Автомобильные зарядные устройства. Схемы. Принцип работы
Зима. Мороз. Двигатель запускается тяжело. Резко возрастает нагрузка на аккумулятор. А за состоянием аккумулятора нужно следить: проверять и вовремя его заряжать.
Летом АКБ редко когда приходится заряжать, часто хватает зарядки от генератора автомобиля, а зима — это время частого использования автомобильных зарядных устройств.
Рассмотрим некоторые модели зарядных устройств промышленного производства, выпускаемых раньше и наиболее часто используемых автомобилистами.
УСТРОЙСТВО ЗАРЯДНО-ВЫПРЯМИТЕЛЬНОЕ БЫТОВОЕ ТИПА УЗС-П-12-6,3 УХЛ 3.1. «Электроника», «Электроника-М», «Электроника-И»
Устройство зарядно-выпрямительные с плавным регулированием стабилизированного тока зарядки предназначена для зарядки и подзарядки стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей типа 6 СТ (12В.) и 3 СТ (6 В.) ёмкостью до 60 А-ч в автоматическом и ручном режимах.
Разрешается заряжать батареи емкостью более 60 А-ч, но при этом ток зарядки не должен превышать 6,3 А!
12-вольтовая батарея может заряжаться как автоматическом, так и в ручном режимах, а 6-вольтовая батарея заряжается только в ручном режиме. Можно заряжать последовательно соединенные две 6-вольтовые батареи.
С помощью зарядного устройства можно определить полярность аккумуляторных батарей.
Устройство зарядное имеет электронную защиту от короткого замыкания при подключении его к аккумуляторной батарее, а также при ошибочной переполюсовки.
Технические характеристики зарядного устройства
ТИПА УЗС-П-12-6,3 УХЛ 3.1. «Электроника», «Электроника-М», «Электроника-И»
- Питание устройства осуществляется от сети переменного тока напряжением (220±22) В и частотой 50 и 60 Гц.
- Максимальный т ок зарядки — 6,3 А.
- Диапазон регулирования стабилизированного тока зарядки от 0,2 до 6,3 А.
- Номинальное напряжение заряжаемой батареи — 12 В.
Устройство
Органы управления и индикации устройства зарядного выведены на лицевую панель:
- в устройстве зарядном «Электроника» стрелочный индикатор предназначен для индикации величины тока зарядки.
- в устройстве зарядном «Электроника–И» величина тока зарядки определяется по маркировке, нанесенной около светодиодного индикатора;
- в устройстве зарядном «Электроника-М» величина тока зарядки определяется по нанесенной на панели маркировке;
- регулятор предназначен для регулирования величины тока зарядки.
- индикаторы предназначены для определения режима работы устройства зарядного.
- кнопка КОНТРОЛЬ предназначена для контроля работоспособности и запуска устройства зарядного при подключении незаряженной емкостной нагрузки, а также слабозаряженной аккумуляторной батареи.
У зарядного устройства «Электроника–И» шаг индикации значения зарядного тока составляет :
- 0,5А – у12 разрядного индикатора тока;
- 1,0А – у 6 разрядного индикатора тока.
Порядок работы
Режим зарядки батарей согласно требованиям «Инструкции по эксплуатации» батарей аккумуляторных.
Устройство зарядное функционирует только с емкостной нагрузкой. Для запуска устройства зарядного, при подключении к устройству слабозаряженной аккумуляторной батареи или незаряженной емкостной нагрузки, необходимо нажимать кнопку КОНТРОЛЬ до включения устройства (до 1/3 секунд), что определяется включением индикатора.
В устройстве зарядном «Электроника – М» величина зарядного тока определяется по маркировке, нанесенной на панели, а также по яркости свечения индикатора. Отклонение величины тока зарядки от маркированного значения при номинальном значении напряжения питания не более ±0,5А. При зарядке аккумуляторной батареи с наличием сульфатации значение зарядного тока может отличаться от указанного.
Работа устройства зарядного при зарядке 12-вольтовой и 6-вольтовой аккумуляторных батарей в ручном режиме.
Установите ручку регулятора в левое крайнее положение, переключатель на режим работы РУЧ.
Подключите к устройству зарядному с помощью кабеля нагрузки аккумуляторную батарею. Зажим со знаком «+» подключите к клемме «+» аккумуляторной батареи, со знаком «-» к клемме «-».
Включите устройство зарядное в сеть: должен включиться (загореться) индикатор, установите регулятором тока необходимую величину тока зарядки, при этом должен включиться (загореться) индикатор, сигнализирующий о протекании зарядного тока. Признаком окончания процесса зарядки является обильное газовыделение, кипение во всех элементах батареи, а также постоянство плотности электролита и напряжения на батарее в течение 2-3 часов.
Порядок работы при зарядке 12-вольтовой аккумуляторной батареи в автоматическом режиме.
- Установите ручку регулятора в левое – крайнее положение. Подключите к устройству зарядному с помощью кабеля нагрузки аккумуляторную батарею. Зажим со знаком «+» подключите к клемме «+» аккумуляторной батареи, со знаком «-» к клемме «-».
- Включите устройство зарядное в сеть, при этом должен включиться индикатор.
- Установите ручкой регулятора необходимую величину зарядного тока, включается индикатор, переключатель на режим работы «АВТ». Стрелочный индикатор в устройстве зарядном «Электроника» показывает величину тока зарядки, далее наступает бестоковая пауза, индикатор отключается, а стрелка индикатора на нулевой отметке. После бестоковой паузы начинается процесс зарядки аккумуляторной батареи: зарядка-пауза-зарядка-пауза. Длительность бестоковой паузы зависит от степени заряженности аккумуляторной батареи.
- Признаками окончания процесса зарядки являются длительные без токовые паузы, обильное газовыделение, а также постоянство плотности электролита и напряжения на аккумуляторной батарее.
- Для окончательной зарядки аккумуляторной батареи рекомендуем в конце процесса зарядки перейти на ручной режим.
Стабилизация тока зарядки устройства зарядного в режиме «РУЧ» и в режиме «АВТ» не осуществляется при зарядке аккумуляторных батарей с наличием сульфатации электродной массы, с прорастанием сепараторов или их разрушением, с короблением электродов, с наличием вредных примесей в электролите. В большинстве случаев при этом происходит самопроизвольное неуправляемое снижение тока зарядки.
Порядок работы при определении состояния 12-вольтовой аккумуляторной батареи.
- Подключите к устройству зарядному с помощью кабеля нагрузки аккумуляторную батарею. Зажим со знаком «+» подключите к клемме «+» аккумуляторной батареи, со знаком «-» к клемме «-».
- Подключите устройство зарядное к сети. Установите ручкой регулятора необходимую величину тока зарядки, переключатель на режим работы «АВТ».
- Включается индикатор, а стрелочный индикатор в устройстве зарядном «Электроника» показывает величину тока зарядки, далее наступает бестоковая пауза, отключается индикатор, а стрелка индикатора на нулевой отметке. Проконтролируйте по индикаторам бестоковую паузу. Если бестоковая пауза длится (0,5-1) секунд, аккумуляторную батарею необходимо зарядить. Если бестоковая пауза длится (1-2) минуты, аккумуляторная батарея не требует зарядки.
- Описанный временной режим работы устройства может не совпадать при включении аккумуляторной батареи, отработавший свой гарантийный срок, а также при следующих отклонениях в аккумуляторной батарее:
- коррозия токоотводов положительных электродов;
- оплывание активной массы положительного электрода;
- коробление электродов;
- прорастание сепараторов или их разрушение;
- короткое замыкание между электродами различной полярности;
- необратимая сульфатация электродной массы, наличие вредных примесей в электролите.
Определение полярности аккумуляторных батарей при отсутствии на них маркировки.
Подключите зажимы зарядного устройства к клеммам аккумуляторной батареи, ручку регулятора тока установите в крайнее левое положение, переключатель на режим работы «РУЧ». Подключите устройство зарядное к сети. Поверните ручку регулятора тока по часовой стрелке. Если при этом включается индикатор, полярность клемм аккумулятора соответствует маркировке на зажимах кабеля нагрузки. Если индикатор не включается, поменяйте местами зажимы и произведите проверку повторно.
Ещё одна схема зарядного устройства «ЭЛЕКТРОНИКА»
Печатная плата зарядного устройства «ЭЛЕКТРОНИКА»
Схема пуско-зарядного устройства для автомобильного АКБ «ЭЛЕКТРОНИКА ЗП-01»
Другой вариант схемы «Электроника ЗП-01»:
Этот вариант, но перерисованый:
Устройство зарядное с автоматическим отключением УЗ-ПА-6/12-6,3-УХЛЗ.1
Устройство зарядное с автоматическим отключением УЗ-ПА-6/12-6,3-УХЛЗ-1 (в дальнейшем — устройство УЗ-ПА) предназначено для заряда 6 и 12-вольтовых стартерных аккумуляторных батарей, установленных на мотоциклах и автомобилях личного пользования. Перед началом эксплуатации устройства УЗ-ПА необходимо изучить руководство по эксплуатации, а также правила по уходу и эксплуатации аккумуляторной батареи. Устройство УЗ-ПА имеет плавную установку зарядного тока, электронную схему защиты, обеспечивающую сохранность аккумуляторной батареи при перегрузках, коротких замыканиях и неправильной полярности подключения выходных зажимов. При этом защита выполнена таким образом: что на выходе зарядный ток появляется только в случае, если к выходным зажимам подключен источник напряжения (аккумуляторная батарея).
Внимание. Данное устройство производит заряд при наличии напряжения на аккумуляторной батарее не менее 4-х вольт.
В устройстве отсутствует указанный на схеме переключатель SВ1 и кнопка на лицевой панели. Обнуление счетчика таймера происходит автоматически при включении устройства в сеть.
Устройство УЗ-ПА рассчитано на эксплуатацию в условиях умеренного климата при температуре окружающего воздуха от минус 10° С до плюс 40° С и относительной влажности до 98% при 25° С.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
Напряжение питающей сети | (220±22) В |
Частота сети | (50 ±0,5) Гц |
Диапазон установки тока заряда | от 0,5 до 6,3 А |
Переменное напряжение для питания переносной автомобильной лампы | (36 ±3) В |
Автоматическое отключение от аккумуляторной батареи | через (10,5±1) ч |
Габаритные размеры, не более | 240x175x85 мм |
Масса, не более | 4,2 кг |
Потребляемая мощность, не более | 145 Вт |
Устройство УЗ-ПА-6/12-6,3 и принцип работы
Устройство УЗ-ПА представляет собой выпрямитель, с плавной установкой тока. С выводов 3,6 сетевого трансформатора TV1 напряжение поступает на 2-х-полупериодный управляемый выпрямитель, выполненный на тиристорах VS1 и VS2. Выпрямленное напряжение подается на аккумуляторную батарею через контакты XI («плюс») и Х2 («минус»).
Для контроля величины тока заряда служит индикатор тока РА1.
Для отключения цепи заряда от аккумулятора через (10,5 ±1) ч, управления работой тиристоров и установки необходимого тока заряда служит схема, собранная на транзисторах VT1, VT4, VТ8, VТ9, VТ10 и интегральной схеме (ДД1).
На транзисторе VТ1 выполнен формирователь импульсов с частотой 50 Гц, на интегральной схеме ДД1 — счетчик с импульсов, на транзисторах VТ8 и VТ10 — делитель частоты на 2, на транзисторе VТ6 — управляемый генератор (стабилизатор) тока.
При этом необходимый ток заряда устанавливается потенциометром RP1.
Генератор управляющих импульсов выполнен на транзисторах VТЗ, VТ7. Транзистор VТ2 является усилителем этих импульсов по мощности.
На диоде VД1 выполнена схема защиты от короткого замыкания и переполюсовки выводов.
Схема на транзисторах VТ4 и VТ5 служит для переключения устройства в режим уменьшенного тока (через 6 — 8 часов ток уменьшится в 1,3 — 2,5 раза).
На диодах VД7 и VД8 собран выпрямитель питания схемы формирователя импульсов и счетчика.
Диоды VД5 и VД6 запрещают подачу импульсов на управляющий электрод тиристора в момент, когда к тиристору приложено обратное напряжение.
Для индикации включения сети и конца заряда служат светодиоды VД2 и VД13.
С выводов 3 и 6 силового трансформатора снимается переменное напряжение 36 В.
Конструктивно устройство состоит из нижнего и верхнего корпуса, лицевой панели, радиатора, печатной платы с радиоэлементами и силового трансформатора.
ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ И МЕТОДЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ
Устройство зарядное просто и надежно в эксплуатации. Однако, в практике имеются случаи, когда потребители из-за неправильного использования не могут получить необходимый зарядный ток и ошибочно считают это неисправностью зарядного устройства. Некоторые неисправности приведены в таблице ниже.
Наименование неисправностей, внешнее проявление и дополнительные признаки
Другой похожий вариант схемы устройства зарядного автоматического «ЭЛЕКТРОНИКА»
Отличие от предыдущей схемы — добавление транзистора VT11 КТ315Г, ограничивающий максимальный ток устройства.
Устройство зарядно-разрядное УЗР-П-12/6-6,3-УХЛ3,1
На рисунке стрелками обозначены основные узлы схемы.
Назначение
Устройство зарядно-разрядное (УЗР) предназначено для заряда обычным и восстановительным режимом стартерных аккумуляторных батарей всех типов, применяемых в отечественных автомобилях, мотоциклах и мотороллерах, а также для питания низковольтной активной нагрузки.
В режиме восстановительного заряда УЗР обеспе чивает восстановление структуры активных масс свинцового аккумулятора путем поляризации его электродов асимметричным током инфранизкой частоты, что позволяет снизить скорость коррозии решеток положительных пластин и увеличить срок службы аккумулятора на 20—40%.
Электронная схема зарядного устройства обеспечивает его защиту при несоответствии полярности подключаемых с аккумуляторной батарее зажимов, коротких замыканиях. А так же есть возможность плавно регулировать ток заряда от 0,1 до 6А, при входном напряжении 220 ±22 В.
Восстановительные заряды рекомендуется проводить:
- один раз в 3—4 месяца при малоинтенсивной эксплуатации аккумулятора;
- ежемесячно при длительной стоянке;
- до и после длительного бездействия;
- при введении в действие сухозаряженных аккумуляторов с просроченным сроком хранения.
Технические характеристики
- Номинальное напряжение питающей сети, В ~ 220;
- Номинальное напряжение заряжаемой аккумуляторной батареи, 6-12;
- Номинальный выпрямительный ток, А — 6,3;
- Максимальная потребляемая мощность, Вт не более — 160.
- Масса, кг, не более — 4,3 кг.
В восстановительном режиме работы:
- время протекания тока в прямом направлении, р ежим заряда — от 90 до 160 с.;
- время протекания тока в обратном направлении, режим разряда — от 9 до 24 с.
Устройство для автоматической зарядки и разрядки автомобильных аккумуляторов на таймере КР1006ВИ1
Принцип работы зарядно-разрядного устройства
Зарядно-разрядное устройство состоит из собственно зарядного устройства (ЗУ), обозначенного на схеме прямоугольником, и электронного узла управления. Питание узла управления осуществляется от аккумуляторной батареи. В качестве порогового элемента (компаратора), вырабатывающего сигнал при достижении напряжением на аккумуляторе значения свыше 14,2…14,5 В и при снижении до 10,5 В, используется интегральный таймер КР1006ВИ1 (микросхема DA1).
Ток зарядки устанавливают в соответствии с инструкцией по эксплуатации аккумуляторной батареи, т.е. равным 1/10 или 1/20 емкости батареи. Если зарядка идет без контроля оператора, следует обеспечить ограничение колебаний зарядного тока при возможных колебаниях сетевого напряжения.
Самый простой способ стабилизации тока — включение двух-трех параллельно соединенных автомобильных ламп мощностью 40… 50 Вт в разрыв одного из выходных проводов зарядного устройства. Такой же эффект может быть достигнут включением лампы напряжением 220 В и мощностью 200…300 Вт в разрыв одного из входных (сетевых) проводов ЗУ. Сопротивление вольфрамовой нити ламп накаливания возрастает с увеличением температуры, т.е. лампа обладает свойствами стабилизатора тока. Зарядный ток содержит дозированную разрядную составляющую, что благотворно сказывается на протекании электрохимических процессов в батарее. Разрядная составляющая тока протекает через резистор R 19 и транзистор VT3 и равна примерно 0,5 А.
В процессе зарядки напряжение на полюсных выводах аккумулятора плавно увеличивается. Известно, что напряжение полностью заряженной батареи составляет 14,2…14,5 В. Измерение этого напряжения следует производить в отсутствие зарядного тока, поскольку импульсы зарядного тока в зависимости от степени разряженности аккумуляторной батареи увеличивают мгновенное значение напряжения на ее зажимах на 1…3 В по сравнению с режимом, когда ток зарядки не протекает. Для обеспечения такого режима измерения в устройстве использованы элементы U1, R4, VT2. В режиме зарядки транзистор VT2 открыт.
Подробнее о работе этого зарядно-разрядного устройства Вы можете прочитать скоро в следующей статье.
Ещё один вариант автоматического зарядного устройства на двух счётчиках К176ИЕ12 и К176ИЕ8
На транзисторе VT6 КТ503Б собран формирователь импульсов для работы счётчиков (100 Гц).
Запускается зарядное устройство кнопкой «Пуск» после чего счётчики сбрасываются и начинается отчёт времени. По истечении заданного числа импульсов с выв 3 МС К176ИЕ8 логич. 0 сначала закрывается полевой транзистор VT5 (КП103Б), тем самым ограничивая ток зарядки. Затем после появления лог. 0 (сигнала закрытия) с выв.4 МС К176ИЕ8 закрывается VT4 (КП103Б), тем самым отключается зарядка АКБ. Через VT1, VT2, VT3 осуществляется регулировка управления тиристорами.
АВТОМАТИЧЕСКОЕ ЗАРЯДНОЕ УСТРОЙСТВО «КУЛОН»
УСТРОЙСТВО ЗАРЯДНО-ВЫПРЯМИТЕЛЬНОЕ БЫТОВОЕ «КУЛОН». ~220В, 50Hz, 140W
Технические характеристики
Напряжение однофазной питающей сети, В — 220+22
Частота питающей сети, Гц — 50
Зарядный ток, А — 6,3+0,7
Зарядное напряжение, В — 14,4+0,4
Мощность, потребляемая от сети, Вт — 140
Испытательное напряжение изоляции, В — 3750
Габаритные размеры, мм — 88 x 197 x 215 Масса, не более — 3,6 кг.
Устройство обеспечивает: режим заряда с минимальным газовыделением (без бурного «кипения» электролита), что позволяет заряжать необслуживаемые аккумуляторные батареи;
индикацию включения его в сеть, наличия тока заряда и достижения напряжения на АБ 14,4 В.
В устройстве имеется электронная защита от КЗ на выходе и подключения к АБ в неправильной полярности.
Для проведения работы необходимо: подключить, соблюдая полярность, зажимы соединительных проводов к зажимам АБ и включить устройство в сеть, при этом должны засветиться индикаторы «СЕТЬ» и «ЗАРЯД» на лицевой панели.
Ток заряда автоматически поддерживается равным 6,3 А до того момента, когда напряжение на АБ станет равным 14,4 В. Затем ток заряда начнет снижаться и автоматически будет поддерживаться напряжение на зажимах АБ, равное 14,4 В. При этом будут светиться индикаторы «СЕТЬ», «ЗАРЯД», «14,4 V», что свидетельствует о готовности АБ к установке на автомобиль.
Если необходимо зарядить АБ до полной емкости, например, при установке ее на длительное хранение, необходимо продолжить заряд. Степень заряженности АБ определяют по плотности электролита. Заряд заканчивают, когда плотность электролита остается постоянной в течение 2-3 ч.
Зарядное устройство «КЕДР-АВТО»
Ниже приведены несколько схем зарядного устройства семейства «Кедр»
Зарядное устройство AVS Energy BT-6024, Ермак AT3-15P
При заявленном токе в 15А последнее устройство долго не проработает. Уже при 5А сильно нагреваются радиаторы по высокой и низкой части, особенно сильно греется дроссель L1 во вторичной цепи уже при 3А. Для дополнительного охлаждения на задней стенке установлен небольшой куллер. Пришлось делать доработки: установить куллер с компьютерного БП сверху, насверлив по-больше отверстий. Ограничить зарядный ток — увеличить R22 до 10кОм и увеличить чувствительность транзистора при перегреве — уменьшить R25. При пробое транзистора Q1 предохранитель «выдержал», а сгорел резистор R6 0,33 Ома, затем контроллер, Q2 и R7. Для исключения такого в следующий раз, увеличил мощность R6.
При написании статьи использовались руководства по эксплуатации вышеописанных устройств.
Устройство зарядно-выпрямительное бытовое УЗС-П-12-6,3 «Электроника»
Всем доброго времени суток.
Спрашивали на форуме мануал от зарядника. Выкладываю скан паспорта.
Схемы в паспорте нет.
Может пригодится кому.
Комментарии 25
Привет! У меня такое зарядное, но почему-то на выкрученном на максимум регуляторе тока, выдает только 3 ампера! А максимальны написано 6,3! И в ручном и в автоматическом режиме! Кто знает в чем мб дело?
Добрый день. Это нормально. Значит аккумулятор больше не берет.
Всем привет! Позавчера купил такой «новый». Вчера поставил на зарядку на 3А в автомотическом режиме. А он сразу забурлил. Проверил напряжение на клеммах- 16.8 в. При максимально допустимых 14.8 для Ca/Ca. Пробовал уменьшить амперы, но чтобы перешагнуть черту 16в пришлось снизить до 0.2А Сегодня сдал обратно в магазин
Вопрос: может в автоматическом режиме, когда нагрузка постоянно отключается/подается возможно такое высокое напряжение? Кто шарит, подскажите пожалуйста
А есть ли разница какое напряжение подаётся на АКБ, если ток у вас ограничен 3 амперами?
Имеется такой же зарядник. Покупал его новым ещё в начале 2000-ых. Так вот авто режим на нем почему-то никогда не работал. Паузы всегда короткие хоть двое суток заряжай.
Вот и сейчас подключил полностью заряженный АКБ, и зарядка все так же заряжает с короткими паузами.
У меня так же. Я считаю, что проблема в типе аккумулятора. Последние 10 лет пользую аккумуляторы кальций-кальций.
Я в последние 10 лет использую необслуживаемые АКБ, но до этого были самые обычные свинцово-кислотные. И всегда режим авто работал с малыми промежутками (7 сек.)
Есть так же зарядка imax b6, но подозреваю что imax это больше игрушка а не зарядка
Есть такая, разобрал заменил все конденсаторы и как новая, еще правнукам хватит. Заряжает по ГОСТ, а не по китайскому ТУ.
Есть такой зарядник, от отца достался. Наткнулся на него и думаю, а не получше ли эта шиука заряжает чем мой вымпел-37. Ещё думаю, ей же можно десульфатацию делать в принципе? Она делает паузы, это уже в какой то мере ассиметричный режим, а если например ещё лампочку повесить на заряжаемый аккумулятор, то вот тебе циклы заряд-разряд… Или я дурак?)
Приветствую Если подробно — нужно читать инструкцию. Я так понял, что в автоматическом режиме как раз в момент пауз измеряется напряжение на клеммах. И по этой величине ЗУ судит о степени заряженности. Если напряжение близко к норме, то паузы длинные, а если существенно ниже нормы, то паузы короткие. Так ЗУ не перезарядит акум. Современные ЗУ действуют примерно так же и выдают на экране уже измеренное напряжение и степень зарядки. Например как ЗУ Вымпел-27. Я себе такое прикупил недавно после прочтения статьи a6s.info/ru/elektrooborud…-kal-tsievyj-akkumulyator. Возникла проблемка со старым ЗУ — даже спустя двое суток заряда паузы были очень короткие. Я не мог понять зарядился акум или нет. А когда подключил новую зарядку, то она сразу показала 95%. Т.е. зарядился полностью, но старое ЗУ не смогло корректно определить заряд современного кальциевого аккумулятора. А новое ЗУ смогло.
конденсаторы нужно поменять.
Чем отличается автоматический от ручного, и почему он заряжает пауза заряжает пауза, это невредно для аккумуляторов
У меня такой же зарядник.
Спасибо большое за инструкцию, а то моя пришла в негодность.
Здравствуйте. Пожалуйста, пользуйтесь. А зачем она вам? Я за более чем 20 лет в нее не заглядывал )))
Спасибо за статью. Как раз сейчас такой заряжаю. От деда досталась. Но не подводила. Зашел узнать чем отличается авт. и руч. режимы. Всегда стояла на 2ке. и в ручном режиме. Но походу нужно переставить на автоматический. Пойду переставлю))
Зарядное устройство электроника инструкция по эксплуатации
Устройство зарядное автоматическое УЗС-П-12-6,3 УХЛ 3.1 предназначено для заряда 12-вольтовых стартерных аккумуляторных батарей, установленных на мотоциклах и автомобилях личного пользования. Перед началом эксплуатации устройства необходимо изучить настоящее руководство, а также правила по уходу и эксплуатации аккумуляторной батареи.
Устройство УЗ имеет плавную установку зарядного тока, электронную схему защиты, обеспечивающую сохранность аккумуляторной батареи при перегрузках, коротких замыканиях и неправильной полярности подключения выходных зажимов. При этом защита выполнена таким образом, что на выходе зарядный ток появляется только в случае, если к выходным зажимам подключен источник напряжения (аккумуляторная батарея).
Устройство рассчитано на эксплуатацию в условиях умеренного климата при температуре окружающего воздуха от минус 10 °С до плюс 40 °С и относительной влажности до 98 % при 25 °С.
Данное устройство производит заряд при наличии напряжения на аккумуляторной батарее не менее 4-х вольт.
Технические данные
- Напряжение питающей сети – 220 ± 22 В;
- Частота сети – 50 ± 05 Гц;
- Диапазон установки тока заряда – 0,5 – 6,3 А;
- Потребляемая мощность, не более -150 Вт;
На лицевой панели расположены:
- светодиод «СЕТЬ», сигнализирующий о включении устройства в сеть;
- амперметр – для контроля тока заряда;
- ручка для установки тока заряда;
- кнопка «РЕЖИМ» включающая устройство зарядное в автоматический или ручной режим заряда;
- кнопка «КОНТРОЛЬ»;
- светодиод «ЗАРЯД».
В верхней части корпуса, устройства имеется ниша, в которую укладывается сетевой шнур и кабели с контактными зажимами «+» и «-«, для подключения зарядного устройства к соответствующим клеммам аккумулятора.
В нише задней стенки устройства зарядного находятся предохранители.
Рис. 1. Внешний вид устройства зарядного «Электроника».
Рис. 2. Принципиальная схема устройства зарядного «Электроника» (нумерация деталей выполнена согласно маркировке на заводской плате, конденсаторы С1 и С2 могут не устанавливаться). ВНИМАНИЕ! Схема содержит некоторые ошибки, об этом читайте в комментариях!
Рис. 3. Монтажная плата устройства зарядного «Электроника».
Рис. 4. Монтажная плата устройства зарядного автоматического «Электроника».
Табл. 1. Перечень элементов к принципиальной схеме прибора «УЗС-П-12-6,3».
Позиционное обозначение | Наименование элемента и тип | Кол-во | Примечания |
R1, R2, R7, R8, R12, R23 | Резисторы МЛТ-0,25 – 1,0 кОм ± 10 % | 6 | |
R3 | МЛТ-0,25 – 500 Ом ± 10 % | 1 | |
R4 | МЛТ-1 – 160 Ом + 10 % | 1 | |
R5 | МЛТ-0,25 – 200 Ом + 10 % | 1 | |
R6 | МЛТ-1 – 300 Ом ± 10 % | 1 | |
R9 | МЛТ-0,25 – 20 кОм ± 10 % | 1 | |
R10 | МЛТ-0,25 – 75 кОм ± 10 % | 1 | |
R11 | МЛТ-1 – 1,0 кОм ± 10 % | 1 | |
R13 | МЛТ-0,25 – 3,0 кОм ± 10 % | 1 | |
R14 | МЛТ-0,25 – 1,2 кОм ± 10 % | 1 | |
R15, R19 | СПЗ-38 – 3,3 кОм | 2 | |
R16 | ППЗ-40 – 4,7 кОм | 1 | |
R17, R24 | МЛТ-0,25 – 10 кОм ± 10 % | 2 | |
R18 | МЛТ-0,25 – 18 кОм ± 10 % | 1 | |
R20, R22 | МЛТ-0,25 – 3,6 кОм ± 10 % | 2 | |
R21 | МЛТ-0,25 – 9,1 кОм + 10 % | 1 | |
R25 | МЛТ-0,25 – 300 Ом + 10 % | 1 | |
R26 | МЛТ-0,25 – 51 кОм ± 10 % | 1 | |
Rш | шунт – 75 mV | 1 | |
СЗ,С10,С11 | Диоды К73-17-63В – 0,1 мкФ | 3 | |
С4 | К50-35-16В – 220 мкФ | 1 | |
С5 | К50-35-16В – 100 мкФ | 1 | |
С6, С7 | К50-35-25В – 220 мкФ | 2 | |
С8, С9 | МБМ-160В – 0, 1 мкФ | 2 | |
VD1 – VD4, VD7 – VD9, VD11 – VD15 | Диоды КД410А | 12 | |
VD10 | КС 147 А | 1 | |
VD16 | Д816А | 1 | |
VS1, VS2 | КУ202Г | 2 | |
VD5 | Индикаторы АЛ307БМ | 2 | |
VD6 | АЛ307ГМ | 1 | |
SA1 | Кнопки П2К (с фиксацией) | 1 | |
SB2 | П2К (без фиксации) | 1 |
Ниже приведена принципиальная схема зарядного устройства УЗС-П-12-6,3 Электроника.
Рис. 5. Принципиальная схема зарядного устройства УЗС-П-12-6,3 Электроника.
Источник: Ходасевич А. Г, Ходасевич Т. И., Зарядные и пуско-зарядные устройства, Выпуск 2.
Устройство зарядное
с автоматическим
отключением
УЗ-ПА-6/12-6,3-УХЛЗ.1
Руководство по эксплуатации
ВНИМАНИЕ!
В устройстве отсутствует указанный на схеме переключатель SВ1 и кнопка на лицевой панели. Обнуление счетчика таймера происходит автоматически при включении устройства в сеть.
Устройство зарядное УЗ-ПА-6/12-6,3-УХЛЗ.1 соответствует всем требованиям, обеспечивающим безопасность жизни, здоровья потребителей и охрану окружающей среды, предотвращение причинения вреда имуществу потребителей, установленным в ГОСТ 2757.0-87.
УВАЖАЕМЫЙ ПОКУПАТЕЛЬ!
Обращаем ваше внимание, что данное устройство производит заряд при наличии напряжения на аккумуляторной батарее не менее 4-х вольт.
Проверка работоспособности зарядного устройства
В условиях продажи зарядного устройства в магазине при отсутствии аккумулятора, а также у потребителя для проверки работоспособности зарядного устройства, допускается кратковременно использовать вместо аккумулятора батарею из сухих элементов общим напряжением не менее 4 В (удобнее всего использовать батарею 3336 типа «Планета-2» напряжение 4,5 В; допускается использование последовательно включенных элементов 373 и 343 и др. по 1,5 В каждый – не менее 3-х элементов).
Проверку производить следующим образом:
1. Установить ручку в крайнее левое положение.
2. Подключить контактные зажимы зарядного устройства к выводам батареи, соблюдая полярность: «+» зажим устройства к «+» батареи; «-» зажим устройства к «-» батареи.
3. Включить зарядное устройство в сеть переменного тока напряжением 220 В, при этом на лицевой панели устройства загорится светодиод СЕТЬ.
4. Поворотом ручки по часовой стрелке убедиться в изменении тока (ток будет плавно увеличиваться). Это является критерием работоспособности устройства.
ПРИМЕЧАНИЕ. Во избежание преждевременного выхода проверочной батареи из строя рекомендуется проверку тока проводить не более 5 ÷ 10 с и величину тока устанавливать не более 3÷5 А
5. После проверки выведите ручку против часовой стрелки до отсутствия показаний зарядного тока.
Отключите зарядное устройство от сети и от батареи.
ОПЕЧАТКИ ПО ТЕКСТУ
Стр. 3, 4-я строка сверху
имеется
должно быть
Вид СПЕРЕДИ Вид СЗАДИ
Вид СЗАДИ Вид СПЕРЕДИ
1. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ
Устройство зарядное с автоматическим отключением УЗ-ПА-6/12-6,3-УХЛЗ-1 (в дальнейшем – устройство УЗ-ПА) предназначено для заряда 6 и 12-вольтовых стартерных аккумуляторных батарей, установленных на мотоциклах и автомобилях личного пользования.
Перед началом эксплуатации устройства УЗ-ПА необходимо изучить настоящее руководство, а также правила по уходу и эксплуатации аккумуляторной батареи.
Устройство УЗ-ПА имеет плавную установку зарядного тока, электронную схему защиты, обеспечивающую сохранность аккумуляторной батареи при перегрузках, коротких замыканиях и неправильной полярности подключения выходных зажимов. При этом защита выполнена таким образом: что на выходе зарядный ток появляется только в случае, если к выходным зажимам подключен источник напряжения (аккумуляторная батарея).
Устройство УЗ-ПА рассчитано на эксплуатацию в условиях умеренного климата при температуре окружающего воздуха от минус 10° С до плюс 40° С и относительной влажности до 98% при 25° С.
2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
Напряжение питающей сети
Диапазон установки тока заряда
Переменное напряжение для питания переносной автомобильной лампы
Автоматическое отключение от аккумуляторной батареи
Габаритные размеры, не более
Потребляемая мощность, не более
3. КОМПЛЕКТ ПОСТАВКИ
Устройство зарядное УЗ-ПА 1 шт.
Предохранитель ВП2Б-1В-4А 2 шт.
Руководство по эксплуатации 1 шт.
Упаковочная коробка 1 шт.
4. ТРЕБОВАНИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ
При эксплуатации устройства УЗ-ПА не допускается:
1) замена предохранителя, а также ремонт устройства во включенном состоянии;
2) механическое повреждение изоляции сетевого шнура, проводов выходных зажимов, а также попадание на него химически активной среды (кислот, масел, бензина и т. д.)
В процессе заряда допускается превышение температуры корпуса устройства над температурой окружающей среды не более 60°С.
5. УСТРОЙСТВО ИЗДЕЛИЯ
Устройство УЗ-ПА представляет собой выпрямитель, с плавной установкой тока. Электрическая схема представлена на рис. 1.
С выводов 3,6 сетевого трансформатора TV1 напряжение поступает на 2-х-полупериодный управляемый выпрямитель, выполненный на тиристорах VS1 и VS2.
Выпрямленное напряжение подается на аккумуляторную батарею через контакты XI («плюс») и Х2 («минус»). Для контроля величины тока заряда служит индикатор тока РА1.
Для отключения цепи заряда от аккумулятора через (10,5 ±1) ч, управления работой тиристоров и установки необходимого тока заряда служит схема, собранная на транзисторах VT1, VT4, VТ8, VТ9, VТ10 и интегральной схеме (ДД1).
На транзисторе VТ1 выполнен формирователь импульсов с частотой 50 Гц, на интегральной схеме ДД1 – счетчик с импульсов, на транзисторах VТ8 и VТ10 – делитель частоты на 2, на транзисторе VТ6 – управляемый генератор (стабилизатор) тока.
При этом необходимый ток заряда устанавливается потенциометром RP1.
Генератор управляющих импульсов выполнен на транзисторах VТЗ, VТ7.
Транзистор VТ2 является усилителем этих импульсов по мощности.
На диоде VД1 выполнена схема защиты от короткого замыкания и переполюсовки выводов.
Схема на транзисторах VТ4 и VТ5 служит для переключения устройства в режим уменьшенного тока (через 6 – 8 часов ток уменьшится в 1,3 – 2,5 раза).
На диодах VД7 и VД8 собран выпрямитель питания схемы формирователя импульсов и счетчика. Диоды VД5 и VД6 запрещают подачу импульсов на управляющий электрод тиристора в момент, когда к тиристору приложено обратное напряжение.
Для индикации включения сети и конца заряда служат светодиоды VД2 и VД13.
С выводов 3 и 6 силового трансформатора снимается переменное напряжение 36 В.
Конструктивно устройство состоит из нижнего и верхнего корпуса, лицевой панели, радиатора, печатной платы с радиоэлементами и силового трансформатора.
На лицевой панели (рис. 2) расположены:
светодиод 1 (СЕТЬ), сигнализирующий о включении устройства в сеть;
индикатор тока 2 для контроля тока заряда;
ручка 4 для установки тока заряда;
светодиод 5, сигнализирующий об окончании цикла заряда.
На заднюю стенку устройства зарядного (рис. 2) вьнесен радиатор для охлаждения выпрямителя. На радиаторе установлены розетка 6 (
36У) для питания переносной лампы, электропаяльника и др., и предохранитель 7.
В нижнем корпусе устройства (рис. 3) имеется ниша 3, в которую укладывается сетевой шнур 1 и контактные зажимы 4.
6. ПОДГОТОВКА И ПОРЯДОК РАБОТЫ
Вынуть из ниши (рис. 3) сетевой шнур и контактные зажимы.
Установить устройство устойчиво на ручку (подставку) 1 (рис. 4).
Установить ручку в крайнее левое положение.
Подключить контактные зажимы устройства к выводам аккумуляторной батареи, соблюдая полярность:
«+» зажима устройства к «+» аккумуляторной батареи;
«-» зажима устройства к « – » аккумуляторной батареи.
Включить устройство в сеть переменного тока напряжением 220 В, при этом на лицевой панели загорится светодиод СЕТЬ.
Поворотом ручки установить по индикатору тока необходимый ток заряда.
При заряде аккумуляторной батареи ток заряда в первый момент может возрастать, а затем по мере заряда постепенно уменьшается, что является признаком увеличения ЭДС аккумуляторной батареи. Для улучшения режима заряда аккумулятора через 6 – 8 часов ток заряда автоматически уменьшится в 1,3 – 2,5 раза.
Через (10,5±1) ч устройство автоматически отключается от аккумуляторной батареи, причем на лицевой панели загорится светодиод.
При непредвиденном отключении сети может нарушиться 10-часовой цикл заряда, это надо учитывать при подсчете времени заряда.
При заряде глубоко разряженных аккумуляторов цикл заряда следует повторить.
7. ПРАВИЛА ХРАНЕНИЯ
Зарядное устройство в заводской упаковке должно храниться в проветриваемых помещениях при температуре воздуха от + 1° до +40° С, относительной влажности до 80%, при отсутствии в воздухе газов и щелочей, паров кислот, вызывающих коррозию.
8. ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ И МЕТОДЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ
Устройство зарядное просто и надежно в эксплуатации.
Однако, в практике имеются случаи, когда потребители из-за неправильного использования не могут получить необходимый зарядный ток и ошибочно считают это неисправностью зарядного устройства. Эти ошибки сведены в таблице 1.
Перечень возможных неисправностей и методы их устранения
Устройство зарядное автоматическое УЗС-П-12-6,3 УХЛ 3.1 предназначено для заряда 12-вольтовых стартерных аккумуляторных батарей, установленных на мотоциклах и автомобилях личного пользования. Перед началом эксплуатации устройства необходимо изучить настоящее руководство, а также правила по уходу и эксплуатации аккумуляторной батареи.
Устройство УЗ имеет плавную установку зарядного тока, электронную схему защиты, обеспечивающую сохранность аккумуляторной батареи при перегрузках, коротких замыканиях и неправильной полярности подключения выходных зажимов. При этом защита выполнена таким образом, что на выходе зарядный ток появляется только в случае, если к выходным зажимам подключен источник напряжения (аккумуляторная батарея).
Устройство рассчитано на эксплуатацию в условиях умеренного климата при температуре окружающего воздуха от минус 10 °С до плюс 40 °С и относительной влажности до 98 % при 25 °С.
Данное устройство производит заряд при наличии напряжения на аккумуляторной батарее не менее 4-х вольт.
Технические данные
- Напряжение питающей сети – 220 ± 22 В;
- Частота сети – 50 ± 05 Гц;
- Диапазон установки тока заряда – 0,5 – 6,3 А;
- Потребляемая мощность, не более -150 Вт;
На лицевой панели расположены:
- светодиод «СЕТЬ», сигнализирующий о включении устройства в сеть;
- амперметр – для контроля тока заряда;
- ручка для установки тока заряда;
- кнопка «РЕЖИМ» включающая устройство зарядное в автоматический или ручной режим заряда;
- кнопка «КОНТРОЛЬ»;
- светодиод «ЗАРЯД».
В верхней части корпуса, устройства имеется ниша, в которую укладывается сетевой шнур и кабели с контактными зажимами «+» и «-«, для подключения зарядного устройства к соответствующим клеммам аккумулятора.
В нише задней стенки устройства зарядного находятся предохранители.
Рис. 1. Внешний вид устройства зарядного «Электроника».
Рис. 2. Принципиальная схема устройства зарядного «Электроника» (нумерация деталей выполнена согласно маркировке на заводской плате, конденсаторы С1 и С2 могут не устанавливаться). ВНИМАНИЕ! Схема содержит некоторые ошибки, об этом читайте в комментариях!
Рис. 3. Монтажная плата устройства зарядного «Электроника».
Рис. 4. Монтажная плата устройства зарядного автоматического «Электроника».
Табл. 1. Перечень элементов к принципиальной схеме прибора «УЗС-П-12-6,3».
Позиционное обозначение | Наименование элемента и тип | Кол-во | Примечания |
R1, R2, R7, R8, R12, R23 | Резисторы МЛТ-0,25 – 1,0 кОм ± 10 % | 6 | |
R3 | МЛТ-0,25 – 500 Ом ± 10 % | 1 | |
R4 | МЛТ-1 – 160 Ом + 10 % | 1 | |
R5 | МЛТ-0,25 – 200 Ом + 10 % | 1 | |
R6 | МЛТ-1 – 300 Ом ± 10 % | 1 | |
R9 | МЛТ-0,25 – 20 кОм ± 10 % | 1 | |
R10 | МЛТ-0,25 – 75 кОм ± 10 % | 1 | |
R11 | МЛТ-1 – 1,0 кОм ± 10 % | 1 | |
R13 | МЛТ-0,25 – 3,0 кОм ± 10 % | 1 | |
R14 | МЛТ-0,25 – 1,2 кОм ± 10 % | 1 | |
R15, R19 | СПЗ-38 – 3,3 кОм | 2 | |
R16 | ППЗ-40 – 4,7 кОм | 1 | |
R17, R24 | МЛТ-0,25 – 10 кОм ± 10 % | 2 | |
R18 | МЛТ-0,25 – 18 кОм ± 10 % | 1 | |
R20, R22 | МЛТ-0,25 – 3,6 кОм ± 10 % | 2 | |
R21 | МЛТ-0,25 – 9,1 кОм + 10 % | 1 | |
R25 | МЛТ-0,25 – 300 Ом + 10 % | 1 | |
R26 | МЛТ-0,25 – 51 кОм ± 10 % | 1 | |
Rш | шунт – 75 mV | 1 | |
СЗ,С10,С11 | Диоды К73-17-63В – 0,1 мкФ | 3 | |
С4 | К50-35-16В – 220 мкФ | 1 | |
С5 | К50-35-16В – 100 мкФ | 1 | |
С6, С7 | К50-35-25В – 220 мкФ | 2 | |
С8, С9 | МБМ-160В – 0, 1 мкФ | 2 | |
VD1 – VD4, VD7 – VD9, VD11 – VD15 | Диоды КД410А | 12 | |
VD10 | КС 147 А | 1 | |
VD16 | Д816А | 1 | |
VS1, VS2 | КУ202Г | 2 | |
VD5 | Индикаторы АЛ307БМ | 2 | |
VD6 | АЛ307ГМ | 1 | |
SA1 | Кнопки П2К (с фиксацией) | 1 | |
SB2 | П2К (без фиксации) | 1 |
Ниже приведена принципиальная схема зарядного устройства УЗС-П-12-6,3 Электроника.
Рис. 5. Принципиальная схема зарядного устройства УЗС-П-12-6,3 Электроника.
Источник: Ходасевич А. Г, Ходасевич Т. И., Зарядные и пуско-зарядные устройства, Выпуск 2.
Источник http://www.mastervintik.ru/avtomobilnoe-zaryadnoe-ustrojstvo/
Источник https://www.drive2.ru/b/487801083515634404/
Источник https://vmeste-masterim.ru/zarjadnoe-ustrojstvo-jelektronika-instrukcija-po.html