Как снять стартер на газели 406 двигатель?

Как снять стартер на газели 406 двигатель

1) Ключом “на 8” отворачиваем гайку и отсоединяем верхний (управляющий) провод втягивающего реле.

2) Ключом “на 13” отворачиваем гайку и отсоединяем нижний (силовой) провод.

3) Ключом “на 19” отворачиваем две гайки крепления…

4) …и снимаем стартер с двигателя.

Головкой с длинным воротком с ямы спокойно откручивается. Но правда, сам наверное уже прикинул какой длинны нужен вороток? У меня где-то 80-85 см., просто случайно такой оказался, он и выручает. А так, вороток и со стороны коробки.

Добавлено через 1 минуту 3 секунды

__________________
Ежели один человек собрал, другой завсегда разобрать сможет.

Все пришельцы в Россию будут гибнуть под Смоленском. (с) «Формула любви»

Для просмотра ссылок или изображений в подписях, у Вас должно быть не менее 0 сообщение(ий). Сейчас у Вас 0 сообщение(ий).

Все несогласные cо мной могут высказаться
Для просмотра ссылок или изображений в подписях, у Вас должно быть не менее 0 сообщение(ий). Сейчас у Вас 0 сообщение(ий).
.
Для просмотра ссылок или изображений в подписях, у Вас должно быть не менее 0 сообщение(ий). Сейчас у Вас 0 сообщение(ий).

Газель до 2009 года. Снятие и проверка стартера

Стартер снимаем для ремонта или замены при выходе его из строя. Отсоединяем клемму провода от «минусового» вывода аккумуля­торной батареи.

Ключом «на 8» отворачиваем гай­ку.

. и снимаем шайбу и наконечник провода управления с вывода тяго­вого реле.

Сдвигаем резиновый защитный колпак с контактного болта тягово­го реле.

Ключом «на 13» отворачиваем гай­ку.

. и снимаем наконечник провода, соединенного с «плюсовым» выво­дом аккумуляторной батареи, с кон­тактного болта тягового реле.

Ключом «на 19» отворачиваем верх­нюю гайку.

. и нижнюю гайку крепления стар­тера.

Для оценки исправности привода стартера.

. отверткой проворачиваем шестер­ню привода.

Шестерня должна проворачиваться в одном направлении с валом при­вода, а в другом – на валу привода. В противном случае заменяем при­вод новым.

Отверткой сдвигаем шестерню при­вода по валу.

Шестерня должна легко, без заеда­ний перемещаться по валу. Если шестерня заедает на валу, привод необходимо заменить.

Для проверки стартера соединя­ем проводами для «прикуривания» «плюсовой» вывод аккумуляторной батареи с верхним контактным бол-
том тягового реле, а «минусовой» – с корпусом стартера.

При проведении этой опера­ции необходимо соблюдать осторожность, т. к. возмож­но искрообразование в зоне замыкания выводов. Не зам­кните отвертку на «массу» в момент замыкания выводов.

При этом должна выдвинуться шес­терня привода и включиться элект­родвигатель стартера. В противном случае проверяем электродвигатель и тяговое реле стартера.

Для проверки электродвигателя.

. соединяем проводами «плюсо­вой» вывод аккумуляторной батареи с нижним контактным болтом тяго­вого реле, а «минусовой» вывод – с корпусом стартера.

При этом вал электродвигателя дол­жен вращаться. В противном случае электродвигатель неисправен.

Для проверки тягового реле соединя­ем проводами.

. «плюсовой» вывод аккумулятор­ной батареи с управляющим выво­дом тягового реле, а «минусовой» вывод – с корпусом стартера.

При этом шестерня привода должна выдвинуться. Если этого не происхо­дит тяговое реле неисправно. Устанавливаем стартер в обратной последовательности.

Инструменты:

  • гаечный ключ рожковый 13 мм
  • вороток под торцевую насадку 3/4″
  • насадка на вороток 14 мм
  • удлинитель воротка 3/4″
  • карданный шарнир воротка 3/4″

Примечания:
Работу по снятию стартера с автомобиля Волга ГАЗ 31105 удобнее выполнять на смотровой канаве или эстакаде.

Для наглядности операции показаны со снятым впускным трубопроводом.

1. Снимаем клемму провода с «минусового» вывода аккумуляторной батареи.
Снимаем бачок омывателя ветрового стекла.

2. Сдвинув изолирующий резиновый колпачок с вывода стартера ключом «на 8» отворачиваем гайку крепления наконечника (управляющего) провода тягового реле стартера, отсоединяем наконечник провода.

3. Сдвинув изолирующий колпачок ключом «на 13» отворачиваем гайку крепления наконечника провода подвода питания от аккумуляторной батареи, и отсоединяем наконечник провода.

4. Со стороны днища автомобиля головкой «на 14» отворачиваем два болта крепления стартера.

5. При отсутствии смотровой канавы или эстакады болты можно отвернуть рожковым ключом из моторного отсека, но это неудобно.

6. На некоторых автомобилях Волга ГАЗ 31105 на верхний болт крепления стартера может быть надет рым.

7. Чтобы вынуть стартер, для удобства можно снять электромагнитный клапан отопителя либо отсоединить кран отопителя от брызговика и отодвинуть кран в сторону.

8. Снимаем стартер.

9. Устанавливаем на автомобиль Волга ГАЗ 31105 стартер в обратной последовательности.

В статье не хватает:

  • Фото инструмента
  • Качественных фото ремонта

Стартер ГАЗель Бизнес

Газель «Бизнес» оснащается различными двигателями – Камминз, ЗМЗ-402, 405, 406 и другими. Вне зависимости от установленного мотора все машины оснащаются запуском с помощью стартера.

Управление осуществляется за счет специального втягивающего реле. Все проблемы, возникающие в процессе эксплуатации стартера на данном авто, типичны. Процесс замены узла на новое не вызывает обычно никаких затруднений.

Если по какой-то причине стартер не крутит, не щелкает втягивающее – необходимо будет внимательно изучить проводку. Это позволит избежать различных проблем в дальнейшем. Особенно сложно доставить транспортное средство такого габарита до СТО эвакуатором. Так как транспортировка грузовиков 3 т и более обходится на порядок дороже, чем обычных легковых автомобилей.

Чаще всего причинами неисправности становятся:

  • неисправность редукторного узла – изнашивается втулка, бендикс;
  • выходят из строя магнитные щетки;
  • ломается втягивающее реле;
  • отсутствует контакт.

Принцип работ любого стартера, в том числе на ГАЗели в двигателями ЗМЗ-406 либо ЗМЗ-4216, полностью идентичен. Осуществляется зацепление с маховиком двигателя при помощи специального вала с шестерней на конце. Данная деталь обозначается термином «бендикс». Но со временем шлицы шестерни изнашиваются, двигатель перестает входить в зацепление со стартером. Как следствие – возникает проскальзывание. В таком случае решением может стать только замена бендикса.

Для этого понадобится демонтировать стартер, разобрать его и установить новый бендикс. Нужно отметить – выбор следует делать с учетом количества шлицов и мест под крепление. Нередко требуется просто заменить магнитные щетки. Стоимость их обычно колеблется в пределах нескольких сотен рублей. Но для проведения ремонта обязательно потребуется снять стартер.

Важно следить за контактной площадкой щеток. При наличии большого количества окиси, ржавчины – необходимо хорошо её прочистить. Наличие оксида на поверхности часто становится причиной неправильно работы устройства. Желательно при разборе хорошо смазать редуктор – это существенно продлит срок его непрерывной эксплуатации.

Ещё одно слабое место любого стартера – это втягивающее реле. Оно осуществляет управление устройством. При подаче питания возникает зацепление между бендиксом и маховиком двигателя. Если стартер крутит, но втягивающее не щелкает – то необходимо проверить его работоспособность. Сделать это сравнительно просто: достаточно подать питание с АКБ напрямую на управляющие контакты реле. Если же реле щелкает, срабатывает – присутствует обрыв контакта между замком зажигания, АКБ и самим втягивающим.

Необходимо будет аккуратно, внимательно изучить схему проводки. Зачистить и протянуть все контакты. Процесс данный имеет свои нюансы и тонкости. Использовать для чистки контактов необходимо специальные составы. Применять WD-40 будет нежелательно. Так как она может просто ухудшить контакт.

Оригинальные детали и их аналоги: что лучше

Если было установлено, что стартер по какой-то причине все же вышел из строя – необходимо поставить новый. Процесс данный имеет свои особенности. Сегодня в продаже имеется обширный выбор различных деталей. Все их можно разделить на 2 основные категории:

  • оригинальные;
  • аналоги.

Первые отличаются высоким качеством. Но цена их обычно на порядок выше, чем аналогов. В то же время существует много производителей зарекомендовавших себя с положительной стороны. Причем качество производимой ими продукции ничуть не ниже. Стоит при недостатке бюджета сделать выбор в пользу недорогого аналога. Но при наличии средств – желательно приобретать оригинал.

Читайте также  Что такое ГБЦ в двигателе?

Оригинальные стартеры для двигателей Cummins ISF:

Наименование производителя Напряжение и мощность Артикул Стоимость, рублей
PRESTOLITE 12 В
2.5 кВт
529557652669695311304 От 7 800

Присутствует множество качественных аналогов. С положительной стороны зарекомендовали себя следующие производители:

Наименование производителя Напряжение и мощность Артикул Стоимость, рублей
АТЭ-1 12 В
2 кВт
42.3708000 От 4 600
БАТЭ 12 В
1.8 кВт
5112.3708000 От 6 850
КЗАТЭ 12 В
2 кВт
6012.3708-01 От 3 450

При выборе важно заранее проверить совместимость конкретной модели стартера и установленного в автомобиль двигателя. Классическим считается мотор ЗМЗ. Но данная модель транспортного средства нередко оснащается зарубежными агрегатами. Этот момент следует обязательно учесть. Получить более подробную информацию о совместимости лучше всего у разработчика-производителя моторов.

Замена и установка

Сам стартер находится в достаточно просто доступном месте – в отличие от аналогичного оборудования на других транспортных средствах. Именно это и позволяет свести количество затрачиваемого времени на демонтаж до минимума. Лучше всего заранее ознакомиться с процессом снятия на фото. Алгоритм включает основные этапы:

  • необходимо отсоединить силовые контакты с аккумуляторной батареи;
  • при помощи головки на 10 с 12ю гранями либо специальной звездочки следует открутить болты крепления;

  • далее нужно открутить силовой провод – для этого требуется ключ на 13;
  • стартер аккуратно наклоняется в сторону бампера и вытаскивается со своего посадочного места.

Важно аккуратно отсоединять контакты – их повреждение приведет к серьезным затруднениям. Нужно отметить, что процесс установки осуществляется в строго обратном порядке. Для этого достаточно будет установить новый стартер, закрутить на место крепящие его болты. Клеммы аккуратно устанавливаются на свои посадочные места.

Обычно все гайки снабжаются специальной пометкой с завода. При установке сборщиком затяжка осуществляется данамометрическим ключом. Необходимо избегать перетяжки – в противном случае резьба будет сорвана. Как следствие – обратная установка, сборка вызовет серьезные затруднения.

Стартер «ГАЗель»: устройство, неисправности, ремонт

В конструкции любого автомобиля предусмотрен такой элемент, как стартер. «ГАЗель» не является исключением. Данный элемент являет собой отдельный электрический двигатель, который обеспечивает вращение коленвала ДВС. Что собой являет стартер и как он устроен – далее в нашей статье.

Характеристика

Данный элемент можно охарактеризовать двигателем постоянного тока. Ведь элемент получает энергию от АКБ автомобиля и при помощи четырех щеток преобразует ее в крутящий момент. Последние элементы служат для увеличения мощности самого электродвигателя.

Технические данные

«ГАЗелевский» стартер редукторного типа работает от сети 12 вольт.

Устройство

Как устроен стартер? «ГАЗель» — достаточно простой автомобиль. Поэтому долго изучать конструкцию стартера не придется. Так, основные составляющие данного элемента — это:

  • Электрический двигатель.
  • Втягивающее реле.
  • Якорь.
  • Обгонная муфта. Также ее называют бендиксом.
  • Щетки и держатели.

Все это помещено в отдельный металлический корпус.

Якорь

Без этого элемента не обходится ни один современный стартер. «ГАЗель» не является исключением. Якорь изготавливается из легированной стали и имеет вид оси. На механизме запрессованы коллекторные пластины, а также сердечник. В конструкции последнего имеются пазы для укладки обмоток якоря. Концы их закреплены в круговом порядке. Обмотка устанавливается на диэлектрической основе.

Реле стартера «ГАЗель»

Его автомобилисты называют «втягивающим». Элемент предназначен для передачи напряжения от замка зажигания на электрический двигатель такого элемента, как стартер. «ГАЗель» (406-й двигатель) при определенном обороте ключа начинает запускаться.

Обгонная муфта

В простонародье ее называют бендиксом. Механизм взаимодействует с сердечником реле при помощи подвижного «коромысла». Сам бендикс представляет собой роликовый подвижный механизм. Закрепляется на валу якоря. Основное назначение обгонной муфты – передача крутящего момента на маховик посредством использования шестерен зацепления. Когда двигатель успешно запустился, венец маховика и приводная шестерня рассоединяются.

Демонтаж

Если машина стала плохо заводиться, необходима разборка стартера. «ГАЗель» первым делом ставится на «передачу». Далее снимают клемму с аккумулятора. Где находится стартер? «ГАЗель» укомплектовывается данным элементом на картере сцепления с правой стороны двигателя.

Разборка

Как своими руками производится разборка стартера? «ГАЗель» продолжает стоять на месте, а мы вынимаем элемент наружу. Первым делом снимаем заднюю крышку. Она крепится на двух шпильках. Понадобится ключ «на 10». Если крышка туго выходит, можно использовать молоток. Легкими ударами вынимаем ее наружу. Вынимаем щетки, обмотку, якорь и пластину. Осматриваем состояние элементов. Поскольку у нас стартер редукторный, добавляем в зубчатый элемент немного смазки.

Частые неисправности

Среди таковых необходимо отметить поломку реле стартера. Причина этого – смещение контактного диска или обрыв обмотки. Также нарушается контакт цепи питания, из-за чего элемент попросту отказывается работать. Причина может быть банальной – плохая затяжка проводов или окисление контактов. Еще одна частая проблема – стартер крутит, но мотор не заводится (слишком малая частота вращения колевала).

Стоимость

Сколько стоит новый стартер на «ГАЗель»? Цена элемента составляет от трех до пяти тысяч рублей. Если очистка не помогла, имеет смысл заменить элемент целиком. Цена более чем доступна.

Итак, мы выяснили, что собой представляет стартер автомобиля «ГАЗель», как работает , как его снять и отремонтировать своими руками.

Ремонт стартера СТ230-Б4 автомобиля ГАЗ-3110

На автомобилях с двигателем ЗМЗ–406 устанавливают 3708 42.стартер–10 на картере сцепления с правой стороны, а с ЗМЗ двигателем–402 – СТ230–Б4 — с левой стороны сцепления картера

Оба стартера аналогичны по конструкции и собой представляют электродвигатель постоянного тока с электромагнитным Стартер.

возбуждением имеет четыре полюса. Сверху на стартера корпусе установлено тяговое реле, имеющее обмотки две: втягивающую и удерживающую.

При повороте замке в ключа зажигания в положение «II» включается цепь обмоток питания тягового реле, при этом реле якорь втягивается и через рычаг вводит в шестерню зацепление стартера с зубчатым венцом маховика конце.

В двигателя хода якорь включает цепь стартера питания и одновременно отключает втягивающую обмотку питание (реле подается только на удерживающую обмотку).

возврате При ключа в замке зажигания в положение «I» цепь отключается питания стартера и удерживающей обмотки и действием под пружины якорь выводит шестерню зацепления из стартера с зубчатым венцом маховика.

Устройство СТ230 стартера–Б4 показано на рисунке, а разборка приведена на стартера примере 42.3708–10.

Снятие стартера

1. Отсоединить минусовой от «провод» клеммы аккумуляторной батареи.

2. Отсоединить двух от провода клемм тягового реле стартера.

3. две Отвернуть гайки верхнего и нижнего крепления и стартер снять.

На двигателе ЗМЗ–402 предварительно направляющую вывернуть трубку указателя (щупа) уровня Разборка

масла

1. Очистить стартер от грязи.

2. Отвернуть винта два 1 и снять крышку 2.

Отвернуть гайку 4 и шину отсоединить 3 от клеммы тягового реле.

3. Снять кольцо стопорное 1.

Отвернуть две гайки 2 крепления и крышку снять 3 со стороны коллектора.

4. Отвернуть два крепления 1 винта и снять тяговое реле 2.

При якорь этом должен остаться на рычаге привода.

5. помощью с Вынуть отвертки резиновое уплотнение 1 рычага.

якорь Снять 2 тягового реле, для этого якорь на нажать 2 вниз и отсоединить от рычага.

6. Снять щеткодержателем 1 с статор 2.

Чтобы отсоединить щеткодержатель от статора, отжать необходимо концы пружин 3 и вынуть две щетки изолированные 4 из держателей (эти щетки остаются на обмотки выводах статора).

7. Вывернуть ось рычага, отвернув предварительно контргайку с другой стороны.

8. Снять стороны 1 со крышку привода и вынуть рычаг 2.

9. Сбить оправку через удерживающее кольцо 1 по направлению стрелки и стопорное снять кольцо, установленное под удерживающим.

вала с Снять якоря привод 2 стартера в сборе

осмотр и Проверка

1. Очистить все детали стартера.

2. состояние Проверить обмотки статора. Для этого контрольную включить лампу в цепь переменного тока 220 напряжением В и подсоединить к одному из выводов обмотки другой, статора конец цепи должен быть корпус на замкнут статора.

При этом лампа должна не гореть. Если лампа горит, значит изоляция повреждена обмотки. В этом случае заменить или обмотку статор.

Таким же образом проверить обмотку вторую.

3. Осмотреть якорь.

Если коллектор или загрязнен на нем имеются риски, царапины и т.п., коллектор прошлифовать мелкой стеклянной шкуркой.

При шероховатости значительной коллектора или выступании слюды его между пластинами проточить коллектор на токарном затем и станке прошлифовать мелкой стеклянной шкуркой.

коллектора Биение относительно цапф вала не должно При 0,05 мм.

превышать обнаружении на валу якоря желтого подшипника от налета удалить его мелкой шкуркой, как так это может привести к заеданию валу на шестерни.

Проверить надежность пайки выводов якоря обмотки к пластинам коллектора.

Осмотреть обмотку по якоря торцам, диаметр обмотки должен быть пакета меньше железа якоря. В противном случае заменить якорь.

4. Проверить состояние обмотки якоря с прибора помощью Э–236 или контрольной лампы, переменным питаемой током напряжением 220 В.

Напряжение пластине к подводится коллектора и сердечнику якоря.

Лампа должна не гореть. Если лампа горит, значит замыкание есть обмотки якоря или пластины массу на «коллектора». В этом случае заменить якорь.

5. привод Надеть стартера на вал якоря, он должен без, свободно заеданий, перемещаться по шлицам вала Удерживая. якоря якорь, провернуть шестерню стартера в стороны обе: по часовой стрелке шестерня должна свободно вращаться, а против часовой стрелки вращаться не противном. В должна случае заменить привод.

6. Тяговое Проверить

реле омметром сопротивление обмоток тягового Сопротивление.

реле втягивающей обмотки должно быть в 300 0,пределах – 0,345 Ом, а удерживающей – 1,03 – 1,11 Ом.

Обмотки также проверить можно, подсоединив аккумуляторную батарею к выводам Для.

обмоток проверки втягивающей обмотки нужно клемму отсоединить от контактного болта 1 тягового реле.

подсоединить Затем «–» аккумуляторной батареи к клемме 2, а «+» — к контактному схема 1 (болту красного цвета).

При этом реле якорь должен резко втянуться.

Для удерживающей проверки обмотки (при отсоединенной от контактного клемме 1 болта) «+» батареи подсоединить к клемме 2, а «–» – к корпусу При. стартера этом якорь тягового реле плавно должен втянуться.

В противном случае заменить реле тяговое. Якорь тягового реле должен корпусе в перемещаться свободно, без заеданий.

Осмотреть болты контактные.

Зачистить мелкой шкуркой подгоревшие болтов головки.

При сильном выгорании головок можно болтов развернуть болты на 180°, чтобы прижимались они к контактному диску не выгоревшей стороной.

поверхность Если контактного диска сильно изношена, можно его повернуть неизношенной стороной к контактным Проверить.

7. болтам перемещение щеток 1 в держателях 2 и 3, щетки перемещаться должны легко, без заеданий.

Проверить крепления надежность держателей 2 и 3 щеток, держатели не должны Держатели. болтаться 3 изолированных щеток не должны иметь массу на «замыкания» (проверить с помощью контрольной лампы).

усилие Проверить пружин 4, прижимающих щетки, с помощью Для. динамометра этого необходимо установить щеткодержатель 5 в стороны со крышку коллектора, вставить якорь, установить коллектор на щетки.

В момент отрыва пружины от щетки должно усилие быть в пределах 8,5–14 Н (0,85–1,4 кгс).

Концы должны пружин нажимать на середину щетки. Щетки, высоты до изношенные 5,0 мм, необходимо заменить (выводы щеток Осмотреть).

8. припаяны крышки стартера и при обнаружении заменить трещин их.

Если втулки 1 в крышках, на которых вал вращается якоря, изношены или на них задиры имеются, раковины и т.п., необходимо заменить крышки с втулками дефектными.

Сборка

1. Сборку стартера проводят в обратном, порядке снятию.

При сборке смазать маслом моторным подшипники (втулки), шлицевую часть и вала цапфы.

После сборки проверить размер А, он быть должен не более 34 мм.

Включить тяговое реле и размер измерить Б между торцом шестерни и упорным должен, он кольцом быть в пределах 3–5 мм.

Если размер Б не данный в попадает предел, то отрегулировать его положение оси поворотом рычага. Для этого отпустить повернуть, контргайку ось и затянуть контргайку.

Рекомендуется окончательной после сборки проверить стартер на СТО на мод стенде. 532М.

Стартер СТ230–Б4 считается если, исправным при напряжении 12 В он потребляет ток не развивает 85 А и более частоту вращения не менее 4000 Стартер –1 .

мин 42.3708–10 при напряжении 12 В должен следующие иметь параметры: 75 А и 5000 мин –1 .

AUTOFIZIK.RU / авторемонт

Разборка и проверка стартера

Снимаем стартер (см. Снятие стартера с двигателя).

Ключом «на 13» отворачиваем гайку крепления силового провода к тяговому реле и отсоединяем наконечник провода.

…или три винта (для двигателя ЗМЗ-402).

Снимаем тяговое реле…

…и снимаем сердечник со штоком.

Отворачиваем два винта крепления крышки.

Поддев отверткой, снимаем стопорное полукольцо.

Ключом «на 10» отворачиваем две гайки крепления…

…и снимаем заднюю крышку.

Сдвигаем корпус со шпилек.

Ключом «на 10» отворачиваем гайку…

…и отверткой отворачиваем ось рычага.

Снимаем со шпилек изоляционные трубки.

Вынимаем якорь из передней крышки.

Оперев ось якоря на деревянный брусок, через накидной ключ «на 13» сбиваем упорную втулку.

Поддев отверткой, снимаем пружинное кольцо.

Снимаем с якоря упорную втулку,…

…привод в сборе («бендикс») и промежуточную опору.

Омметром проверяем отсутствие замыкания обмоток статора на корпус.


Дефекты обмоток якоря определяем визуально – места замыканий или пробоев на «массу» чернеют.
Коллектор не должен иметь следов обгорания и сильного износа.
Перед сборкой сжатым воздухом удаляем угольную пыль из корпуса и щеткодержателя.
Собираем стартер в обратной последовательности, смазав втулки и детали привода тонким слоем смазки ЦИАТИМ-201 или моторным маслом.
Упорную втулку надеваем на вал так, чтобы конусная проточка была обращена в сторону канавки под пружинное кольцо. Далее, ставим на место пружинное кольцо, напрессовываем на него втулку ударом молотка через ключ «на 14» или поджимаем раздвижными пассатижами.
Устанавливаем стартер в последовательности, обратной снятию.

Неисправности стартера автомобиля и их устранения

Стартер на Волге — штука весьма надежная, и какие-то неприятности с ним случаются не часто. Как правило, в процессе эксплуатации он вообще не требует к себе никакого внимания, но мы с вами знаем, что сломать можно все, что угодно, даже если это, как в известном случае, чистая гидравлика.

В этой статье вы найдёте:

Что такое стартер и как он работает

Коротко коснемся основ.

Итак, в основе стартера — электродвигатель постоянного тока. На переднем конце его вала находится скользящая муфта и шестерня, которая в момент пуска входит в зацепление с зубьями маховика двигателя. Перемещение муфты обеспечивает втягивающее реле, расположенное на корпусе стартера. Шток реле в момент запуска перемещается и тянет за собой вилку, которая и выталкивает муфту с шестерней в положение зацепления с маховиком.

Катушка тягового реле имеет две обмотки.

  • Втягивающая. Подключается при переводе ключа в положение «старт». Она обеспечивает перемещение штока реле. После срабатывания первой обмотки шток перемещается и сдвигает контактный «пятак», замыкая им контакты, включающие двигатель стартера и вторую, удерживающую обмотку.
  • Удерживающая. Нужна для того, чтобы удерживать шток втянутым до тех пор, пока ключ находится в положении «старт».

Соответственно, все неисправности сводятся либо к проблемам со втягивающим, либо с самим электромотором, либо с муфтой.

Как правило, стартер отказывается заводить машину в самый неподходящий момент и совершенно неожиданно. То есть, вчера все было хорошо, а сегодня поворачиваем ключ в положение «старт», а он не крутит… или крутит но как-то не так, как должен, или издает посторонние звуки. В любом случае, ждать чуда не нужно, само не пройдет. Попробуем найти и устранить неисправность.

Стартер крутит вяло

Как правило, виновато пониженное напряжение в бортовой сети. Поэтому начните с проверки заряда аккумулятора.

Если с аккумулятором все в норме, и напряжение на нем 12 В и более, проверьте состояние клемм. Чаще всего причиной бывает плохой контакт. Хорошо очистите клеммы от окислов, смажьте их консистентной смазкой (литол, солидол и прочее) и хорошо закрепите. Слишком сильно тянуть клеммы не стоит, так как этим вы деформируете выводы аккумулятора, сделанные из свинца, и сами клеммы проводов, которые сейчас делают вообще непонятно, из чего.

Проверьте, есть ли масса на кузове и на двигателе. Для этого просто выберите на мультиметре режим измерения сопротивления и промерьте оное между минусовой клеммой аккумулятора и мотором, а потом между клеммой и каким-нибудь некрашеным болтом на кузове. Сопротивление должно быть близким к нулевому. Если это не так, осмотрите крепление минусового провода к двигателю и проверьте целостность «косички», соединяющей двигатель и кузов. Она крепится к колоколу сцепления.

Стартер не крутит совсем

Проблема может быть:

  • в проводке;
  • во втягивающем;
  • непосредственно в двигателе стартера.

Начнем поиск проблемы с простого.

Осмотрим подключение

  • Проверьте противоугонные системы. Возможно это они шутят над вами.
  • Возможно у вас банально разряжен аккумулятор.
  • Если для цепи стартера есть предохранитель, проверьте его целостность.
  • Проверим, появляется ли напряжение +12 В на управляющем контакте стартера (это тонкий винт на втягивающем реле). Если напряжения нет, значит проверим дополнительное реле стартера и замок зажигания.
  • Попросите помощника поворачивать ключ в положение «старт» и послушайте. издает ли при этом стартер какие-то звуки. Возможно, у вас подклинивает шток втягивающего реле. Оно срабатывает, об этом свидетельствует щелчок, но его перемещение ограничено.

Проверим втягивающее

Если напряжение на управляющий контакт втягивающего реле приходит, масса не нарушена, но стартер отказывается с вами сотрудничать и не крутит, делаем следующее.

  1. Обязательно снимаем машину с передачи и ставим на ручник;
  2. Переводим ключ в положение «зажигание»;
  3. Берем гаечный ключ на 17 и перемыкаем им силовые выводы втягивающего.

Если стартер при этом бодро закрутился, значит наша проблема в самом втягивающем реле. Проще всего будет просто заменить его на новое, но можно попробовать починить.

Снимаем стартер и вывинчиваем 3 винта (2 винта для ЗМЗ 406), крепления втягивающего. Откручиваем винты, крепящие контактную группу, и изучаем состояние контактного «пятака» и контактных площадок болтов. Скорее всего, на них мы обнаружим сильное подгорание. Зачищаем контакты и делаем их поверхность абсолютно гладкой и плоской. Аналогичную операцию проводим с пятаком. Сильно подъеденный пятак, можно просто перевернуть, если этого еще не делали до вас.

Также тестером проверим, нет ли замыкания обмоток реле на корпус и нет ли в них обрывов. Если все в норме, собираем все в обратном порядке и пробуем завестись.

Разборка стартера

Если проблема не во втягивающем, проверим двигатель самого стартера.

Снимаем его с машины и разбираем. Здесь ничего особенно сложного нет.

  1. Отвинтите и снимите втягивающее.
  2. Снимите шток втягивающего.
  3. Снимите заднюю крышку стартера, вывернув два винта ее крепления и сняв стопорное полукольцо в центре.
  4. Сдвиньте со шпилек статор двигателя вместе с корпусом.

Теперь нужно внимательно осмотреть состояние контактных площадок коллектора. Если они сильно изношены, их можно попробовать прошлифовать до ровной поверхности.

Смотрим износ щеток. Меняем их при необходимости.

Мультиметром проверяем, нет ли замыкания обмоток на корпус, и отсутствие внутренних замыканий и обрывов в обмотках. Если таковые имеются, несем стартер в ремонт или меняем его на новый. Самостоятельно вы здесь ничего не сделаете.

Стартер издает посторонние звуки

Треск или скрежет в момент пуска двигателя

Этот звук возникает при неполном зацеплении шестерни стартера с зубьями венца маховика. Причин может быть несколько, и большинство из них устраняются легко.

  • Ослабло крепление стартера к колоколу сцепления. Такое бывает. Просто попробуйте пошатать стартер рукой, если он не сидит плотно, затяните гайки его крепления с требуемым моментом и попробуйте запустить мотор. Скорее всего, пугающие звуки исчезнут.
  • Недостаточное перемещение скользящей муфты стартера. Шестерня просто не встает на свое место. Обычно виноват заросший грязью вал. Для восстановления работоспособности, снимите стартер с автомобиля. Далее очистите вал и смажьте его хорошей консистентной смазкой. Проверьте перемещение шестерни, заеданий быть не должно.
  • Может быть виновата вилка, перемещающая скользящую муфту. Бывает, что она ломается или деформируется, хотя и редко. В обоих случаях, вилку нужно заменить.
  • Подъеден венец маховика. Данную проблему вы легко увидите, сняв стартер и просто заглянув в отверстие колокола сцепления. Решений у проблемы несколько: замена маховика, замена венца (старый сбивают, а новый нагревают и горячим напрессовывают на маховик), можно попробовать перевернуть старый венец (нагреваем венец и спрессовываем его с маховика, нагреваем повторно и напрессовываем обратной стороной).

Ослабло крепление втягивающего к корпусу стартера. Как результат — неполное перемещение шестерни. Подтяните крепеж.

Металлический звон из колокола сцепления при работе двигателя и иногда появляющийся скрежет при запуске

Скорее всего, сняв стартер вы обнаружите. что у него отколот «клюв». Это бывает по разным причинам. Может стартер был плохо притянут к колоколу или притянут с перекосом, может дефект отливки, а может имело место чрезмерное перемещение шестерни. Приваривать «клюв» аргоном на место имеет смысл только в случае дармового доступа к сварочному аппарату, во всех других ситуациях, лучше его заменить. Но так как найти «клюв» отдельно вы вряд ли сможете, менять придется, скорее всего, стартер в сборе.

Визг. При этом двигатель иногда чуть проворачивается, но недостаточно для запуска

Как правило, такое поведение говорит о том, что вам нужно поближе познакомиться с бендиксом.

Для тех, кто не вполне понимает, что это такое, поясним.

Бендикс — это не что иное как обгонная муфта. Ее смысл в том, что при вращении стартера она жестко связывает приводную шестерню с валом электродвигателя, а в момент, когда двигатель запустился, и его обороты выросли, он начинает проскальзывать, не давая ДВС вращать электродвигатель стартера. Аналогичная штука присутствует в заднем колесе велосипеда, это она издает характерный стрекочущий звук при движении накатом. То есть, это вовсе не сама шестерня привода, а именно та штука, к которой эта шестерня крепится.

Снимается эта деталь достаточно просто, но испачкаетесь сильно. Хотя, если вы сняли стартер, вас это уже не должно волновать.

  1. Спрессовываем упорную втулку с оси.
  2. Поддеваем отверткой и снимаем пружинное стопорное кольцо.
  3. Снимаем бендикс в сборе с шестерней.
  4. Меняем на новый и собираем все в обратном порядке.