Какое моторное масло не горит в двигателе?

Сообщества › Toyota Carina Club › Блог › Какое масло меньше угорает?

Добрый день, кариноводы. Прекрасно понимаю, что тема много раз обсуждалась, но какого-либо определенного о ответа я не нашел во множестве форумов. Суть в следующем:имеем двигатель 4s-fe с пробегом за 200. Купил машину полтора года назад и стал замечать расход масла, выяснил что причина в залегании маслосъемных колец, колпачки пока живые. Пробовал зик синтетику 5в40, ВР виско синтетика тоже 5в40. Того и другого расход в среднем около 300гр на 1000 км. Прекрасно понимаю что решение проблемы только одно — как минимум замена колец и колпачков заодно. Но пока не представляется возможным сделать это, а делать хочу сам. В последний раз для экономии средст решил залить Роснефть синтетику 5в40, и был удивлен: расход сразу же подскочил до 750 гр на 1000! Экономия получилась сомнительной.
Уверен что многие из вас проходили это на своей шкуре и могут дать совет, какого производителя, а так же какого типа (синт, п/синт) и вязкости лучше выбрать масло? Синтетику лил потому что предыдущий владелец говорил что лил ее. А еще потому что вроде как синтетика меньше густеет на морозе и менее разжижается при рабочей температуре двигателя. И еще вопрос, будел ли п/синтетика 5в40 например в -30 градусов гуще чем синтетика с таким же индексом вязкости?
Заранее благодарен за ответы!

Комментарии 48

А как определил что именно кольца залегли, а не колпачки накрылись?
Сам тоже сейчас лью до литра на 1000 км Лукойл по 3 у.е. ща литр полусинт 10в40. Вообще не суть важен производитель, а надо смотреть допуски.

Когда залегают кольца, то дымит только на высоких оборотах и под нагрузкой, например если в горку ехать и в пол педаль надавить. Жрет масло по трассе больше чем по городу, опять же потому что двигатель постоянно работает на оборотах при езде по трассе.
Когда виноваты колпачки то дымит почти постоянно. Лучший способ проверить: дать горячему двигателю поработать пару минут на холостых, потом резко газануть, если из трубы вылетело облако синего дыма, то колпачки скончались.
По допускам все масла что я лил, подходили.

Я слышал вроде компрессию надо мерять, если есть подозрения на кольца.

А как определил что именно кольца залегли, а не колпачки накрылись?
Сам тоже сейчас лью до литра на 1000 км Лукойл по 3 у.е. ща литр полусинт 10в40. Вообще не суть важен производитель, а надо смотреть допуски.

У «наших» двигателей ничего другого не бывает. Стабильно каждый из них к 200 тысячам пробега устает одинаково при условии что в него лили синтетисекое масло правильной вязкости. Если более густое — только ускоряли этот процесс убивая двигатель.
Умирают направляющие клапанов, появляется люфт. С люфтом клапанов, замена колпачков это мера очень временная, буквально на пару тысяч пробега. Из-за зазора в клапанах и люфта, новые колпачки обгорают очень быстро, и масложор продолжается, тем самым продолжая процесс закоксовки колец. К этому пробегу кольца уже залегли как положено и вся ваша повышенная компрессия — это кокс. Вот и получается замкнутый процесс, пока не отремонтируешь головку, менять кольца — баловство. Кто разбирал хоть раз такой двигатель и видел как там все закоксовано, с уверенностью скажет что — раскоксовка это вообще чепуха, там железная щётка и шуруповерт с трудом справляются. Выработки там не будет, спасибо японцам. Перебрав 3 раза двигатель — могу сказать, 100% эффективный вариант оживить состояние двигателя пока ещё не поздно, это:
Кольца стандарт, коренные вкладыши стандарт, новые клапана + новые направляшки стандарт, колпачки и все попутные сальники, ну и не будет лишним попутные расходники в виде грм, ролика и крышки трамблера+бегунок.
Нету денег сразу — покупай постепенно, как соберешь комплект -дней 10 после работы вполне достаточно, чтобы аккуратно и обдуманно все это сделать. Вот тогда ещё на 200 тысяч можно забыть про проблемы жора масла.
А пока лей Лукоил 5в40, и меняй каждые 5 тысяч пробега, иначе ужаснешься сняв клапанную крышку.

Какое моторное масло не горит в двигателе

Как найти моторное масло, которое меньше всего угорает

Температура горения моторного масла – наименьшая температура, при которой пары, выделяемые нагретым веществом, смешиваются с воздухом и образуют смесь, взрывающуюся при поднесении огня.

Максимальная синтетичность

Синтетическое масло – синтез базовых синтетических веществ, включая полезные для двигателя присадки, которые повышают его износостойкость, защищают от коррозии и обеспечивают чистоту.

Масло, которое называют «синтетика», на таре обозначается Fully Sinthetic. Максимальной синтетичностью принято называть превосходные качества масла, минимальное его горение и сохранение синтетических свойств. Существует классификация моторных масел. На канистре она обозначена SAE (систематизация веществ, разработанная Американской ассоциацией автомобильных инженеров). Он подразделяет все автомасла на классы по вязкости: от 0W до 60. цифра обозначает жидкое масло (используется при отрицательных температурах), а чем больше показатель, тем оно гуще (для положительных температур).

Испаряемость по методу Ноака

Угар масла в двигателе обуславливается не только износом двигателя, но и коэффициентом испаряемости по НОАК. Многие производители предусмотрительно не разглашают его. Коэффициент угорания жидкости по методу НОАКа исчисляется в процентах, и чем ниже показатель, тем меньшую способность к улетучиванию проявит масло. У нынешних синтетических масел показатель не превышает 14 %. Например, у некоторых российских и польских производителей полусинтетических и минеральных автомасел показатель держится на отметке 20 %.

Автомасла с большим показателем испаряемости по методу НОАК будут угорать и испаряться в разы быстрее. Угар напрямую зависит от вязкости. Автомобилистам советуют перейти на более вязкое масло, если оно сильно угорает в двигателе. Чем выше показатель вязкости, тем ниже показатель испаряемости по НОАК, т.е. вязкое масло меньше улетучивается.

Специализированные форумы

В интернете множество специализированных форумов на тему автомасел. Пользователи спорят, какое масло лучше для того или иного автомобиля и раздают друг другу советы. Например, на форуме forums.drom.ru можно пообщаться и спросить рекомендацию у опытных автомобилистов. Популярные площадки для общения: forum.zr.ru, mastergrad.com, forum.auto.ru, avtoved.guru/forums, autoforum.info.

Отзывы автовладельцев

Отзывы автовладельцев разнятся. Одним нравятся синтетические автомасла, по причине малой температуры запуска холодного двигателя. Другим – полусинтетические, так как их ценовой диапазон ниже предыдущих. Третьим предпочитают минеральное масло, ввиду его наименьшей стоимости (но замена производится чаще). Однако, в приоритете – «синтетика».

Моторное масло для любого автомобиля важно, без него невозможна правильная работа двигателя. При выборе автомасла нужно учитывать множество показателей: температурный режим, в котором предстоит эксплуатация автомобиля, состояние двигателя, а также надежность производителя вещества.

С канистрой по жизни: как выбрать моторное масло, которое не угорает

НАПЕЧЕТАНО В ЖУРНАЛЕ «АВТОРЕВЬЮ» №7/2020

Поднять капот, измерить уровень, покачать головой и плеснуть ненасытному «коню» еще немного моторного масла. Чем чаще автолюбитель делает подобные манипуляции, тем быстрее он начинает задумываться о причинах сверхпотребления. И если из выхлопной трубы не идет сизый дым, а капиталить двигатель вы не видите причин, то наступило время задуматься о самом моторном масле. Часто именно в нем кроется причина чрезмерного «поедания».

Сгорел на работе: нормы расхода масла в двигателе

Автопроизводители самостоятельно устанавливает нормы потребления для своих машин. Но есть и общие параметры, на которые стоит ориентироваться. Так, расход масла напрямую связан с расходом топлива.

Бензиновый двигатель на каждые 100 литров использует от 100 до 250 мл масла. Исключение составят новенькие авто в период обкатки (до 5000 км) и те, что уже преодолели порог в 150 тысяч. Для них расход может слегка увеличиться, но не должен превышать полулитра на 100 л бензина. Если ваше авто не укладывается в эти параметры, то пора обратить внимание на испаряемость.

Читайте также  Из за чего происходит гидроудар в двигателе?

Куда уходит масло: значимость показателя испаряемости NOACK

Испаряемость зависит от огромного количества показателей, учесть которые обычному автолюбителю просто не под силу. Да это и не нужно. За него это уже давно сделал Американский Институт Нефти, создавший известную во всем мире стандартизацию моторных масел API. Самая современная из них API SN «испытывает» масла на так называемую испаряемость по NOACK.

В течение часа масло находится в разогретом до 250гр состоянии, после чего специалисты измеряют его потери. Уменьшение в объеме более чем на 15% означает невозможность сертификации. Поэтому обращайте внимание на те масла, которые уже получили знак качества API SN. Некоторые производители указывают на упаковке и конкретные значения по NOACK. Например, японское IDEMITSU 5W-30 одобрено API SN и имеет одну из самых низких испаряемостей – всего 7,11%.

На практике, в реальном двигателе все немного сложнее. Пленка масла на поверхности деталей настолько тонкая, что ни один тест не способен ее воспроизвести. И в идеале хорошая испаряемость должна сочетаться с высокой температурой вспышки.

446 градусов по Фаренгейту

Такова, по мнению экспертов, должна быть минимальная температура вспышки моторного масла. В привычных Цельсиях это 230 градусов. Еще лучше, если значение стремится к 240. В отличие от параметра NOACK, практически каждый производитель указывает заветные градусы, если не на упаковке с маслом, то на официальном сайте.

Совсем хорошо, если один и тот же продукт сочетает в себе низкую испаряемость с высокой температурой вспышки. Это практически гарантирует снижение расхода масла на угар. Например, уже рассматриваемое IDEMITSU 5W-30 горит при 238гр. В совокупности с 7,11% по NOACK – это отличный результат. Но в борьбе за минимальный угар не забудьте проверить и индекс вязкости.

Увязнуть в неприятностях из-за вязкости

Масла с показателем индекса вязкости в диапазоне 150-160 единиц не склонны к угару. Но только в случае полной синтетики. Минеральные и полусинтетические масла тоже могут иметь высокие показатели этого индекса. Но их вязкость неестественная, она достигается путем добавления в продукт специальных модификаторов, которые и делают масло более густым в широком диапазоне температур.

Однако молекулы некоторых «дешевых» модификаторов в процессе работы двигателя под воздействием высоких температур разрушаются. Это приводит к потере маслом своих первоначальных свойств, угару и быстрому износу двигателя. Отсюда вывод: доверяйте синтетике (к примеру, все тому же IDEMITSU 5W-30, оно полностью синтетическое с индексом вязкости 159 ед.), с подозрением относитесь к малоизвестным полусинтетическим или минеральным маслам и ищите на канистре обозначение ILSAC GF-5.

Много непонятных букв: зачем маслу ILSAC GF-5?

15% любого моторного масла – это присадки, которые наделяют смазывающую жидкость самыми разными свойствами. Правильно подобранные присадки защищают двигатель от износа, разрушают нагар и отложения и даже позволяют экономить топливо. Вот только что именно и в каком количестве добавили в канистру, обычный покупатель узнать не может. Исключение – наличие на таре обозначения ILSAC GF-5.

ILSAC – самая строгая на сегодняшний день сертификация, проводимая Международным Комитетом по Стандартизации и Апробации Моторных Масел. Параметров, по которым ILSAC испытывает масла много, но рядовому автомобилисту главным образом будут интересны три из них.

Во-первых, испаряемость по NOACK, о которой уже говорили выше. Во-вторых, энергосбережение. Масла, прошедшие отбор ILSAC экономят 1-2% топлива. Причем такой вывод делают на основе практического эксперимента. Расход топлива замеряют на лабораторном двигателе. Сначала на «новом» масле, а потом, через 100 часов работы, на масле «в возрасте».

В-третьих, GF-5 гарантирует меньшую изнашиваемость двигателя. Это достигается наличием специальных присадок, которые разрушают отложения.

Подведем итоги. Выбирайте полностью синтетическое масло, сертифицированное самыми современными на сегодня ILSAC GF-5 и API SN. Обращайте внимание на температуру вспышки, испаряемость, и масла компании IDEMITSU. Они полностью синтетические, одни из немногих имеют сразу два сертификата и хорошие технические показатели, отвечающие за минимальный угар.

С канистрой по жизни: как выбрать моторное масло, которое не угорает

НАПЕЧЕТАНО В ЖУРНАЛЕ «АВТОРЕВЬЮ» №7/2020

Поднять капот, измерить уровень, покачать головой и плеснуть ненасытному «коню» еще немного моторного масла. Чем чаще автолюбитель делает подобные манипуляции, тем быстрее он начинает задумываться о причинах сверхпотребления. И если из выхлопной трубы не идет сизый дым, а капиталить двигатель вы не видите причин, то наступило время задуматься о самом моторном масле. Часто именно в нем кроется причина чрезмерного «поедания».

Сгорел на работе: нормы расхода масла в двигателе

Автопроизводители самостоятельно устанавливает нормы потребления для своих машин. Но есть и общие параметры, на которые стоит ориентироваться. Так, расход масла напрямую связан с расходом топлива.

Бензиновый двигатель на каждые 100 литров использует от 100 до 250 мл масла. Исключение составят новенькие авто в период обкатки (до 5000 км) и те, что уже преодолели порог в 150 тысяч. Для них расход может слегка увеличиться, но не должен превышать полулитра на 100 л бензина. Если ваше авто не укладывается в эти параметры, то пора обратить внимание на испаряемость.

Куда уходит масло: значимость показателя испаряемости NOACK

В заведомо исправном двигателе примерно 20% расходуемого масла приходится на смазку его деталей, остальные 80% — это угар. Попадая на детали ДВС, оно создает на них защитную пленку, минимизируя трение и продлевая жизнь агрегатам. При этом под воздействием пламени от сгорания топлива происходит испарение масла с поверхности пленки. Получается, чем больше масла испаряется в процессе работы, тем выше в итоге будет его расход.

Испаряемость зависит от огромного количества показателей, учесть которые обычному автолюбителю просто не под силу. Да это и не нужно. За него это уже давно сделал Американский Институт Нефти, создавший известную во всем мире стандартизацию моторных масел API. Самая современная из них API SN «испытывает» масла на так называемую испаряемость по NOACK.

В течение часа масло находится в разогретом до 250гр состоянии, после чего специалисты измеряют его потери. Уменьшение в объеме более чем на 15% означает невозможность сертификации. Поэтому обращайте внимание на те масла, которые уже получили знак качества API SN. Некоторые производители указывают на упаковке и конкретные значения по NOACK. Например, японское IDEMITSU 5W-30 одобрено API SN и имеет одну из самых низких испаряемостей – всего 7,11%.

На практике, в реальном двигателе все немного сложнее. Пленка масла на поверхности деталей настолько тонкая, что ни один тест не способен ее воспроизвести. И в идеале хорошая испаряемость должна сочетаться с высокой температурой вспышки.

446 градусов по Фаренгейту

Такова, по мнению экспертов, должна быть минимальная температура вспышки моторного масла. В привычных Цельсиях это 230 градусов. Еще лучше, если значение стремится к 240. В отличие от параметра NOACK, практически каждый производитель указывает заветные градусы, если не на упаковке с маслом, то на официальном сайте.

Совсем хорошо, если один и тот же продукт сочетает в себе низкую испаряемость с высокой температурой вспышки. Это практически гарантирует снижение расхода масла на угар. Например, уже рассматриваемое IDEMITSU 5W-30 горит при 238гр. В совокупности с 7,11% по NOACK – это отличный результат. Но в борьбе за минимальный угар не забудьте проверить и индекс вязкости.

Увязнуть в неприятностях из-за вязкости

Масла с показателем индекса вязкости в диапазоне 150-160 единиц не склонны к угару. Но только в случае полной синтетики. Минеральные и полусинтетические масла тоже могут иметь высокие показатели этого индекса. Но их вязкость неестественная, она достигается путем добавления в продукт специальных модификаторов, которые и делают масло более густым в широком диапазоне температур.

Читайте также  Установка топливного насоса на двигатель д 245

Однако молекулы некоторых «дешевых» модификаторов в процессе работы двигателя под воздействием высоких температур разрушаются. Это приводит к потере маслом своих первоначальных свойств, угару и быстрому износу двигателя. Отсюда вывод: доверяйте синтетике (к примеру, все тому же IDEMITSU 5W-30, оно полностью синтетическое с индексом вязкости 159 ед.), с подозрением относитесь к малоизвестным полусинтетическим или минеральным маслам и ищите на канистре обозначение ILSAC GF-5.

Много непонятных букв: зачем маслу ILSAC GF-5?

15% любого моторного масла – это присадки, которые наделяют смазывающую жидкость самыми разными свойствами. Правильно подобранные присадки защищают двигатель от износа, разрушают нагар и отложения и даже позволяют экономить топливо. Вот только что именно и в каком количестве добавили в канистру, обычный покупатель узнать не может. Исключение – наличие на таре обозначения ILSAC GF-5.

ILSAC – самая строгая на сегодняшний день сертификация, проводимая Международным Комитетом по Стандартизации и Апробации Моторных Масел. Параметров, по которым ILSAC испытывает масла много, но рядовому автомобилисту главным образом будут интересны три из них.

Во-первых, испаряемость по NOACK, о которой уже говорили выше. Во-вторых, энергосбережение. Масла, прошедшие отбор ILSAC экономят 1-2% топлива. Причем такой вывод делают на основе практического эксперимента. Расход топлива замеряют на лабораторном двигателе. Сначала на «новом» масле, а потом, через 100 часов работы, на масле «в возрасте».

ILSAC GF-5 на упаковке уже сам по себе знак качества, но чтобы убедиться в реальном энергосбережении, можно найти информацию о параметре HTHS. Если его значение стремится к 3, то масло действительно сократит расход бензина. Проверим эти параметры у нашего «подопытного» IDEMITSU 5W-30. Оно сертифицировано ILSAC GF-5 , а его HTHS равен 3,0.

В-третьих, GF-5 гарантирует меньшую изнашиваемость двигателя. Это достигается наличием специальных присадок, которые разрушают отложения.

Подведем итоги. Выбирайте полностью синтетическое масло, сертифицированное самыми современными на сегодня ILSAC GF-5 и API SN. Обращайте внимание на температуру вспышки, испаряемость, и масла компании IDEMITSU. Они полностью синтетические, одни из немногих имеют сразу два сертификата и хорошие технические показатели, отвечающие за минимальный угар.

У какого моторного масла меньшие потери во время эксплуатации

Расход моторного масла — актуальный для каждого автомобилиста вопрос. Если приходится все чаще доливать недостающий уровень в систему, значит речь идет о серьезных проблемах с силовой установкой. Среди автомобилистов сложилось мнение, что уровень потери зависит именно от типа используемого масла. У одного расход будет выше, а у другого на этом же автомобиле — ниже. Рассмотрим, так ли это.

Вместо масла, которое сгорело, появляются углеводородные соединения, поэтому на щупе отмечается нормальный уровень масла

Есть и такая категория автомобилистов, которые полагают, что моторное масло вообще не должно расходоваться. Жидкость постоянно циркулирует по системе и не должна никуда уходить. Нередко они считают, что снижение уровня моторного масла возникает только при серьезных неполадках — нарушена герметичность соединений, изношены прокладки, пробой картера мотора. Чтобы разобраться в данном вопросе, следует знать конструкцию двигателя и принцип его работы. Масло создает на поверхности элементов защитную пленку.

Во время движения в нижней мертвой точке часть поршня оказывается в камере сгорания. Поэтому защитная пленка, которая создается маслом, может частично выгорать. Но бывает в истории эксплуатации автомобиля и такое, что между процедурами замены моторное масло остается на одном уровне. Дело в том, что масло может разжижаться, если в него попадает конденсат, топливо или элементы картерных газов. Вместо масла, которое сгорело, появляются углеводородные соединения, поэтому на щупе отмечается нормальный уровень. На этом фоне могут возникнуть проблему внутри мотора, которые автомобилист просто не заметит вовремя.

В практике эксплуатации автомобилей сложилось 2 основных понятий — расход и потеря масла. Первое говорит о количестве смазки, которая попадает внутрь камеры сгорания, улетучивается или превращается в налет. Второе характеризует все утечки, которые могут происходить в процессе эксплуатации транспортного средства. Каждый производитель определяет допустимый расход. Как правило, у грузовых автомобилей он составляет 1-3 литра на 1000 км, у легковых — 0.5-1.5 литра на 1000 км. Точный показатель зависит от объема силового агрегата.

По параметрам, который мы рассматриваем, выигрывает синтетика. Такое масло отличается текучестью и широким диапазоном вязкостно-температурных параметров

Расход может возрастать из-за имеющихся в системе дефектов:

1) износ или повреждение малосъемного, компрессионного кольца;

2) износ уплотнителей стержней клапанов;

3) неисправность топливных форсунок;

4) повреждение маслосъемных колпачков.

Теперь стоит рассмотреть вопрос — какое моторное масло угорает меньше всего? Расход на угар зависит от температуры вспышки. Чем выше этот показатель, тем меньше потеря масла. Самые высокие значения по этому параметру относятся к синтетике. Такое масло получается в результате синтеза химических веществ для получения моторных присадок. Такое средство защищает от коррозии и перегрева.

Минеральные масла — прямой продукт переработки нефти или газа. Стоимость такого средства ниже, но и свойства хуже. Полусинтетика располагается по качеству на середине.

По параметрам, который мы рассматриваем, выигрывает синтетика. Такое масло отличается текучестью и широким диапазоном вязкостно-температурных параметров. Масло 0W-60 можно использовать в жару и в холод. Остальные виды масел уступают по характеристикам — такие составы больше окисляются и больше угорают в процессе эксплуатации.

Однако, при выборе моторного масла следует учитывать сразу несколько параметров — особенности конструкции мотора, реальный пробег, манера вождения, качество горючего, состояние двигателя, температурные условия эксплуатации. Если речь идет о современном авто, то лучшим выбором станет синтетика. Для более старых подойдет полусинтетика или минералка.

Среди продуктов отечественного производителя можно выделить Лукойл Люкс 5W-40

Рейтинг синтетических масел. Наиболее распространенные среди автомобилистов масла имеют вязкость 5W-40/30. Среди продуктов отечественного производителя можно выделить Лукойл Люкс 5W-40. На территории РФ такой состав можно считать самым оптимальным по соотношению цена/качества. Оно подходит для моторов, которые работают под сильной температурной нагрузкой. Кроме того, защищает внутреннюю часть мотора от коррозии.

Еще одно средство — Castrol Magnatec 5W-30. Это бренд из Германии, который завоевал популярность среди отечественных автомобилистов. На поверхности деталей состав образует пленку, которая предотвращает быстрый износ. Потери средства в процессе эксплуатации сводятся к минимуму.

Итог. Моторное масло в процессе эксплуатации может угорать. Это зависит не только от особенностей самой смазки, но и от условий эксплуатации.

Расход масла: сковородка в цилиндре

Не так давно один знакомый полуолигарх жаловался на непомерный масляный аппетит новой игрушки. Дескать, купил «Кайен Битурбо», а он жрет по два литра хорошей дорогой синтетики на тысячу километров…

Жаба, кажется, победила: полуолигарх продал свой «поршик». Но вопрос остался: куда и почему уходит масло? И как выбрать такое, которое расходуется не столь рьяно?

Основной причиной ухода масла является его угар (подробности — в колонке справа). На него влияют конструкция и состояние двигателя, режим эксплуатации, температура воздуха за бортом. И, конечно же, свойства самого масла.

Ни один параметр напрямую не подсказывает, насколько быстро оно будет угорать. Но косвенно об этом свидетельствуют две величины: испаряемость масла и температура вспышки. Если первый параметр практически нигде не фигурирует и разузнать его сложно, то температура вспышки указывается во всех спецификациях. При этой температуре происходит воспламенение паров с поверхности масляной пленки при воздействии открытого огня (в нашем случае — пламени от сгорания топлива). Зависит она от состава масла: чем больше в нем легких фракций, тем ниже температура вспышки.

Для испытаний мы взяли семь масел разных типов, но одной группы вязкости, соответствующей «сороковым» по классификации SAE. Минеральное масло «ЛУКОЙЛ-Стандарт» 10W-40 имеет паспортную температуру вспышки 217 °C. Оно пойдет как базовое: с ним будем сравнивать другие. Три полусинтетики из группы 5W-40 — гидрокрекинговое масло ZIC A+ с температурой вспышки 235 °C, Castrol Magnatec (232 °C) и RAVENOL (224 °C). Синтетику с максимальным значением температуры вспышки представляли наш «ТОТЕК-Астра Робот» на базе полиальфаолефинов (ПАО), относимый производителем к категории Full Synthetic (246 °C), и эстеровый Xenum X1 c рекордными 247 °C. Ну а чтобы выяснить, правы ли те, кто считает, что синтетики угорают меньше других масел, взяли еще одно масло — Neste Oil, также позиционируемое как полная синтетика, но со сравнительно невысокой температурой вспышки — 228 °C. Показатели вязкости у всех масел близкие, а вот основы абсолютно разные: минералки, простые и продвинутые гидрокрекинговые полусинтетики, хорошие синтетики на базе ПАО и даже самые продвинутые синтетические масла на эстеровой основе.

Читайте также  Как померить компрессию в дизельном двигателе?

Строго отмеренные 3 л масла заливаем в стендовый мотор, после чего — 30-часовой «заезд» на условной скорости 120 км/ч. Движок простенький, ВАЗ-21083: для такого почти 4000 км пробега на постоянной скорости — серьезное испытание. После «заезда» масло до капли сливаем по строго определенному ритуалу. Остается сравнить остатки.

Известно, что продукты сгорания масла влияют на токсичность отработавших газов, — но вот сильно ли? Чтобы определить это, по ходу испытаний в фиксированном режиме работы мы замеряем содержание остаточных углеводородов в выхлопе. Поскольку топливо одно и то же, все различия, выходящие за предел погрешности измерения, можно отнести на так называемые нетопливные СН, порождаемые испарением и сгоранием масла в цилиндрах.

Итог подтверждает наши предположения: меньше угорает масло с более высокой температурой вспышки. Так, «ТОТЕК-Астра Робот» показал один из лучших результатов; в пределах погрешности измерений рядом с ним оказался и бельгийский XENUM X1. И действительно, температура вспышки у них лежит за 245 °C. Среди всех полусинтетик лучший результат по угару показал корейский ZIC A+ с заявленными 235 °C. А худший результат — у обычной минералки с ее 217 °C. Данные замеров СН также косвенно подтверждают эти результаты.

Можно возразить: мол, и так было ясно, что синтетика лучше всех прочих масел! А вот и нет: сравните результаты полусинтетического ZIC A+ и полной синтетики Neste Oil — у корейского товара они пусть ненамного, но лучше. Оно и понятно, мотор наклеек на канистрах не читает, ему важны свойства углеводородной жидкости, залитой в поддон.

Так на что же смотреть, когда выбираешь масло в расчете на его минимальный расход? Вопрос особенно актуален для побитых жизнью моторов, которым одной заправки масла от смены до смены уже не хватает. Задают его и любители быстро и далеко ездить, равно как и владельцы мощных моторов с наддувом. Легче всего ориентироваться по температуре вспышки, благо на сайтах она приводится для всех масел. Чем выше, тем лучше. Как показали наши испытания, цифра выше 230 °C обещает сравнительно малый расход на угар. А уж если она лезет за 240 °C, то совсем хорошо. Правда, за все время работы с маслами в группе «сороковок» такими величинами могли похвастаться только две марки: XENUM X1 и «ТОТЕК-Астра Робот».

Следует помнить, что температура вспышки различна для масел разных групп вязкости. Вязкость, конечно же, первична, поэтому сначала подберем требуемое масло по SAE, а уж потом, в пределах выбранной группы, будем уточнять свой выбор, выискивая наибольшую температуру вспышки.

ПОЧЕМУ И КАК УГОРАЕТ МАСЛО

Бытует мнение: все масло, попавшее в цилиндр, неизбежно и безвозвратно сгорает. Так ли это? Нет!

Масло находится в цилиндрах в виде пленки, оставляемой первым поршневым кольцом. Средняя ее толщина — 10–20 микрон, в зависимости от режима работы, изношенности двигателя, вязкости масла и кучи других параметров. Если взять типичный полуторалитровый мотор, то легко подсчитать, что при толщине масляной пленки в 10 мкм за один цикл в цилиндры попадает примерно кубик масла. Прикинем: если бы оно всё выгорало, то при 3000 об/мин за минуту в трубу вылетало бы… 1,5 л масла! Значит, за каждый цикл сгорает не вся масляная пленка, а только малая ее часть.

Вспомните, как ведет себя масло на сковороде, когда ее греете. Сначала оно растекается по горячей поверхности, потом, по мере нагрева, начинает кипеть и вонять. А если плеснуть холодное масло сразу на раскаленную сковородку, рискуете брызгами лицо обжечь. Теперь о том же, но научно. Когда масло прогрето ниже температуры кипения, оно испаряется медленно с нагретой поверхности в атмосферу. Когда закипает — испарение резко усиливается. А уж при очень высоких температурах микровзрывы отбрасывают капли масла от сковородки.

В цилиндре двигателя все аналогично. По нашим оценкам, преобладать должен первый режим испарения масла, когда до его объемного кипения дело не доходит. Казалось бы, при огромных температурах сгорания топлива в цилиндрах масло должно как минимум шкворчать! Но в том-то и дело, что лежит оно тонкой пленкой на сравнительно холодной поверхности цилиндра, охлаждаемого антифризом, и поэтому прогревается не так сильно. Лишь когда педаль топят в пол, поверхностные слои пленки масла начинают кипеть. Оттого при быстрой езде доливать масло приходится чаще.

КУДА УХОДИТ МАСЛО

Если на асфальте под машиной нет капель масла, то есть все сальники целы, — можно утверждать, что масло расходуется в основном на угар. В моторах с турбонаддувом оно тратится также на смазку турбокомпрессоров, поэтому общие потери масла там больше. Далее — протечки масла через маслоотражательные колпачки. Этот расход может стать основным, если они полностью изношены или совсем высохли. Кое-что уходит в виде паров масла через систему вентиляции картера.

Кстати, кроме того, что с маслом улетают денежки, его большой расход чреват и другими проблемами. Это повышенный темп загрязнения внутренних поверхностей двигателя, — ведь горит масло плохо и грязно. Это снижение ресурса нейтрализаторов, которые не в состоянии переварить продукты неполного сгорания тяжелых углеводородов масла. Это рост токсичности отработавших газов: недаром сейчас «це-аш» в них разделяют на топливные и нетопливные, то есть масляные.

ОБ ИСПАРЯЕМОСТИ МАСЛА

Скорость испарения масла должна зависеть от температуры начала его кипения, фракционного состава и толщины масляной пленки, формируемой первым поршневым кольцом на стенке цилиндра, которая, в свою очередь, зависит от высокотемпературной вязкости масла. Все это хорошо, но описания масел таких параметров обычно не содержат. Есть, правда, так называемая испаряемость масла по NOACK — чем она ниже, тем меньше склонность масел к угару. Принцип определения этого параметра прост: масло греют один час при температуре 250 °C, после чего оценивают потерю массы. Минералки при этой пытке теряют до 22–25%, хорошие современные синтетики — менее 8–10%. Чем выше класс базового масла, тем ниже потери масла на испаряемость. К сожалению, большинство фирм не указывает этот параметр в описаниях своих масел.

В реальном двигателе все гораздо сложнее. Там при резко переменных температурах и давлениях испаряется тонкая пленка масла, чего ни одной модельной установкой не измеришь. Отсюда и возможные ошибки: из метода следует, что испаряемость более вязких масел ниже, а на практике с ростом вязкости масла растет его расход. Причина простая: толщина слоя масла на стенках цилиндра, а значит, и его пропуск в зону прогрева и испарения с ростом вязкости резко увеличиваются.

ЧЕМ ВЫШЕ ЗАЯВЛЕННАЯ ТЕМПЕРАТУРА ВСПЫШКИ, ТЕМ МЕНЬШЕ УГАР.

Содержание остаточных углеводородов совпадает с величинами угара масла с точностью до погрешности измерения: