Как поменять гидрокомпенсаторы на 406 двигателе?

Замена гидрокомпенсаторов 405-406-409 двигателя.

В статье подробно и последовательно описана замена гидрокомпенсаторов (Гидротолкателей) 405-406-409 двигателя. Замена гидрокомпенсаторов двигателя сопровождается фотографией и пояснением. Приведен список взаимозаменяемых гидрокомпенсаторов с указанием их производителей. Данная статья поможет водителям произвести замену гидрокомпенсаторов своими руками.

При появлении стука механизма тепловых зазоров сапунов или детонации мотора, что является причиной выхода из строя одного или нескольких гидриков, встает необходимость их замещения.

На движителях 405, 406, 409 замена гидрокомпенсаторов процесс схожий, так как эти агрегаты похожи по своей конструкции.

Для того, чтобы до лесть до модуля тепловых зазоров сапунов, необходимо произвести его частичную разборку.

Сначала, открутив гайку на 13, демонтируем клемму минус с источника питания авто.

Далее производим демонтаж следующих деталей с автомобиле и с двигалки:

  • Чтобы добраться до сливного краника радиатора охлаждения откручиваем брызговик масленого картера
  • Сливаем литра 4-5 антифриза:

После этого выставляем распределительные валики по меткам на их звездочках. Для этого совмещаем отметину на нижней крышке цепей грм с рисской на демпфере колен вала, при установившемся плунжере первого горшка в высшей мертвой точке.

При этом кулачки первого горшка обоих распределительных валов должны смотреть в разные стороны:

Если кулачки сортировочных торсионов смотрят внутрь движителя, то необходимо колен вал провернуть на один оборот по часовой стрелке.

После этого разбираем двигалку дальше:

    Открутив ключем на 12 два крепежа М8 снимаем колпак верхнего гидравлического натяжителя.

  1. Отворачиваем крепление колпака №1 впускного распредвала. Номера крышек выбиты сверху, с наружной стороны.
  2. Откручиваем нагели колпаков по утвержденному порядку: №2, №4, №5, №6.
  3. размонтируем сдвоенную центральную крышку.
  4. Последними отвинчиваем крепеж покрышки №3 и №7. Демонтируем их. При снятии центральной крышки придерживаем пальцем два упорных фланца, расположенных в ее пазах.

Без демонтирования распределительных валов замена гидрокомпенсаторов (гидротолкателей) — невозможна.

  • Укладываем вереницу между головой и ее передней покрышкой, следя чтобы она не снялась с звезды промежуточного шпинделя.
  • После того как была произведена частичная разборка агрегата и появился доступ к гидрикам, нужно проверить их исправность.

    Чтобы определить какие гидромеханический термокомпенсаторы агрегата вышли из строя, необходимо на них сверху нажать большим пальцем.

    Если гидрик твердый, не проваливается — значит он исправный. Если гидрокомпенсатор проваливается немного — значит он неисправен. Такой гидрик надо заменить.

    Удаляем неисправные гидравлические компенсаторы из их гнезд. Вынимать их удобней всего магнитом.

    Для подмены подойдут гидромеханические компенсаторы следующих изготовителей:

      Гидрокомпенсаторы c толстой ногой предприятия Прогресс, подобие INA, 8 штук в упаковке.

    Нет необходимости менять все устройства автоматической регулировки тепловых зазоров дросселей. Достаточно заменить только неисправные. Поэтому нужно купить комплект из 8 штук. Так будет дешевле. Даже из этого набора не все они уйдут на замену. Некоторое количество останется.

    Перед монтажом новых гидравлических толкателей их нужно смазать моторным маслом.

    Производится замена гидрокомпенсаторов. Для этого просто опускаем их в свои гнезда. Монтируем ножкой вниз и головой вверх.

    Далее собираем двигатель в обратном порядке. Для этого выполняем следующие работы:

    1. Протираем постели распредвалов чистой салфеткой и смазываем их моторным маслом.
    2. Укладываем сортировочные стержни вместе с звездами в свои постели, одевая при этом на них тракт:

    Замена гидрокомпенсаторов сопровождается проверочными операциями.

    Ставим верхний успокоитель череды.

    Последовательность зарядки гидронатяжителя цепи:

    1. — на укрепленное отвесно приспособление 5 установить каркас гидравлического натяжителя 1;
    2. — в оболочку гидронатяжителя всунуть поршень 3 до упора стопорного кольца 4 в выступ приспособления;
    3. — надавить длинной отверткой на дно поршня или пальцем руки на торец поршня так, чтобы стопорное кольцо с проточки на поршне перешло в проточку оболочки (слышен легкий фиксирующий щелчок). Произойдет фиксация поршня – «зарядка». При этом запорное кольцо 2 зайдет в первую вытачку оболочки;
    4. — залить внутрь оболочки и поршня чистое моторное маслом, используемое на авто моторе;
    5. — всунуть в поршень пружину;
    6. — на пружину надеть колпак гидравлического натяжителя и, сдавливая пружину, наживить, а затем довернуть его в оболочку, при этом стопорное кольцо на поршне должно располагаться в проточке оболочки и не давать двигаться поршню в каркасе;
    7. — вынуть гидронатяжитель с приспособления и полностью закрутить колпак в оболочку периодом 18,6…23,5 Н/м (1,9…2,4 кгс/м), воспользовавшись пластиной толщиной 1,8…1,9 мм, укрепленную в тисках, и ключ 19 мм, как при разборке гидронатяжителя.
  • Ставим вышний гидронатяжитель череды в свое гнездо:

    Замена гидрокомпенсаторов процедура не сложная, но требует знаний и внимательности. Нужно быть собранным при установке кулачковых валов по отметинам и при закручивании метизов. Не забывайте, что они стальные, а детали движка алюминиевые. Соблюдайте моменты закручивания крепления всех деталей.

    GAZ 31 › Logbook › Часть 2. Замена прокладки, цепей ГРМ и гидрокомпенсаторов ЗМЗ 406.

    Итак, продолжаем разборку мотора. Снимаем переднюю крышку гбц, затем откручиваем болты крепления успокоителей

    и снимаем только верхний, нижний пока оставляем на месте

    Затем откручиваем и снимаем крышку гидронатяжителя цепи

    и вытаскиваем сам гидронатяжитель.
    Затем отворачиваем шестерни распредвала и не сильными ударами молотка сбиваем их, обратите внимание, штифт в это время должен находиться вверху,

    если он внизу или сбоку, то для этого нам нужно провернуть распредвал за квадрат(предваритерьно вывернув свечи), который находится на нём,

    а иначе вы просто сломаете посадочное место шестерни.

    Затем отворачиваем и снимаем крышки распредвалов, только нужно как то пометить в каком порядке они стояли, бывает такое что их частично заменили и они стоят не по номерам. Снимаем валы и осматриваем их, если там большие задиры, то меняем их. Далее снимаем гидрокомпенсаторы, для этого я использую пассатижи, их можно сложить в кучу, так как порядок при обратной установке не важен. Если у вас стучали гидрокомпенсаторы, как их проверить, я расскажу в отдельной записи в БЖ.
    Далее снимаем генератор, опять же нужно как то себе пометить, какие провода и куда подцеплены,

    нижний болт откручивать не обязательно, так как кронштейн все равно нужно снимать. Дальше, откручиваем выпускной коллектор открутив 8 гаек, обратите внимание на шпильки, если они длинные, то снять его не получится, или возникнут проблемы при установке, в таком случае лучше открутить приёмную трубу, как это пришлось делать мне,

    но в этом случае не забудьте открутить последнюю гайку справа( обычно там приручена скобка, которая держит трубку обратки печки, может у вас она прикручена в другом месте)

    , а уже на снятой гбц поменять шпильки на менее длинные.
    Выкручиваем 10 болтов крепления гбц

    и снимаем её чуть приподняв вверх, для того чтоб она слезла с направляющих. Если выпускной коллектор остался на гбц, то масляный щуп лучше снять, так как поднимая гбц, чтоб вывести трубку со щупом из коллектора, щуп можно сломать и он упадёт вниз, достать его будет проблематично.
    Отворачиваем шкив коленвала(для этого я ипользую торцевой ключ на 36, стоит он не дорого, но намного упрощает отворачивание этой гайки)

    и снимаем его съёмником, дальше отворачиваем 4 болта под шестигранник на помпе(не сняв помпу, мы не снимем переднюю крышку) и снимаем с неё шланг с трубкой обратки печки, не забываем открутить пятый болт на помпе сзади.

    Откручиваем остальные болты крепления передней крышки(натяжной ролик с кронштейном откручивать не обязательно, и откручиваем 2 передних болта на поддоне, поддон лучше всего ослабить, чтоб он чуть опустился вниз, чтоб при установке крышки не загибалась прокладка. Снимаем переднюю крышку( если не снимается, проверьте ещё раз, может что то не окрутили, если все болты откручены и она всё равно не снимается, можно не сильно постучать молотком сзади справа( с обратной стороны крепления помпы) по направлению вперёд, так как она сидит на направляющих и снимается только вперёд.

    Дальше снимаем верхнюю цепь и башмаки(у кого то стоят звёзды вместо башмаков), отгибаем уголки на пластине и откручиваем болты шестерней пром вала,

    Гидрокомпенсатор: ваз 2112, змз 406

    в Двигатель 14.09.2017 2,261 Просмотров

    Гидрокомпенсатор — выполняет роль недопущения появления зазоров между распредвальными кулачками и клапанами, т.е. они компенсируют зазоры клапанов.

    Принцип работы гидрокомпенсатора

    При работающем двигателе, мало наполняет внутреннюю часть гидрокомпенсатора , после чего за счет постоянного изменения в давлении его плунжер циклически передвигается, при этом не допускает образования зазоров в приводе клапанов, тем самым удерживает контакт кулачка распредвала и коромысла.

    Таким своим поведением, гидрокомпенсаторы намного упрощают ремонт и обслуживание ДВС, точная регулировка клапанов во время ремонта теряет свою необходимость. Необходимо сказать, что гидрокомпенсатора очень чувствительны к качеству масла.

    Расположения и виды гидрокомпенсаторов

    Гидрокомпенсаторы делятся на два вида, а именно для моторов типа DOHC и SOHC. По своей структуре они не слишком различимы между собой. Гидрокомпенсатор представляет собой довольно «тонкую» систему, помещенную в герметичную капсулу. В двигателях типа DOHC он устанавливается в гнезда , которые расположены в блоке цилиндра. Ну а моторы типа SOHC гидрокомпенсаторы в гнездах клапанных коромысел.

    Устройство гидрокомпенсаторов

    Система устройства гидрокомпенсатора хоть и «тонкая штука», но совсем не сложная . Гидрокомпенсатор состоит из клапана, плунжера, поршня, корпуса и стопорного кольца. При работающем двигатели распредвальный кулачек находясь в верхней точки движения, относительно компенсатора располагаясь тыльной стороной.

    Вследствие чего, гидрокомпенсатор не принимает не каких усилий, что позволяет внутренней пружине выдавить плунжер, благодаря этому зазор исчезает. В пространство, которое появилось под плунжером, через клапан попадает масло. После полного заполнения гидрокомпенсатора моторным маслом, давление внутри двигателя и давление гидрокомпенсатора сравнивается и клапан закрывается.

    Когда кулачок распредвала поворачивается к гидрокомпенсатору выпуклой стороной, он под усилием начинает толкать его вниз. Наполненный моторным маслом компенсатор имеет довольную жесткость, для того чтобы без потерь передать усилие на движущиеся распредвала , а они в свою очередь на ГРМ. В таком процессе, небольшая часть масла выходит из гидрокомпенсатора , в результате образуя небольшой зазор, который был в начале всего цикла.

    Принцип работы гидрокомпенсатора позволяет не допустить рабочих зазоров ДВС, а также не допускает зазоров даже при горячем двигателе, и зазоров связанных с износом ГРМ.

    Признаки и причины поломки гидрокомпенсаторов

    Первыми причинами выхода из строя гидрокомпенсаторов , является некачественное масло, которое в свою очередь забивает масляные каналы и высокий износ рабочих поверхностей обратного клапана и плунжера.

    Первым признаком неисправности гидрокомпенсатор является характерный стук двигателя, как при оборотах, так и на холостом ходу. Такая проблема может быть вызвана присутствием воздуха в полости гидрокомпенсатора (обычно при недостаточном уровне масла в ДВС или в редких случаях при долгосрочном простое автомобиля под большим уклоном). Не замененное вовремя моторное масло, также влияет на работоспособность гидрокомпенсаторов . Ну и конечно сами гидрокомпенсаторы не вечны. Они могут выйти из строя ввиду своего довольно долгого срока службы.

    Причина стука гидрокомпенсатор на прогретом двигателе:

    • Неправильная работа масляного фильтра;
    • Моторное масло низкого качества;
    • Масляный насос неисправен;
    • Уровень масла минимальный или масло залито сверх нормы;
    • Место посадки гидрокомпенсатора «разбито»;
    • Самоизнос гидрокомпенсаторов ;
    • Гидрокомпенсаторы не получают моторное масло под нужным давлением;
    • Забиты масляные каналы.

    Устранение неисправностей

    Иногда устранить такую неисправность можно своими руками в гараже. Можно попробовать промыть гидрокомпенсаторы и обязательно прочистить масляные каналы. Но сперва просто проверти уровень масла в моторе, если необходимо, доведите его до положенного уровня. Чтобы избавится от воздуха в гидрокомпенсаторе , заведите двигатель и не менее десяти раз медленно его разгоните.

    Если стук по-прежнему присутствует, проверти само состояние компенсаторов. Вы можете обнаружить следующие повреждения:

    • Коррозия на поверхности плунжера;
    • Износ корпуса гидрокомпенсатора ;
    • Тугой ход толкателя.

    Конечно, такие работы лучше делать на СТО, причин здесь может быть множество, а без специального инструмента и навыков, к сожалению не обойтись.

    Как поменять компенсаторы на 406 двигателе

    На ремонт приехал автомобиль Газель, с жалобами на застучавшие гидрокомпенсаторы, произведём их замену, покажем как это правильно сделать, чтобы вы смогли повторить всё своими руками. Также в машине горит датчик давления масла на холостых оборотах, заодно разберём и эту проблему.

    Снимаем клапанную крышку, переднею крышку головки. Теперь нам нужно провернуть мотор, чтобы поставить совместить метки на коленвалу и штифты стояли вровень с «головой». Затем снимаем верхний успокоитель цепи, откручиваем все распредвала и снимаем их. В ролике это всё подробно показывается.

    Определяем какой компенсатор стучит, для этого на каждый гидрокомпенсатор нажимаем пальцем, сразу скажу что этот способ не самый надёжный, зато быстрый и простой. Если он под давлением пальцев прогибается, значит неисправен, наш тест выявил три таких.

    Сразу скажу, что менять лучше все, так как из личного опыта, если вышли из строя 3, то другим живым осталось работать недолго. Старые гидрокомпенсаторы достаём с помощью неодимового магнита и с помощью него же ставим сразу новый компенсатор.

    Видео замена гидрокомпенсаторов в Газель ЗМЗ 406:

    Видео очень подробное, сделано от начало и до конца, весь процесс выполняется по шагам, чтобы вы делая эту работу своими руками у себя в гараже не могли ошибиться. Снято с удобного ракурса, когда можно рассмотреть даже мельчайшие детали.

    Гидротолкатели двигателя Газель 405 представлены в виде металлических цилиндров, которые располагаются между клапанами и кулачковым валом. Гидрокомпенсаторы (гидротолкатели) совмещают выполнение двух функций: устраняют зазоры в приводе и передают усилия от вала к клапанам. Работа этих важных деталей основывается на принципе несжимаемости масла, которое заполняет внутреннюю полость компенсатора при работе двигателя, тем самым передвигая плунжер гидрокомпенсатора при появлении зазора. Благодаря такой функциональности гидротолкателей обеспечивается контакт рычага клапанного привода с кулачком распредвала без зазора, что, в свою очередь, обеспечивает постоянную работу узла без надобности проведения дополнительных регулировок. В нашей статье мы рассмотрим причины, по которым у автомашины Газель 405 (двигатель инжектор) стучат гидрокомпенсаторы.

    Большая часть всех неисправностей гидротолкателей в Газель 405 диагностируется по характерному стуку, который издает газораспределительный механизм при разных режимах работы мотора. Иногда автомобилисты путают, думая, что в их автомобилях стучат гидротолкатели, а на самом деле проблема заключается в клапанах. Иногда шум от клапанов можно устранить, провернув клапан или пружину вокруг продольной оси. Правильно это делается так:

    — проворачиваем коленчатый вал в то положение, при котором клапан, издающий шумы, окажется в приоткрытом положении;

    — проворачиваем пружину – вместе с ней провернется и клапан;

    — запускаем двигатель инжектор (если шумы не пропадают, то повторяем эту же операцию еще 1–2 раза).

    Если такие манипуляции не помогли избавиться от шума в автомобиле Газель 405, то остается проверить износ пружин, а также измерить зазоры между направляющими втулками и стержнями клапанов.

    В том случае, если все вышеуказанные способы не помогли и ваш двигатель инжектор все также стучит, можно прийти к выводу, что неисправность заключается в гидрокомпенсаторах.

    Заменить их можно таким образом:

    — отсоединяем «минусовую» клемму от аккумуляторной батареи;

    — извлекаем распределительные валы из опор головки блока;

    — при помощи сильного магнита извлекаем из гнезда головки компенсаторы, которые стучат;

    — обильно смазываем моторным маслом посадочные гнезда в головке блока;

    — устанавливаем новые гидрокомпенсаторы;

    — производим сборку узла в обратной последовательности.

    Однако не всегда требуется замена гидрокомпенсаторов. В зависимости от тональности и момента появления, шумы можно устранять другими, менее радикальными способами. Рассмотрим подробнее возможные неисправности, при которых стучат гидротолкатели.

    Повышенный шум, возникающий сразу после запуска двигателя и пропадающий через несколько секунд.

    Причина: вытекание моторного масла из гидротолкателей во время простоя автомобиля.

    Решение: моторное масло самостоятельно заполняет полости гидрокомпенсаторов при запуске двигателя.

    Непостоянный стук на холостом ходу, пропадающий при увеличении частоты вращения коленвала.

    Причина №1: износ или повреждение шарика обратного клапана.

    Решение: замена гидротолкателей.

    Причина №2: загрязнены гидрокомпенсаторы (несвоевременная замена моторного масла).

    Решение: тщательная очистка загрязненных деталей.

    Громкие стуки на холостых оборотах в прогретом двигателе, которые исчезают при увеличении числа оборотов коленчатого вала (при условии, что холодный двигатель инжектор работает без шумов).

    Причина: увеличенный зазор между гильзой гидротолкателя и плунжером.

    Решение: замена гидротолкателя.

    Стук, появляющийся на высоких оборотах вращения коленвала и исчезающий на малых оборотах.

    Причина №1: избыточное количество моторного масла, которое взбалтывается коленчатым валом.

    Решение: уменьшение количества моторного масла до нормы;

    Причина №2: засасывание воздуха через масляный насос из-за пониженного уровня масла в картере;

    Решение: доведение уровня масла до нормы;

    Причина №3: деформация масляного картера из-за стороннего физического воздействия (удар о дорожное препятствие).

    Решение: замена или ремонт поврежденных деталей.

    Постоянный шум гидрокомпенсаторов, не зависящий от частоты вращения коленчатого вала.

    Причина: появление критических зазоров между кулачком распределительного вала и толкателем из-за физического повреждения гидрокомпенсатора.

    Перед монтажом каждого нового толкателя опустите его в емкость с моторным маслом и нажмите несколько раз на гидрокомпенсатор. Компенсатор, заполнившись маслом, перестанет пружинить – станет «твердым».
    Собираем двигатель в обратной последовательности, смазав моторным маслом «постели» в головке и крышках, опорные шейки распределительных валов. Распредвал выпускных клапанов – с пластиной для датчика фаз – устанавливаем штифтом звездочки вправо (на виде спереди), а впускных – штифтом вверх. Так они находятся в устойчивом положении. Каждую крышку устанавливаем на свое место согласно порядковому номеру, выбитому на ней. Отсчет начинается с впускных клапанов, от передней крышки. Номер должен быть обращен к наружной стороне головки. Момент затяжки винтов крепления крышек 1,9-2,3 Н·м.
    Звездочки монтируем вместе с цепью, начиная с выпускного распредвала. Обязательно убедитесь, что при натянутой правой ветви цепи (глядя спереди) метка на звездочке находится напротив верхней кромки головки блока.
    Гидронатяжитель устанавливаем в «заряженном» состоянии, смазав канал в головке блока.


    Удерживая корпус натяжителя ключом «на 19», выворачиваем клапан.

    Эта операция требует осторожности. Более надежный прием – свести губки тисков, оставив между ними зазор 19 мм. Установив корпус в тиски как в зев ключа, большой отверткой отворачиваем клапан.

    ВНИМАНИЕ! Не зажимайте тисками корпус натяжителя.


    Вынимаем из корпуса пружину…

    … и плунжер.

    Промываем все детали в бензине или керосине, обдуваем сжатым воздухом и смазываем моторным маслом.
    Из стального листа толщиной 0,8–1,0 мм делаем оправку: вырезаем полосу (ширина около 10–15 мм, а длина 20–25 мм); круглогубцами сгибаем из нее кольцо по диаметру плунжера.


    Плунжер устанавливаем в корпус.

    Убедитесь, что запорное кольцо вошло в канавку корпуса. При необходимости заправьте его тонкой отверткой или шилом.

    Устанавливаем самодельную оправку в корпус натяжителя, поджав ею стопорное кольцо.

    В плунжер вставляем пружину и, преодолевая ее сопротивление, заворачиваем клапан в корпус гидронатяжителя. Затягиваем клапан отверткой.

    У правильно «заряженного» натяжителя плунжер должен полностью войти в корпус. Отверткой затягиваем клапан, установив корпус в тиски или удерживая ключом.

    ВНИМАНИЕ. Не нажимайте на выступающий кончик плунжера, а установив натяжитель в канал головки блока – на сам корпус.
    Смонтировав гидронатяжитель на двигатель, необходимо привести его в рабочее состояние – «разрядить».


    Ключом «на 12» отворачиваем пробку в крышке гидронатяжителя.

    Поворачиваем распредвал впускных клапанов, чтобы цепь не провисала между звездочками, и отверткой через отверстие в крышке нажимаем на натяжитель. Разрядившись, он вытолкнет отвертку.

    Устанавливаем пробку на место. Проверяем совпадение меток на звездочках с верхними кромками головки блока. Дальнейшую сборку и монтаж проводим в последовательности, обратной разборке. Порванные прокладки меняем.

    Роман СОЛДАТОВ, Михаил КОВРИГИН,
    Технический центр ЗР «Тушино»

    Как заменить гидрокомпенсаторы на 406 двигателе?

    Принцип работы гидрокомпенсатора

    При работающем двигателе, мало наполняет внутреннюю часть гидрокомпенсатора, после чего за счет постоянного изменения в давлении его плунжер циклически передвигается, при этом не допускает образования зазоров в приводе клапанов, тем самым удерживает контакт кулачка распредвала и коромысла.

    Таким своим поведением, гидрокомпенсаторы намного упрощают ремонт и обслуживание ДВС, точная регулировка клапанов во время ремонта теряет свою необходимость. Необходимо сказать, что гидрокомпенсатора очень чувствительны к качеству масла.

    Как поменять компенсаторы на 406 двигателе

    На ремонт приехал автомобиль Газель, с жалобами на застучавшие гидрокомпенсаторы, произведём их замену, покажем как это правильно сделать, чтобы вы смогли повторить всё своими руками. Также в машине горит датчик давления масла на холостых оборотах, заодно разберём и эту проблему.

    Снимаем клапанную крышку, переднею крышку головки. Теперь нам нужно провернуть мотор, чтобы поставить совместить метки на коленвалу и штифты стояли вровень с «головой». Затем снимаем верхний успокоитель цепи, откручиваем все распредвала и снимаем их. В ролике это всё подробно показывается.

    Определяем какой компенсатор стучит, для этого на каждый гидрокомпенсатор нажимаем пальцем, сразу скажу что этот способ не самый надёжный, зато быстрый и простой. Если он под давлением пальцев прогибается, значит неисправен, наш тест выявил три таких.

    Сразу скажу, что менять лучше все, так как из личного опыта, если вышли из строя 3, то другим живым осталось работать недолго. Старые гидрокомпенсаторы достаём с помощью неодимового магнита и с помощью него же ставим сразу новый компенсатор.

    Видео замена гидрокомпенсаторов в Газель ЗМЗ 406:

    Видео очень подробное, сделано от начало и до конца, весь процесс выполняется по шагам, чтобы вы делая эту работу своими руками у себя в гараже не могли ошибиться. Снято с удобного ракурса, когда можно рассмотреть даже мельчайшие детали.

    Гидротолкатели двигателя Газель 405 представлены в виде металлических цилиндров, которые располагаются между клапанами и кулачковым валом. Гидрокомпенсаторы (гидротолкатели) совмещают выполнение двух функций: устраняют зазоры в приводе и передают усилия от вала к клапанам. Работа этих важных деталей основывается на принципе несжимаемости масла, которое заполняет внутреннюю полость компенсатора при работе двигателя, тем самым передвигая плунжер гидрокомпенсатора при появлении зазора. Благодаря такой функциональности гидротолкателей обеспечивается контакт рычага клапанного привода с кулачком распредвала без зазора, что, в свою очередь, обеспечивает постоянную работу узла без надобности проведения дополнительных регулировок. В нашей статье мы рассмотрим причины, по которым у автомашины Газель 405 (двигатель инжектор) стучат гидрокомпенсаторы.

    Расположения и виды гидрокомпенсаторов

    Гидрокомпенсаторы делятся на два вида, а именно для моторов типа DOHC и SOHC. По своей структуре они не слишком различимы между собой. Гидрокомпенсатор представляет собой довольно «тонкую» систему, помещенную в герметичную капсулу. В двигателях типа DOHC он устанавливается в гнезда, которые расположены в блоке цилиндра. Ну а моторы типа SOHC гидрокомпенсаторы в гнездах клапанных коромысел.

    Устройство гидрокомпенсаторов

    Система устройства гидрокомпенсатора хоть и «тонкая штука», но совсем не сложная. Гидрокомпенсатор состоит из клапана, плунжера, поршня, корпуса и стопорного кольца. При работающем двигатели распредвальный кулачек находясь в верхней точки движения, относительно компенсатора располагаясь тыльной стороной.

    Вследствие чего, гидрокомпенсатор не принимает не каких усилий, что позволяет внутренней пружине выдавить плунжер, благодаря этому зазор исчезает. В пространство, которое появилось под плунжером, через клапан попадает масло. После полного заполнения гидрокомпенсатора моторным маслом, давление внутри двигателя и давление гидрокомпенсатора сравнивается и клапан закрывается.

    Признаки и причины поломки гидрокомпенсаторов

    Первыми причинами выхода из строя гидрокомпенсаторов, является некачественное масло, которое в свою очередь забивает масляные каналы и высокий износ рабочих поверхностей обратного клапана и плунжера.

    Первым признаком неисправности гидрокомпенсатор является характерный стук двигателя, как при оборотах, так и на холостом ходу. Такая проблема может быть вызвана присутствием воздуха в полости гидрокомпенсатора (обычно при недостаточном уровне масла в ДВС или в редких случаях при долгосрочном простое автомобиля под большим уклоном). Не замененное вовремя моторное масло, также влияет на работоспособность гидрокомпенсаторов. Ну и конечно сами гидрокомпенсаторы не вечны. Они могут выйти из строя ввиду своего довольно долгого срока службы.

    Причина стука гидрокомпенсатор на прогретом двигателе:

    • Неправильная работа масляного фильтра;
    • Моторное масло низкого качества;
    • Масляный насос неисправен;
    • Уровень масла минимальный или масло залито сверх нормы;
    • Место посадки гидрокомпенсатора «разбито»;
    • Самоизнос гидрокомпенсаторов;
    • Гидрокомпенсаторы не получают моторное масло под нужным давлением;
    • Забиты масляные каналы.

    Как разобрать гидрокомпенсатор змз 406

    Перед монтажом каждого нового толкателя опустите его в емкость с моторным маслом и нажмите несколько раз на гидрокомпенсатор. Компенсатор, заполнившись маслом, перестанет пружинить – станет «твердым». Собираем двигатель в обратной последовательности, смазав моторным маслом «постели» в головке и крышках, опорные шейки распределительных валов. Распредвал выпускных клапанов – с пластиной для датчика фаз – устанавливаем штифтом звездочки вправо (на виде спереди), а впускных – штифтом вверх. Так они находятся в устойчивом положении. Каждую крышку устанавливаем на свое место согласно порядковому номеру, выбитому на ней. Отсчет начинается с впускных клапанов, от передней крышки. Номер должен быть обращен к наружной стороне головки. Момент затяжки винтов крепления крышек 1,9-2,3 Н·м. Звездочки монтируем вместе с цепью, начиная с выпускного распредвала. Обязательно убедитесь, что при натянутой правой ветви цепи (глядя спереди) метка на звездочке находится напротив верхней кромки головки блока. Гидронатяжитель устанавливаем в «заряженном» состоянии, смазав канал в головке блока.

    Удерживая корпус натяжителя ключом «на 19», выворачиваем клапан.

    Эта операция требует осторожности. Более надежный прием – свести губки тисков, оставив между ними зазор 19 мм. Установив корпус в тиски как в зев ключа, большой отверткой отворачиваем клапан.

    ВНИМАНИЕ! Не зажимайте тисками корпус натяжителя.

    Вынимаем из корпуса пружину… … и плунжер.

    Промываем все детали в бензине или керосине, обдуваем сжатым воздухом и смазываем моторным маслом. Из стального листа толщиной 0,8–1,0 мм делаем оправку: вырезаем полосу (ширина около 10–15 мм, а длина 20–25 мм); круглогубцами сгибаем из нее кольцо по диаметру плунжера.

    Плунжер устанавливаем в корпус. Убедитесь, что запорное кольцо вошло в канавку корпуса. При необходимости заправьте его тонкой отверткой или шилом.
    Устанавливаем самодельную оправку в корпус натяжителя, поджав ею стопорное кольцо. В плунжер вставляем пружину и, преодолевая ее сопротивление, заворачиваем клапан в корпус гидронатяжителя. Затягиваем клапан отверткой.
    У правильно «заряженного» натяжителя плунжер должен полностью войти в корпус. Отверткой затягиваем клапан, установив корпус в тиски или удерживая ключом.

    ВНИМАНИЕ. Не нажимайте на выступающий кончик плунжера, а установив натяжитель в канал головки блока – на сам корпус. Смонтировав гидронатяжитель на двигатель, необходимо привести его в рабочее состояние – «разрядить».

    Ключом «на 12» отворачиваем пробку в крышке гидронатяжителя. Поворачиваем распредвал впускных клапанов, чтобы цепь не провисала между звездочками, и отверткой через отверстие в крышке нажимаем на натяжитель. Разрядившись, он вытолкнет отвертку.

    Устанавливаем пробку на место. Проверяем совпадение меток на звездочках с верхними кромками головки блока. Дальнейшую сборку и монтаж проводим в последовательности, обратной разборке. Порванные прокладки меняем.

    Роман СОЛДАТОВ, Михаил КОВРИГИН, Технический


    Прокачка гидрокомпенсатора – необходимая операция, которую нужно выполнить при замене ГК, а также после профилактики и чистки ГК. Прокачка нужна для того, чтобы удалить воздух, который попал в полость гидрокомпенсатора. Сегодня мы решили рассказать читателям о том, как прокачать гидрокомпенсаторы.

    Можно прокачивать двумя способами. Один предполагает прокачку с использованием работающего двигателя. Второй осуществляется в ручном режиме. Масло заливается принудительно.

    Первый вариант нужен, если вновь установленные гидрокомпенсаторы стучат при запуске автомобиля или, если автомобиль долгое время находился без движения, и часть масла могла вытечь из ГК.

    Устранение неисправностей

    Иногда устранить такую неисправность можно своими руками в гараже. Можно попробовать промыть гидрокомпенсаторы и обязательно прочистить масляные каналы. Но сперва просто проверти уровень масла в моторе, если необходимо, доведите его до положенного уровня. Чтобы избавится от воздуха в гидрокомпенсаторе, заведите двигатель и не менее десяти раз медленно его разгоните.

    Если стук по-прежнему присутствует, проверти само состояние компенсаторов. Вы можете обнаружить следующие повреждения:

    • Коррозия на поверхности плунжера;
    • Износ корпуса гидрокомпенсатора;
    • Тугой ход толкателя.

    Конечно, такие работы лучше делать на СТО, причин здесь может быть множество, а без специального инструмента и навыков, к сожалению не обойтись.

    Присадка Ликви Моли для гидрокомпенсаторов: стоит ли пользоваться

    Присадка в масло Стоп шум гидрокомпенсаторов Ликви Моли

    Если после замены масла гидрокомпенсаторы застучали, то можно использовать присадку Стоп-шум Liqui Moly.

    Современный производитель Liqui Moly выпускает специальную присадку для моторного масла, которая позволяет избавиться от шума гидрокомпенсаторов, который происходит из-за недостаточной смазки. Вещества, содержащиеся в присадке стоп-шум гидрокомпенсаторов Liqui Moly, позволяют очищать масляные каналы даже в труднодоступных местах. Смазывающие свойства моторного масла улучшаются, увеличивается его вязкость, что помогает избавиться от шума. Такую присадку вполне можно использовать, если после замены масла застучали гидрокомпенсаторы.

    Таким образом, гидрокомпенсатор – это важная деталь в автомобиле, которая обеспечивает правильную работу двигателя. Автовладелец должен понимать, что при возникающем стуке необходимо сразу начинать искать его причины. Если самостоятельно не получается узнать, как определить стучащий гидрокомпенсатор, то следует обратиться в автосервис. Там специалисты быстро определят причины и устранят проблему. Иногда устранение стука гидрокомпенсаторов возможно без разбора, но в ряде случаев потребуется их замена или ремонт.