Технологический процесс ремонта ходовой части автомобиля ЗИЛ-130, Диагностика неисправностей системы — Ремонт ходовой части автомобиля ЗИЛ-130

Подвеска автомобиля ЗИЛ

Передняя подвеска (рис. 50) имеет листовые рессоры с листами трапециевидного профиля и гидравлические амортизаторы. Рессоры 2 автомобилей, оборудованных лебедкой, имеют 15 листов, а рессоры автомобилей без лебедки — 13. Передние концы рессор при помощи отъемных ушков 30 и пальцев 26 закреплены па кронштейнах 1. Ушко прикреплено через подкладку 28 болтом 31 и стремянкой 29. В ушко запрессована втулка 27 из термообработанного ковкого чугуна.

Задние концы передних рессор опираются на сухари 11, напрессованные на кронштейны 9. На пальцы 12 сухарей установлены вкладыши 13, предохраняющие стенки кронштейнов от изнашивания. Вкладыши закрепляют стяжными болтами 14. На стяжные болты установлены втулки 15. На скользящем конце коренного листа прикреплена накладка 10, предохраняющая его от изнашивания. Трущиеся детали термически обработаны для повышения срока их службы. Каждая рессора средней частью прикреплена стремянками 22 к переднему мосту.

На автомобили без лебедки между рессорой и накладкой 3 устанавливается проставка 5, компенсирующая изменение динамического хода подвески.

Амортизаторы (рис. 51) — телескопического типа, верхними проушинами 8 прикреплены к кронштейнам рамы, а нижними — к переднему мосту. Амортизаторы предназначены для гашения колебаний, возникающих при движении автомобиля по неровностям дороги. Это улучшает плавность хода и управляемость автомобиля, а также увеличивает срок службы рессор.

Принцип действия гидравлических амортизаторов состоит в том, что в результате относительных перемещений подрессоренных и неподрессоренных частей автомобиля жидкость перетекает из одной полости амортизатора в другую через небольшие отверстия, вследствие чего создается сопротивление, гасящее колебания автомобиля. Наибольшее сопротивление, создаваемое амортизатором, соответствует его растяжению (ход отдачи), когда подрессоренная часть автомобиля удаляется от неподрессоренной его части (колес с мостом).

Передняя подвеска ЗИЛ

Рис. 50. Передняя подвеска автомобиля ЗИЛ:

1 — передний кронштейн рессоры; 2 — рессора; 3 — накладка рессоры; 4 — буфер рессоры; 5 — проставка накладки; 6 — амортизатор; 7 — верхний кронштейн амортизатора; 8 — дополнительный буфер; 9 — задний кронштейн рессоры; 10 — накладки коренного листа рессоры; 11 — сухарь заднего кронштейна; 12 — палец сухаря; 13 — вкладыш заднего кронштейна; 14 — стяжной болт; 15 — распорная втулка; 16 — резиновая втулка; 17 — палец амортизатора; 18 — шайба; 19 — нижний кронштейн амортизатора; 20 — фиксатор накладки; 21 — прокладка стремянок; 22 — стремянка; 23 — гайка стремянки; 24 — подкладка рессоры; 25 — масленка; 26 — палец рессоры; 27 — втулка ушка; 28 — подкладка ушка; 29 — стремянка ушка; 30 — ушко; 31 — стяжной болт

Амортизатор ЗИЛ

Рис. 51. Амортизатор автомобиля ЗИЛ:

1 — кожух; 2 — резервуар; 3 — рабочий цилиндр; 4 — шток; 5 — направляющая штока; 6 — сальник направляющей штока; 7 — обойма сальника; 8 — проушина; 9 — верхний сальник; 10 — гайка резервуара; 11 — войлочный сальник штока; 12 — резиновый сальник штока; 13 — сальник резервуара; 14 — клапан сжатия; 15 — отверстие перепускного клапана; 16 — корпус клапана сжатия; 17 — диск клапана сжатия; 18 — гайка клапана сжатия; 19 — ограничительная тарелка; 20 — стержень клапана сжатия; 21 — гайка клапана отдачи; 22 — поршень; 23 — клапан отдачи; 24 — пружина перепускного клапана; 25 — ограничительная тарелка перепускного клапана

Задняя подвеска (рис. 52) — балансирного типа, с двумя листовыми рессорами и шестью продольными реактивными штангами (по три у каждого моста). Рессоры имеют по 12 листов трапециевидного профиля и 3 коренных листа прямоугольного профиля. Толкающие усилия и реактивные моменты передаются на раму реактивными штангами, а боковые усилия — рессорами.

Каждая рессора средней частью прикреплена при помощи стремянок 4 к ступице 11 оси балансирного устройства. Концы рессор входят в отверстия опор 2, приваренных к мостам. Для ограничения хода мостов вверх и смягчения их ударов о раму на лонжеронах установлены резиновые буфера 16.

Шарниры реактивных штанг — неразборные, состоят из шаровых пальцев, обоймы и вкладыша, изготовленного из тканой ленты, пропитанной специальным составом.

Шарниры имеют чехлы, под которые заложен смазочный материал. Обоймы шарниров запрессованы в головки реактивных штанг.

Балансирное устройство состоит из оси 10, запрессованной в кронштейны 12, и ступиц 11. Концы оси закалены, а в ступицы запрессованы втулки из антифрикционного материала.

Для предотвращения вытекания смазочного материала и защиты от грязи в ступицах установлены самоподжимные сальники и уплотнительные кольца.

Ступицы закреплены на оси разрезными гайками 9, стянутыми болтами 7. Гайки стяжных болтов самостопорящиеся. В крышке ступицы имеется отверстие для залива масла, закрытое пробкой.

Задняя подвеска прикреплена к раме кронштейнами 14.

Обслуживание подвески заключается в смазывании рессорных пальцев, проверке наличия смазочного материала в ступицах балансирной подвески и крепления рессор, амортизаторов и реактивных штанг, в проверке и регулировке осевых зазоров ступиц балансирной подвески.

При ремонте рессор необходимо удалить старый смазочный материал, грязь, ржавчину, после чего смазать трущиеся поверхности листов графитной смазкой УСс-А. Одновременно следует промыть и смазать ушки и пальцы передних рессор.

При износе концов коренных рессор задней подвески наполовину толщины рекомендуется первый и третий листы поменять местами.

Пальцы передних рессор смазывают через масленки до появления смазочного материала в зазорах между ушками и кронштейнами. Для слива масла из ступицы балансирной подвески необходимо снять крышку. Заливать масло в ступицы следует до уровня заливных отверстий, закрытых пробками. Периодичность смазывания и сорта смазочных материалов указаны в карте смазывания. Следует проверять затяжку следующих соединений: гаек стремянок рессор передней подвески; стяжных болтов пальцев рессор передней подвески; гаек стремянок и болтов крепления ушков рессор передней подвески; гаек пальцев амортизаторов; стяжных шпилек щек ступиц задних рессор; болтов крепления кронштейнов задней подвески к раме: болтов крепления кронштейнов оси балансирного устройства; гаек пальцев реактивных штанг.

Задняя подвеска ЗИЛ

Рис. 52. Задняя подвеска автомобиля ЗИЛ:

1 — рессора; 2 — опора рессоры; 3 — накладка рессоры; 4 — стремянка; 5 — стяжная шпилька; 6 — пробка; 7 — стяжной болт; 8 — крышка ступиц; 9 — разрезная гайка; 10 — ось; 11 — ступица; 12 — кронштейн оси; 13 — реактивная штанга: 14 — кронштейн крепления задней подвески к раме; 15 — нижний реактивный рычаг; 16 — резиновый буфер; 17 — верхняя реактивная штанга; 18 — верхний рычаг

Необходимо периодически осматривать наружные уплотнительные кольца и чашки ступиц балансирного устройства, уплотнительные чехлы и чашки шарниров реактивных штанг. Поврежденные детали уплотнений своевременно заменять, промывая при этом узлы и заправляя в них свежий смазочный материал.

Эксплуатация автомобиля с поврежденными уплотнениями ведет к течи смазочного материала, попаданию грязи внутрь узлов и их преждевременному износу.

При установке ступицы балансирного устройства на ось нужно завернуть до отказа разрезную гайку, отвернуть на 1/6…1/4 оборота и затянуть стяжной болт. После сборки ступица должна поворачиваться от руки.

При необходимости надо отвернуть разрезную гайку.

Изнашиваемые детали задних кронштейнов рессор передней подвески (вкладыши и сухари) — сменные и при ремонтных работах могут быть заменены новыми.

Изношенные шейки и втулки ступиц оси балансирного устройства следует ремонтировать, шлифуя шейки оси и заменяя втулки на ремонтные. Инструкция по ремонту оси и втулок приложена к комплекту ремонтных втулок.

Чехлы шарниров реактивных штанг при повреждении необходимо заменять. При снятии реактивных штанг рекомендуется тщательно очищать их от грязи и заменять свежим загрязненный смазочный материал под чехлами.

Во время эксплуатации не требуется специальной регулировки амортизаторов. Периодически следует проверять надежность крепления амортизаторов и их герметичность.

При появлении на амортизаторе следов подтекания масла подтянуть гайку резервуара, для чего необходимо снять амортизатор. При появлении течи, которая не устраняется подтягиванием гайки резервуара, надо заменить сальник штока. При замене сальника штока следует иметь в виду, что на сальнике имеется метка «Низ», указывающая правильное положение сальника при его установке. При этом положении обеспечивается правильная работа масло-отражательных канавок сальника. В амортизаторы надо заливать амортизаторную жидкость АЖ-12Т или веретенное масло АУП (АУ).

Перед заливкой следует поставить амортизатор вертикально, закрепить нижнюю проушину, поднять шток в верхнее положение, отвернуть гайку резервуара и вынуть шток с поршнем; подготовить 0,45 л жидкости и заполнить ею рабочий цилиндр доверху, оставшуюся жидкость слить в резервуар амортизатора; затем следует собрать амортизатор и установить на автомобиль.

При заливке жидкости необходимо следить за тем, чтобы в амортизатор не попали грязь, песок и т. д., так как это приводит к быстрому изнашиванию деталей и выходу из строя амортизаторов.

Разбирать и собирать амортизатор надо в мастерских, полностью обеспечивающих чистоту; без крайней необходимости разбирать амортизатор не следует. Доливать в амортизатор жидкость нельзя.

Технологический процесс ремонта ходовой части автомобиля ЗИЛ-130

Передние и задние рессоры. Основные дефекты передних и задних рессор: обломы и трещины на листах рессор, износ верхних и нижних опор.

Частые неисправности переднего моста: износ втулок и шкворней поворотных кулаков, шарниров рулевых тяг, сальников и подшипников ступиц передних колёс, отверстия в балке передней оси под шкворень и клин шкворня, неравномерный износ бобышек балки под шкворень по высоте. Неисправности устраняют или непосредственно на автомобиле, или на снятом с автомобиля переднем мосте.

Основным критерием, определяющим целесообразность снятия переднего моста с автомобиля является состояние балки передней оси. Если в балке прогиб в горизонтальной или вертикальной плоскостях, повышенный зазор шкворня в балке передней оси (более 0,20 мм) и износ бобышек балки под шкворень по высоте до размера менее 76,0 мм, то мост необходимо снять и направить в капитальный ремонт. Во всех остальных случаях передний мост подвергается текущему ремонту без снятия его с автомобиля.

Заменять шкворни поворотных кулаков необходимо при радиальном зазоре между шкворнем и его втулками, превышающем 0,6 мм и при зазоре между бобышкой балки передней оси и верхней проушиной поворотного кулака более 0,15 мм. рессора автомобиль ходовой

Проверяют радиальный зазор на вывешенном колесе, покачивая колесо в вертикальной плоскости. Величину радиального зазора определяют с помощью прибора мод. НИИАТ Т-1. для этого устанавливают автомобиль на осмотровой канаве, ставят передние колёса в положение, соответствующее прямолинейному движению, поднимают переднее правое колесо домкратом или подъёмником мод. 434А ГАРО. Закрепляют прибор НИИАТ Т-1 на нижней полке балки передней оси с правой стороны. Подводят ножку индикатора прибора к нижней части опорного тормозного диска колеса. При этом стрелка малой шкалы должна находиться между цифрами 4 и 5; совмещают нулевое деление большой шкалы индикатора с концом большой стрелки. Опускают колесо и по показанию индикатора определяют радиальный зазор. Таким же образом проверяют зазор между шкворнем и втулками с левой стороны балки передней оси.

Так как шкворень и втулки изнашиваются односторонне, возможно уменьшение зазора за счёт поворота шкворня на 90С (до второй лыски под стопорный штифт). Поворот шкворня позволяет увеличить срок службы шкворневого соединения на 40 — 50%. Лишь после этого целесообразно заменять шкворень и втулку.

Чтобы проверить осевой зазор, закладывают щуп между верхней бобышкой поворотного кулака и верхним торцом бобышки и балки. При зазоре более 0,15 мм устанавливают регулировочную прокладку. При увеличении зазора до 1,0 мм необходимо заменить упорный подшипник.

Передняя подвеска автомобиля зил ремонт

image 4 4

Рис. 1. Передняя подвеска автомобилей ЗИЛ -131Н и узлы подвески автомобилей ЗИЛ моделей 431410 и 133ГЯ: а – ЗИЛ -1Э1Н; б — ЗИЛ -431410; в — ЗИЛ -133ГЯ; 1 — о лебедкой

Рессора собрана из отдельных листов стального полосового проката. Для автомобилей ЗИЛ моделей 431410 и 133ГЯ прокат имеет Т-образный профиль, для автомобиля ЗИЛ -131Н — трапециевидный. Коренной лист рессоры изготовлен из прямоугольного профиля. Листы рессор выгнуты с различной кривизной для обеспечения их плотного взаимного прилегания. Длина листов рессоры различна.

Читать статью  Славянские обереги в машину

В средней части листы рессоры имеют выдавки, удерживающие листы от взаимного перемещения. Для предотвращения бокового смещения листов, к отдельным из них приклеены хомуты, стянутые болтами с распорными втулками.

Каждая рессора 2 прикреплена к балке переднего моста двумя стремянками через установочные накладки, фиксирующие положение стремянок на рессорах. Накладки относительно рессоры удерживают от смещения фиксатор, установленный под накладкой 5 или 20 и входящий своими выступами в углубление коренного листа.

На автомобилях ЗИЛ моделей 431410 и 131Н в накладке стремянок имеется фасонное отверстие, в которое с внутренней стороны установлен буфер — массивная резиновая подушка, предохраняющая от жесткого контакта детали подвески и раму в случаях предельного перемещения моста вверх.

На автомобиле ЗИЛ -133ГЯ применен буфер другой конструкции. На рессору под стремянки установлена накладка с плоской площадкой, а к нижней полке лонжерона рамы прикреплен буфер 4 комбинированного действия — пустотелая резиновая подушка. При перемещении моста вверх площадка закрывает снизу торец буфера, а при дальнейшем ходе моста происходит сжатие буфера и воздуха в нем. Это оказывает сопротивление перемещению моста вверх и смягчает эффект контакта лонжерона рамы и моста.

На резьбовые концы стремянок рессор, проходящие через отверстия в рессорной площадке балки неведущего моста, навернуты гайки, под которые установлены для стопорения пружинные шайбы.

К балке переднего ведущего моста автомобиля ЗИЛ -131Н стремянки прикреплены через подкладку, охватывающую балку снизу.

Под гайки крепления задних стремянок на автомобилях ЗИЛ моделей 431410 и 131Н установлены кронштейны с коническими гнездами для пальцев амортизаторов, поэтому задние стремянки длиннее передних. На автомобиле ЗИЛ -133ГЯ кронштейн для крепления пальца амортизатора установлен между рессорой и балкой моста. К раме амортизатор прикреплен через кронштейн.

Для сохранения продольного наклона шкворней затягивать гайки стремянок рессор необходимо в определенной последовательности: сначала надо навернуть все гайки до упора в пружинные шайбы, затем затянуть гайки передней стремянки до полного сжатия шайб и лишь после этого затянуть гайки задней стремянки. Момент затяжки гаек должен быть в пределах 250 …320 Н-м.

Амортизаторы 6 установлены на автомобиле шарнирно при помощи пальцев, на которых проушины амортизаторов посажены на резиновых втулках между шайбами и закреплены гайкой.

Для обеспечения нормальной работы подвески при полной нагрузке автомобиля, а также во время движения по грунтовой или выбитой дороге с глубокими неровностями во избежание чрезмерной раскачки повышена жесткость рессоры путем уменьшения ее активной (рабочей) длины. На автомобилях ЗИЛ моделей 431410 и 131Н для этой цели на нижнюю полку лонжерона рамы установлен дополнительный резиновый буфер 8, вступающий в работу при контакте с рессорой.

Передние концы рессор имеют кованые отъемные ушки с пальцами, посредством которых рессоры шарнирно прикреплены к кронштейнам на раме автомобиля. Пальцы рессор имеют канавки с выходом на торец для подвода смазочного материала к трущимся поверхностям через пресс-масленку 25. Палец закреплен в кронштейне стяжным стопорным болтом с гайкой и пружинной шайбой. Отъемное ушко прикреплено к коренному листу через подкладку 28 с одной стороны болтом, а с другой — стремянкой 29. В процессе эксплуатации следует тщательно следить за креплением стремянки. Затягивать гайки надо только до сжатия двух пружинных шайб, ни в коем случае нельзя перетягивать гайку. Момент затяжки гаек должен быть в пределах 120 … 160 Н-м.

Правильную установку ушка и фиксацию его обеспечивают выдавки на подкладке и коренном листе рессоры. В проушине ушка имеется термообработанная втулка, что обеспечивает высокую надежность в работе и повышает долговечность узла.

Такая конструкция переднего крепления позволяет разбирать узел без изъятия пальца, после чего требуется промывать узел. Для отсоединения рессоры от автомобиля достаточно отвернуть болт и ослабить гайки стремянки ушка, после чего ушко остается на раме, а рессору можно снять с автомобиля.

Задние концы рессор скользящие, установлены в кронштейнах и опираются на сухари. В кронштейнах имеются вкладыши, предохраняющие их от износа боковыми поверхностями листов рессор. Вкладыши зафиксированы пальцем.

Задний конец коренного листа № 2 рессоры отогнут вниз, что обеспечивает при предельном перемещении моста вниз под-Хват листа распорной втулкой стяжного болта кронштейна Рессоры. Таким образом, опорный конец рессоры не может выйти Из проушины кронштейна. К опорной поверхности коренного листа рессоры в зоне его контакта с сухарем приклепана накладка, предохраняющая лист от истирания при работе рессоры. В процессе эксплуатации по мере износа рабочей поверхности опорного сухаря его можно развернуть на 180° и продолжать эксплуатацию, тем самым увеличивая долговечность узла.

Амортизаторы служат для увеличения срока службы рессор, обеспечения плавности хода автомобиля и его управляемости.

Амортизаторы — телескопического типа двустороннего действия, состоят из рабочего цилиндра с днищем, поршня со штоком и направляющей втулки 5 с уплотнениями (рис. 4.5). Шток соединен с балкой переднего моста подвижной частью подвески. Цилиндр с днищем соединен с рамой автомобиля. Такое соединение при колебаниях подвески обеспечивает взаимное перемещение поршня и цилиндра.

Конструкция цилиндра такова, что в нем имеются две полости, заполненные жидкостью. В одной из них перемещается поршень. Полости между собой соединены посредством перепускных клапанов, одинаковых по устройству. Они препятствуют свободному перетеканию жидкости при резких перемещениях поршня.

При плавном сжатии и отдаче клапаны закрыты и жидкость свободно перетекает через внутренний ряд отверстий в поршне или днище. При резком сжатии или отдаче жидкость под воздействием перемещения должна преодолеть усилие пружин перепускных клапанов, что ограничивает сопротивление амортизатора.

Корпус и шток амортизатора закреплены на автомобиле посредством пальцев и конусных резиновых втулок, что обеспечивает бесшумную работу.

image 4 5

Рис. 2. Амортизатор: 1 — кожух; 2 — резервуар; 3 — рабочий цилиндр; 4 — шток; 5 — направляющая втулка; 6 — манжета направляющей; 7 — обойма манжет; 8 — проушина; 9 — верхняя манжета; 10 — гайка резервуара; 11 — войлочная манжета штока; 12 — резиновая манжета штока; 13 — манжета обоймы; 14 — перепускной клапан; 15 — отверстие перепускного клапана; 16 — корпус клапана сжатия; 17 — диск клапана сжатия; 18 — гайка; 19 — ограничительная тарелка; 20 — стержень клапана сжатия; 21 — гайка клапана отдачи; 22 — поршень; 23 — клапан отдачи; 24 — проушина перепускного клапана; 25 — ограничительная тарелка перепускного клапана

Передний мост автомобилей семейства ЗИЛ моделей 431410 и 133ГЯ управляемый неразрезной с поворотными кулаками вильчатого типа. Балка моста стальная штампованная двутаврового сечения, с отверстиями на концах для соединения при помощи шкворней с поворотными кулаками. Конструктивная разница мостов автомобилей ЗИЛ моделей 431410 и 133ГЯ заключается в ширине колеи передних колес (за счет длины балки): для автомобиля ЗИЛ -431410 — 1800 мм, для автомобиля ЗИЛ -133ГЯ — 1835 мм.

В связи с увеличенной нагрузкой на передний мост в автомобиле ЗИЛ -133ГЯ (большая масса силового агрегата) поперечное сечение балки на этом автомобиле равно 100 мм. Поперечное сечение балки на автомобиле ЗИЛ -431410 составляет 90 мм.

Шкворни 19 поворотных кулаков закреплены неподвижно в проушинах балки клиньями, входящими в лыску на шкворне. Учитывая односторонний износ шкворней в процессе эксплуатации, с целью увеличения срока службы на них сделаны две лыски. Шкворни расположены под углом 90°, что позволяет поворачивать их. Смазываемые бронзовые втулки, запрессованные в поворотные кулаки, обеспечивают высокую долговечность работы узла.

Поворотный кулак (цапфа) — сложная по конфигурации и ответственная по назначению деталь переднего моста, является базой для установки ступицы колеса, тормозного механизма и рычагов поворота. Кулак изготовляют с высокой точностью геометрических размеров для крепления сопрягаемых деталей.

Нагрузка от автомобиля на каждое переднее колесо передается на опорный подшипник, имеющий нижнюю шайбу из графитизированной бронзы и стальную верхнюю шайбу с пробковой манжетой, защищающей подшипник от загрязнения и влаги. Необходимый осевой зазор между проушиной балки и поворотным кулаком обеспечивают регулировочные прокладки. При правильно выбранном зазоре щуп толщиной 0,25 мм в него не входит.

Упорные болты поворотных кулаков позволяют устанавливать необходимый угол поворота управляемых колес: для автомобиля ЗИЛ -431410 — 34° вправо и 36° влево, а для автомобиля ЗИЛ -133ГЯ — 36° в обе стороны.

К левому поворотному кулаку присоединены в конических отверстиях два рычага: верхний для продольной и нижний для поперечной рулевых тяг. На правом поворотном кулаке установлен один рычаг для поперечной рулевой тяги. Сегментные шпонки размером 8×10 мм фиксируют положение рычагов в конических отверстиях поворотных кулаков, а рычаги закреплены корончатыми гайками. Момент затяжки гаек должен быть в пределах 300 … 380 Н-м. Гайки от проворачивания застопорены шплинтами. Соединение поворотных рычагов с поперечной рулевой тягой образует рулевую трапецию, что обеспечивает согласованный поворот управляемых колес автомобиля.

image 4 6

Привод управляемых колес включает в себя рычаги поворотных кулаков, продольную и поперечную рулевые тяги.

В процессе движения автомобиля по неровным участкам дороги, повороте управляемых колес детали рулевого привода перемещаются относительно друг друга. Возможность этого перемещения как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях и надежная передача усилий при этом обеспечивает шарнирное соединение узлов привода.

Конструкция шарниров на всех автомобилях ЗИЛ одинакова, различны только длины тяг и их конфигурация, что обусловлено компоновкой шарниров на автомобиле.

Продольная рулевая тяга изготовлена из стальной трубы размером 35 X 6 мм. На концах трубы сделаны утолщения для монтажа в них шарниров, состоящих из шарового пальца и двух сухарей, охватывающих сферическими поверхностями шаровую головку пальца, пружины с опорой. Стопорные заклепки 48 фиксируют сухари от проворачивания. Опора пружины является одновременно ограничителем перемещения внутреннего сухаря. Детали закреплены в трубе резьбовой пробкой, фиксируемой от проворачивания шплинтом, и защищены от загрязнения чехлом с прокладкой.

Пружина шарнира обеспечивает постоянство зазоров и усилий, а также смягчает толчки от управляемых колес при движении автомобиля. Болт, гайка со шплинтом крепят палец тяги в сошке.

Узел работает нормально при соблюдении требований, указанных в руководстве по эксплуатации — затяжкой резьбовой пробки до упора усилием 40 … 50 Н-м с обязательным отворачиванием пробки на 1/2 оборота (до совпадения шплинтового паза с отверстиями в тяге). Соблюдение этого требования обеспечивает необходимый момент проворачивания шарового пальца не более 30 Н-м. При более тугой затяжке пробки на шаровой палец будет действовать дополнительный крутящий момент, возникающий даже при самых незначительных относительных поворотах шарнира. По результатам стендовых испытаний шарнира с туго затянутой пробкой было установлено, что в этом случае предел выносливости шарового пальца уменьшается в шесть раз по сравнению с пределом выносливости шарнира, отрегулированного в соответствии с руководством по эксплуатации. Неправильная регулировка шарниров продольной рулевой тяги может привести к преждевременным поломкам шаровых пальцев.

Поперечная рулевая тяга автомобилей ЗИЛ моделей 431410 и 133ГЯ изготовлена из стальной трубы размером 35×5 мм, а для автомобиля ЗИЛ -131Н — из стального прутка диаметром 40 мм. На концах тяг имеются левая и правая резьбы, на которые навинчены наконечники с размещенными в них шарнирами. Разное направление резьбы обеспечивает проведение регулировки схождения управляемых колес путем изменения общей длины тяги — либо вращением тяги при неподвижных наконечниках, либо вращением самих наконечников. Для вращения наконечников (либо трубы) необходимо обязательно ослабить стяжной болт, фиксирующий наконечник на тяге.

Шаровой палец жестко закреплен в коническом отверстии поворотного рычага, а корончатая гайка застопорена от проворачивания шплинтом.

Шаровая поверхность пальца зажата между двумя эксцентричными вкладышами. Усилие сжатия создает пружина, упирающаяся в глухую крышку. Крышка закреплена на корпусе наконечника тремя болтами. Пружина устраняет влияние износа шарнира на общую работу узла. В процессе эксплуатации регулировку узла проводить не требуется.

Читать статью  Перетяжка салона автомобиля в СПб: цены, отзывы, фото, видео

Шарниры рулевых тяг смазываются через пресс-масленки. Уплотнительные манжеты защищают шарниры от выброса смазочного материала и загрязнения в процессе эксплуатации.

В связи с возросшими скоростями движения автомобиля важное значение для обеспечения безопасности имеет надежная стабилизация управляемых колес, т. е. способность автомобиля устойчиво сохранять прямолинейное движение и возвращаться к нему после поворота.

Параметрами, влияющими на стабилизацию управляемых колес, являются поперечный и продольный углы наклона колес относительно продольной оси автомобиля. Эти углы обеспечиваются при изготовлении балки переднего моста соотношением положения оси отверстия проушин для шкворней относительно площадки для крепления рессор, поворотных кулаков — геометрическим соотношением осей отверстий под шкворни и для ступицы колеса. Напоимер, шкворневые отверстия в проушинах балки изготовлены под углом 8° 15’ к рессорной площадке, шкворневые отверстия в поворотных кулаках — под углом 9° 15’ к оси ступицы. Таким образом обеспечен наклон шкворней на требуемый угол (8°) и учтен необходимый развал колес (под углом Г).

Поперечный наклон шкворня обусловливает автоматический самовозврат колес к прямолинейному движению после поворота. Угол поперечного наклона составляет 8°.

Продольный наклон шкворня способствует сохранению прямолинейного движения колес при значительных скоростях движения автомобиля. Угол продольного наклона зависит от базы автомобиля и боковой эластичности шин. Ниже приведены значения угла продольного наклона различных моделей.

В процессе эксплуатации продольный и поперечный наклоны шкворней не регулируют. Нарушение их может быть в случае износа шкворней и его втулок, или деформации балки. Изношенный шкворень можно один раз повернуть на 90° либо заменить. Изношенные втулки должны быть заменены, деформированную балку надо править или заменить.

Одним из параметров обеспечения наилучших условий качения управляемых колес автомобиля в вертикальной плоскости является схождение колес, равное разности расстояний (мм) между краями ободьев спереди и сзади оси колеса. Величина эта должна быть положительной при условии большего значения заднего расстояния.

Схождение колес регулируется в процессе эксплуатации путем изменения длины поперечной рулевой тяги 28. Для автомобилей семейства ЗИЛ -431410 она установлена в пределах 1 … 4 мм, для автомобиля ЗИЛ -133ГЯ — 2 … 5 мм. На заводе устанавливают минимальное значение.

Так как рулевая трапеция не является абсолютно жесткой конструкцией и в шарнирах имеются зазоры, то изменение нагрузок, действующих в трапеции, приводит к изменению схождения колес.

Использование современных методов установки схождения передних колес и точность измерения его в процессе эксплуатации имеет большое практическое значение, так как этот параметр существенно влияет на долговечность шин, расход топлива и износ шарниров рулевого привода.

Измерение схождения передних колес относится к достаточно точным операциям, так как измеряется расстояние в пределах 1600 мм с точностью до 1 мм, т. е. относительная погрешность измерения составляет примерно 0,03%. Для измерения обычно применяют линейку ГАРО , дающую менее высокую точность измерений ввиду имеющихся в ней зазоров между трубой и стержнем и невозможности устанавливать линейку по одним и тем же точкам из-за конструкции наконечников.

Наилучшую точность при измерениях схождения колес получают при измерении на оптических стендах «экзакта» и электрических стендах, в которых применены электронно-лучевые трубки.

При проверке и установке схождения управляемых колес рекомендуется проводить предварительно подготовительные работы:
— сбалансировать правильно колеса автомобиля;
— отрегулировать подшипники ступиц колес и колесные тормозные механизмы таким образом, чтобы колеса вращались свободно при приложении к ним момента 5 … 10 Н-м.

Для регулировки схождения колес необходимо освободить стяжные болты наконечников поперечной рулевой тяги и вращением трубы установить необходимую величину. Перед каждым контрольным измерением стяжные болты наконечников необходимо ввертывать до упора.

На поворотные кулаки установлены ступицы передних колес и опорные диски тормозных механизмов.

Ступицы размещены на двух конических роликовых подшипниках. Для грузовых автомобилей ЗИЛ используется только подшипник 7608К. Он отличается увеличенной толщиной малого бурта внутреннего кольца и уменьшенной длиной ролика. Наружное кольцо подшипника имеет на рабочей поверхности бочкообраз-ность в несколько микрон. Для защиты внутренней полости ступицы и подшипника от загрязнения в расточку ступицы установлена манжета 8. Наружный подшипник закрыт крышкой ступицы с прокладкой.

При проведении монтажно-демонтажных работ со ступицей необходимо соблюдать предосторожность, чтобы не повредить рабочую кромку манжеты.

Ступица является несущим элементом для тормозного барабана и колеса. На автомобиле ЗИЛ -431410 на ступице сделаны два фланца. К одному из них болтами с гайками прикреплены шпильки для колес, к другому — тормозной барабан. На автомобиле ЗИЛ -133ГЯ ступица имеет один фланец, к которому на шпильках с одной стороны прикреплен тормозной барабан, а с другой — колесо.

Следует иметь в виду, что тормозные барабаны на заводе обрабатывают в сборе со ступицами и разбирать их можно только в случае крайней необходимости. Причем надо нанести метки взаимного расположения барабана и ступицы (для последующей их сборки без нарушения балансировки и центровки).

Установку ступицы на цапфу производят следующим образом. С помощью оправки, упирающейся во внутреннее кольцо, напрессовать внутренний подшипник на вал цапфы, после чего аккуратно установить ступицу на цапфу до упора во внутренний подшипник, надеть на вал цапфы наружный подшипник и посредством оправки, упирающейся во внутреннее кольцо подшипника, напрессовать его на вал, после чего навернуть на вал гайку-шайбу. Следует обратить внимание на неибходимисть тщательной пропитки подшипников до установки их на вал консистентной смазкой.

При установке ступицы необходимо обеспечить свободное качение роликов в подшипнике, что достигается условиями затяжки внутренней гайки-шайбы: затянуть гайку до упора — до начала торможения ступицы подшипниками, провернуть (2—3 оборота) ступицу в обоих направлениях, после чего повернуть гайку-шайбу в обратном направлении на V4—1/6 оборота (до совпадения с ближайшим отверстием штифта замочного кольца). При этих условиях ступица должна свободно вращаться, поперечные колебания не должны быть.

Для окончательного закрепления ступицы установить на цапфу замочное кольцо с шайбой и наружную гайку затянуть ключом с рычагом 400 мм до отказа и застопорить гайку, отогнув край замочной шайбы на одну грань гайки. Защитный колпак с прокладкой крепится к ступице болтами с пружинными шайбами без применения значительных усилий. Ступицы с цапфы снимают в обратной последовательности с обязательным применением съемников мод. И803, обеспечивающих равномерное движение ступицы и наружного подшипника на валу, имеющего посадку от зазора 0,027 мм .до натяга 0,002-мм.

Внутренний подшипник посажен на вал с зазором 0,032 мм и натягом 0,003 мм. При необходимости он спрессовывается с помощью двух оправок.

Категорически запрещается ударять кувалдой при снятии ступицы с цапфы. Удары, наносимые по торцу тормозного барабана, или по наружному фланцу (на автомобили ЗИЛ -431410) крепления колесных шпилек деформируют фланец, разрушают тормозной барабан.

На ступице необходимо осмотреть наружные кольца подшипников и в случае их износа заменить на новые. Кольца в ступицу устанавливают с натягом: для внутреннего подшипника 0,010 … 0,059 мм; для наружного 0,009 … 0,059 мм. С учетом этого натяга кольца из ступицы легко изымаются с помощью бородка и молотка с использованием специальных вырезов в ступице в зоне колец.

Возможные неисправности

В процессе эксплуатации автомобиля необходимо проверять состояние втулки цапфы и шкворней. При изношенных втулках цапфы и шкворней наблюдается чрезмерный износ и появляется возможность ударной нагрузки, способствующей преждевременному разрушению подшипников передних колес, отверстий в балке под шкворни.

Износ втулок и шкворня легко определить внешним осмотром поперечным покачиванием шины колеса. С помощью приборов при диагностировании можно более тщательно проверить техническое состояние узла. Если радиальный зазор в соединении не превышает 0,75 мм, а осевой 1,5 мм, узел работоспособен. При превышении предельных значений следует повернуть шкворень на 90° (если шкворень еще не поворачивали ранее) либо заменить втулки шкворня. Осевой зазор следует проверять мерительным щупом без вывешивания моста. Щуп вставляют между бобышкой балки переднего моста и проушиной цапфы. При осевом зазоре более 1,5 мм необходимо заменить упорный подшипник шкворня Или изменить число регулировочных прокладок.

При разборке любого узла передней подвески необходимо пробрить каждую деталь на отсутствие в ней трещин. Эксплуатация Детали с трещиной недопустима.

Балку моста проверяют на изгиб и скручивание. Проверку выполняют в приспособлениях, простейшими из которых являются призмы, установленные на мерительной плите. Для выполнения этой операции необходимо сначала проверить параллельность рессорных площадок балки. Затем на рессорную площадку надо установить прибор, у которого призма направлена по фиксатору в шкворневом отверстии. По шкалам прибора определить углы наклона и сравнить их с чертежными.

В результате проверки определяют необходимость и целесообразность правки балки. Балку правят только в холодном состоянии при помощи гидравлического пресса. После правки угол наклона оси под шкворень к вертикальной оси доллсен быть в пределах 7° 45’ … 8° 15’. Отклонение от перпендикулярности отверстия под шкворень относительно рессорных площадок не должно превышать 0,5 мм. Отклонение от перпендикулярности торцов бобышек балки относительно отверстия под шкворень допускается не более 0,20 мм.

При изгибе и скручивании балку, не поддающуюся проверке, надо заменить.

Замене подлежат поворотные кулаки с чрезмерным износом шейки под подшипники и повреждением резьбы более двух ниток, опорные шайбы и кольца подшипника цапфы при износе рабочей поверхности сверх допустимых размеров.

Техническое обслуживание включает в себя проведение комплекса смазочных и регулировочных работ, оговоренных руководством по эксплуатации. Основными из регулировочных работ являются проверка и установка требуемого схождения управляемых колес, а также проверка углов установки колес — параметров, оказывающих прямое и существенное влияние на управляемость автомобиля и износ шин.

Задняя подвеска

На всех грузовых автомобилях нагрузка, приходящаяся на заднюю подвеску, меняется в значительных пределах в зависимости от массы перевозимого в кузове груза, а также от скорости преодолевания неровностей дороги.

В момент увеличения нагрузки жесткости основной рессоры недостаточно для обеспечения требуемых плавности хода, устойчивости движения автомобиля и других параметров, влияющих на безопасность движения, сохранность перевозимого груза и т. д.

Повышение жесткости задней подвески на автомобилях семейства ЗИЛ -431410 достигается установкой дополнительной рессоры, вступающей в работу при нагружении автомобиля более 25 … 30% полезной нагрузки. На ненагруженном автомобиле работают только основные рессоры.

Таким образом, задняя подвеска автомобилей ЗИЛ -431410 состоит из основных и дополнительных продольных полуэллиптических листовых рессор, собранных в два пакета — по одной основной и одной дополнительной в каждом.

Конструкция задней рессоры аналогична конструкции передней рессоры. Отличие заключается в увеличенных ширине и длине листов рессор (ширина 74,3 … 75,7 мм), числе листов (16), а также в усиленном креплении съемного ушка переднего конца: фиксирующие выдавки в коренном листе и в подкладке ушка выполнены концентрично оси болта.

Дополнительная рессора состоит из девяти листов Т-образного профиля листового стального проката того же размера, что и для основной рессоры. Рессора имеет скользящие концы, опирающиеся при работе на упорные кронштейны, приклепанные к раме.

Задняя подвеска к раме автомоОиля прикреплена в передней части неподвижно с помощью гладкого шарнира-пальца, проходящего через съемное ушко и отверстия в кронштейне на раме (рис. 4.7). Крепление пальца предусмотрено таким образом, чтобы фиксирующая гайку пружинная шайба прижималась к вертикальной поЛке лонжерона, обеспечивая жесткую связь пальца с лонжероном рамы. Другой конец пальца имеет фланец, упирающийся в торец кронштейна. Фланец имеет срез, а на кронштейне предусмотрен выступ по размеру среза. Такая конструкция не позволяет пальцу проворачиваться при вращении гайки. В пальце выполнены отверстия — каналы для подачи смазочного материала к трущимся поверхностям. В торце пальца со стороны фланца нарезана резьба, куда ввертывается масленка.

Читать статью  В салон автомобиля постоянно попадала пыль - делюсь с вами советом, который мне помог

Ведущий (задний) мост к каждой рессоре прикреплен двумя стремянками, охватывающими одновременно дополнительную и основную рессоры. Между основной рессорой и балкой моста установлена прокладка, фиксирующая своим положением и имеющимися в ней выдавками положение рессоры на балке. Снизу балка прижата к рессоре накладкой с четырьмя отверстиями для резьбовых концов стремянок. Стремянки притягивают балку моста и рессоры. Момент затяжки гаек должен быть в пределах 250…320 Н-м. Порядок затяжки гаек следующий:, сначала надо затянуть обе передние, затем —задние.

Задняя подвеска трехосных автомобилей ЗИЛ моделей 131Н и 133ГЯ имеет одинаковое исиолнение, но отличается конструкцией присоединительных узлов (кронштейнов и рычагов реактивных штанг) и размерами рессор.

Задняя подвеска —балансирного типа, имеет две продольные полуэллиптические рессоры, продольные реактивные штанги: по две нижние боковые и одной верхней — на каждый мост. Рессоры в средней части прикреплены стремянками через накладки к качающимся опорам (ступицам) оси балансирной подвески. Концы рессор свободно входят в опоры, приваренные к балкам ведущих мостов. На автомобиле ЗИЛ -133ГЯ опоры имеют пальцы. На автомобиле ЗИЛ -131Н опоры сверху закрыты. Такое крепление обеспечивает перемещение мостов на концах рессор при работе подвески.

image 4 7

image 4 8

Рис. 4. Задняя подвеска трехосного автомобиля ЗИЛ -ШН и опоры рессор автомобиля ЗИЛ -1ЭЗГЯ: а — задняя подвеска ЗИЛ -1Э1Н; б — опоры рессор ЗИЛ -1ЭЗГЯ

Шарниры реактивных штанг автомобиля ЗИЛ -1Э1Н неразборные, состоят из шарового пальца, вкладыша (тканой ленты, пропитанной специальным составом) и обоймы. Для защиты от загрязнения шарнир уплотнен защитным чехлом, под который заложена консистентная смазка. В процессе эксплуатации пополнение смазочного материала для шарниров не требуется, однако при демонтаже штанг с автомобиля необходимо очищать от загрязнения шарниры, а смазочный материал под защитным чехлом заменить.

На автомобиле ЗИЛ -1ЭЗГЯ применены разборные самоподжимные шарниры реактивной штанги. Шарнир состоит из шарового пальца, двух вкладышей, пружины и крышки, закрепленной тремя болтами. Для пополнения смазочного материала в головке шарнира имеется пресс-масленка. Резиновая манжета защищает шарнир от влаги и загрязнения.

Конический хвостовик шарового пальца обеспечивает надежное закрепление реактивной штанги в кронштейнах, приваренных к картерам мостов и устанавливаемых на рамы.

Балансирное устройство автомобиля ЗИЛ -131Н состоит из запрессованной в кронштейны сплошной оси и качающейся опоры. В качающиеся опоры запрессованы втулки из антифрикционного материала и установлены самоподжимные манжеты и уплотнитель-ные кольца. Качающаяся опора на оси крепится разрезной гайкой, стянутой болтом со самостопорящейся гайкой. Смазочный материал для втулки оси балансира заливается через отверстие в крышке опоры. Кронштейны оси балансирной подвески прикреплены болтами к раме.

Задняя подвеска автомобиля ЗИЛ -1ЭЗГЯ от подвески автомобиля ЗИЛ -131Н отличается наличием запрессованных в кронштейны коротких цапф вместо оси. Это позволило применить стяжку (для разгрузки кронштейнов) и тем самым несколько снизить массу подвески. Стяжка закреплена в кронштейнах гайками со шплинтами. Короткие цапфы полые, защищены с обеих сторон заглушками. На короткие цапфы установлены качающиеся опоры с запрессованными в них втулками, работающими в масляной ванне. Масло к втулкам поступает через каналы в ступице. Масло в картер опоры заливается через отверстие в крышке опоры. Опора на цапфе крепится аналогично опоре на автомобиле ЗИЛ -131Н. Такое крепление предохраняет опоры от осевого смещения. Кронштейн цапфы установлен на шпильках на кронштейне, прикрепленном болтами к раме автомобиля.

На всех трехосных автомобилях ограничение перемещений мостов вверх и смягчение их ударов о раму обеспечивают ограничительные резиновые буферы, установленные на нижние полки лонжеронов над балками мостов.

Рессоры задней балансирной подвески изготовлены из проката листовой стали Т-образного (для автомобиля ЗИЛ -133ГЯ) и трапециевидного (для автомобиля ЗИЛ -131Н) профилей. Листы рессор имеют в средней части выдавки, которые удерживают листы при

сборке от продольного перемещения. На концах двух листов приклепаны хомуты, удерживающие другие листы от бокового перемещения. Хомуты в верхней части стягиваются болтами с распорными втулками, спорные концы рессор прямые, входят в проушины опор, приваренных к балкам мостов, и скользят по ним. При предельном перемещении моста вниз концы рессор «защемляют на себе» мост и не дают ему сползти.

Каждая рессора средней частью установлена на качающуюся опору-балансир, между рессорой и опорой установлена фиксирующая накладка. На опоре от бокового смещения рессора зафиксирована четырьмя боковыми щеками, имеющими вкладыши для предохранения опоры от истирания боковыми торцами рессор. Для устранения зазора щеки стянуты шпильками.

Рессора на опоре закреплена двумя стремянками, проходящими снизу через опору и сверху через накладку. Под гайки стремянок для фиксации установлены пружинные шайбы.

Затяжка гаек стремянок рессор требует особого выполнения. От соблюдения правила затяжки зависит прочность работы рессоры в центральной заделке ее, требующей защемление без зазора. После затяжки гаек стремянок рессор требуемым моментом (250… 320 Н-м для автомобиля ЗИЛ -131Н и 560…620 Н-м для автомобиля ЗИЛ -133ГЯ) надо дополнительно затянуть их на нагруженном автомобиле.

Техническое обслуживание

Техническое обслуживание подвески заключается в периодическом проведении комплекса регламентных работ, оговоренных руководством по эксплуатации. Эти работы включают в себя проверку состояния крепления узлов и агрегатов, пополнение и замену смазочного материала для трущихся поверхностей рессор, рессорных пальцев, в ступицах балансирной подвески, а также проведение регулировочных работ по поддержанию необходимых осевых зазоров ступиц балансирной подвески.

Смазывание листов рессор является обязательным условием их надежной и длительной работы. При отсутствии смазочного материала между листами усиливается корродирование металла, что существенно снижает срок службы рессор. Об отсутствии смазочного материала свидетельствует появление скрипов, неприятного скрежета в рессорах при движении автомобиля. Следует при проведении ремонтных работ перебрать и смазать графитной смазкой УСс-А все рессоры, удалив предварительно старый смазочный материал и очистив листы от коррозии. Одновременно надо промыть и смазать ушки и пальцы передних концов рессор.

Пальцы передних концов рессор смазывают через пресс-масленки до Выдавливания свежего смазочного материала в зазорах между ушками и кронштейнами.

При износе концов коренных листов задних рессор на автомобилях ЗИЛ моделей 133ГЯ и 131Н на половину толщины листа надо первый и третий листы поменять местами.

Для замены масла в ступицах балансирной подвески необходимо снять крышку ступицы, промыть узел, установить крышку и через заливную пробку в крышке залить свежее масло до уровня отверстия под пробку.

Одновременно со сменой смазочного материала в балансирной подвеске следует проверить состояние уплотнительного узла ступицы — резиновой манжеты и войлочного кольца. Изношенные детали подлежат замене. Эксплуатация с изношенным уплотнением ведет к течи масла, интенсивному износу оси и втулок из-за отсутствия смазочного материала и попадания загрязнения в ступицу.

После сборки ступицы должны свободно вращаться на оси без ощутимого осевого зазора. Свободное вращение ступицы достигается соблюдением правила установки разрезной гайки крепления ступицы: гайку следует завернуть до отказа, затем отпустить на 7e—*/з оборота, после чего закрепить гайку. Затем надо затянуть стяжной болт. Если вращение разрезной гайки несколько затруднено, рекомендуется с помощью отвертки, установленной в разрез гайки, слегка разжать ее.

Для отсоединения верхних реактивных штанг от редукторов мостов на автомобиле ЗИЛ -131Н в боковых крышках редукторов имеется специальный болт, расположенный на одной оси с шаровым пальцем штанги. При отвертывании головка болта упирается в торец пальца и выпрессовывает его из гнезда.

Рассоединение реактивных штанг в остальных точках крепления рекомендуется выполнять с применением молотка через выколотку по торцу шарового пальца реактивной штанги. При этом гайку крепления пальца следует отвернуть только до полного разжатия пружинной шайбы, не снимая гайку с пальца.

Изнашиваемые детали задних кронштейнов передних рессор всех автомобилей и задних рессор автомобиля ЗИЛ -431410 (вкладыши и сухари) сменные и при предельных износах подлежат замене.

Амортизаторы передней подвески в процессе эксплуатации не требуют специальной регулировки. Периодически необходимо проверять надежность крепления их и правильность работы.

При появлении течи масла следует подтянуть гайку резервуара, для чего необходимо снять амортизатор с автомобиля. Если течь масла не удается устранить подтягиванием гайки, надо заменить манжету 12 штока. На манжете имеется метка «Низ», указывающая правильное положение ее при установке. Такое положение обеспечивает правильную работу маслоотражательных канавок манжеты. В амортизаторы надо заливать амортизаторную жидкость (АЖ-12Т) в соответствии с картой смазывания. Доливать в амортизатор жидкость в процессе эксплуатации запрещено.

Разбирать и собирать амортизаторы можно только в условиях, полностью обеспечивающих чистоту.

Простейший способ оценки работоспособности амортизатора — сравнение усилий при растяжении и сжатии. Усилие при растяжении должно быть несколько больше усилия сжатия.

image 4 9

Рис. 5. Колесо и покрышки автомобилей ЗИЛ -431410 и ЗИЛ -133ГЯ: а — колесо с шиной в сборе; б — покрышка с диагональным расположением нитей корда; в — покрышка о радиальным расположением нитей корда (тип Р); 1 — диск с ободом в сборе; 2 — замочное кольцо; 3 — ободная лента; 4 — бортовое кольцо; 5 — камера; 6 — покрышка; 7 — нить корда

Передняя подвеска состоит из двух продольных листовых рессор и двух телескопических амортизаторов.

Задняя подвеска состоит из двух основных и двух дополнительных листовых рессор.

На автомобиле установлены передние и задние рессоры из листов Т-образного профиля.

Уход за подвеской заключается в смазывании рессорных пальцев, проверке крепления рессор и амортизаторов.

Затягивать стремянки надо в следующем порядке: сначала равномерно затянуть обе передние (если смотреть по ходу автомобиля) гайки, а затем обе задние. Момент затяжки должен быть равен 250— 320 Н • м (25—32 кгс • м). Следует также проверять затяжку гаек стремянок крепления ушков передних и задних рессор. Затяжку нужно проводить до сжатия пружинных шайб. После того как пружинные шайбы полностью сожмутся, дальнейшая подтяжка не рекомендуется.

При изнашивании накладки скользящего конца коренного листа рессоры рекомендуется накладку снять и в дальнейшем эксплуатировать автомобиль без нее.

Сухари и скользящего конца передних и задних рессор выполнены симметричными. Если сухарь в зоне контакта с накладкой коренного листа изношен более чем на половину толщины стенки, то его следует переставить так, чтобы он опирался на накладку коренного листа неизношенной частью.

В амортизатор необходимо заливать амортизаторную жидкость в соответствии с картой смазывания. Менять жидкость надо при снятом с автомобиля амортизаторе. Перед заливкой амортизатор следует поставить вертикально, закрепить нижнюю проушину, поднять шток в верхнее положение, отвернуть гайку резервуара и вынуть шток с поршнем, подготовить 0,41 л жидкости и заполнить рабочий цилиндр доверху. Оставшуюся жидкость надо слить в резервуар амортизатора. Затем нужно собрать амортизатор в обратной последовательности и установить на автомобиль. Разбирать и собирать амортизатор в случае крайней необходимости следует в мастерских в условиях полной чистоты.

image 47

Рис. 6. Амортизатор: 1 — кожух; 2 — резервуар; 3 — рабочий цилиндр; 4 — шток; 2 направляющая штока; 6 — сальник направляющей штока; 7 – обойма сальников; 8 — проушина; 9—верхний сальник; 10 – гайка резервуара; 11 — войлочный сальник штока; 12 — резиновый сальник штока; 13 — сальник гайки резервуара; 14 — клапан сжатия; 15 — поршень

image 48

При заливке жидкости надо следить за тем, чтобы в амортизатор не попали грязь, песок и т. п., которые приводят к быстрому изнашиванию деталей и выходу из строя амортизатора.

image 49

Рис. 8. Колесо с шиной: 1 — диск и обод колеса; 2 — замочное кольцо; 3 — ободная лента; 4 — бортовое кольцо; 5 — камера; 6 — покрышка

Источник http://everest-autokam.ru/news/podveska-avtomobilya-zil/

Источник https://studwood.net/1835966/tehnika/tehnologicheskiy_protsess_remonta_hodovoy_chasti_avtomobilya

Источник https://stroy-technics.ru/article/podveska-avtomobilya-zil

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: