Можно ли давать прикуривать от своего автомобиля?

Не давайте так «прикурить» другой машине! 8 традиционных ошибок

Можно или нельзя делать Это сегодня? Мнения расходятся. Форумы заполнены выдержками из инструкций разных лет с противоположными советами. Самый обтекаемый официальный ответ звучит так: мол, если на вашей машине сел аккумулятор, то можно пустить двигатель от внешней АКБ, подсоединив провода «согласно прилагаемой схеме». А вот насчет прикуривания чужих машин инструкции молчат.

Мое мнение такое: это нежелательно для машины-донора. Конечно, в жигулевскую эпоху «прикуривание» было нормальным повседневным явлением. Но с тех пор как машины стали больше походить на мобильные компьютеры, дружно поползли сообщения, что подобная доброта выходит кому-то боком. Причина одна — отказы бортовой электроники. И я не думаю, что это — совпадение: процессорам в ряде случаев действительно что-то не нравится. Если даже простое отключение клеммы они порой воспринимают как покушение на свой суверенитет, фиксируя ошибку и отказываясь работать дальше, то что удивительного в том, что и прикуривание им тоже не по душе?

В общем, какова бы ни была причина указанных неприятностей, я не вижу смысла ставить эксперименты на своем автомобиле. Да и на чужом тоже: неприятно, когда человек помог вам завести машину, а сам после этого остался без транспорта.

Впрочем, процесс пока что жив. Можно «прикуривать» и от отдельной батареи, и от непритязательных машин — варианты есть. Но при этом в любом случае желательно не допускать банальных ошибок. Вот основные из них.

  1. Не надо давать прикурить владельцу автомобиля, стартер которого нормально крутился, пока не посадил батарею в ноль, но мотор при этом так и не завел. Тут дело не в ампер-часах, а в неисправности, которую надо устранять. В противном случае ваша АКБ тоже сядет — только и всего.
  2. Не пытайтесь пускать автомобиль, родная батарея которого явно мощнее вашей. В жару такой номер еще может прокатить, поскольку требуемый ток не будет заоблачным. А вот на морозе батарейка малолитражки вовсе не обязана выдавать ток для прокрутки холодного многолитрового дизеля.
  3. При подсоединении проводов не нужно первыми соединять «минусы». Конечно, на бумаге разницы никакой, а вот на живых машинах она есть. Дело в том, что если при соединенных минусах вы нечаянно заденете плюсовым проводом любой металлический элемент одной из машин, то получите в подарок фейерверк, искры, дым… А то и пожар — если уронить плюсовой провод куда-то в моторный отсек, где он, по закону подлости, застрянет… Но вот если первыми соединить плюсы, то подобная вероятность практически исключена: разве что вы уроните минусовой провод в точности на плюсовую клемму…

На всякий случай вновь публикуем правильную последовательность подсоединения проводов в процессе прикуривания:

  1. Соединяем положительный (+) пусковой провод с положительным (+) выводом батареи-донора, а затем — с положительным (+) выводом разряженной батареи.
  2. Соединяем отрицательный (-) пусковой провод с отрицательным (-) выводом вспомогательной батареи, а затем — с рымом для поднятия силового агрегата или иным «металлом». Если доступа к «металлу» нет, соединяем его с (-) выводом батареи помирающего автомобиля.
  3. Убеждаемся, что провода не касаются лопаток вентилятора и прочих подвижных деталей двигателя.
  4. Пытаемся пустить капризный мотор. Если успешно, то отсоединяем отрицательный провод (сначала от ожившего автомобиля, затем от батареи-донора), а затем положительный провод в той же последовательности.
  5. Даем двигателю поработать — не глушим его сразу. Пусть подзаряжает штатную АКБ.
  6. Пытаемся осознать причину неработоспособности штатной батареи.

И последнее. Если с вашей машиной в результате случится что-то «не то», не говорите в сервисе, что давали кому-то прикурить… Намек понятен?

P.S. А всех, кто имеет свое собственное мнение по части «прикуривания», приглашаем принять участие в нашем опросе на эту тему. Ведь сегодня дать прикурить готовы далеко не все.

  • Безопаснее же всего использовать пусковое устройство.
  • Если есть подозрения, что аккумулятор не выдержит первых морозов, заранее задумайтесь о покупке качественного зарядного устройства.

Мифы и правда о прикуривании современных авто

Телефон

WhatsApp

Электронная почта

Мифы и правда о «прикуривании» современных авто

На автомобиле совсем не вовремя разрядился аккумулятор? Первая мысль в такой ситуации: «прикурить» от соседней машины. Однако друг ранее со знанием дела утверждал, что такой способ подзарядки аккумулятора на современных машинах очень вреден. Что делать? Вызывать эвакуатор, обращаться на СТО или в службу скорой помощи на дороге? А может все-таки быстрее аккумулятор зарядить от машины соседа? Ниже мы разберемся подробно в мифах «прикуривания» современных авто, расскажем как правильно выполнять эту процедуру и где безопасно можно подзаряжать АКБ.

Водители с многолетним стажем на своем жаргоне под «прикуриванием» понимают процесс зарядки севшего аккумулятора одного авто от такого же узла исправного авто путем соединения их специальными проводами. То есть аккумулятор одной машины позволяет подзарядить аккумулятор другого авто и завести на этом автомобиле двигатель. Процесс достаточно простой и с ним сможет справиться даже новичок. Вместе с тем здесь очень важно соблюдать строго определенную последовательность действий и быть очень аккуратным. Иначе транспортное средство может надолго отправиться в ремонтную мастерскую.

Когда в «прикуривании» есть смысл?

Если машину не получается завести, то не следует сразу «грешить» на севший аккумулятор. Причины этой проблемы могут быть самыми различными. Например, могут «глючить» датчики, а может требуется заменить свечи. Нередко причиной становится замерзшая в двигателе или выхлопной системе вода. Определить, действительно ли села батарея аккумулятора можно по работе стартера: если он уже при первом включении крутит весьма слабо или очень плохо, то это первый и вполне явный сигнал, что АКБ нужно заряжать. Если же стартер работает в обычном режиме, то «подкуривать» АКБ не имеет смысла. То есть «прикуривание» целесообразно выполнять лишь в случаях, когда имеются веские основания полагать, что аккумулятор разряжен.

Процесс «прикуривания»

Технически подзарядить аккумулятор от другого автомобиля совершенно несложно. С этим справляются и новички, и даже некоторые автоледи. Процесс «прикуривания» состоит из таких этапов:

  • Подсоединяем провода к аккумулятору машины-«донора» (авто от которого «прикуриваем»). Первым крепим провод к клемме со знаком «+», а затем второй провод к клемме со знаком «-».
  • Другие концы проводов нужно закрепить к соответствующим клеммам на автомобиле «реципиенте» (авто которое нужно «прикурить»). Соблюдаем особую внимательность, чтобы не перепутать «+» и «-», а также, чтобы открытые участки проводов на зажимах не соприкасались. Кроме того, следует запомнить, что сначала крепится «плюсовой» провод, и только после этого «минусовой». Если перепутать «плюс» с «минусом», то из строя может выйти вся электроника авто.
  • Соединив проводами АКБ двух автомобилей, можно сразу заводить двигатель на машине-«реципиенте». После удачного старта удерживаем с помощью педали газа холостые обороты на уровне 1,5 тыс.об/мин. Далее можно отсоединяться от машины-«донора»: она больше не понадобится.

Можно ли прикурить авто от работающего мотора?

Больше всего споров в среде водителей, как новичков, так и опытных, вызывает вопрос: безопасно ли «прикуривать» от авто, у которого работает двигатель. Опасения вызывают два момента. Первый: существует риск, что автомобиль-«реципиент» полностью израсходует ресурс аккумулятора машины-«донора». В результате «донор» сам не сможет завестись. Второе: для автомобиля- «донора» существует риск, что при «прикуривании» авто с севшей батареей, у первого из строя будет выведена электроника. Получается, что «прикуривание» опасно? Это не совсем так, а риски могут реализоваться только при несоблюдении правил.

  • На машине-«доноре» обязательно отключайте двигатель. Также следует с аккумуляторной батареи снять минусовую клемму (лучше подсоединение провода выполнять на «массу» двигателя). Такой подход позволяет полностью разделить электросети двух автомобилей. В результате «прикуриваемая» машина получает питание от удаленной батареи. При этом машина-«донор» простаивает как будто без батареи. Если не соблюдать это правило, то в автомобиле-«доноре» блок-контроллер электропитания и генератор получат в первую очередь от стартера второго авто сильный «удар» (сильную нагрузку). При запуске мотора нагрузка стартера превышает 200 Ампер. Электроника машины-«донора» такого удара может не выдержать. Причем неисправность иногда проявляется сразу, а иногда «всплывает» через время.
  • Соблюдайте разумное равновесие между емкостями батарей машины-«донора» и машины-«реципиента». Первую оценку соответствия емкости батарей автомобилей можно провести по габаритным размерам авто и объемам моторов. «Прикуривать» можно только от более крупного авто с более емкой батареей и более мощным двигателем. Например, большой внедорожник без проблем «прикуривает» малолитражку». А вот «малолитражка» уже не сможет «прикурить» внедорожника.
  • Всегда перед «прикуриванием» мотор автомобиля «донора» должен поработать не менее 5 минут. Число оборотов при этом следует установить в районе 1 500 об/мин. Таким образом «донор» подзаряжает свою АКБ и уже не стоит бояться, что «реципиент» использует абсолютно весь заряд батареи.

Выбираем провода для «прикуривания»

За весь водительский стаж провода для «прикуривания» авто могут понадобиться всего несколько раз или совсем не пригодиться. Однако этот аксессуар в некоторые моменты становится жизненно необходимым. Поэтому автовладельцы предпочитают обзавестись проводами для «прикуривания» заблаговременно и постоянно возят их собой. Особенно это актуально для холодного времени года и жителей северных регионов. Ведь здесь аккумуляторы машин при сильном морозе могут сесть уже после одной ночи простоя на улице.

К выбору проводов для «прикуривания» следует подходить особо ответственно. Покупать дешевые варианты китайского производства — это мнимая выгода. Ведь такие кабеля быстро выходят из строя, начинают дымиться, греться и при этом эффективность передачи тока по ним оказывается очень низкой. Лучше остановиться на более дорогом, но более качественном варианте, который не подведет в самый неподходящий момент.

Хорошим для «прикуривания» проводом считается кабель, имеющий большое сечение жилы, по которой проходит ток. Также следует обратить внимание на материал, из которого изготовлена жила. Предпочтение следует отдавать меди и иным металлам, которые обеспечивают минимальные потери при передаче тока.

Не менее важна и оплетка кабеля, который будет использоваться для «прикуривания» авто. Не стоит покупать провода с жесткой оплеткой, поскольку на морозе она будет становиться хрупкой и будет трескаться. Выбирайте кабель с мягкой оплеткой.

Есть требования и к зажимам, которыми провод крепится к клеммам батареи. Советуем свой выбор остановить на медных зажимах. Провод в них должен быть либо припаян, либо надежно обжат. Зубцы должны хорошо крепиться на клеммах и не сползать с них. Кроме того обратите внимание на пружины зажимов — они должны быть надежными и обеспечивать качественное крепление зажима к клемме.

«Прикурить» авто проводами, длина которых не достигает трех метров, будет очень проблематично. Такой кабель попросту может не достать до АКБ второго автомобиля, даже если машину подогнали максимально близко к «реципиенту». Причем иногда поставить машины друг к другу в такой близости не получается из-за внешних препятствий. К тому же у одной машины батарея может быть расположена слева, а у второго авто — справа. Из-за этого длины провода может просто не хватить.

«Курить» вредно!

Высказывать банальные и всем знакомые вещи, чтобы подвести общий итог вышеизложенному, совсем не хочется. Однако придется. Не стоит рассчитывать, что «дышащий на ладан» аккумулятор, прослужит еще долгое время. Вовремя меняйте его на новый.

Вместе с тем, не стоит бояться давать прикурить авто нуждающимся автомобилистам, будь это сосед по гаражу или незнакомец на дороге. Вреда от «прикуривания» авто ваша машина не получит никакого.

Дать «прикурить» и не пожалеть. Как помочь ближнему без последствий

«Прикуривание» требуется, когда аккумулятор по какой-то причине оказался разряженным, из-за чего нельзя запустить двигатель. Тогда подгоняем другую машину, подключаем провода… Стоп! А не чревата ли такая операция для техники?

«Здоровью вредить»

«Прикуривание» может стать причиной выхода из строя генератора. Риск этого наиболее велик на автомобиле-доноре с работающим двигателем при попытке завести мотор на «прикуриваемой» машине. Кроме того, если при подключении проводов перепутать полярность, можно также нанести вред генератору, хотя не исключено, что «под раздачу» попадут и другие узлы. Поэтому «прикуривание» имеет свои правила, ограничения и порядок действий.

Прежде чем соглашаться на данную операцию, неплохо бы выяснить, по какой причине она вообще требуется. Одно дело, если старый аккумулятор уже хронически слаб и ему просто не хватает заряда для уверенной работы стартера. Или, скажем, владелец забыл выключить фары и за пару часов посадил батарею. В этом случае действительно требуется лишь зарядка. Другое дело, если по какой-то причине двигатель отказывается заводиться и в многочисленных попытках оживить его посадили аккумулятор. Практического смысла мучить еще и вашу батарею нет.

Также следует учитывать весовые категории машин, точнее, их аккумуляторных батарей. Пытаться «запитать» бензиновой малолитражкой дизельный микроавтобус или внедорожник теоретически возможно, но лучше подбирать донора под стать реципиенту.

Отдельно скажем и про провода для «прикуривания». Они должны быть толстыми, с надежными зажимами-крокодилами, причем не обжатыми, а припаянными. В противном случае вы, опять же, рискуете потратить много времени, но не добиться положительного результата из-за слишком большого сопротивления проводов.

Главное, не перепутать!

Ниже приводим порядок действий, позволяющий свести к минимуму все риски при «прикуривании».

  • Перед тем, как подключать провода, двигатель на автомобиле-доноре должен быть заглушен, зажигание должно быть выключено в обеих машинах.
  • Сначала подключаем один провод: от плюсовой клеммы разряженного аккумулятора к плюсовой клемме аккумулятора-донора.
  • Затем подключаем второй провод: один его конец присоединяем к блоку двигателя или монтажной проушине на автомобиле с разряженным аккумулятором, второй – к минусовой клемме автомобиля-донора. При работе с проводами важно не перепутать полярности и не допускать КЗ.
  • Пытаемся завести автомобиль с севшей батареей. Двигатель на автомобиле-доноре в этот момент должен быть выключен!
  • Если с первого раза завести двигатель не удалось, следующую попытку делаем через несколько минут.
  • Вне зависимости от того, чем увенчались попытки, провода отсоединяем в обратной последовательности: начинаем с «минуса», в первую очередь отключаем донора.

Отдельный вопрос: можно ли заводить двигатель на автомобиле-доноре в процессе всей операции? Лучше этого не делать вовсе, но если есть опасения, что аккумулятор не справится, то после подключения проводов и до попытки запустить двигатель на проблемной машине можно дать двигателю донора поработать несколько минут на холостых. Но обязательно его выключить перед попыткой пуска. Почему это важно, мы в свое время разбирали.

Есть, конечно, более безопасные для электрооборудования автомобилей сценарии. Например, выждать 10-15 минут для зарядки севшего аккумулятора, отключать провода перед попыткой пуска (но если с первого раза не получится, придется повторять все по новой). Или снимать автомобильные клеммы с аккумулятора-донора перед его подключением к севшей батарее, что позволит исключить влияния на сеть автомобиля-донора, но, с другой стороны, современные модели не любят отключения АКБ.

Вообще же, если говорим про напичканные электроникой современные автомобили, «прикуривание» следует воспринимать как меру исключительную, а прибегать к ней стоит в крайнем случае. До этого просто не надо доводить. Тем более что просто так, в один миг, аккумулятор обычно не «умирает».

Можно ли «прикуривать» от автомобиля с работающим двигателем?

Нередко случаются ситуации, что аккумуляторная батарея разряжается не вовремя.

Одним из вариантов выхода из такой ситуации становится «прикуривание» от аккумуляторной батареи другого автомобиля.

Для водителей-новичков, которые недавно только сели за руль, стоит напомнить, что подобным термином на жаргоне опытных водителей называется процесс соединения при помощи специальных предназначенных для этого проводов аккумуляторных батарей двух автомобилей. Целью такого действия становится обеспечение запуска мотора одного из них. Говоря более простым языком, если у одного автомобиля разрядился аккумулятор, то его можно соединить с батареей другой машины и таким образом, получить возможность запуска ее мотора. Процесс совершенно не сложный, но требующий некоторой степени аккуратности и основных знаний, во избежание «попадания» на дорогой ремонт.

Необходимость в «прикуривании». Данная процедура будет иметь эффективность только в том случае, если аккумуляторная батарей действительно подсела, а выдаваемой ей мощности не хватает для вращения стартера. Но если же стартер вращается как положено, а запустить мотор не получается, то причина здесь явно не в аккумуляторе. Поиск причины такого поведения машины следует осуществлять в других местах: могут быть неисправными разные типы датчиков, требуется замена свечей зажигания либо имеющаяся в бензобаке вода с понижением температуры ночью замерзла и превратилась в лед, что привело к закупориванию топливопроводов.

Осуществление «прикуривания». Техническая сторона вопроса совершенно не представляет трудностей, и этот процесс станет доступным даже для водителей женского пола. Действий здесь не так и много:

  1. Присоединить провода для прикуривания к аккумулятору машины, которая послужит «донором», то есть предоставит энергию своего аккумулятора для запуска другой машины. Вначале стоит прикрепить зажим типа «крокодил» на плюсовую клемму, затем на минусовую;
  2. Вторым шагом станет присоединение других концов проводов к клеммам на аккумуляторной батарее автомобиля-получателя, которому и нужно дать «прикурить». Самое главное — не перепутать клеммы плюс и минус. Дело в том, что в сети постоянного тока, имеющейся в автомобиле, большое значение имеет соблюдение полярности, а ее нарушение может привести к выходу из строя всех электронных устройств машины. Поэтому нужно обратить внимание на то, чтобы провод красного цвета на обоих аккумуляторах располагался на плюсовой клемме, а второй — на минусовой.
  3. После завершения соединения можно смело запускать мотор автомобиля с севшим аккумулятором. Если все получилось, то необходимо выставить обороты холостого хода на 1500 об/мин, после чего исправный автомобиль можно отпускать по своим делам.

Возможность прикуривания от работающего мотора. Это один из главных вопросов, который часто беспокоит всех автолюбителей. Опасение состоит в том, что машина, получающая электричество, может разрядить батарею и у автомобиля, ее предоставляющую, после чего он просто не сможет запуститься.

Согласно информации, полученной в официальных дилерских центрах, выполнять подобное действие категорически не рекомендуется. На автомобиле, от которого выполняется прикуривание, обязательно должна быть откинута минусовая клемма аккумулятора. Это необходимо для полноценного разделения электрических сетей двух машин, когда запускаемая машина получает энергию от чужого аккумулятора, а у «донора» батарея отсутствует.

Если это условие не соблюдать, при запуске электроприборы автомобиля-«донора» получат сильный электрический удар, который могут и не пережить.

Итог. В процессе прикуривания автомобиля, на источнике питания обязательно должен быть заглушен мотор, и снята минусовая клемма на аккумуляторе, чтобы избежать негативных последствий для электрической части машины.

Как правильно прикуривать автомобиль

  • Можно ли прикуривать от заведенного автомобиля
  • Как правильно подзаряжать автомобиль
  • Может ли разрядиться аккумулятор при прикуривании
  • Ошибки при прикуривании

Непредвиденные ситуации могут произойти и с аккуратными автомобилистами. Все водители с опытом хотя бы раз в жизни просили у коллег прикурить аккумулятор автомобиля. И если 20 лет назад трудностей с процессом подзарядки не возникало – практически все легковые автомобили оснащались аккумулятором одинаковой емкости, то сегодня нужно не только правильно присоединить провода, но и учесть большое количество нюансов (например, вид КПП – коробка-автомат или МКПП). Как правильно прикурить севший аккумулятор от соседнего автомобиля, распространенные ошибки при прикуривании автомобиля – обо всем далее в материале.

Можно ли прикуривать от заведенного автомобиля

Одним из вариантов завести мотор при слабом аккумуляторе остается завод «с толкача». Автомобиль вручную разгоняют и запускают ДВС. Такой способ не подходит для машины, где установлена коробка-автомат – завести с разбега можно только «механику». Для машины с АКПП единственным вариантом запустить мотор остается прикурить от донора.

Некоторые автомобилисты пренебрегают правилами, потому что считают, что если не включить двигатель, то донорский АКБ быстро разрядится при запуске мотора второго автомобиля.

При работающем ДВС аккумулятор продолжает заряжаться от работающего генератора, при этом имеет напряжение равное настроечной величине регулятора. В момент прикуривания от работающего авто напряжение на плюсах батареи может снизиться до критической отметки, что приведет к перегрузке.

Как правильно подзаряжать автомобиль

Чтобы не попасть в ситуацию, когда емкости батареи недостаточно для старта, следят за уровнем заряда АКБ. На коротких расстояниях при минимальной скорости в пробке аккумулятор не заряжается полностью – это может привести к тому, что при следующем запуске будет затруднен пуск.

Если помогаем попавшему в беду водителю или сами просим помощи, прикуривать аккумулятор нужно правильно. Большую роль играет качество «крокодилов», порядок присоединения кабелей и их снятие. Перед тем, как начинать запускают двигатель донора на 5-10 минут, нужно раскрутить его до средних оборотов, чтобы агрегаты прогрелись и аккумулятор подзарядился.

Схема безопасного прикуривания авто

  1. Поставить машины на расстоянии от 0,5 метра, не касаясь кузовами. Отключить зажигание обеих машин.
  2. Снять клеммы с аккумулятора.
  3. Установить красный зажим на плюсовую клемму подзаряжаемого аккумулятора, затем – на батарею донора.
  4. В аккумуляторе реципиента присоединить минусовый зажим к массе (неокрашенная часть резьбового соединения, гайка). Эксперты рекомендуют устанавливать «минус» подальше от клеммы с «плюсом», но не к движущим частям агрегатов.
  5. Установить «минус» на клемму отдающей батареи. Если установить минусовый «крокодил» на клемму АКБ реципиента, вся энергия уйдет не на запуск мотора, а на подзарядку батареи, и если АКБ «убитая», то можно разрядить свой аккумулятор и не помочь соседу.
  6. Выждать 1 минуту.
  7. Завести мотор подзаряжаемого автомобиля. Если мотор реципиента не завелся и энергии не хватило, заводят исправный аккумулятор на 7-10 минут, затем повторяют попытку.

Если мотор прикуриваемого завелся, правильно отсоединяют провода. Далее, включаем в машине доноре обогрев заднего стекла для снижения нагрузки на сеть. Снимаем «крокодил» «минус», затем «плюс» с реципиента. Нельзя срывать «крокодилы» – это может привести к короткому замыканию.

При прикуривании необходимо соблюдать последовательность подключения проводов

Может ли разрядиться аккумулятор при прикуривании

Для опытных водителей процесс прикуривания занимает до 5 минут, поскольку есть знания по устройству бортовой электроцепи. Если не учитывать нюансы процедуры и неправильно присоединить провода, можно не только разрядить рабочий аккумулятор, но и выбить с работы ЭБУ, получить короткое замыкание и обеспечить дорогой ремонт. Какие автомобили могут прикуривать друг-друга:

  1. Использующие одинаковое топливо – если это бензин, то тип подачи топливной смеси – инжекторный или карбюраторный, не имеет значения.
  2. Имеющие аккумуляторы приблизительно одинаковой емкости. Если аккумулятор донора имеет большую емкость, прикуривание будет успешным, и если нет, произойдет разряжение батареи.
  3. С исправными аккумуляторами. Если батарея реципиента выделяет электролит, имеет повреждения, чувствуется запах горелой проводки под капотом, прикуривать аккумулятор автомобиля нельзя.

Ошибки при прикуривании

Чтобы спасение транспортного средства с севшей АКБ прошло успешно, надо избегать ошибок, которые часто допускают новички.

Провода «крокодилов» должны иметь жилу сечения 9-12 мм и быть в надежной пластиковой оплетке. Желательно, если провода будут иметь минимальную токопроводящую способность до 250 А и длину 1,5-2 метра. Присоединение к зажимам должно быть паечным, предпочтительна изоляция в верхней и боковой части.

Опасно прикуривать аккумулятор во время дождя или снегопада – контакты покрываются водой, что грозит искрением и замыканием.

Прикуривать автомобиль во время дождя или снегопада — опасно

Технология того, как прикуривать аккумулятор – это экстренный способ завести машину после морозной ночевки. Но не нужно использовать метод как систематический – нужно следить за емкостью батареи и обеспечивать надлежащий уход за всеми системами и агрегатами.