Как подтянуть рулевую рейку на ланосе?

Daewoo Lanos › Logbook › Обслуживание рейки Ланос с ГУР

очередной ремонт… изначально планировалось сделать блог в видео формате, но оператора хватило только до разборки рейки, а у самого руки по локоть в жыже, браться за камеру не рискнул. поэтому фоток будет мало, то что было сделано чистыми руками.
так же здесь собраны некоторые причины стука в рулевой (в целом), которые расскажу как убрать.

главный виновник торжества на этот раз — пыльник рулевой рейки.

боян порвался, и напустил пыли в рейку.

гулять так гулять))
для ревизии было закупленно:

масло ATF Mannol 1 литр AP10107 340 руб.
рулевые наконечники Fenox 2 шт SP32091 и SP31093 по 326 руб.
Шарнир рулевой рейки пара в пак. 2110-3414070 ВАЗ — 129 руб. пара.
Втулка рулевой рейки GM 07834425 — 103 рубля (не пригодилась)
бинокль GM 90135890 в срок не пришел, где то потерялся, а когда пришел оказался не от той рейки, в итоге просто подарили попробовать «левый» бинокль (на фото) (сломался, не пригодился)

гармошка рулевой рейки. lemforder 3024401, цена 400 руб.

снимаем рейку. порядок:
домкратим, ставим морду на подставки. снимаем колеса, вытаскиваем рулевые наконечники из кулака. откручиваем гайки расширительного бачка, отводим его на шлангах в сторону. лезем под машину, возле радиатора шланг гура с хомутом, сливаем старую жыжу. слив жыжу, снимаем бачек гура. под бачком гура, стык магистрали высокого давления — резьбовое соединение — откручиваем. снимаем рулевые тяги от бинокля, чтоб не мешались. в салоне под педалями откручиваем болт крестовина-рейка. откручиваем скобы крепящие рейку к кузову, рейку сдергиваем, но еще не достаем. снимаем пыльник «рейка-салон». от рейки откручиваем подводящий и отводящий шланги, обязательно, иначе рейка не пролезет. достаем рейку через ПРАВОЕ окно для рулевой тяги.

все, рейка в руках, можно дальше разбирать. я разбирал не полностью, чтоб не сбить положение шестерен, но этого хватит чтоб подлечить рейку.

частичная разборка рейки с ГУР Ланос

-чистим от наружной грязи
-откручиваем две трубки которые на рейке
-снимаем пыльник и резиновое кольцо на котором он крепится
-откручиваем контргайку крышки
-откручиваем крышку, достаем пружинку, сухарь-опору.

все, этого достаточно. вымываем бензином остатки смазки, грязь, набиваем новую смазку с помощью сухаря.
прям в то место где он стоит, накладываем смазку, и сухарем туда вдавливаем. вдавили — крутим «руль» от упора до упора, продолжаем набивать пока не смажется вся рейка.
попытка по быстрому вытащить из видео один кадр дает такую бяку… ну для понимания хватит)

смазали. теперь нужно поджать сухарь.
первая причина стука:
износ рейки не равномерный, в том месте где руль прямо — больше, до упора по сторонам — меньше.
сухарь подпирается пружиной, со временем из за износа, усилия становится недостаточно, и рейка начинает стучать зуб об зуб, и просто «подпрыгивать» под действием рулевых тяг, и этот весь стук идет в руль.
подтягиваем пружину. сколько? нужно выбрать люфт шестерни, поджав пружину так, чтоб по краям не закусывало, а в середине не болталось. можно сделать чтоб по краям было чуть туже, но без фанатизма.
проверяется тут же на месте, гаечным ключем на 14 крутим за вал, и сравниваем.
затянули, контрим. все.

далее. Бинокль
он есть вторая возможная причина стука, но, так получилось что новый бинокль к моменту ремонта не успел, а тот что дали не влазил в рейку (он на 1.3 мм толще оригинала) и при насильной примерке он просто лопнул -_-
пришлось ставить тот что был, ИИИ! на подтянутом сухаре он не стучит!
да, могут быть случаи еще более жесткого износа, там может стучать. но, у меня что то тишина.

так же к проблеме стука бинокля можно отнести плохую затяжку болтов. парадокс, вкрученный в рейку пустой болт (без шайб, без сайлентблока тяги) имеет очень большой люфт. он фактически шатается в рейке. вывод — при какой либо усадке бутерброда «рейка-бинокль-пыльник-шайба-сайлент-железка-болт», болт зараза начинает стучать.
да, и тут есть явный претендент на «ухудение», это пыльник рейки. он попадает между шайбой и биноклем, ну и со временем утрамбовывается. все. финал. стучит.

предпоследний номинант на источник стука. помятые сайленты.
вот это я достал из рулевых тяг, без комментариев, и так очевидно.

вот сравнение с сайлентами от десятки, да отличается:

Daewoo Lanos 1,6 SX 20U › Бортжурнал › Подтяжка рулевой рейки + замена жидкости в ГУР и системе охлаждения.

Решил я заняться рулевой рейкой. т.к. при езде по неровностям был слышен в ней стук. Да и на стоячей не заведенной машине при резком повороте руля влево-вправо был слышен негромкий, но отчетливый стук на червячной паре рейки и рулевом валу. Почитав много информации было решено подтянуть прижимную втулку для регулировки зазора в червячной передаче. Владельцам 1,6 ланосов скажу — ох и нелегкая эта работа.
Процедура следующая. Нужно подлезть к рейке, под вакуумник тормозов, открутить контргайку и потом уже затянуть гайку самой прижимной втулки. В интернете все твердят, что для откручивания контргайки нужен ключик на 50 с короткой ручкой. Так вот скажу я вам или это не так или контргайка у меня была разбита. Сделал я ключик на 50 мм с короткой ручкой, а он проскальзывает

В итоге получилось отпустить подложив под грань ключа кусочек жестянки и примотав его изолентой ))) Вобщем здается мне, что ключик там на 48, потому что 46 был маленький. Подтянул регулировочную гайку втулки до упора, потом немного ее отпустил, чтобы руль небыл тугим и не износилась быстро червячная пара. Какой ключик гайки точно не скажу. У меня был самый большой в наборе на 22 и он был маленький, подкрутил разводным. Думаю, что 23- 24 мм. И затянул контргайку. Вместе с этим решил поменять жидкость в гидроусилителе руля. Была уже черного цвета и я сомневаюсь, что она когда-то менялась, а лишним я считаю не будет. Была куплена жидкость как рекомендуют в мануале

Откачал шприцом с трубочкой жидкость из бачка, но не всю, т.к. внутри стоит сеточка. Снял патрубок обратки, слил из него жидкость в бутылку 0,5 л (другая просто не влазит в подкапотное пространство). Аккуратненько снял бачек (естественно пролив немного жидкости на КПП). Выкачал шприцом жидкость из шланга и далее начал делать то, что не делал никто, чьи описания по замене жидкости я прочитал. Попросту начал выдувать жидкость компрессором, пока не пошла пенная жидкость непонятного цвета. Потом немного покрутил рулем влево-вправо до упора, вышло еще немного жидкости. Вылился ровно 1 литр. Я так думаю вся жидкость которая там была. Для тех кто скажет, что неправильно дуть компрессором, т.к. можно завоздушить систему могу ответить, что отсоединив все патрубки и просто вылив жидкость система уже будет завоздушена, только в ней еще останется с пол литра. Промыл бачек, установил (не забываем, что на обратке стоит клапан, который желательно не потерять и установить обратно), залил жидкость до верха, покрутил рулем. Жидкость немного ушла, потом долил и еще покрутил и так до тех пор пока жидкость не перестанет уходить (подливал около 3-х раз). Потом можно завести авто и уже при работающем двигателе покрутить руль. Жидкость опять уйдет. В общем у меня ушел ровно 1 литр жидкости до отметки MAX. При первом запуске не пугайтесь скрежета, потому что насос ГУР тоже был пустой. Буквально через 5 сек. все прошло.
Передок не поддомкрачивал. Руль и так неплохо крутился.
По ощущениям руль стал немного мягче, а может и самовнушение )
Также заменил ОЖ на уже купленную почти год назад Shell Zone

Читайте также  Как снять задний бампер на шевроле нива?

Концентрат -80, зеленого цвета. Сливал жидкость следующим образом. Машина стояла немного на спуске, открутил сливную пробку, открутил крышку с расширительного бачка. После снял один шланг с дроссельного узла и оба шланга с расширительного бачка. Опять-же хорошенько продул все компрессором. Собрал обратно и залил новую жидкость. В итоге слилось чуть меньше 5-ти литров ОЖ, но я не сильно расстроился, т.к. она была довольно чистой. Заливал в пропорции 1:1 с дистилированной водой. Пока что уровень на отметке MAX, но я не прогревал двигатель до открытия термостата, так что может еще немного уйти.
Вот в принципе и все что я сделал с машинкой сегодня часа за 2- 3. Зато на душе спокойней стало, да и дел теперь запланированных поубавилось. Спасибо всем кто прочитал и извините, что нет фотографий процесса, руки были грязные.

Chevrolet Lanos Manual

Рулевое управление Шевроле Ланос

Элементы рулевого управления с гидроусилителем: 1 — бачок гидроусилителя рулевого управления; 2 — насос гидроусилителя рулевого управления; 3 — внутренний наконечник правой рулевой тяги; 4 — наружный наконечник правой рулевой тяги; 5 — правая опора рулевого механизма; 6 — скоба опоры рулевого механизма; 7 — шланг сливной магистрали; 8 — уплотнитель рулевого механизма; 9 — эластичная муфта; 10 — рулевая колонка; 11 — рулевое колесо; 12 — вал рулевого управления; 13 — рулевой механизм; 14 — внутренний наконечник левой рулевой тяги; 15 — наружный наконечник левой рулевой тяги; 16 — нагнетательная магистраль

Рулевой механизм с тягами в сборе: 1 – правая рулевая тяга; 2 – соединительные трубки гидроусилителя; 3 – защитный чехол; 4 – стопорная пластина болтов крепления рулевых тяг; 5 – вал-шестерня; 6 – картер рулевого механизма; 7 – левая рулевая тяга

Рулевое управление автомобиля — с травмобезопасной рулевой колонкой, которая предотвращает движение рулевого колеса в сторону водителя, когда при фронтальном столкновении рулевой механизм смещается назад.
Это обеспечивается конструкцией рулевой колонки, состоящей из двух металлических труб.
Нижняя внутренняя труба установлена в наружной через пластмассовые разрезные кольца, обеспечивающие их плотное соединение.
Однако, при превышении ударных перегрузок, например, при столкновении автомобиля с препятствием, соединение труб позволяет им перемещаться относительно друг друга.
Конструкция вала рулевого управления также позволяет изменять (укорачивать) его длину при столкновении автомобиля в результате срезания двух пластмассовых штифтов, соединяющих две части вала.
Рулевой механизм типа «шестерня-рейка» закреплён в моторном отсеке на щитке передка кузова двумя скобами через резиновые опоры.

Рулевая колонка: 1 — верхняя наружная труба; 2 — нижняя внутренняя труба

Картер рулевого механизма отлит из алюминиевого сплава.
В картере рулевого механизма на подшипниках установлена приводная шестерня, выполненная заодно с валом (вал-шестерня), которая находится в зацеплении с рейкой.
Рейка поджимается к шестерне пружиной через упор, который уплотнен в картере резиновым кольцом.
Пружина упирается в регулировочную пробку.
Регулировочная пробка удерживается от отворачивания контргайкой.
Рулевые тяги крепятся к рейке болтами, которые проходят через опорную пластину, резинометаллические шарниры внутренних наконечников и ползун рейки.
Болты от отворачивания фиксируются стопорной пластиной, надетой на головки болтов.
Рулевой привод состоит из двух рулевых тяг, соединенных шаровыми шарнирами с поворотными рычагами, приваренными к амортизаторным стойкам передней подвески.
Каждая тяга состоит из внутреннего наконечника, наружного наконечника и регулировочного винта.
На концах регулировочного винта нарезана наружная резьба противоположного направления (правая и левая), в середине винта выполнен шестигранник под ключ.
Длина рулевой тяги изменяется вращением регулировочного винта, который вворачивается в резьбовые отверстия внутреннего и наружного наконечников, при ослабленной затяжке болтов клеммных соединений наконечников.

Левая рулевая тяга: 1 — наружный наконечник с шаровым шарниром; 2 — регулировочный винт; 3 — внутренний наконечник

Это позволяет регулировать схождение управляемых колес автомобиля.
После завершения регулировки клеммные соединения наконечников рулевых тяг стягиваются болтами.
Шаровой шарнир наружного наконечника тяги имеет неразборную конструкцию и не требует пополнения запаса смазки, заложенной внутрь на весь срок его службы.
Наружный и внутренние наконечники правой и левой рулевых тяг не взаимозаменямые.
Вал рулевой колонки крепится к приводной шестерне рулевого механизма через эластичную муфту.

Вал рулевого управлении: 1 — верхняя часть вала; 2 — пластмассовые штифты; 3 — нижняя часть вала

На шлицах в верхней части вала установлено рулевое колесо, закрепленное гайкой.
Рулевая колонка прикреплена к кронштейнам щитка передка: в передней части — одной гайкой, в задней части — двумя гайками.
Гидроусилитель рулевого управления встроен в рулевой механизм.
В систему гидравлического усилителя входят: лопастной насос, бачок для рабочей жидкости, трубки сливной и нагнетательной магистралей.
Насос крепится болтами к блоку цилиндров двигателя с правой стороны и приводится во вращение ремнем от шкива коленчатого вала двигателя.
Рабочая жидкость из бачка подается насосом под высоким давлением к распределительному устройству (распределителю), расположенному в картере рулевого механизма и механически соединенному с валом рулевого управления.
На зубчатой рейке рулевого механизма закреплен поршень гидроцилиндра.
При повороте рулевого колеса распределительное устройство соединяет одну из камер гидроцилиндра с нагнетательной магистралью насоса, а другую камеру — со сливом.
При этом поршень гидроцилиндра из-за разности давлений рабочей жидкости перемещает рейку влево или вправо и через рулевые тяги и поворотные рычаги поворачивает управляемые колеса автомобиля.
При отказе гидравлического усилителя возможность управления автомобилем сохраняется, но при этом увеличивается усилие на рулевом колесе.
Бачок гидроусилителя рулевого управления установлен в моторном отсеке на кронштейне, приваренном к чашке левого брызговика.
Для контроля уровня жидкости на полупрозрачном корпусе бачка нанесены метки MIN и MAX.

Как подтянуть рулевую рейку на ланосе

Решил я заняться рулевой рейкой. т.к. при езде по неровностям был слышен в ней стук. Да и на стоячей не заведенной машине при резком повороте руля влево-вправо был слышен негромкий, но отчетливый стук на червячной паре рейки и рулевом валу. Почитав много информации было решено подтянуть прижимную втулку для регулировки зазора в червячной передаче. Владельцам 1,6 ланосов скажу — ох и нелегкая эта работа.
Процедура следующая. Нужно подлезть к рейке, под вакуумник тормозов, открутить контргайку и потом уже затянуть гайку самой прижимной втулки. В интернете все твердят, что для откручивания контргайки нужен ключик на 50 с короткой ручкой. Так вот скажу я вам или это не так или контргайка у меня была разбита. Сделал я ключик на 50 мм с короткой ручкой, а он проскальзывает

В итоге получилось отпустить подложив под грань ключа кусочек жестянки и примотав его изолентой ))) Вобщем здается мне, что ключик там на 48, потому что 46 был маленький. Подтянул регулировочную гайку втулки до упора, потом немного ее отпустил, чтобы руль небыл тугим и не износилась быстро червячная пара. Какой ключик гайки точно не скажу. У меня был самый большой в наборе на 22 и он был маленький, подкрутил разводным. Думаю, что 23- 24 мм. И затянул контргайку. Вместе с этим решил поменять жидкость в гидроусилителе руля. Была уже черного цвета и я сомневаюсь, что она когда-то менялась, а лишним я считаю не будет. Была куплена жидкость как рекомендуют в мануале

Читайте также  Как снять диодный мост с генератора приора?

Откачал шприцом с трубочкой жидкость из бачка, но не всю, т.к. внутри стоит сеточка. Снял патрубок обратки, слил из него жидкость в бутылку 0,5 л (другая просто не влазит в подкапотное пространство). Аккуратненько снял бачек (естественно пролив немного жидкости на КПП). Выкачал шприцом жидкость из шланга и далее начал делать то, что не делал никто, чьи описания по замене жидкости я прочитал. Попросту начал выдувать жидкость компрессором, пока не пошла пенная жидкость непонятного цвета. Потом немного покрутил рулем влево-вправо до упора, вышло еще немного жидкости. Вылился ровно 1 литр. Я так думаю вся жидкость которая там была. Для тех кто скажет, что неправильно дуть компрессором, т.к. можно завоздушить систему могу ответить, что отсоединив все патрубки и просто вылив жидкость система уже будет завоздушена, только в ней еще останется с пол литра. Промыл бачек, установил (не забываем, что на обратке стоит клапан, который желательно не потерять и установить обратно), залил жидкость до верха, покрутил рулем. Жидкость немного ушла, потом долил и еще покрутил и так до тех пор пока жидкость не перестанет уходить (подливал около 3-х раз). Потом можно завести авто и уже при работающем двигателе покрутить руль. Жидкость опять уйдет. В общем у меня ушел ровно 1 литр жидкости до отметки MAX. При первом запуске не пугайтесь скрежета, потому что насос ГУР тоже был пустой. Буквально через 5 сек. все прошло.
Передок не поддомкрачивал. Руль и так неплохо крутился.
По ощущениям руль стал немного мягче, а может и самовнушение )
Также заменил ОЖ на уже купленную почти год назад Shell Zone

Концентрат -80, зеленого цвета. Сливал жидкость следующим образом. Машина стояла немного на спуске, открутил сливную пробку, открутил крышку с расширительного бачка. После снял один шланг с дроссельного узла и оба шланга с расширительного бачка. Опять-же хорошенько продул все компрессором. Собрал обратно и залил новую жидкость. В итоге слилось чуть меньше 5-ти литров ОЖ, но я не сильно расстроился, т.к. она была довольно чистой. Заливал в пропорции 1:1 с дистилированной водой. Пока что уровень на отметке MAX, но я не прогревал двигатель до открытия термостата, так что может еще немного уйти.
Вот в принципе и все что я сделал с машинкой сегодня часа за 2- 3. Зато на душе спокойней стало, да и дел теперь запланированных поубавилось. Спасибо всем кто прочитал и извините, что нет фотографий процесса, руки были грязные.

очередной ремонт… изначально планировалось сделать блог в видео формате, но оператора хватило только до разборки рейки, а у самого руки по локоть в жыже, браться за камеру не рискнул. поэтому фоток будет мало, то что было сделано чистыми руками.
так же здесь собраны некоторые причины стука в рулевой (в целом), которые расскажу как убрать.

главный виновник торжества на этот раз — пыльник рулевой рейки.

боян порвался, и напустил пыли в рейку.

гулять так гулять))
для ревизии было закупленно:

снимаем рейку. порядок:
домкратим, ставим морду на подставки. снимаем колеса, вытаскиваем рулевые наконечники из кулака. откручиваем гайки расширительного бачка, отводим его на шлангах в сторону. лезем под машину, возле радиатора шланг гура с хомутом, сливаем старую жыжу. слив жыжу, снимаем бачек гура. под бачком гура, стык магистрали высокого давления — резьбовое соединение — откручиваем. снимаем рулевые тяги от бинокля, чтоб не мешались. в салоне под педалями откручиваем болт крестовина-рейка. откручиваем скобы крепящие рейку к кузову, рейку сдергиваем, но еще не достаем. снимаем пыльник «рейка-салон». от рейки откручиваем подводящий и отводящий шланги, обязательно, иначе рейка не пролезет. достаем рейку через ПРАВОЕ окно для рулевой тяги.

все, рейка в руках, можно дальше разбирать. я разбирал не полностью, чтоб не сбить положение шестерен, но этого хватит чтоб подлечить рейку.

частичная разборка рейки с ГУР Ланос

-чистим от наружной грязи
-откручиваем две трубки которые на рейке
-снимаем пыльник и резиновое кольцо на котором он крепится
-откручиваем контргайку крышки
-откручиваем крышку, достаем пружинку, сухарь-опору.

все, этого достаточно. вымываем бензином остатки смазки, грязь, набиваем новую смазку с помощью сухаря.
прям в то место где он стоит, накладываем смазку, и сухарем туда вдавливаем. вдавили — крутим «руль» от упора до упора, продолжаем набивать пока не смажется вся рейка.
попытка по быстрому вытащить из видео один кадр дает такую бяку… ну для понимания хватит)

смазали. теперь нужно поджать сухарь.
первая причина стука:
износ рейки не равномерный, в том месте где руль прямо — больше, до упора по сторонам — меньше.
сухарь подпирается пружиной, со временем из за износа, усилия становится недостаточно, и рейка начинает стучать зуб об зуб, и просто «подпрыгивать» под действием рулевых тяг, и этот весь стук идет в руль.
подтягиваем пружину. сколько? нужно выбрать люфт шестерни, поджав пружину так, чтоб по краям не закусывало, а в середине не болталось. можно сделать чтоб по краям было чуть туже, но без фанатизма.
проверяется тут же на месте, гаечным ключем на 14 крутим за вал, и сравниваем.
затянули, контрим. все.

далее. Бинокль
он есть вторая возможная причина стука, но, так получилось что новый бинокль к моменту ремонта не успел, а тот что дали не влазил в рейку (он на 1.3 мм толще оригинала) и при насильной примерке он просто лопнул -_-
пришлось ставить тот что был, ИИИ! на подтянутом сухаре он не стучит!
да, могут быть случаи еще более жесткого износа, там может стучать. но, у меня что то тишина.

так же к проблеме стука бинокля можно отнести плохую затяжку болтов. парадокс, вкрученный в рейку пустой болт (без шайб, без сайлентблока тяги) имеет очень большой люфт. он фактически шатается в рейке. вывод — при какой либо усадке бутерброда «рейка-бинокль-пыльник-шайба-сайлент-железка-болт», болт зараза начинает стучать.
да, и тут есть явный претендент на «ухудение», это пыльник рейки. он попадает между шайбой и биноклем, ну и со временем утрамбовывается. все. финал. стучит.

предпоследний номинант на источник стука. помятые сайленты.
вот это я достал из рулевых тяг, без комментариев, и так очевидно.

вот сравнение с сайлентами от десятки, да отличается:

Рулевая рейка шевроле ланос нужна для того, чтобы передать усилия с рулевого колеса в салоне на поворотные тяги. Если говорить более простым языком, то это устройство, благодаря колеса синхронно поворачиваются в одну из сторон. Рулевая рейка шевроле ланос без гур может быть, а может оборудоваться гидроусилителем руля. Будет он или нет — это зависит от комплектации и года выпуска автомобиля. Но в любом случае всегда можно заменить старую рейку на новую, оборудованную гидроусилителем.

Читайте также  Как снять генератор на дэу матиз?

Если рейка начала «стучать», рекомендуем ее либо заменить, либо отремонтировать. Специально для этого автомобильные магазины могут предложить вам ремкомплект рулевой рейки шевроле ланос. Стоит он недорого, но в не слишком запущенном состоянии рулевой рейки, может привести ее в порядок. Если же рулевая рейка шевроле ланос с гур ремонт не поможет, придется ее менять на новую.

Регулировка рулевой рейки шевроле ланос

  1. Сначала поднимаем машину так, чтобы передние колеса не касались земли.
  2. Снимаем колесо со стороны водителя. Затем снимаем аккумулятор.
  3. Откручиваем гайку на 46 и ключом на 19 подтягиваем рейку.Подтягивать нужно до тех пор, пока колеса не получат свободный ход, а руль, при резких поворотах, не начнет щелкать.

На этом все, собираем все обратно и пытаемся прокатиться. Если не помогло, нужно либо ремонтировать рейку, используя ремкомплект, о котором говорили выше, либо же менять на новую. Мы рекомендуем менять, так как это гарантия того, что рейка не потревожит вас еще очень долго. Но вопрос как подтянуть рулевую рейку на шевроле ланос вроде ответили, теперь перейдем непосредственно к замене.

Замена рулевой рейки шевроле ланос

Поменять рейку, конечно же, можно и самостоятельно, но придется долго повозиться (если делаете это впервые, да и вообще не особо разбираетесь в автомобиле и всех терминах). Да и на инструменты (если негде их взять) придется основательно потратиться. Так что рекомендуем для замены обращаться на станцию технического обслуживания. Но если все таки основательно решили сделать все самостоятельно, вот вам видео:

Как подтягивать рулевую рейку правильно: что нужно знать

Рулевая рейка является основным элементов в устройстве рулевого механизма подавляющего большинства автомобилей. За счет прикрепленных к рейке рулевых тяг и рулевых наконечников осуществляется передача поворотного усилия на колеса при вращении руля.

Независимо от того, оснащается рулевое управление усилителем (гидроусилитель, элеткроусилитель или гидроэлектроусилитель руля) или не имеет усилителя, рулевая рейка продолжает оставаться ключевым элементом.

При этом в процессе эксплуатации водитель может заметить следующее:

  • рулевая рейка стучит при проезде неровностей и при повороте руля, руль стал «болтаться» и вырываться из рук на неровностях, вращение руля стало слишком легким;
  • если покачать руль в «нулевой» зоне (колеса и руль стоят прямо), заметны большие люфты, причем колеса не реагируют на достаточно значительные углы поворота рулевого колеса при отклонении от «ноля».

Указанные симптомы указывают не проблемы с рулевым управлением и рейкой. При этом часто удается минимизировать износ и выработку без ремонта. Для этого нужно выполнить регулировку рейки подтяжкой. Подробнее читайте в нашей статье.

Когда и почему нужна регулировка рейки

Стук и люфты рулевого управления — основная причина, по которой рейку необходимо регулировать. Как правило, стуки и другие симптомы появляются в результате выработки отдельных деталей в устройстве механизма.

Как выполняется регулировка

Подтяжка рулевой рейки предполагает взаимодействие с той частью механизма, через которую усилие передается от рулевого вала на рейку. В целом, усилие после поворота руля передается при помощи косозубой или прямозубой шестерни, входящей в зацепление с зубчатой рейкой.

Шестерня установлена на подшипнике. При этом прижим шестерни к зубчатой части должен быть плотным (без зазоров). По этой причине дополнительно устанавливаются прижимные пружины.

  1. Если в паре рейка-шестерня регулировки нарушены, может потребоваться больше усилий от водителя, чтобы повернуть руль. В этом случае нужно ослабить прижим шестерни к зубчатой части, заменить смазку и т.д.
  2. Если же рейка разболтана, возникло ослабление крепления картера рейки, кронштейна крепления рычага картера и рулевой сошки, убрать стук и люфт можно подтяжкой.

Более того, даже если подтянуть рулевую рейку правильно, это временное решение. Через несколько десятков тысяч километров пробега водитель снова столкнется с люфтом и стуком в рейке. При этом вторичная подтяжка регулировочной гайки не рекомендуется. Необходимо выполнять полный ремонт рулевого механизма или замену рейки.

Регулировка рулевого механизма: особенности

Сразу отметим, что на рулевых рейках, установленных с завода, обычно требуется подтяжка, а не ослабление. Ослабляют рейку в рамках регулировки или после ремонта. Важно понимать, что решение подтянуть рейку предполагает отклонение от начальных заводских настроек.

Изначально рейка настроена на заводе таким образом, чтобы прижим пары шестерня-зубчатая рейка был максимально плотным, при этом руль вращался легко и без усилия. По этой причине необходимо знать, как подтянуть рулевую рейку. Также следует понимать, что подтяжка рулевой рейки далеко не всегда позволяет устранить люфты и стуки, однако можно уменьшить люфт или стук механизма.

С учетом того, что втулки пластиковые, первая подтяжка «выбирает» зазор. Однако если после такой подтяжки снова затянуть рейку, втулки попросту разломаются или полностью деформируются.

Как отрегулировать рулевую рейку

Далее рассмотрим, как подтянуть рулевую рейку на автомобиле. Сделать это можно в условиях обычного гаража, загнав машину на яму или подняв на подъемнике. Дело в том, что все работы нужно будет выполнять под машиной (с учетом места установки рулевой рейки).

  1. Сначала потребуется найти на корпусе рейки специальную регулировочную гайку. На разных авто гайка может стоять в различных местах, сверху гайку зачастую прикрывает колпачок.
  2. Сняв колпачок, также может потребоваться специальный ключ для подтяжки. Часто, если такой ключ отсутствует, его изготавливают самостоятельно.
  3. Следующий шаг – подтяжка рейки рулевого механизма. В процессе затяжки необходимо соблюдать аккуратность, чтобы не перетянуть гайку (помните, перетяжка приведет к повреждению пластиковых втулок внутри).
  4. Обычно для плотной фиксации пары рейка-шестерня требуется не более 1/3 полного оборота регулировочной гайки.
  5. В целом, оптимальная регулировка должна быть выполнена таким образом, чтобы руль вращался легко и свободно, при этом люфты и стуки были сведены к минимуму или вовсе отсутствовали.

Конечно, оптимально при регулировке мерить люфт руля специальным прибором –люфтомером. С учетом того, что такого прибора обычно нет под рукой, затяжку гайки определяют по собственным ощущениям на руле (необходимость подтяжки или ослабления).

Рекомендации

По окончании регулировок рейку также следует проверить на ходу. Важно обратить внимание на то, что после поворота руля, само рулевое колесо должно без помощи водителя возвращаться в нулевое положение (руль прямо). Если руль приходится докручивать руками (руль не возвращается в ноль), это говорит о явных проблемах с рейкой (сильная затяжка регулировочной гайки, подклинивание и т.д.).

Чтобы проверить возврат руля, достаточно пройти поворот и на выходе из него нажать на газ, кратковременно убрав руки с руля. Если руль не стремится к возврату в нулевое положение и его нужно поворачивать самостоятельно, тогда гайка на рейке может быть перетянута и требуется ослабление.