Как определить неисправность генератора автомобиля?

Неисправности генератора автомобиля – признаки и их устранение

Признаки и виды неисправностей автомобильного генератора, проверка и диагностика, особенности ремонта, цены. Видео про неполадки генератора.

В репертуаре Михаила Задорнова была история о том, как один водитель умудрился починить «Газик» с помощью садовых ножниц, консервной банки и женских колготок, применённых в качестве ремня генератора. Далее, как рассказывает легендарный сатирик, когда машина поехала, то один из двух сидевших в ней немцев обронил фразу «видимо, поэтому мы проиграли войну».

Конечно, есть и другие методы ремонта агрегата, преобразовывающего обороты мотора в электроэнергию. Некоторые из них представлены в этом обзоре.

Признаки неисправности генератора

Если попытки завести машину приводят не к запуску двигателя, а к раздающимся из подкапотного пространства гулу и завываниям, либо же мотор то и дело отключается при передаче тяги колёсам или на холостую – значит, стоит всерьёз обратить внимание на состояние генератора. Так как он содержит в себе механические и электронные компоненты, то и неисправности, которые могут приключиться с этим аппаратом, разделяют на две упомянутые категории.

К первой группе относятся повреждения картера генератора или крепёжных элементов, также неполадки с подшипниками, прижимными пружинами, приводным ремнём. Проблемы с электроникой агрегата имеют место при неисправности выпрямителя, реле или обмоток, ненужных контактах, пробоях, и тому подобном.

Те или иные неполадки в работе генераторного устройства, сокращённо обозначаемого аббревиатурой ГУ, весьма вероятны, когда:

  • при заведённом моторе индикатор разрядки АКБ мигает или просто светится;
    аккумулятор закипает;
  • при работающем ДВС фары светят слабо, но при нажатии на педаль акселератора они значительно ярче;
  • генератор издаёт гул, писк или вой;
  • автомобильный сигнал, подаваемый при заведённом двигателе, имеет слабую громкость или искажения;
  • машина глохнет сама по себе.

Отключение мотора во время езды, к тому же сопровождаемое завываниями, может быть вызвано недостатком вольт в сети машины. В такой ситуации знающий автомобилист сперва проверит наличие электроэнергии в АКБ, и если этот показатель окажется достаточным, проведёт диагностику генератора.

Но даже наличие признаков неисправности этого агрегата вовсе не гарантирует, что он вышел из строя. Здесь не исключены обрывы цепи в разъёме предохранителей или замке зажигания. Также неполадки с реле-регулятором могут вызвать активацию индикатора поломки ГУ. Потому, прежде чем демонтировать и потрошить генератор, желательно выяснить, действительно ли он виноват в том, что машина не едет.

Причины неисправности генератора

Эти устройства в основном ломаются из-за долгого износа или корродирования. Большинство механических поломок генератора, таких как деформация щёток или развал подшипников, вызваны продолжительным временем работы устройства.

Причём, генераторы, выпускаемые в настоящее время, обычно оснащаются необслуживаемыми подшипниками. При достижении определённого срока эксплуатации или пробега эти детали просто меняют на новые. То же касается и электроники агрегата. А среди других причин неисправностей ГУ можно выделить:

  • низкое качество деталей генератора;
  • неправильная эксплуатация устройства;
  • сложные условия работы агрегата: высокая температура, попадание на него дорожных реагентов, жидкости, загрязнений.

Диагностика генератора

Состояние современных генераторов часто оценивается путём определения напряжения в бортовой сети. Другой вариант – демонтаж агрегата с машины и диагностика его на специальном стенде.

Напряжение измеряется на контактах АКБ при выключенном, а затем и работающем двигателе. Измерительный прибор должен показывать:

  • пока двигатель не запущен – около 12 В;
    при заведённом моторе – 13,8-14,7 В.

Превышение напряжения при работающем генераторе является признаком «перезаряда», вызванного неполадками с реле. Заниженное значение этого показателя говорит о том, что предназначенной аккумулятору электроэнергии не хватает или она не поступает вовсе. Недостача тока подзарядки указывает на неисправность ГУ или проводки.

Детальная проверка генератора

Если генератор не выдаёт ток в нужном количестве, то прежде всего рекомендуется проверить предохранитель. В случае исправности этой детали следует оценить состояние самой ГУ и её периферии.

Ротор генератора исследуется на предмет свободного вращения, также выясняется, не повреждены ли ремень, провода или картер агрегата. Если эти элементы в порядке, стоит проверить, не заклинило ли щётки в процессе эксплуатации и не сменили ли они своё положение. Засорение желобов токосъёмников также вполне вероятно, на что может указать сильное искрение.

Большинство неисправностей механического типа, случающихся с ГУ, связаны с подшипниками. При подобных поломках генераторы свистят или завывают. Причём, высокотональный свист, доносящийся из подкапотного пространства при разгоне машины или нажатии на газ без нагрузки, сигнализирует о том, что приводной ремень недостаточно натянут.

Тестирование роторной обмотки производится с использованием мультиметра путём подключения щупов прибора к токосъёмникам генератора и фиксирования величины сопротивления. Нормальное значение этого параметра соответствует диапазону 1,8-5 Ом, выход из которого указывает на следующие неполадки:

  • занижение – обмотка «коротит»;
  • завышение – разрыв провода обмотки.

Статорную обмотку тоже нелишним будет проверить, только уже на контакт с картером ГУ. Для этого замеряется совместное сопротивление этих элементов при условии, что они отключены от диодного моста. Если мультиметр указывает на знак «бесконечность», то можно утверждать, что «пробой на массу» в данном случае не имеет места.

Наконец, и сам выпрямитель, отключённый от статора, тестируется мультиметром с помощью функции «проверка диодов». Для этого:

  • плюсовой щуп мультиметра подключается к аноду выпрямителя или его катоду;
  • минусовой щуп измерительного прибора прикладывается к выводу фазы;
  • измеряется сопротивление;
  • щупы меняются местами и замер сопротивления повторяется;
  • при исправном выпрямителе полученные показания должны существенно отличаться.

Ещё одна неполадка, которая может подстерегать выпрямитель – это окисление его контактов. Обычно такое происходит при высокой температуре работы ГУ.

Особенности ремонта генератора

В случае неполадок с ГУ обычно производится замена деталей, являющихся причиной поломок. Сломавшиеся щётки и подшипники меняются на исправные без разговоров. А поводом для обновления ремня может быть:

  • обрыв;
  • потеря упругости;
  • деформация;
  • прошествие установленного срока работы.

Перемотка неисправных обмоток генератора иногда встречается в перечне услуг, предлагаемых автоумельцами или сервисами. Но с учётом стоимости такого ремонта и надёжности результата, как правило, производится замена ротора или статора целиком.

Ремонтный комплект для генератора

Для того, чтобы самостоятельного отремонтировать генератор, автомобилисту, вполне вероятно, понадобятся определенные запчасти. Однако найти их в наборе бывает непросто – имеющиеся в продаже ремкомплекты для ГУ содержат, как правило, разве что шайбы, болты и гайки.

Поэтому умелец, взявшийся за восстановление этого агрегата, зачастую вынужден самостоятельно формировать нужный ремкомплект. Подобный набор может содержать:

  • щётки и крепления для них: от 70 руб.;
  • подшипники: от 80 руб.;
  • регулятор напряжения: от 330 руб.;
  • выпрямитель: от 720 руб.

Весь генератор обойдётся автолюбителю в сумму от 3800 руб.

Стоимость ремонта ГУ в автосервисе

Рядовому автолюбителю вполне под силу своими руками справиться с большинством неисправностей ГУ. Только делать это нужно осторожно, особенно новичкам, чтобы не усугубить имеющиеся неполадки. А если поломок слишком много, то, возможно, имеет смысл генератор вообще заменить.

Автомобилисты, особо ратующие за результат ремонта ГУ, наверняка предпочтут доверить этот процесс автосервису. Ориентировочная цена за такую работу составит:

  • демонтаж и монтаж ГУ: от 800 руб.;
  • обследование ГУ с разборкой: 500 руб.;
  • тестирование ГУ на стенде: 300 руб.;
  • услуги по установке новых реле, выпрямителя, статорной обмотки, ротора: от 500 руб.;
  • установка новых подшипников: от 1200 руб.;
  • обновление щёток: от 900 руб.;
  • установка новых контактных колец: от 1200 руб.

Как не сломать генератор

Популярный ранее метод тестирования ГУ с отключением АКБ совершенно не подходит для современных автомобилей и даже опасен для них. Резкие перепады напряжения, возникающие в результате таких исследований, могут привести в нерабочее состояние всю электронную начинку машины. Потому диагностировать генератор следует либо с помощью измерений вольтажа аккумулятора, либо с применением специального стенда.

Кроме того, чтобы лишний раз не подвергать генератор риску поломки, желательно не допускать:

  • использования напряжения более 14 В для тестирования электроцепи агрегата;
  • контактирования полюса генератора с его корпусом даже на непродолжительное время;
  • заливания устройства водой, маслом, охладителем и другими жидкостями;
  • повреждений картера ГУ при монтаже её на машину или в результате того, что устройство уронили;
  • оснащения машины дополнительной техникой, если это приведёт к энергопотреблению, превышающему возможности ГУ;
  • использования агрегата при неисправной или разряженной АКБ, ненадёжной электропроводке машины, неполадках с автомобильным компьютером.

Заключение

В принципе, ремонт генератора машины не должен представлять для автолюбителя особой сложности, хотя этот процесс не быстр и требует должного внимания. И прежде чем разбирать это устройство, желательно провести его детальную диагностику, включающую в себя внешний осмотр ГУ, а также проверку её электронных компонентов. Чаще всего в агрегате ломаются щётки с подшипниками, менее капризны выпрямитель и реле. А чтобы приводной ремень не порвался в самый неподходящий момент, следует периодически проверять натяжение и состояние этой детали.

Видео про неполадки генератора:

Читайте также  Что входит в подвеску автомобиля?

7 неисправностей генератора в автомобиле

Генератор в автомобиле предназначен для питания бортовой электросети стабилизированным напряжением при работающем двигателе. Одновременно подзаряжается аккумуляторная батарея, если она потеряла часть энергии и принимает зарядный ток.

Обычно используется трёхфазная генерация переменного тока с последующим преобразованием в постоянный, встроенным выпрямителем. Выходное напряжение поддерживается в заданных пределах имеющимся в составе электронным реле-регулятором.

Основные признаки неисправности автомобильного генератора

Нарушения в работе могут быть электрическими или механическими:

  • недостаточное выходное напряжение под нагрузкой из-за падения мощности генератора;
  • выход значения напряжения из допустимых пределов по причине неправильной работы регулятора;
  • пробои, обрывы и замыкания в обмотках или выпрямителе;
  • отказ щёточного блока со встроенным электронным реле;
  • начавшееся разрушение подшипников ротора;
  • неправильная работа приводного ремня из-за износа шкива;
  • поломка обгонной муфты.

Каждая неисправность вызывает свои характерные внешние проявления.

Горит индикация разряда АКБ на панели приборов

Наиболее частый симптом – включение сигнальной лампочки красного цвета на приборной панели, поскольку она именно для фиксации проблем с генератором и предназначена. Будет ошибкой считать эту индикацию лишь признаком отсутствия зарядки аккумулятора.

Например, если батарея полностью заряжена, то и ток через неё прекращается. Это нормальный, штатный режим. Лампа укажет на другое – генератор не вырабатывает ЭДС нужной величины, а значит параллельно соединённый с ним аккумулятор обслуживает бортовую сеть самостоятельно.

Долго продолжаться это не сможет, батарея разрядится, и напряжение упадёт ниже допустимого для потребителей уровня.

Закипание аккумулятора

Одним из параметров свинцово-кислотной АКБ является предельное напряжение на её клеммах, с превышением которого вместо нормальной зарядки начинается разложение электролита с бурным выделением газов.

Говорят, что аккумулятор кипит. Это не совсем так, для кипения нужна температура гораздо более высокая. Но внешние признаки те же.

Электроника генератора предусматривает отсечку напряжения выше определённого уровня. Процесс происходит в релейном режиме, колебания сглаживаются, выглядит это как стабилизация безопасной величины, на которую рассчитаны потребители.

Если реле-регулятор не справляется, напряжение начинает зависеть от оборотов, ничем не ограничиваться и превышать предельные 14,5-14,7 вольта.

Закипание электролита ещё не самое страшное в таком аварийном режиме. Все электроприборы автомобиля будут работать с превышением рабочего напряжения, могут перегреваться и выгорать.

Тусклый свет фар

Ослабевание светового потока фар – один из признаков пониженного напряжения, если контрольная лампа по какой-то причине на это не указала.

Головной свет – один из самых мощных и заметных потребителей, поэтому покажет отклонения в работе генератора ещё до того, как это проявится на стартёре при попытке запуска двигателя.

Генератор издает посторонние звуки

Чаще всего вой, скрип или хруст происходит от подшипников. Они довольно сильно нагружены массивным якорем и натяжкой ремня, не всегда правильно отрегулированной. Со временем их износ проявится в виде хорошо слышимого даже снаружи звука.

Но не только механика порождает посторонний шум. Нарушение электрического баланса при отказе одной из фаз генератора переменного тока тоже породит звуковые колебания. При этом громкость будет зависеть от электрической нагрузки на неравномерно работающие обмотки.

7 неисправностей

Многолетнее использования динамомашин переменного тока в автомобилях без особых изменений в их конструкции позволяет выделить типовые неисправности.

Разрушение подшипников якоря

Механика всегда теоретически менее надёжна, чем электроника, поскольку подвержена износу даже при штатной работе. Более всего это связано с подшипниками ротора (якоря).

Обычно они небольшого размера, что связано со стремлением выполнить узел более компактным, поэтому работают на пределе своих возможностей. Замена смазки не предусмотрена, а заложенная заводом быстро стареет и вырабатывается из-за несовершенства уплотнений.

Начинается локальный перегрев беговых дорожек и шариков, усталостное выкрашивание металла (питтинг), появляются зазоры. Подшипники сначала воют, а потом и хрустят. Нужна немедленная замена, иначе разрушатся все прочие детали получившим непредусмотренную свободу ротором.

Износ щеток

Для передачи напряжения на обмотку возбуждения, расположенную в роторе, используются подвижные контакты в виде медных колец и прилегающих к ним угольных (графитовых) щёток.

Несмотря на низкий коэффициент трения, щётки изнашиваются, это компенсируется их значительной длиной и поджиманием пружинами. Но со временем весь запас вырабатывается, контакт пропадает, и обмотка якоря остаётся без питания. Генерация прекращается. Кроме того, щётки могут зависнуть из-за попадания в их зазоры продуктов износа и просто грязи.

Износ токосъемных колец

После неоднократной замены щёточного узла настаёт очередь коллекторных колец, которые значительно твёрже графита, но всё равно истираются. Результат будет в точности тем же, что и при износе щёток.

Выход из строя реле-регулятора напряжения

Современные регуляторы выполняются по интегральной технологии и размещены в едином со щётками легкосъёмном узле. Принципиально слабых мест в электронном реле нет, но температура, вибрации и некачественное исполнение вызовут отказ. При этом напряжение может как уменьшиться, так и возрасти, смотря что именно в схеме выгорает.

Межвитковое замыкание обмоток

Статор намотан достаточно толстым медным проводом с лаковой изоляцией. Если со временем лак потеряет прочность и произойдёт контакт между соседними витками, то образовавшийся короткозамкнутый участок начнёт забирать на себя значительную часть мощности генератора, перегреваться и снижать отдачу узла в целом.

Проявится это шумом, возможно, задымлением, и падением выходного напряжения с добавлением нагрузки.

Пробой или обрыв диодов выпрямительного моста

Выпрямление происходит по трёхфазной схеме, в нём участвуют шесть мощных кремниевых диодов. Они выдерживают достаточно высокую температуру, но плохо охлаждаются, и предел легко превышается. Постепенно происходит деградация кристалла, диод выходит из строя. Генератор резко теряет мощность.

В современных генераторах установлены дополнительные диоды для питания обмотки возбуждения. Они меньше нагружены, но и сами по себе рассчитаны на небольшие токи. Поэтому отказывают не реже основных.

Недостаточная мощность

Практически любая неисправность ведёт к понижению максимальной отдачи. Генератор может нормально работать с малыми нагрузками, но просаживает напряжение после включения мощных потребителей или снижения оборотов двигателя. Точно измерить мощность можно лишь на стенде.

Как проверить генератор

Простейшая проверка состоит в замере напряжения бортовой сети на средних оборотах двигателя, когда аккумулятор уже набрал свой потерянный при пуске заряд.

Напряжение даже при включённых фарах должно удерживаться в диапазоне 13,5-14,5 вольта. Если оно меньше и при этом уменьшается со временем – генератор неисправен.

Более точно генератор исследуется на стенде. Для каждого прибора существует характеристика, где указана зависимость отдаваемой мощности от оборотов ротора.

Прибор раскручивается внешним приводом стенда, нагружается балластным реостатом, замеряются скорость вращения, ток нагрузки и выходное напряжение. Они должны соответствовать паспортным данным конкретной модели.

Устранение поломок

В зависимости от пробега автомобиля, состояния и вероятной поломки генератора принимается одно из решений:

  • замена подшипников ротора, иногда с обоймами или крышками;
  • при обнаружении дефектного диода меняется мост в сборе;
  • реле-регулятор со щётками можно сменить, не снимая генератор с двигателя;
  • замена колец ротора не всегда предусмотрена конструкцией, но часто возможна, в противном случае меняется ротор в сборе;
  • обмотки статора также можно извлечь и заменить, искать в них обрывы или КЗ витков бессмысленно, так надёжность не обеспечивается.

В типовом случае меняется щёточный узел, подшипники и диодный мост. Если проблема этим не решается, то разумнее будет заменить генератор в сборе, собирать новый из запчастей экономически не оправдано.

Как определить неисправность генератора

Неисправности генератора

Электрооборудование автомашины часто портится, вынуждая владельца нервничать и искать замену. Сложность в основном кроется в одном из главных пульсаров электрического напряжения – в автогенераторе. Как определить неисправность и почему ломается генератор?

Источники электроэнергии автомобиля

Понятно, что эксплуатировать машину с испорченным передатчиком энергии не получится, как нужно. В некоторых случаях автомобиль вообще будет невозможно сдвинуть с места.

Кроме того, выход из строя одного источника энергии в машине априори приводит к проблемам с другим источником. К примеру, если разрушена АКБ, то повышается ток зарядки генератора, что в итоге завершается поломкой диодного моста агрегата.

Несколько признаков неисправного генератора

И наоборот. Если налицо проблемы с генератором, то возрастает зарядный ток, а это сказывается на работе аккумулятора. Последний чаще перезаряжается и быстрее может ломаться.

Одним словом, заботливому владельцу рекомендуется чаще следить за состоянием источников питания автомобиля, а если обнаруживаются проблемы, то вовремя их разрешать.

Интересно, что поломка электрооборудования авто встречается настолько часто, что занимает одно из лидирующих мест в рейтинге популярных неисправностей. Условно поломка делится на проблемы с источниками и потребителями.

Неисправности автогенератора

Большей частью дефекты агрегата выявляются легко. Но существуют такие разновидности повреждений, которые определить удается только на спецоборудовании. Их принято называть «плавающими» неисправностями, имея в виду непостоянность их признаков.

Схема генератора

Одной из самых распространенных неисправностей генератора является проблема с освещением. Фары на машине светят тускло, а в обычный звук мотора вмешиваются какие-то инородные шумы.

Вообще, определение неисправностей генератора по шуму выведено в отдельную группу признаков, называемых шумовыми.

Читайте также  Какое давление должно быть в кондиционере автомобиля?

Как правило, повышенный шум, исходящий от генератора, свидетельствует о неисправностях с подшипниками и близлежащими узлами. Недостаточное количество смазки в подшипниковых узлах тому причина. Достаточно будет добавить смазочного материала, чтобы шум исчез.

Подшипники могут шуметь также по вине механического свойства. Разрушается сепаратор или изнашиваются дорожки качения, может провернуться кольцо в крышке. В подобных случаях только обновление элемента поможет решить проблему. И тянуть с заменой не стоит, ведь функционирование агрегата с неисправным подшипником грозит выходу из строя более дорогих и важных компонентов – статора и ротора.

Шум, напоминающий вой. Это, скорее всего, межвитковое замыкание статорных обмоток (МЖЗ). Такой шум схож со звуками, которые издает автомобиль со слабыми аккумуляторными клеммами. Тот же звук может свидетельствовать о плохом соединении внутри обмотки втягивающего или повреждении контактора.

«Плавающие» неисправности и другие

Как вы догадались, выявление МЖЗ внутри автогенератора – процедура не из легких. Чтобы ее точнее диагностировать приходится использовать уже спецаппаратуру. Межвитковое замыкание – это и есть неисправность, которую относят к категории «плавающих».

К таким же «плавающим» неисправностям можно отнести замыкание обмотки. Правда, чтобы выявить эту неисправность, сложного обородования не надо. Достаточно проверить неисправность омметром – прибором, который измеряет сопротивление.

Используя прибор, можно легко проверить монолитность диодмоста и проводки внутри генератора, а также нормальность функционирования щеток и их контактов.

Как определить плавающие неисправности генератора

О повреждениях автогенератора можно судить по миганию контроля зарядки АКБ. Например, если в процессе задействования зажигания индикатор не горит, то это прямиком свидетельствует о слабом контакте на щеточном узле. Также это может свидетельствовать о неисправности регулятора напряжения.

Если наблюдается непрерывное свечение лампочки, то это будет свидетельствовать либо о пробое диодов, либо о слабости натяга генераторного ремня.

Еще одним популярным повреждением автогенератора является недержание заряда АКБ. В этом случае рекомендуется проверить в первую очередь натяжение ремня грм. Лучше использовать профессиональный динамометр, чем делать это на глаз.

Степень натяжения регулируется на больше части машин гайкой, фиксирующей генератор. Агрегат сидит на регулировочной планке. Ослабив гайку, можно передвигать генератор в сторону от ДВС, тем самым, изменяя степень натяжения.

Однако частой причиной проблем с генератором становится регулятор напряжения. К примеру, на старых моделях авто данный элемент представляет собой коробочку, расположенную на брызговике переднего крыла. В современных автомобилях регулятор бывает встроен внутрь генератора.

Элемент легко заменить. Достаточно будет ослабить 2 держателя, отсоединить контакты и извлечь регулятор вместе с щетками.

Внимание. Основной упор при диагностике регулятора и щеток делается на закисании. Нужно хорошенько осмотреть контакты на момент подгорания. Обязательно зачистить все мелкой шкуркой, обработать поверхности растворителем.

Новый регулятор, поставленный на место неисправного, может выдавать другое напряжение. Тут не нужно паниковать. Как только новые щетки притрутся, все пойдет, как и раньше.

О беспроблемном функционировании автогенератора можно судить по константному выходнапряжению. Оно должно быть равно 13.8-15.5 V. Если порог завышен, то это причина дефектов электрокомпонентов автомобильной схемы и разрушения АКБ.

Диагностика автомобильного генератора

Чрезмерный ток на выходе автогенератора может свидетельствовать также о пробивании диодмоста, наличии МЖЗ или ненадежном контакте генераторной клеммы на фюзеляже.

Непосредственные подоплеки неисправностей или сложностей, связанных с работой автогенератора, кроются в стандартном изнашивании некоторых компонентов. Часто металлические элементы съедает коррозия.

Из-за того что генератор является устройством электромеханическим, то и поломки у него бывают либо чисто механо, либо электро. Безусловно, бывают и исключения из правил, но они – результат неправильной эксплуатации или брака на производстве.

Как проверить работу генератора автомобиля. Основные неисправности и обслуживание генераторов

Генератор не относится к критически важным узлам авто. Внезапный выход из строя этого агрегата не обездвижит автомобиль сразу, но и уехать далеко на одном только заряде аккумулятора не получится. В этой статье мы разберем, как проверить генератор автомобиля самостоятельно и правильно оценить его состояние.

Содержание:

Неисправности генератора автомобиля

Известно несколько распространенных неисправностей генератора. Кратко рассмотрим их.

  1. Износ графитовых щеток или нарушение работы в механизме их подачи по мере износа. Через щетки на ротор подается ток возбуждения. Этот ток генерирует электромагнитное поле, необходимое для работы генератора. Плохой контакт между щетками и кольцами частично или полностью выведет генератор из строя.
  2. Отказ регулятора напряжения. Регулятор напряжения служит для изменения напряжения, которое подается на ротор. Именно благодаря этому элементу (вне зависимости от частоты вращения ротора) генератор вырабатывает ток около 14 вольт (в разных моделях авто этот показатель может быть разным).
  3. Выход из строя диодного моста. Генератор изначально вырабатывает переменный ток, а вся электроника автомобиля питается постоянным током. Для преобразования переменного тока в постоянный предназначен диодный мост. Перегорание даже одного из диодов в цепи моста приведет к потере работоспособности генератора.
  4. Износ подшипников. Ротор опирается на два подшипника качения, которые установлены в корпусе статора. Как и любые другие детали, эти подшипники со временем изнашиваются. В критических случаях может произойти их заклинивание или даже разрушение.

Все вышеперечисленные неисправности генератора авто — устраняемые. Но есть и две поломки, после которых агрегат уже не подлежит ремонту: перегорание обмоток статора или ротора и механическое разрушение корпусных деталей.

Как проверить генератор автомобиля

Есть два основных способа проверки работоспособности генератора.

Первый считается надежным «дедовским» способом, но используется сегодня исключительно на карбюраторных авто. Чтобы проверить генератор, запустите двигатель и снимите отрицательную клемму с АКБ. Если электроника автомобиля продолжает исправно функционировать, то это значит, что генератор исполняет свои функции на уровне, достаточном для работы авто.

Ни в коем случае не применяйте этот способ на современных автомобилях!

Второй способ потребует специального измерительного прибора — мультиметра. Для проверки работы генератора выставьте мультиметр в режим измерения постоянного напряжения от 0 до 20 вольт. На остановленном двигателе подключите черный щуп к минусовой клемме АКБ, красный — к плюсовой. Исправный аккумулятор покажет напряжение около 12,5 вольт. Не отключая мультиметр запустите двигатель. Рабочий генератор подаст заряд на АКБ, и показания на дисплее прибора вырастут. Нормальным считается заряд от 13,5 до 14,5 вольт. Напряжение ниже 13 вольт указывает на явные проблемы с генератором. Также можно на холостых оборотах включить несколько потребителей электроэнергии (обогрев стекол, фары, печку и др.) и посмотреть на показания мультиметра. Просадка напряжения ниже 13 вольт говорит о возможных проблемах в системе зарядки аккумулятора. В этом случае рекомендуется провести диагностику генератора, так как при таком напряжении эксплуатация автомобиля в зимний период будет приводить к систематической недозарядке аккмулятора и, как следствие, незапуску двигателя в морозы.

Для постоянного контроля работоспособности генератора мы рекомендуем обзавестись портативным вольтметром (он имеет также ряд дополнительных функций) или цифровым тестером, работающим от прикуривателя. Он будет отслеживать напряжение в сети и сообщать автовладельцу о проблемах до полного отказа генератора.

Если вам нужна помощь в подборе измерительных приборов, заполните форму ниже.

Кроме того, не помешает проверить состояние подшипников. Для этого потребуется снять приводной ремень и вручную прокрутить ротор генератора за шкив. Хруст шариков, ступенчатость вращения или легкие подклинивания указывают на износ подшипников. Также можно проверить люфт ротора. Если при покачивании шкива в вертикальной плоскости ощущается даже небольшое биение — подшипники критически изношены. Чтобы избежать проблем с генератором, их нужно заменить.

Обслуживание генератора автомобиля

Генератор автомобиля — самодостаточный агрегат, который не требует частого тщательного ухода. Его обслуживание сводится всего к нескольким операциям, в числе которых:

  1. Периодическая проверка натяга приводного ремня. В инструкции по эксплуатации эта процедура обычно описывается отдельно для каждой конкретной модели авто. Малый натяг приведет к проскальзыванию ремня с характерным писком. Чрезмерно перетянутый ремень ускорит износ подшипников.
  2. Продувка от пыли и внешних загрязнений. Несколько раз в год продувайте генератор сжатым воздухом.
  3. Очистка контактов. Следите за состоянием и обязательно чистите контакты после появления окислов. По необходимости меняйте клеммы и поврежденные провода.
  4. Замена щеток. Многие автомобилисты не дожидаются отказа генератора, а меняют щетки раз в несколько лет в зависимости от рекомендаций автопроизводителя и пробега.

Исправная работа генератора автомобиля в основном зависит от изначального качества агрегата и натяга ремня. Остальные факторы влияют в меньшей степени.

Купить генератор для автомобиля по выгодной цене вы сможете в нашем TopDetal.ru. Мы также реализуем комплектующие для генераторов отечественного и импортного производства. У нас вы можете заказать запчасти для генераторов с доставкой почтой по всей России.

Износ деталей двигателя может происходить даже при наличии достаточного количества моторного масла. При этом на металлических поверхностях возникают локальные разрывы масляной пленки.

Большинство смазочных материалов состоит из углеводородных соединений. Если заменить часть атомами кремния, то полученная силиконовая смазка при применении даст для авто совершенно новые свойства и возможности.

Читайте также  Иммобилайзер УАЗ патриот где находится?

При работе мотора смазочные материалы подвергаются воздействию высоких температур. Следствие локальных перегревов — образование относительно твердых лаков и смол. Их невозможно удалить при помощи штатных моющих присадок, которые входят в состав любого масла.

Рулевое колесо — одно из главных средств управления автомобилем. В современных машинах оно выпускается в специальном чехле. Аксессуар выполняет две основные функции: создает комфорт для рук водителя и украшает салон. Но заводская стандартная оплетка не всегда отвечает ожиданиям автовладельца. В основном не устраивает материал. Рассмотрим плюсы и минусы оплетки из натуральной кожи, и сравним ее с синтетикой.

Неисправности генератора — признаки, диагностика

Среди поломок автомобиля чаще всего встречается выход из строя электрооборудования. Все электрооборудование можно разделить на источники тока, потребители тока и вспомогательные устройства. К потребителям тока относятся оптика, зажигание, климатическое оборудование, антиблокировочная система колес, системы безопасности, световые приборы и другое оборудование. Все эти системы будут безотказно работать без отлаженной работы источников питания.

1) Устройство и принцип работы:

  • Защитная крышка диодного модуля
  • Наиболее частые неисправности генератора
  • Наиболее частые неисправности аккумулятора

2) Виды неисправностей генератора

  • Признаки неисправности
  • Диагностика неисправностей

3) Как проверить работает ли генератор?

4) Ремонт генератора

В качестве источника питания в легковых автомобилях используют синхронный генератор трехфазного переменного тока, приводимый в движение от основного двигателя. Его мощность 700-1 000 Вт. Автомобильная промышленность перешла на установку на легковые автомобили генераторов переменного тока (раньше ставили генераторы постоянного тока), когда появились мощные диодные выпрямители. Это позволило втрое уменьшить вес сайта. Некоторые системы-потребители (автомагнитола, противоугонная система, стоп-сигналы, освещение и другие) должны работать и при выключенном двигателе. Их непрерывную работу обеспечивает автомобильный аккумулятор. Он заряжается от работающего генератора, сглаживает перепады напряжения во время подключения энергоемких потребителей.

Разобраться в неисправности генератора невозможно, не зная, из чего он состоит и как работает.

Автомобильный генератор — устройство и принцип работы

В корпус современных генераторов встроены трехфазный диодный выпрямитель и регулятор напряжения. Ниже мы рассмотрим, как устроен автомобильный генератор.

Шкив передает вращение с помощью ременной передачи с выходного вала двигателя на ротор.

Ротор – это вал генератора, на который передается вращение от двигателя. На него насажены две клювообразные втулки из стали, между которыми находится обмотка возбуждения. Выходные контакты обмотки возбуждения выведены на контактные кольца.

Статор представляет собой пакет стальных листов, собранных в виде трубы. В пазах статора расположена трехфазная обмотка. Она и вырабатывает мощность.

Выпрямительный блок (диодный мост) состоит из двух теплоотводов (положительного и отрицательного), к каждому из которых присоединены по три мощных диода. Узел служит для преобразования переменного тока генератора в постоянный, точнее в пульсирующий с высокой частотой, необходимый потребителям напряжения.

Защитная крышка диодного модуля

Регулятор напряжения – устройство, поддерживающее определенный интервал изменения напряжения, безопасный и достаточный для работы потребителей тока в авто, при изменении частоты вращения вала двигателя, а значит и ротора, электрической нагрузки, температуры среды.

Щеточный узел – конструкция, которая обеспечивает контакт упругих щеток с кольцами ротора. Конструкция выполнена из пластмассы, съемная.

Корпус генератора объединяет все его узлы, имеет выходные контакты для подключения к системе электрооборудования, крепится на двигателе авто, состоит из двух крышек.

Устройство автомобильного генератора переменного тока, мы разобрали, теперь нужно разобраться, как он работает.

При включении зажигания, от мотора приводится в движение ротор генератора. Обмотка возбуждения создает электромагнитное поле, которое индуцирует электрический ток в обмотках статора. Затем регулятор напряжения корректирует скачки до 13,8 ?14,2 В. Скорректированная напряжение поступает на аккумулятор.

Наиболее частые неисправности генератора:

  • повреждение или износ шкива на коленчатом валу, который передает вращение от двигателя на ротор;
  • неполадки в щеточном узле или износ токосъемных щеток;
  • нарушение работы регулятора напряжения;
  • поломка диодного моста;
  • разрушение подшипника вала ротора;
  • нарушение целостности проводов цепи зарядного или выводных клемм.
  • обрыв или замыкание обмоток;
  • загрязнение контактных колец, в том числе за счет подгорания;

Наиболее частые неисправности аккумуляторных батарей:

Автомобильная аккумуляторная батарея используется в автомобили в качестве дополнительного источника питания при неработающем двигателе и для запуска двигателя. В легковых авто установлены аккумуляторы с напряжением 12 В. Тип аккумуляторов свинцово-кислотный.

  • повреждения электродов (механическое или химическое);
  • замыкания пластин батареи;
  • нарушение целостности корпуса аккумулятора, разгерметизация банок;
  • окисление клемм аккумулятора.

Виды неисправностей генератора

К механическим неисправностям относятся нарушение работы подшипников, механические повреждения корпуса, креплений, пружин, ременного привода, шкивов и др.

Электрические – это выгорание щеток, биение ротора, межвитковые замыкания, поломки диодного моста, пробои, обрывы обмотки, неисправности реле и др

Признаки неисправности автогенератора:

Возможные неисправности генератора следует задуматься, если

  • индикатор разряда аккумулятора горит или мигает во время работы двигателя;
  • произошла разрядка аккумулятора или его выкипания (перезарядка);
  • яркость света фар снизилась;
  • от генератора выходят визг, вой, другие посторонние звуки.

Диагностика неисправностей генератора

Нестабильная работа генератора не обеспечивает подзарядку аккумулятора. В момент, когда аккумулятор разряжается полностью, двигатель заглохнет, автомобиль остановится в самом неподходящем месте. Чтобы не попасть в такую ситуацию, следует периодически проверять исправность этого узла и аккумуляторной батареи.

Диагностику генератора следует проводить только при помощи вольтметра или амперметра.

Во время диагностики или ремонта генератора следует неукоснительно соблюдать правила техники безопасности. Чтобы при проверке не угробить генератор ни в коем случае нельзя:

  • Проверять путем короткого замыкания, «на искру». Значительные перепады напряжения с большой долей вероятности выведут из строя все электронные системы автомобиля.
  • Соединять клемму «30» или «В » с «массой» или клеммой 67 ( «D »).
  • Позволять работать генератора при отключенном аккумуляторе или без нагрузки, то есть, когда нет включенных потребителей.
  • Осуществлять сварку кузова при подключенных проводах генератора и аккумулятора.
  • При включении аккумулятора внимательно следить за полярностью батареи. Иначе велика вероятность вывести из строя диоды выпрямителя.
  • При отсоединении проводов генератор следует внимательно следить за тем, где они находятся, чтобы случайно не замкнуть их между собой. Неосторожное соединение проводов может вывести из строя узлы генератора.
  • Если нужно заменить проводку, то можно использовать только провода с аналогичными параметрами (сечением и длиной).

Как проверить работает ли генератор в машине?

Осуществляется в следующем порядке:

1) Проверка предохранителя. Если он не исправен, его заменяют.

2) Если предохранитель исправен, осматривают корпус, его целостность и расположение. Надо проверить вращение ротора, целостность и натяжение ремня, не повреждены соединения проводов.

3) Проверяют контактные кольца и щетки. Во время работы щетки изнашиваются, их иногда клинит. Токосъемных колец со временем загрязняются, их канавки забиваются графитовой пылью.

4) Проверяют подшипники и статор. Об износе подшипников говорит завывания или свист во время работы генератора.

5) Проводят диагностику ротора: проверяют обмотки возбуждения на обрывы и замыкания. Мультиметр надо переключить для измерения сопротивления и подключить к контактным кольцам генератора. Если измеряемое сопротивление ниже 1,8 ?5 Ом, в витках есть короткое замыкание. Если она выше этого интервала, является обрыв обмотки.

6) Чтобы проверить обмотки возбуждения «на массу», нужно отсоединить их от выпрямителя. Если мультиметр выдает бесконечно большое значение сопротивления, значит нет касания статорных обмоток с корпусом («массой»).

7) Отключите мультиметр от обмоток статора, нужно перевести устройство в режим «проверка диодов». Плюс мультиметра присоединяют к клемме выпрямителя, минус – к выводу фазы. Снимают показания. Затем щупы меняют местами. Снова снимают показания. У неисправного диодного моста показания совпадут. Если показания сильно отличаются друг от друга, то узел исправен. Диодный мост выходит из строя, если от перегрева радиатора окисляются контакты.

Почему ломается генератор в машине?

  • износ во время эксплуатации, коррозия;
  • установка некачественных комплектующих;
  • неправильная эксплуатация за пределами рекомендованных режимов работы;
  • влияние внешних неблагоприятных факторов (дорожная «химия», высокая температура, грязь, соль).

Устранение неисправностей и ремонт автомобильных генераторов

Обнаруженные изношенные или неисправные детали заменяются на новые. Практикуется ранее перемотка обмоток ротора или статора сейчас нерентабельна. Чаще требуют замены щетки, подшипники, ремень. Самостоятельно легко можно выполнить мелкие работы. Например, припаять оторванные от выводных клемм провода. Промыть контактные кольца бензином и высушить.

С простым ремонтом, не требует профессиональных навыков и высокой квалификации автомеханика, можно справиться самому. Надо помнить, что к ремонту следует подходить разумно, не чинить ту деталь, которую проще купить и заменить на новую. Ведь старая быстрее выйдет из строя, а ремонт превратится в бесконечный процесс.

Очевидно, что провести диагностику работы узлов генератора можно самостоятельно. Для этого необходимо желание, совсем немного инструментов и времени. Если желания или времени нет, то всегда можно обратиться к опытному мастеру. Главное, не оставлять без внимания такой важный узел, чтобы поездки на автомобиле доставляли удовольствие, а не заставляли решать новые проблемы.

Полезная информация? Сохраните у себя, чтобы не потерять