Моторное масло для грузовика: особенности выбора
Моторное масло — это не только смазочный материал для двигателей внутреннего сгорания. Это своеобразный элемент их конструкции, выполняющий в процессе эксплуатации силового агрегата ряд важнейших функций. Ресурс и надежность двигателей в значительной мере зависят от того, в какой степени применяемый смазочный материал по всем характеристикам соответствует в данных эксплуатационных условиях предъявляемым требованиям.
КАЖДОМУ СВОЕ
Масла для легковых и грузовых автомобилей, даже выполненные в одинаковых классах вязкости, отличаются составом базовых масел и пакета присадок, что обусловлено различиями в конструкции двигателей и условиями эксплуатации транспортных средств.
Двигатели грузовых автомобилей имеют существенно больший объем смазочной системы, а значит, оно дольше сохраняет все необходимые свойства. Максимальный межсервисный интервал назначают для магистральных грузовиков, которые работают в более легких условиях равномерного движения на дальних маршрутах. А вот при эксплуатации грузовика в городской черте или на стройплощадках межсервисные интервалы вынужденно сокращаются, так как на первый план выходит противоизносная характеристика масла.
Современный легковой дизельный или бензиновый двигатель — это малообъемный, высокофорсированный, высокооборотистый агрегат, зачастую оснащенный системой впрыска топлива непосредственно в камеру сгорания и оснащенный турбокомпрессором. В данном случае к маслу выдвигаются особые требования в части термостабильности, стойкости к окислению и шламообразованию (не забываем про частые заторы на городских магистралях и длительную наработку в режиме холостых оборотов), а также большое значение приобретает энергосберегающая функция.
Энергосберегающие свойства моторных масел важны для любого вида коммерческой техники
Производители разделяют моторные масла на продукты для легкового и грузового транспорта, что и указывается на упаковке. Например, аббревиатура API SL (где S — Service) указывает на принадлежность масла к легковому сегменту, а API CI-4 (где С — Commercial) к коммерческому.
Отдельной спецификации для легкого коммерческого транспорта (LCV — Light Commercial Vehicle) не существует. Иностранные автопроизводители обычно рекомендуют в свою коммерческую технику те же масла, что и для двигателей легковых автомобилей той же марки.
Однако условия эксплуатации LCV и легковых автомобилей существенно отличаются. Рекомендуемый изготовителями LCV интервал замены масла больше, чем в легковом автомобилестроении (для снижения стоимости владения), топливо выбирается более бюджетное, при том, что режимы эксплуатации достаточно тяжелые.
Следует учесть и тот факт, что в автопарке компании могут быть автомобили c разными типами двигателей. Автовладелец всегда заинтересован в сокращении номенклатуры эксплуатационных материалов, ему интереснее иметь универсальное масло, одинаково подходящее и к бензиновому двигателю, и к дизельному, и к газовому. Чтобы достичь оптимального баланса между уровнем эксплуатационных свойств и стоимостью технического обслуживания автомобиля масляные компании стали предлагать владельцам специальные смазочные материалы для LCV.
Перед производителями, решившими войти в этот сегмент, стояла непростая задача — сделать состав максимально стойким к нагрузкам и одновременно с этим учесть требования производителей техники. В итоге масла для LCV получают оригинальную рецептуру, максимально адаптированную под реальные условия эксплуатации. Итак, что же предлагается на российском рынке сегодня?
ВНИМАНИЕ К ДЕТАЛЯМ
В 2015 году компания Motul вывела на рынок первую в своем роде линейку моторных масел для легкой коммерческой техники. В линию LCV от французского бренда входят четыре продукта. Масло Power LCV Euro+ 5W-40 рекомендуется для двигателей новейших европейских и азиатских LCV и имеет следующие допуски автопроизводителей: MB 229.51, RN 0700/0710, VW 502.00/505.00/505.01. Масло Power LCV Asian 5W-30 адресовано рынкам Дальнего Востока и Сибири, которые насыщены легкими грузовичками производства Японии, Кореи и Китая. Азиатские производители требуют от моторного масла энергосбережения и соответствия стандартам API SN и ILSAC GF-5. Масло Power LCV Ultra 10W-40 рекомендуется для подержанного парка LCV российских, европейских и азиатских марок. Эта техника требует масла, соответствующего таким требованиям, как: MB 229.3, VW 502.00-505.00; PSA B71 2300, RN0710/ RN0700. Наконец, масло Power LCV Turbo Diesel 10W40 разработано для «ГАЗель NEXT» с двигателями Cummins ISF 2,8 и 3,8 и прочих LCV производства «Группы ГАЗ». Соответствует классификации ACEA E7, API CI-4/CH-4.
Специальные моторные масла для LCV подразумевают баланс между уровнем эксплуатационных свойств смазочного материала и стоимостью текущего обслуживания автомобиля
В маслах линейки LCV Motul использует оригинальную технологию частично синтетических продуктов под названием Technosyntese. Отличительной чертой масел, созданных по запатентованной технологии Technosynthese является высокое содержание синтетических базовых компонентов, что максимально приближает эксплуатационные характеристики этих продуктов к синтетическим. Таким образом, достигается баланс между уровнем эксплуатационных свойств моторного масла и стоимостью технического обслуживания автомобиля.
Компания Castrol предлагает владельцам легкого коммерческого транспорта моторное масло Castrol Vecton LCV. Этот продукт с синтетическими компонентами рекомендован для дизельных и бензиновых двигателей грузовых автомобилей малой и средней грузоподъемности отечественного производства, включая модели последних поколений с двигателями Cummins. Имеются допуски Cummins CES 20076, 20077, 20078. По спецификации API (American Petroleum Institute) масло соответствует классу API CI-4/SL. Предлагается два вида фасовки — канистры объемом 3 и 7 л.
Необходимо применять масла, соответствующие требованиям производителя техники
Компания Exxon Mobil в 2016 году представила в России моторное масло Mobil Delvac Light Commercial Vehicle 10W-40. Производитель рекомендует использовать этот продукт в дизельных двигателях (безнаддувных и с турбонаддувом) европейских, российских и американских производителей. Новое моторное масло, согласно аннотации, одобрено для применения в дизельных и бензиновых двигателях LCV производства «Группы ГАЗ», требующих соответствия классам API CI-4 и API SL. Имеется одобрение от ярославского завода «Автодизель»: ЯМЗ6-12. Новый продукт выпускается в канистрах объемом 4 л. Проведенные Exxon Mobil исследования показали, что 4-литровая канистра, по мнению потребителей, — это оптимальный объем, который упрощает потребление масла.
В общем, по мнению специалистов, применение специальных масел для LCV желательно в случаях, когда перевозчик, эксплуатирующий парк легкой коммерческой техники, имеет систему стратегического планирования не менее чем на три года и ведет политику бережливой эксплуатации автотранспорта.
Именно в такие периоды выявляются преимущества использования качественных запасных частей и эксплуатационных жидкостей и масел, считают эксперты.
МАКСИМ МОЖЕГОВ / ТЕХНИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖЕР СЕГМЕНТА HDDO КОМПАНИИ MOTUL
LCV-сегмент достаточно специфичный и, можно сказать, «собирательный», поскольку автомобили этой категории эксплуатируются как грузовые, ведь это, как-никак, коммерческий транспорт, а если при этом говорить о режиме эксплуатации, то он зачастую является городским, характерным для легковых автомобилей, в особенности в крупных городах. Этот сегмент, в общемто, и создавался с прицелом именно на такую стихию. Поэтому перед компаниями, решившими выйти в этот сегмент, стояла непростая задача: сделать состав максимально стойким к нагрузкам (в данном случае это сочетание «загруженный автомобиль и режим движения при частых стартах и остановках») и одновременно с этим четко учесть требования производителей техники. Как итог — оригинальная рецептура, максимально адаптированная под реальные условия эксплуатации.
Ключевые особенности линейки масел LCV Power заложены в уникальном сочетании допусков автопроизводителей на конкретных продуктах и базовой основы Technosynthese. Таким образом, достигается баланс между уровнем эксплуатационных свойств моторного масла и стоимостью текущего обслуживания автомобиля.
Применение масла Motul Power LCV в смешанных парках (бензин, дизель, газ) возможно. Линейка моторных масел Power LCV создавалась с прицелом не на какой-то определенный стандарт, например, Euro 6, актуальный в Европе, а на наиболее популярный парк, включающий в себя проверенные временем автомобили европейского, азиатского и отечественного производства. А поскольку инициативы и реальные примеры перевода на «голубое топливо» общественного транспорта есть не только в нашей стране, линейка просто обязана была быть «всеядной».
ЮРИЙ БАЧУРИН / ТЕХНИЧЕСКИЙ СПЕЦИАЛИСТ «ТОТАЛ ВОСТОК»
Свойства и состав масел для LCV, как и для любой другой техники, в первую очередь должны зависеть от требований конкретного автопроизводителя. При этом отдельных спецификаций для двигателей LCV не существует. Производители легких коммерческих автомобилей могут устанавливать как бензиновые, так и дизельные двигатели, поэтому одной из ключевых особенностей, которой должно обладать масло для LCV, является универсальность его применения, то есть возможность заливки как в бензиновые, так и в дизельные двигатели.
Наиболее универсальные продукты для такой техники в продуктовой линейке Total — это Rubia Polytrafic 10W-40 (API CI-4/SJ), Rubia TIR 7400 15W-40 (API CI-4/SL) и Rubia TIR 7900 15W-40 (API CJ-4/SM). Эти масла отлично подходят для отечественных LCV, к примеру, для автомобилей марки ГАЗ. Зачастую автопарки состоят как из тяжелой, так и из легкой коммерческой техники. Применение этих масел позволяет снизить количество используемых масел в автопарках при обслуживании автомобилей и тем самым снизить затраты на обслуживание.
Иностранные же автопроизводители, как правило, рекомендуют в свою легкую коммерческую технику те же масла, что и для двигателей легковых автомобилей этой же марки. Поэтому для таких автомобилей, как Peugeot, Citroen, VW, Mercedes-Benz, Ford, Mitsubishi и т. д., отлично подойдут масла из линейки Quartz с соответствующими одобрениями.
ИГОРЬ КЛИМОВ / БРЕНД-МЕНЕДЖЕР SK LUBRICANTS
Мы не согласны с расхожим мнением, что масла для LCV должны отличаться по составу и свойствам от моторных масел для грузовых и легковых авто. С одной стороны, действительно, типичные условия эксплуатации легкого коммерческого транспорта (городской цикл, интенсивность использования, нагрузки) отличаются от легковых автомобилей и большинства грузовых. С другой стороны, требования к моторным маслам определяют производители автомобиля. Если мы внимательно посмотрим на эти требования у разных автопроизводителей, то увидим, что они всегда рекомендуют моторные масла со спецификациями, разработанными либо для легкового, либо для грузового транспорта. Специфика эксплуатации учитывается только на уровне рекомендованного интервала замены. Спецификаций масел для легкого коммерческого транспорта не существует.
В линейке моторных масел ZIC есть масла, которые разрабатывались для легкого коммерческого транспорта, например, ZIC X7 Diesel 5W-30 со спецификациями для многих популярных LCV европейских марок Opel, Volkswagen, Renault. Это масло может применяться и в обычном легковом автомобиле, где требуется одна из этих спецификаций.
АНДРЕЙ КУДИМОВ / РУКОВОДИТЕЛЬ ОТДЕЛА ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ «ШЕЛЛ» В РОССИИ
При выборе моторного масла для легкого коммерческого транспорта необходимо руководствоваться требованиями производителя двигателя. В зависимости от типа двигателей и от их конструктивных особенностей, могут рекомендоваться и моторные масла, применяемые в двигателях легковых автомобилей, и моторные масла, рекомендованные для тяжелой, в том числе внедорожной техники.
Для получения спецификации ACEA и API масло-кандидат должно пройти несколько этапов испытаний: лабораторные тесты, стендовые испытания, моторные тесты. Финальный этап — полевые испытания. Спецификации ACEA и API могут включать в себя стендовые моторные испытания на двигателях разного объема — от двигателей небольшого объема (устанавливаемых на LCV) до двигателей, устанавливаемых на тяжелую строительную или горнодобывающую технику. Смазочный материал должен эффективно работать во всем диапазоне тестов. Например, спецификация API CJ-4 включает в себя стендовые моторные испытания на двигателях семейств Cummins ISB и на двигателях САТ С13.
Малотоннажный транспорт эксплуатируется преимущественно в городской черте. Из этого следуют длительные режимы работы двигателя на холостом ходу, частые остановки и запуски двигателя, поездки на короткое плечо и рваный режим работы.
Продукты семейств Shell Rimula и Shell Helix отвечают всем необходимым требованиям производителей LCV. Эффективность применения этих смазочных материалов подтверждена международным и российским опытом применения.
Классификации, спецификации и допуски моторных масел для коммерческой техники. Интервал замены масла
Современные моторные масла для двигателей грузовых автомобилей обеспечивают надежную защиту, смазывание и необходимый ресурс. Состоят из базовых масел и пакета присадок. Сама по себе, базовая основа не обладает необходимыми смазывающими и защитными свойствами, поэтому вводится точно подобранный пакет присадок для улучшения эксплуатационных свойств.
Выбор моторного масла должен быть, прежде всего, экономически обоснован. Для того чтобы лучше это продемонстрировать, разделим условно все грузовые автомобили на четыре группы.
Грузовики, которые эксплуатируются свыше 10 лет. Тягачи старше 10 лет нужно оценивать по их состоянию: если очевидно, что грузовик доживает свой век, то использование дешевого масла оправданно, так как в такой двигатель придется постоянно доливать масло. Если состояние транспортного средства нормальное, и Вы планируете использовать грузовик еще несколько лет, тогда есть смысл использовать тип масел, рекомендованный для третьей группы.
Грузовой транспорт со сроком эксплуатации от 5 до 10 лет. Если грузовику больше пяти лет, для него чаще всего требуется периодичная доливка масла. Для хорошего грузовика старше 5 лет подойдет масло, в основе которого базовые масла высокого качества. Отличный пример такого продукта – TOTAL Rubia TIR 8900 – с оптимальным соотношением цена/качество. Это моторное масло с очень высокими эксплуатационными свойствами: сбалансированная система присадок обеспечивает исключительную защиту от окисления и коррозии; оптимальную работоспособность показывают современные дизельные двигатели, так более старые серии. Масло Rubia TIR 8900 обеспечивает отличные низкотемпературные свойства, немногим уступающие синтетическим маслам.
Грузовики, чей срок использования находится в промежутке от одного года до 5 лет. Наиболее обоснованным экономически будет использование синтетического масла. За большую цену владелец получает гарантию, что проблем с двигателем не будет даже в сильные морозы (синтетика не замерзает до –54 °С). В разы увеличивается моторесурс двигателя и трансмиссии, увеличивается и интервал замены масла по сравнению с минеральным. Например, если применять синтетическое масло Total Rubia tir 9900 fe для тягача Mercedec Actros, интервал замены составит 120 тыс. км, а для минерального масла 20-30 тыс. км – вот пример реальной экономии. Естественно, интервал замены масла для каждого конкретного грузовика будет отличаться.
Новые грузовики. Они, как правило, находятся еще на гарантии, и перед владельцем проблема выбора масла обычно не стоит: используется то масло, которое обязывает заливать сервисная станция.
Какое масло заливать в грузовики?
Моторное масло выполняет сразу несколько функций: снижает трение, отводит тепло, регулируя рабочую температуру, снижает образование нагара и золы, защищает трущиеся детали от коррозии и прогорания. Помимо класса вязкости, масла отличаются по набору присадок, учитывающих особенности работы грузовых или легковых, дизельных или бензиновых, двух или четырехтактных моторов. Возникает вопрос, как правильно подобрать масло для грузовика с учетом всех особенностей?
Какое масло заливать в грузовики?
Существует несколько стандартов, описывающих характеристики моторных масел:
- ACEA — принят в ЕС, самый жесткий в отношении экологических норм. Предполагает три класса: A/B — универсальные масла для легковых двигателей, работающих в тяжелых условиях (легкий коммерческий транспорт), C – для легкового транспорта, E – для коммерческой техники.
- API — американский стандарт, предполагает два класса: S (Service) для легковых бензиновых двигателей и C (Commercial) — для дизельного коммерческого транспорта;
- ILSAC — американо-японский стандарт для классификации масел с низкой вязкостью.
Для грузовой, спецтехники необходимо выбирать масла, соответствующие классам C (Commercial) по API или Е по ACEA.
Различие масел по ACEA
Согласно европейскому стандарту действует четыре класса моторных масел для грузовой техники:
- E4 — для высокооборотистых дизелей Евро 1 — Евро3 без сажевых фильтров. Позволяет увеличить межсервисный интервал. Масла подходят для жестких условий, обладают одним из самых больших ресурсов. Отличаются высокой зольностью, отличными антиокислительными свойствами;
- E6 — разработан на базе класса Е4 для дизельных ДВС Евро 1-4 с системой рециркуляции и сажевым фильтром, чувствительно к содержанию серы в топливе. Обладает сниженной зольностью.
- E7 — для высокооборотистых дизелей Евро 1-5 с сажевыми фильтрами, системой EGR, обладают увеличенным ресурсом, отличными антиокислительными, моющими свойствами.
- E9 — почти полностью повторяет свойства класса Е7, только снижен уровень зольности. Это самый современный стандарт, идеально подходит для моторов, выпущенных после 2010 года, однако устанавливает более высокие требования к чистоте топлива.
Некоторые производители в ограниченном количестве выпускают масла для грузовиков класса E2 для дизельных ДВС без сажевых фильтров стандарта Евро 3 или ниже, которые используются на грузовой, строительной, сельскохозяйственной технике. Достоинства: сниженная цена, рентабельность использования на старых грузовиках, низкие требования к качеству топлива.
Свойства по API
Исторически сложилось, что в США и Канаде легковые автомобили, а также внедорожники и малотоннажные грузовики (траки или пикапы) комплектуются бензиновыми моторами. Грузовая и спецтехника — дизелями. Поэтому по классификации API коммерческие масла учитывают, в первую очередь, особенности эксплуатации дизельных моторов. Существует 13 классов, но большинство из них уже устарели.
В 2019 году действует три класса по API:
- CH-4 – существует с 1998 года, идеально подходит для четырехтактных двигателей, которые соответствуют экологическим нормам 1998 года (Евро 3) или ниже. Обратите внимание, масла совместимы с топливом, в котором содержание серы не превышает 0,5%.
- CI-4 – используется с 2002 года, это масла, которые предназначены для моторов с системой рециркуляции EGR, соответствующим экологическим нормам 2004 года (до Евро 4);
- CJ-4 – самый современный стандарт. Учитывает современные экологические требования, обеспечивает повышенную защиту поршней от отложений, шлама, снижает токсичность выхлопа. Подходит для современных высокооборотистых бензиновых и дизельных моторов (до Евро 6), а также двигателей, работающих на биотопливе и оснащенных системой нейтрализации отработанных газов. Масла для грузовиков класса CJ-4 обладают увеличенным ресурсом, энергосберегающими свойствами.
Масла для малотоннажного коммерческого транспорта
Помимо легковой и грузовой техники существует легкий коммерческий транспорт LCV. Несмотря на то, что на таких моделях устанавливаются моторы, аналогичные гражданским собратьям, работают они в более тяжелых условиях, с увеличенным межсервисным интервалом. По европейской классификации ACEA для таких двигателей разработаны классы моторных масел:
- А1/В1 и А5/В5 — с низкой вязкостью;
- А3/В3 и А4/В4 — с нормальной вязкостью.
Активно в разработке стандартов масел для LCV участвуют и производители смазочных материалов, которые учитывают тонкости эксплуатации малотоннажной коммерческой техники. Например, Motul Power LCV Euro+ 5W-40 подходит для современных европейских и азиатских фургонов, грузовиков, используемых в европейской части РФ. Power LCV Asian 5W-30 — для легко коммерческого транспорта, который эксплуатируется на Дальнем Востоке.
Масла Motul LCV Turbo Diesel 10W40 и Castrol Vecton LCV созданы для дизелей Cummins ISF 2,8 и 3,8 (устанавливаются на ГАЗели, некоторые китайские, корейские малотоннажные грузовики).
Mobil Delvac Light Commercial Vehicle 10W-40 подходит для большинства дизельных и бензиновых двигателей LCV, которые эксплуатируются в России
Выбираем масло для грузовиков по типу вязкости
Важная характеристика моторных масел — вязкость. Если она будет слишком низкой — ухудшаться смазывающие свойства, из-за чего возможен перегрев мотора, ускоренный износ поршней. При повышенной вязкости возможны проблемы с запуском, ухудшается отвод тепла, двигатели смазываются неравномерно, что приводит к ускоренному износу.
По классификации SAE масла бывают трех типов:
- зимние — маркируются буквой W, предназначены для эксплуатации в северных регионах с резким континентальным и арктическим климатом. Всего существует шесть классов для использования при различных температурных диапазонах: 0W (от -40 до -10º С), 5W (от -35 до -10º С), 10W (от -25 до -5º С), 15W (от -20 до 0º С), 20W(от -15 до +10º С);
- летние — предназначены для использования в регионах с теплым климатом. Маркируются числом, характеризующим вязкость, например SAE 20. Предусмотрено несколько уровней вязкости: 30 (от 0 до +30º С), 40 (от +5 до 40º С), 50 (от +10 до 50º С).
- всесезонные — сохраняют вязкость как при низких, так и при высокой температуре, обозначаются двойной маркировкой, например, 15W-30.
Сроки замены масла для грузовиков
Срок замены смазочных материалов масел зависит от нескольких характеристик: типа, условий эксплуатации, непосредственно самого двигателя. Поэтому возникает вопрос: какое масло заливать в грузовик, чтобы оно служило дольше?
Наиболее долгоиграющие — синтетические масла. К примеру, на седельных тягачах Мерседес Актрос интервал замены синтетики составляет 120 000 км. Тогда как максимальный срок жизни минерального — 30 000 км. Промежуточное решение по цене и долговечности — полусинтетика.
Характеристики указаны для эксплуатации в мягком климате западной и центральной Европы при использовании качественного топлива и движении преимущественно по шоссе.
Интервал смены масла сокращается до 30-40% при использовании низкокачественного топлива с большим содержанием серы и твердых частиц, а также до 40-50% для автомобилей, которые эксплуатируются в городе.
Как правило, производители указывают интервалы техобслуживания с учетом особенностей эксплуатации техники в разных регионах. На современной технике по умолчанию указывается ресурс для синтетических смазочных материалов.
Определить срок службы других типов масел можно умножив указанный в «Инструкции» ресурс на коэффициент:
- для синтетических эстеровых и полиафильных масел — К=1;
- для синтетики класса API SM/SN — К=0,75;
- полусинтетика и синтетика класса API SJ/SL — К =0,625;
- минеральные масла — К=0,3 — 0,375.
Однако использование синтетических масел целесообразно для новой техники, которая служит не более 5 лет или после капитального ремонта. В этом случае будет обеспечен максимальный эффект от каждого вложенного рубля.
По советам мотористов, для техники которая эксплуатируется более 5 лет и имеет небольшой износ мотора разумнее использовать полусинтетические масла. На таких двигателях смазочные материалы вырабатываются быстрее, интервал ТО сокращается на 15-20%.
Для ДВС со значительным износом, эксплуатируемых более 10 лет, бессмысленно тратиться на более дорогую синтетику. Рациональным решением будут минеральные масла.
Итоги
Если критерии выбора смазочных материалов прописаны подробно в Руководстве по эксплуатации — строго их соблюдаем. В подобных случаях многие производители моторных масел согласовывают свою продукцию с автопроизводителями и дополнительно указывают на этикетке совместимые модели транспорта.
Если указываются общие требования — можно выбрать из недорогих марок. Для больших автопарков есть смысл закупать универсальные масла для грузовиков. Но в любом случае важно учитывать климатические особенности, год производства транспорта.
Источник https://5koleso.ru/avtopark/motornoe-maslo-dlya-gruzovika-osobennosti-vybora/
Источник https://www.drive2.ru/o/b/464963127495098926/
Источник https://vsepoedem.com/news/kakoe-maslo-zalivat-v-gruzoviki