

    • Бережное отношение к коробке. Именно этот пункт является основополагающим, так как от метода его эксплуатации во многом зависит сохранность трансмиссии. Плавное переключение скоростей, без рывков и напряжения, — всё это сделает работу коробки более равномерной и движение автомобиля более спокойным.
    • Периодическая проверка отсутствия потеков трансмиссионного масла и соблюдать его необходимый уровень. Проще всего это делать при планомерной замене масла в трансмиссии. Это правило также важно, поскольку незаметная на первый взгляд утечка масла может стать причиной серьезных поломок и огромных финансовых затрат.
    • Если всё же ремонт коробки передач стал необходим, рекомендуется для него применять детали, которые имеют гарантию качества и подходят именно к марке вашего автомобиля. От того, из каких комплектующих состоит такой важный элемент, как коробка передач, зависит как качество ее работы, так и длительность эксплуатации.

    Заботясь о состоянии своего автомобиля, вы всегда будете с удовольствием совершать поездки, не беспокоясь о неожиданных неприятностях и будучи уверенными в своей безопасности и безопасности своих близких.

    Первые симптомы поломки МКПП

    Первые симптомы поломки МКПП

    Довольно часто автолюбители в силу неосведомленности не различают признаки поломки МКПП и неисправности сцепления. Механическая коробка менее требовательна в обслуживании, чем другие. Но даже самые надежные устройства в процессе эксплуатации подлежат износу – издают шум на холостых оборотах и при движении, а также плохо переключаются скорости. Причины, способные вызвать поломку МКПП:

    • нарушение правил эксплуатации;
    • низкое качество деталей;
    • максимальный срок службы КПП;
    • неумелый ремонт и ТО коробки передач.

    Симптом №1.

    Шум в коробке на нейтральной передаче и завывающие звуки на скорости.

    Низкий уровень трансмиссионной жидкости в КПП — главная причина.

    Если в коробке передач недостаточно масла, то это неизбежно приведет к ухудшению смазывания трущихся пар. Завывающий звук во время движения провоцирует тепловое расширение и трение обезжиренных поверхностей. Если пробег автотранспортного средства более одной сотни километров, то слабый шум при работе на нейтральной передаче не должен вызывать страх. В этом случае будет достаточно заменить масло в МКПП.

    Причина — стирания зубьев шестеренок.

    Замена старых деталей полностью ликвидирует завывающие звуки и прочий шум. Износ подшипников одного из валов. Причины возникновения потертых фрагментов, задир и прерывистой выработки:

    • масляный голод;
    • чрезмерные нагрузки;
    • повысившийся крутящийся момент вследствие усиления ДВС или естественной амортизации на телах качения и обоймах подшипников.

    Выработка комплектующих дифференциала автомобилей с передним приводом.

    В подобных ситуациях довольно часто возникает дрожание во время увеличения скорости. Обособленной строки заслуживают некоторые модели ВАЗ, на которых МКПП шумят, а также издают завывающие звуки и дрожание на относительно малых пробегах. Специалисты предполагают, что данная поломка связана с конструктивным браком и низким качеством штамповки элементов трансмиссии, эта догадка переводит возможность ремонта в разряд спорных.

    Симптом №2.

    Плохое переключение передач с хрустящим звуком

    Признаки нарушений в работе синхронизаторов МКПП:

    • осложненное включение передач;
    • звук трения металла в момент переключения. Но перед съемом КПП для ремонтных работ, следует осмотреть механизм выбора ступеней и сцепления.

    Причины усложненного включения передач:

    • зазор в кулисе рычага переключения передач;
    • нечеткая работа троса;
    • некорректно отрегулированный механизм выбора скоростей.

    Причиной хрустящего звука и скрежета является недостаточное выключение сцепления после надавливания на педаль. Движение с таким дефектом довольно быстро приводит поломке синхронизаторов. Если на автотранспортном средстве с хрустящим звуком включается вторая либо третья передача, то в 99% это связано с синхронизаторами. Амортизация конической фрикционной части приводит к тому, что проскальзывает блокирующее кольцо, и сцепление муфты с зубцами шестерни становится жестким. Разбирая коробку передач, стоит быть внимательным при осмотре шестеренок, а также муфт включения передач и их вилок.

    Симптом №3.

    На блокирующем кольце синхронизатора и шестернях есть зубья определенной формы, с ними при смене скоростей, контактирует муфта. При стачивании шлиц муфты, зубцов на кольце и шестерне во время нагрузки, отпускании педали газа, произойдет непроизвольное включение передачи. Смена одних синхронизаторов не подойдет, также необходимо сменить шестерню сломанной передачи и муфту переключения передач.

    Причины поломок МКПП:

    • амортизация штока, вилки переключения скоростей;
    • заедание троса;
    • амортизация подшипника промежуточного вала;
    • изнашивание подушки механической КПП;
    • снижение давления болтов, фиксирующих корпус КПП.

    Симптом №4.

    Протечка трансмиссионной жидкости

      изнашивание сальника приводного вала;
    • нарушение целостности пыльника внутреннего шарнира равных угловых скоростей;
    • негерметичное прижатие поддона механической КПП, снижение фиксации болта контрольного отверстия.

    Небольшой расход масла может провоцировать отработавший свой срок службы сальник штока выбора скоростей. Если замечено подтекание масла, то необходимо осмотреть сапун коробки передач. Если этот элемент засорен, то чрезмерное давление внутри корпуса коробки переключения передач неизбежно спровоцирует вытеснение сальников и протечку масла. Внизу у многих узлов размещено контрольное отверстие для проверки количества трансмиссионного масла. Нормой считается уровень масла наравне с контрольным отверстием или ниже примерно на 10 мм. Если МКПП издает шум в силу недостаточного объема масла, то недостаток можно компенсировать через сапун. В случае ограниченного подхода к верхней крышке коробки или сапуну, можно воспользоваться специальным шприцем и дополнить недостающую жидкость через контрольное отверстие.

    Советы по эксплуатации МКПП

    Продолжительная и качественная работа трансмиссии в большей степени зависит от способа эксплуатации коробки передач и сцепления. Увеличить «жизнь» КПП довольно просто — необходимо придерживаться элементарных советов:

    • 1. Плавное переключение передач с полным выжимом педали сцепления. Категорически запрещено переключать передачи с включением сцепления не до упора, поскольку это является основной причиной быстрого износа шестеренок и увеличивает риск их поломки.
    • 2. Движение на передачи, соответствующей текущей скорости.
    • 3. Снижение скорости автотранспортного средства при переключении на пониженную передачу.
    • 4. Категорически запрещено переключать на заднюю передачу даже при минимальной скорости вперед.
    • 5. Если первая передача не включилась с первой попытки, то изначально необходимо выжать сцепление, а затем только снова включать передачу.

    Повреждения МКПП могут быть разнообразными. Данное устройство — это весьма сложная конструкция, но при своевременном обнаружении и устранении мелких поломок трансмиссия способна прослужить еще довольно долго.