Клин мотора — DRIVE2

Содержание

Клин мотора

d xX1SFeYKU6v2NXvM7cDYLDe2E 100

Этим словом не прочь пощекотать нервишки мастера-приёмщики на сервисах. Имеют право, в принципе. Во-первых, это действительно происходит, а последствия порой губительны настолько, что к жизни агрегат уже не вернуть. Во-вторых, у них свой коммерческий интерес — капитальный ремонт мотора не дешёв. Так почему же всё-таки мотор клинит?

Поводов заклинить у мотора хоть отбавляй. Но чаще всего это происходит из-за того, что подшипники коленвала перестают получать нужное количество масла. Происходит сухой контакт шейки коленчатого вала и вкладыша подшипника — тот срывается со своего места. Вместо подвижного соединения получаем неподвижное — тот самый клин. Но крутящий момент у коленвала в одночасье никто не отнял. Пытаясь прокрутиться, он задирает свои шейки о вкладыши и дерёт постели подшипников шатунов и коренных опор. При самом драматичном сценарии с оптимистичным названием «рука дружбы» обломок шатуна вываливается наружу, пробивая блок цилиндров. Настоящий моторный фильм ужасов. Но почему эти вкладыши провернулись?

Всё начинается с задира подшипника из-за того, что тот не получает достаточной смазки, в которой, собственно, и должен проворачиваться вал. Получаем не трение металла по маслу, а металла по металлу. Со всеми наждачными вытекающими. Это происходит из-за износа и потери производительности, а, может, и вовсе из-за внезапного выхода из строя масляного насоса. Опять же, засорившийся масляный фильтр с неработающим перепускным клапаном может устроить дебош в моторе. Из этой же серии пробитый поддон или текущий сальник коленвала. Чрезмерный угар масла тоже не прочь протянуть «руку дружбы».

Но не только проблемы с системой смазки могут привести к тому, что мы зовём клином. Часто покупка автомобиля совсем не означает желание научиться на нём ездить по-человечески. Ведь для разных моторов есть оптимальные с точки зрения производительности и долговечности режимы эксплуатации. И когда мотор регулярно выводится несознательным водителем из «комфортной зоны» нагрузки и оборотов с ним начинают происходить малоприятные процессы. Силовой агрегат просто-напросто получает увечья поршневой и кривошипно-шатунных групп. К этому может привести буксировка в непосильном для двигателя режиме, когда нагрузка огромная, но скорость, а, следовательно, и обороты коленвала, приводного ремня и масляного насоса — никакие. Убийство для подшипников. Кстати, этим грешат и те, кто не занимается буксировкой и даже не перегружает автомобиль. Мы писали о том, как некоторые «новаторы» в вождении убивают свои моторы. Кстати, из этой же оперы и перегревы. Калечат они не только клапаны с поршневой, но и подшипники коленвала из-за того, что масло при экстремальных температурах теряет свои свойства, прежде всего, вязкость.

Поэтому с мотором как с кашей: количеством масла, качественного и нужного сорта, разумеется, его не испортишь. В городском цикле лучше менять его почаще, чем советуют в официальных источниках производителей. И то же самое относится к ремням ГРМ. Их обрыв тоже может спровоцировать клин. Вообще, весь газораспределительный механизм со всеми его клапанами, пружинами, цепями, успокоителями и всем тем, что изнашиваясь, может развалиться или запасть, стоит инспектировать почаще, не забывая о регламентных процедурах и заменах. И, разумеется, игнорировать лампочку давления масла тоже не стоит. Особенно владельцам авто с малолитражными моторами из последних коллекций «кутюрье» инжиниринга. Коленчатый вал на таких зачастую не меняется. Менять придётся весь блок в сборе! Проще купить машину новую или подержанную? Иногда — да. Поэтому будьте бдительными и сознательными.

Почему может заклинить двигатель?

Под заклиниванием двигателя следует понимать ненормальное, аварийное повышенное трение механизмов ДВС, делающее невозможным проворот мотора.

заклинивший мотор

Однако, в статье мы рассмотрим и другие причины затормаживания механизмов — не только из-за трения. Потому что нам важно понять:

  1. Почему двигатель перестал проворачиваться?
  2. Когда коленчатый вал проворачивается, невзирая на поломку?

Причины заклинивания двигателя

Детали мотора могут выйти из строя по разным причинам, а иногда внутрь попадает постороннее тело.

Пройдем по неисправностям, начиная с основных.

Двигатель клинит по шейке коленчатого вала

состояние коренных шеек после снятия коленвала

Причиной такого заклинивания агрегата бывает масляное голодание, либо низкое качество смазки, а также естественный износ шеек коленчатого вала (КВ), подшипников скольжения (вкладышей) КВ. В результате ухудшения условий смазки или полного отсутствия масляной пленки между вкладышем и шейкой, сопряженные детали контактируют непосредственно. Нагрузка на соединение очень велика, поэтому температура сухого трения быстро растет, вкладыш истирается, плавится, налипает на шейку КВ, и т. д.

Чаще других страдает наиболее нагруженная шейка коленвала. (Они загружены неравномерно). Для 4-х цилиндровой силовой установки это обычно третий цилиндр.

Зазор в трущейся паре увеличивается, и шатун отзывается характерным стуком. Если сразу не понять что случилось и продолжить поездку, рано или поздно коленвал заклинивает. Перегретая головка шатуна намертво обхватывает шейку вала.

Читать статью  Какое масло заливать в автомобиль? Подбор онлайн - Kakoemaslo

Конкретными причинами ухудшения условий смазки являются:

  1. Низкое качество масла, несоответствие марки масла рекомендациям изготовителя, использования старого масла. Попадание в масло воды, охлаждающей жидкости и образование эмульсии или смешивание смазки с топливом;
  2. Засорение проходных отверстий масляной системы в т.ч. маслозаборной сетки, масляного фильтра, закоксовка механизмов.

Последствием является аварийный ремонт двигателя сравнимый по цене с капитальным. Но все может закончиться и заменой мотора.

Заклинивание цилиндро-поршневой группы

разрушенный поршень

Если вовремя не остановить перегревшийся агрегат, его может заклинить в трущейся паре цилиндр-поршень. При выходе из строя системы охлаждения тепло не успевает отводиться от поршневой группы. Поршень расширяется, и, наконец, трение между его направляющей частью и гильзой цилиндра становится непреодолимым.

Поршень оставляет глубокие задиры на поверхности гильзы и сам, в результате жесткого трения, приходит в совершенную негодность. Заклинивший мотор требует замены ЦПГ, либо расточки цилиндров и замены поршней на поршни ремонтного (увеличенного) диаметра.

Среди причин перегрева:

  • недостаток охлаждающей жидкости (ОЖ) в системе, воздушные пробки;
  • несоответствие ОЖ техническим требованиям;
  • отказ термостата;
  • засорение, накипь внутри системы или в радиаторе;
  • неисправность помпы или ее привода (обрыв ремня);
  • наружное загрязнение двигателя, радиатора;
  • выход из строя вентилятора.

Когда клин не помеха

В больших силовых установках грузовиков, дизель-генераторов, судовых машинах события могут развиваться по-другому. Тронк поршня ход за ходом все больше прихватывает в гильзе. Но многоцилиндровая машина, обладающая большой силой инерции, каждый раз преодолевает сопротивление. Наконец настает момент, когда поршень окончательно останавливается в нижней части, тогда движущийся вверх шатун разрывает поршень. Освободившийся от верхнего крепления шатун, или его обломок, начинает рушить все на своем пути и может выйти наружу, пробив стенку блока.

Обрыв ремня ГРМ

При обрыве ремня ГРМ мотор не клинит. Загибаются клапаны, либо страдают другие части газораспределительного механизма, и коленчатый вал проворачивается совсем легко.

Случай из практики

Один водитель обратился в ремонт в Петербурге, приехав прямиком из Мурманска. Ему нужно было провести техническое обслуживание, в том числе плановую замену ремня ГРМ. Приступили. Кожух ремня был сильно нагрет. Сняли. И под ним очень жарко. Ремень ГРМ на месте, но снаружи совершенно стального цвета, а на натяжном ролике появились цвета побежалости.

После разборки выяснилось, что подшипник ролика полностью заклинил. Он не вращался и ремень работал, скользя тыльной стороной по стали. Никаких посторонних звуков при этом двигатель не издавал. Неизвестно сколько проехал автомобиль по трассе, скорее всего, с хорошими оборотами, но ремень сточил с натяжника изрядный сектор. Ремешок при этом выдержал, а сам буквально пропитался железной пылью.

Итог — замена ремня и ролика, как и планировалось. Повезло.

Гидроудар

последствия гидроудра двигателя

Остановить агрегат может внезапно попавшая в цилиндр жидкость. Иногда это происходит во время ремонта. При разобранном топливопроводе в надпоршневое пространство случайно попадает топливо. Трещина в головке блока — причина проникновения антифриза в камеру сгорания и т. д. Последствия бывают разные. В лучшем случае мотор не проворачивается. Но если он сделал оборот, и маховик набрал инерцию, то возможна поломка. Когда машина с низко расположенным воздухозаборником влетает в водоем, поршень всасывает воду и на ходе вверх шатун сгибается в дугу — жидкость упирается в головку блока, а с другой стороны наваливается вся движущая сила двигателя.

Открутившийся крепеж

В зависимости от конструктивных особенностей случаи могут быть разные. Например, внутренний болт вывинчивается (плохо закрутили) и попадает в картер сцепления, а там под зубья маховика, и заклинивает коленвал, застряв между венцом маховика и колоколом.

Что делать, чтобы подобного не происходило

На этот вопрос постараемся ответить в порядке приведенных выше причин:

Чтобы не заклинил двигатель необходимо своевременно проходить техническое обслуживание, особенно масляный сервис. Применять масло в соответствии с инструкциями завода и с поправкой на пробег двигателя. Длительная поездка в жаркий день с жидким маслом в старом моторе может обернуться печальными последствиями. На жаре масло станет жидким как вода и не удержится в зазоре шатунного соединения.

Следите за уровнем антифриза и в процессе езды поглядывайте на показания приборов. К сожалению, на современных машинах температура охлаждающей жидкости зачастую отображается мелко. А надо бы на этот показатель, как и на давление масла, устанавливать и звуковую сигнализацию. Это технически не сложно.

Если вы сами ремонтируете машину, соблюдайте инструкции, своевременно меняйте ответственный крепеж. Иначе он может реально открутиться, оборваться. Не допускайте попадания любых жидкостей в цилиндры. Перед пуском после ремонта обязательно проворачивайте двигатель вручную.

Отдельно владельцам дизельных, бензиновых и газовых электрогенераторов:

Не допускайте попадания атмосферных осадков через выхлопную трубу. Проверяйте, чтобы заглушка, т. н. «хлопушка» была всегда закрыта. За зиму может набраться полный цилиндр и последовать гидроудар с загибом шатуна и разрывом гильзы.

Чтобы вовремя предотвратить заклинивание двигателя необходимо быстро сориентироваться в ситуации и заглушить ДВС, а для этого нужно знать признаки заклинивания мотора:

  • коленчатый вал не проворачивается;
  • затрудненный поворот коленвала;
  • ненормальные звуки, стук;
  • падение мощности;
  • запах горелого масла, сцепления;
  • перегрев;
  • падение давления масла.

В заключении хочется отметить, что в приведенном выше жизненном примере избежать тяжелых последствий помогло не только везение. Владелец регулярно проходил ТО, и ремень ГРМ был в хорошем состоянии. Поэтому машина не подвела в критической ситуации.

Заклинило двигатель: симптомы и почему может произойти

Признаки и причины заклинивания двигателя в автомобиле

1600954241 12

Вопреки распространенному заблуждению, что двигатель с малым пробегом на новом автомобиле не может заклинить, увы, стоит сказать, что подобная проблема может случиться с любым двигателем и практически на любом пробеге. «Клин» мотора — проблема, к которой морально и материально должен быть подготовлен любой автомобилист.

Читать статью  Клапан ГБО 4 поколения OMB, клапан бензина ГБО, Томасетто (Tomasetto) купить по минимальной цене с доставкой по Москве и России

Иногда это происходит внезапно, но иногда двигатель подает предупреждающие сигналы водителю задолго до отказа, и одними из главных причин непосредственного выхода из строя в данном случае могут стать задиры , деформация, разрушение и спаивание деталей.

Что такое «клин» мотора?

1600953436 1q

Начнем с того, что если двигатель работает в своем номинальном режиме, то есть штатно, то все взаимодействующие друг с другом движущиеся и трущиеся элементы этого мотора в обязательном порядке должны смазываться должным и определенным техническим характеристикам мотора образом смазочными материалами. Например, недопустимо, чтобы поршневое кольцо контактировало напрямую со стенками цилиндра — между элементами должен находиться тонкий слой масляной пленки, который снижает трение, а соответственно способен продлить безотказную работу мотора, не ограничиваясь несколькими тысячами километров, но несколькими сотнями тысяч .

Однако если этот тончайший слой смазочного материала толщиной в микроны исчезнет с хонингованной поверхности цилиндра и металлические элементы войдут в контакт друг с другом без смазки, даже микроскопические неровности вызовут быстрое увеличение трения, в результате чего большая часть механической энергии (до 95%) преобразуется в тепло . И начнется самое опасное для ДВС — сухое трение.

Проблема в том, что как только начнется такой процесс, со временем (и достаточно быстро) он будет только ухудшаться, одна проблема будет тянуть другую. Чем больше будут нагреваться трущиеся элементы, тем больше они будут расширяться, увеличивая давление и вытесняя остатки масляной пленки.

Даже если отсутствие смазки было временным явлением, после расширения металла из-за его нагрева зазоры уменьшатся и моторное масло может попросту перестать выполнять свою функцию по уменьшению трения между задействованными компонентами, просто вытесняясь из критически важных мест.

В крайних случаях может выделяться настолько много тепла, что двигатель в итоге внезапно остановится, что станет предвестником дорогостоящего ремонта (в лучшем случае) или необходимости покупки нового мотора.

Часто в двигателе при масляном голодании заедают втулки шатуна. В таком случае втулка способна провернуться, а палец — заклинить как в верхней головке шатуна, так и в бобышках поршня, что может привести к «руке дружбы», блок цилиндров может быть пробит шатуном без надежды на последующее восстановление.

1497976714 4778554

В других случаях рабочие детали просто активно «трутся», изнашивая сопрягаемые поверхности ускоренными темпами или деформируя их. Такой покалеченный двигатель может запуститься после охлаждения, но работать по номиналу он уже вряд ли будет. Он будет стучать, греметь и плохо тянуть , например из-за изношенных втулок, или дымить как проклятый из-за изношенных колец.

Мы бы хотели рассказать вам о 10 наиболее частых причинах заклинивания двигателя. Возможно, зная их, вам удастся избежать дорогостоящего ремонта или хотя бы снизить его стоимость, вовремя заметив проблему.

1. Недостаток моторного масла

1600958293 1qw

Каждый двигатель сжигает хотя бы небольшое количество масла, поэтому если водитель не проверяет уровень масла в течение длительного времени, у двигателя появляется риск заклинить.

В случае новых двигателей, которые еще не обкатаны, или, наоборот, в сильно изношенных старых моторах расход масла может даже превышать 1 литр на 1000 км.

Если уровень масла приближается к минимальному, вероятность выхода из строя увеличивается. Тот факт, что при минимальном количестве масла в поддоне при нормальной езде давление масла является достаточным, не означает, что оно также останется таким, например, при быстрой езде по шоссе или во время затяжных, крутых поворотов, когда центробежная сила выталкивает большую часть масла в поддон, откуда масляный насос его уже не может достать.

2. Неправильный выбор моторного масла

1600958330 2w

Использование неподходящего смазочного материала, из-за которого образуется слабая масляная пленка и/или повышается частота вращения, в результате чего масляная пленка просто разлетается в стороны, не оседая на хоне.

Предупреждение! Современные жидкие масла с низким сопротивлением (низкой вязкости) более подвержены такому явлению, чем «неэкологические» густые масла с такими параметрами, как 10W60.

3. Разбавление масла топливом

1600958521 324

Это обычная проблема для дизелей, оснащенных сажевыми фильтрами.

Во время так называемой принудительной регенерации сажевого фильтра (DPF), то есть дожигания сажи за счет повышения температуры в фильтре, система впрыска подает дополнительные дозы топлива в двигатель. Его может быть так много, что несгоревший избыток стекает по поверхностям стенок цилиндров и проникает в масло. Если процесс идет правильно, проблем нет — топливо испаряется под воздействием температуры и через вентиляцию картера попадает обратно в камеры сгорания.

Хуже, если, например, машина проезжает совсем небольшие расстояния или двигатель заглох в процессе сжигания сажи — тогда несгоревшее топливо концентрируется в масле, и его со временем становится так много, что испаряться оно уже не будет, начнется процесс разжижения с последующим ухудшением качества ГСМ.

Из-за попадания ДТ уровень масла может даже подняться выше максимальной риски — так много в картере может оказаться топлива.

Как правило, в первую очередь начнут страдать компоненты, которые особенно чувствительны к плохой смазке, например подшипники турбонагнетателя или компоненты привода ГРМ .

Проблему сложно обнаружить, так как на многих автомобилях повышение уровня масла за счет примешивания топлива компенсируется естественным сгоранием моторного масла — уровень масла практически не меняется, хотя его состав явно будет другим.

Читать статью  11 причин перегрева двигателя. Советы авто эксперта. — DRIVE2

4. Моторное масло, попавшее в охлаждающую жидкость

1600958633 214

Причин такого может быть несколько, в том числе повреждение головки блока цилиндров или прокладки головки блока цилиндров, коррозия гильз и так далее, в том числе и выход из строя прокладки теплообменника.

Если масло смешивается с ОЖ, образуется майонезоподобная эмульсия, или если охлаждайка попадет в масло, в нем будут видны белесые инородные хлопья. Смазочные параметры такой смеси намного хуже, чем у чистого масла, к тому же она может забить масляные каналы.

Кроме того, вероятность заклинивания такого агрегата увеличивается за счет того, что чем больше сливается охлаждающая жидкость из двигателя, тем хуже будет его охлаждение.

Предупреждение! Проблема охлаждающей жидкости в масле затрагивает не только двигатели, но и автоматические трансмиссии. «Автоматы» часто оборудуются маслоохладителями, соединенными с охлаждением двигателя. При выходе из строя уплотнений антифриз может попасть в трансмиссионное масло.

Между тем минимального загрязнения трансмиссионного масла достаточно, чтобы коробка передач пришла в негодность, попросту сломалась. Первым признаком грядущей проблемы обычно является «пробуксовка» коробки передач, которая может закончиться полной потерей привода.

Антифриз вступает в реакцию с материалами фрикционных накладок. Накладки отслаиваются и попадают в масляную систему коробки передач, блокируя каналы и ускоряя износ элементов.

Если коробка передач работает неправильно, перед ремонтом стоит обратиться к механику с просьбой провести осмотр на наличие в трансмиссионном масле ОЖ, для выявления используются специальные реагенты.

5. Засор/закоксовывание масляных каналов

1600958788 34

Наиболее частые причины этой проблемы — использование некачественных моторных масел и чрезмерные интервалы замены или и то, и другое.

Также стоит знать, что использование масел известных брендов не всегда предотвращает проблемы. Во-первых, некоторые не так хороши, как их изображают в рекламе (спросите об этом у автомехаников), а во-вторых, на рынке много подделок.

Важна не только марка масла, но и его происхождение.

Нередко в поломке также виноваты и сами механики, которые были неаккуратны. Бывает, что, например, после замены заклинившего турбокомпрессора или прокладки головки забывают промыть систему смазки от металлических опилок и другого мусора вроде перегретого моторного масла. Иногда маслопровод оказывается заблокирован, например из-за чрезмерного использования силикона при уплотнении крышки головки цилиндров или масляного поддона.

6. Неисправность масляного насоса

1600958897 76

По этой части двухлитровые двигатели TDI концерна Volkswagen в последние годы снискали дурную славу. В этих моторах использовались два крайне неэффективных и низкокачественных варианта масляных насосов — в одном постоянно выходила из строя цепная передача насоса, в другом был очень тонкий вал, приводящий в движение насос, он также нередко выходит из строя.

1563524289 1

Эффект в обоих случаях одинаковый — давление масла падает без какого-либо предупреждения, и вот уже секунды отделяют нормально работающий мотор от отказа и заклинивания двигателя, работающего на повышенных оборотах.

7. Забившийся масляный фильтр

1600959064 54

Это проблема, которая может возникнуть по разным причинам. Самая распространенная — это некачественный фильтр с небольшим количеством фильтрующего материала, который слишком быстро забивается.

Фирменные фильтры обычно имеют «перепускной» клапан, который в случае засорения фильтра пропускает масло, не очищая его, — лучше грязное масло в двигателе, чем сухая работа.

Самые дешевые фильтры часто не имеют его и более склонны к засорению.

Вторая причина: увеличенные интервалы замены масла.

8. Активное вождение сразу после пуска мотора

1600959289 43

Моторному маслу часто требуется несколько секунд, чтобы добраться до каждого уголка и закромов двигателя, особенно в холодную погоду.

Если начать крутить двигатель на высоких оборотах сразу после холодного пуска, некоторые его узлы могут первые секунды работать практически без смазки. Сразу это мотор не убьет, но срок службы точно ограничит.

9. Перегрев двигателя

1600959170 78

При высоких температурах компоненты двигателя расширяются, вытесняя масляную пленку из мест плотного контакта.

Перегрев может быть результатом неисправности в системе охлаждения (отказ вентилятора, заклинивший термостат, утечка охлаждающей жидкости, поломка насоса), чрезмерной тепловой нагрузки на агрегат, оборванного ремня привода водяной помпы и так далее.

Предупреждение! Перегрев может быть как причиной, так и следствием заклинивания двигателя.

10. Некачественные запчасти

1600959094 768

фото: vladru / Getty Images

Это обычная проблема с дешевыми запчастями, подделками или просто дешевыми заменителями. Гильзы, кольца, поршни или направляющие втулок клапанов иногда изготавливаются из материалов, отличных от ГОСТовских, что порой может приводить к неправильному прилеганию и теплообмену в ДВС под нагрузками.

Как избежать заклинивания двигателя?

1600956001 23

фото: unsplash.com / Evan Hein

Лучший способ, самый логичный и если не единственный, который поможет избежать заклинивания двигателя (то есть его серьезной поломки), — это регулярно менять масло и фильтры и проверять его состояние в двигателе.

Не помешает внимательно наблюдать за показателем температуры охлаждающей жидкости, хотя ее резкое повышение часто является сигналом о том, что с двигателем только что произошла беда.

Также нельзя игнорировать световой индикатор давления масла на приборной панели. Многие водители проверяют уровень масла только тогда, когда на панели начинает мигать красная лампочка с «масленкой».

Это определенно слишком поздно, потому что включение этой лампочки означает, что давление масла в двигателе упало ниже нормы, гарантируя лишь минимальную смазку компонентов двигателя.

1550500089 gfhr

Всегда обращайте внимание на лампочку «Чек Энджин», проводите своевременное ТО, заливая в двигатель только качественное моторное масло и другие ГСМ .

Не перегревайте мотор и наконец, не доверяйте ремонт двигателя некомпетентным мотористам.

1. Забитый осадком масляный фильтр

1600954647 1

Забитый масляный фильтр может нарушить циркуляцию моторного масла в системе смазки.

2. Поршень двигателя поврежден

1600954636 2

В месте сухого трения резко повышается температура. На фото видно, что поршень буквально расплавился. Иногда даже случается, что элементы поршневой и кривошипной системы сливаются в один элемент (такое может произойти в большеобъемных, мощных моторах с большим крутящим моментом).

3. Поврежденный поршень из-за масляного голодания

1600954627 3

Поршень перегрет, поцарапан и клинит.

4. Видны неровные края изношенных деталей

1600954558 4

1600954560 5

5. Шатунные шейки коленвала

1600954614 6

Заклинивший коленчатый вал двигателя.

6. Поврежденный распредвал

1600954633 7

Изношенный распределительный вал ухудшит работу двигателя в любом случае.

7. Моторное масло, попавшее в систему охлаждения мотора

1600954562 8

Масло и охлаждающая жидкость образуют эмульсию, смазочные свойства которой обычно недостаточны для нормальной работы двигателя.

Источник https://www.drive2.ru/b/3179823/

Источник https://avtocity365.ru/ustrojstvo-i-ekspluatatsiya-avtomobilya/pochemu-mozhet-zaklinit-dvigatel/

Источник https://1gai.ru/publ/525818-zaklinilo-dvigatel-simptomy-i-pochemu-mozhet-proizojti.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: