Подвеска автомобиля ЗИЛ-130

Передняя подвеска ( рис. 44) состоит из двух продольных листовых рессор и двух телескопических амортизаторов ( рис. 45).

Задняя подвеска ( рис. 46) состоит из двух основных и двух дополнительных листовых рессор.

На автомобиле установлены передние и задние рессоры из Т-образного профиля, повышающие долговечность рессор.

Уход заключается в смазке рессорных пальцев, проверке крепления рессор, амортизаторов.

Затягивать стремянки надо в следующем порядке: сначала равномерно затянуть обе передние гайки (если смотреть по ходу движения автомобиля), а затем обе задние. Момент затяжки должен быть 25-32 кгс-м (250-320 Н-м). Следует также проверять затяжку гаек стремянок крепления ушков передних и задних рессор. Затяжку нужно производить до сжатия пружинных шайб. После того как пружинная шайба полностью сжата, дальнейшая подтяжка не рекомендуется.

При износе накладки скользящего конца коренного листа рессоры рекомендуется накладку снять и дальнейшую эксплуатацию автомобиля проводить без нее.

Сухари 20 ( рис. 44) и 9 ( рис. 46) скользящего конца передних и задних рессор выполнены симметричными. Если сухарь В зоне контакта с накладкой коренного листа изношен более чем на половину толщины стенки, то его следует переставить так, чтобы накладка коренного листа опиралась на неизношенную часть сухаря.

В амортизатор надо заливать амортизаторную жидкость в соответствии с таблицей смазки.

Смена жидкости производится при снятом с автомобиля амортизаторе. Перед заливкой амортизатор надо поставить вертикально, закрепить нижнюю проушину, поднять шток в верхнее положение, отвернуть гайку резервуара и вынуть шток с поршнем. Подготовить 0,41 л жидкости и заполнить рабочий цилиндр доверху. Оставшуюся жидкость надо слить в резервуар амортизатора. Затем нужно собрать амортизатор в обратной последовательности и установить на автомобиль.

Разбирать и собирать амортизатор следует в мастерских в условиях полной чистоты.

При заливке жидкости надо следить за тем, чтобы в амортизаторы не попали грязь, песок и т. д., которые приводят к быстрому износу деталей и выходу из строя амортизаторов. Разбирать амортизатор без крайней необходимости не следует.

zil 130 e3eb

Иллюстрации к разделу

Рис. 45. Амортизатор

zil 130 e3fc

1 — кожух; 2 — резервуар; 3 — рабочий цилиндр; 4 — шток; 5 — направляющая штока; 6 — сальник направляющей штока; 7 — обойма сальников; 8 — проушина; 9 — верхний сальник; 10 — гайка резервуара; 11 — войлочный сальник штока; 12 — резиновый сальник штока; 13 — сальник гайки резервуара; 14 — клапан сжатия; 15 — отверстие перепускного клапана; 16 — корпус клапана сжатия; 17 — диск клапана сжатия; 18 — гайка клапана сжатия; 19 — ограничительная тарелка; 20 — стержень клапана сжатия; 21 — гайка клапана отдачи; 22 — поршень; 23 — клапан отдачи; 24-пружина перепускного клапана; 25 — ограничительная тарелка перепускного клапана

Рис. 44. Передняя подвеска

zil 130 e3fd

1 — передний кронштейн; 2 — стремянка ушка; 3 — рессора; 4 — фиксатор накладки; 5 — буфер рессоры; 6 — накладка; 7 — амортизатор; 8- буфер; 9-обойма; 10- проставка; 11 — задний кронштейн; 12 — стремянка; 13 — прокладка ушка рессоры; 14 – ушко рессоры; 15 — втулка ушка; 16 — палец рессоры; 17 — масленка; 18 — резиновая втулка; 19 — палец амортизатора; 20 — сухарь; 21 — палец сухаря; 22 — вкладыш; 23 — втулка стяжного болта; 24 — стяжной болт

Рис. 46. Задняя подвеска

1 — передний кронштейн; 2 — кронштейн дополнительной рессоры; 3 — стремянка

4 — накладка; 5 — дополнительная рессора; 6 — промежуточный лист; 7 — основная рессора; 8 — задний кронштейн; 9- сухарь; 10 — палец сухаря; 11 — вкладыш; 12 — втулка стяжного болта; 13 — стяжной болт; 14 — проставка; 15 — подкладка стремянок; 16 — масленка; 17 — палец рессоры; 18 — втулка ушка; 19 — стремянка ушка; 20 — подкладка ушка; 21 — ушко

Подвеска автомобиля ЗИЛ

Передняя подвеска (рис. 50) имеет листовые рессоры с листами трапециевидного профиля и гидравлические амортизаторы. Рессоры 2 автомобилей, оборудованных лебедкой, имеют 15 листов, а рессоры автомобилей без лебедки — 13. Передние концы рессор при помощи отъемных ушков 30 и пальцев 26 закреплены па кронштейнах 1. Ушко прикреплено через подкладку 28 болтом 31 и стремянкой 29. В ушко запрессована втулка 27 из термообработанного ковкого чугуна.

Задние концы передних рессор опираются на сухари 11, напрессованные на кронштейны 9. На пальцы 12 сухарей установлены вкладыши 13, предохраняющие стенки кронштейнов от изнашивания. Вкладыши закрепляют стяжными болтами 14. На стяжные болты установлены втулки 15. На скользящем конце коренного листа прикреплена накладка 10, предохраняющая его от изнашивания. Трущиеся детали термически обработаны для повышения срока их службы. Каждая рессора средней частью прикреплена стремянками 22 к переднему мосту.

На автомобили без лебедки между рессорой и накладкой 3 устанавливается проставка 5, компенсирующая изменение динамического хода подвески.

Амортизаторы (рис. 51) — телескопического типа, верхними проушинами 8 прикреплены к кронштейнам рамы, а нижними — к переднему мосту. Амортизаторы предназначены для гашения колебаний, возникающих при движении автомобиля по неровностям дороги. Это улучшает плавность хода и управляемость автомобиля, а также увеличивает срок службы рессор.

Принцип действия гидравлических амортизаторов состоит в том, что в результате относительных перемещений подрессоренных и неподрессоренных частей автомобиля жидкость перетекает из одной полости амортизатора в другую через небольшие отверстия, вследствие чего создается сопротивление, гасящее колебания автомобиля. Наибольшее сопротивление, создаваемое амортизатором, соответствует его растяжению (ход отдачи), когда подрессоренная часть автомобиля удаляется от неподрессоренной его части (колес с мостом).

Передняя подвеска ЗИЛ

Рис. 50. Передняя подвеска автомобиля ЗИЛ:

1 — передний кронштейн рессоры; 2 — рессора; 3 — накладка рессоры; 4 — буфер рессоры; 5 — проставка накладки; 6 — амортизатор; 7 — верхний кронштейн амортизатора; 8 — дополнительный буфер; 9 — задний кронштейн рессоры; 10 — накладки коренного листа рессоры; 11 — сухарь заднего кронштейна; 12 — палец сухаря; 13 — вкладыш заднего кронштейна; 14 — стяжной болт; 15 — распорная втулка; 16 — резиновая втулка; 17 — палец амортизатора; 18 — шайба; 19 — нижний кронштейн амортизатора; 20 — фиксатор накладки; 21 — прокладка стремянок; 22 — стремянка; 23 — гайка стремянки; 24 — подкладка рессоры; 25 — масленка; 26 — палец рессоры; 27 — втулка ушка; 28 — подкладка ушка; 29 — стремянка ушка; 30 — ушко; 31 — стяжной болт

Читать статью  Жжём не по-детски: как и зачем менять сайлентблоки задней подвески - – автомобильный журнал

Амортизатор ЗИЛ

Рис. 51. Амортизатор автомобиля ЗИЛ:

1 — кожух; 2 — резервуар; 3 — рабочий цилиндр; 4 — шток; 5 — направляющая штока; 6 — сальник направляющей штока; 7 — обойма сальника; 8 — проушина; 9 — верхний сальник; 10 — гайка резервуара; 11 — войлочный сальник штока; 12 — резиновый сальник штока; 13 — сальник резервуара; 14 — клапан сжатия; 15 — отверстие перепускного клапана; 16 — корпус клапана сжатия; 17 — диск клапана сжатия; 18 — гайка клапана сжатия; 19 — ограничительная тарелка; 20 — стержень клапана сжатия; 21 — гайка клапана отдачи; 22 — поршень; 23 — клапан отдачи; 24 — пружина перепускного клапана; 25 — ограничительная тарелка перепускного клапана

Задняя подвеска (рис. 52) — балансирного типа, с двумя листовыми рессорами и шестью продольными реактивными штангами (по три у каждого моста). Рессоры имеют по 12 листов трапециевидного профиля и 3 коренных листа прямоугольного профиля. Толкающие усилия и реактивные моменты передаются на раму реактивными штангами, а боковые усилия — рессорами.

Каждая рессора средней частью прикреплена при помощи стремянок 4 к ступице 11 оси балансирного устройства. Концы рессор входят в отверстия опор 2, приваренных к мостам. Для ограничения хода мостов вверх и смягчения их ударов о раму на лонжеронах установлены резиновые буфера 16.

Шарниры реактивных штанг — неразборные, состоят из шаровых пальцев, обоймы и вкладыша, изготовленного из тканой ленты, пропитанной специальным составом.

Шарниры имеют чехлы, под которые заложен смазочный материал. Обоймы шарниров запрессованы в головки реактивных штанг.

Балансирное устройство состоит из оси 10, запрессованной в кронштейны 12, и ступиц 11. Концы оси закалены, а в ступицы запрессованы втулки из антифрикционного материала.

Для предотвращения вытекания смазочного материала и защиты от грязи в ступицах установлены самоподжимные сальники и уплотнительные кольца.

Ступицы закреплены на оси разрезными гайками 9, стянутыми болтами 7. Гайки стяжных болтов самостопорящиеся. В крышке ступицы имеется отверстие для залива масла, закрытое пробкой.

Задняя подвеска прикреплена к раме кронштейнами 14.

Обслуживание подвески заключается в смазывании рессорных пальцев, проверке наличия смазочного материала в ступицах балансирной подвески и крепления рессор, амортизаторов и реактивных штанг, в проверке и регулировке осевых зазоров ступиц балансирной подвески.

При ремонте рессор необходимо удалить старый смазочный материал, грязь, ржавчину, после чего смазать трущиеся поверхности листов графитной смазкой УСс-А. Одновременно следует промыть и смазать ушки и пальцы передних рессор.

При износе концов коренных рессор задней подвески наполовину толщины рекомендуется первый и третий листы поменять местами.

Пальцы передних рессор смазывают через масленки до появления смазочного материала в зазорах между ушками и кронштейнами. Для слива масла из ступицы балансирной подвески необходимо снять крышку. Заливать масло в ступицы следует до уровня заливных отверстий, закрытых пробками. Периодичность смазывания и сорта смазочных материалов указаны в карте смазывания. Следует проверять затяжку следующих соединений: гаек стремянок рессор передней подвески; стяжных болтов пальцев рессор передней подвески; гаек стремянок и болтов крепления ушков рессор передней подвески; гаек пальцев амортизаторов; стяжных шпилек щек ступиц задних рессор; болтов крепления кронштейнов задней подвески к раме: болтов крепления кронштейнов оси балансирного устройства; гаек пальцев реактивных штанг.

Задняя подвеска ЗИЛ

Рис. 52. Задняя подвеска автомобиля ЗИЛ:

1 — рессора; 2 — опора рессоры; 3 — накладка рессоры; 4 — стремянка; 5 — стяжная шпилька; 6 — пробка; 7 — стяжной болт; 8 — крышка ступиц; 9 — разрезная гайка; 10 — ось; 11 — ступица; 12 — кронштейн оси; 13 — реактивная штанга: 14 — кронштейн крепления задней подвески к раме; 15 — нижний реактивный рычаг; 16 — резиновый буфер; 17 — верхняя реактивная штанга; 18 — верхний рычаг

Необходимо периодически осматривать наружные уплотнительные кольца и чашки ступиц балансирного устройства, уплотнительные чехлы и чашки шарниров реактивных штанг. Поврежденные детали уплотнений своевременно заменять, промывая при этом узлы и заправляя в них свежий смазочный материал.

Эксплуатация автомобиля с поврежденными уплотнениями ведет к течи смазочного материала, попаданию грязи внутрь узлов и их преждевременному износу.

При установке ступицы балансирного устройства на ось нужно завернуть до отказа разрезную гайку, отвернуть на 1/6…1/4 оборота и затянуть стяжной болт. После сборки ступица должна поворачиваться от руки.

При необходимости надо отвернуть разрезную гайку.

Изнашиваемые детали задних кронштейнов рессор передней подвески (вкладыши и сухари) — сменные и при ремонтных работах могут быть заменены новыми.

Изношенные шейки и втулки ступиц оси балансирного устройства следует ремонтировать, шлифуя шейки оси и заменяя втулки на ремонтные. Инструкция по ремонту оси и втулок приложена к комплекту ремонтных втулок.

Чехлы шарниров реактивных штанг при повреждении необходимо заменять. При снятии реактивных штанг рекомендуется тщательно очищать их от грязи и заменять свежим загрязненный смазочный материал под чехлами.

Во время эксплуатации не требуется специальной регулировки амортизаторов. Периодически следует проверять надежность крепления амортизаторов и их герметичность.

При появлении на амортизаторе следов подтекания масла подтянуть гайку резервуара, для чего необходимо снять амортизатор. При появлении течи, которая не устраняется подтягиванием гайки резервуара, надо заменить сальник штока. При замене сальника штока следует иметь в виду, что на сальнике имеется метка «Низ», указывающая правильное положение сальника при его установке. При этом положении обеспечивается правильная работа масло-отражательных канавок сальника. В амортизаторы надо заливать амортизаторную жидкость АЖ-12Т или веретенное масло АУП (АУ).

Перед заливкой следует поставить амортизатор вертикально, закрепить нижнюю проушину, поднять шток в верхнее положение, отвернуть гайку резервуара и вынуть шток с поршнем; подготовить 0,45 л жидкости и заполнить ею рабочий цилиндр доверху, оставшуюся жидкость слить в резервуар амортизатора; затем следует собрать амортизатор и установить на автомобиль.

При заливке жидкости необходимо следить за тем, чтобы в амортизатор не попали грязь, песок и т. д., так как это приводит к быстрому изнашиванию деталей и выходу из строя амортизаторов.

Разбирать и собирать амортизатор надо в мастерских, полностью обеспечивающих чистоту; без крайней необходимости разбирать амортизатор не следует. Доливать в амортизатор жидкость нельзя.

Подвеска автомобиля. Рессорная подвеска. Рессоры задней подвески. Амортизатор телескопического типа автомобиля ЗИЛ-130

подвеска автомобиля зил-130-431410

подвеска автомобиля зил-130-431410 В заднюю подвеску автомобиля мы добавляем листы рессор, только в подрессорник по 2 листа на каждую сторону. Почему в подрессорник, а потому что при движении автомобиль без груза будет ехать, только опираясь на главную рессору, а подрессорник будет работать только при груженом автомобиле.

Поэтому мы добавляем только в подрессорник дополнительные листы рессор. Что нам это даст? Это даст хороший эффект при груженом автомобиле. Листы рессор при нагрузке автомобиля 6 тон будут стоять ровно, а не так как раньше в обратную сторону выгнутся. Когда листы рессор выгибаются, в обратную сторону они зачастую просто не выдерживают и ломаются.

Читать статью  Кулоны, подвески из бисера. Схемы для начинающих с пошаговыми мастер-классами. Техники плетения – Бисерок

Во избежание этого и надо добавить по 2 листа в подрессорник на каждую сторону. Задней подвески. Когда я добавил листы рессор в подвеску автомобиля, то автомобиль при движении стал легче в управлении, не стало его так болтать по сторонам на кочках, перестало ломать листы рессор, тем самым стало меньше выворачивать раму на кочках.

задняя подвеска автомобиля зил-130-431410

задняя подвеска автомобиля зил-130-431410

задняя подвеска автомобиля зил-130-431410

задняя подвеска автомобиля зил-130-431410

Читайте также: Экскаватор (EN: Excavator) обои, картинки, скачать 63 обои на рабочий стол. Красивые бесплатные фото для рабочего стола

Передняя подвеска

В переднюю подвеску тоже обязательно нужно добавить по 2 листа на каждую рессору. Во первых вид автомобиля будет на много лучше, как бы приподнят. Во вторых на кочках не будет пробивать рессоры до подушек, автомобиль будет ехать легче, также уменьшится его раскачка по сторонам на неровной дороге.

передняя подвеска автомобиля зил-130-431410

передняя подвеска автомобиля зил-130-431410

передняя подвеска автомобиля зил-130-431410

передняя подвеска автомобиля зил-130-431410

5.2.1. Назначение, требования к конструкции, классификация

Подвеска осуществляет упругое соединение рамы или кузова с мостами (колесами) автомобиля, воспринимая вертикальные усилия и обеспечивая необходимую плавность хода. Кроме того, она служит для восприятия продольных и поперечных усилий, а также реактивных моментов и состоит из упругих элементов, направляющих устройств и амортизаторов. Упругие элементы смягчают динамические нагрузки, воспринимают и передают на раму нормальные силы, действующие от дороги, обеспечивают плавность хода автомобиля. Для получения хорошей плавности хода собственная частота колебаний подрессорной массы автомобиля на подвеске во всем диапазоне эксплуатационных нагрузок должна быть малой:

  • легковые автомобили: 50¸70 кол /мин (0,8¸1,2 Гц);
  • грузовые автомобили: 70¸100 кол/мин (1,2¸1,9 Гц).

Это соответствует уровню биения человеческого пульса при быстрой ходьбе.

Направляющее устройство воспринимает действующие на колеса продольные и поперечные (боковые) силы и их моменты. Кинематика направляющего устройства определяет характер перемещения колес относительно рамы и оказывает влияние на устойчивость и поворачиваемость автомобиля.

Амортизаторы гасят колебания подрессорных и неподрессорных масс. В некоторых подвесках усиливаются стабилизаторы бокового крена, которые уменьшают поперечные наклоны кузова при повороте автомобиля.

Требования, предъявляемые к подвескам, следующие:

  • обеспечить оптимальные характеристики упругих элементов, направляющих устройств, амортизаторов и стабилизаторов;
  • оптимальная собственная частота колебаний кузова, определяемая величиной статического прогиба fст, который, в свою очередь, определяет плавность хода при движении по дорогам с ровной и твердой поверхностью;
  • достаточный динамический фактор fд, исключающий удары в ограничители прогиба. Этот параметр определяет предельную скорость движения автомобиля по неровным дорогам без ударов в ограничитель;
  • наиболее рациональные конструктивные формы и размеры всех узлов и деталей подвески, достаточная прочность, надежность и долговечность деталей и других элементов подвески;
  • обеспечение быстрого затухания колебаний кузова и колес;
  • противодействие кренам при повороте, “клевкам” при торможении и “приседаниям” при разгоне автомобиля;
  • постоянство колеи и углов установки шкворней управляемых колес соответствие кинематики перемещения колес кинематике привода рулевого управления, исключающее колебания управляемых колес;
  • снижение массы неподрессорных частей автомобиля и приспособленности колес к неровностям пути при переезде через препятствия.
  1. По типу упругого элемента:
  • металлические (листовые рессоры, спиральные пружины, торсионы);
  • пневматические (резино-кордные баллоны, диафрагменные, комбинированные);
  • гидравлические (без противодавления, с противодавлением) ;
  • резиновые элементы (работающие на сжатие, работающие на кручение).
  1. По схеме управляющего устройства:
  • зависимые с неразрезным мостом (автономные, балансирные для подрессоривания 2-х близко расположенных мостов);
  • независимые с разрезанным мостом (с перемещением колеса в продольной плоскости, с перемещением колеса в поперечной плоскости, свечная, с вертикальным перемещением колеса).
  1. По способу гашения колебаний:
  • гидравлические амортизаторы (рычажные, телескопические);
  • механическое трение (трение в упругом элементе и направляющем устройстве). Для получения мягкой подвески нужно, чтобы потери на трение не превышали 5%. Повышенная плавность приводит к ухудшению кинематики перемещения колес, ухудшению устойчивости и увеличения бокового крена колес.
  1. По способу передачи сил и моментов колес:
  • рессорная, штанговая, рычажная.
  1. По наличию шкворня:
  • шкворневая, бесшкворневая.

Основные данные передней и задней подвесок автомобиля

Передняя подвеска На двух продольных полуэллиптических одно ушковых рессорах с двумя телескопическими амортизаторами. Передние концы рессор закреплены на раме с помощью съемных ушков и пальцев, задние концы рессор скользящие. На скользящих концах коренного листа прикреплена съемная накладка, предохраняющая от износа коренной лист. Крепление рессор к мостам стремянками.

На передних рессорах 15 листов рессор на всех модификациях автомобилей. Съемное ушко рессоры кованое, установлено на передней и задней рессорах. Крепление ушка. К передней рессоре через прокладку одной стремянкой и к первому листу передней рессоры двумя болтами

Задняя подвеска Основная задняя рессора на двух продольных 16-листовая с кованым ушком. По конструкции аналогична передней рессоре. Дополнительная рессора 9-листовая, имеет скользящие концы, вступающие в действие при нагруженном автомобиле. Крепление задних рессор. Крепится средней частью вместе с дополнительной рессорой двумя стремянками к заднему мосту. Смотрите видео

Читайте так же
Поделитесь с друзьями в соц сетях

ris48 ris46 b00000252 ris47

содержание .. 40 41 42 ..

ПОДВЕСКА АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-130

Передняя подвеска (рис. 46) состоит из двух продольных листовых рессор и двух телескопических амортизаторов (рис. 47).

Задняя подвеска (рис. 48) состоит из двух основных и двух дополнительных листовых рессор.

На автомобиле установлены передние и задние рессоры из листов Т-образного профиля.

Уход за подвеской заключается в смазывании рессорных пальцев, проверке крепления рессор п амортизаторов.

Затягивать стремянки надо в следующем порядке: сначала равномерно затянуть обе передние (если смотреть по ходу автомобиля) гайки, а затем обе задние. Момент затяжки должен быть равен 250— 320 Н • м (25—32 кгс * м). Следует также проверять затяжку гаек стремянок крепления ушков передних и задних рессор. Затяжку нужно проводить до сжатия пружинных шайб. После того как пружинные шайбы полностью сожмутся, дальнейшая подтяжка не рекомендуется.

При изнашивании накладки скользящего конца коренного листа рессоры рекомендуется накладку снять и в дальнейшем эксплуатировать автомобиль без нее.

Сухари 20 (см. рис. 46) и 9 (см. рис. 48) скользящего конца передних и задних рессор выполнены симметричными. Если сухарь в зоне контакта с накладкой коренного листа изношен более чем на половину толщины стенки, то его следует переставить так, чтобы он опирался на накладку коренного листа неизношенной частью.

В амортизатор необходимо заливать амортизаторную жидкость в соответствии с картой смазывания. Менять жидкость надо при снятом с автомобиля амортизаторе. Перед заливкой амортизатор следует поставить вертикально, закрепить нижнюю проушину, поднять шток в верхнее положение, отвернуть гайку резервуара и вынуть шток с поршнем, подготовить 0,41 л жидкости и заполнить рабочий цилиндр доверху. Оставшуюся жидкость надо слить в резервуар амортизатора. Затем нужно собрать амортизатор в обратной последовательности и установить на

Читать статью  Каталог 3D автомобильных ковриков в салон автомобиля и багажник

автомобиль. Разбирать и собирать амортизатор в случае крайней необходимости следует в мастерских в условиях полной чистоты.

При заливке жидкости надо следить за тем, чтобы в амортизатор не попали грязь, песок и т. п., которые приводят к быстрому изнашиванию деталей и выходу из строя амортизатора.

Рис. 46. Передняя подвеска: 1 — передний кронштейн; 2 — стремянка утка; 3 — рессора; 4 — фиксатор накладки; 5 —буфер рессоры; 6—накладка; 7 — амортизатор; 8 — буфер; 9 — обойма: 10 — проставка; 11 — задний кронштейн; 12 — стремянки; 13 — подкладка ушка рессоры; 14 — ушко рессоры; 15 — втулка ушка; 16 — палец рессоры; 17 — масленка; 18—резиновая втулка; 19- палец амортизатора; 20 — сухарь; 21 — палец сухаря; 22 — вкладыш; 23 — втулка стяжного болта; 24 — стяжной болт

Рис. 47. Амортизатор: 1 — кожух; 2 — резервуар; 3 — рабочий цилиндр; 4 — шток; 5 — направляющая штока; 6 — сальник направляющей штока; 7 — обойма сальников; 8 — проушина; 9 — верхний сальник; 10 — гайка резервуара; 11 — войлочный сальник штока; 12 — резиновый сальник штока; 13 —- сальник гайки резервуара; 14 — клапан сжатия; 15 — поршень

Рис. 48. Задняя подвеска: 1- передний кронштейн: 2 — кронштейн дополнительной рессоры; 3 •— стремянка; 4 — накладка; 5 — дополнительная рессора; 6 промежуточный лист; 7— рессора; 8 — задний кронштейн: 9— сухарь; 10— проставка; 11 — подкладка стремянок; 12 — стремянка ушка; 13— подкладка ушка; 14 — ушко; 15 — втулка ушка; 16 —. палец рессоры; 17 — масленка; 18 — палец сухаря; 19 — вкладыш; 20 — втулка стяжного болта; 21 — стяжной болт

содержание .. 40 41 42 ..

5.2.3. Нагрузки на упругий элемент и прогиб

От кинематической схемы подвески зависит компоновка автомобиля, плавность хода, устойчивость и управляемость, масса автомобиля, его надежность и долговечность.

Нагрузка на упругий элемент:

где: Rz-нормальная реакция полнота дороги на колесо, Н;

gk-нагрузка от массы колеса и моста ( неподрессорные массы), Н;

На расчетную рессору ЗИЛ – 130 приходится неподрессорной массы:1/2 массы переднего моста и масса одного колеса.

Прогиб упругого элемента равен перемещению колес относительно кузова.

5.2.4.Упругие элементы подвески и их расчет. Листовые рессоры

Наибольшее распространение среди упругих элементов имеют листовые рессоры. Их положительными свойствами являются относительно простая технология изготовления, удобство ремонта и возможность выполнять функцию направляющего устройства. Недостаток листовых рессор — высокая металлоемкость и недостаточный срок службы. Величина потенциальной энергии при упругой деформации у рессоры в 2 – 3 раза меньше, чем торсионов и пружин. Однако и пружины, и торсионы требуют рычажного направляющего устройства, что увеличивает вес подвески. Из листовых рессор наиболее распространенными являются:

  • полуэллиптическая (качающаяся серьга) рис. 5.4.;
  • кантилеверная (консольная);
  • четвертная (защемленная).

Наибольшее распространение из них имеет полуэллиптическая рессора, серьга которой имеет наклон около 5°, а при максимальном прогибе до 40°. Листы растягиваются под действием сил S и за счет этого увеличивается жесткость рессоры. В настоящее время применяют рессоры в проушинах которых устанавливают резиновые втулки, что уменьшает скручивающие усилия при перекосе мостов. Отрицательно влияет на работу рессор трение между листами, поэтому их смазывают графитовой смазкой, а для легковых машин применяют неметаллические прокладки. По концам рессорных листов

5.2.2.2.Упругая характеристика с двумя упругими элементами

Построение упругой характеристики с 2-мя упругими элементами (рессорой и буфером) производим в следующей последовательности (рис. 6.2):

  • находим точку А по координатам fст и G2а, предварительно определив fст по формуле (2.1), а G2а–найдя полную массу автомобиля, приходящуюся на расчетную рессору автомобиля, и жесткость на этом участке будет равна:
  • по найденному значению fст в зависимости от типа автомобиля и рекомендаций, приведенных выше, определяем fд=fст fд=81мм;
  • жесткость подвески сохраняется постоянной и равной Cp1 до нагрузки G”=1,4G2a, т.е. до вступления в работу буфера (ограничителя хода). Тогда прогиб подвески на участке от G2a до G”составит:

а прогиб при работе ограничителя хода:

  • по координатам G”и fox строим точку В;
  • задаваясь значением коэффициента динамичности КД=2,5¸3, найдем Gmax=kД*G2a и жесткость подвески с ограничителем хода (буфером) Cp2 по формулам:

наибольшее перемещение колеса из нижнего крайнего положения колеса вверх до упора найдем по формуле:

  • по координатам Gmax и fmax строим точку С.

Упругая характеристика подвески с двумя упругими элементами.

5.2.2.1. Основные параметры подвески

Качество подвески определяется с помощью упругой характеристики, представляющей собой зависимость вертикальной нагрузки на колесо (G) от деформации (прогиба f) подвески, измеряемой непосредственно над осью колеса. Параметрами характеризующими упругие свойства подвески, являются:

  • статический прогиб fст;
  • динамический ход (прогиб) fД (fдв и fдн — до верхнего и нижнего ограничителей хода);
  • коэффициент динамичности КД;
  • жесткость подвески Ср;
  • силы трения 2F.

На рис. 5.1. показана примерная характеристика подвески.

Кривые нагрузки и разгрузки не совпадают из-за трения в подвеске. За характеристику подвески условно принимают среднюю линию между кривыми сжатия и растяжения (отбоя).

Статический прогиб – это прогиб под действием статической нагрузки, приходящейся на колесо:

где n– собственная частота колебаний кузова, кол/мин.

Желательно, чтобы эффективный статический прогиб соответствовал следующим данным:

для легковых автомобилей – 150¸300 мм;

для автобусов – 100¸200 мм;

для грузовых автомобилей – 80¸140 мм.

Для обеспечения надлежащей плавности хода желательно также, чтобы отношение статических прогибов задней и передней подвесок fз/fп находилось в следующих пределах:

легковые автомобили – 0,8¸0,9;

грузовые автомобили и автобусы – 1,0¸1,2.

Жесткость подвески равна тангенсу угла наклона касательной к средней линии характеристики подвески:

При статической нагрузке : Cp=Gст/fст, Н/мм

Полные динамические ходы отбоя fдв и fдн,а также прогибы f’ox и f”ox, при которых вступают в работу ограничители хода, показаны на рис. 5.1.

Динамический прогиб подвески fд определяет динамическую емкость подвески (заштрихованная площадь на рис. 5.1). Чем выше динамическая емкость подвески, тем меньше вероятность ударов в ограничитель при движении автомобиля по неровной дороге. Динамический прогиб fд (включая прогиб резинового буфера) зависит от упругой характеристики подвески и от статического прогиба fст. Динамические прогибы сжатия fд можно принять в

  • для легковых автомобилей fдв=fд=(0,5¸0,6) fст;
  • для грузовых автомобилей fдв=fд=fст;
  • для автобусов fдв=fд=(0,7¸0,8) fст.

Динамические качества подвески оценивает коэффициент динамичности КД по формуле:

Упругая характеристика подвески.

При движении по неровным дорогам с увеличением амплитуды колебаний подвески ее жесткость должна увеличиваться. При малых значениях КД наблюдаются частые удары в ограничитель и подвеска «пробивается».

Оптимальное значение КД равно 2,5¸3. Упругую характеристику подвески желательно иметь нелинейную, что достигается применением дополнительных, упругих элементов, резиновых буферов и другими методами.

Источник http://interdalnoboy.com/pro-zil-130/agregati-shassi/podveska-avtomobilya.html

Источник http://everest-autokam.ru/news/podveska-avtomobilya-zil/

Источник https://seadiesel.ru/pricep/zadnyaya-podveska-zil-130.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: